Введение
Тема данной контрольной работы: «Источники муниципального праваРФ». Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое положение местногосамоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластияобусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации идеятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наукамуниципального права. Целостный характер этой отрасли знаний определяетсяединством ее объекта – местного самоуправления.
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которыхустанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные нарегулирование муниципальных отношений.
В работе рассмотрены различные группы источников муниципальногоправа с учетом различных уровней правового регулирования муниципальныхотношений.
1. Источники муниципального права РФ
Источник права можно определить как форму выражения правовойнормы. Источником муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовыенормы. [4, с. 132]
Все источники муниципального права как отрасли права можно разделитьна четыре большие группы:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления.
Данные акты стали источниками российского права только после принятияКонституции Российской Федерации 1993 г. Статья 15 Конституции Россиивпервые в истории отечественного конституционного законодательства устанавливает,что общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чеммеждународным договором, то применяются правила международного договора. Изэтих положений следует, что в данных международно-правовых актах содержатсянормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права. Вместе с темочевидны проблемы, связанные с реализацией таких норм, поскольку с однойстороны российское государство как участник системы международных отношений,должно соблюдать нормы международного права, а с другой стороны, с точки зрениягосударственного суверенитета и независимости российского государства, оновправе самостоятельно, исходя из собственных национальных интересов приниматьнормативно-правовые акты, в том числе и по вопросам местного самоуправления.Для обеспечения взаимосвязи национального права России и международного праваКонституция Российской Федерации закрепила положение о том, что общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацииимеют юридическую силу только после их ратификации Федеральным СобраниемРоссии, осуществляемой в форме принятия федерального закона. В качестве примераможно привести Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. присоединенииРоссийской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетахСовета Европы к протоколам к нему», принятый Государственной Думой 21 февраля 1996 г.и одобренный советом Федерации 22 февраля 1996 г. [6, ст. 775]
Важнейшим международно-правовым актом по вопросам местного самоуправления являетсяЕвропейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985года по инициативе Постоянной Конференции местных и региональных органоввласти в Европе (Приложение 1). Хартия состоит из преамбулы и трех частей. Впреамбуле местное самоуправление объявляется в качестве одной из основконституционного строя любого демократического государства, а его развитиепредставляется как вклад в построение единой Европы, основанной на принципахдемократии и права. Первая часть Хартии посвящена законодательному закреплениюоснов местного самоуправления. В этой главе закрепляются гарантии самостоятельности и защитыместного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправлениясвоих полномочий, источники финансирования местного самоуправления, вопросы судебнойзащиты прав местного самоуправления. Во второй главе Хартии устанавливаютсяобязательства государств, ее подписавших. Государство обязуется соблюдать неменее двадцати пунктов первой части Хартии. Часть III Хартии устанавливаетпорядок подписания, ратификация и вступления в силу Хартии.
Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправленияв Европе создан Конгресс местных и региональных органов, который входит вструктуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местныхорганов власти и Палаты регионов. Заседания Конгресса проводятся один раз в годво Дворце Европы в Страсбурге. Конгресс является совещательныморганом,а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация являетсячленом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие вработе Конгресса местных и региональных органов власти Европы.
2. Вторую группу источников муниципального права составляют федеральныенормативно-правовые акты.
Конституция Российской Федерациисодержит начала всехправовых актов и закрепляет в гл. 8 «Местное самоуправление» наиболееважные принципиальные положения, определяющие основные цели и задачи местногосамоуправления; роль местного самоуправления в механизме осуществлениянародовластия; основы деятельности населения по решению задач местного значения(Приложение 2).
Конституционные нормы обладают верховенством и высшей юридическойсилой в отношении всех иных законодательных актов. При этом КонституцияРоссийской Федерации не только представляет собой совокупность правовых норм,регулирующих наиболее важные общественные отношения, но и является«императивом, стоящим над государством и законом и защищающим «справедливыйпорядок государства…». [5, с. 3-15]
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшейюридической силе и прямом действии основного закона Российского государстваозначает, что все конституционные нормы, в том числе и по вопросам организацииместного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами,в силу чего суды приразбирательстве конфетных судебных дел поискам о признании недействительными нарушающих права местного самоуправленияактов органов государственной власти игосударственных должностных лиц,органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, должныруководствоваться Конституцией Российской Федерации. В постановлении ПленумаВерховного Суда России от31 октября 1995 г. №8 «О некоторыхвопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществленииправосудия» по данному поводу даны соответствующие разъяснения. Так, в указанномпостановлении определяются случаи применения Конституции Российской Федерации вкачестве акта прямого действия:
· когдазакрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуютдополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ееприменения при условии принятия федерального закона, регулирующего права,свободы, обязанности человека и гражданина идругие положения;
· когдасуд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территорииРоссийской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации,противоречит ей;
· когдасуд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силуКонституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующимиположениями Конституции;
· когдазакон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, афедеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судомправоотношения, отсутствует.
