ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования моей курсовой работы являетсятакой институт государственности, как форма правления.
Действенностьэкономических и политических реформ, осуществляемых в России, во многомпредопределяется существующим механизмом взаимодействия органов государственнойвласти и населения. Поэтому очевидно, что форма правления является одним изважнейших элементов формы государства.
Как показываетисторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какаяразновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степенитем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речьидет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупностиисторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры,традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочихфакторов. В аспекте изучения выбранной темы первостепенное значение имеет самопонятие «форма государственного правления».
Цель моей работы в том, чтобы изучитьосновные понятия, термины, разновидности форм правления познакомиться, сосновной научной литературой по данной теме, сделать выводы о том какой формесоответствует форма правления современной России.
Исторически сложилось так, чтовопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызываютглубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях:на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур,сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика,разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многоедругое.
Проблема формы государстваприобретает не только теоретическое, но и первостепенноепрактически-политическое значение. От того, как организована и как реализуетсягосударственная власть, зависит эффективность государственного руководства,действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояниезаконности и правопорядка в стране.
В последнее время отчетливовысветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционногоправа, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.Этосвязано, прежде всего, с тем, что в современных условиях прежние градации,сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетениеэлементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формыправления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современногоконституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивныйхарактер: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в техсферах, где такое повышение соответствует интересам общества).
В данной курсовой работе я хотела быохарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современномобществе и, которые существовали до него. Разнообразие этих форм зависит отмногих факторов. Большое влияние на форму государства оказывает культурныйуровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальныеособенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д.
Поскольку говорить о преимуществах инедостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления осамом понятии, я попытаюсь в своей работе дать понятие формы правления иохарактеризовать разнообразные формы с различных точек зрения.
Форма государственного правления даетвозможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и какого ихстроение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственнымиорганами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властьюи населением страны, в какой мере организация высших органов государствапозволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
В процессе работы будут использоватьсятруды известных российских политологов и исследователей Коркунова Н.М, Чиркина В. Е, Никонова В.Н и др.
В данной курсовой работе я такжеставлю задачу определения формы правления Российской Федерации на современномэтапе, после изучения всех признаков, характерных для той или иной формыгосударственного правления.
1.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫГОСУДАРСТВА
1.1 Формагосударства
Форма государства — это комплексный институтгосударственности, обусловленный социальным содержанием государства (но нетолько им), т. е организационно-функциональная структура государственности, выражающаяспособ организации и осуществления государственной власти в совокупности всехее проявлений, а также методы прямой и обратной связи с населением .
Форма государства — эта организация государственнойвласти, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства,политического режима .
Каждое государство характеризуетсяопределенным порядком образования и организационной структурой государственногоаппарата, особенностями территориального обустройства, а также приемами иметодами осуществления государственной власти. Поэтому форма государстваскладывается из трех основных компонентов, отражающих указанные особенности: формаправления; форма государственного устройства; политического режима; Если формаправления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляетгосударственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены,организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органыгосударства), то форма национально — государственного и административно-территориальногоустройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории,связь этого населения через различные территориальные и политическиеобразования с государством в целом. Политический режим характеризует, как,каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, спомощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение:обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решаетдругие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
1.2 Форма правления
Под формой правления мы понимаемспособ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий ихполномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участиянаселения в их создании. Форма правления исторически складывается в процессеборьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующегообщества.
Форма правления имеетосновополагающее значение конституционно-правового регулирования организации ифункционирования государства. Это не просто абстрактно-теоретическая категориянауки, как суверенитет или народовластие, а то, с помощью чего мы сможемразобраться в той или иной системе органов государственной власти, уставленныеконституцией соответствующего государства. При аграрном строе значение формы правлениясводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главыгосударства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложенияфеодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблениемвласти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формыправления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственныйили выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения междуглавой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваютсяих полномочия. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас,прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какаяразновидность республики или монархии здесь установлена.
