Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российская Экономическая академия имени Г.В.Плеханова»
Кафедра экономической теории
Кафедра истории экономических учений
Комплексная междисциплинарная курсовая работа
на тему «Интеллектуальная собственность. История и современность»
Выполнила:
студенткагруппы 1110
Рагимова А.О.
Москва 2009
ОглавлениеВведениеПонятие интеллектуальной собственности и её основы
История развитияинтеллектуальной собственности и методов её защиты
Структура исодержание интеллектуальной собственностиПатенты и их экономическая сущность
Авторскоеправо и его экономические функцииКоммерческая тайна и ноу-хау
Нематериальные активыкомпании и их значение
Особенностииспользования интеллектуальных ресурсов в производстве
Особенностиинформационного общества
Интеллектуальнаясобственность в экономике РоссииЗаключениеСписок литературы
/>Введение
Трудно не согласиться с утверждением, что мировая экономика претерпеваетпостоянные изменения. И чем дольше существует система мирового хозяйства, тембыстрее происходят эти изменения. Таким был и 20 век, окончание которогоознаменовалось «интеллектуальной революцией» в экономике развитых стран. Сформироваласьновая парадигма развития, в основе которой лежат набирающий темпынаучно-технический прогресс и глобализация мирохозяйственных связей. Появиласьтак называемая постиндустриальная экономика, в которой растет взаимосвязь междуэкономическим ростом и инновациями, глобальным характером создания ииспользования знаний и технологий. Знания из абстрактного понятия превращаютсяв новый фактор производства, дополняющий труд, землю и капитал. Информационныетехнологии преобразуют структуру современного производства и распределения,значительно влияют на производительность труда, становится основой конкурентоспособностипредприятия, являются показателем жизнеспособности производства. Таким образом,информация и знания приобретают реальную рыночную собственность, и в мировойэкономике появляется и получает развитие понятие интеллектуальнойсобственности. Цель моей работы: изучение проблем интеллектуальнойсобственности, её особенностей, необходимых для понимания процессовпреобразования мировой экономики в «экономику знания». Для достижения этой целинеобходимо выполнить несколько задач.
· Дать общуюхарактеристику понятиям «знание» и «информация», как базисным составляющиминтеллектуальной собственности.
· Изучить историюразвития и эволюцию интеллектуальной собственности в России и в мире.
· Рассмотреть 3наиболее важные части интеллектуальной собственности: промышленнуюсобственность, авторское право и коммерческую тайну.
· Дать определениепонятию нематериальных активов и осветить особенности и проблемы ихиспользования на предприятии.
· Осветить основныепроблемы развития в России «экономики знаний» и пути их решения./>
Понятие интеллектуальной собственности иеё основы
Интеллектуальная собственность базируется на знании. Одно из наиболееобщих определений знания дает Ф.Махлуп: «Знания – любая форма представлений частейреального и предполагаемого мира, на каком-либо носителе» Это определениенемного неполное, так как оно подразумевает под знанием лишь ту информацию,которая зафиксирована на каком либо носителе. Но есть и та категория знаний,которая не зафиксирована на каких либо материальных носителях и носитабстрактный характер, существуя лишь в сознании создателя или в форме навыков иумений, важность которых невозможно отрицать. В данном случае более подходящимбудет определение, данное в словаре Ожегова: «Знание – совокупностьзакрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к тойили иной области. До момента фиксации на каком-либо носителе знание неотделимоот его источника – человека»
Наиболее полная классификация знаний была разработана Европейскойкомиссией и представлена в 2003 году. По этой классификации знания делятся наследующие категории:
· научныезнания, формируемые в университетах, при фундаментальных исследованиях, вгосударственных научно-исследовательских институтах, в частных центрах инновационныхисследований;
· технические(технологические) знания, основными источниками которых являются компаниипредпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки,институты предпринимательского сектора, государственные научные учреждения иуниверситеты, а также исследовательская активность в новых предпринимательскихструктурах, развивающаяся как при создании нового бизнеса, так и в качествепобочного продукта от основных исследований;
· инновации,осуществляемыми компаниями предпринимательского сектора и при открытии новыхпроизводств;
· интеллектуальныйкапитал, создаваемый в результате деятельности университетов по подготовкевысококвалифицированных специалистов и кадров, в процессе исследований вгосударственном и предпринимательском секторах;
· квалификации(компетенции), получаемые в процессе обучения в высших учебных заведениях, вкорпоративном секторе, на профессиональных курсах или являющиеся результатамипрофессионального опыта работников во всех сектора экономики, включая предпринимательскийсектор;
· информационно-коммуникационныетехнологии (ИКТ) создаваемые в корпоративном секторе и распространяемые врезультате применения и деятельности сетевых структур.
Но не любое знание может быть объектом интеллектуальной собственности.Поэтому в соответствии с мировой практикой и материалами Стокгольмскойконференции 1967г (учредившей Всемирную организацию интеллектуальнойсобственности (ВОИС)) под интеллектуальной собственностью понимаются права,относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям,исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленнымобразцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям,коммерческим обозначениями.
Таким образом, интеллектуальная собственность представляет собойнекоторый тип информации, который может принадлежать какому-либо лицу (или группелиц) и использоваться с целью получения экономической выгоды.
На мой взгляд, рассматривая экономическую сущность интеллектуальнойсобственности, говоря о её основах, стоит упоминать не знание, имеющеенесколько философскую природу, а более конкретное определение – «информация».
Стоить заметить, что информация (как объект интеллектуальнойсобственности) обладает рядом особенностей и отличается от любого другогоресурса:
· Информационныйресурс невозможно полностью использовать (если какая либо информация былаиспользована, то это не значит, что её нельзя использовать еще раз, так как прииспользовании информация не исчезает).
· Информация неотчуждаема. При продаже информации владелец продолжает пользоватьсяинформацией, так как невозможно её уничтожить в его сознании.
· Информацияобладает универсальной делимостью и воспроизводимостью.
· Информация можетпрактически беспрепятственно и моментально распространяться во времени(учитывая развитие современных технологий, можно сказать, что у информации нетграниц распространения).
· При производствепродуктов, тесно связанных с использованием интеллектуальных ресурсов,например, программного обеспечения, структура издержек значительно отличаетсяот издержек производства обычных товаров. Так, при создании программы для ЭВМзначительны издержки на производство первого экземпляра, но при этом предельныеиздержки, связанные с производством (по сути – копированием) последующих едиництовара несравнимо меньше./>/>
История развитияинтеллектуальной собственности и методов её защиты
Для глубокого анализа проблем интеллектуальной собственности и её роли вмировой экономике необходимо обратиться к её истории, проследить этапы еёстановления, эволюцию взглядов общества на интеллектуальную собственность,причем не только в России, но и во всем мире.
