Реферат по предмету "Государство и право"


Институт омбудсмана в области защиты прав несовершеннолетних

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградскийгосударственный педагогический университет»
Факультет историии права
Кафедра права
Институт омбудсманав области защиты прав несовершеннолетних
Исполнитель:
ХХХХ ХХХХ ХХХХ
студент группы Ю — 51
Научный руководитель:
ХХХХ ХХХХ ХХХХ
канд. философ. наук, доцент
Волгоград 2010 г.

Содержание
Глава 1. История становления и развития институтаомбудсмана по правам несовершеннолетних
1.1 История становления и развития института омбудсманапо правам несовершеннолетних в мировой практике
1.2 История становления и развития институтауполномоченного по правам ребёнка в России
Глава 2. Институт уполномоченного по правам ребенка вРоссии
2.1 Общая характеристика института уполномоченного поправам несовершеннолетних в Российской Федерации
2.2 Правовое регулирование деятельности уполномоченногопо правам ребёнка в России
2.3 Деятельность уполномоченного по правам ребёнка вВолгоградской области
Заключение
Список литературы

Глава 1. История становления иразвития института омбудсмана по правам несовершеннолетних
1.1 История становления иразвития института омбудсмана по правам несовершеннолетних в мировой практике
Как известно, омбудсман (или омбудсмен) — этосамостоятельный государственный орган, опирающееся на парламент должностноелицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека,нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностныхлиц. Впервые омбудсман появился в Швеции в 1809 г. и на протяжении всего XIX в. оставался исключительно шведским явлением.
В другие страны данный институт стал постепенно проникатьв XX в., но поистине триумфальное шествие его по миру наблюдается лишь ссередины XX столетия. [16, c. 96]
В XX и XXI столетиях развитие рассматриваемого институтапривело, с одной стороны, к появлению специализированных омбудсманов (по деламвоеннослужащих, по делам несовершеннолетних, по делам национальных меньшинств,по вопросам здравоохранения, по вопросам информации и т. д.), а с другойстороны — к введению такого органа не только на общенациональном уровне, как этобыло изначально, но и на уровне отдельных административно — территориальныхединиц. В некоторых государствах омбудсманы функционируют только на уровнемуниципалитетов или (в частности, в федерациях) субъектов федерации.Специализация омбудсманов имеет целью главным образом повышение эффективностиих деятельности. [20, с. 24]
Бурный рост популярности института детского омбудсмана вовторой половине XX в. и в начале XXI в. во многом объясняется его характернымичертами. Основные из них связаны с определением омбудсмана, приведенным выше.
Обратим внимание на то, что на протяжении XIX и XX вековв общественном политическом и правовом сознании вначале в рамках отдельныхгосударств, а затем и во всемирном масштабе укреплялась и развивалась ценностьправ человека. Любые механизмы (в особенности новые и оригинальные) защиты правчеловека стали привлекать к себе внимание политиков и общественности. [16, c.123]
Положительные особенности института омбудсмана предопределилиего широкое распространение в мировой практике, причем в той или иной формеуказанный институт воспринимают все новые и новые государства, в том числе иРоссия. Однако привлекательность этого органа привела к тому, что в отдельныхслучаях в различных государствах под названием «омбудсман» стали вводить орган,не обладающий рассмотренными выше характеристиками. Так, появилисьисполнительные омбудсманы и даже общественные омбудсманы. В самой Швеции этомув какой-то мере способствовала многозначность слова «омбудсман», о чем былоупомянуто выше. Необходимо подчеркнуть, что общественный омбудсман не имеетникакого отношения к государственным органам и создается в качестве чистообщественного института. Вследствие этого он не обладает правами ипрерогативами омбудсмана как государственного органа (доступ к информации, втом числе и для служебного пользования, внеочередной прием должностными лицамии т. п.).
В данном отношении термины «омбудсман» в качественазвания государственного органа и «омбудсман» в качестве названияобщественного института могут рассматриваться скорее как омонимы, поскольку онизвучат и пишутся одинаково, но имеют разный смысл. Поэтому не будемостанавливаться подробно на общественных омбудсманах.
Что касается парламентского омбудсмана, то это именноновая форма обеспечения прав и законных интересов человека, которые нарушены врезультате действия или бездействия административных органов и должностных лиц.В принципе, исполнительный омбудсман и парламентский омбудсман могутсосуществовать в одном государстве, не мешая друг другу и решая различные посути задачи. [18, с. 26]
Что касается непосредственно детского омбудсмана, то первыйомбудсман по правам ребенка был назначен в Норвегии в 1981 году. Детский омбудсмантам является независимым, беспристрастным деятелем, представителем, третейскимсудьей, арбитром, предлагающим меры по улучшению в областях, касающихся детей.
Вообще, омбудсман по правам детей отстаивает нужды, праваи интересы несовершеннолетних, борется за соблюдение Конвенции о правах ребенкаи содействует ее распространению. Омбудсман вправе проводить расследования,давать критическую оценку и публиковать свое мнение, однако он не вправеизменить административную меру или аннулировать административные решения.Омбудсман выступает независимо от юридических представителей, родителей илиопекунов, защищая права ребенка во всех видах гражданских и уголовных дел, вкоторые дети прямо или косвенно вовлечены.
В некоторых странах омбудсман отвечает за применениеметодов оценки, таких как «оценка воздействия на ребенка», чтобы выявить иоценить все возможные последствия для детей различных законодательныхпредложений, нормативных актов и т.д. По данным шведской НПО «Радда Барнен», внастоящее время пост уполномоченного по защите прав детей уже учрежден в 20странах. [16, с. 121]
1.2 История становления иразвития института уполномоченного по правам ребёнка в России
Что касается России, то появление институтауполномоченного по правам ребёнка, нашего отечественного варианта детскогоомбудсмена, имеет достаточно непродолжительную историю.
В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенкапо итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации ореализации Конвенции о правах ребенка (1999 г.) содержится требование о введении в Российской Федерации независимого контроля за положением детей иформировании института уполномоченного по правам ребенка. С инициативами овведении института уполномоченного по правам ребенка также неоднократновыступали депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, общественные, в томчисле правозащитные, организации.
Для отработки эффективной модели институтауполномоченного по правам ребенка в 1998 г. Минтрудом (Минздравсоцразвитием) России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ был начат пилотныйпроект по введению должности уполномоченного по правам ребенка в субъектахРоссийской Федерации. На первом этапе было учреждено 5 постов уполномоченных —в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт Петербурге иЕкатеринбурге. Нарабатываемый опыт и эффективность работы первых уполномоченныхпо правам ребенка обусловили дальнейшее развитие этого института. Постепенно всубъектах Российской Федерации началось учреждение новых постов уполномоченныхпо правам ребенка. К началу 2003 г. в России было учреждено уже 12 постовуполномоченных на уровне субъектов Российской Федерации и 3 — в муниципальныхобразованиях. [14, с. 16]
Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)открыл в 1997 г. свое Представительство в Москве в целях содействия в защитеправ 30 миллионов российских детей на заботу и внимание, на здоровое исчастливое детство, а значит и в целях обеспечения всестороннего развития детей— будущего России. ЮНИСЕФ ведет работу по достижению этих целей, содействуяпропаганде прав ребенка, помогая семьям, правительству и гражданскому обществув обеспечении основных потребностей детей и создавая тем самым условия, необходимыедля того, чтобы каждый ребенок имел все возможности для полного раскрытиясвоего потенциала.