Вслучаях, когда статья Конституции Российской Федерации являетсяотсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующийвозникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РоссийскойФедерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствуетприменению закона в остальной его части.
Нормативные указы Президента Российской Федерации, как главы государстваподлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они непротиворечат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3ст. 90 Конституции Российской Федерации).
В том жепостановлении говорится, что если при рассмотрении конкретного дела судустановит, что подлежащий применению акт государственного или органа местногосамоуправления не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с этимзаконом.
При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственногоили иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) иобратить внимание органа или должностного лица, с издавшего такой акт, нанеобходимость привести его в соответствие с законом либо отменить. [1, с. 12]
Местное самоуправление осуществляется также в соответствии с федеральнымизаконами.
Важнейшим источником муниципального права, правовой основой дляразвития законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправленииявляетсязакон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 12 августа1995 г. (Приложение 2) Данный закон определяет:
· общиепринципы организации местного самоуправления в Российской Федерации;
· организационно-правовыеформы осуществления местного самоуправления;
· правовые,экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственныегарантии его осуществления;
· основныеполномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местногозначения.
Во многом положения данного Закона обращены в будущее, поскольку всоответствии с ними только начинает формироваться система законодательстваРоссийской Федерации и ее субъектов по вопросам местного самоуправления,происходит создание местных органов самоуправления, осуществляется поискнаиболее эффективных форм и методов реализации местного самоуправления. Длярешения указанных задач и правовой регламентации наиболее принципиальных,важных вопросов организации местного самоуправления на переходный периодвзаконе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» закреплена глава «Заключительные и переходные положения», в которойприводятся следующие основные положения:
· предусматриваетсявозможность временного правового регулирования отдельных вопросов местногосамоуправления уставами муниципальных образований до принятия законов субъектовРоссийской Федерации;
· главемуниципального образования предоставляется право назначения местногореферендума, в случае если в муниципальном образовании не сформированпредставительный орган местного самоуправления;
· ПравительствуРоссийской Федерации предлагается не позднее четырнадцати месяцев со днявступления в силу настоящего Федерального закона разработать и представить нарассмотрение Государственной Думы проекты соответствующих федеральных законов изаконодательных актов, а выборы представительного органа местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления провести не позднеешестнадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. [2, ст. 1917]
Местное самоуправление осуществляется также в соответствии с другимифедеральными законами.
В ПостановленииПравительства Российской Федерации от 6 марта1996 г. №266 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»предписано федеральным органам исполнительной власти привести в месячный сроксвои нормативные акты в соответствие с указанным Законом, а также утвержденперечень проектов Федеральных законов, подлежащих разработке:
1. «Огосударственных минимальных социальных стандартах».
2. «Овнесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основахбюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондовпредставительных и исполнительных органов государственной власти республик всоставе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления.
3. «Овнесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административныхправонарушениях».
4. «Обособенностях организации местного самоуправления в приграничных территориях».
5. «Овнесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О закрытыхадминистративно-территориальных образованиях».
6. «Овнесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции».
7. «Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О пожарной безопасности».
8. «Огосударственных и муниципальных землях.
9. «Омуниципальных банках в Российской Федерации». [6, ст. 1139]
Общественные отношения в области местного самоуправления регулируютсятакже указами Президента Российской Федерации, постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации, постановлениями Конституционного Суда РоссийскойФедерации, постановлениями палат Федерального Собрания.