Термин «форма правления»(реже — «форма государственного правления») содержится во многихконституциях стран мира (Бразилия 1988 г., Иордания 1952 г., Казахстан 1995г.,Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г., и др.). Почти всегда говорится о том,является государство монархией или республикой (исключением являются Израиль иКамбоджа до 1993 г., где использовалось просто название «государство»,например, «Государство Израиль»), но в конституциях развернутогопонятия форма правления не содержится. Он вырабатывается доктринальным путем вработах ученых. В научной литературе существуют различные подходы к понятиюформы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают формуправления только или, прежде всего с правовым положением главы государства,приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органовгосударственной власти с центром экономической и политической власти и дажеполитическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органовгосударства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятиюформы несвойственный ей характер. В современной литературе традиционно формаправления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высшихорганов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главойгосударства, парламентом и правительством. Такой подход в основном верен, таккак делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством.Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, тоследует учесть и роль судебной власти, особое значение органов конституционногоконтроля.
Из вышесказанного можно сделатьвывод, что каждое государство объективно нуждается в организационномоформлении. Под формой государства понимается строение, структура, организациягосударственной власти. Строение государства традиционно характеризуется черезформы правления территориально-государственного устройства. Форма правления этоорганизация верховной государственной власти, которая предопределяет структурувысших государственных органов, порядок их формирования и принципывзаимодействия между собой и другими субъектами политики. Все государства мирапо форме правления делятся на монархии и республики, которые, в свою очередьимеют ряд разновидностей, которых ниже пойдет речь.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия и ее основные признаки
Монархия — форма правления, гдевысшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху(королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследствуи не несет ответственности перед населением. Каковы общие черты монархическойформы правления независимо от ее разновидностей? Во главе государства находитсямонарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты,когда началу той или иной монархической династии кладут выборы(домРомановых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя еепо собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указываетсяв его титуле или в случае избрания — «милостью Божией и волей народа»).Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия.В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственностьв своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточенався полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякогоправа только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретатьсилу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от егоимени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международнойарене, в сношениях с другими государствами, монарх единолично представляет своегосударство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора иполучает значительное содержание из государственной казны, а также имеет правона особую охрану.
Монархии бывают двух видов:абсолютные и ограниченные, которые в свою очередь подразделяются надуалистические и парламентарные ограниченные монархии. Как правильно подметилН. Коркунов, кого, собственно, следует называть правящими? Если же тех, в чьихруках сосредоточено все распоряжения государственной властью", а «вседругие учреждения являются лишь содействующими им или действующим по ихполномочию», то под определением монархии как власти и правления одноголица подпадает только неограниченная, абсолютная монархия. Ибо вконституционной монархии «парламент не содействует только монарху и,опираясь на полномочия, данные ему народом всячески „ограничивает монарха“.Самостоятельность власти монархии и его безответственность, писал Н. Коркунов,имея в виду прежде всего „доконституционную“ монархию, оказываютзначительное влияния „на все формы правления государственного властвования“.Монархический принцип требует, чтобы „в государстве ничего не совершалосьпротив и даже помимо воли монарха“. Если же „подправящими, — продолжал автор, — разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не всераспоряжения властью, а только функции, так называемой исполнительной власти,тогда большинство современных республик, имеющих единоличного главуисполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определениемонархии“.
2.1.1 Абсолютная монархия
Абсолютная монархияпредставляет собой разновидность монархической формы правления,характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полнотыгосударственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а такжедуховной (религиозной) власти в руках монарха. Основным признаком абсолютной монархии являетсяотсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенциюмонарха. Он сам издает законы, может непосредственно руководитьадминистративной деятельностью или назначать для этого правительство, вершитвысший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических,хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать иобычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридическибесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами. Возникновениеабсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимсяпроцессом разложения феодализма и старых феодальных сословий.
К наиболее существенным чертамабсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословнопредставительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличиев его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции иразвитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит некрупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольнятьсямонархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизмаприобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотяпо-прежнему имеет принудительную направленность.
В современных условиях абсолютная монархия- раритет (чрезвычайная редкость). В настоящее времяв мире сохраняются такие абсолютные монархии как: Бахрейн, Бруней, Ватикан,Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В последниедесятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока неизменили абсолютного характера монархий. Такие государства могут сегодняиметь даже октроированные „конституции“, однако эти акты не являютсяконституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха.Такой „конституцией“ была, например, Временная конституция Катара1970 г.