Создание весной 2005 г. Координационного совета российских уполномоченных по правам ребенка открыло новые горизонты для укрепления сетейи сотрудничества уполномоченных по правам человека и по правам ребенка каквнутри страны, так и в Европе и других частях света.
В заключительных рекомендациях на Третий периодический докладРоссийской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка Комитет ООН поправам ребенка рекомендовал Российской Федерации продолжить рассмотрениевопроса об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка нафедеральном уровне. [15, с. 73]
Факты свидетельствуют о том, что процесс распространенияинститута детского омбудсмена происходит неравномерно в различных регионахнашей страны. Географическая (пространственная) и временная неравномерностьсоединяется с разнообразием восприятия той или иной модели институтаомбудсмена, так что в итоге «омбудсменовская карта» выглядит довольно пестрой иимеет «белые пятна».
Думается, что вариант уполномоченного по правам ребёнка вРоссии будет существенно отличаться от тех, которые признаны и действуют в иныхгосударствах, в том числе и восточноевропейских. Представляется также, что самапо себе идея Уполномоченного по защите гражданских прав не имеет противников иоппонентов в среде политиков, в государственном аппарате и ученом мире. Болеесложная проблема — формирование в гражданском обществе и структурах власти политическойи правовой культуры, в рамках которой российский омбудсмен сможет эффективновыполнять возложенные на него функции. Этот процесс гораздо более длительный,чем организация законопроектной работы, принятие федерального конституционногоЗакона об Уполномоченном по правам человека и гражданина и структурированиеслужбы Уполномоченного. Принятие «омбудсменовского» образа мышления,предполагающего терпимые (толерантные) отношения гражданина и государственныхслужащих, потребует многих лет, и возможно, десятилетий. [15, с. 82]
За последние годы в России приобрели силу закона многиемеждународно — признанные принципы, в том числе закрепляющие права и свободыграждан. И все-таки правовая сфера во многих гуманитарных аспектах несоответствует нормам Совета Европы, особенно в плане реализации провозглашенныхгражданских прав в практике российских государственных структур. В этой связиважно отметить, что институт омбудсмена принадлежит к числу гарантий, хорошозарекомендовавших себя в западных государствах, развивающихся странах. Созданиедетской омбудсменовской службы в России — не дань политической моде илиевропейской традиции, а потребность российской жизни, поскольку отставание вгуманитарной сфере затормаживает процесс политических и экономических преобразований.
Как уже упоминалось выше, развитие институтауполномоченного по правам ребенка в России стало одним из первых совместныхпроектов ЮНИСЕФ и Правительства Российской Федерации, и оно остается одним изважных приоритетов программы ЮНИСЕФ для России на 2006–2010 годы. ЮНИСЕФ будетподдерживать уполномоченных по правам ребенка в укреплении их возможностей,сотрудничества и распространении накопленного опыта как по всей России, так и вдругих странах мира.

Глава 2. Институт уполномоченногопо правам ребенка в России
2.1 Общая характеристикаинститута уполномоченного по правам несовершеннолетних в Российской Федерации
Дети уязвимы и зависимы от мира взрослых. По этой причинеу них есть особые права по сравнению со взрослыми, что закреплено в Конвенции оправах ребенка. И эти особые по сравнению со взрослыми права нуждаются в особойзащите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленнуюи приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.
Дети в силу своего возраста и связанных с нимособенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силусвоей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельнообращаться за защитой своих прав и законных интересов.
От их лица действуют законные представители ребенка(родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения правребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они неотстаивают нарушенные права ребенка, ребенок остается беззащитным.
На протяжении последних десятилетий в мировой практикевырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленнуюи приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушенииего прав, так и детей в целом, который во многих странах выполняет функции независимогомеханизма обеспечения прав детей на национальном и региональном уровнях.
В нашей стране одним из недавно возникших институтовявляется уполномоченный по правам ребенка, представляющий собой российскийвариант детского омбудсмана. [13, с. 186]
На сегодняшний день, работают 18 уполномоченных по правамребенка, в том числе 15 — на уровне субъектов Российской Федерации (республикиДагестан, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания; Краснодарский и Красноярскийкрая; Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Новгородская,Пермская, Самарская и Саратовская области; города Москва и Санкт Петербург) и 3— на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородскойобласти, города Волжский и Камышин Волгоградской области). Ведется работа по восстановлениюдеятельности уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике.[12, с.53]
Порядок назначения и организационно-правовой статусрегиональных уполномоченных различен. Разнообразие моделей работыуполномоченных по правам ребенка в известной мере оправдано — новый для Россииинститут при самостоятельности регионов и отсутствии единого федеральногозаконодательства по этому вопросу во многом развивается методом проб и ошибок,а также в результате компромиссов различных органов власти, в условияхфинансовых ограничений.
Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РоссийскойФедерации своей деятельностью дополняет уже существующие формы и средствазащиты прав ребенка, не подменяя традиционные для России структуры, вкомпетенции которых находятся те или иные компоненты обеспечения прав изаконных интересов ребенка (органы образования, здравоохранения, социальнойзащиты, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, прокуратуры).
Для выполнения стоящих перед ними задач уполномоченныеимеют право:
• посещать государственные органы и органы местногосамоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности.
• проводить самостоятельно или с участием государственныхи муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением правребенка;
• направлять государственным органам, органам местногосамоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся кобеспечению прав ребенка.
• при выявленных нарушениях прав детей или конкретногоребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждениидисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц,в действиях которых усматривается нарушение прав ребенка;
• готовить предложения о внесении изменений в действующеезаконодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;
• привлекать к совместной работе квалифицированныхспециалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученыхи специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничествунеправительственные организации.
В своей деятельности региональные уполномоченные поправам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органамигосударственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, атакже с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило,при уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, гдеработают квалифицированные юристы.
В отличие от других существующих сегодня в РоссийскойФедерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита правдетей, главное назначение института уполномоченного составляют:
• осуществление независимого контроля со стороны обществаза деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления пообеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;
• защита ребенка, чьи права нарушены органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, их должностнымилицами, работниками учреждений;
• содействие восстановлению нарушенных прав ребенка. [15,с. 75]
К наиболее существенным отличиям деятельностиуполномоченного по правам ребенка от работы других надведомственных органов, такжезанимающихся защитой прав детей (органов прокуратуры, органов опеки ипопечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, уполномоченного по правамчеловека), относятся облегченная процедура самостоятельного обращения ребенказа помощью — без посредничества взрослых либо предварительного подтверждениясудебными инстанциями фактов нарушения его прав; оперативность реагирования наставшие известными нарушения прав ребенка; защита прав ребенка не только вовзаимоотношениях с семейным окружением, но и со всеми социальными институтами иорганизациями, а также личное участие уполномоченного в решении проблем.
