Реферат по предмету "Государство и право"


Информация как объект правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основныеположения информационного права
1.1 Информационноеправо
1.2 Информациякак основной объект информационного права
1.3 Специфические особенностии юридические свойства
информации
2. Информационныеотношения как основной объект правового регулирования
2.1 Субъектыинформационных отношений
2.2 Отношенияинформационной собственности
2.3 Методырегулирования информационных отношений
3. Юридическиеисточники информационного права
3.1 Информационноезаконодательство: общие положения
3.2 КонституцияРФ как основа законодательного регулирования
информационнойдеятельности в России
3.3 Отрасли иразделы законодательства РФ, посвященные вопросам информационного права
3.4 Авторскоеправо и смежные права
3.5 Патентноезаконодательство
3.6 Законодательствоо ноу-хау
3.7 Законодательствоо средствах массовой информации
Выводы
Литература

Введение
Тема курсовой работы «Информация как объект правоотношений».
Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменойтысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферахобщественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказалисущественное влияние на его практическую деятельность, спектр научныхинтересов. В полной мере это относится и к области информации.
Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, сталознаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашейстране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационнойдеятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.
Разработка концепции развития информационного обществаспособствовала увеличению социальной значимости информации, возрастаниюпотребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средствкоммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что кконцу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формированияполноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить иперерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почтимгновенно доводить информацию до потребителя.
По мере усиления зависимости общественной и личной практики отинформационной деятельности информация становилась особым самостоятельнымфактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда(инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).
В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаютсяразработкой инновационных технологий, другие — производством на их основематериальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального трудатворческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле.Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического,политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспеченияего безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночномхозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства ипотребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.
Цель курсовой работы – ознакомиться с основными и специфическимиположениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвестиитог информационных отношений как основного объекта правового регулирования,рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.

1.Основные положения информационного права
 
1.1Информационное право
 
Информация — это основной объект информационного общества, и еероль трудно сегодня переоценить. Отображая реальную действительность, онапроникает во все сферы деятельности государства, общества, гражданина. Споявлением новых информационных технологий, основанных на широком внедрениисредств вычислительной техники, связи, систем телекоммуникации, информациястала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства,юридических лиц, общественных объединений и граждан. От ее качества и достоверности,оперативности получения зависят многие решения, принимаемые на самых разныхуровнях — от главы государства до гражданина. Информационное воздействие нагосударство, общество, гражданина сейчас, пожалуй, сильнее, чем политическое,экономическое и даже военное. Информация превратилась в эффективное средствоуправления личностью и обществом, она стала и оружием информационных войн,ведущихся в последние годы. В складывающейся ситуации особенно остро встаетпроблема правового регулирования отношений в области информации, в первуюочередь защиты права каждого человека на информацию, а также защиты общества отвоздействия вредной информации и дезинформации.
Распространениев мире, в том числе в России, информационных сетей — предвестниковинформационного общества неизбежно и практически не зависит от воли отдельныхгосударств. Наша страна, как и любая другая, ставит цель стать полноправнымчленом информационного сообщества и будет добиваться этого, несмотря наотставание в развитии информационной инфраструктуры (прежде всего средстввычислительной техники, связи и телекоммуникаций) и особенности национальногоинформационного пространства, на низкую информационно-правовую культуру членовобщества. Преодоление этих негативных явлений особенно актуально в условияхнеконтролируемого распространения в России Интернета, что чревато утратойважнейших информационных ресурсов, составляющих национальное достояние страны,нарушением конфиденциальности персональных данных и многими другимиотрицательными последствиями, создающими угрозу независимости и суверенитетуРФ.
Современное информационное общество может эффективно развиватьсятолько в правовом государстве, где главенствует закон. Таким образом, рольправа в информационном обществе становится определяющей.
Конституцией РФ право на информацию включено в число основных прави свобод личности. Впервые в российской истории главный закон страны закрепляетправовую норму, которая по сути дела определяет содержание информационных прави свобод: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,производить и распространять информацию любым законным образом» (КонституцииРФ, часть 4, ст. 29). Эта норма служит базой для создания новой комплекснойотрасли права — информационного права.
Определение понятия «информационное право» складывалосьпостепенно. Для обозначения этой отрасли права применялись термины «программноеправо», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» и в последнеевремя «информационное право» (работы Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, И.Н.Грязина, В.А. Копылова, М.М. Рассолова и других авторов).
Наличие этих терминов во многом отражает историю вхождения в нашужизнь компьютеров и иной техники, обеспечивающей обработку самой разнообразнойинформации, специфику возникающих при этом социальных отношений. Сегодняправомочно следующее определение понятия «информационное право»: информационноеправо — это комплексная отрасль права, представленная совокупностью социальныхнорм и отношений, возникающих в информационной сфере — сфере производства,преобразования и потребления информации. Основные объекты правовогорегулирования здесь — информационные отношения, то есть отношения, возникающиепри осуществлении информационных процессов — процессов создания, сбора,обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребленияинформации. Главным предметом, по поводу которого или в связи с которымвозникают информационные отношения, является информация во всех ее видах иформах.
Нормативную базу информационного права составляет информационноезаконодательство, представленное совокупностью нормативных правовых актов иотдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений винформационной сфере.
Информационноеправо представляет собой правовой фундамент мирового информационного общества,активно формирующегося в странах и на континентах с помощью глобальныхинформационных сетей и иных новых информационных технологий.
 
