Реферат по предмету "Государство и право"


Институт авторского права в гражданском кодексе РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса
Курсовая работа
по дисциплине «Гражданское право»
на тему «Институт авторского права в гражданскомкодексе РФ»
Выполнена студенткой Нагайцевой К.В.
2 курса группы ЮУПс
Руководитель ст. преподаватель Святкина Н.И.
Кемерово 2011

Содержание
Введение
Глава 1. Авторское право: понятие,значение, источники
1.1Понятие авторского права
1.2 Источники авторского права
Глава 2. Объекты и субъектыавторского права
2.1 Объекты авторского права, условияохраноспособности
2.2Субъекты авторского права
Глава3. Содержание и осуществление авторских прав
3.1Классификация авторских прав
3.2 Пределыосуществления и срок действия авторских прав
Заключение
Списокиспользуемых источников

Введение
Авторскоеправо является той частью гражданского права, которая охраняет права создателейинтеллектуальных произведений. Такие права признаются законами большинствастран.
Признание иуважение авторских прав стимулируют индивидуальную творческую активностьчеловека, а также содействуют обеспечению доступности произведений для какможно более широких слоев общества. Авторское право касается особых формтворчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовыхкоммуникаций.
Оно касаетсяпрактически всех форм и методов массовых коммуникаций — не только печатныхпубликаций, но также радио- и телепередач, проката фильмов и т.д. и дажекомпьютерных систем хранения и использования информации.
Большинствоинтеллектуальных произведений существуют, будучи воплощенными в материальнойформе. Это, например, книги, рисунки, картины. Но некоторые типы произведений,например стихи, музыка или артистическое исполнение, существуют, даже если онине были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или слов.
Авторскоеправо охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи. Как только идеивоплощаются в произведении, возникает авторско-правовая охрана их формы — всмысле расположения слов, нот, знаков и т.д.
Авторскоеправо охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто ихкопирует, т.е. от тех, кто использует такие формы, которые являютсяоригинальные созданием автора.[1]
Авторскоеправо в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора насозданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можноторговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшойотрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые впрошлом веке актуальны и сегодня.
Еслиюридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу вгражданском обществе, как например права собственности, далеко не успелавыясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидатьотсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторскоеправо.
Сегодняавторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений науки и искусства, большинствороссийских ученых справедливо рассматривают в качестве особого институтагражданского права.
Институтавторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающиеего от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются нетолько имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные.
Вместе с темэтим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры ипросвещения.
Благодаряэтому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко запределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — какюридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так иобщественный, в виду предъявляемых к нему требованийкультурно-просветительского свойства.
Авторскоеправо регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатовинтеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе стем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому правапоследних носят личный и исключительный характер.
Данныеобстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулированиеавторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права вотносительно самостоятельное подразделение.
Актуальностьтемы исследования. В современный период в области права в Российской Федерациинаблюдается заметное ускоренное развитие, а именно происходит переход всегозаконодательства на рельсы рыночной экономики, меняются теоретические ипрактические подходы к построению, толкованию и применению закона.
Этот процессзатрагивает все отрасли российского права. В частности, этот процесс происходити в российском гражданском праве.
В сферегражданского права установление рыночных отношений в большинстве институтовэтой отрасли права потребовал корректировки.
Цель даннойкурсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие авторского права, егопонятие и значение.
Исходя изцели работы, были поставлены следующие задачи:
— датьпонятие авторского права;
— раскрытьобъекты и субъекты авторских прав;
— показатьсодержание и осуществление авторских прав;
— Датьпонятие ограничения по сроку действия авторских прав.
Объектомисследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализацииавторских прав и их защиты.

Глава 1. Авторскоеправо: понятие, значение, источники
1.1 Понятиеавторского права
 
В ранее действовавшем законодательстве термин«авторское право» не использовался и понимался в двух значениях:
— в объективном смысле авторское право — этосовокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
— в субъективном смысле под авторским правом понимаетсясовокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданиемконкретного произведения литературы, науки и искусства[2].
Авторские права имеют дуалистическую природу,поскольку включают в себя как личные неимущественные права, так и имущественныеправа.
Подобная природа характерна не только для авторскогоправа. Исполнители тоже обладают как личными неимущественными правами, так иимущественными правами.
