Реферат по предмету "Государство и право"


Исполнительная власть в субъектах

План
Введение
1. Понятие и общая характеристика органов исполнительнойвласти
2. Понятие и особенности системы органов исполнительнойвласти субъектов РФ
3. Высшее должностное лицо субъекта РФ
4. Высший исполнительный орган государственной властисубъекта РФ
5. Правотворческая деятельность органов исполнительнойвласти субъектов РФ
Заключение
Список используемой литературы и нормативных актов
Введение
В настоящее время конституционные нормы содержат ряд общихположений, из содержания которых можно получить известное представление как осамой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст.77 (ч.2) КонституцииРФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее субъектовфедеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной властисубъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РоссийскойФедерации. Так впервые появляется конституционное упоминание об органахисполнительной власти.
Республики, входящие в состав Федерации, самостоятельно устанавливаютсистему республиканских органов власти, включающую и органы исполнительнойвласти. В уставах краев, областей, городов федерального значения, автономнойобласти, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья системыисполнительных органов.
Действующее законодательство наряду с широким использованиемтермина «органы исполнительной власти» часто содержит упоминания об«исполнительных органах», о «государственных органах управления».А Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органовисполнительной власти» от 17 марта 1997 г. характеризует субъектыисполнительной власти как «органы исполнительной власти, осуществляющиегосударственное управление».
Наконец, Федеральный закон «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органонгосударственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.(с последующими дополнениями и изменениями) допустил возможность использованияв одном значении терминов «исполнительные органы государственной властисубъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной властисубъекта Российской Федерации».
В данной работе мы рассмотрим особенности исполнительныхорганов субъектов Российской Федерации.
1. Понятие и общая характеристика органовисполнительной власти
Среди субъектов административного права органыисполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числаорганизаций группа субъектов административного права.
Специфику любого органа государственной власти составляетто, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени,наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в правеоргана издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являютсяобязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающиереализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования ипринуждения.
Орган исполнительной власти — это организация, которая,являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию,территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии сзаконодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призванав порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлятьповседневное руководство хозяйственной, социально-культурной,административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Выделим основные признаки исполнительных органов власти
Исполнительные органы представляют собой составную часть государственногоаппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается впрактической реализации задач и функций исполнительной власти в процессеуправления или регулирования в сферах экономической, социальной иадминистративно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному,назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного ираспорядительного характера.
Органы исполнительной власти являются носителямиопределенного объема государственно-властных (юридически властных) полномочий. Этиполномочия выражаются прежде всего в издании исполнительными органами правовыхактов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполненияимеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включаясредства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличиеопределенного объема юридически властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. запределами данного органа, — наиболее существенный элемент компетенции органовисполнительной власти. Издаваемые исполнительными органами правовые акты неподменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти.С одной стороны, они подзаконны, но предназначены для исполнения требований,содержащихся в законах. С другой стороны, правовые акты исполнительных органовотличаются от актов судебных органов, имеющих преимущественнонегативно-юрисдикционный характер, и не выражают присущие судебным органамфункции и полномочия правосудия.
Исполнительные органы представляют собой разновидность государственныхорганизаций, в числе которых действуют также государственные организации. Нопоследние не являются носителями государственно-властных полномочий, невыполняют функции по реализации Исполнительной власти, поскольку представляютсобой не органы государства, а соответствующим образом организованные трудовыеколлективы, основным назначением которых является создание материальныхценностей (например, завод), оказание тех или иных материальных услуг, наконец,осуществление социальных функций (например, больница, школа).
Исполнительные органы также представляют собой определенныетрудовые коллективы, формируемые государством в соответствии с их целевымназначением на базе определенной организационной структуры. Имеется в видувнутреннее построение органа, предполагающее наличие совокупностигосударственных должностей (штаты), распределение между ними обязанностей иответственности, определение объема полномочий каждого работника (должностноголица), нанимающего соответствующую должность государственной службы. Именно государственныеслужащие составляют сердцевину штатной характеристики органовисполнительной власти (исполнительных органов).