1.2Информация как основной объект информационногоправа
 
Основным объектом правоотношений в информационной сфере являетсяинформация (в переводе с латинского — ознакомление, разъяснение, изложение).
С философской точки зрения понятие «информация» определил Н.Винер: информация — это не энергия и не материя. Простое и понятное каждомуопределение информации дал С.И. Ожегов. Это: 1) сведения об окружающем мире ипротекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, осостоянии чего-либо.
До середины 20-х годов XX в. под информацией действительноподразумевались сообщения и сведения, передаваемые людьми устным, письменнымили иным способом. С середины XX в. информация становится общенаучным понятием,включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом иавтоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаковот клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).
Рассматривая информацию как объект правового регулирования, нельзяговорить о ней вообще, не конкретно. Предметом рассмотрения должна быть впервую очередь информация, которая находится в гражданском, административном,общественном или ином обороте и по поводу которой или в связи с которой ивозникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом. Информациякак объект права должна быть четко определена. Примем за основу определение,данное этому понятию в ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защитеинформации»: «Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,явлениях и процессах, независимо от формы их представления».
Этот закон вводит новое и очень важное для права понятие —«документированная информация (документ)» и определяет его как «зафиксированнаяна материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ееидентифицировать».
Понятие «документированная информация» основано на двуедин-ствеинформации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в видесимволов, знаков, букв, волн или других способов отражения. В результатедокументирования информация обосабливается от ее создателя, происходит как быматериализация и овеществление символов, отображающих сведения. В итоге вкачестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале,сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов(данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях.
Согласноприведенному выше определению, документированная информация (документ) есть посути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и ккатегории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещнойсобственности. Следует, однако, отметить, что документированная информацияотносится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вещей заключаетсяв упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, чтопредопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.
Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации иматериального носителя дает возможность защищать документированную информацию сиспользованием одновременно двух институтов: института интеллектуальнойсобственности и института вещной собственности.
Создаваемая документированная информация с точки зрениявозникающих по ее поводу отношений и правового режима может быть подразделенана следующие виды:
— документированная информация, создаваемая в результатетворческой деятельности;
— документированная информация, создаваемая юридическими ифизическими лицами в порядке выполнения обязанностей по подготовке отчетныхсведений о собственной деятельности для представления в качестве обязательнойинформации уполномоченным органам и организациям (обязательно документированнаяинформация);
— документированная информация, создаваемая гражданами о себе(персональные данные);
— документированная информация в виде официальных документов,издаваемых уполномоченными органами государственной власти и общественнымиобъединениями (официальная документированная информация);
— документированная информация, создаваемая в результатедеятельности средств массовой информации, в том числе информация справочногохарактера, подготавливаемая и распространяемая юридическими и физическимилицами о себе, о продуктах и услугах, предлагаемых потребителям (сведенияинформационного характера).
Традиционно для документирования в качестве материального носителяприменялась писчая бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденныйсоответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко использовался ииспользуется в гражданских, экономических и других отношениях, в том числе какдоказательный материал при судебном разбирательстве. Известно, что доказательнаяспособность документированной информации основана на возможности установления спомощью почерковедческой экспертизы того факта, что конкретный документявляется оригиналом и что подпись на нем точно (вернее, с большей степеньювероятности) принадлежит конкретному лицу.
С внедрениемновых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителейстали использовать машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски,память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, вотличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация намашиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора врезультате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем безвсяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ намашиночитаемом носителе теряет свою доказательную способность, его легкоподделать и никакая экспертиза не в состоянии такую подделку выявить.
Возникла проблема установления доказательной силы машиночитаемогодокумента. Необходимо было создать такой механизм записи информации на нем,который, с одной стороны, исключал бы возможность несанкционированного доступапостороннего лица к информации в целях ее искажения, а с другой — позволял быконкретному лицу ставить на этом документе некоторую отметку (аналогично егоподписи на бумаге), которую было бы невозможно подделать, а экспертиза могла бынадежно подтвердить принадлежность этой отметки-подписи данному лицу.
Так появилось понятие «электронная цифровая подпись», котораяпосредством специального программно-информационного комплекса обеспечиваетнадежное подтверждение оригинальности сведений, реквизитов документа и фактаего «электронного подписания» конкретным лицом. Электронная цифровая подписьобеспечивает ввод и передачу документа по системе связи и телекоммуникации спредоставлением возможности в любой точке трафика вывести этот документ изсистемы и представить его для разрешения спора.
Информация — объект многофункциональный, она может выступать, например,как:
— источник получения знаний и принятия решений;
— средство извещения общества о происходящих событиях и явлениях(через СМИ);
— средство правовой координации и управления поведением субъектов(через официальные документы и судебные решения);
— средство отчетности о деятельности юридических и физических лиц(налоговая отчетность, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность и т.п.);
— средство осуществления прав и свобод личности (право на жизнь,право на жилище, право на образование, право на труд и т. п.) в результатепредоставления персональных данных структурам, обеспечивающим реализацию такихправ и свобод.
Следуетобратить внимание на то, что информация одновременно может нести ту или иную изуказанных функциональных нагрузок и выступать в качестве товара. Пример —коммерческие системы информации о нормативных правовых актах, банкиперсональных данных, которые за рубежом давно уже продаются и сдаются в арендудля реализации прямого маркетинга. Продаются также различные информационныересурсы, содержащие сведения о полезных ископаемых, о научном и техническомразвитии общества, о его творческом потенциале и т. д.