Монархи в Саудовской Аравии, Оманесчитаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть.Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящейсемье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия(наследует не обязательно сын прежнего монарха), может заставить монархаотречься от престола.
Для абсолютной монархии характерен авторитарныйполитический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Особую разновидностьабсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия — особаяформа организации государственной власти, при которой последняя принадлежитцерковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, гдезаконодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненноизбираемому коллегией кардиналов. Однако абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческихобществах, постепенно эволюционировали в конституционные.
2.1.2 Конституционная (ограниченная)монархия
Конституционные монархии характерны для буржуазного общества.Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограниченапредставительным органом – парламентом. В период своего зарождения и на протяжениимногих веков парламенты выражали интересы „третьего сословия“.Ограниченная власть монарха фиксировалась в конституции, которую принималпарламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия имела дверазновидности: дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия — первоначальная форма ограниченнойили конституционной монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольноразвитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной властиот исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту,который избирается подданными или определенной частью их, если избирательноеправо цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который можетосуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебнаявласть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Однакоразделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законыпринимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть безего утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно можетиздавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, аглавное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархиюабсолютной.
Парламентарная монархия существуетобычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальномусопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, апостепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям. ЭтоВеликобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Дания, Бельгия, Испания, Канада,Австралия и др. Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признаниипринципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или,по крайней мере, либеральный политический режим. Монарх при данной формеправления „царствует, но не правит“. Правом вето в отношении законов,принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике непользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства.
Главный отличительный признакпарламентарной монархии — политическая ответственность правительства передпарламентом за свою деятельность. Если парламент выразит правительствунедоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либодолжно быть уволено в отставку монархом. При условии, что в парламенте ни однаполитическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформироватьоднопартийное правительство, действует государственный режим, именуемыйпарламентарным, или парламентаризм. Из развивающихся стран к числупарламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако,учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличиеэлементов дуалистического государственного режима. Современные парламентскиемонархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважениеграждан к государству, фактически мало отличаются от республик второй основнойформой правления.
2.2 Республика и ееосновные признаки
Республика (от лат. res publica – общественное дело) — это такая формагосударственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборнымпредставительным органам, избираемым на определенный срок .
В отличие от монархии приреспубликанской форме правления единственным источником власти по законуявляется народное большинство. Республиканская форма правления использовалась вдревнем мире (например, демократическая республика в Афинах и аристократическая– в Риме), республиками являлись многие города государства в средние века(Дубровник в Югославии, Бремен — в Германии). Но наиболее широкоераспространение эта форма получила в Новое время, после победы буржуазныхреволюций. Первой республикой, связанной с такими революциями, стали США.
Республика — наиболее демократическаяформа правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти,любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете,основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод веренлишь при прочих равных условиях. Дело в том, что существуют извращенныеразновидности республики, характеризующиеся не легитимностью власти. Например,когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главегосударства единоличного диктатора (он может называться как угодно — президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем и т. д.) или группудиктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться илиоставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходити в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент,премьер-министр и т. д.) захватывает не принадлежащие ему по конституцииполномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий,- словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933г.,Ж. Мобуту в Заире (тогда — Конго) в 1960г., А. Пиночет в Чили в 1973г. Примеры,к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархииреспубликой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархиидемократии. Например, социалистические республики служили и служат прикрытиемединоличной диктатуры генерального (первого секретаря) партии (ее центральногокомитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента, а может незанимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную властьнеформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин. Известныпарламентарные и президентские республики.
2.2.1 Президентскаяреспублика
Президентская республика– эта такая формареспублики, при которой во главе государства стоит президент, избираемыйвсеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства иглавы исполнительной власти .
Президентская республикапредставляет определенное соотношение полномочий президента – главыгосударства, парламента – законодательного органа и правительства – органаисполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочияглавы государства и главы правительства. Яркими примерами президентскойреспублики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республикеданного вида государственное управление строится по принципу жесткогоразделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальноесобрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не толькоструктурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способомизбрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства,отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительствоответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и,наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстраненияот власти (так называемый „импичмент“). Это происходит тогда, когдапрезидент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено,грубо нарушает Конституцию. Президентская республика создает весьмаблагоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президентамножества властных полномочий. Президентская республика является довольногибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинствогосударств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентскиесистемы правления. Однако нельзя не учитывать и недостатки президентскихреспублик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случаеего болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическимтупикам.
2.2.2 Парламентскаяреспублика
Главный признакпарламентарной республики, как и парламентарной монархии — политическаяответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта- часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе,влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительствоможет потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) иназначить новые выборы. При парламентарной республике также возможны двагосударственных режима — парламентарный и министериальный. Чисто парламентарныхреспублик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию,Индию, Чехию, Словакию, Эстонию некоторые другие. В тех странах, гдемногопартийность обуславливает действие парламентарного государственногорежима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии,например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотяпартийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональныеперестановки незначительны. Достоинством парламентарной республики являетсяединство высших элементов власти, поскольку глава исполнительной власти(премьер- министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом,точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагаетподдержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая ипредставления законопроектов. С потерей парламентского большинстваправительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях впарламентских республиках президент играет не значительную роль; исполнительнаявласть является, по сути, продолжением законодательной и тем самым возможныйконфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Недостаткипарламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарностипартийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичнуюфрагментарность, а правительство на неустойчивость. Во-вторых, вполне реальнойможет оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простоепарламентское большинство, т.е. эффективность, стабильность парламентских формправления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места впарламенте.
2.2.3 Президентско-парламентскаяреспублика
Как уже говорилось, в современныхусловиях „чистые“ формы президентских парламентарных республикзначительно редки. С одной стороны, в президентских республикахпредусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственностиминистров (но не кабинета в целом, поскольку его возглавляет президент, ненесущий ответственности перед парламентом), с другой стороны возникаютгибридные формы полу президентских, полу парламентских. Первый путь характерендля отдельных стран Латинской Америки (это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия идр.), где конституциями предусмотрена ответственность министров передпарламентом. Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указанфранцузской конституцией 1958 года и со значительными изменениями воспринятГрецией(1975 г.), Португалией (Конституция 1976 г. до последующих изменений) ит. д.
Смешанная республика – такая форма республики, в рамкахкоторой сочетаются, и сосуществует признаки парламентской и президентскойреспублик .
Смешанная (полупрезидентская)республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентскойреспублики. Но сочетание это бывает различным. Например, по КонституцииФранцузской республики 1958 года президент избирается гражданами и руководитправительством, что характерно для президентской республики. В тоже время,назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палатыпарламента — Национального Собрания, что характерно для парламентарнойреспублики. Вместе с тем президент может распускать Национальное Собрание.
2.3 Нетипичные формы правления
Все формы правления (кроме ярко выраженнойдуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на ихбазе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаютсянеизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. „Чистых“,традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающихгосударствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), какправило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что вразвитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихсягосударствах на основе демократизации политических режимов практическиутратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархиив Великобритании или Японии мало, чем отличаются от республик Франции или Италии).Говоря о смешанных и „гибридных“ формах правления, мы отмечаем тотфакт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическимпризнакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии),абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарнойреспублики (Колумбия по конституции 1991 г.).
Рассмотрим существующие нетипичные формы правления:
1)Республиканская монархия
Как уже отмечалось, глава государства в монархии –наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в томслучае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова вРоссии в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, гдеглава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенныйпромежуток времени. Такая система, как уже существует в Малайзии и ОбъединенныхАрабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом изэтих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближаетглаву государства — монарха с президентом, а монархическую форму правления среспубликанской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главойгосударства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательнымквалификациям и требованиям для президента, а только один из „местныхмонархов“ — правителей составных частей федерации.
2) Монархическая республика
Вместе с тем, в современном мире вусловиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиесянелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственныйпереворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора, (можетназываться как угодно — президентом, вождем, генеральным секретарем центральногокомитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально можетпровозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая сутьменяется.
Это происходит и в том случае, когдазаконно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр ит.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставитьсвою должность по истечении срока полномочий, — словом, когда узурпируетвласть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г.
3) Суперпрезидентская республика.
В ряде стран Латинской Америки ужетогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственногомеханизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими полномочиями.