Органы исполнительной власти обладают оперативнойсамостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за нимикомпетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органалибо в нормах Конституции РФ (например, Правительства РФ), либо в нормахконституций и уставов субъектов Федерации, либо в нормах федерального ирегионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальныхположений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенцияисполнительного органа выражает его задачи, функции, обязанности, полномочия иответственность.
Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимоучитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно,представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, самипо себе исполнительными органами не являющиеся.
Каждый орган исполнительной власти имеет определенный для негозаконодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенностифедеративного устройства России.
Образование, реорганизация и ликвидация исполнительныхорганов осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и еесубъектов, Президентом РФ, главами республик, краев, областей и т.п. либо но ихпредставлению соответствующими представительными (законодательными) органамивласти.
Итак, главной задачей органов исполнительной власти являетсяосуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектовадминистративного права. Они призваны повседневно организовывать практическоеисполнение законов и других актов органов законодательной власти и указовПрезидента.
Административно-правовой статус органов исполнительнойвласти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республикв составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральныйконституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»), положениями(например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Приэтом все органы исполнительной власти обладают административнойправосубъектностью.
Административно-правовой статус органа исполнительной властиопределяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системеуправления.
Вместе с тем общими чертами правового положения органаявляются:
подзаконный характер деятельности органов исполнительнойвласти;
наделение их правом распорядительства, издавать подзаконныеюридические акты, в том числе акты нормативного характера;
подотчетность и подконтрольность нижестоящих органоввышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряженийвышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управлениямогут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном.В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойноеподчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью,железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отраслиуправления;
оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.
Компетенция органа исполнительной власти, определяемаязаконодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, егофункции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, атакже структуру органа.
Задачи и цели органа исполнительной власти — это то, чего ондолжен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной емуобласти.
Функции органа указывают, из чего складывается практическаяповседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных передним задач.
Основными функциями, присущими компетенции почти всехорганов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело,финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.
Права и обязанности определяют границы полномочий органаисполнительной власти в осуществлении, каждой из его функций.
Формы и методы работы органа исполнительной властиопределяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболееобщими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятиенормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по ихобеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия собщественностью и др.
Как и иные субъекты административного права, органыисполнительной власти наделены административной право — и дееспособностью. Возникаетона одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается всвязи с их упразднением.
Согласно Конституции исполнительную власть РоссийскойФедерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из ПредседателяПравительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Правительство РФ: а) разрабатывает и представляетГосударственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляетДуме отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение вРоссийской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечиваетпроведение единой государственной политики в области культуры, науки,образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляетуправление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспечению обороныстраны, государственной безопасности, реализации внешней политики РоссийскойФедерации; е) проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализуетиные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами,указами Президента.
Деятельность Правительства осуществляется посредствомфункционирования работающих под его руководством различных органовисполнительной власти. Их система включает в себя:
1. Федеральные министерства (по атомной энергии,внутренних дел, государственного имущества, по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по делам СодружестваНезависимых Государств, по делам печати, телерадиовещания и средств массовыхкоммуникаций, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры,обороны, образования, по делам федерации и национальностей, путей сообщения,сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, торговли, труда исоциального развития, финансов, экономики, юстиции и др.
2. Государственные комитеты РФ (по делам Севера, покинематографии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, таможенный,по молодежной политике и др.).
3. Федеральные комиссии России (Высшаяаттестационная, по рынку ценных бумаг, энергетическая).
4. Федеральные службы России (безопасности, внешнейразведки, воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспортному контролю,пограничная и др.).
5. Российские агентства
6. Федеральные надзоры России (горный и промышленный,по ядерной и радиационной безопасности).
7. Иные федеральные органы исполнительной власти.