Эффективность работы уполномоченного по правам ребенка всубъекте Российской Федерации обусловлена тем, что в соответствии со смысломинститута уполномоченного он лично участвует в содействии восстановлению правкак отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственнопо месту жительства (пребывания) ребенка.
Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры,обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка.
Уполномоченный оказывает широкий спектр бесплатнойправовой помощи детям и их семьям, в том числе в подготовке процессуальныхдокументов. Важным направлением деятельности уполномоченного по защите прав конкретногоребенка стала практика участия в рассмотрении в суде гражданских дел,затрагивающих интересы несовершеннолетних.
К участию в деле уполномоченный привлекается как попросьбе участвующих в деле лиц, так и по инициативе суда и собственнойинициативе. Это особенно актуально в случаях, когда права детей нарушаютсяорганами, обязанными их защищать.
Наряду с защитой прав конкретного ребенка, уполномоченныйпо правам ребенка содействует защите прав детей в целом. С этой целью уполномоченныеведут мониторинг соблюдения прав детей, проводят независимый вневедомственныйанализ и оценку состояния дел по обеспечению прав и законных интересов детей,посещают детские учреждения; особое внимание придается проверке соблюдения правдетей, находящихся в интернатных учреждениях и пенитенциарных учреждениях.
Обращения уполномоченных к органам власти способствуютпринятию управленческих решений по обеспечению и восстановлению нарушенных правдетей, решению актуальных проблем детства. Объективно деятельность региональныхуполномоченных по правам ребенка способствует усилению координации деятельностивсех структур и обеспечению комплексного решения проблем детей.
В целом же можно сказать, что институт уполномоченного поправам ребенка на сегодня доказал свою востребованность обществом и органамивласти.
Вместе с тем развитие института уполномоченного по правамребенка в субъектах Российской Федерации и повышение эффективности егодеятельности по содействию защите прав детей сдерживается рядом проблем. Успешностьработы уполномоченного по правам ребенка как института независимого контроляобщества за деятельностью государственных органов по обеспечению прав детей взначительной степени связана с организационно-правовым статусомуполномоченного. [13, с. 24]
Встроенность должности уполномоченного в структуруисполнительной власти, фактическое подчинение вышестоящему руководителю ограничиваетдействия уполномоченного по полноценной защите прав и законных интересовребенка в субъекте Российской Федерации, хотя на первом этапе такой варианторганизации работы уполномоченных в определенной мере оправдан. Примеры работыуполномоченных на общественных началах свидетельствуют о том, чтоуполномоченные испытывают значительные трудности при осуществлении своей деятельности,прежде всего, финансового и организационно-технического характера, а это в своюочередь снижает результативность их работы и в конечном итоге подрывает саму идеюнезависимого контроля за деятельностью государственных органов по соблюдениюправ детей.
Предпочтительным представляется вариант, при которомдолжность уполномоченного вводится законом субъекта Российской Федерации,закрепляющим правовые основы, принципы и гарантии деятельности уполномоченного,его полномочия, порядок назначения и прекращения полномочий. В этом случаеуполномоченный получает определенную стабильность и независимость в работе, чтонемаловажно для данного института. [14, с. 43]
При объективно большом объеме работы не у всехуполномоченных предусмотрено наличие аппарата, обеспечивающего егодеятельность, что значительно ослабляет организационно-технические возможностиосуществления уполномоченным своих функций.
Институт уполномоченного по правам ребенка в субъектеРоссийской Федерации пока не интегрирован в систему федеральногозаконодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту правдетей, например, в суде или детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Дальнейшее развитие института уполномоченного по правамребенка является объективной необходимостью. В Заключительных замечаниях наТретий периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции оправах ребенка (сентябрь 2005 г.) Комитетом ООН по правам ребенка Россиирекомендовано продолжить усилия по учреждению уполномоченных по правам ребенкаво всех субъектах Российской Федерации и предоставить им необходимоефинансирование и персонал для обеспечения эффективного функционирования.

2.2 Правовое регулированиедеятельности уполномоченного по правам ребёнка в России
За российским омбудсманом уже довольно прочно закрепилосьнаименование «уполномоченный по правам человека». По аналогии с ним детского омбудсманапредпочитают называть уполномоченным по правам ребенка. В России устоялосьназвание «уполномоченный по правам ребенка», хотя предлагалось назватьрассматриваемый институт «уполномоченный по правам несовершеннолетних». Понятие«ребенок» (множественное число — «дети») уже достаточно прочно вошло вотечественный юридический лексикон. Понятие «ребенок» более емкое по своемусодержанию, нежели понятие «несовершеннолетний». Если первое содержитхарактеристику весьма важного этапа жизни человека, то другое, прежде всего,акцентирует внимание на отсутствии у человека некоторого качества, а именно —достижения определенного возраста. Возможно, вследствие этого понятием«несовершеннолетний» оперируют главным образом уголовное право и гражданскоеправо (в рамках соответствующего законодательства такой формальный аспект, как возраст,имеет существенное значение). В то же время конституционное право и семейное правопредпочитают использовать термин «ребенок». [18, с. 36]
На уровне субъектов Российской Федерации должностиуполномоченных по правам ребенка были учреждены в конце 1990-х годов в Санкт Петербурге,Волгоградской и Новгородской областях; муниципальные уполномоченные появились вЕкатеринбурге (Свердловская область) и Арзамасском районе Нижегородскойобласти. Уполномоченные активно включились в работу и за довольно короткий срокдобились определенного успеха.
Однако все они являлись исполнительными омбудсманами(хотя в Екатеринбурге Уполномоченный назначается главой города по согласованиюс Думой), их появление не сняло с повестки дня задачу по учреждению институтаклассического, парламентского омбудсмана, занимающегося проблемами прав и законныхинтересов детей (выше было рассмотрено соотношение исполнительных омбудсманов ипарламентских омбудсманов, и здесь нет необходимости подробно останавливатьсяна этом). Исполнительные омбудсманы учреждались в субъектах РоссийскойФедерации и в начале XXI в. Так, в Кемеровской области в 2001 г. был принят закон «Об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области»[3].Согласно данному закону должность уполномоченного была учреждена в составеадминистрации области. В 2003 г. должность уполномоченного по правам ребенкабыла утверждена указом Государственного Совета (коллегиального главы) РеспубликиДагестан [10]. В 2004 г. постановлением губернатора Вологодской области была учрежденаСлужба по правам ребенка как структурное подразделение областногоПравительства, которую возглавляет уполномоченный по правам ребенка (с середины 2003 г. исполнявший эти обязанности на общественных началах).
Опыт, накопленный уполномоченными по правам ребенка,действующими в рамках соответствующих региональных и муниципальных администраций,использовался в ходе введения парламентских уполномоченных по правам ребенка.Конечно, использовать в отношении муниципальных омбудсманов определение«парламентские» можно лишь с большой долей условности, ведь представительныеколлегиальные органы на местном уровне не являются парламентами.