Возникновение проблемы охраны интеллектуальной собственности зарождаетсяи развивается одновременно с появлением рынка.
Возникновение первого прототипа патента относят к 1234 году. Портной,разработавший ранее неизвестное лекало верхней одежды, пользовался эксклюзивнымправом на его использование в течение 15 лет. К первому в мире патенту относятпатент на изобретение корабельного поворотного крана, выданный в 1421 году воФлоренции архитектору Питти Филиппо Брунчелли.
Первый в мире патентный закон был принят в Венеции в 1474 году. Всоответствии с ним каждый гражданин Республики имел право запрещать всемиспользование его разработки в производстве в течение 10 лет. Интересно, чтопервые патентные законы возникают в странах, обладающих двумя главнымипризнаками:
1. развитые рыночныеотношения;
2. высокий уровеньтехнического развития, либо специфические, никому более не известные технологии(например, Венеция, ревностно охранявшая секреты производства некоторых видовстекла).
Считается, что регулярная законная монополия на изготовление новыхизделий впервые появилась к Великобритании. Основы современной системы охраныинтеллектуальной собственности были заложены двумя документами. Это «Статут омонополиях короля Якова I»(1624 год), провозглашающий исключительное право для каждого, кто создаст иприменит техническое новшество, монопольно пользоваться доставляемыми имвыгодами и преимуществами в течении 14 лет. Вторым важнейшим в становленииинтеллектуальной собственности является статут королевы Анны(1709 год), вкотором говорилось о «поощрении ученых мужей составлять и писать полезныекниги». Автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведенияв течение 14 лет с момента его создания. Таким образом, закреплялось личноеправо на охрану опубликованного произведения. Вслед за Англией большинствоевропейских стран приняли у себя подобные законы.
Одним из важнейших шагов в становлении интеллектуальной и промышленнойсобственности в мировом законодательстве является Парижская конвенция 1833года. Эта конвенция относится к программным международным соглашениям ипредусматривает единые принципы охраны интеллектуальной собственности.
В России первым патентом стал закон Манифест о привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах был подписан 17 июля 1812 года. Он представлял собой комбинацию из наиболее либеральных законов Западной Европы, и просуществовал без значительных изменений до 1870 года. Согласно Манифесту, выдача привилегий производилась Министерством внутренних дел по Департаменту мануфактур и внутренней торговли с утверждением Государственного совета и от имени царя и оформлялась специальным указом.
Новый законодательный акт в области изобретательства появился в 1870 —указ «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новыеоткрытия и изобретения». Выдача привилегий стала обязательной длягосударственных органов, если заявки отвечали всем требованиям, установленнымзаконодательством. Такими органами стали Министерство финансов и Министерствогосударственных имуществ. Схема получения привилегий немного изменилась. Еслипо первому Манифесту каждая привилегия оформлялась специальным указом от именицаря, то теперь процедура получения патента изменилась. Но стоит отметить, чтоинститут патентного права фактически не существовал, так как до сих пордостаточно сложно разобраться в хитросплетениях схему выдачи патентов. Чтобыпредставить масштаб проблемы, следует сказать, что с момента создания в 1812 г. до 1896 г. система выдачи привилегий на изобретения была децентрализованной — в разное времяпривилегии выдавали три разных министерства: внутренних дел, финансов игосударственных имуществ. Когда министерства не считали себя достаточнокомпетентными для проведения экспертизы самостоятельно, то они направляли делав другие ведомства, чтобы получить заключение о возможности выдать привилегию –и, естественно, сроки делопроизводства по прошениям от такой передачи делтолько увеличивались. Еще одной проблемой в выдаче патентов были значительныепреференции, которыми обладали иностранцы. Так, первое в России изобретениебыло зарегистрировано в 1814 году на имя француза Пуа де Барде на «устройстводля возведения судов против течения». Экспертиза по заявке была необъективной,так как задолго до этого русский изобретатель И.П. Кулибин построил болеесовершенную машину для этих же целей. Достаточно только сказать, что с 1813 г. по 1917 г. было зарегистрировано 36 079 изобретений. 29 730 привилегий (82.4%) получилииностранцы и только 6349 (17, 6%) — отечественные изобретатели.
И только в 1896 г. был создан Комитет по техническим делам приМинистерстве финансов, ставший фактически патентным ведомством России, которыйв дальнейшем послужил основой при создании советского Комитета по деламизобретений. Создание этого органа способствовало становлению институтапромышленной и интеллектуальной собственности, которая со временем становиласьнеотъемлемой частью рыночных отношений.
Но с приходом советской власти отношение ко всем видам собственности( втом числе и к интеллектуальной) претерпело значительные изменения. Так как всясобственность была объявлена государственной, то понятие авторского ипатентного права практически исчезли. В первые годы правления советской властьюбыло создано несколько правовых актов, касающихся института интеллектуальнойсобственности.
· Декрет СНК РСФСР«Об изобретениях (Положение)» от 30 июня 1919.
· Общая инструкцияКомитета по делам изобретений от 14 декабря 1919 года.
· Декрет «О рабочемконтроле».
В результате сформировался новый подход к интеллектуальной собственности.«Всякое изобретение, признанное полезным, может быть объявлено достояниемРСФСР». Считалось, что только государство может распоряжаться продуктаминаучно-технического творчества, являясь их собственником. Ф.В. Легником быласформулирована концепция, позволяющая побудить изобретателя отдавать обществусвои находки: по соглашению с государством и за вознаграждение, получаясвидетельство об авторстве и почет. Подобное решение нельзя бы было считатьпринудительной национализацией интеллектуальной собственности, если бы всеизобретения не были бы признаны изначально «всенародным достоянием».
По системам последующих положений (1931-1941, 1959, 1973 гг.) всеизобретения признавались государственными. Так, при оформлении авторскогосвидетельства изобретение сразу же автоматически считалось принадлежащимгосударству по акту дарения. Автору предоставлялись права на вознаграждение(премия) и другие, за исключением прав продажи лицензии и промышленнойэксплуатации. Таким образом, механизм регуляции изобретательской деятельностинарушался. Согласно всем западным экономическим теориям, главным стимуломнаучно-технического творчества является возможность в дальнейшем извлекатьприбыль от использования своего изобретения. В Советском Союзе же этот стимулотсутствовал и был полностью заменен социально-идеологической составляющей.