Объекты промышленной собственности также имеют своегоавтора, с которым связаны личные неимущественные и имущественные права. Личныенеимущественные права в большинстве стран признаны за создателем объектаинтеллектуальной собственности, но имущественные права могут ему и непринадлежать.
Важнейшим различием между личными неимущественными иимущественными правами является их различное временное действие и абсолютнаяили относительная принадлежность автору.
Если право авторства как основное личноенеимущественное право является неотчуждаемым и непередаваемым, то имущественныеправа могут быть уступлены. Кроме того, личные неимущественные права действуютбессрочно, тогда, как имущественные права имеют ограниченный срок действия.
В настоящеевремя авторское право представляет не разрозненную совокупность действующих наопределенный момент времени нормативных актов, а достаточно сложную и целостнуюсистему.[3]
1.2 Источникиавторского права
В настоящеевремя источниками авторского права является Конституция Российской Федерации,Гражданский кодекс Российской Федерации.
Особоевнимание следует обратить на международные нормативные акты, регулирующиевопросы авторского права.
Прежде всего,это Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. В соответствии с даннойКонвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств – участниковКонвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такогогосударства, охраняются в любом другом государстве – участнике Конвенции также, как и произведения его граждан (статья II). Не выпущенные в светпроизведения граждан каждого государства-участника Конвенции пользуются вкаждом другом государстве-участнике Конвенции охраной, которую этогосударство-участник Конвенции предоставляет не выпущенным в свет произведениямсвоих граждан.
В указаннойКонвенции приводится примерный перечень охраняемых произведений: произведенияписьменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведенияживописи, графики и скульптуры (статья I).
Конвенцияустановила исключительное право автора на перевод, но она также предусмотрелаправо государства своим внутренним законодательством ограничить право переводаписьменных произведений, но с соблюдением некоторых ограничений (статья V).
Конвенцияустанавливает также минимальный срок охраны произведений, на которыйраспространяется действие конвенции, — он составляет время жизни автора, атакже двадцать пять лет после его смерти (срок в государствах-участницахконвенции не может быть меньшим). Таким образом, различные государства всоответствии с данной конвенцией вправе предусмотреть иные сроки охраныавторских прав с момента смерти автора, отличные от установленного Конвенцией,но не менее двадцати пяти лет. При этом государства-участники Конвенции необязаны обеспечивать охрану произведения в течение срока болеепродолжительного, чем срок, установленный для произведений данной категориизаконом государства-участника Конвенции, чьим гражданином является автор, еслиречь идет о не выпущенном в свет произведении, или, если речь идет о выпущенномв свет произведении, — законом государства-участника Конвенции, в которомпроизведение впервые выпущено в свет.
13 марта 1995года Россия присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных ихудожественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979).
Но приприсоединении к Бернской конвенции Россия сделала оговорку, что действиеБернской конвенции об охране литературных и художественных произведений нераспространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции всилу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественнымдостоянием.
Следует такжеотметить Стокгольмскую конвенцию. Данной конвенцией учреждается Всемирнаяорганизация интеллектуальной собственности.
Всемирнаяорганизация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН,ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальнойсобственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и даетнадлежащие рекомендации.
Нормы ГК РФ,относящиеся к интеллектуальной собственности, образуют особую подотрасльгражданского права, которую можно разделить на 4 относительно самостоятельныхправовых института.
Прежде всего,необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Он обеспечиваетвыполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:
— стимулированиедеятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этихцелях авторское право способствует созданию условий для занятий творческимтрудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческихрезультатов, закрепление за авторами прав на использование созданных имипроизведений, получение доходов и т.д.
- созданиеусловий для широкого использования произведений в интересах общества. Такиенесколько противоречивые функции и задачи авторского права тесно связаны с егопринципами, которые пронизывают все содержание системы авторского права,воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участниковавторских правоотношений.
К числуосновных принципов авторского права можно отнести[4]:
— принцип свободытворчества, который закреплен непосредственно ст. 44 Конституции РФ. Онпредполагает творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо отназначения произведения и, соответственно, запрещает цензуру;
- сочетаниеличных интересов автора с интересами общества. Он определяет меру монопольногоправа использования автором своих произведений не в ущерб обществу. Полнаямонополия сохраняется, конечно, только касаемо не обнародованных произведений.В остальном, признается право граждан РФ участвовать в культурной жизни ипользоваться достижениями культуры;
- положениео неотчуждаемости личных неимущественных прав.
