Информация как основной объектинформационного права
1. Информация какобъект правоотношений
Существует значительноеколичество определений термина «информация». Толковый словарьрусского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:
- сведения об окружающем мире ипротекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальнымустройством;
- сообщения, осведомляющие о положении дел,о состоянии чего-нибудь1.
Можно привести еще одноопределение информации (философское): информация – это свойство материи,состоящее в том, что в результате взаимодействия объектов между их состояниямиустанавливается некоторое соответствие.
С середины ХХ векаинформация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:
- между людьми,
- между человеком и автоматом,
- между автоматом и автоматом,
- обмен сигналами в животном ирастительном мире,
- передача информации от организма к организму(генетическая информация).
В 1948 году профессорматематики Массачусетского технологического института Норберт Винер опубликовалсвою знаменитую книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном имашине». В книге он провозгласил рождение новой науки. Кибернетика (искусствоуправления с греческого) – наука об управлении, связи и переработке информации.Основной объект исследования, так называемая кибернетическая система,рассматривается абстрактно, вне зависимости от его материальной природы.Примерами кибернетических систем служат: автоматические регуляторы в технике,человеческий мозг (управление органами), биологическая популяция, человеческоеобщество. Это повлекло за собой новую трактовку понятия «Информация»,под информацией стали понимать не любые сведения, а только сведения новые и полезныедля принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления.
Согласно федеральномузакону «Об информации, информационных технологиях и защитеинформации» №149-ФЗ от 17.07.2006 информация – сведения (сообщения,данные) независимо от формы их представления2.
При изучениипредложенного курса мы будем руководствоваться определением, котороезафиксировано в федеральном законе, однако, составляющие других определенийпозволят нам глубже понять специфику данного термина.
Свойства информации, ееюридические особенности проявляются в информационных процессах. Информационныепроцессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска ираспространения информации3.
Юридические особенностиинформации должны учитываться при правовом регулировании информационныхотношений. Ниже приведены юридические особенности информации.
1. Свойствофизической неотчуждаемости информации.
Свойство основано на том,что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который являетсяих носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому долженоформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование.Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информацииисточник информации продолжает быть ее носителем.
2. Свойствообособляемости информации.
Для включения в оборотинформации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее всимволы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленнаяинформация, то есть обособленная от ее производителя, становитсясамостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъектадругому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должнабыть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.
3. Свойствоинформационного объекта.
Информация имеет хождениетолько на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья вгазете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самойинформации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяетраспространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действиедвух институтов – института авторского права и института вещной собственности.Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будутдействовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцыправ могут быть различны.
4. Свойствотиражируемости информации.
Информация можеттиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров безизменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежатьодновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие,необходимо закреплять объем прав по использованию информации.
5. Свойствоорганизационной формы.
Зачастую информация вобороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов).Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а,следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи).Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы,но и организационные информационные структуры, например базы данных.
6. Свойствоэкземплярности информации.
Поскольку информациязачастую распространяется на материальном носителе, существует возможностьучета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа кинформации.
Информация может игратьразличные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по томуместу, которая информация занимает в системе права.
Всю информацию можноразделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.
Неправовая информация –информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, ноне является результатом правовой деятельности.
Правовая информация – этоинформация, которая создается в результате правотворческой,правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правоваяинформация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) иненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовыхнорм.
Рассмотрим примеры.Рекламное сообщение, размещенное в средствах массовой информации, будетявляться неправовой информацией. Содержание, способ размещения рекламыопределяет рекламодатель, однако, они не должны противоречить правилам, которыеустановлены нормативными актами, в частности федеральным законом «Орекламе».
Сам федеральный закон«О рекламе» является нормативной информацией, потому что в немзакреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы.Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральнойантимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушениязаконодательства о рекламе. И федеральный закон «О рекламе» ипредписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.
К ненормативной правовойинформации относятся:
- общая информация о состояниизаконности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру,Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;
- судебная, уголовная и прокурорскаястатистика;
- информация о соблюдении прав и свободчеловека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;
- информация о гражданско-правовыхотношениях, договорных обязательствах;
- информация об исполнении нормативныхпредписаний органами государственного и муниципального управления;
- информация судов (судебные решения).
Информацию можноклассифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы:открытая и закрытая. К открытой информации относятся:
- информация об объектах гражданскихправ (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские праваи тому подобное);
- массовая информация, информация,подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или черезИнтернет с целью информирования населения, например, реклама;
- официальные документы, например,законы, судебные решения.
К закрытой информацииотносятся:
- государственная тайна, то естьзащищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности всоответствии с законодательством Российской Федерации;
- служебная тайна, информация, основнымпользователем которой являются государственные и муниципальные органыуправления;
- коммерческая тайна, этонаучно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая вэкономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режимзащиты такой информации устанавливается законом;
- профессиональная тайна, это сведения,которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения имисвоего профессионального долга;
- персональные данные, эта информациясоздается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе приреализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнениеобязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки,анкеты, история болезни.
Понятие«информация» тесно связано с другим понятием – «информационныересурсы». Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельныемассивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Классификацияинформационных ресурсов
1. По видуинформации:
- правовая,
- научно-техническая,
- политическая,
- финансово-экономическая,
- статистическая,
- социальная,
- медицинская,
- информация о чрезвычайных ситуациях,
- персональная информация,
- кадастры (земельный,градостроительный, имущественный, лесной).
2. По способудоступа:
- открытая,
- информация ограниченного доступа(государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, персональныеданные).
3. По виду носителя:
- на бумаге,
- на электронных носителях,
- изображение на пленке,
- в канале связи.