Понятием системы исполнительных органов власти, или органовгосударственного управления, как составной структурной части механизмагосударства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральнымиорганами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти всубъектах Российской Федерации.2. Понятие и особенности системы органов исполнительнойвласти субъектов РФ
Конституция РФ определила основные начала в образованиирегиональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствиеконкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблемв административной организации субъектов РФ. Органы исполнительной власти внастоящее время создаются и действуют:
1) в республиках, имеющих свои конституции, которые определяютосновные начала создания системы республиканских исполнительных органов;
2) в краях и областях (т.е. административно-территориальныхединицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своихуставах;
3) в автономных образованиях (одна область и округа);
4) в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
В целях преодоления противоречий региональногозаконодательства 90-х гг., регламентирующего порядок формирования системыорганов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным законодателем былиустановлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходитьформирование региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этимбыл принят Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федеральногозакона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ). Субъекты РФ формируют свои системы органовисполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общиепринципы организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принциповотносится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В частности, каждый из 89 субъектов Федерации имеетсобственную систему органов исполнительной власти, которую они формируютсамостоятельно(ч.2 ст.11 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционногостроя государства. Это, в частности, означает, что образование, формирование идеятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируетсяКонституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами),законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей идругих субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения РоссийскойФедерации (ст.71 Конституции РФ) и ее полномочий по предметам совместноговедения (ст.72 Конституции РФ) федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую системуисполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции РФ).
Особенностью этой единой системы является то, что вненазванных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектовФедерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции РФ),т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функциигосударственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельноопределяющими и их административно-правовой статус.
При этом функции и полномочия в области государственногоуправления на уровне субъектов Федерации осуществляются не федеральнымиорганами исполнительной власти (кроме случаев сохранения строгой управленческойвертикали, например, в системах управления обороной, внутренними делами). Органыисполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинениисоответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют ссоответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительнойвласти субъектов Федерации. Отнесенные к их ведению полномочия федеральныеорганы исполнительной власти осуществляют на территории субъектовнепосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.
На федеральном уровне важное значение придается обеспечениюкоординации действий федеральных органов исполнительной власти и органовисполнительной власти субъектов Федерации. Эту задачу реализуют соответствующиеподразделения Администрации Президента, Правительства РФ.
Следует иметь в виду, что для характеристики системыгосударственного управления в субъектах Федерации часто употребляется термин«региональное управление». По своей сути под ним понимаетсяадминистративно-правовая организация системы государственного управления всубъектах Федерации, отличная от такой же организации управления на федеральномуровне.
При характеристике регионального управления необходимоучитывать, что практически на территории субъектов функционируют всехозяйственные, социально-культурные и иные объекты (организации различногоотраслевого профиля), дающие работу миллионам людей или обслуживающие ихразнообразные и повседневные интересы и потребности. Фактически все населениестраны базируется на их территории. В силу этого правовому, включаяадминистративное, регулированию принадлежит решающая роль в обеспеченииэффективной государственно-управленческой деятельности на региональном уровнекак одному из решающих условий жизненности современного российского федерализма.
Государственно-правовая природа субъектов Федерации различна.С одной стороны, национальные республики, вошедшие в состав РоссийскойФедерации со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностямиорганизации исполнительной власти; с другой стороны — края и области, т.е. типичноадминистративно-территориальные единицы, живущие по собственным уставам, стретьей стороны — автономные образования (область и округ как формагосударственного определения малых народов); в-четвертых, города федеральногозначения (Москва и Санкт-Петербург).
В настоящее время начата унификация системы органовисполнительной власти во всех субъектах Федерации. Ее юридическую основусоставляет Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации», один из разделов которогоспециально посвящен органам исполнительной власти субъекта Федерации.