Эти права немогут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам относятсяправо на имя, авторство, защиту репутации. В то же время имущественные праваавторов могут передаваться другим лицам по авторскому договору в силу закона;
- принципсвободы авторского договора, который исключает появление в авторском договореоткровенно «кабальных» условий для автора, в то же время обеспечивая егоопределенным набором прав.
Другимиправовыми институтами являются институт патентного права, институт фирменныхнаименований и товарных знаков и институт нетрадиционных объектовинтеллектуальной собственности.[5]

Глава 2. Объектыи субъекты авторского права
авторское право искусство охраноспособность
2.1 Объектыавторского права, условия охраноспособности
 
Авторское право в объективном смысле — этосовокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений литературы, науки и искусства[6].
Авторское право устанавливает охрану этих произведенийс момента их создания.
Объекты авторских прав перечислены в ГК РФ. Однакодействующее законодательство не предусматривает исчерпывающего перечни объектовавторского права, ибо исчерпывающий перечень объективно неповторимыхрезультатов творческой деятельности предусмотреть невозможно.
Объектами авторских прав являются произведения науки,литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, атакже от способа его выражения[7]. К объектам авторскихправ относятся:
— литературные произведения;
— программы для электронных вычислительных машин;
— драматические и музыкально-драматическиепроизведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
— аудиовизуальные произведения (кино- теле- ивидеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна,графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного исценографического искусства;
— произведения архитектуры, градостроительства исадово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей и макетов;
— фотографические произведения и произведения,полученные способами, аналогичными фотографии;
— географические, геологические и другие карты, планы,эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и кдругим наукам;
— и другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся:
— производные произведения, то есть произведения,представляющие собой переработку другого произведения;
— составные произведения, то есть произведения,представляющие собой по подбору или расположению материалов результаттворческого труда.
Для признания произведения объектом авторского праватеперь не требуется и наличия возможности его воспроизведения, в том числе безучастия автора. Это означает, что охраной пользуются и такие уникальныеобъекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее времясвязи с отсутствием необходимых технических средств. Но, для того чтобытворческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне,объективироваться. Понятие объективной формы, как правило, совпадает с понятиемматериальной формы, хотя и является более широким. Объективной формойпроизведения ГК РФ определяет[8]:
— письменной;
— устной (в виде публичного произнесения, публичногоисполнения и т.д.);
— изображения;
— звуко- или видеозаписи;
— в объемно-пространственной форме.
Под произведением следует понимать любую отвечающуютребованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведениянауки), литературных и художественных образов (произведения литературы иискусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, вчастности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ ипроизведения декоративно-прикладного искусства.
Нормы авторского права предусматривают, кто и на какихусловиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГКобладатель авторского права имеет исключительное право использования.
Третьи лица вправе использовать произведение лишь ссогласия обладателя исключительных авторских прав.
Авторы произведений науки, литературы, искусства наделяютсякомплексом личных и имущественных прав.[9]
Отдельноотмечено, что не являются объектами авторских прав[10]:
— официальные документы государственных органов иорганов местного самоуправления, в том числе законы, другие правовые акты,судебные решения, иные материалы законодательного, административного исудебного характера, официальные документы международных организаций, а такжеих официальные переводы;
— государственные символы и знаки (флаги, гербы,ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальныхобразований;
— произведения народного творчества;
— сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительноинформационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач,расписания движения транспортных средств и т.п.).
ГК РФ предусматривает, что на название произведение, идаже на персонаж произведения могут распространяться авторские права, если всилу своего творческого характера они могут быть признаны самостоятельнымтворческим результатом и отвечают требованиям об их существовании в объективнойформе. Положения, касающиеся распространения авторского права на персонажпроизведения – новелла ГК РФ, ранее действующее законодательство непредусматривало распространение авторского права на название и персонахпроизведения.
2.2 Субъекты авторского права
В соответствии с Четвертой частью Гражданского кодексаРоссийской Федерации авторские права – это интеллектуальные права напроизведения науки, литературы и искусства (напомним, что интеллектуальныеправа признаются на результаты интеллектуальной деятельности и включают в себяисключительное право являющееся имущественным правом, в некоторых случаях иличные неимущественные права и иные права).