4. По способуорганизации хранения и использования:
- традиционные формы (архив,библиотечный фонд),
- автоматизированные формы (Интернет, автоматизированнаяинформационная система, база данных).
5. По формесобственности:
- общероссийское национальноедостояние,
- федеральная собственность,
- собственность субъекта РоссийскойФедерации,
- муниципальная собственность,
- частная,
- коллективная.
2. Информационноеправо и информационные отношения
Информационное право –система социальных норм, охраняемых силой государства, возникающих винформационной сфере – сфере производства, преобразования и потребленияинформации.
Основной предметправового регулирования информационного права – информационные отношения. Дадимдва определения понятия «информационные отношения».
1. Информационные отношения – отношения,возникающие при осуществлении информационных процессов, то есть процессовсбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
2. Информационные отношения –обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающая приобращении информации в информационной сфере в результате осуществленияинформационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав исвобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственнойвласти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав исвобод.
Субъектамиинформационного процесса являются:
1) российские граждане,
2) иностранные граждане,
3) лица без гражданства,
4) организации:
- информационные центры, (правовой центрв Белгородской областной научной библиотеке),
- информационные фонды (ФондГостелерадио),
- архивы (Белгородский областной архив),
- библиотеки (научная библиотекаБелгородского государственного университета),
- информационные агентства (РИАНовости),
- органы массовой информации (газета«Белгородская правда»),
- предприятия,
- органы государственной имуниципальной власти,
- общественные организации (партии),
— зарубежные организации.Субъекты информационного процесса могут быть классифицированы следующимобразом:
1 категория – производители информации,информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг,информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
2 категория – обладатели (держатели)информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственникиинформационных систем и средств их обеспечения;
3 категория – потребители информации,информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Под методами правовогорегулирования в праве понимаются способы воздействия этой отрасли права наопределенную категорию социальных отношений. Информационное право не является исключением,в нем применяется вся совокупность средств правового регулирования: повеление,запрет, дозволение.
Основные принципыправового регулирования отношений в сфере оборота информации в России сходны спринципами информационного права других стран. Информационная отрасль праваосновывается на следующих принципах:
1) законность;
2) свобода поиска, получения, передачи,производства и распространения информации любым законным способом;
3) установление ограничений доступа кинформации только федеральными законами;
4) открытость информации о деятельностигосударственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ ктакой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
5) равноправие языков народов РоссийскойФедерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
6) обеспечение безопасности РоссийскойФедерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защитесодержащейся в них информации;
7) достоверность информации исвоевременность ее предоставления;
8) неприкосновенность частной жизни,недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации очастной жизни лица без его согласия;
9) недопустимость установлениянормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения однихинформационных технологий перед другими, если только обязательность примененияопределенных информационных технологий для создания и эксплуатациигосударственных информационных систем не установлена федеральными законами.
3. Источники и нормыинформационного права
информационное правоотношение
Под источникамиинформационного права следует понимать внешние формы выражения правовых норм,касающихся оборота информации. Основу источников информационного правасоставляют: международные акты, федеральные нормативные акты, акты субъектовРоссийской Федерации, акты органов местного самоуправления.
Согласно Классификаторуправовых актов в раздел «Информация и информатизация» входятследующие классы документов.
1. Общие положения в сфере информации иинформатизации.
2. Управление в сфере информации иинформатизации.
3. Информационные ресурсы. Пользование информационнымиресурсами:
- общие положения;
- документирование информации.Делопроизводство;
- обязательный экземпляр документов;
- архивный фонд. Архивы;
- информационные ресурсы по категориямдоступа;
- информация о гражданах (персональныеданные);
- правовая информация;
- предоставление информации.Информационные услуги.
4. Информатизация.Информационные системы, технологии и средства их обеспечения:
- информатизация;
- информационные системы, технологии исредства их обеспечения.
5. Средства массовой информации.
6. Реклама.
7. Информационная безопасность. Защитаинформации и прав субъектов в области информационных процессов иинформатизации4.
Информационно-правовыенормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормыюридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственностьучастников регулируемых отношений, например, право на доступ к информации,касающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.
Процессуальные нормырегламентируют процедуру (порядок, правила) реализации прав и обязанностей,установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемыхинформационных отношений, например, порядок лицензирования в информационнойсфере.
Как и нормы другихотраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции исанкции.
Гипотеза определяетусловия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения,и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений, например, вкаких случаях гражданин может обратиться за получением информации вгосударственный орган.
Диспозиция содержитпредписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаютсяих права и обязанности, например, в течение какого срока государственный органдолжен дать ответ гражданину.
Санкции – меры по защитеправ и обеспечению исполнения установленных правил. Ответственность можетнаступить: гражданско-правовая (при нарушении авторских прав), административная(при препятствовании в получении информации), уголовная (за разглашениегосударственной тайны).
Основные вопросыстандартизации и сертификации регламентируются положениями федерального закона«О техническом регулировании» №184-ФЗ, принятого 27 декабря 2002года. Согласно норм закона, сертификация – форма осуществляемого органом посертификации подтверждения соответствия объектов требованиям техническихрегламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях ихдобровольного многократного использования, направленная на достижениеупорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышениеконкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандарт – нормативныйдокумент, в котором в целях добровольного многократного использованияустанавливаются характеристики продукции, правила осуществления ихарактеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства,строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациии утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также можетсодержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбораобразцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке илиэтикеткам и правилам их нанесения. Разработка, принятие и соблюдение стандартовявляется обязательной процедурой в ходе эксплуатации информационных систем,поскольку ни одна из них не обходится без технической составляющей.Следовательно, необходим и процесс сертификации для предотвращения нанесениявреда здоровью и жизни граждан.