В настоящее время действуют единые правовые нормы, которымиопределяется административно-правовой статус органов исполнительной власти всехсубъектов Федерации. В отношении этих норм прежде всего необходимо обратитьвнимание на следующее:
принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;
исполнительная власть в системе органов государственнойвласти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органомгосударственной власти субъекта;
конституцией (уставом) субъекта Федерации можетустанавливаться должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющегоего высший исполнительный орган государственной власти;
законодательный орган субъекта Федерации устанавливаетпорядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждаетпредставляемые высшим должностным лицом программы социально-экономическогоразвития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждаетсхему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного органагосударственной власти; назначает на должность и освобождает от должностиотдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляетрешение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;
Органы исполнительной власти субъекта Федерации действуют наоснове положений о них, утверждаемых высшим органом исполнительной властисубъекта.3. Высшее должностное лицо субъекта РФ
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительнойвласти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъектаРФ, который возглавляет руководитель (президент республики, губернатор, главаадминистрации). Конституцией (уставом) субъекта РФ вводится должность высшегодолжностного лица субъекта РФ, которое возглавляет в данном случае высшийисполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается на срокне более пяти лет (и не может избираться на указанную должность более двухсроков подряд) гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ иобладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом,на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайномголосовании. Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителявысшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливаетсяконституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иныхтрадиций данного субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ не может бытьодновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членомСовета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иныегосударственные должности Российской Федерации, государственные должностифедеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФили государственные должности государственной службы субъекта РФ, а такжевыборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальнойслужбы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кромепреподавательской, научной и иной творческой, если иное не предусмотренозаконодательством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет важные полномочия:
а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ,органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономическихсвязей, при этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъектаРФ;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путемподписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы,принятые законодательным (представительным) органом государственной властисубъекта РФ;
в) формирует высший исполнительный орган государственнойвласти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседаниязаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ,а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) органгосударственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока,установленного для этого законодательному (представительному) органу государственнойвласти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;
д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного)органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса.
Руководитель высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ может осуществлять и иные полномочия. При этом он обязансоблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законысубъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановленияПравительства РФ.
Законодательством предусмотрены случаи досрочногопрекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ: его смерть; егоотставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органомгосударственной власти субъекта РФ; его отставка по собственному желанию; признаниеего судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующимили объявление умершим; вступление в отношении его в законную силуобвинительного приговора суда; его выезда на постоянное место жительства запределы Российской Федерации; утрата им гражданства Российской Федерации; егоотзыв избирателями субъекта РФ, если такой отзыв предусмотрен конституцией (уставом)субъекта РФ.
Субъект РФ вправе вводить институт отрешения отдолжности высшего должностного лица, что может иметь различные основания.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ могутпрекратиться досрочно и в случае отрешения его от должности Президентом РФ. ПрезидентРФ может вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ вслучае:
а) издания высшим должностным лицом субъекта РФ нормативногоправового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законами федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующимсудом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течение двух месяцев со днявступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решениемсуда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решениясуда;
б) уклонения высшего должностного лица субъекта РФ в течениедвух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действиянормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либонормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ от изданиянормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленногонормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если втечение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось всоответствующий суд.
Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждениевысшему должностному лицу субъекта РФ, не может превышать шести месяцев со днявступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указаПрезидента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта высшегодолжностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органаисполнительной власти субъекта РФ, если высшее должностное лицо субъекта РФ необратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФпредупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ указанное лицо не принялов пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основаниемдля вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицосубъекта РФ от должности. Президент РФ в порядке, установленномуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе помотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранитьвысшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случаепредъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкогопреступления.4. Высший исполнительный орган государственнойвласти субъекта РФ
Высший исполнительный орган государственной власти субъектаРФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ иобеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативныхправовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иныхнормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименованиеэтого органа, его структура, порядок его формирования устанавливаютсяконституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальныхи иных традиций субъекта РФ. Данный орган обладает правами юридического лица,имеет гербовую печать.
Основные полномочия высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Федерации состоят в разработке и осуществлениимер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Онучаствует в проведении единой государственной политики в области финансов,образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Впределах своих полномочий он формирует органы исполнительной власти субъектаФедерации; осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свободчеловека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе спреступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программсоциально-экономического развития соответствующей территории; обеспечиваетисполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также обисполнении социально-экономических программ; управляет и распоряжаетсясобственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной вуправление субъекту; заключает договоры с федеральными органами исполнительнойвласти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними; осуществляетиные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами)и законами субъекта Федерации.
