Реферат по предмету "Государство и право"


Институт двойного гражданства

ИНСТИТУТ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
План:
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1.Понятие  гражданства. Основы  правового регулирования  гражданства Российской Федерации………………………………………5-15
1.1  Понятие  гражданства.
Понятие двойного гражданства.
1.2  Нормативно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства Российской Федерации:
-Конституция РФ;
-3-й  Закон  о  Гражданстве РФ от 31.05.2002г.
Глава 2.Современные проблемы  института  двойного гражданства……16-21
Заключение…………………………………………………………………..22-24
Списокисточников………………………………………………………….25-27

ВВЕДЕНИЕ
  Дляподавляющего большинства  людей  в стране  установление  гражданства  непредставляет чего-то сложного, поскольку они   с рождения являются   гражданамиданного государства и это право за ними сохраняется на протяжении всей ихжизни. Однако, по  разным причинам,  и прежде всего, вследствие межнациональныхконфликтов, а также растущей   интернационализации экономики, возникаютразличные   миграционные потоки, т.е. перемещения  больших групп людей  изодной страны в другую. Такие передвижения- индивидуальные и групповые,распространенные и в Российской  Федерации, а также браки, заключаемые  между  гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы  приобретения иизменения гражданства.
 Значительная часть  практических вопросов, связанных с  определением гражданства, разрешается  с помощью  международного права (по соглашениям,заключенным  между государствами).
  Кроме того,в любом государстве проживают   люди, правовое  положение  которых отличается  от статуса  большинства.  Большинство  жителей всегда  являются  гражданамиданного   государства, но значительные  группы не имеют   гражданства(апатриды) или   же являются   иностранными гражданами.  В некоторыхгосударствах признается  двойное гражданство- такие   лица  называютсябипатридами.  Различия  в правовом положении  не означают    дискриминациинеграждан и государство защищает   права этой категории жителей, поскольку  многие права, как  это установлено международным правом, принадлежат  человекунезависимо  от гражданства. Пребывание  в двойном гражданстве расширяет нетолько права   граждан, но и их обязанности. Весьма актуальным на сегодняшнийдень остается рассмотрение вопросов двойного гражданства. Связано это  с тем,что  многие русскоязычные граждане  из ряда государств СНГ  желают  одновременно состоять  и в гражданстве России.
Целью данной  работы  являетсярассмотрение   института  двойного  гражданства.
   Предметисследования:Конституционные гарантии прав и свобод.
Объектисследования:Гражданство (двойное гражданство).
  Задачиисследования:
1.Раскрытьсущность гражданства.
2. Освятитьнормативно-правовую   базу регулирования   двойного гражданства в РоссийскойФедерации.
3.Обозначить  современные проблемы  института двойного гражданства.
Глава 1. Понятие гражданства. Основы  правового регулирования  гражданстваРоссийской Федерации.
1.1  Понятие  гражданства.
Понятиедвойного  гражданства.
  Гражданство-это устойчивая   правовая связь физического лица с  государством, выражающаяся в совокупности и взаимных  прав, и обязанностей.
  Иногда гражданством   называется принадлежность  лица к государству.   По  мнению Боярс Ю.Р.[1],гражданство- устойчивая  правовая связь, поскольку даже в случае  выезда  гражданина за границу  его гражданство автоматически, как правило, непрекращается. Гражданство  регулируется   внутренним законодательствомгосударства. Гражданство-понятие, неразрывно   связанное  с государственностью.
 М.В. Баглай [2]указываетна то, что под гражданством понимается правовая  принадлежность  лица кданному  государству, т.е. признание  государством  этого лица в качестве полноправного   субъекта конституционно-правовых  отношений. Состояние гражданства  создает права  и обязанности  для лица  не только  на территориисвоего государства, но и за рубежом.
  Всоответствии  с Федеральным Законом « О гражданстве Российской Федерации»[3] гражданство Российской Федерации — это устойчивая   правовая  связь  лица с Российской Федерацией, выражающаяся   в совокупности   их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации,является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий  указание  на гражданство лица.  Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются  федеральным законом.
  Гражданство Российской Федерации  является  единым  и равным  независимо  от  оснований его  приобретения.  Проживание гражданина  РФ за пределами  Российской Федерации  не прекращает  его гражданства  Российской Федерации. Гражданин РФне может быть лишен гражданства Российской Федерации или   права изменить его.Гражданин  РФ   не может быть выслан  за пределы  Российской Федерации иливыдан  иностранному государству.
 Безгражданство — это правовое состояние, которое  характеризуется отсутствием у лица  гражданства какого-либо государства.
  Статья 3Закона « О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства.
  Иноегражданство — гражданство (подданство) иностранного государства.
  Двойное  гражданство — наличие у гражданина   Российской Федерации гражданства(подданства) иностранного государства.
  Неяснымостается только по сей день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (неграждан), который включает  в себя  статус иностранного гражданина  и лица без гражданства, находящегося натерритории  Российской Федерации. Важность правильного определения лиц, необладающих   гражданством Российской Федерации, обусловливается  тем, что  современное законодательство содержит множество положений, в которых  однимтермином охватывается совокупность правоотношений, связанных  со статусоминостранного гражданина и лица   без гражданства.
  Всовременном  национальном и   межнациональном законодательстве для обозначениялиц, не являющихся гражданами государства, часто применяется определение«иностранец», однако, в различных источниках определения «иностранцев»  различны  по своему содержанию.
  Так, вДекларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся  гражданами страны, в которой  они  проживают[4] (утв. Резолюцией  Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1885г.),термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся   гражданиномгосударства, в котором он находится.
 Соглашением  о сотрудничестве  пограничных войск в сфере  пограничного контроляв пунктах пропуска через границы государств- участников СНГ  с государствами,не входящими в Содружество (Москва 25 ноября 1998г.), термин «иностранец»определяется  как  «гражданин третьего государства, лицо без гражданства».[5];Указом Президента РФ от 9  августа 1994г. №1668 «О Федеральной  миграционнойпрограмме»[6]установлено, что «иностранцы-граждане   иностранных государств и лица безгражданства».
  Вюридической литературе  понятие  «иностранец» имеет  неоднозначное  толкование. Некоторые авторы, например, Л.И. Галенская, трактуют термин«иностранец» как  иностранный  гражданин и лицо без   гражданства. Под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает  лицо, которое  неявляется   гражданином данного государства или же не имеет  гражданства какого-либо государства. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами  считаюткак иностранных граждан, так и лиц без гражданства.[7]
  А.А. Рубанов под  иностранцами  подразумевает всех лиц, находящихся   на территориикакого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящими вгражданстве другого государства.[8]
  По мнениюТ.Н. Кирилловой, иностранцем является « лицо, имеющее постоянную политическую,экономическую и правовую связь с государством своего гражданства инаходящееся   во временной  экономической  и правовой связи с другимигосударствами».[9]
  В данномслучае напрашивается вывод, как замечает Кобец П.Н. (сотрудник ВНИИ МВД России[10]),что постоянно   проживающих в РФ иностранцев нельзя  относить  к этойкатегории, т.к. их  экономическая и правовая связь с родным государством оченьусловна.
  Прирассмотрении вопроса  о правовом статусе  иностранных  граждан  и лиц безгражданства в РФ, учитывая  многообразие   общественных отношений, в которыхучаствуют  иностранные  граждане и лица  без гражданства, их  правовой статус включает   конституционный, гражданско-правовой,  административно-правовой,уголовно-правовой  и иные аспекты, которые находятся в системном единстве  иследовательно, могут быть  выделены  условно- теоретически.
  С учетомэтого  можно заключить, что правовой статус иностранных граждан   и лиц безгражданства в РФ определяется  внутренним законодательством РоссийскойФедерации, международными договорами   бывшего СССР  с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными  актами международного права.
  В  Законе Амурской  области « О пребывании  иностранного  гражданина   на территорииобласти»[11]определено, что иностранные граждане (иностранцы)- лица, не   являющиесягражданами Российской Федерации и имеющие   доказательства своей принадлежностик гражданству иностранного государства.
  Аналогичныеформулировки, приравнивающие термины «иностранный гражданин» и «иностранцы» встречаются  в законах  Амурской  области[12],Алтайского края[13],Республики Башкортостан[14],Красноярского края.[15]
  В настоящеевремя созрела необходимость  определения  законодательно  термина,определяющего статус лица, не обладающего  гражданством Российской  Федерации.При этом правовое состояние, в котором такое лицо находится, можно определитькак состояние « вне гражданства», а лица, которые находятся   в таком состоянии, являются « негражданами».