Новый этап развития в России института детскогоомбудсмана начался с принятия в 2001 г. в городе Москве закона «ОбУполномоченном по правам ребенка в городе Москве» (в силу указанный законвступил с 1 января 2002 г.)[4] и назначения Московской городской Думой попредставлению Мэра первого Уполномоченного. В 2002 г. были приняты законы об уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае [6] и Самарскойобласти [8], а в 2003 г. аналогичный закон — в Республике Саха (Якутия)[7].Такие же законы приняты и в некоторых других субъектах Российской Федерации.
В законах, например, города Москвы и Краснодарского краяпредусмотрен сходный порядок назначения законодательными органамиуполномоченных по правам ребенка и их освобождения от обязанностей. Срокполномочий детского омбудсмана и в Москве, и в Краснодарском крае составляет 5лет, при этом срок полномочий Московской городской Думы составляет 4 года, аЗаконодательного собрания Краснодарского края — 5 лет. К кандидатам, согласноуказанным законам, предъявляются сходные требования, однако возрастной ценз, предусмотренныймосковским законом, составляет 30 лет, а предусмотренный краснодарским — 35лет. Закон Краснодарского края обязывает кандидата на должность уполномоченногопо правам ребенка, наряду с прочим, представить на пленарном заседаниирегионального парламента программу деятельности случае назначения кандидатакраевым детским омбудсманом. Кандидатуры в Москве могут быть выдвинуты толькоМэром и группами депутатов численностью не менее 5 человек; Краснодарском крае,наряду с руководителем высшего исполнительного органа и группами депутатов, неменее чем из 5 человек, правом выдвигать кандидатов обладают постоянныекомитеты законодательного органа и депутатские объединения.
В ряде субъектов Российской Федерации институт детскогоомбудсмана введен не законом, а нормативным правовым актом органаисполнительной власти, но на основе такого акта уполномоченный по правамребенка назначается постановлением регионального парламента.
В частности, губернатором Ивановской области в 2001 г. издан указ «Об утверждении Положения об Уполномоченном (комиссаре) по правам ребенкаИвановской области» [11]. В соответствии с Положением уполномоченныйназначается постановлением Законодательного собрания Ивановской области.Детский омбудсман в Ивановской области действует на основе упомянутогоположения и областного закона 2004 г.
«Об областной целевой программе «Институт Уполномоченногопо правам ребенка Ивановской области» на 2005–2007 годы». При этом Уполномоченным(комиссаром) Законодательное собрание Ивановской области назначило одного изсвоих депутатов на срок своих полномочий.
В Саратовской области должность уполномоченного по правамребенка учреждена распоряжением губернатора Саратовской области — председателяправительства и при активном участии Уполномоченного по правам человека в Саратовскойобласти: в штатное расписание аппарата Уполномоченного по правам человека былавведена дополнительная единица. Уполномоченный по правам человека своимраспоряжением и должностной инструкцией утвердил должность заместителяруководителя аппарата Уполномоченного по правам человека — Уполномоченного поправам ребенка. Таким образом, была достигнута определенная независимостьданного института от администрации, но вряд ли можно считать, что в Саратовскойобласти детский омбудсман является самостоятельным органом. СвязьУполномоченного по правам ребенка в Саратовской области с региональнымпарламентом имеет в таких условиях все же опосредованный характер. [12, с. 86]
Необходимо помнить, что омбудсман являетсяиндивидуализированным институтом.
В этом состоит одна из его весьма важных отличительныхчерт. В мировой практике омбудсманы сами рассматривают каждый отдельный случайнарушения прав, а довольно немногочисленный персонал службы омбудсмана лишь помогаетему готовить вопрос к рассмотрению.
Индивидуализированный характер института омбудсманаделает его наименее бюрократизированным среди органов современного государстваи обусловливает сравнительно небольшие финансовые затраты на егофункционирование (впрочем, с индивидуализированным характером данного институтасвязаны и слабые его стороны). [19, с. 26]
Если принять во внимание обширность российскойтерритории, становится понятно, что отработать формы и приемы защиты прав изаконных интересов ребенка индивидуализированному органу, каким являетсяуполномоченный, первоначально проще на уровне отдельных субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований. А уже затем накопленный опыт можетпомочь при создании эффективно действующего федерального омбудсмана по защитеправ детей, если в этом возникнет необходимость. Собственно, и в становлениифедерального Уполномоченного по правам человека определенную роль сыграло появлениевначале (даже до окончательного утверждения Федерального конституционного закона)таких уполномоченных в некоторых субъектах Российской Федерации. Модельинститута уполномоченного по правам ребенка, как показал опыт, вполне удачноопробована на уровне субъектов Российской Федерации и даже на муниципальномуровне (сегодня уполномоченные по правам ребенка действуют в Арзамасском районеНижегородской области, в городах Волжском и Камышине Волгоградской области).
Введение федерального уполномоченного по правам ребенкатакже выглядит вполне целесообразным, поскольку защищать права и законныеинтересы детей, нарушенные в результате действий или бездействия федеральных административныхорганов и должностных лиц, сможет только уполномоченный федерального уровня,хотя на протяжении какого-то времени такими вопросами может заниматься иУполномоченный по правам человека в Российской Федерации при наличии в егоаппарате специального подразделения по правам детей. [12, с. 122]
По мнению автора данной работы, отсутствие в КонституцииРоссийской Федерации непосредственного упоминания об уполномоченном по правамребенка не может служить основанием для отказа от учреждения данного института.Во-первых, статья 2 Конституции Российской Федерации [2] устанавливает, что«человек, его права и свободы являются высшей ценностью», причем «признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностьгосударства».
Ввиду этого введение государственного института,нацеленного на реализацию указанного конституционного принципа, если при этом ненарушаются другие конституционные принципы (разделение власти, территориальная целостность,суверенитет, федерализм и т.д.), не только допустимо, но и необходимо. Во-вторых,уже имеются примеры учреждения новых государственных органов, не упомянутых в Конституции(например, Государственный Совет, в который входят главы исполнительных органоввласти субъектов Российской Федерации), и это никоим образом не подорвалороссийскую государственность и не принизило значимость Основного Закона. [21,с. 34]
Весьма важным представляется окончательное утверждениеуполномоченных по правам ребенка на любом уровне в результате принятиясоответствующего закона. Именно закон обладает наибольшей юридической силойпосле Конституции и международных договоров. Процедура принятия закона —гласная, достаточно длительная, она предусматривает участие различныхгосударственных органов и общественности в обсуждении и внесении разнообразных предложений.Закон способен обеспечить длительное и устойчивое функционирование любогоинститута. Принятие исполнительными органами временных актов оправданно лишь настадии пилотных проектов, когда институт проходит «экспериментальную обкатку».
Итак, введение должности уполномоченного по правамребенка (детского омбудсмана) представляется весьма насущной задачей, для решениякоторой необходимо подготовить соответствующую законодательную базу. Процессвведения рассматриваемого института далеко не во всех субъектах РоссийскойФедерации идет одинаковыми темпами, причем он опирается на разную нормативнуюправовую базу. Вместе с тем накопленного опыта уже вполне достаточно для егообобщения и выработки основных направлений развития института детскогоомбудсмана. Сами уполномоченные по правам ребенка, что примечательно, наладилимежду собой взаимодействие и стремятся координировать свою работу, о чемсвидетельствует, в частности, заключенное в 2005 г. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии уполномоченных по правам ребенка в субъектахРоссийской Федерации. Развивается также взаимодействие уполномоченных по правамчеловека и уполномоченных по правам ребенка.