Финансирование высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительнойвласти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ,предусмотренных отдельной статьей.
Законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта РФ может выразить недоверие руководителям органовисполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принималучастие, если иные положения не предусмотрены конституцией (уставом) субъектаРФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленноеосвобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом)или законом субъекта РФ.
Конкретные функции и соответствующие им полномочия иныхисполнительных органов субъектов Федерации закрепляются в конституциях (уставах)этих субъектов. Как правило, эти органы осуществляют на соответствующейтерритории отраслевое и межотраслевое управление, координируя свою деятельностьс федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами,действующими в пределах республик, краев, областей и т.п.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации могутпо взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своихполномочий, если это не противоречит Конституции РФ.
Организация государственного управления в различныхсубъектах Федерации не строится по шаблону. В конституциях (уставах) субъектовможно обнаружить различную степень детализации управленческих функций иполномочий.
В республиках (например, Татарстане) ведущая рольпринадлежит, как правило, правительствам, нередко возглавляемым главамиреспублик. Возглавляет систему органов государственного управления Президентреспублики. В состав Кабинета Министров входят премьер-министр, егозаместители, министры и руководители других органов государственного управленияреспублики. Кабинет Министров объединяет и направляет работу республиканскихорганов государственного управления, в числе которых министерства и другиеорганы, руководящие соответствующими отраслями управления или осуществляющиемежотраслевое управление, подчиняясь Президенту и Кабинету Министров республики.
Приведенные позиции в целом отражаются в конституциях всехвходящих в состав Российской Федерации республик.
В краях, областях, иных субъектах Федерации соответствующиенормы об организации регионального управления закреплены в их уставах. Однако,как и в республиках, но в значительно большей степени здесь обнаруживаетсяширокое разнообразие подходов к решению указанных проблем.
Подчеркнем, что в краях и областях — субъектах РФ — органомисполнительной власти является администрация края, области, городафедерального значения, автономной области или автономного округа. В краях иобластях исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемоеим правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторымогут быть главой исполнительной власти, возглавляя систему ее органов. Вавтономных округах исполнительная власть осуществляется главами администраций,губернаторами или правительствами.
Уставы краев и областей определяют традиционные для лиц,возглавляющих исполнительную власть в крае или области, полномочия, напримерразработка и представление на утверждение законодательного органа края илиобласти бюджета и обеспечение его исполнения; утверждение структуры и штатоворганов исполнительной власти; формирование отраслевых и территориальныхорганов исполни — " тельной власти, назначение на должность и освобождениеот должности их руководителей; утверждение положений об отраслевых итерриториальных органах исполнительной власти; издание постановлений ираспоряжений, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ иобязательны здесь к исполнению; отмена актов подведомственных органовисполнительной власти субъектов РФ; представление органа исполнительной властив Совете Федерации Федерального Собрания лично либо через назначенногопредставителя; осуществление функций распорядителя кредитов при исполнениибюджета; утверждение положений о структурных подразделениях администрации.5. Правотворческая деятельность органовисполнительной власти субъектов РФ
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовыеакты — указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высшийисполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются взаконодательный орган государственной власти субъекта. Последний вправепредложить изменения и дополнения в эти акты, их отмену либо обжаловать их всудебном порядке. Возможно его обращение в Конституционный Суд Федерации сзапросом о соответствии нормативных актов органов исполнительной властисубъекта РФ Конституции РФ.
Конституция (устав), законы и иные нормативные акты субъектаФедерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны дляисполнения всеми находящимися на территории субъекта органами государственнойвласти, другими государственными органами и государственными учреждениями,органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями,должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение этих актов влечетпредусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерацииответственность. Если административная ответственность за указанные действия неустановлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта.