Авторпроизведения – это гражданин, творческим трудом которого создан такойрезультат. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит правоавторства, в случаях, предусмотренных ГК РФ право на имя и иные личныенеимущественные права[11]. ГК РФ также указывает,что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданнойтворческим трудом, первоначально возникает у его автора и может быть переданоавтором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по инымоснованиям, установленным законом (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).
ГК РФ такжепредусматривает, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале илиэкземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Следуеттакже отметить, что автором может быть только физическое лицо. При этом еговозраст не имеет значения.
ГК РФпредусматривает также возможность соавторства. Соавторы – это граждане,создавшие произведение совместным творческим трудом. Лица признаются соавтораминезависимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое илисостоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Субъектамиавторского права также являются составители. Так, в соответствии со ст. 1260 ГКРФ составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии,энциклопедии, базы данных, атласа и т.п.) принадлежат авторские права наосуществленные им подбор или расположение материалов (составительство).Авторские права составителя составного произведения охраняются как права насамостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторовпроизведений, на которых основано составное произведение. При этом авторпроизведения, помещенного в сборнике, либо ином составном произведении, вправеиспользовать свое произведение независимо от составного произведения, если иноене предусмотрено договором с создателем составного произведения.
Авторскиеправа на сборник или иное составное произведение не препятствуют другим лицамсоздавать свои составные произведения путем подбора или расположения в нихматериалов. Следует отметить, что издателю энциклопедий, энциклопедических словарей,периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов идругих периодических изданий принадлежат исключительные права на использованиетаких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указыватьсвое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений,включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использованиесвоих произведений независимо от издания в целом.
Субъектомавторского права является также переводчик произведения на другой язык и, какуказано в ГК РФ, «автор иного произведения»[12]. Автор иногопроизведения – это автор обработки, аннотации, экранизации, аранжировки,инсценировки, реферата, резюме, обзора и т.п. Итак, переводчику и автору иногопроизведения принадлежат авторские права на осуществленный им перевод или,соответственно, иную переработку другого (оригинального) произведения.
Переводчикосуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторовпроизведений, использованных для создания производного произведения. Егоавторские права охраняются как права на самостоятельные объекты авторских правнезависимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производноепроизведение.
Авторские права на перевод, не препятствуют другимлицам переводить то же оригинальное произведение.
За последние годы создан целый ряд организаций,например: Российское авторское общество (РАО), Российская фонографическаяассоциация (РФА), Российское общество по управлению правами исполнителей(РОУПИ) и др.
Такие организации не имеют права заниматьсякоммерческой деятельностью и самостоятельно использовать объекты авторскогоправа, управление которыми им поручено. В отношениях с третьими лицами такиеорганизации выступают как представители авторов, действуют от их имени и в ихинтересах в силу закона.
Основными задачами организаций, управляющихимущественными правами на коллективной основе, являются сбор вознаграждения заиспользование объектов авторских прав, распределение и регулярная выплатасобранного вознаграждения правообладателям.[13]

Глава 3. Содержание и осуществление авторских прав
3.1 Классификация авторских прав
Авторупроизведения принадлежат следующие права[14]:
— исключительное право на произведение;
— правоавторства;
— право наимя;
— право нанеприкосновенность произведения;
— право наобнародование произведения.
Следуетотметить, что данный перечень не является исчерпывающим и в некоторых случаяхавтору принадлежат также иные права, например, право на вознаграждение заиспользование служебного произведения, право на отзыв, право следования, праводоступа к произведениям изобразительного искусства.
Важнейшимсреди этих прав является право авторства. Право авторства – это правопризнаваться автором произведения. Право автора на имя (его следует отличать отправа на авторство) – это право использовать или разрешать использованиепроизведения под своим именем, псевдонимом, анонимно. Данные права неотчуждаемыи непередаваемы, в том числе при передаче исключительного права на произведениетретьим лицам. Нельзя отказаться от этих прав. В случае, если лицо откажется отэтих прав отказ будет ничтожным. При опубликовании произведения анонимно илипод псевдонимом издатель, имя или наименование которого обозначено напроизведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителемавтора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать ихосуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такогопроизведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Право нанеприкосновенность произведения и защита произведения от искаженийурегулированы в ГК РФ следующим образом. Не разрешается без разрешения авторавнесение в его произведение изменений, сокращений, дополнений, снабжениепроизведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием,комментариями, пояснениями.