2.3 Деятельность уполномоченногопо правам ребёнка в Волгоградской области
Волгоградская область учредила в 1998 г. на своей территории институт уполномоченного по правам ребенка одной из первых в РоссийскойФедерации.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенкаосуществляется в соответствии с временным Положением об Уполномоченном поправам ребенка Волгоградской области, утвержденным постановлением ГлавыАдминистрации Волгоградской области от 8 мая 1998 г. № 232, и включает несколько направлений:
Защита прав конкретного ребенка. Данное направлениеобеспечивается рассмотрением жалоб, обращений граждан, консультированием иразъяснением по вопросам, входящим в компетенцию уполномоченного; оказаниембесплатной правовой помощи, в том числе с подготовкой в отдельных случаяхпроцессуальных документов (заявлений, жалоб, ходатайств); участием врассмотрении гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних, вкачестве представителя органа исполнительной власти, который дает заключение поделу в защиту прав ребенка. Уполномоченный проводит регулярный прием граждан, втом числе и несовершеннолетних, — по обращаемости, по записи, на выездах врайоны, при срочных обращениях, при посещении детских учреждений (в том числезакрытых). Причины обращения к Уполномоченному по правам ребенка:
• нарушение жилищных прав несовершеннолетних;
• нарушение права ребенка на проживание с родителями, навоспитание и заботу с их стороны (споры об определении места жительстваребенка, нарушение права отдельно проживающего родителя или родственников наобщение с ребенком);
• нарушение имущественных прав ребенка (на получениеалиментов, пенсии по случаю потери кормильца, вопросы наследования);
• нарушение прав на жизнь, безопасность,неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства детей, охрануздоровья (насилие над детьми в семьях и образовательных учреждениях);
• злоупотребления родительскими правами.
Прием граждан, а также их консультирование по телефонупозволяют не только оказывать правовую помощь, но и выявлять факты бездействияорганов власти, должностных лиц, приводящие к нарушению прав ребенка. По всемслучаям обращений Уполномоченный проводит правовые консультации, даетразъяснения, готовит запросы и ходатайства, в случае необходимости организует ипроводит проверки в целях устранения фактов нарушения прав и законных интересовдетей. [17, с. 76]
Так, к Уполномоченному обратился гражданин Е.,усыновивший в 2000 г. мальчика 3 лет. При оформлении субсидии на жилье вУправлении социальной защиты населения ему отказали в льготах как не имеющемустатуса отца-одиночки. Благодаря вмешательству Уполномоченного в свидетельствоо рождении ребенка была со слов отца вписана мать (ранее в данной графе стоялпрочерк), разъяснены правовые механизмы защиты интересов ребенка и вопросразрешен положительно.
По заявлению опекуна П. Уполномоченным проведена проверказаконности заключения опекунского совета Кировского района о невозможностисовершения обмена жилья, принадлежащего на правах долевой собственности несовершеннолетнимбратьям, оставшимся без попечения родителей. При вторичном рассмотрениизаявления опекунский совет, учитывая заключение Уполномоченного, разрешилобмен. Орган опеки Советского района длительное время занимался защитой прав иинтересов несовершеннолетнего Святогора Б., ученика 9 — го класса, матькоторого длительное время пренебрегала собственным сыном, совершала надмальчиком психологическое насилие, не выполняла своих обязанностей по еговоспитанию и содержанию. Святогор как ребенок-инвалид нуждался в особомотношении, но из-за того, что органы опеки длительное время не «выходили нарешение» по защите его прав, он часто голодал, резко снизил показатели в учебе,был вынужден проживать у бабушки, не имея возможности попасть домой. Такаяситуация позволяет определить механизм неиспользования возможностейзаконодательства (в первую очередь, в интересах ребенка) по ограничениюродительских прав, которое могло бы стать эффективной мерой воспитательноговоздействия на мать. Орган опеки Кировского района своим письмом в Пенсионныйфонд приостановил выплату пенсий, получаемых на ребенка гражданкой К., иск олишении родительских прав которой рассматривается в Кировском суде. Но эта жемама, учинив скандал в Пенсионном фонде, продолжила получение выплат, используяих не в интересах ребенка. Почему не срабатывает механизм взаимодействия органаопеки и Пенсионного фонда? Возможно, необходимо заключение соглашений илидоговоров с Пенсионным фондом, закрепляющих согласованность действий винтересах детей. Участились обращения к Уполномоченному лиц из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [17, с. 83]
В ряде муниципальных образований очереди нуждающихся вжилье детей-сирот не уменьшаются, а увеличиваются год от года. Муниципальныеобразования закладывают в своих бюджетах на приобретение квартир и домов длядетей-сирот мизерные суммы, предусмотренные в межбюджетных отношениях: всельских районах это в среднем 50–70 тыс. рублей, в городах — по 1 млн рублей.В то же время на уровне области ситуация с защитой жилищных прав лиц из числадетей-сирот в последние годы стала меняться к лучшему. [17, с. 77]
Защита прав детей в судах. Уполномоченный по правамребенка продолжает практику своего участия в рассмотрении судами гражданскихдел, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних. От имени ГлавыАдминистрации Волгоградской области Уполномоченный участвует в заседаниях суда,представительствует во всех судебных инстанциях. В одном из районных судовобласти решение по иску В. о разделе жилья между бывшими супругами быловынесено без учета интересов детей, оставшихся проживать с матерью. Послеотмены этого решения, на новом рассмотрении, районный суд с учетом заключенияУполномоченного воспользовался своим правом отступить от принципа равенства долейсупругов в спорной квартире в интересах несовершеннолетних. Порой из-заравнодушия или бездействия органа опеки и попечительства при представленииинтересов несовершеннолетнего в суде не только не обеспечивается соблюдениеинтересов ребенка, но и грубо нарушаются его права.