1.3Специфические особенностии юридические свойстваинформации
В отличие от известных, традиционных для права объектов, таких,как вещи, информация обладает специфическими особенностями и юридическимисвойствами, которые во многом определяют и общественные отношения, возникающиепо ее поводу, и характер поведения субъектов, участвующих в обращенииинформации. К таким особенностям и свойствам относятся:
— физическая неотчуждаемость информации. Это свойство следует изособенности информации, заключающейся в том, что она физически не может бытьотчуждена от ее производителя или передающего субъекта. Знания неотчуждаемы.Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому процедураотчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование иинформация должна передаваться вместе с этими правами;
— обособляемость информации. При включении в оборот информациявсегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этогообособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно инезависимо. Это говорит об оборотоспособности информации как самостоятельногоотдельного объекта права;
— информационная вещь (информационный объект). Это свойствовытекает из двуединства информации и материального носителя, на котором онаотображена, что позволяет распространить на информационную вещь (объект)совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — института авторскогоправа и института вещной собственности;
— тиражируемость (распространяемость) информации. Информация можеттиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров безизменения ее содержания. Отсюда следует, что в результате распространения однаи та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц;
— организационная форма. В реальных условиях информация всегдаобращается не сама по себе, а в строго определенных организационных формах —документ (подлинник, копия), массив (база) данных (документов), библиотека,фонд документов, архив и т. п. Из этого следует, что при включении информации воборот в каждом конкретном случае всегда должны оговариваться ее вид и формапредставления. Это свойство позволяет также относить к информационным вещам(информационным объектам) как отдельные документы, так и сложныеорганизационные информационные структуры и включать такие вещи в составимущества (собственника, владельца).
В зависимостиот роли в правовой системе информацию можно подразделить на правовую, котораясоздается в результате правотворческой, правоприменительной,правоохранительной, научной юридической деятельности, и на неправовую, котораясоздается в результате иной деятельности (не правовой), но обращается всоответствии с нормами информационного законодательства.
По степени доступа информация подразделяется на открытую,распространяемую открыто, и информацию ограниченного доступа, распространениекоторой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.
К открытой информации относится:
— информация, создаваемая в процессе творчества (произведениянауки и культуры, открытые патенты и авторские свидетельства);
— обязательно предоставляемая документированная информация;
— официальные документы;
— массовая информация, распространяемая СМИ;
— другая информация неограниченного доступа. К информацииограниченного доступа относится:
— документированная информация о государственной и служебной тайне(в порядке защиты интересов государства);
— документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау иноу-ноу (в порядке защиты секретов производства и науки);
— персональные данные (в порядке защиты личной тайны). Изучениеинформации с указанных позиций позволяет перейти к исследованию информационных процессов,участвующих в них субъектов и возникающих при осуществлении этих процессовинформационных отношений.

2.Информационные отношения как основной объект правовогорегулирования
 
2.1Субъекты информационных отношений
К субъектам информационного права относятся лица, участвующие всоздании, передаче, распространении, получении и потреблении информации. Преждевсего, это создатели или производители информации, обладатели информации (илиинформаторы) и потребители информации.
Создатели илипроизводители информации — это лица, в результате интеллектуальной деятельностикоторых появляется информация. К ним относятся в первую очередь авторы,создающие информацию в процессе творчества в виде произведений, патентов(заявок) на изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, сведений оноу-хау и коммерческой тайне. Однако к создателям информации относятся также илица (в том числе органы государственной власти, органы местногосамоуправления, юридические лица), не претендующие на авторство по поводу созданнойими информации. Существуют и другие виды информации, не являющие результатомтворчества. Например, обязательно представляемая информация, отчетнаяинформация, персональные данные. Ряд производителей информации не претендуют назащиту своих личных неимущественных прав на созданную информацию, однакозаинтересованы в признании этой информации своей собственной. К ним можноотнести производителей открытых справочных информационно-поисковых систем, бази банков данных и т. п.
Обладатели информации (информаторы) — это посредники междусоздателями и потребителями информации; лица, приобретающие исключительноеправо на передачу и распространение информации и обеспечивающие доведениесозданной информации до конечного потребителя.
Потребители информации — это лица, нуждающиеся в информации,производящие ее поиск и получающие ее для удовлетворения своих потребностей(повышения знаний, образования, принятия решений и т. п.).
К субъектам информационного права относятся также и те лица,которые участвуют в создании и применении средств и механизмовпрограммно-технического обеспечения информационных процессов — информационныхсистем, сетей, информационных технологий и средств их обеспечения(информационных, лингвистических, технических, программных и иных).
 