Следуетотметить, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести впроизведение автора различного рода изменения. При реализации данного правапредусмотрено одно ограничение – вносимые изменения не должны искажать замыселавтора, а также целостность восприятия произведения; изменения также не должныпротиворечить воле автора. Воля автора должна быть определенно выражены им вписьменной форме.
Любыеизменения произведения (ГК РФ в качестве примера приводит такие формы какизвращение и искажение произведения), которые порочат честь, достоинство,деловую репутацию автора, а также посягательство на такие действия дают авторуправо требовать защиты чести, достоинства, деловой репутации. Заинтересованныелица могут потребовать защиты чести и достоинства автора в таких случаях ипосле его смерти.
Следуетотметить, что авторство, имя автора, а также неприкосновенность произведенияохраняются бессрочно. Автор имеет право при составлении завещания вправеуказать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора, а такженеприкосновенности произведения после своей смерти. Лицо, которое указал автор,исполняет свои полномочия пожизненно. При отсутствии указания лица, на котороепосле смерти автора возлагаются обязанности по охране авторства, имени автора,а также неприкосновенности произведения или в случае отказа этого лица отисполнения указанных обязательств или после смерти данного лица охранаавторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляетсянаследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами[15].
Авторупринадлежит право на обнародование своего произведения, то есть правоосуществить действие или дать согласие на осуществление действия, котороевпервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем егоопубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир илидругим способом.
Опубликование– это выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копиюпроизведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном дляудовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Если авторпередает другой стороне по договору произведение для использования, тосчитается, что автор согласился на опубликование произведения.
Автор имеет право на отзыв. Суть отзыва заключается втом, что создатель произведения (автор), выпустивший его в свет и изменивший покаким-либо причинам точку зрения относительно выхода произведения, вправе егоотозвать при условии возмещения соответствующему лицу причиненных убытков. Еслипроизведение уже обнародовано, то автор должен публично известить о его отзыве.При этом он вправе изъять из обращения ранее изготовленные материалы, возместивубытки (положения об отзыве произведения не применяются к программам для ЭВМ ислужебным произведениям)[16].
В ст. 1270 ГК РФ указывается исключительное право напроизведение, то есть право использовать произведение в соответствии с ГК РФ влюбой форме, любым, не противоречащим закону способом.
В ГК РФ есть имущественное право на «переработку произведения»,которым можно распорядиться (о распоряжении имущественными правами подробнее — далее) и которое действует в течение всей жизни автора, а также в течение 70лет после его смерти, но есть также и личное неимущественное право – «право нанеприкосновенность произведения», которое охраняется бессрочно. В обоих случаяхможно внести изменения, преобразовать произведение, но в одном случае следуетполучить согласие автора, а исключительные права можно вообще передать.
3.2 Пределы осуществления и срок действия авторскихправ
По общему правилу использование произведениядопускается только с согласия автора, но в интересах общества для обеспечениядоступа к знаниям и распространению информации Гражданский кодекс РоссийскойФедерации устанавливает случаи свободного использования произведений[17]:
— свободное воспроизведение произведения в личныхцелях;
— свободное использование произведения винформационных, научных, учебных или культурных целях;
— свободное использование произведения путемрепродуцирования;
— свободное использование произведения, постояннонаходящегося в месте, открытом для свободного посещения;
— свободное публичное исполнение музыкальногопроизведения
— свободное воспроизведение произведения для целейправоприменения.
— свободная запись произведения организацией эфирноговещания в целях краткосрочного пользования
— свободное воспроизведение программ для ЭВМ и базданных.
Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.
Свободное воспроизведение произведения в личных целях.Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплатывознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно вличных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
— воспроизведения произведений архитектуры в формезданий и аналогичных сооружений;
— воспроизведения баз данных или их существенныхчастей;
— воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев,предусмотренных статьей 1280 ГК РФ;
— репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ГК РФ) книг(полностью) и нотных текстов;
— видеозаписи аудиовизуального произведения при егопубличном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте,где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругусемьи;
— воспроизведения аудиовизуального произведения спомощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования вдомашних условиях.
В случае, когда воспроизведение фонограмм иаудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях,авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведенийимеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 ГК РФ.