Так, при рассмотрении в Ворошиловском районном суде г.Волгограда иска об определении места жительства Тани Б. (10 лет) специалист поохране прав детства даже не подготовил своего заключения и просил суд вынестирешение по собственному усмотрению. Уполномоченному, принимавшему участие впроцессе по ходатайству матери девочки, удалось при активном взаимодействии ссудьей отстоять интересы Тани Б., при этом для выяснения ее мнения с ней былапроведена беседа. Иск по усыновлению К. (2,5 года) после трагической гибели егосемьи в результате теракта на самолете ТУ-134 рассматривался в Волжскомгородском суде. Спор между родственниками об усыновлении ребенка основывался наматериальных амбициях, в связи с чем возникла угроза нарушения прав и интересовмалолетнего ребенка. К участию в суде были привлечены Уполномоченный по правамребенка и представитель Уполномоченного по правам человека в Волгоградскойобласти. Они дали подписку о неразглашении тайны усыновления и действовали наосновании доверенностей. Из-за оказываемого на суд давления возник прецедент, врезультате которого судья принял решение удалить из зала суда, после 4-хмесячного участия в процессе, как Уполномоченного по правам ребенка, так ипредставителя Уполномоченного по правам человека, а их участие в деле (вопрекисвоему же решению) признать незаконным. Окончательное решение по делу пока невынесено, но Уполномоченные добились восстановления своего права на участие впроцессе в интересах малолетнего ребенка. Принимая участие в судебныхзаседаниях по делам несовершеннолетних, Уполномоченный по правам ребенка частонаблюдает пассивную позицию специалиста по охране прав детства при защите правнесовершеннолетних. В то же время орган опеки должен в полном объемереализовывать свои полномочия и выполнять обязанности как заинтересованноголица, не ограничиваясь формальным участием, не перекладывая ответственность «наусмотрение суда», не прося рассмотреть дело в свое отсутствие. Специалист поохране прав детства должен быть искренне заинтересован в защите ивосстановлении нарушенных прав и интересов ребенка. [17, с. 79]
Защита прав детей в целом, без представительстваинтересов отдельного ребенка. Данное направление предполагает прежде всегоорганизацию и участие в мероприятиях, направленных на обеспечениеприоритетности вопросов детства; взаимодействие с организациями, учреждениями идолжностными лицами, занимающимися вопросами охраны прав детства; проведениепроверок детских учреждений разной социальной направленности. Целый ряд инициативУполномоченного по правам ребенка привели к положительным результатам в делезащиты прав детей в Волгоградской области:
• В целях внедрения в Волгоградской области элементовювенальной юстиции (правосудия для несовершеннолетних) во всех рай(гор)судахрегиона введена специализация детских судей. Для этого между Волгоградскимобластным судом и администрацией области подписано соглашение о взаимодействиидвух систем власти при рассмотрении уголовных дел в отношениинесовершеннолетних. Привлечение к рассмотрению таких дел должностных лиц испециалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, рассмотрение делдетским судьей позволяют повысить воспитательное значение судебных процессов. [17,с. 85]
• В 2003/04 учебном году в 19 школах Волгограда былпроведен эксперимент по введению в образовательных учреждениях постовуполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. В 2004/05 учебномгоду выборы детских уполномоченных состоялись уже в 79 школах Волгограда сучастием самих детей. Формирование в школьной среде правового пространствасоздает мощную модель профилактики и предотвращения детского неблагополучия.Планируется распространить этот опыт в спецучреждениях области, где проживают ивоспитываются несовершеннолетние.
Следует отметить позицию руководителей городов Волжскогои Камышина Волгоградской области, где «детские» уполномоченные работают сегодняна муниципальном уровне. В Волжском освобожденная должность Уполномоченноговведена в структуре городской Думы, в Камышине — в структуре администрации (наобщественных началах). Уполномоченный по правам ребенка уделяет большоевнимание положению детей, находящихся в различных учреждениях. В последнеевремя был проведен ряд проверок обеспечения прав и интересов детей вКамышинской воспитательной колонии; в Петроввальском интернате для детей сглубокой умственной отсталостью Управления социальной защиты населения; вучреждениях Алексеевского района Волгоградской области — детском и родильномотделениях центральной районной больницы, Стежинской средней школе, группе длядетей, нуждающихся в социально-правовой защите, кадетской школе-интернате; вдетском онкогематологическом отделении областной клинической больницы; вСлащевской коррекционной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей; в лицее №1 поселка Октябрьский Калачевского районаВолгоградской области; в специализированном учреждении «Детский православныйприют «Дом милосердия» (учредитель — благотворительный фонд «Православие ЗемлиРусской»).
По итогам каждого посещения готовились рекомендации дляруководителей учреждений по устранению нарушений прав несовершеннолетних,нуждающихся в государственной поддержке и защите, оказывалась помощь в решениивопросов по обеспечению интересов ребенка. При посещении Камышинской воспитательнойколонии Уполномоченный уделяет особое внимание условиям содержаниявоспитанников (в том числе ВИЧ-инфицированных), соблюдению их прав на общение сродителями и родственниками, получение образования и профессии. [17, с. 86]
Правовое просвещение и социальная поддержка детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Уполномоченный по правам ребенкаВолгоградской области уделяет большое внимание организации мероприятий пореализации основных положений Конвенции о правах ребенка (просветительская работа,содействие повышению информированности детей и взрослых в области прав ребенка— на личных встречах и через СМИ). Эта деятельность включает, в частности,разработку и выполнение специальных социально-правовых программ по правовомупросвещению и социальной поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации. Программа «За решеткой — детские глаза» реализуется в области с 2000 г. В последнее время, в рамках программы, в Камышинской воспитательной колонии были организованыконференция-практикум «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современногодетства»; акции «Правовой университет» (правовые тренинги и уроки длявоспитанников колонии, подготовленные и проведенные учащимися школ Волгограда)и «Правовая профилактика» (проведенная с участием старшеклассников юридическоголицея № 6 г. Волгограда для воспитанников колонии). Уполномоченный участвуеттакже в программе «Правовое воспитание несовершеннолетних», реализуемой вколонии с 2002 г.
Прошла презентация компьютерной контрольно-обучающейпрограммы «Права ребенка», разработанной Волгоградской областной общественнойорганизацией «Достижения молодых» при поддержке Волгоградского региональногоотделения Молодежного союза юристов, которая дает возможность использоватьновые формы изучения законодательства по правам детей. Во всех мероприятияхреализуется механизм «дети—детям»: к несовершеннолетним, находящимся вкризисной жизненной ситуации, приходят на помощь благополучные дети, которыесамостоятельно и с помощью педагогов проводят с осужденными правовые уроки,ролевые правовые игры, беседы, индивидуальное общение.
Воспитанники колонии получают в подарок издание с текстомКонвенции, призы за активность и хорошее знание правовых норм. В 2004 г. по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Комитете по делам молодежи АдминистрацииВолгоградской области создан областной банк данных на молодых людей,освобожденных из колонии. Областной центр социальной помощи семье и детямприступил к выполнению программы по ресоциализации освободившихся и готовящихсяк освобождению воспитанников колонии. Проект «Детское право» направлен направовое воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, — воспитанников детских домов и интернатных учреждений Волгоградскойобласти.