2.2Отношения информационной собственности
 
Основополагающими общественными отношениями информационного праваявляются отношения, возникающие по поводу признания информации своейсобственной, или так называемые отношения информационной собственности.
Сегодня проблема регулирования отношений по поводу информационнойсобственности (в смысле признания конкретной информации своей собственной)является одной из важнейших проблем информационного законодательства. Поаналогии с вещной собственностью, в рамках которой реализуются правомочиявладеть, пользоваться, распоряжаться вещью, предлагается ввести правомочияинформационного собственника (информационные правомочия), основанные наособенностях и юридических свойствах информации.
Известно, что информация, как результат интеллектуальнойдеятельности, может выражать или отражать результат творчества, требующийзакрепления исключительных прав на него, или отражать результат любой инойинтеллектуальной деятельности, не претендующей на право авторства.
Информация, выражающая или отражающая результат творчества, можетбыть подразделена на три группы:
— информацияв виде произведения (на материальном носителе), право на которое защищаетсязаконодательством об авторском праве по факту создания произведения. При этоморигинал произведения и есть результат творчества, копии же оригиналавключаются в оборот для реализации имущественных прав автора;
— информация об изобретении, полезной модели, промышленном образцев форме патента на изобретение, патента на промышленный образец, свидетельствана полезную модель. Такая информация сама по себе не есть результат творчества,она лишь отображает этот результат. Подлинник патента или заявки являетсядокументом, удостоверяющим приоритет, авторство изобретения, полезной модели,промышленного образца и подтверждает исключительное право на их пользование.Информация в виде копии патента или заявки распространяется в целяхинформирования всех заинтересованных лиц о содержании и сущности изобретения,полезной модели, промышленного образца;
— информация в виде ноу-хау содержит сведения о секретепроизводства и защищается на основе обеспечения условий конфиденциальностииспользования такой информации.
Информация, как результат интеллектуальной деятельности, может непретендовать на авторство, она также многообразна. Существуют следующие видытакой информации, имеющие различные правовые режимы:
— обязательно представляемая информация;
— информация о гражданах (персональные данные);
— официальная информация (документы), прежде всего нормативнаяправовая информация;
— массовая информация, распространяемая в порядке информирования особытиях и фактах;
— информация, создаваемая и распространяемая в порядкеинвестирования в целях извлечения прибыли.
Информация может храниться в качестве информационных ресурсов(запасов) сведений, данных и использоваться только для получения этих сведенийпо запросам, а может выступать в качестве информационного продукта, специальноподготавливаемого для включения в административный или гражданский оборот.
Следует обратить внимание на то, что при включении в гражданскийоборот информации, выражающей результат творчества, имущественные права авторана нее более или менее защищены действующим законодательством, включение же вгражданский оборот остальных видов информации требует правового регулированияправа на обладание такой информацией и ее распространение.
Для исследования отношений, возникающих по поводу обладания ивладения информацией, собственности на информацию, целесообразно построитьмодель информационной собственности.
Информационный собственник обладает следующими информационнымиправомочиями:
— знать содержание информации (сведения или данные, содержащиеся винформации);
— применять вличной деятельности сведения, данные, извещении, содержащиеся в информации;
— передавать или распространять информацию в целях доведения ее допотребителя.
Создатель информации является информационным собственником, тоесть лицом, обладающим всеми указанными информационными правомочиями,приобретенными им по факту создания и обнародования информации, представляющейдля него интерес. Механизм защиты таких прав, прежде всего исключительногоправа на передачу или распространение информации, аналогичен механизмуосуществления исключительных прав автора на результат творчества, действующемув законодательстве об авторском праве и смежных правах. Однако понятиеинформационной собственности шире понятия интеллектуальной собственности нарезультаты творчества, оно распространяется на результат практически любойинтеллектуальной деятельности, в процессе которой появляется любая открытаяинформация, представляющая интерес для создателя и далеко не всегда являющаясярезультатом творчества. Нередко создатель информации, вкладывая инвестиции в еепроизводство, не претендует на защиту своих личных неимущественных прав изаинтересован лишь в защите инвестиций и извлечении прибыли от распространениятакой информации.
Обладатель информации также является информационным собственником,однако информационные правомочия такого собственника он приобретает у создателяинформации как его правопреемник по договору. При этом в договоре долженуказываться объем информационных полномочий, которые оставляет за собойсоздатель информации после передачи им этой информации обладателю, а такжеобъем информационных полномочий, которые появятся у обладателя информации послеполучения им информации от создателя. Дальнейшие их действия должныпроизводиться в точном соответствии с этими правомочиями.
Потребитель информации имеет право лишь знать содержаниеинформации и применять информацию в своей личной деятельности, но не имеетправа передавать или распространять ее в иных целях.
Введение понятий информационной собственности и информационныхправомочий вызывает протесты специалистов частного права. Однако в праве ужесуществует понятие интеллектуальной собственности как разновидностисобственности, поэтому логично было сформулировать еще одну разновидностьсобственности — информационную. Это понятие шире понятия интеллектуальнаясобственность (то есть результат творчества), которое закреплено взаконодательстве об авторском праве.
Введение понятия информационной вещи влечет за собой появление винформационном праве особой категории собственников, участвующих в обращенииинформационных вещей, — собственников информационных вещей. Собственникинформационной вещи реализует традиционные правомочия собственника (владение,пользование, распоряжение информационной вещью), но с обязательным соблюдениемоговоренных выше информационных правомочий по поводу использования информации,отображенной в этой вещи. В связи с этим появляются разновидностиинформационных собственников (владельцев):
— собственник — создатель информационной вещи;
— собственник — обладатель информационной вещи;
— собственник — потребитель информационной вещи.
У собственника — создателя информационной вещи находится оригинал(подлинник) документа, в котором отображена созданная им в процессе егоинтеллектуальной деятельности информация. Такой собственник имеет обычные правасобственности на эту вещь, то есть может владеть, пользоваться, распоряжатьсяею. Однако в рамках своих информационных правомочий он обладает такжеисключительными правами в отношении информации, отображенной в этойинформационной вещи. В частности, ему принадлежат личные имущественные права наиспользование информации, отображенной в этой вещи, выражающиеся в правекопирования и тиражирования оригинала (подлинника) документа, передачи ираспространения копий. Такие личные имущественные права он может осуществлятьлично или через посредника — собственника — обладателя информационной вещи(информатора), заключив с ним договор, аналогичный авторскому. Естественно, приэтом у него имеется право на включение оригинала (подлинника) документа всостав своего имущества.
Собственник — обладатель информационной вещи (посредник междусоздателем и потребителем информации) реализует правомочия собственника сучетом объема информационных правомочий, приобретенных им у создателяинформационной вещи. В соответствии с ними собственник-обладатель получает всобственность оригинал (подлинник) или копию информационной вещи отсобственника — создателя информационной вещи с правом включения информации,отображенной в ней, в оборот, в том числе в целях извлечения прибыли (аналогияавторскому договору). Этот собственник реализует свои информационные правомочияв результате копирования оригинала (подлинника) документа или его копии,полученной по договору от собственника — создателя информации, тиражирования ираспространения копий. Этот механизм аналогичен механизму осуществления прав пользователяв законодательстве об авторском праве при заключении авторского договора.Собственник — создатель оригинала (подлинника) информационной вещи имеет правопередать по договору права информационного собственника одному или несколькимсобственникам — обладателям информационных вещей, выдавая им копии оригинала(подлинника) информационной вещи. Деятельность собственника — обладателяинформационной вещи как посредника между создателем информации и еепотребителем можно рассматривать как деятельность по информационномуобеспечению (обслуживанию) потребителей информации.
Собственник —потребитель информационной вещи в отличие от собственника — создателя (илиобладателя) информационной вещи приобретает (получает) в собственность копииинформационных вещей (например, экземпляры тиража издания). При этом всоответствии с информационными правомочиями он может использовать информацию,содержащуюся в этой информационной вещи, только в личных целях и не имеет правакопировать, тиражировать и распространять копии этой информационной вещи вкоммерческих целях, хотя может распорядиться (передать, продать) принадлежащейему конкретной копией информационной вещи.
Крайне важно отметить, что все перечисленные категориисобственников информационных вещей наряду с осуществлением ими своихинформационных правомочий имеют право включать принадлежащие им информационныевещи в состав имущества, рассматривая информацию, отображенную в этих вещах,при расчете стоимости вещи как нематериальные активы.
Сегодня информационная сфера немыслима без примененияавтоматизированных информационных систем, банков данных и их сетей, другихинформационных технологий, основанных на использовании средств вычислительнойтехники и связи. Были созданы новые материальные носители информации, существенноотличающиеся от традиционных, новые механизмы ее тиражирования ираспространения, что, в свою очередь, повлекло за собой возникновение новыхотношений, связанных с особенностями автоматизированной обработки информации.
Применение современных информационных технологий вызвало инегативные последствия — появление ранее неизвестных праву видов преступлений —компьютерных, когда используются возможности, позволяющие осуществлятьнесанкционированный и неправомерный доступ к информации, в частности запуск компьютерныхвирусов, логических бомб, программ, допускающих неправомерное проникновение винформационные сети в целях «электронной кражи» денег, ведение электронногоинформационного шпионажа.
Все это вызвало необходимость пересмотреть комплекс традиционных информационныхотношений в условиях новых информационных технологий. Появилась дополнительнаяпредметная область, обеспечивающая основные предметные области, — областьсоздания и применения информационных технологий.
Отношения по поводу создания и применения информационных систем,информационных технологий и средств их обеспечения устанавливаются междузаказчиком, разработчиком и так называемыми эксплуатационщиками информационныхсистем, сетей и средств их обеспечения. Как правило, это договорные отношения поповоду права интеллектуальной собственности на результаты творчества в условияхтелекоммуникации; права авторства и собственности на документированнуюинформацию на машиночитаемом носителе; права авторства и собственности наинформационные технологии и средства их обеспечения; права на создание иприменение автоматизированных систем и банков данных для обработки информации;охраны информации в автоматизированных информационных системах, банках данных,их сетях и другие.
Создание, преобразование и потребление информации, особенно вусловиях современных систем связи и телекоммуникации, потребовало такжеакцентировать внимание на решении проблем информационной безопасности (вернее,безопасности в информационной сфере), обеспечивающей защиту информации от несанкционированногодоступа к ней, защиту информационных прав и свобод граждан, защиту государстваи общества от воздействия недоброкачественной информации. Это обусловиловозникновение еще одной обеспечивающей предметной области — области создания иприменения средств и механизмов информационной безопасности.
 