Правовые акты высшего должностного лица и высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а такжеправовые акты должностных лиц, противоречащие действующему законодательству,подлежат опротестованию соответствующим прокурором.
Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» закрепляет ряд принципиально важныхположений, главный смысл которых состоит в укреплении принципа законности вдеятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации,в обеспечении неуклонного соблюдения на всей территории Российской Федерациитребований Конституции РФ, федеральных законов, расширении полномочийПрезидента РФ.
Президент вправе приостановить действие акта высшегодолжностного лица субъекта Федерации, а также акта органа исполнительной властисубъекта в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам,международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свободчеловека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. В этотпериод не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, заисключением акта, отменяющего приостановленный акт либо вносящего в негонеобходимые изменения. Исполнительный орган субъекта Федерации может обратитьсяв соответствующий суд для решения вопроса о соответствии его акта действующемузаконодательству.
Заключение
Итак, основные функции государственного управленияпрактически реализуются на территории субъектов Федерации органамиисполнительной масти, создаваемыми самими субъектами, определяющимисамостоятельно и их административно-правовой статус. Они правомочны решать всевопросы государственного управления, отнесенные к ведению субъектов Федерации.
При этом содержание регионального управления определяется вграницах предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72Конституции РФ), а также предметов, относящихся к ведению субъектов Федерации (ст.73Конституции РФ). Однако в большинстве случаев то, что относится к ведениюименно субъектов, в их конституциях (уставах) не обозначается.
В настоящее время на территории субъектов Федерации ихорганы исполнительной власти «ближе» всех к организациям различныхотраслей и сфер государственного управления. Но все они так или иначе имеютразличную ведомственную принадлежность и подчиненность. В результате на однойтерритории функционируют объекты республиканского, краевого, областного и т.п.,а также федерального подчинения. При этом многие из них действуют в рамкахпредметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Соответствующиефедеральные органы исполнительной власти, что логично, в подобной ситуациидолжны действовать через одноименные исполнительные органы субъектов Федерации,чего пока не происходит. Эта позиция усиливается в связи с тем, что многиефедеральные органы не имеют прямых управленческих связей с объектами их профиля.
Следовательно, на одной территории действуют две системыуправления, что не соответствует требованиям управленческой вертикали. Ареально должна быть одна, например отраслевая система с соответствующимиисполнительными органами на федеральном и региональном уровнях. Сейчас лишь вотдельных случаях положениями о федеральных министерствах, службахпредусматривается именно такая управленческая схема.
Список используемой литературы и нормативных актов
1.        Конституция Российской Федерации. Офиц. издат. Юридическая литература. М.,1996 г.
2.        Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24июня 1999 г // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3176
3.        Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральныхорганов исполнительной власти» от 17 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст.1419
4.        Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ,2005 г.
5.        Буздалина Е.А. Административное право: Учебное пособие. — Ростов на Дону:«Феникс», 2006 г.
6.        Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестник МГУ. Сер.«Право», 2004 № 4
7.        Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. — Изд.3-е, перераб.и доп. — М.: Юристъ, 2004 г.
8.        Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взаимосвязь атестации персонала и атестации рабочего места на основании полного обследованиии ра
Реферат Развитие профессионально важных качеств будущих специалистов по связям с общественностью в процессе профессионально - ориентированного обучения
Реферат Лиризм прозы И. А. Бунина
Реферат Оценка эффективности различных норм внесения десикантов в посевах кормовых бобов в условиях лесостепной
Реферат Конституционная юстиция в зарубежных странах
Реферат Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования
Реферат Концепт "современности" и категория времени в "советской" и "несоветской" поэзии
Реферат Толстой Николай Палкин
Реферат Облік основних засобів
Реферат Газораспределительный механизм автомобиля ГАЗ 24-10 Волга
Реферат Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической
Реферат Сплавы с особым коэффициентом линейного расширения
Реферат Социально-философские взгляды Гегеля
Реферат «лучевая диагностика»
Реферат Місце Кирило-Мефодіївського товариства у політичній думці