В качестве примера такого рода нормативно-правовых актов можно привестипринятые в последнее время:
· УказПрезидента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №802«О поэтапномформировании муниципальных органов охраны общественного порядка»;
· ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. №755 «О некоторыхмерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти сорганами местного самоуправления»;
· ПостановлениеКонституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 г. №13-П по делуо проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59Федерального закона от 28 августа 1995 г.«Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениямиот 22 апреля 1996 г.);
· ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об обеспеченииконституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актахсубъектов Российской Федерации» от 10 июня 1994 г.
3. К третьей группе источников муниципального права относятся нормативныеакты, принимаемые органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.Это конституции республик, уставы других субъектов РоссийскойФедерации, законы субъектов Российской Федерации по вопросам местногосамоуправления, акты президентов республик, глав администраций других субъектовРоссийской Федерации, постановления Законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств,других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В докладе на Всероссийском совещании с представителями органовместного самоуправления Председатель Совета Министров Российской Федерации B.C. Черномырдин наметил кругпервоочередных законов, которые необходимо разработать и принять органам государственнойвласти субъектов Российской Федерации по вопросам организации местногосамоуправления. В числе таких нормативно-правовых актов, закон обадминистративно-территориальном устройстве; закон о местном самоуправлении;законы о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; о местном референдуме;о муниципальной службе; о порядке регистрации уставов о местном самоуправлениимуниципальных образований; закон о порядке осуществления права законодательнойинициативы органами местного самоуправления. [7]
В соответствии со ст. 7, п. 2закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаемыесубъектами Российской Федерации нормативные правовые акты по вопросам местногосамоуправления должны находиться в полном соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законами.
4. Четвертую группу источников муниципального права составляют нормативныеправовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальногообразования, органами местного самоуправления и должностными лицами местногосамоуправления.
Важнейшимтакого рода актом является устав муниципального образования, которыйразрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается либопредставительным органом местного самоуправления, либо населениемнепосредственно. Устав муниципального образования принимается в обязательномпорядке и подлежит государственной регистрации: Он должен соответствоватьКонституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законамсубъектов Российской Федерации. В случае противоречия положений уставамуниципального образования положениям указанных нормативно-правовых актов в егорегистрации может быть отказано. Устав муниципального образования вступает всилу только после его официального опубликования (обнародования). В качествепримера можно привести Устав г. Липецка, принятый городским собранием представителейв 1996 г. Данный акт состоит из девяти глав. В первой главе определяютсяофициальные символы, территория, границы, состав земель, административно-территориальноеделение, пригородная зона муниципального образования. Вторая глава закрепляетсистему организации устного самоуправления в городе. Третья глава регламентируетпорядок деятельности и полномочия представительного органа местного самоуправления,закрепляет правовой статус депутата городского Совета. Четвертая глава уставапосвящена деятельности Главы администрации (местного самоуправления) города и подчиненнымему органам и должностным лицам. Пятая глава закрепляет правовые рамкиорганизации и проведения в г. Липецке городского референдума имуниципальных выборов. В шестой главе определяется порядок реализации иных формосуществления местного самоуправления (территориальное общественное самоуправление,собрания (сходы), конференции граждан, народная правотворческая инициатива,обращения граждан в органы местного самоуправления). Седьмая глава Уставазакрепляет экономические основы местного самоуправления в г. Липецке. Ввосьмой главе, определяются рамки ответственности органов и должностных лицместного самоуправления перед государством, населением, а также перед юридическимии физическими лицами. Девятая глава регламентирует порядок принятия уставагорода, внесения в него изменений и дополнений, содержит ряд переходных положений.В частности, согласно ст. 57 Устав г. Липецка принимается представительныморганом местногосамоуправления с учетом общественного мнения.Решение об утверждении Устава г. Липецка принимается большинством не менее2/3 от установленного числа депутатовпредставительного органа.Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав города могут вносить:глава администрации (глава местного самоуправления), председатель городского совета,группа депутатов городского Совета численностью не менее 1/5 от числа избранныхдепутатов, жители города, обладающие избирательным правом путем сбора не менеепяти тысяч подписей.
Помимо уставов органы и должностные лица местного самоуправленияпо вопросам своего ведения принимают (издают) и другие правовые акты. Согласност. 44, п. 1 закона «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» решения, принятые по вопросам местного значенияорганами местного самоуправления, являются обязательными для исполнения натерритории муниципального образования всеми предприятиями, организациями,учреждениями, должностными лицами, гражданами, общественными объединениями.Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов и должностных лицместного самоуправления влечет ответственность в соответствии сзаконом.В этом Законе определено, что наименования и виды правовых актов, принимаемых (издаваемых)органами и должностными лицами местного самоуправления определяются в уставе муниципальногообразования в соответствии с законами Российской Федерации (ст. 19, п. 1).Эти правовые акты не должны противоречить законам, имеющим верховенство всистеме правовых актов государства.
В зависимости от своих юридических свойств правовые акты органов идолжностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е.содержащие общие правила поведения и индивидуальные акты.
Правовые акты представительных органов местного самоуправленияименуются решениями. Порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются вуставе муниципального образования. В этих актах традиционно определятся кворумыдля принятия решений и для преодоления «вето» главы муниципального образования.
Руководитель исполнительного органа местного самоуправления (главаадминистрации), а также глава муниципального образования (если такая должностьпредусмотрена в уставе муниципального образования) в пределах своих полномочийиздают постановления и распоряжения.
В форме постановления издаются акты, имеющие нормативное содержание,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а такжесвязанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития,охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности ифинансовых ресурсов.
Правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправленияопределяются, как правило, соответствующими положениями об этих органах. Обычноруководители структурных подразделений исполнительного органа местногосамоуправления (администрации) издают по вопросам своего ведения приказы.
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправлениямогут быть отменены этими органами и должностными лицами либо признаны недействительнымипо решению суда. [3, с. 12]
Заключение
Итак, все источники муниципального права как отрасли права можноразделить на четыре большие группы:
К первой группе относятся общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры Российской Федерации по вопросам организацииместного самоуправления.
Вторую группу источников муниципального права составляют федеральныенормативно-правовые акты.
К третьейгруппе источников муниципального права относятся нормативные акты, принимаемыеорганами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Четвертую группу источников муниципального права составляют нормативныеправовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальногообразования, органами местного самоуправления и должностными лицами местногосамоуправления.
Списоклитературы
1. Бюллетень Верховного судаРФ. – 1996. – №2.
2. Закон РФ о внесенииизменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» //Собрание законодательства РФ. – 2006. – №17.
3. Кутафин О.Е. Муниципальноеправо РФ // Учебник. – 2004. – 379 с.
4. Муниципальное правоРоссии // Учебник. Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. – 2005. – 326 с.
5. Румянцев О.Г. Основыконституционального строя: понятие, содержание, отражение в конституции //Государство и право. – 1993. – №10. – с. 3-15.
6. Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – 1996. – №9.
7. Черномырдин В.С. Надобольше власти отдать на места // Российская газета. – 1995. – 9 ноября.
Приложения
Приложение 1
СОВЕТ ЕВРОПЫ
ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(ETS №122)
(Страсбург, 15 октября 1985 года)
Преамбула
Государства – члены Совета Европы, подписавшие настоящую Хартию, считая,что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членамиво имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общимдостоянием, считая, что одним из средств, служащих достижению этой цели, являетсязаключение соглашений в области управления, считая, что органы местногосамоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя, считая,что право граждан участвовать в управлении государственными делами относится кдемократическим принципам, разделяемым всеми государствами – членами СоветаЕвропы, будучи убеждены в том, что это право наиболее непосредственным образомможет быть осуществлено именно на местном уровне, будучи убеждены, чтосуществование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправленияобеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление, сознавая,что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странахявляется значительным вкладом в построение Европы, основанной на принципахдемократии и децентрализации власти, утверждая, что это предполагаетсуществование органов местного самоуправления, которые наделены демократическисозданными органами и которые пользуются значительной самостоятельностью вотношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых длявыполнения своих функций, договорились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме,как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии.
Часть I
Статья 2
Конституционные и законодательные основы местного самоуправления
Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннемзаконодательстве и, по возможности, в Конституции государства.
Статья 3
Понятие местного самоуправления
1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способностьорганов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичныхдел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и винтересах местного населения.
2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими изчленов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщегоголосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительныеорганы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдумуили любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.
Статья 4
Сфера компетенции местного самоуправления
1. Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаютсяКонституцией или законом. Тем не менее, это положение не исключаетпредоставления органам местного самоуправления в соответствии с закономполномочий для выполнения конкретных задач.
2. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом,обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы полюбому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится введении какого-либо другого органа власти.
3. Осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественновозлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либофункции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объемаи характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.
4. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, какправило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены подсомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органомвласти только в пределах, установленных законом.
5. При делегировании полномочий каким-либо центральным или региональныморганом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно,обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям.
6. Необходимо консультироваться с органами местного самоуправления,насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессепланирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся.
Статья 5
Защита границ территорий, в которых осуществляется местноесамоуправление
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в томчисле путем проведения референдума там, где это допускается законом.
Статья 6
Соответствие структур и административных средств задачам органовместного самоуправления
1. Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая болееобщих законодательных положений, сами определять свои внутренние административныеструктуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местнымпотребностям и обеспечивали эффективное управление.
2. Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечиватьподбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личныхдостоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующиеусловия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.
Статья 7
Условия осуществления полномочий на местном уровне
1. Статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществлениеих мандата.
2. Статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащуюденежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, атакже, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок иливознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.
3. Функции и деятельность, не совместимые с мандатом местного выборноголица, могут устанавливаться только законом или основополагающими правовымипринципами.
Статья 8
Административный контроль за деятельностью органов местногосамоуправления
1. Любой административный контроль за органами местного самоуправленияможет осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституциейили законом.
2. Любой административный контроль за деятельностью органов местногосамоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдениязаконности и конституционных принципов. Тем не менее административный контрольможет включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящимиорганами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органамместного самоуправления.
3. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправлениядолжен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательстваконтролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.
Статья 9
Финансовые ресурсы органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальнойэкономической политики, на обладание достаточными собственными финансовымиресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своихполномочий.
2. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны бытьсоразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.
3. По меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправлениядолжна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органыместного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом.
4. Финансовые системы, на которых основываются ресурсы местныхорганов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем,чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменениемиздержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий.
5. Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправлениятребует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер,направленных на корректировку последствий неравномерного распределениявозможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов.Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местногосамоуправления в пределах их собственной компетенции.
6. Порядок предоставления перераспределяемых ресурсов необходимодолжным образом согласовывать с органами местного самоуправления.
7. Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, повозможности, не должны предназначаться для финансирования конкретных проектов.Предоставление субсидий не должно наносить ущерба основополагающему принципусвободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере ихсобственной компетенции.
8. Для финансирования инвестиций органы местного самоуправлениядолжны в соответствии с законом иметь доступ к национальному рынку капиталов.
Статья 10
Право местных органов самоуправления на ассоциацию
1. Органы местного самоуправления имеют право, при осуществлениисвоих полномочий, сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию сдругими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющихобщий интерес.
2. В каждом государстве должно быть признано право органов местногосамоуправления вступать в какую-либо ассоциацию для защиты и достижения общихинтересов и право вступать в какую-либо международную ассоциацию органовместного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления могут сотрудничать с органамиместного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом.
Статья 11
Правовая защита местного самоуправления
Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защитудля обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдениязакрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местногосамоуправления.
Часть II. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12
Обязательства
1. Каждая Сторона обязуется считать себя связанной по меньшей мередвадцатью пунктами части I Хартии, из которых по меньшей мере десять должныбыть из числа следующих пунктов:
– статья 2
– статья 3, пункты 1 и 2
– статья 4, пункты 1, 2 и 4
– статья 5
– статья 7, пункт 1
– статья 8, пункт 2
– статья 9, пункты 1, 2 и 3
– статья 10, пункт 1
– статья 11.
2. В момент сдачи на хранение ратификационной грамоты или документао принятии или одобрении Хартии каждое Договаривающееся государство уведомляетГенерального секретаря Совета Европы о пунктах, выбранных в соответствии сположениями пункта 1 настоящей статьи.
3. Впоследствии любая Сторона может в любое время уведомить Генеральногосекретаря о том, что она обязуется соблюдать любой другой пункт настоящейХартии, который она еще не приняла в соответствии с положениями пункта 1настоящей статьи. Такие обязательства, принятые позднее, рассматриваются каксоставная часть ратификации, принятия или одобрения уведомляющей Стороны ивступают в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев,считая с даты получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья 13
Органы самоуправления, на которые распространяется действие Хартии
Принципы местного самоуправления, содержащиеся в настоящей Хартии,распространяются на все существующие на территории Стороны категории органовместного самоуправления. Вместе с тем при сдаче на хранение ратификационнойграмоты или документа о принятии или одобрении каждая Сторона может указатькатегории органов местного или регионального самоуправления, которыми онанамерена ограничить применение настоящей Хартии, или те категории, которые онанамерена исключить из сферы применения Хартии. Сторона может также путемпоследующего уведомления Генерального секретаря Совета Европы распространитьдействие Хартии на другие категории органов местного или региональногосамоуправления.
Статья 14
Предоставление информации
Каждая Сторона направляет Генеральному секретарю Совета Европы всюнеобходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, принятых еюдля обеспечения соблюдения положений настоящей Хартии.
Часть III
Статья 15
Подписание, ратификация и вступление в силу
1. Настоящая Хартия открыта для подписания государствами – членамиСовета Европы. Хартия подлежит ратификации, принятию или одобрению.Ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении сдаются нахранение Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Настоящая Хартия вступает в силу в первый день месяца, следующегопо истечении трех месяцев, считая с даты заявления четырьмя государствами – членамиСовета Европы о своем согласии соблюдать Хартию в соответствии с положениямипредыдущего пункта.
3. Для любого государства – члена Совета Европы, впоследствии выразившегосогласие быть связанным Хартией, она вступает в силу в первый день месяца,следующего по истечении трех месяцев, считая с даты сдачи на хранениератификационной грамоты или документа о принятии или одобрении Хартии.
Статья 16
Территориальная оговорка
1. В момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамотыили документа о принятии, одобрении или присоединении к Хартии любое государствоможет указать территорию или территории, в отношении которых будет применятьсянастоящая Хартия.
2. Каждое государство может впоследствии в любой момент путем заявления,направленного Генеральному секретарю Совета Европы, распространить применениенастоящей Хартии на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношенииэтой территории Хартия вступает в силу в первый день месяца, следующего поистечении трех месяцев, считая с даты получения такого заявления Генеральнымсекретарем.
3. Любое заявление, сделанное в соответствии с двумя предыдущимипунктами, может быть отозвано в отношении любой территории, указанной в такомзаявлении, путем направления уведомления Генеральному секретарю. Такой отзыввступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении шести месяцев,считая с даты получения такого уведомления Генеральным секретарем.
Статья 17
Денонсация
1. Любая из Сторон может денонсировать настоящую Хартию в любоевремя по истечении пяти лет, считая с даты ее вступления в силу для даннойСтороны. За шесть месяцев Генеральному секретарю Совета Европы направляетсяпредварительное уведомление. Такая денонсация не влияет на действие Хартии длядругих Сторон, при условии, что их число никогда не будет меньше четырех.
2. Согласно положениям предыдущего пункта каждая из Сторон можетденонсировать любой ранее принятый ею пункт части I Хартии при том условии, чточисло и категории пунктов, которые должна соблюдать эта Сторона, соответствуютположениям пункта 1 статьи 12. Каждая Сторона, которая после денонсации одногоиз пунктов более не удовлетворяет требованиям пункта 1 статьи 12, будетрассматриваться как денонсировавшая также Хартию в целом.
Статья 18
Уведомления
Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства – членыСовета Европы:
a) о любом подписании;
b) о сдаче на хранение любой ратификационной грамоты или документао принятии или одобрении;
c) о любой дате вступления настоящей Хартии в силу в соответствиис положениями статьи 15;
d) о любом уведомлении, полученном в соответствии с положениямипунктов 2 и 3 статьи 12;
e) о любом уведомлении, полученном в соответствии с положениямистатьи 13;
f) о любом другом акте, уведомлении или сообщении, относящемся кнастоящей Хартии.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные,подписали настоящую Хартию.
Совершено в Страсбурге 15 октября 1985 года на английском и нафранцузском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственномэкземпляре, который хранится в архиве Совета Европы.
Генеральный секретарь Совета Европы направляет должным образом завереннуюкопию каждому из государств – членов Совета Европы.
(Подписи)
Приложение2
Конституция РФ
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельноерешение населением вопросов местного значения, владение, пользование ираспоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органыместного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселенияхи на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.Структура органов местного самоуправления определяется населениемсамостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местноесамоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальнойсобственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливаютместные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а такжерешают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельнымигосударственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществленияматериальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочийподконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правомна судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти, запретом наограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законами.