2.3Методы регулирования информационных отношений
 
Информационные отношения регулируются практически всеми известнымиметодами как частного, так и публичного права, но с учетом отмеченных вышепринципов регулирования информационных отношений.
Так, отношения, возникающие в связи с созданием информации,регулируются методами конституционного, административного и гражданского права.Например, подготовка персональных данных производится во исполнение конституционныхправ и свобод граждан, а поведение структур, обрабатывающих такую информацию,регулируется нормами конституционного и административного права. При созданииинформации, представляющей результат творчества или коммерческую тайну, а такжепри формировании открытой информации и информационных ресурсов в коммерческихцелях применяются методы гражданского права. Все создатели такой информацииодновременно приобретают и право информационной собственности на созданнуюинформацию (в первую очередь исключительное право на ее передачу ираспространение), и право вещной собственности на оригиналы (подлинники)созданных документов — информационные вещи.
Отношения, возникающие при передаче и распространении информации,регулируются нормами конституционного, административного и гражданского права,а также основанным на принципах информационной собственности методом,обеспечивающим осуществление права информационной собственности при передаче ираспространении как самой информации, так и информационных вещей, в которыхотображена эта информация.
Отношения, возникающие в процессе поиска, получения и примененияинформации, регулируются нормами конституционного, административного игражданского права, но в сочетании с методом информационного права, основаннымна принципах информационной собственности.
Отношения,возникающие при разработке и эксплуатации информационных систем и их сетей,регулируются главным образом нормами гражданского права, но с учетомособенностей возникающих при этом информационных отношений.
Отношения,возникающие по поводу ответственности за допущенные правонарушения винформационной сфере, регулируются нормами законодательства об административныхправонарушениях уголовного права. При этом ответственность за нарушение праваинформационной собственности устанавливается с учетом соблюдения принциповинформационных правомочий.