Свободное использование произведения в информационных,научных, учебных или культурных целях[18]. Допускается безсогласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но собязательным указанием имени автора, произведение которого используется, иисточника заимствования:
— цитирование в оригинале и в переводе в научных,полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованныхпроизведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведениеотрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
— использование правомерно обнародованных произведенийи отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах,звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленнойцелью;
— воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или покабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущимэкономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных вэфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведениеили сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
— воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или покабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и другиханалогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этомза авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование всборниках;
— воспроизведение или сообщение для всеобщего сведенияв обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путемсообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными илиуслышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
— воспроизведение без извлечения прибылирельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепыхправомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданныхдля воспроизведения такими способами.
Свободное использование произведения путемрепродуцирования[19]. Допускается безсогласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но собязательным указанием имени автора, произведение которого используется, иисточника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273 ГКРФ) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:
— правомерно опубликованного произведения — библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченныхэкземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другимбиблиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
— отдельных статей и малообъемных произведений,правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях,коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (силлюстрациями или без иллюстраций) — библиотеками и архивами по запросамграждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательнымиучреждениями для аудиторных занятий.
Под репродуцированием (репрографическимвоспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения спомощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания.Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение егокопий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иноймашиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средстввременных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
Свободное использование произведения, постояннонаходящегося в месте, открытом для свободного посещения[20].Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплатывознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографическогопроизведения, произведения архитектуры или произведения изобразительногоискусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободногопосещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способомявляется основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или покабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Свободное публичное исполнение музыкальногопроизведения[21]. Допускается безсогласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознагражденияпубличное исполнение музыкального произведения во время официальной илирелигиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такойцеремонии.
Свободное воспроизведение произведения для целейправоприменения[22]. Допускается безсогласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждениявоспроизведение произведения для осуществления производства по делу обадминистративном правонарушении, для производства дознания, предварительногоследствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.
Свободная запись произведения организацией эфирноговещания в целях краткосрочного пользования. Организация эфирного вещания вправебез согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительноговознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования тогопроизведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщениев эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания спомощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этоморганизация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ееизготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателемили не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласияправообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носитисключительно документальный характер.
Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и базданных. Декомпилирование программ для ЭВМ[23]. Лицо, правомерновладеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных(пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и безвыплаты дополнительного вознаграждения:
— внести в программу для ЭВМ или базу данных измененияисключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователяи осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы илибазы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение впамяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществитьисправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором справообладателем;
— изготовить копию программы для ЭВМ или базы данныхпри условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или длязамены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземплярутерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копияпрограммы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях идолжна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базыданных перестало быть правомерным.
Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы дляЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительноговознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такойпрограммы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любогоэлемента программы для ЭВМ.
Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы дляЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительноговознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст(декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить этидействия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействиюнезависимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами,которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюденииследующих условий:
— информация, необходимая для достижения способности квзаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
— указанные действия осуществляются в отношении толькотех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достиженияспособности к взаимодействию;
— информация, полученная в результатедекомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности квзаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другимипрограммами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когдаэто необходимо для достижения способности к взаимодействию независиморазработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не можетиспользоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенносхожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другогодействия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.
Исключительное право на произведение действует втечение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующегоза годом смерти автора[24].
Исключительное право на произведение, созданное всоавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего другихсоавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом егосмерти.
На произведение, обнародованное анонимно или подпсевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет,считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимноили под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далееоставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока,установленного пунктом 1 настоящей статьи.
Исключительное право на произведение, обнародованноепосле смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародованияпроизведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования,при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет послесмерти автора.
По истечении срока действия исключительного правапроизведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так инеобнародованное, переходит в общественное достояние.
Произведение, перешедшее в общественное достояние,может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия илиразрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняютсяавторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
Перешедшее в общественное достояние необнародованноепроизведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародованиепроизведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им вписьменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).
Исключительное право на произведение переходит понаследству[25].

Заключение
Авторское право регулирует отношения, возникающие всвязи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства(авторское право).
Автор — физическое лицо, творческим трудом которогосоздано произведение;
Авторское право распространяется на произведениянауки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности,независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа еговыражения.
Необходимо акцентировать внимание на соответствиеформулировки переходной нормы действительной воле, намерению законодателя.Неточность формулировок порождает возможность неоднозначного толкования, чтоможет привести не только к трудностям в практике применения авторско-правовыхнорм, но и к полному извращению воли законодателя, что в конечном итогеотразится на жизни общества в целом.
Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно,авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надоохранять. Тем более в настоящее время.