Еще одной интересной чертой в системе интеллектуальной собственности,существовавшей в СССР, было рационализаторство. Это понятие включало в себясовокупность мелких новшеств (фактически – ноу-хау), которые не неслиобщемировой научной ценности, но при этом в масштабах фабрики или заводаобладали некоторой полезностью, увеличивая выпуск продукции или снижаяиздержки. Минусом этой системы иногда становилась её обязательность. Многиепроизводства имели в штате рационализатора, работа которого заключалась в том,чтобы каждый месяц выдавать определенное количество предложений, направленныхна усовершенствования производства. Иногда работа рационализатора превращаласьв построение «воздушных замков» и неосуществимых проектов, которые не только неулучшали производство, но, в ряде отдельных случаев, затормаживали его.
С 1992 по 1998 год интеллектуальная собственность была «ничейной», таккак государство не предъявляло претензий на владение объектами интеллектуальнойсобственности, созданной за счет федерального бюджета, а предприятия,реализующие эти объекты, считали, что полученные средства принадлежат им, иничего не вносили в бюджет. В это период времени также сильно уменьшилоськоличество заявок на получение патента и получение самих патентов. Патент сталсвоеобразной «научной роскошью», так как практически не обеспечивал защитыизобретений от несанкционированного использования и требовал средства на егоподдержание. Стоит отметить, что именно на данном этапе наиболее активно началразвиваться теневой информационный рынок. Множество изобретений и разработокуходило за границу. Причем их продажа практически ни как не оформляласьюридически, несмотря на возможную стратегическую важность этих данных. Понятиеавторского права на кинофильмы, музыку, книги практически исчезло под действиембурно развившегося пиратства. Рынок интеллектуальной собственности выглядел какогромный базар, где каждый стремиться получить побольше прибыли, невзирая направовые нормы.
В 1998 году указом президента № 556 интеллектуальная собственность,созданная за счет государственного финансирования, объявлена федеральнойгосударственной собственностью. Постановлением правительства РФ от 10октября2000 года №761 утверждены правила денежных поступлений в доход федеральногобюджета от использования принадлежащих государству результатовнаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работвоенного, специального и двойного назначения. Это постановление предотвращаетутечку стратегически важной информации и разделяет сферу владенияинтеллектуальной собственностью на государственную и частную. В данный моментидет активная разработка и создание законов, обеспечивающих охрануинтеллектуальной собственности. Перспектива вступления России в ВТОпредполагает жесткие требования к охране прав на интеллектуальнуюсобственность. Поэтому в 2002-2008 гг. в российском законодательстве появилсяряд законов, регулирующих правовой статус элементов интеллектуальнойсобственности, таких как: патентное право, авторское право, смежные права, правона средства индивидуализации и т.д. Все эти права урегулированы отдельнымифедеральными законами и 4 частью Гражданского Кодекса от 18.12.2006 ипоправками, стопившими в силу с 1 января 2008 года. Эти правовые актыутверждают на территории России общемировые нормы, касающиеся интеллектуальнойсобственности./>/>
Структура исодержание интеллектуальной собственности
Если говорить о фундаментальной типологии собственности в целом, то можновыделить 3 главные группы.
1. Вещественнаясобственность.
2. Интеллектуальнаясобственность.
3. Собственность науправление.
Интеллектуальную собственность, в свою очередь, можно упрощенно разделитьна 3 группы:
· Производственнаясобственность (объекты интеллектуальной собственности связанные с техникой ипромышленным производством). Этот вид интеллектуальной собственности защищаетсяпатентным правом и включает в себя изобретения, промышленные образцы и полезныемодели.
· Произведениянауки, искусства и литературы. Их использование регулируется авторским правом (также к этой группе относятся программы для ЭВМ, базы данных и т.д.).
· Коммерческие ислужебные тайны (ноу-хау)./> Патенты и их экономическая сущность
Охрана промышленной собственности играет важную роль в развитии иэволюции промышленного производства. Если бы собственность предприятия наизобретения не была бы защищена, то предпринимателю было бы невыгодноспонсировать исследования и разработку новых идей и изобретений. Другимисловами предприниматель готов вкладывать средства в то, что принесет емуприбыль и даст преимущества по сравнению с конкурентами. И для этого существуетпатентное право, которое устанавливает правовой режим охраны объектов, созданныхв результате творческой деятельности, и гарантирует правомочия, обеспечивающееправообладателю возможность вводить объект в хозяйственный оборот любым образоми получать от этого прибыль.
В качестве объекта промышленной собственности в Парижской конвенцииупомянуты не изобретения, промышленные образцы, полезные модели как таковые, аохранные документы (патенты, свидетельства) на них. Согласно определениюКонвенции, учреждающей ВОИС, понятие «интеллектуальная собственность» означаетправа, относящиеся к тем или иным объектам, а не сами это объекты. Согласноопределению ВОИС: «Патент представляет собой исключительное право,предоставленное на произведение, которое может быть продуктом или способом,позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающее техническое решениезадачи. Патент предоставляет своему владельцу охрану на изобретение».
Из такой интерпретации видно, что патенты, формирующие юридическую защитуна определенный срок для их правообладателя, создают особенные правиларыночного оборота изобретений. Таким образом, становиться понятно, чтосуществование такой защиты экономически оправдывает соотношение издержек ивыгод, возникающих у агентов рынка. В общем случае это соотношение должно бытьтаким, чтобы изобретателю, владеющему патентом на свое произведение, быловыгоднее продать права на использования своего изделия, (причем сумма сделкидолжна превосходить издержки, связанные с созданием изобретения и егоспецификацией) чем сохранять его в секрете. С другой стороны покупатель (предприниматель)тоже должен быть заинтересован в покупке прав на использование изобретения, таккак его использование должно быть более выгодным, чем использованиетрадиционной технологии. Стоит отметить, что патент не предоставляет своемувладельцу вечной защиты его прав на изобретение, обычно патент выдается на срокне более 20 лет. А по истечении этого срока технология изобретения становитьсяобщедоступной, что способствует ускорению технического прогресса. Таким образом,патентное право преследует 3 главные цели:
· Стимулированиеизобретательской деятельности и технического прогресса в целом.
· Созданиевозможности для широкого распространения и использования новых изобретений.
· Исключение лиц изнесанкционированного потребления результатов исследовательской деятельности.
Одним из факторов, которые стимулируют приобретение патентовпредприятием, является повышение конкурентоспособности предприятия. Ведьполучая патент на какое-либо крупное изобретение, которое может способствоватьвыпуску качественно нового товара, предприятие обретает временную монополию напроизводство и реализацию данного товара. Причем стоить отметить, что этамонополия не может быть ограничена никаким антимонопольным законодательством ине может быть нарушена конкурентами, так как они не обладают необходимымитехнологиями. Этот фактор сыграл серьезную роль в научно-технической гонке СШАи Японии, начавшейся в 80-х гг. прошлого века. Это явление получило название«патентной войны». В этой «войне» существовало 2 стратегии:
1. Стратегия крупныхпатентов.