3.Юридические источникиинформационного права
 
3.1Информационное законодательство: общие положения
 
В нынешних условиях одной из приоритетных задач государственнойполитики РФ является развитие информационной деятельности в стране и еесовершенствование путем создания оптимальной информационной инфраструктуры,использования современных информационных технологий, свободного обращения всехвидов информации, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Особоевнимание уделяется правовому обеспечению информационных отношений. За весьсоветский период не было принято ни одного закона в области информации,информатизации и информационной безопасности, и только в Конституции РоссийскойФедерации, принятой 12 декабря 1993 года, впервые были закреплены правачеловека на информацию.
В качестве юридических источников информационного права выступаютнормы информационного законодательства, регулирующие отношения в информационнойсфере. К этим источникам относятся:
— информационно-правовые нормы Конституции РФ, которые закрепляютинформационные права и свободы, устанавливающие основные права и обязанностисоответствующих субъектов по поводу создания и распространения информацииопределенного вида, а также вводящие ограничения на обращение информации вгосударстве и обществе;
— отрасли и разделы законодательства РФ, посвященные вопросаминформационного права;
— отдельные информационно-правовые нормы, входящие в состав другихотраслей законодательства РФ.
 

3.2Конституция РФ как основа законодательногорегулирования информационной деятельности в России
 
Основной объем прав на информацию содержится в следующей нормеКонституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производитьи распространять информацию любым законным способом...» (часть 4, ст. 29).
Правосвободного поиска и получения информации означает право каждого гражданинаобращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органами организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающимосновные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получать отних запрашиваемую информацию.
Право передавать информацию означает право свободного обменаинформацией между гражданами.
Право производить и распространять информацию означает свободукаждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданиемновой или производной информации, а также на широкое распространениепроизведенной информации всеми законными способами. Право на свободу творчестваи интеллектуальную деятельность, право на интеллектуальную собственность,полученную в результате творчества, закреплены в следующих положенияхКонституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (часть 1, ст.29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного,технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальнаясобственность охраняется законом» (часть 1, ст. 44); «Каждый имеет право научастие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ ккультурным ценностям» (часть 2, ст. 44).
Право на свободу производства и распространение массовойинформации закреплено в части 5, ст. 29 Основного закона РФ: «Гарантируетсясвобода массовой информации. Цензура запрещается».
Только закон может ограничить эти права, причем право наинформацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособностистраны и безопасности государства. В связи с этим в Конституции РФ особоевнимание обращено на вопросы защиты государственной тайны: «… Переченьсведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»(часть 4, ст. 29).
Конституция РФ запрещает получать информацию от любого гражданинабез его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться отпредоставленной ранее информации: «Никто не может быть принужден к выражениюсвоих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3, ст. 29).
Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина отраспространения вредной, опасной информации: «Не допускается пропаганда илиагитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиознуюненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,национального, религиозного или языкового превосходства» (часть 2, ст. 29).
Государствоможет считаться правовым только в том случае, если любые законы или нормативныеакты, затрагивающие основные права и свободы граждан, будут свободнораспространяться и каждому будет предоставлено право свободного поиска иполучения информации о них. Такие условия определены в части 3, ст. 15Конституции РФ: «… Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения».
Упомянутые информационные права и свободы относятся к основнымправам и свободам гражданина Российской Федерации. Статья 2 Конституции РФгласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностьгосударства». Из этого следует, что государство в лице его государственныхорганов должно организовать и проводить информационную политику, направленнуюна решение всего комплекса вопросов, связанных с вхождением России винформационное общество, включая формирование и развитие в стране современнойинформационной инфраструктуры, совершенствование информационногозаконодательства как правовой базы информационного общества, повышение уровняинформационно-правовой культуры, правового воспитания и образования.
 
3.3Отрасли и разделы законодательства РФ,посвященныевопросам информационного права
 
Законодательная база, охватывающая вопросы информационныхотношений, включает:
— законодательство об интеллектуальной собственности;
— законодательство о средствах массовой информации и о масс-медиа;
— законодательство о формировании информационных ресурсов ипредоставлении содержащейся в них информации пользователю;
— законодательство о реализации права на поиск, получение,передачу и использование информации;
— законодательство о создании и применении информационных систем,их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения.
В свою очередь, законодательство об интеллектуальной собственностивключает: законодательство об авторском праве и смежных правах, патентноезаконодательство и законодательство о ноу-хау.
 