Кажется, что совсем недавно понятие «авторское право»затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей,композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного ихудожественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всёновые и новые правообладатели, возникали различные новые направленияиспользования произведений.
Всё более активными «потребителями» произведенийлитературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертныезалы и др. Быстро развивается техника репродуцирования произведений.
Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферахиспользования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторскогоправа. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существуетнациональное законодательство, охраняющее права автора.
Выработаны международные конвенционные нормыавторского права, определились основные правовые условия обмена произведениямилитературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прававтора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества.Сама жизнь поставила в один ряд понятия «авторское право» и «культурныеценности».
Проблемы авторского права привлекают внимание цивилизованногомира вот уже в течение нескольких веков, и интерес к ним не ослабевает в связис частой необходимостью вносить в соответствующее законодательство изменения,призванные защитить интеллектуальную собственность от новых, все болееизощренных, форм посягательства, возможных в результате форсированногонаучно-технического развития.
В заключениеможно сказать, что Российское законодательство включает в себя довольно полнуюсовокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в области авторстваи использования произведений.

Список используемых источников
Нормативныеправовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря1993 года) // Российская газета. 1993. № 237.
2.Гражданский Кодекс РФ от 18.12.2006 №230-ФЗ — Часть 4. />(принятГД ФС РФ 24.11.2006) />(ред. от 04.10.2010) // Собраниезаконодательства РФ. 2006. № 52. ст. 5496.
Основнаялитература
3. АнтопольскийА.Б. Специфика охраны авторского права для электронных изданий / А. Б.Антопольский // Правовые аспекты деятельности библиотек: сб. науч. ст. — М.:Пашков дом, 2002. — С. 68-70.
4. ГавриловаК.М. Как наша страна вступала во Всемирную конвенцию об авторском праве / К.М.Гаврилова // Патенты и лицензии. — 2008. — № 11. — С. 60-68.
5. ГоршковЮ. Законодательная защита авторских прав при использовании книг / Юрий Горшков// Независимый библиотечный адвокат. — 2008. — № 1. — С. 17-20.
6.Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. Юристъ, 2004. –240 с.
7.Данилина Е.Д. Влияние современных высоких технологий на развитие правовойохраны объектов интеллектуальной собственности / Е.Д. Данилина, В.А.Куликовский, И.А. Носова и др. — М.: Патент, 2006. — 151 с.
8.Дворянкина О.В. Защита авторских и смежных прав: ответственность за ихнарушение / О.В. Дворянкина, Э.П. Гаврилова. — М.: Весь мир, 2008. — 464 с.
9.Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации.Сборник статей / Исследовательский центр частного права.- М.: «Статут», 2003.-416 с.
10.Защита авторских и смежных прав по законодательству России / Под. ред. И. В.Савельевой. — М.: Экзамен, 2009. — 288 с.
11.Земсков А.И. Авторское право — новые термины и понятия / А.И. Земсков // Науч.и техн. библиотеки. — 2006. — № 4. — С. 72-76.
12.Ивлев Г.П. Российские библиотеки в правовом поле нового законодательства / Г.П. Ивлев // Науч. и техн. б-ки. — 2008. — № 9. — С. 5-14.
13.Интеллектуальная собственность: учеб. пособие / Под. общ. ред. Н.М. Коршунова.- М.: Норма, 2008. — 400 с.
14.Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Ю.В. Казаков. — М.: Мастерство, 2007. — 176 с.
15.Калятин В.О. Интеллектуальная собственность: учебник для вузов / В. О. Калятин.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. — 367 с.
16. ЛосевС.С. Авторское право: национальное и международное законодательство. М., 2005.
17.Моргунова Е. А. Основы авторского права / под общ. ред. Е. А. Моргуновой. — 3-еизд., перераб. — Москва: ИНИЦ Патент, 2008. – 241 с.
18. ПетровЕ. Н. Особенности правовой охраны объектов авторского права и смежных прав привыявлении их контрафактного использования / Е. Н. Петров. — Москва: ИНИЦПатент, 2010. – 70 c.
19.Подшибихин Л.И. Проблемы совершенствования законодательства РоссийскойФедерации в области авторского права / Л.И. Подшибихин // Правовые аспектыдеятельности библиотек: сб. науч. ст. — М.: Пашков дом, 2006. — С. 48-52.
20.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — www.pravo.vuzlib.net/book_z1047_page_1.html.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :