Реферат по предмету "Государство и право"


История становления экологического права

Содержание
Введение
1. Понятие экологического права
2. История становления экологического права
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Развитиеобщества за период своего существования воздействовало на окружающую природнуюсреду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также длячеловека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных наизучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования иохраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условийжизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальныепроблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.
Термин«экология» возник в конце XIXв. Впервые в научную терминологию слово«экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886г. иимело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово«экология» в переводе с греческого означает «наука о доме»(oikos- дом, жилище, logos- учение).
Сначалаэкология развивалась как часть биологии. В узком смысле экология (биоэкология)-одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций,сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии(общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового,биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии сокружающей средой.
Вшироком смысле экология (глобальная экология)- комплексная (междисциплинарная)наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействииприроды и общества. Задачи глобальной экологии- изучение законов взаимодействияприроды и общества и оптимизация этого взаимодействия.[1]
Такили иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредствомправового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельнойюридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этапформирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой иучебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона«Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства,проведением административной реформы органов государственной власти РоссийскойФедерации за последние годы наступил новый этап в развитии экологическогоправа. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслейправа.
Вданной работе мы рассмотрим понятие экологического права и историю становленияэкологического права.
1. Понятие экологического права
Экологическоеправо можно определить как совокупность правовых норм, регулирующихобщественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества иприроды в интересах сохранения и рационального использования окружающейприродной среды для настоящих и будущих поколений.
Самостоятельностьотрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, аименно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которыхнаправлены нормы права, а также метода правового регулирования.
Предметомэкологического права являются общественные отношения в области взаимодействияобщества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, исам предмет экологического права делятся на три составные части:
1)природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулируетобщественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов,общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всейокружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулированиявсего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
2)природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения попредоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы ихохраны и рационального использования- земли, ее недр, вод, лесов, животногомира и атмосферного воздуха;
3)нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественныеотношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защитыокружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормымеждународного права).[2]
Методомэкологического права является способ воздействия на общественные отношения.Выделяются следующие методы:
— экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключенияявлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающейсреды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
— административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравногоположения субъектов права- из отношений власти и подчинения, второй основан наравенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
— историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемыхправовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений,недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).
Системаэкологического права- это совокупность институтов экологического права,расположенных в определенной последовательности.
Объектамиэкологического права является то, по поводу чего совершается правовоерегулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относитк объектам охраны окружающей среды:
— земли, недра, почвы;
— поверхностные и подземные воды;
— леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическоепространство.[3]
Впервоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы,природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенномувоздействию.
Особойохране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия иСписок всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, втом числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы,национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады,лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконнаясреда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельностикоренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особоеприродоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительнаяэкономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся подугрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другиеорганизмы и места их обитания.2. История становления экологического права
Несмотряна достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросыформирования институтов экологического права в историческом аспекте практическиотсутствуют полностью. Поэтому следует рассказать об истории экологическогоправа, и как отрасли права и как учебной дисциплины.
Вомногих учебниках по экологическому праву история либо не затрагивается вовсе,либо только выделяется периодизация развития экологического законодательстваначиная с 1917г. (издания Декрета «О земле»).
Так,Б.В.Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло триосновных этапа:
— возникновение, становление и развитие экологического права в рамках«земельного права в широком смысле»;
— развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей;
— современный период развития экологического права, его выход за рамкиприродоресурсовых отраслей.[4]
Первыйэтап охватывал 1917-1968гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьейвторой которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные,водные); второй- с 1968 по 1987г., когда создаются многочисленныезаконодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связиприродных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон обиспользовании и охране животного мира и др.), и наконец, коллективно признаноналичие экологического права как правовой общности; третий период- с 1988г.,когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву.
Другиеавторы выделяют шесть периодов экологического законодательства:
1917-1922гг.-возникновение и становление законодательных актов об охране и использованииприродных ресурсов;
1922-1957гг.-активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;
1957-1963гг.-принятие во всех республиках СССР законов об охране природы- новой формыприродоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природыв РСФСР от 26 октября 1960г.;
1968-1980гг.-проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле,недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;
1985-1990гг.-попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональномиспользовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создатьспециальные органы управления в СССР и республиках;
1990г.-до настоящего времени.[5]
Новымэтапом является также время принятия Закона РСФСР 1991г. «Об охранеокружающей природной среды» и Федерального закона «Об охранеокружающей среды» 2002г.
Каквидим, подчеркивается преимущественное развитие блока природоресурсногозаконодательства над природоохранительным. Но поскольку вместе на сегодняшниймомент их объединяют общим экологическим правом, наверное, целесообразнееговорить об истории экологического права не только как об историиприродоохранительного законодательства, но и об истории природоресурсногозаконодательства, понимая при этом их тесное взаимодействие и влияние друг надруга. Из всего блока природоресурсного законодательства, бесспорно,интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. От экологическогоправа земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируютотношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, тоземельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения,возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком ихиспользования. При этом в предмет земельного права входят и отношения,связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеетвспомогательный характер.
Темне менее, существует и мнение о том, что земельное право является подотрасльюэкологического права. Обратим внимание также на то, что иные природоресурсныеотрасли законодательства (лесное, водное, горное и др.) не получили своегосамостоятельного развития в рамках отдельно выделяемой учебной дисциплины ивопросы, связанные с предоставлением, порядком использования данных природныхресурсов, рассматриваются в рамках предмета экологического права. В такомслучае скорее можно согласиться с подотраслевой принадлежностью земельногоправа к экологическому праву- последнее, несомненно, шире по своему значению исодержанию.
Чтоже является предметом исторического изучения экологического права? На нашвзгляд, историей экологического права должны быть все те юридические, правовыепредпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформироватьдействующие институты, нормы, принципы современного экологического права,состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительныхнорм. Неверным было бы начинать историю экологического права России с первогоунифицированного документа об охране природы (1960г.) или с 1917г. (Декрета«О земле»), или даже с появления самого термина «экология».И термин, и вышеуказанные акты не появились спонтанно, безпричинно-следственной связи с общественным развитием общества, проблемами, скоторыми оно сталкивается и пытается разрешить хотя бы в форме обычных правилповедения, выраженных в устной форме. Ведь обычаи тоже являются источникамиправа в широком смысле.
Неследует отбрасывать ранее существовавшее законодательство России- до 1917г.,развивающее нормы пусть даже только природоресурсного права (хотя не доказаноотсутствие природоохранительных норм в России до 1917г.).
Приведемпару примеров из Полного Собрания законов Российской Империи. В Манифесте обучреждении министерств закреплено, что министру финансов вверяется ЛеснойДепартамент. Понятно, что указанный департамент обладал определеннойкомпетенцией и сферой деятельности в области леса.
Интересентакже текст Указа от 10 апреля 1832г. Императора Николая I «ОправахБашкирцев на принадлежащие им земли в Оренбургском крае». Вот 3 пункта изтекста Указа:
«4.Составление подробнейших правил на продажу Башкирских земель предоставитьОренбургскому Военному Губернатору, который оснуетъ их на местных соображениях.
5.Но дабы разрешение сей продажи не могло обратиться во вред Башкирцам, топостановить, чтобы в каждой волости оставалось от 40 до 60 десятин, поусмотрению главного местного Начальства, на душу такой земли, которую обществоне имело право продавать.
Еслиже откроется, что в некоторых волостях вышеуказанного количества десятин надушу не окажется, то всякая продажа или иное отчуждение земли в сих волостяхвоспрещается.
7.Если в недрах тех земель, продажа коих по силе ст.5 воспрещается, оказалисьземли, содержащие богатства рудных, то не возбранять Башкирцам отдавать и сииземли в временное содержание желающим учреждать горные заводы и фабрики ипользоваться рубкою леса в тех дачах, но не иначе, как с утверждения ВоенногоГубернатора и ведома Горного Начальства».[6]
Вкомментариях к Лесному кодексу под ред. С.А.Боголюбова отмечается, что«усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторыеограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в концеXIX в… Лесоохранительный закон 1888г. и Лесной устав 1913г. (входившие в Сводзаконов Российской Империи) предусматривали вмешательство государства в правачастного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, правогосударства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушаютзаконодательство».[7]
В70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства,начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии сОсновами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрахРСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона- Закон РСФСР обохране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. Врезультате относительно стройной системой законодательства было охваченоправовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Этацелостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде наземельное право как учебную дисциплину.