2. Стратегия«патентного наводнения».
США и Япония в 20 веке стали друг для друга серьезными конкурентами и,поэтому требовался способ, который бы позволил захватывать целые отраслинаукоемкой продукции. Первым как раз стал способ «крупных патентов». Главнойцелью ученых и разработчиков было создать максимальное количество крупных изобретенийи с их помощью сделать экономику страны более конкурентоспособной. Эта гонка непривела ни к каким результатам, так как исследования происходили практическиодновременно и эта стратегия не давала серьезных преимуществ ни одной изсторон. Суть второй стратегии в том, что патент может быть оформлен не толькона крупное, качественно новое изобретение, но и на мелкие усовершенствования,которые обладают новизной, оригинальностью и определенной полезностью. Япония иСША использовали эту особенность. Например, если в Японии была изобретена новаятехнология производства телевизоров, то в США сразу же начинался поискусовершенствований, касающихся этой технологии и их патентование. Таким образом,японские разработчики были не в состоянии сделать ни шага к улучшению этойтехнологии, так как они были ограничены американскими патентами. В таком случаекомпания-разработчик изобретения может довольствоваться лишь продажей лицензийна использование запатентованного изобретения компании-конкуренту, которая, всвою очередь получает прибыль от продажи усовершенствованного изобретения.
Эта «гонка патентов» стимулировала технический прогресс и способствовалапоявлению многих, ныне активно используемых, продуктов.
/>Авторскоеправо и его экономические функции
Для определения термина «авторское право» для начала обратимся копределению ВОИС: «Авторское право – это юридический термин, обозначающийправа, предоставляемые авторам литературных и художественных произведений». ВРоссии программы для ЭВМ, топология интегральных микросхем и базы данных так жепопадают под определение объектов, охраняющихся авторским правом.
Главной особенностью объектов авторского права является то, что ониобладают свойствами общественного блага. «В то время как стоимость созданияпервого экземпляра часто высока, стоимость репродуцирования работы создателемили тем, кому она стала доступна, часто низка. Таким образом, как только копиистановятся доступны другим, изготовление дополнительных копий совсем недорогодля таких пользователей». К тому же научные произведения и произведенияискусства являются важными элементами культуры общества. И вновь такиеобщественные выгоды имеют характеристики общественного блага.
В условиях свободного рынка окончательная цена авторского произведениявключала бы в себя только предельные издержки его копирования. В такой ситуацииавтору произведения экономически невыгодно создание новых произведений,поскольку его совокупные доходы в этом случае не покроют затрат на созданиепроизведения. Следовательно, общественные выгоды от публикации произведениябудут утрачены.
Таким образом, главная задача авторского права – создание для, например,писателя экономического стимула, основанного на возможности извлечениямонопольной прибыли в случае, когда результаты его деятельности юридическизащищены.
Авторское право из созданной информации, являющейся общественным благом,делает благо смешанное, ограничивая его свободное распространение ииспользование. Поэтому центральная проблема состоит в том, что распределениеисключительных прав может не только оказывать содействие созданию информации,но и вместе с этим ограничивает её распространение. Таким образом, чтобы гарантироватьоптимальное использование информации, цена не должна превосходить предельныеиздержки, но при этом должна быть выше, чем предельная себестоимость, чтобыобеспечить стимулы создать работу. В итоге стимулы для создания информацииобеспечиваются в ущерб оптимальному использованию данной информации./> Коммерческая тайна и ноу-хау
Сейчас начала возрастать роль коммерческой тайны по сравнению спатентами. Причина этого явления в том, что иногда изобретение трудно защититьпатентом или невозможно отследить его незаконное использование. В таком случаевладельцу технологии значительно выгоднее сохранять её в тайне, чемопубликовывать под ненадежной защитой патентного права. К тому же процедураполучения патента достаточно дорогостоящая и он предоставляет исключительныеправа на пользование изобретением лишь на 20 лет. Поэтому некоторые компаниипредпочитают не регистрировать изобретения и оставить их на уровне ноу-хау ибыстрее внедрять их в производство, увеличивая, таким образом скорость выходана рынок нового товара и поддерживая свою конкурентоспособность.
Промышленная тайна является наиболее значимым видом коммерческой тайны (trade secrets).К ней относятся не только индивидуальные деталикоммерческой деятельности или деловые связи, сколько промышленные секреты,изобретения, химические формулы и т.д.
Статья 139 Гражданского кодекса РФ определяет служебную и коммерческуютайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческуюценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет доступа назаконном основании, и по отношении которой обладатель информации принимает мерык охране её конфиденциальности.
В отличие от патента коммерческая тайна не подлежит государственнойрегистрации и не может быть включена в список нематериальных активов. Такимобразом, согласно законодательству коммерческая тайна это не интеллектуальнаясобственность, а способ её охраны. Но данное обстоятельство не исключаетвозможность рассмотрения промышленной тайны в качестве особой разновидностьпромышленной собственности. Фактически промышленная тайна, подобноинтеллектуальной собственности, является невещественным благом, но при этом нетребует обязательной государственной регистрации.
Промышленная тайна представляет собой определенную совокупностьтехнологических знаний и опыта работы. Это могут быть потенциальнопатентоспособные решения, которые по объективным причинам не желают патентоватьв установленном порядке. Именно технические новшества и изобретенияцелесообразно, а иногда и необходимо засекречивать. Это актуально, когда патентне дает возможности полностью защитить изобретение от несанкционированногоиспользования конкурентами, например это касается промежуточных продуктов итехнологий, находящихся во внутрифирменном обороте. Конкурент может имивоспользоваться и не заплатить и таким образом приблизиться к уровнюизобретения. Все это приводит к тому, что временная монополия, обеспечиваемаяпатентом, перестает существовать. А если предприниматель решает сохранить технологиюпроизводства какого-либо товара в тайне, то он становится монополистом вобласти реализации этого товара, причем монополия может длиться сколь угоднодолгий срок. Показательным примером можно считать секрет производствакока-колы, которую в 1886 году создал фармацевт Джон Смитс Пембертон. Сейчасвладельцем секрета является Ф. Робинсон, получивший его в наследство отпрадеда. С самого начала фирма отказалась от патентования рецептуры иобеспечила себе монополию на производство этого напитка путем неразглашениясекрета. Фирма лицензию на производство напитка выдает бесплатно, но концентратможно купить только у неё. Всего несколько человек в фирме знают формулуизготовления этого напитка. Благодаря этой схеме сейчас фирма стоит 40 млрд.долларов и является обладательницей одного из самых узнаваемых и дорогостоящихбрендов.