3.4Авторское право и смежные права
 
Авторское право и смежные права регулируют законы РФ «Об авторскомправе и смежных правах» (принят 9 июля 1993 г.), «О правовой охране программдля электронных вычислительных машин и баз данных» (принят 22 сентября 1992 г.)и «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (принят 23 сентября 1992г.).
Федеральныйзакон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие всвязи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства(авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организацийэфирного или кабельного вещания (смежные права).
Авторское право распространяется как на обнародованныепроизведения, так и на не обнародованные, существующие в какой-либо объективнойформе (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения,объемно-пространственной и др.). Оно возникает в силу создания произведения.Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрациипроизведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либоформальностей.
К объектам авторского права относятся так называемые первичныепроизведения, в том числе литературные (включая программы для ЭВМ), ивторичные, то есть производные произведения (переводы, обработки, аннотации,рефераты, резюме, обзоры, другие переработки произведений науки, литературы,искусства), а также сборники и другие составные произведения, представляющиесобой по подбору и расположению материала результаты творческого труда(энциклопедии, антологии, базы данных).
Закон определяет и произведения, не являющиеся объектамиавторского права. К таковым, например, относятся официальные документы (законы,судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебногохарактера) и их официальные переводы; сообщения о событиях и фактах, имеющихинформационный характер.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы,системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Автору в отношении его произведения принадлежат личныенеимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародованиепроизведения, право на защиту своей репутации) и имущественные права(исключительные права на использование произведения в любой форме и любымспособом, в частности право на его воспроизведение, право на распространение,право на публичный показ, право на передачу в эфир, право на перевод, право напереработку).
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своихправах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается накаждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С»в окружности О; имени (наименования) обладателя исключительных авторскихправ; года первого опубликования произведения.
За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская,уголовная и административная ответственность. Авторское право действует втечение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Законом РФ «О правовой охране программ для электронныхвычислительных машин и баз данных» и принимаемыми на его основе законодательнымиактами республик в составе Российской Федерации регулируются отношения,связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и базданных.
Согласнозакону, программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права.Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениямлитературы, а базам данных — как сборникам.
Авторское право распространяется на любые — как выпущенные, так ине выпущенные в свет — программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатомтворческой деятельности автора, представленные в объективной форме, независимоот их материального носителя, назначения и достоинства. Творческий характердеятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.
Правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ. Онараспространяется также на базы данных, представляющие собой результаттворческого труда по подбору и организации данных. Базы данных охраняютсянезависимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые онивключают, объектами авторского права.
Не подлежат правовой охране идеи и принципы, лежащие в основепрограммы для ЭВМ, базы данных, в том числе идеи и принципы организацииинтерфейса и алгоритма, а также языки программирования.
Авторское право на программы для ЭВМ возникает в силу их создания.Для признания и осуществления этого права не требуется депонирования,регистрации или соблюдения иных формальностей. Для оповещения о своих правахправообладатель может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ илибазы данных, использовать знак охраны авторского права. Авторское право напрограммы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на ихматериальный носитель. Любая передача прав на материальный носитель не влечетза собой передачи каких-либо прав на программы для ЭВМ и базы данных.
Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ илибазы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после смерти, начиная с 1января года, следующего за годом смерти автора.
Использование программы для ЭВМ или базы данных третьими лицами(пользователями) осуществляется, как правило, на основании договора справообладателем. За защитой своего права правообладатели могут обратиться всуд, арбитражный или третейский суд.
На экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные,воспроизведенные, распространенные, проданные, ввезенные или иным образомиспользованные либо предназначенные для использования в нарушение прав авторови иных правообладателей, может быть наложен арест в порядке, установленномзаконом. Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либонезаконное воспроизведение или распространение произведений влечет за собойуголовную ответственность в соответствии с законом.
 
3.5Патентное законодательство
 
Основнымактом патентного законодательства является Патентный закон РоссийскойФедерации, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием,правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленныхобразцов.
Правообладателем выступает лицо, которому выдан патент. Патентвыдается следующим лицам: автору (авторам) изобретения, полезной модели,промышленного образца; физическим и юридическим лицам, которые указаны автором(авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо взаявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения,полезной модели, образца. Право на получение патента на изобретение, полезнуюмодель, промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением имсвоих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретногозадания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотреноиное. При этом автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, котораяполучена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащемиспользовании объекта промышленной собственности.
Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, начиная сдаты поступления заявки в Патентное ведомство. Свидетельство на полезную модельдействует в течение пяти лет, начиная с даты поступления заявки в Патентноеведомство. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет,начиная с даты поступления заявки.
 
3.6Законодательство о ноу-хау
 
Федерального закона о ноу-хау пока нет. В настоящее времяподготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне», начатаразработка проекта федерального закона «О служебной тайне». Отношения по поводудокументированной информации, составляющей государственную тайну, регулируютсяЗаконом РФ «О государственной тайне».
 