  Такаяклассификация   определения лиц как  граждан  Российской Федерации  инеграждан, может компенсировать вакуум терминологии, существующий взаконодательстве. К сожалению, в действующем законодательстве   России такая терминология  не востребована.  Так, в п.2 ст.2 ФЗ от 25 июля 2002г.  « Оправовом положении  иностранных граждан  в Российской Федерации»[16]содержится такая формулировка: « … понятие «иностранный  гражданин»включает       в себя понятие «лицо без гражданства» за исключением случаев,когда  федеральным законом  для лиц без гражданства устанавливаются специальныеправила, отличающиеся  от правил,  установленных для иностранных  граждан».
  Такимобразом, законодатель делает  попытку  определения  интегрированного статуса«неграждан». Поэтому в целях  исключения многозначности понятия  «иностранец»целесообразно, по мнению А.С. Кручинина[17],применение в российском законодательстве единого термина, связанного собобщением понятий  «иностранный гражданин» и « лицо без гражданства», такого,как «негражданин». Данное понятие возможно  трансформировать из международныхдоговоров. Так, в Европейской Конвенции о гражданстве ETS №166 (Страсбург, 6 ноября 1997г.)[18]и Международной Конвенции о ликвидации   всех форм  расовой дискриминации(Нью-Йорк, 7 марта 1966г.)[19]наравне с понятиями «граждане» и « лица без гражданства употребляется понятие«  неграждане». Можно отметить, что понятие «неграждане» уже начало внедряться в лексикон законодателя. Так, в Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 24февраля 1995г. №555-1 ГД « О гуманном отношении  к нуждам населения  Абхазии»[20],Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 14 октября 2003г. №4441-III ГД « О заявлении  ГосударственнойДумы Федерального Собрания РФ» « В связи с  грубыми  нарушениями в Латвийской Республике прав  человека и прав национальных   меньшинств»[21];Постановлении Правительства Российской Федерации от 4  января 2002г. №; « Опорядке въезда  в Российскую Федерацию и выезда из  Российской Федерации лицбез гражданства, состоявших  в гражданстве СССР и проживающих в ЛатвийскойРеспублике, Литовской  Республике и Эстонской Республике»[22],термин « неграждане» был применен  в соответствующем значении, однако  до сихпор  он   применяется лишь  в отдельных документах и не  имеет  применения  вЗаконах  Российской Федерации.
  КручининА.С. (консультант   Комитета по законности, вопросам власти и общественныхсвязей Московской Думы) считает, что для российского законодателя перспективной возможностью является выделение самостоятельного понятия,определяющего  в целом   иностранных граждан и лиц без гражданства и дающеговозможность осуществления правового регулирования  комплексно для этих групплиц.
1.2Нормативно-правовоерегулирование вопросов двойного гражданства в Российской Федерации
  Основнымидокументами, регулирующими вопросы гражданства в Российской Федерации являются:
-КонституцияРоссийской Федерации;
— ФедеральныйЗакон « О гражданстве Российской Федерации»
— Постановление ВС РФ « О Декларации  прав и свобод  человека и гражданина».
  Статья 6Конституции РФ [23] гласит: « Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается всоответствии с Федеральным Законом. Является  единым и равным  независимо отоснований  приобретения.
  Каждыйгражданин Российской Федерации  обладает  на ее территории всеми правами исвободами, и несет равные  обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
  ГражданинРоссийской Федерации не может быть лишен  своего  гражданства  или права изменить его».
  ГражданинРоссийской  Федерации может иметь  гражданство иностранного государства -  двойноегражданство (ст.62  Конституции РФ). При этом гражданин РФ, имеющий иноегражданство (гражданство или подданство  иностранного государства),рассматривается  Российской Федерацией только как  гражданин РФ, заисключением  случаев, предусмотренных  международным  договором РоссийскойФедерации или федеральным законом.
 Постановление Верховного Совета Российской Федерации « О Декларации  прав исвобод  человека  и гражданина»[24]в статье 5 указывает на то, что :
1)  каждый  имеетправо  на приобретение  и прекращение  гражданства в соответствии с закономРСФСР.
2)   Гражданин РСФСРне может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы.
3)   Гражданин РСФСРне может быть выдан  другому государству иначе как  на основании закона или международного договора РСФСР или СССР.
4)  РоссийскаяФедерация  гарантирует  своим гражданам защиту и покровительство за еепределами.
    По поводудвойного гражданства  ст.6 п.1  ФЗ «  О гражданстве Российской Федерации»[25] поясняет, что  гражданин Российской Федерации,  имеющий  также  иноегражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданинРоссийской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных  международнымдоговором РФ или федеральным законом.
  Заключениеили расторжение брака между гражданами  Российской Федерации и лицом, неимеющим  гражданства Российской Федерации, не влечет  за собой  изменение гражданства указанных лиц. (ст.8 ФЗ РФ)
  Изменение гражданства одним из  супругов не влечет за собой гражданства  другого супруга.Также и расторжение брака не влечет  за собой  изменение гражданства родившихсяв  этом браке   или усыновленных (удочеренных)  супругами детей.
  Вопросы гражданства детей отрегулированы  в ст. 9 ФЗ РФ и указывают на то, чтогражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства РоссийскойФедерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется  илиизменяется  в соответствии с настоящим ФЗ  РФ.
  Дляприобретения или прекращения  гражданства Российской Федерации  ребенком ввозрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.
  Даже если врезультате  прекращения  гражданства Российской Федерации он станет лицом  безгражданства, гражданство Российской Федерации  ребенка не может бытьпрекращено.
  Гражданстворебенка не изменяется и в случае изменения   гражданства его родителей.
  ГражданствоРФ приобретается (ст.11):
а) по рождению;
б)  врезультате  приема  в  гражданство РФ;
в) врезультате  восстановления в гражданстве  РФ;
г) по инымоснованиям, предусмотренным  настоящим  ФЗ или  международным  договором  РФ.
  Ребенокприобретает  гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
а) обародителя   или единственный  его родитель  имеют гражданство РФ (независимо  отместа  рождения ребенка);
б)  один  изего родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом безгражданства, или признан  безвестно  отсутствующим или место его нахождения неизвестно ( независимо от места рождения ребенка);
в) один   изего родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель  является  иностраннымгражданином, при условии,  что ребенок родился на территории РФ либо если вином  случае  он станет  лицом без гражданства;
г)  оба его родителя  или единственный  его  родитель, проживающий на территории РФявляется иностранным гражданином или лицами без гражданства, при условии, чторебенок родился на территории РФ,  а государство, гражданами  которого являютсяего родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку своегражданство.
  Крометого,   ребенок, находящийся   на территории  РФ  без родителей и родители егоне известны, может стать гражданином РФ, если родители его не  объявятся  втечение 6 месяцев со дня его обнаружения.
  Вопросыприема  иностранных граждан  в гражданство  РФ регулируются ст.13 ФЗ РФ
  С заявлениемо приеме в гражданство РФ вправе обратиться  иностранный гражданин и лица  безгражданства достигшие возраста     18 лет и обладающие   дееспособностью, атакже
а) проживающие на территории РФ со дня  получения   вида  на  жительство и до дня обращения   с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Причем,  срок проживания  на территории РФ считается  непрерывным,если лицо выезжало   за пределы РФ не более   чем на  три месяца в течениеодного года.   Срок проживания на территории  РФ для лиц, прибывших в РФ до 1июля 2002г.  и не имеющих вида на жительство, исчисляется  со дня регистрации по месту жительства;
б)обязующиеся  соблюдать  Конституцию РФ и законодательные акты РФ;
в) имеющие средства к существованию;
г) обратившиесяв полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе отимеющегося у них иного   гражданства;
д) владеющихрусским языком.
  Срокпроживания  на территории РФ  может быть  сокращен  до 1 года  для лиц, имеющихвысшие достижения в области науки, техники, культуры; в случае предоставления  политического убежища  и признания  его беженцем.
  Исключение имеют  также   и военные лица из групп государств, входивших в состав СССР ипроходящие не менее трех лет военную службу  по контракту в Вооруженных СилахРФ и других войсках.
  Иностранныеграждане и  лица без гражданства, имевшие  гражданство РФ,  могут бытьвосстановлены в гражданстве РФ (ст.15 ФЗ). При этом срок  их проживания  натерритории РФ сокращается до трех лет.