Но не все предприятия в состоянии сохранять промышленную тайну в течениестоль долгого срока. Обычно она существует не дольше года. Например, в 1945 годуМ. Рейнольдс изобрел шариковую ручку и создал фирму, которая благодарякоммерческой тайне стала монополией. Первоначальная прибыль составляла 0,5млрд. долларов в месяц. Однако очень скоро монополия Рейнольдса была подорванаи через шесть лет его фирма была абсолютно вытеснена с рынка. В этом случае становитсяочевидно, что патентование шариковой ручки и последующая продажа лицензий наиспользование этого изобретения принесла бы Рейнольдсу значительно большуюприбыль. Таким образом, при появлении нового изобретения его автор становитьсяперед дилеммой – либо опубликовать свое открытие, запантетовав его ипредоставить его защиту государству, либо сохранить его в тайне, но при этомсамостоятельно предпринимать меры, необходимые для её неразглашения. И если стратегиявыбрана правильно, то и патент, и коммерческая тайна может принести своемувладельцу значительную выгоду.
Но следует разграничивать понятия «коммерческая тайна» и «секретыпроизводства». Секретами производства, или know-howвладелец может распоряжаться по своему усмотрению и получать от их реализацииэкономическую выгоду. Ни в международных правовых нормах, ни в российскомзаконодательстве невозможно найти однозначную и определенную трактовку понятияноу-хау. Очень часто под ноу-хау подразумевается любая полезная информация, какпопадающая под определение коммерческой тайны, так и вне него. Достаточно частоноу-хау может быть незапатентованным усовершенствованием зарегистрированногоизобретения и передаваться на материальных носителях при заключении договоровлицензирования. Также секреты производства могут существовать в идеальной формев виде знания и опыта специалиста и передаваться с помощью демонстрации способапроизводства, консультирования или услуг по менеджменту.
В дореволюционной России промышленная тайна занимала определенное место вэкономике связи с развитием рыночных отношений, особенно в 19-начале 20 вв. Всвоей книге «Промысловая тайная» (СПб, 1910) В. Розенберг рассматриваетпромышленную тайну как способ защиты от недобросовестной конкуренции. Но сприходом советской власти отношение к промышленной тайне изменилось. В первыедни своего существования советское правительство в декрете «О рабочем контроле»коммерческая тайна была отменена, как атрибут капиталистического общества. ВСССР существовал только один вид собственности – государственная,соответственно множество промышленных тайн стало государственными и их охранаперешла на совершенно иной уровень. Эта перемена статуса сыграла оченьнегативную роль для экономики страны. Очень часто засекречивались изобретения,не имеющие стратегического значения, ограничивался доступ советских ученых крезультатам работы соотечественников, на системы защиты секретов былинаправлены огромные средства. (Стоит отметить, что иногда охрана секретов былаабсолютно нецелесообразной и иногда абсурдной, так как страны Запада обгонялиСССР в научно-техническом плане и иногда гриф «секретно» ставился наизобретениях, считавшихся на Западе уже морально устаревшими.) Таким образом,излишняя засекреченность парализовала научно-технический прогресс и блокировалаобмен знаниями даже внутри страны. Но в 1990 г. был сделан первый шаг к восстановлению института промышленной и коммерческой тайны, что нашло отражение в законе«О предприятии в СССР». Сегодня продолжается создание условий для окончаниярежима неразумной секретности/>.
Нематериальныеактивы компании и их значение
интеллектуальнаясобственность авторское право
Сейчас происходит расширение понятия интеллектуальной собственности. Еслираньше это определение касалось лишь права использования изобретений (патент) иправо получения прибыли от художественных произведений (авторское право), тосейчас все большее значение в производстве приобретает человеческий капитал,знания, умения и информация, которой обладают сотрудники компании, то естьсобственность на управление (в основном – человеческим капиталом).
Если 20 веке использование и управление интеллектуальной собственностью считалосьпрерогативой лишь тех отраслей и производств, для которых характерны высокиетехнологии, изготовление новых образцов, базирующихся непосредственно нанаучных исследованиях, то сейчас же при развитии любого производства невозможноне учитывать значение инновационных процессов, пренебрегать управлениеминтеллектуальной собственностью компании. Производственная структура развитыхстран уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмытолько за счет материальных и финансовых факторов, делая их в принципеобщедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство во все большей ибольшей степени становятся следствием эффективного использования уникальных посвоей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающих всебя объекты интеллектуальной собственности.
Основнымиресурсами для развития любой компании сейчас все чаще становитьсяинтеллектуальные ресурсы. Благодаря неисчерпаемости их использование не толькоболее разумно и экономически оправдано, но и еще позволяет рациональнееиспользовать другие виды ресурсов (так называемые вещественные ресурсы)
Любаякомпания обладает нескольким типами интеллектуальных ресурсов:
· рыночныеактивы (марка компании, портфели заказов, приверженность покупателей товаруданной марки, механизмы распределения, деловое сотрудничество, лизинговые ифраншизные соглашения);
· интеллектуальнаясобственность (патент, авторские права, собственное программное обеспечение, правана дизайн, ноу-хау, товарные знаки, бренд предприятия и производственные секреты);
· человеческийкапитал (образование работников, профессиональная квалификация, связанные сработой навыки и знания);
· инфраструктурныйкапитал (управленческие процессы, информационные технологии, сетевые системысвязи, требуемые стандарты).
Все это можно отнести в категорию нематериальных активов. К сожалению, ихценность была осознана не так давно. До последнего времени в графе«Нематериальные активы» бухгалтерских балансов большинства предприятий значилсяпрочерк или незначительные цифры. Отсутствие стройной системы учета стоимостиэтих активов вело к тому, что они воспринимались как какое-то абстрактноепонятие, которое в силу отсутствия цены не имеет никакой ценности. Поэтомууправленческий персонал не представляя, как можно использовать эти активы,пренебрегал ими. Отсутствовало понимание того, что интеллектуальнаясобственность это такой же объект экономической деятельности (как и объектывещественной собственности), который может изменяться в цене и приноситьприбыль. И только сейчас система использования интеллектуального капиталазаняла достойное место в мировом хозяйстве. В настоящее время по оценкамФедерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности ибизнеса («SOIS-SERVAL») в среднем долянематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектовроссийской экономики уже сегодня составляет 10-15 %. Причем в промышленности надолю этих активов приходится в среднем 15-20 % от общей стоимости активов. Ноэкспертами также отмечено, что данная оценка носит вербальный характер, так какноминально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы незафиксированы.
Иная ситуация в развитых странах. В США, например, эти цифры вдвое выше восновном за счет иного отношения к юридическому оформлению своих прав исущественно более высокого уровня управления активами предприятий, построенногона принципах тщательного учета, оценки, охраны и внедрения объектовинтеллектуальной собственности в производстве. Так, по данным аналитика ПолаСтрассмана, в конце 1998 года общая стоимость 6 153 американских компанийсоставила 13,7 трлн. долл., причем стоимость основного капитала 25% наиболееудачных из этих компаний (таких, как Microsoft, Symantec, Oracle, IBM и т.п.)составляет в среднем всего около 14% от их рыночной стоимости. Следовательно,оставшиеся 86% стоимости определяется как стоимость знаний, накопленныхкомпанией, в том числе и стоимость интеллектуальной собственности.
Отдельное внимание стоит уделить такому виду нематериальных активов, как бренд.Существует несколько определений этого понятия.
· Бренд –позитивная репутация фирмы, выпускающей продукцию, доказанная многократно, втечение продолжительного времени.
· Бренд этосовокупность положительных ассоциаций, появляющихся у потребителей в связи с названием,товарным знаком, и внешним видом товара.
· Бренд это символимиджа, выраженного в знаковой позиции вербальных и визуальных объектов.
В некоторых компаниях бренд из графического и словесного обозначенияпредприятия стал главным активом. Вот список всемирно известных предприятий идоля, которую составляет стоимость бренда в их общих активах.
Таблица 1 по данным www.rating.rbc.ruXEROX 93% Kodak 82% McDonalds’ 71% Ford 66%
И еще хотелось бы представить список самых дорогих в мире брендов:
Таблица 2 по данным www.rating.rbc.ruMicrosoft 65 млн. $ IBM 52 млн. $ General Electric 42 млн. $ Intel 31 млн. $ Nokia 29 млн. $
Стоить отметить, что такой высокой стоимости нематериальных активов в основномдобились те компании, которые занимаются производством наукоемкой продукции.Таким образом, мы можем видеть, что активное использование интеллектуальныхресурсов способствует активному развитию компании. Это связанно с такимсвойством интеллектуальной собственности, как капитализация. При увеличенииобъемов производства с использованием интеллектуальных ресурсов их стоимость неамортизируется, а увеличивается.
Сейчас существует несколько методов оценки нематериальных активов компаний,из которых можно выделить два наиболее простых и распространенных методов.Первый – оценка затрат на производство знаний. Но этот метод не всегда бываетточным, так как не всегда можно оценить эти затраты.
Рассмотрим простейший пример – создание новой компьютерной программы,которая позволит рационализировать какой либо процесс производства. Оценитьстоимость этой программы достаточно сложно, если она создавалась небольшимколлективом (2-3 человека) время не более 1 рабочего месяца. В этом случаеможно сказать, что цена этой программы – стоимость рабочего времени коллектива,который её создал. Но стоит отметить, что в данном случае при оценке стоимостиэтой программы надо еще учитывать то, как она повлияла на процесс производстваи какую пользу принесла обладателю. И уж точно невозможно оценить стоимостьпроизводственной квалификации работников или деловой репутации. Последняя, кстати,может составлять до 35% стоимости всех активов компании.
Поэтому более точным является способ оценки рыночной стоимости знаний.Для этого находят отношение между рыночной ценой акции предприятия и еёбухгалтерской (подкрепленной материальными активами компании) стоимостью. Онаполностью отражает, какое место занимают нематериальные активы в структуреактивов компании, и насколько продуктивно они используются (при рассмотренииизменения их стоимости за некоторый промежуток времени.) Каждый год в миреинвестиции в объекты интеллектуальной собственности и их производство увеличиваютсяна 3,4 %, а инвестиции в основные, материальные активы 2,2%. Таким образом, дляразвития предприятия симметрично мировому рынку рост стоимости нематериальныхактивов должен в полтора-два раза превышать рост стоимости основных активов./>/>
Особенностииспользования интеллектуальных ресурсов в производстве
Сейчас наблюдается тенденция снижения использования в производстве иэкономической деятельности такого ресурса, как капитал, так как его можнозаменить другим типом ресурсов. Эта мера является очень востребованной в кризис,ведь при недостатке свободной денежной массы и высоким банковским ставкам покредиту (так называемая ситуация «дорогих денег») можно заместить один типресурсов другим. И если замена капитала землей или трудом в большинстве случаевне приводит к экономии средств, то замена и труда и капитала интеллектуальнымиресурсами ведет к значительному сокращению расходов. Грамотная организациярабочего процесса, наличие в компании хороших управленцев, использованиесовременного программного обеспечения, систем поиска и хранения данных,глубокий анализ возникающих проблем – все эти меры позволяют избегать возможныхошибок, которые могут привести к излишней трате средств. И все эти мерыоснованы на использовании интеллектуальных ресурсов.
В последнее время приобретают популярность не так давно появившиесявиртуальные предприятия. Создание таких предприятий обусловлено всеускоряющейся глобализацией, причем для многих компаний серьезной мотивацией длявиртуального слияния является возможность воспользоваться интеллектуальнымиресурсами, принадлежащими другой компании. Слияние информационных баз создаетболее обширную и продуктивную интеллектуальную систему, которая охватываетболее значительный сегмент рынка, чем те, которые занимали компании до слияния.Так же предприятие может организовать производственную корпорацию с другимпредприятием с условием использования его производственной базы и предоставлениемсобственных нематериальных активов. Виртуальные предприятия могут создаватьсялибо для работы над каким-либо отдельным проектом, либо для долговременногосотрудничества. При этом каждая компания сохраняет определенную независим/>ость и автономностьуправления.
Особенностиинформационного общества
Сейчас становиться очевидной необходимость предприятий использоватьинтеллектуальную собственность и нематериальные активы компании для дальнейшегоразвития и процветания. Сейчас, при формировании информационного общества,компании, желающие оказаться в авангарде, должны учитывать влияние информациина производство и прибыльность предприятия. Можно встретить говорить о новомпринципе «Те, кто меньше знают, меньше могут, так как не имеют информации отом, как делать» В данном случае системы управления знанием являются информационнымиускорителями прогресса. Рассмотрим, например, всемирную глобальную паутину.
Если раньше Интернет был самым большим банком информации, в которомпостоянно шел процесс обмена информацией, то сейчас его назначение серьезноизменилось. Из хранилища информации он превратился в рынок или даже винформационную биржу, на которой происходит продажа, покупка, обменинформацией, повышение или понижение её стоимости. Существуют люди, которыелишь тратят деньги и время на покупку информации и развлечений. В данном случаеразвлечения – не более чем поток информации. Существует другая группа, которая занимаетсяпродажей информации. Новой является группа пользователей, которые приобретаютинформацию с целью её использования и в дальнейшем — извлечения из неё прибыли,значительно большей, чем средства, потраченные на первоначальную покупку. Оникак раз и являются игроками на этой информационной бирже. Но как любой рынок,рынок, базирующийся на информационных технологиях, содержит в себе не тольковозможную прибыль, но и возможные риски.