3.7Законодательство о средствах массовой информации
 
Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах»,сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являютсяпредметом авторского права. Основной объем такой информации распространяетсячерез СМИ, деятельность которых регулируется федеральными законами, к числукоторых можно отнести законы РФ «О средствах массовой информации», «О порядкеосвещения деятельности органов государственной власти в государственных органахмассовой информации». Готовятся также проекты федеральных законов «Отелевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Обобщественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др.
Закон «Осредствах массовой информации» регулирует отношения, связанные с поиском,получением, производством и распространением массовой информации. Массовойинформацией признаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные,аудиовизуальные, аудио- и иные сообщения и материалы, а под средством массовойинформации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-,видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодическогораспространения массовой информации.
Одновременно с недопустимостью цензуры закон устанавливаетнедопустимость использования средств массовой информации в целях совершенияуголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющихгосударственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва кзахвату власти, для пропаганды войны, а также для распространения передач,пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Правовой основой законодательства о формировании информационныхресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационныхуслуг являются нормы Конституции РФ, закрепляющие права и обязанности субъектовпо поводу формирования информационных ресурсов и выдачи содержащейся в нихинформации потребителю.
Законодательство об информационных ресурсах охватывает несколькообластей обращения информации (по видам информации и особенностям регулированияотношений), в частности:
— общие вопросы законодательства об информационных ресурсах;
— законодательство о правовой информации;
— законодательство о персональных данных;
— законодательство о библиотечном деле;
— законодательство об архивах;
— законодательство о статистической информации;
— законодательство о международном обмене информацией.
Важнейшим системообразующим актом информационного законодательстваявляется Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»(принят 20 февраля 1995 г.). Он устанавливает группы правовых норм,составляющих основу информационного законодательства России.
Повсеместность циркулирования информации ставит вопрос не только осоздании блока специальных актов информационного законодательства, но и обобязательном включении информационно-правовых норм в большинствонормативно-правовых актов отраслей законодательства, в той или иной мересвязанных с информацией, ее созданием, преобразованием и потреблением. Анализфедеральных законов и иных актов российского законодательства показывает, что вних большей частью отсутствуют информационно-правовые нормы, обеспечивающиерегулирование отношений по поводу информации в разных сферах человеческойдеятельности. Это затрудняет решение вопросов реализации информационных прав исвобод в России, повышения информационно-правовой культуры граждан, вхожденияРФ в мировое информационное пространство.
Складывающаясяситуация диктует необходимость включения информационно-правовых норм вследующие четыре группы законодательных актов.
В первую группу входят так называемые статутные акты, то естьакты, регламентирующие статус соответствующих структур. Это Конституция РФ, атакже федеральные конституционные законы и федеральные законы, устанавливающиестатус органов государственной власти как на федеральном уровне, так и науровне субъектов Федерации, а также статус общественных организаций.
Вторую группу составляют акты гражданского законодательства,прежде всего Гражданский кодекс РФ. В них должны отражаться вопросыинформационной собственности, договора на предоставление информационныхпродуктов и информационных услуг с учетом специфики этих объектов и ихправового режима.
В третью группу входят акты, регулирующие отношения в различныхотраслях хозяйственной деятельности, в частности законодательство о земле, онедрах, об охране природы и т. д. Все эти виды деятельности сопровождаютсясозданием информации определенного вида и назначения, которая включается вхозяйственный, административный и иные обороты, что влечет за собойвозникновение информационных отношений между субъектами, в том числезакрепление их прав, обязанностей и ответственности по поводу такой информации.
К четвертой группе относятся акты об ответственности заправонарушения в информационной сфере. Ответственность, возникающая в случаяхсовершения правонарушений в информационной сфере, формулируется в различныхнормативно-правовых актах по предметным областям информационной сферы и другихотраслей. Конкретные же нормы, устанавливающие ответственность за нарушения,связанные с такой деятельностью, и санкции определяет Уголовный кодекс РФ иКодекс РСФСР об административных нарушениях.
Всеперечисленные акты информационного законодательства в какой-то мерепересекаются друг с другом, что требует не только системной разработки ипринятия законов, наиболее широко охватывающих правовое поле информационнойсферы, но и подготовки и введения в действие информационного кодекса РоссийскойФедерации.

Выводы
 
В процессе выполнения курсовой работы мы ознакомились с основнымиположениями информационного права, специфическими особенностями и юридическимисвойствами информации, субъектами информационных отношений, методамирегулирования информационных отношений, юридическими источникамиинформационного права, информационным законодательством общие положения,отраслями и разделами законодательства РФ, посвященных вопросам информационногоправа и др.

Литература
 
1. Бачило И.Л.О подходах к классификации законодательства в области информатики // НТИ. Сер.1. — 2002. — № 5. — С. 13-18.
2. КопыловВ.А. Информационное право. — М.: Юристъ, 118 с.
3. КопыловВ.А. О систематизации и кодификации информационного законодательства и правесобственности на объекты информационных отношений // НТИ. Сер. 1. — 2002. — №5. — С. 1-13.
4. КристальныйБ.В. Вопросы развития законодательства сферы информатизации в России // Пробл.информатизации. — 1999. — № 3. — С. 28-32.
5. ЛаринМ.В. Проблемы законодательного регулирования документаци-онного обеспеченияуправления в Российской Федерации // НТИ. Сер. 1. -2000. — № 4. — С. 22-24.
6. АнтокольскийА.А. Правовое регулирование информационных объектов // Пробл. информатизации. —1999. — № 3. — С. 51-55.
7. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ Сер. 1. — 2001. — № 9. — С. 3-8.
8. Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право // Пробл. информатизации.— 1999. — № 3. — С. 10-19.
9. Бачило И.Л. Информация — объект права // НТИ. Сер. 1. — 1999. — №5.-С.6-12.
10. КопшовВ.А. Информационное право. — М.: Юристь, 1998. — 320 с.
11. КопыловВ.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1. — 1996. — №8. — С. 1-17.
12. КопыловВ.А. О системе информационного права // НТИ. Сер. 1. — 2000. — № 4. — С. 1-9.
13. НисневичЮ.А. Информация как объект публичного права // НТИ. Сер. 1. — 2000. — № 4. — С.12-17.
14. АнисимовС.А. Некоторые информационные и правовые аспекты регулирования отношений ввиртуальных средах // НТИ. Сер. 1. — 2001. — № 10. — С. 27-30.
15. БеловВ.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность.Законодательство и практика его применения: учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1997.— 280 с.
16. ВолошенюкС.Н. Собственность на информацию и защита информации // НТИ. Сер. 1. — 1999. — № 5. — С. 13-14.
17. КопыловВ.А. Информационное право. — М.: Юристъ, 1998. — 320 с.
18. ТиновицкаяИ.Д. Информационное право и информационные отношения // Пробл. информатизации.— 1999. — № 3. — С.45—50.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.