 Отклоняются  заявления  о приеме  в гражданстве  РФ и о восстановлении вгражданстве РФ лицам, которые:
а) выступают за  насильственное  изменение  основ  Конституционного строя РФ;
б) в течениепяти лет, предшествовавших   до обращения  с заявлениями о приеме в гражданствоРФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись  за пределы РФ всоответствии с ФЗ;
в)использовали  подложные  документы  или сообщили   заведомо  ложные сведения;
г)   состоятна  военной службе   в органах безопасности или в правоохранительных   органахиностранного государства;
д) имеютнеснятую  или непогашенную судимость за  совершение умышленных преступлений натерритории РФ или за ее пределами;
ж) осуждены  или   отбывают наказание  в виде лишения  свободы за действия, преследовавшиеся в соответствии с ФЗ.
  ГражданствоРФ прекращается  вследствие  выхода  из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ ( ст.18)

Глава 2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
  А.В, Белов[26](аспирант Санкт-Петербургского  государственного университета) указывает на то,что на сегодняшний день по мнению ряда ученых-международников, лояльность бипатридов  является основной  неразрешимой  проблемой, причиной, почему те или иныегосударства стараются запретить  или сократить  случаи двойного  гражданства усвоих  граждан.
  Так, помнению А.И. Ковлера, «для принимающего  государства  лицо  с двойным гражданством  всегда будет  гражданином  с недостаточной  лояльностью, впрочем,как и для государства происхождения- это особенно  очевидно в отношениигосударств, чьи отношения не являются  образцом  добрососедства».[27]
  А.И.Синкевич о лояльности  в случае двойного гражданства пишет следующее: « Донедавнего времени в Европе  имело место  негативное  отношение к двойномугражданству. Считалось, что отсутствие   исключительной  лояльности гражданина в отношении какого-либо  одного  государства может  стать источником различногорода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатическойзащиты, прохождение воинской службы, определение  гражданства  детей     ит.д.»[28]
  Лояльностьвытекает из общей концепции  гражданства, предусматривающей, что государство  вобмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственнымгражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную  лояльность отлиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает  статусомбипатрида, то можно предположить, что оно обязано  проявлять  лояльность  уже вотношении двух государств.
  Поэтомугосударства, требующие  полной лояльности от своих граждан, будут считатьдвойное гражданство нежелательным явлением, которое   необходимо запретить илипредотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих  международных соглашений.
  Ученые,являющиеся противниками двойного гражданства, пишет швейцарский  ученый  Р.Шерер,« рассматривают  государство  как всеохватывающую структуру, котораяраспространяется на всех его граждан и которая, по определению, не можеттерпеть ограничения своего   охвата граждан в результате аналогичной  претензии со стороны  еще одного государства. Несовместимость между этимподходом и двойным гражданством становится особенно очевидной   в периоднапряженности между государствами».[29]Главной причиной несовместимости будет  лояльность гражданина, в частности,воинская обязанность по защите родины во время войны. « Этот   принцип, -пишетЮ.Р. Боярс,- как правило, подкрепляется   соответствующими нормами уголовногоправа, карающими  за измену родине и за другие  государственные и политические преступления».[30]
  А.В. Беловуказывает на ту  характерную особенность, что до сих пор большинствомногосторонних и двусторонних   международных соглашений по двойномугражданству  создают ряд неопределенностей, а именно- оставляя неурегулированными  вопросы   выполнения воинского долга бипатридами вусловиях  военного времени. Так, даже  в Европейской  конвенции о гражданстве (ст.21 « Выполнение воинской обязанности»)[31],которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойнымгражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств-участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов неприменяются  в отношении  другого  государства-участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты  ввооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие  из лояльности,-по крайней мере в отношении одного  из государств  своего гражданства, — проигнорировав  мобилизационный акт.
  В то жевремя имеется  мнение судей  Международного Суда ООН Рида и Гугенхейма о том,что « гражданство и взаимоотношения между  гражданином и государством, поотношению к которому  он обязан  сохранять  лояльность, требуютопределенности».[32]
  Исходя изэтого, можно предположить, что лицо, обладающее  правовым  статусом  бипатрида,не может в полной мере  быть лояльным к обоим  государствам своего  гражданстваи потому в неурегулированных соответствующими  международными   соглашениямислучаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть  неразрешимаяситуация, при которой придется  выбирать, в отношении какого из государствсвоего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг.  Однако при этомбипатрид рискует в лучшем случае утратить свой  правовой статус, а вхудшем-стать  преступником в государстве своего  второго  рождения.
  Лояльностьпо отношению к двум государствам  может не только  создавать  определенные трудности бипатриду, но и являться  потенциальным  источником угрозыбезопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо сдвойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точкизрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов,ослабления сплоченности общества будет,- считает Р.Шерер,- как правило, больше,когда жители являются  лицами с  двойным  гражданством, которые могли бычувствовать себя более  обязанными  проявлять  лояльность  к другой стране,чем  если бы  они имели  лишь гражданство страны, где они  проживают».[33]
  С другойстороны, как отмечает А.И. Сенкевич, за последнее  десятилетие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагаетдвойную лояльность, а « является эффективным средством повышения уверенностинекоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному  отношению к стране  проживания, способствуя  при этом  укреплению стабильности  в обществе  и государстве».[34]
  Некоторые страны считают, что «ослабление» лояльности в результате  двойного гражданстванельзя  считать  реальной  проблемой, поскольку  ни одно из государств неможет  требовать  полной, исключительной  лояльности от своих граждан, и чтоиндивид может иметь  подлинную связь с несколькими государствами. В КонституцииИспании (п.3 ст.11) сказано, что «государство имеет право заключать соглашения  о двойном гражданстве со странами Латинской  Америки или с темистранами, с которыми  Испания  имела или имеет хорошие отношения. В этихстранах, даже  в случаях, когда по существующему законоположению на ихграждан   не распространяется право  взаимности, испанские  граждане  могутприобрести  гражданство по  натурализации, не утрачивая  своего  гражданства по происхождению».[35]
  Двойнаялояльность, как считает  автор, может быть даже  выгодна для  соответствующихгосударств. Бипатриды могут способствовать улучшению взаимопонимания иослабления напряженности между  государствами, гражданство которых  они имеют.По мнению Р.Шерера, в ряде случаев лица с двойным гражданством « могут дажеспособствовать предотвращению войны».[36]
  Кроме того,двойное гражданство, по мнению А. И. Сенкевича, « в плане обеспечения прав исвобод  предоставляет  дополнительные гарантии их реализации  и защиты,особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободыпродвижения  по территориям обоих государств, права на возвращение илирэмиграцию, возможности  сохранения единого гражданства в смешанном браке».[37]
  Политикаряда  государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками,проживающими за рубежом, путем предоставления им своего  гражданства, а такжеоставления гражданства  своим  гражданам, натурализующимся   в иностранномгосударстве. Аналогичной   политики, за некоторыми исключениями[38],придерживается и Россия. Так, по словам О.Е. Кутафина, «проблема  российских соотечественников в государствах- республиках бывшего СССР постоянно находится   в поле зрения  Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации… Возникшие  коллизии  в сфере  сложившихся  правовых системРоссии и государств  ближнего зарубежья   могут быть преодолены путемрасширения   и укрепления   международно- правовой базы: заключения  договоров и соглашений  в рамках СНГ, двусторонних   и многосторонних  договоренностей обурегулировании вопросов двойного гражданства…» [39]
  Отдельныегосударства используют  двойное гражданство не  столько  в целях сохранения связи  со своими  гражданами, эмигрировавшими   за границу, сколько для усиления своего  влияния   в дружественных   государствах. При этом государство можетизвлечь пользу из деятельности  и опыта   своих сохранивших  гражданствосоотечественников, «которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего  происхождения».[40]
  Некоторыестраны, такие как Швейцария, Греция, Хорватия, Словения и Россия, допускаютдвойное гражданство, а следовательно, и двойную лояльность, но только вотношении своих граждан, постоянно проживающих за границей. Гражданам, имеющимпостоянное  местожительство на территории этих  государств, иметь двойноегражданство запрещается.[41]
  Такимобразом, в завершение можно   заключить, что  государства по-разному   подходятк проблеме лояльности.  Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении илизапрещении для своих граждан  двойного гражданства, неизбежно  должна будетопределить для себя, какие из  аспектов  двойного гражданства, включая лояльность, отвечают  ее государственным  интересам и даже  оказывают  своепозитивное влияние на развитие  государства в целом, а какие  нежелательны.
  Приопределении курса внутренней   и внешней   политики  государства в вопросах гражданства  нельзя  руководствоваться  положительным  или отрицательным влиянием  только одного  из аспектов  двойного гражданства. Необходимо  всестороны  двойного гражданства рассматривать в совокупности. И когда их общее позитивное  влияние  значительно  перевесит, для этого  государства закрепление  института  двойного гражданства  будет  являться  целесообразным.
  Однако привведении данного правового института  необходимо  путем  заключения соответствующих  международных  договоров скорректировать или вовсе нейтрализовать  негативные  стороны  гражданства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
  Взаключение  проведенного исследования  по рассматриваемому вопросу, возвращаяськ поставленным в работе цели и задачам, можно сказать:
1.Гражданство- правовая   принадлежность  лица  к данному  государству.
2.Гражданство Российской Федерации- устойчивая  правовая связь лица с РФ,выражающаяся   в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
3.Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ илииной   основной документ, содержащий указание   на гражданство лица.
4.Гражданство РФ  является единым и равным независимо  от оснований  егоприобретения.
5. Проживание гражданина РФ  за пределами РФ не прекращает  его гражданства РФ.
6. ГражданинРФ  не может быть лишен  гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ неможет быть выслан за пределы  РФ  или выдан  иностранному государству.
7. В случаеотсутствия  у лица  гражданства какого-либо государства его  правовоесостояние  называют  безгражданством.
8.Статья 3Закона « О гражданстве РФ» раскрывает  понятие  иного и двойного гражданства.
Иноегражданство ( подданство) иного государства.
 Двойноегражданство-наличие  у гражданина  РФ  гражданства (подданства) иностранногогражданства.
9. Неяснымостается по сей день конституционно-правовой  статус лиц, не являющихся гражданами РФ ( неграждан), который  включает в себя  статус иностранногогражданина и лица безгражданства, находящегося  на территории РФ.
10. Помнению  ряда исследователей, постоянно  проживающих  в РФ  иностранцев нельзяотносить к категории «иностранцев», т.к. их   экономическая и правовая связь сродным  государством очень условна.
11. Прирассмотрении вопроса  о правовом статусе иностранных граждан и лиц безгражданства в РФ, учитывая  многообразие  общественных отношений, в которых участвуют  иностранные граждане и лица без гражданства, их  правовой статусвключает  конституционный, гражданско-правовой, административно- правовой,уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся  в системном  единстве.
12. Правовойстатус иностранных граждан  и лиц без гражданства в РФ  определяется внутренним  законодательством РФ, международными договорами бывшего СССР сзарубежными  государствами, а ныне РФ, а также  иными  актами  международногоправа.
13. Основнымидокументами, регулирующими  вопросы  гражданства РФ, являются:
— Конституция Российской Федерации;
— ФЗ « Огражданстве Российской Федерации»;
— Постановление ВС  РФ « О Декларации прав и свобод человека и гражданина».
 14. Гражданин РФ  может  иметь  гражданство  иностранного государства- двойное гражданство (ст.62 Конституции). При этом  гражданин РФ, имеющий  иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключениемслучаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.Ст.6 п.1 ФЗ « о гражданстве РФ» поясняет, что гражданин РФ, имеющий также  иноегражданство, рассматривается только как гражданин РФ.
15.Гражданство РФ может  быть прекращено вследствие  выхода  из гражданства РФ по иным  основаниям, предусмотренным  настоящим ФЗ или  международным договором РФ(ст.18)
16. Насегодняшний день лояльность бипатридов является основной  неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные  государства  стараются  запретить  илисократить  случаи  двойного гражданства  у своих граждан. Считается, что если физическое лицо обладает  статусом бипатрида, то оно  обязано  проявлять лояльность  уже  в отношении двух государств. И поэтому  вполне  возможно, чтогосударства, требующие  полной  лояльности от своих граждан, будут  считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое  необходимо запретить или предотвратить.
  До сих поростаются  неотрегулированными вопросы  выполнения  воинского  долга бипатридами в условиях  военного времени.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Бюллетень международных договоров. Январь 2000.№1
2. Европейская Конвенция о гражданстве ETS №166 (Страсбург, 6 ноября 1997г.
3.Международная Конвенция о ликвидации  всех форм  расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966г.)
4.КонституцияРоссийской Федерации (с изм. от 25.03.2004г.  принята всенародным голосованием12.12.1993г.)
5. ФЗ РФот31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004г. « О гражданстве  РФ» (принят ГД ФС РФ19.04.2002)
6. ФЗ РФ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ « О правовом  положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации»
7.Постановление ВС РФ от 22.11.1991г. №1920-1 « О Декларации  прав и свобод человека и гражданина».
8.УказПрезидента РФ от 9 авг. 1994г. №1668 « О Федеральной миграционной  программе»(СЗ РФ 29 авг. 1994г. №18 Ст.2065)
9.Законодательные акты о гражданстве/ Сост. П.Г. Громушкин.М., 1993.