Из-за доступности любой информации многие продавцы столкнулись с рядомпроблем. Жизненный цикл товаров и услуг становиться все короче, поэтомупотребитель постоянно ждет от производителя новинок, моделей, которые будутсовершеннее существующих по каким либо характеристикам. Техническая новинка,которая вышла сегодня завтра уже перестанет быть чем-то новым, привлекающимвнимания покупателя. Поэтому производители товаров «долговременногопотребления» по сути, начинают производить товары, пользующиеся успехом лишь доследующей новинки. Но иногда возникает такая ситуация, что новый товар еще невыпущен, но старый уже не пользуется популярностью. С подобной проблемойстолкнулся концерн BMW в 2005 году.Люди не хотели приобретать недавно вышедшую модель автомобиля, располагаяинформацией о выходе в следующем году модели, которая значительно превосходилапо техническим характеристикам существующую. В таких случаях конкуренциюреальным товара составляют товары будущие, виртуальные.
Если раньше информация о структуре спроса использовалась в основномпроизводителями, то сейчас покупатели стали гораздо более осведомлены оструктуре предложения, чтобы выбрать, что именно покупать. В таких условияхмногие предприятия, желающие остаться на плаву и вынужденные постояннопривлекать потребителя, тратят значительные части своего капитала на создание иподдержание бренда, проведение различных рекламных кампаний и разработки новыхмаркетинговых предложений, что требует вливания значительных сумм в развитее информационнойсоставляющей компании, её интеллектуальных ресурсов./>/>
Интеллектуальнаясобственность в экономике России
Из всех вышеперечисленных фактов мы можем сделать вывод, чтоинтеллектуальная собственность в современной экономике играет роль ценнейшегостратегического актива, орудия конкурентной борьбы. А обеспечениеконкурентоспособности всей российской экономики в целом и каждого предприятия вотдельности – это важнейший вопрос в настоящее время.
Сейчас мы можем наблюдать, что страны, в экономике которых преобладаютнаукоемкие отрасли, значительно обгоняют Россию по многим экономическимпоказателям. Это связано с тем, что большинство развитых стран перешли кпостиндустриальной модели общества и экономики, а Россия не обладаетнеобходимым моральным и материальным фундаментом для такой модели экономики. Нидля кого не секрет, что сейчас экономика России основана в основном на экспортесырья. При сохранении подобного курса экономический рост для нашей страныневозможен, и в дальнейшем это может привести к тому, что в мировомраспределении труда Россия станет своеобразной «шахтой», которая поставляетмиру лишь полезные ископаемые. Для предотвращения исполнения подобных прогнозовроссийская экономика должна кардинально изменить свое направление.
Россия располагает 12% ученых мира. Это более миллиона человек. Однакоинновационной деятельностью занимаются лишь 15% предприятий и научнаяпродукция, которую они выпускают, не превышает 1,5-2,0% от общего экспорта страны.Доходы от экспорта научной продукции составляют лишь 1 млрд. долларов (это в740 раз меньше, чем в США). Эти факты указывают на то, что сейчас, к сожалению,в России инновации и научная деятельность практически не оказывают влияния наэкономику. Подобная ситуация недопустима в мире, в котором существуетинформационно общество, если страна желает быть в авангарде. России необходиморешить ряд проблем, связанных с недостаточной стимуляцией инноваций и снедостаточным привлечением интеллектуального ресурса в развитии экономики. Намой взгляд, эти проблемы вызваны тем, что очень долгое время интеллектуальнаясобственность была в руках государства. Развитие института интеллектуальнойсобственности подразумевает наличие инициативной человеческой деятельности,активный обмен научно-технической информацией внутри страны и за её пределами,частное владение интеллектуальной собственностью. Так как в советский периодмногие из этих фактором отсутствовали, то институт интеллектуальнойсобственности не мог нормально формироваться. Сейчас, когда в Россииформируются рыночные отношения, вместе с ними формируется и рынокинтеллектуальной собственности. И если сейчас будет происходить активноеразвитие и реорганизация этого рынка в соответствии с требованиями мировой экономики,то Россия может изменить свое положение в мировом сообществе и из страны ссырьевой экономикой перейти к экономике постиндустриальной.
Наиболее перспективным сценарием развития российской экономики являетсяинновационно-активный. В его основе лежит активация научно-технической иинновационной деятельности – промышленного освоения экономически эффективнойнаукоемкой техники и технологий, укрепление конкурентных позиций отечественныхпроизводителей на внешнем и внутреннем рынках. Для начала хотелось бы сказать оглавных особенностях положения интеллектуальной собственности в экономикеРоссии.
Наша страна обладает двумя значительными преимуществами в областиэкономики знаний. Первое – это фундаментальная наука. Несмотря на «утечкумозгов», которая происходила последние 20 лет, Россия все же занимаетлидирующие позиции, уступая лишь США. Второе, это высокий уровень образования,который превосходит уровень любой страны со сравнимыми показателямиэкономического развития. Проблема заключается в том, что сейчас наука ипроизводство практически не связаны между собой. Необходимо создать систему, вкоторой бы исследовательские центры, университеты, НИИ и крупные предприятиявзаимодействовали друг с другом. Например, в США практически любой университетявляется лабораторией по разработке новых изобретений (которые затем оченьбыстро воплощаются в жизнь за счет внедрения их в экспериментальноепроизводство), а в России пока научной деятельностью занимаются в основномэнтузиасты-одиночки. Положение постепенно исправляет система грантов длястудентов, которая привлекает в научную деятельность молодых и перспективныхбудущих ученых. Но также нельзя списывать со счетов и профессоров ипреподавателей высших учебных заведений. Необходимо развивать в ВУЗах системуне только передачи знаний, но и их производства. Следовательно, нужно создать вРоссии передовую отрасль научных исследований и опытно-конструкторскихразработок. И создание подобной отрасли и поддержка науки требуют развитияинфраструктуры, формировании качественно новой материальной базы.
Еще одной проблемой является то, что в России пока не до конца развитозаконодательство, защищающее интеллектуальную собственность. Только недавнопоявились законы, которые в полной мере охватывают все части интеллектуальной собственности.Одной из самых негативных особенностей рынка интеллектуальной продукцииявляется пиратство. Создатель фильма, книги, музыкального произведения иликакой-либо программы для ЭВМ, даже, несмотря на авторское право, практически незастрахован от нелицензионного копирования и незаконной продажи егопроизведения. Из-за этого страдают не только создатели продукции, но игосударство, так как с пиратской продукции налоги не поступают в бюджет. Этопроблема вызвана не только наличием «пиратов», но и отсутствием в общественномсознании понятия «плагиат», «незаконно использование». Главной задачейгосударства в этом случае является не только преследование пиратства по закону,но и внушения гражданам идеи, что любое нарушение прав на интеллектуальную собственностьнезаконно, даже если оно совершено не с целью получения прибыли.