Вчастности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права вшироком смысле, а нового предмета- курса природоресурсового права и правовойохраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на светспециальные учебные пособия и учебники.
Однакоучебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируяуглубление научных исследований. Выяснилось, что природоресурсовый подход кправовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку внеправового регулирования остаются экологические связи природных объектов междусобой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическимиинтересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостностиокружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическомуправу, а с 1988г. в учебную программу экологических вузов была включена новаядисциплина «Экологическое право» и был издан первый в России учебник.
КонституцияРФ в ст.72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляетземельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охранеокружающей среды. Отдельного «экологического законодательства» вутвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право являетсясамостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в томчисле вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельнойюридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно,на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодняотдельно от экологического права преподается только в виде земельного права,аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животныммиром и т.д. не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплиныдля изучения в высших учебных заведениях. Дискуссионным, на наш взгляд, такжеявляется вопрос о возможности одновременно в одной учебной дисциплине изучатьправовой режим объектов окружающей среды как экономического природного ресурса(природоресурсный аспект) и как экологического объекта в целях охраны исохранения природного баланса в целом.
Вкачестве предпосылок становления и функционирования экологического права можноотбирать разные по масштабам, сфере проявления, значению, силе влияния иэффективности воздействия факторы социальной, экономической, политической иправовой жизни. Такой отбор зависит во многом от целей его проведения,частично- от подхода к понятию данной отрасли права, от определения этапов ееразвития и т.п. Но все же бесспорно, что решающими на любом этапе и внезависимости от широкого или узкого понимания предмета правового регулированияявляются:
во-первых,социально-экологический кризис (объективный фактор),
во-вторых,государственная экологическая политика (субъективный фактор).
Понятно,что оба они не в меньшей, если не в большей степени подвержены с течениемвремени (иногда очень быстро) изменениям под воздействием иных являющихсясамыми разнообразными по содержанию явлений и процессов.[8]
Заключение
Вопросыполитики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. На нашвзгляд, только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можнодождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильныхприоритетов. В рамках экологической доктрины Российской Федерации отмеченазадача создания эффективного правового механизма обеспечения сохраненияприродной среды и экологической безопасности, а также совершенствованияправоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности заэкологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо в томчисле устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранныминормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательствомв области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.
Вопросформирования экологического права в России может стать отдельным предметомисследования. Учитывая Обращение Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации к Правительству Российской Федерации о состоянии и задачахисторического образования в России, где отмечена необходимость уделять особоевнимание историческому прошлому России с позиций научной истины ипатриотического воспитания, а также отсутствие комплексных работ по историиэкологического права России, актуальность подобного исследования не должнаставиться под сомнение.
Список использованных источников
1.   КонституцияРФ. – М.: Проспект, 2009.
2.   Федеральныйзакон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года (ред. от 27.12.2009 года) «Об охранеокружающей среды».
3.   БоголюбовС.А. Экологическое право России. — М.: Приор, 2004.
4.   БринчукМ.М. Экологическое право. – М.: ЮНИТИ, 2007.
5.   ДубовикО.Л. Экологическое право России. — М.: Омега-Л, 2006.
6.   ЕрофеевБ.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических заведений –Москва: ООО «Профобразование», 2003.
7.   Комментарийк Лесному кодексу РФ / под ред. С.А.Боголюбова. – М.: Инфра-М, 2006.
8.   ПетровВ.В. Экологическое право России. – М.: Изд-во «БЕК», 2007.
9.   Экологическоеправо: учебное пособие / Ю.Н. Трунцевский, Н.Е. Саввич. — М.: АО «ЦентрЮрИнфоР», 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.