10.Постановление  Гос. Думы ФС РФ  от 24.02.1995г. №555-1 ГД « о гуманномотношении к нуждам  населения  в Абхазии».// Российская газета.22 марта.1995г.
11.Постановление ГД РФ от 14 октября 2003г. №4441-Ш ГД « О заявлении ГД ФС РФ « Всвязи с грубыми  нарушениями  в Латвийской   Республике прав человека и правнациональных меньшинств».// СЗ РФ.2003. №43 СТ. 4148
12.Постановление  Правительства РФ от 4 января 2001г. №4 « о порядке  въезда  вРФ, пребывания на ее территории и выезда  из РФ лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в латвийской Республике, Литовской Республикеи Эстонской  Республике.// СЗ РФ.2001. №2 Ст. 190
13. ЗаконАмурской области « О пребывании иностранных граждан на территории области»  (вред. Законов Амурской области от 27.10.97г. №36-03 от 2.10.98 №97-03, от27.11.98 №108-03. от 4.10.2000 №250-03, от 4.07.2002 №110-03)
14.ЗаконАлтайского края « Об охране  общественной нравственности» ( в ред. ЗаконовАлтайского края от 6.04.2001 №17-3С, от 25.12.2001 №103-3с, от 10.07.2002№46-3С).
15. ЗаконРеспублики Башкортостан « о борьбе  с коррупцией» ( в ред.  Закон РБ от 5.08.99№23-3, от 25.12.96 №62-3).
16. ЗаконВолгоградской области « О референдумах на территории Волгоградской области» (вред. Законов Волгоградской области от 1.02.2002г. №664-ОД, от 12.03.2003№793-ОД.)
17. БаглайМ.В. Конституционное право РФ: Учебник  для вузов.-М.: НОРМА, 2001
18. БахрахД.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.
19. БеловА.В, Двойное гражданство и проблема лояльности.// «Правоведение», №2-2002г.
20.Богуславский М.М., Гридни С.С. Статус  иностранцев в СССР. М., 1984.
21.Богуславский М.М., Рубанов А.А. Правовое  положение  иностранцев в СССР. М.,1962.
22. БоярсЮ.Р. Вопросы гражданства в международном праве.- М., 1986.
23. БроунлиЯ. Международное право: В 2 кн. Кн.2.М., 1977
24. Доклад  О.Е. Кутафина// Дипломатический вестник.№3.1998.
25. КирилловаТ.Н. Общее  положение гражданской правосубъектности иностранцев в СССР./Правоведение, 1966 №1
26. КовлерА.И. Двойное гражданство: панацея  или ловушка?// Актуальные  проблемы гражданства: Материалы  международной научно-практической   конференции попроблемам  гражданства. М., 1995.
27. КобецП.Н. « Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц безгражданства в РФ на современном этапе  развития общества».// Конституционное имуниципальное право. № 3-2004г.
28. КручининА.С. Проблемы  формирования понятия « неграждане». // Конституционное имуниципальное право.№1-2005г.
29. СинкевичА.И. Международные договоры, направленные  на урегулирование вопросовгражданства. М., 2000
30. Шерер Р.Практика и опыт стран Западной  Европы в решении вопросов  двойного гражданства.// Материалы  семинара  по вопросам гражданства, безгражданства истатуса  иностранцев  в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Защита прав потребителей в развитых странах
Реферат Биосинтез антоцианов в зеленых и альбиносных листьях ячменя обыкновенного
Реферат Преступления против интересов государственной службы
Реферат Гелиоэнергетика: состояние и перспективы
Реферат Психология общения: определение и виды общения
Реферат Разрушение ценностно-мыслительного пространства Киевской Руси второй половины XIII в
Реферат Галузі спеціалізації господарчого комплексу Східного економічного району, передумови їх розвитку і особливості розміщення
Реферат Коммерческое использование интернет-сайтов: учет затрат и доходов интернет-магазина
Реферат Управление финансовой устойчивостью на предприятии
Реферат Аннотация примерной программы по дисциплине
Реферат Лесные пожары - реферат
Реферат Как вести переговоры с иностранной фирмой
Реферат Порядок и хаос 2
Реферат Правила планирования начала, середины и завершения рабочего дня
Реферат Комерческие банки на рынке ценных бумаг