Сейчас, к сожалению, на мировом рынке наукоёмких товаров российскиеизобретатели находятся в невыгодном положении. Наше законодательство созданотаким образом, что продажа лицензий на использование патента практически не возможна,но при этом полная продажа прав на обладание и использование изобретенияоформляется очень легко. Таким образом, государство препятствует тому, чтобыпатент и право продажи лицензий оставалось в стране. Это способствует утечкемногих изобретений на Запад.
Очень часто введение нового изобретения в производство занимает весьмадлительный период времени. Это недопустимо, так как мировая экономика постоянноускоряется, поэтому новшества должны быть сразу же внедрены в производство,чтобы избежать морального износа еще до выпуска.
Таким образом, сейчас перед российской экономикой стоит несколько задач,выполнение которых сыграет серьезную роль в её развитии и приближении кпостиндустриальной экономике, экономике знаний.
1. Поддержаниепрестижа научной деятельности и привлечения в сферу фундаментальныхисследований новых специалистов.
2. Созданиеисследовательских центров при ВУЗах.
3. Участие крупныхпредприятий в экономике знаний, создание инновационных фондов, сотрудничающих синститутами.
4. Инвестиции внаукоемкий сектор экономики с целью обновления оборудования, внедрения новыхтехнологий, перестройки информационных систем.
5. Технологическоесокращение срока создания и вывода на рынок новых изделий, улучшение ихлогистики.
6. Создание трехуровней защиты интеллектуальной собственности:
a) правовой(усовершенствование законодательства в сфере защиты интеллектуальнойсобственности);
b) организационный(создание наукоградов);
c) экономический (налоговыельготы для предприятий, производящих наукоемкую продукцию).
7. Формирование всознании граждан идеи о неприкосновенности интеллектуальной собственности.
Конечно, все эти меры по преобразованию экономики требуют проведениядолгой и затратной системы реформ со стороны государства, но именно эти реформыприведут к тому, что экономика России выйдет на новый уровень и встанет в одинряд с экономиками развитых стран Запада.
/>Заключение
В конце своей работы хотелось бы сказать, что выбранная тема оченьобширна и может рассматриваться с разных сторон. Говоря об интеллектуальнойсобственности, стоит заметить, что в настоящий момент трудно переоценить еёзначение в развитии мировой экономики.
Эта работа освещает наиболее важные аспекты и особенности еёиспользования в производстве, её влияние на предприятие и на экономику России вцелом. Рассматривая историю развития института интеллектуальной собственности вРоссии, изменения, которые происходили в отношении к интеллектуальнойсобственности при смене политического режима, можно проанализировать нынешнеесостояние этой системы, выявить причины некоторых существующих проблем. Трудноне согласиться, что некоторые особенности развития и использованияинтеллектуальной собственности в СССР противоречили её экономической и рыночнойсущности, и многие проблемы, существующие сейчас в этой области являютсяотголосками советского периода.
При изучении особенностей использования интеллектуальных ресурсов вработе предприятия автор приходит к заключению, что в постиндустриальнойсистеме экономики предприниматель не может обеспечить себе необходимуюконкурентоспособность и прибыль, пренебрегая ценностью информации, как наиболееважного нематериального актива.
Несомненно, если интеллектуальная собственность может влиять наконкурентоспособность предприятия, то она также влияет на экономику страны вцелом. Интеллектуальная собственность не только способствует увеличению ВВП идругих экономических показателей, но и кардинально меняет направление развитияэкономики, преобразует её структуру.
В этой работе проанализированы основные проблемы, касающиесяинтеллектуальной собственности, которая задействована в российской экономике, ипредложены возможные варианты их решения. Ликвидация проблем в областиинноваций, наукоемкой продукции (которые неразрывно связаны с интеллектуальнойсобственностью) может способствовать разительным переменам в российскойэкономике.
Российская экономика сейчас нуждается в преобразовании и смене курса и,на взгляд автора, главную роль в этом процессе играет интеллектуальнаясобственность./>
Список литературы
1. ГражданскийКодекс, часть IV от 18.12.2006, СЗРФ 2007 г.
2. Барышева Г.А. подред. Ю. С. Нехорошева «Инновационный фактор и интеллектуальный ресурс вдинамизации экономики России».– изд. Томского университета, 2001.
3. Борщ-КомпанеецН.С., Матюшечкин В.М., Покровский К.К., Флорина Т.А. «Интеллектуальнаясобственность в вопросах организации стабильного бизнеса», учебное пособие. –М: ЛОГОС, 2005.
4. Елисеев А.Н.,Шульга И.Е. «Институциональный анализ интеллектуальной собственности». – М.:Инфра-М, 2005.
5. Учебное пособие«Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации». – М.: Проспект,2001.
6. Чурин Н. Ф.«Интеллектуальная собственность в структуре мировой экономики»: монография. –М.: Экономистъ,2005.
7. «Интеллект нации– конкурентное преимущество России» // Материалы круглого стола «Экономическийрост России», секция «Экономика знаний»..2003г. 29 сент.
8. Георшев Р.«Интеллектуальные ножницы и глобализация» // Проблемы теории и практикиуправления. 2004. – №6.
9. Ковалев М.«Интеллектуальная собственность в экономике» //Экономист. 2003. – № 1.
10. Пацкалев А.,Шебунина Е. «Интеллектуальная собственность как фактор ускорения развитияэкономики» // Экономика строительства. 2004. – №2.
11. Сауткина В.«Интересы создателей интеллектуальной собственности в законодательствеРФ»//Мировая экономика и международные отношения. 2008 – №12.
12. Чайков М.,Чайкова О. «Интеллектуальная собственность, как предмет маркетинга» //Маркетинг. 2005. – №6.
13. Евтух А. «Информационнаяэпоха и актуальные проблемы экономики» // Мировая экономика и международные отношения.2005 – №4.
14. Колесников А. «Отпривилегии — к патенту: К 190-летию принятия в России первого законодательногоакта о привилегиях на изобретения» // Интеллектуальная собственность:Промышленная собственность. 2002 – № 6.
15. Голсберг Л.,Китова Г., Кузнецова Т. «Стратегия интеграции процессов в сфере науки иобразования» // Вопросы экономики. 2008 – №7.
16. Мильнер Б. «Управлениеинтеллектуальными ресурсами» // Вопросы экономики. 2008– № 7
17. www.wipo.int/ru – официальный сайт Всемирнойорганизации интеллектуальной собственности.