Реализация проекта началась в январе 2004 г. Его первыми участниками стали Урюпинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, Серафимовичский, Руднянский и Волжский детские дома.Дети-сироты приобретают определенную сумму знаний, вырабатывают и закрепляютсоответствующие умения и навыки, чтобы подготовиться к решению жизненныхправовых конфликтов, научиться предотвращать их, а также защищать свои права иинтересы близких. Немаловажно, что правовое обучение проходят и воспитатели,учителя и администрация детских учреждений, в чьи обязанности входит подготовкадетей к будущему выпуску из детского дома. При активной поддержке и участииУполномоченного по правам ребенка в Волгограде при юридическом лицее № 6открыта юридическая клиника, осуществляющая юридическое и правовоеконсультирование граждан, в том числе несовершеннолетних, с привлечением к работестаршеклассников лицея и студентов-волонтеров юридических специальностей извузов города. Одно из главных направлений работы клиники составляет проведениесеминаров по правозащитной тематике и курсов волонтеров для учащихся лицея сцелью их подготовки к выездам в детские учреждения. В юридической клиникеиспользуются такие формы работы, как проведение диспутов, обсуждений, «круглыхстолов» с участием детей и взрослых, правовых уроков с элементами игры ипостановочных сюжетов для детей разного возраста. Уже стал традиционнымпроводимый Уполномоченным по правам ребенка совместно с Комитетом по деламмолодежи Администрации Волгоградской области конкурс среди СМИ «Журналист — взащиту детства», способствующий формированию общественного мнения в поддержку прави интересов несовершеннолетних, воспитанию и образованию самих журналистов.Уполномоченный по правам ребенка регулярно принимает участие в программах радиои телевидения, готовит информационные материалы для местных газет иобщероссийского журнала по правам ребенка «Защити меня!». В целях правовогопросвещения детей и взрослых выпущены издания «Почти все о твоих правах»(пособие для несовершеннолетних), «Детское право для учителей, воспитателей,руководителей детских учреждений», «Детское право для несовершеннолетних»,«Детское право для детей и взрослых», «Психолого-педагогический аспектформирования правового сознания участников образовательного процесса в детскихобразовательных учреждениях» (методические рекомендации), «Воспитание вколлективе как отражение традиций национальной культуры» (методическиематериалы), «Правовые механизмы защиты прав и интересов детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» (сборник докладов участниковнаучно-практической конференции). Все материалы распространялись по детскимдомам, органам и учреждениям, занимающимся вопросами семьи и детей,образования. [17, с. 88]
Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка собщественными организациями, проведение совместных акций. Посколькудеятельность Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области неподкреплена аппаратом, большую роль в ее поддержке выполняют общественныеорганизации и фонды. Уполномоченный по правам ребенка служит связующим звеноммежду органами власти и гражданским обществом — пропагандирует и презентуетценности ребенка социуму, берет на себя задачу формирования и поддержки системысоциальных отношений, социального взаимодействия различных групп, организаций,учреждений, занимающихся вопросами детства и его защитой.
В Волгоградской области последовательно укрепляетсявзаимодействие между органами власти и неправительственными организациями,работающими в интересах детей. При поддержке и активном участии Уполномоченногопо правам ребенка создана Коалиция общественных однонаправленных организаций«Права — детям», объединяющая около 35 организаций.
Показательный уровень взаимодействия неправительственныхорганизаций (НПО) и Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской областипрослеживается в проводимых совместных акциях и мероприятиях. Долгосрочностьакций, организуемых в интересах детей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации,повышает их эффективность. В Волгограде ежегодно проводится благотворительнаяакция «Дети — не игрушки!» по сбору игрушек, книг, учебников, школьныхпринадлежностей для детей, находящихся на лечении в детском отделениипсихиатрической больницы №19 г. Волгограда. В данной акции приняли участиеобщественно активные школы №12, 24, 86, 100, 124, гимназии № 1, 6, 9 г. Волгограда), общественные организации (ВРМОО «Участие», клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», ВАНС«Надежда», МО ВОС Ворошиловского района г. Волгограда), Церковьхристиан-адвентистов седьмого дня. В продолжение акции был проведен сборигрушек для детских домов области (Урюпинской школы-интерната для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, приютов «Лучик», «Подросток» и др.).Организация, проведение и участие в мероприятиях по защите прав и интересовнесовершеннолетних и молодежи. В Волгоградской области всеми структурами властиактивно пропагандируется политика приоритетного отношения к детству,обсуждаются проблемы детского неблагополучия, предлагаются пути их решения,совместные планы действий.
Распространение опыта Волгоградской области по защитеправ детей Работа Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской областиполучила высокую оценку Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) вРоссийской Федерации, которое направило его на ежегодные встречи Европейскойсети детских омбудсманов (ENOC) в Швеции (2003 г.) и Уэльсе (2004 г.). Уполномоченные из Москвы и Волгограда выступили на встречах с докладамио развитии в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации институтауполномоченного по правам ребенка. [17, с. 93]
Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что деятельностьУполномоченного по правам ребенка Волгоградской области подтверждает тот факт,что только повышение уровня ответственности всех руководителей и должностныхлиц, родителей и законных представителей детей за судьбу каждого ребенкаприводит к улучшению положения детей. Народная мудрость гласит: «Если вы хотитеиметь то, что имели всегда, можете продолжать делать то, что делали всегда».Если мы не перестанем скрывать факты нарушения прав детей в детскихучреждениях, будь то школа или интернатное учреждение, приют или детскаяколония, если мы не сделаем прозрачными (доступными для общественного контроля)стены тех учреждений, через которые никак не пробьется голос обиженного ребенка,если мы не постараемся услышать мнение самих детей о проблемах, которые ихтревожат, наши дети не будут нам доверять. А без их доверия и уважения мы несправимся и с детским неблагополучием.

Заключение
Итак, в заключение данной работы, необходимо подвестичерту под нашим скромным исследованием.
Правовой институт детского омбудсмана появившись впервыев Скандинавии, за достаточно непродолжительное время своего существованияубедительно доказал свою эффективность, предопределив тем самым его широкоераспространение в мировой практике.
В зарубежных странах омбудсман по правам детей отстаиваетнужды, права и интересы несовершеннолетних, борется за соблюдение Конвенции оправах ребенка и содействует ее распространению. Омбудсман там вправе проводитьрасследования, давать критическую оценку и публиковать свое мнение, однако онне вправе изменить административную меру или аннулировать административныерешения. Омбудсман выступает независимо от юридических представителей,родителей или опекунов, защищая права ребенка во всех видах гражданских иуголовных дел, в которые дети прямо или косвенно вовлечены.
Что касается России, то этот институт для нас являетсяновым, ещё недостаточно окрепшим и сформировавшимся.
По мнению автора данной работы, действующие в Россиикомиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты,благотворительные учреждения явно не справляются с возложенными на нихзадачами. Защитой прав ребенка сегодня в нашей стране занимаются множестворазличных государственных и общественных структур, однако их деятельность нескоординирована.
В России, институтом, призванным скоординировать иупорядочить деятельность структур занимающихся защитой прав ребенка как раз идолжен стать уполномоченный по правам ребенка, представляющий собой российскийвариант детского омбудсмана.
Важно отметить тот факт, что должности уполномоченных поправам ребенка с самого начала стали учреждаться на уровне субъектов РоссийскойФедерации, в то время как на федеральном уровне такая должность не былаучреждена, что на сегодняшний день является очень большим недостатком. Однако,если принять во внимание обширность российской территории, становится понятно,что отработать формы и приемы защиты прав и законных интересов ребенкапервоначально проще на уровне отдельных субъектов Российской Федерации имуниципальных образований. А уже затем накопленный опыт может помочь присоздании эффективно действующего федерального омбудсмана по защите прав детей.
Говоря в данной работе о правовом регулированиидеятельности уполномоченного по правам несовершеннолетних в России, то,анализируя модели работы, основные права и полномочия, порядок назначения иорганизационно-правовой статус региональных уполномоченных, необходимоотметить, что в силу вышеназванных причин они различны, что, несомненно,является большим недостатком в организации деятельности этого института в нашейстране. Работа уполномоченных в каждом конкретном регионе опирается на разнуюнормативную — правовую базу. Институт уполномоченного по правам ребенка всубъекте Российской Федерации пока не интегрирован в систему федеральногозаконодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту правдетей, например, в суде или детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях.Поэтому, введение должности уполномоченного по правам ребенка (детскогоомбудсмана) на федеральном уровне представляется весьма насущной задачей, длярешения которой необходимо подготовить соответствующую законодательную базу.
Анализируя деятельность уполномоченного по правам ребёнкав Волгоградской области, можно отметить, что деятельность его в основномосуществляется по таким направлениям как: защита интересов конкретного ребёнка,защита прав детей в судах, защита прав детей в целом, без представительстваинтересов отдельного ребенка, правовое просвещение и социальная поддержкадетей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также ва такхеность его восновном осуществляется по таким направлениям как защита интересов конкретногоребёнка, взаимодействие уполномоченного по правам ребенка с общественнымиорганизациями, проведение совместных акций.
Важно отметить также, что, несмотря на все трудности,этот, во многом ещё новый для нашего региона институт, уже с самого началасвоего существования доказал свою эффективность в деле защиты прав и законныхинтересов детей, свою востребованность обществом и органами власти.
Подводя общий итог всей работе, автор считает необходимымотметить следующее:
Защита прав ребенка — важнейшая внутригосударственная имеждународно-правовая задача. Несмотря на то, что сама идея институтаомбудсмана по правам несовершеннолетних является в нашей стране заимствованной,но его философия и стиль деятельности будут формироваться в контексте типичнороссийской экономической, политической и правовой среды. Традиции культурного исоциального порядка в России складывались в несколько иных формах, чем взападных странах, но именно это обстоятельство будет способствоватьформированию омбудсменовской службы в России. Российская традиция какпродолжение византийской отличается от римской: в России нравственность исправедливость всегда оценивались выше, чем формальное право. Уполномоченный поправам человека и гражданина РФ, иные омбудсменовские институты будут защищатьвысшие человеческие ценности. Доводами против создания института омбудсменамогут являться лишь прагматические соображения экономии государственныхсредств, но не доказательства несостоятельности самой идеи. Аргумент экономиинедопустимо использовать при обсуждении проблем прав человека, а особеннодетей, ибо экономия здесь породит громадные потерн человеческих и материальныхресурсов. Ценность публичной деятельности омбудсмена нельзя измерять рыночнымикатегориями. Омбудсмен — не искусственная инструментальная конструкция, аживой, постоянно обновляющийся институт.
Думается, весь потенциал институтов гражданского обществадолжен быть направлен на то, чтобы не оставить без внимания ни одного ребенка,взять на контроль судьбу каждого ребенка в неблагополучных семьях, поддержатьего, помочь вырасти здоровым и образованным.
Существенным ресурсом по соблюдению прав детей иулучшению их положения в Российской Федерации может и должна стать деятельностьуполномоченных по правам ребенка.

Список литературы
1.        Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
2.        Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008) // СЗ РФ от 28.02.2009, № 30, ст. 3051.
3.        Закон Кемеровской области «Об уполномоченном по правам ребёнка пригубернаторе Кемеровской области» от 14. 03. 2001 г. № 25‑ОЗ // СЗ Кемеровской области от 29. 05. 2001 г. № 255, ст. 84
4.        Закон города Москвы «Об уполномоченном по правам ребёнка в городеМоскве» от 3. 10. 2001 г. №43 // Бюллетень правительства Москвы от 15. 10. 2001 г. № 2 (15), ст. 24
5.        Закон Самарской области «Об уполномоченном по правам ребёнка в Самарскойобласти от 6. 05. 2002 г. №18 ‑ ГД (в ред. от 29. 06. 2004 г. № 111 — ГД) // СЗ Самарской области от 22. 07. 2004 г. № 8, ст. 2084
6.        Закон Краснодарского края «Об уполномоченном по правам ребёнка вКраснодарском крае» от 26. 06. 2002 г. № 498‑КЗ // СЗ Краснодарского краяот 22. 07. 2002 г. № 451, ст. 135
7.        Закон Республики Саха (Якутия) «Об уполномоченном по правам ребёнка вРеспублике Саха (Якутия)» от 5. 02. 2003 г. 4‑З № 5‑III // СЗ Республики Саха (Якутия) от 9. 03. 2003 г. № 596 ст. 3210
8.        Закон Красноярского края «Об уполномоченном по правам ребёнка вКрасноярском крае» от 21. 10. 1997 г. № 15‑585 // Сборникзаконодательства Красноярского края от 22. 05. 1998 г. № 183.
9.        Временное положение «Об уполномоченном по правам ребёнка в Волгоградскойобласти» Утверждено Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от8. 05. 1998 г. №232 // «Волгоградская правда» от 19.01.2007 г. № 9
10.     Положение «Об уполномоченном Государственного совета Республики Дагестанпо правам ребёнка» Утверждено Указом Государственного Совета РеспубликиДагестан от 25. 08. 2003 г. №205 // «Дагестанский Вестник» от 8. 09. 2003 г. № 15(183)
11.     Указ губернатора Ивановской области «Об утверждении Положения обУполномоченном (комиссаре) по правам ребенка Ивановской области» от 20. 05. 2001 г. № 25‑ОЗ // «Ивановский рабочий» от 20. 06. 2001 г. № 6(219)
12.     Автономов А. С. Институт уполномоченного в регионах РоссийскойФедерации: Опыт, проблемы, потенциал развития. Учебное пособие. – М.: Статут,2005. — 186 с.
13.     Бойцова В. В., Бойцов Л. В. Правовой институт омбудсмена в условияхсовременного общественного развития. – М.: Юрист, 2008. — 280 с.
14.     Лукин В. П. О становлении института уполномоченного по правам ребёнка вРоссии // Институт уполномоченного по правам ребенка в России: Сборник / Сост.и общ. ред. Г. В. Сабитова. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.— 184 с.
15.     Памфилова Э. А. О работе уполномоченных по правам ребёнка В РФ//Институт уполномоченного по правам ребенка в России: Сборник / Сост. и общ.ред. Г. В. Сабитова. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.— 184 с.
16.     Хаманева Н. Ю. Охрана прав граждан зарубежных стран: институт омбудсмена(сравнительный аспект). – Саратов.: Омега – Л, 1997. – 160 с.
17.     Алексеева Т. Н. О работе уполномоченного по правам ребёнка вВолгоградской области// Институт уполномоченного по правам ребенка в России:Сборник / Сост. и общ. ред. Г. В. Сабитова. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания,2005.— 184 с.
Периодическаялитература
18.     Куприянова Е. И. Правовое обеспечение института детского омбудсмана всовременной России // Современное право. 2008. № 2.
19.     Кикиоть В. А. О необходимости введения должности народногоправозащитника // Конституционный вестник. 1991. № 8.
20.     Хаманева Н. Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан. // Советскоегосударство и право. 1990. № 9.
21.     Шемшученко Ю. С., Мурашин Г. А. Институт омбудсмена в современныхбуржуазных государствах // Советское государство и право. 1991. № 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.