Соединяя в своих руках функции главыгосударства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности,президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силамиреспублики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное илиосадное положение превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д.Косио Вильегаса, в „судью последней инстанции и верховного арбитра прирешении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют“.
Характерной чертой президентскойформы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделениеисполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, чтоконгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластногопрезидента. Президентское законодательство является по существу основным, аподчас и единственным законодательством в стране.
3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯСОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Черты характерные дляпрезидентской республики
Преобладающим является мнение о том,что Россия – это президентская республика. Логика такого объяснения такова.Статья 1 российской Конституции гласит: „Российская Федерация — Россияесть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления“.
Президент РоссийскойФедерации провозглашен главой государства, а не главой исполнительнойвласти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.Вместе с тем Конституция предоставила Президенту Российской Федерации как главе государства,обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числеисполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованногофункционирования и взаимодействия Правительства РоссийскойФедерации и других органов государственной власти, а также по формированиюправительства, направлению его деятельности. Правительство слагает своиполномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя(с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения оего отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства,утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменятьпостановления и распоряжения федерального правительства Президент наделенКонституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями,позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительнойвласти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органовисполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседанияхправительства и др.
Кроме того, президент, реализуя своиконституционные полномочия по определению основных направлений внутренней ивнешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике,принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведенияполитической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам,находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен отдолжности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думойобвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии вдействиях президента признаков преступления и заключением Конституционного судаРоссийской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.Конституция 1993 г. закрепила в Российской Федерации республиканскую формуправления. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призванопреодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвейгосударственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствуетпринципу разделения властей, принятому в странах как с классическойпрезидентской, так и с парламентарной системой правления. Да, Россия насовременном этапе провозглашена республикой. Республиканская форма правленияхарактеризует государство, в котором все высшие органы государственной властилибо избираются, либо формируются общенациональными избраннымипредставительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагаеттакже, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органына определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится кпростому представительству Российской Федерации внутри страны и в международныхотношениях, что само по себе является важной государственной функцией.Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяетгосударственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложеныреальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главыгосударства. Поэтому и республику современной России называют „президентской“.
Однако нельзя не учитывать инедостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в рукахпрезидента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличуисполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не простосвоевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, „горлышкополитической бутылки“ в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вотпочему объективно в президентских республиках должна существовать мощная „президентскаякоманда“ — структура, помогающая президенту по всем направлениям егодеятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами,комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.
3.2 Черты характерные длясмешанной республики
Исполнительную власть в РоссийскойФедерации представляет Правительство. Это — самостоятельный институт,существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная конструкцияразделения властей отличает российскую форму правления от „классической“модели полной президентской республики, которая принята в США и ряде других стран,где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют своюдеятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним такназываемый кабинет. В России Правительство возглавляется его Председателем, ане Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями,включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а такжеего исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфереэкономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральнойсобственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны,государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкцияисполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и другихевропейских стран. Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важныеполномочия по отношению к Правительству. Свой постановления и распоряженияПравительство издает на основе и во исполнение не только Конституции ифедеральных законов, но и нормативных актов Президента.
Состав Правительства, включая егоПредседателя, определяется Президентом. Одному ему дано право назначать исмещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласиеили отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама невыдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. ПредседательПравительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность иосвобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решениепринимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседанияхПравительства. В регулировании отношений между Президентом и ФедеральнымСобранием проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимостиобоих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разведены. Содной стороны, установлены обязательные связи между ними, в частности,обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями оположении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политикигосударства, представление Президентом законопроектов, кандидатов насоответствующие должности, подписание Президентом законов. С другой стороны.Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможностиотрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы;Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должныпротиворечить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонитьфедеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядкеГосударственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.Российский политолог В.Никонов считает, что „мы имеем дело со смешанной президентско-парламентскоймоделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера,зависимого от парламента. Такую же точку зрения высказывает О.Зазнаев, которыйаргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборыпрезидента, формирующего правительство с полного или частичного согласияпарламента и имеющего право распустить законодательный орган власти привыражении им недоверия к кабинету министров. В России президент назначаетпредседателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета –по предложению председателя правительства. Т.е. отличительной чертой российскойформы правления, по мнению исследователя, является двойная ответственностьправительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что непозволяет считать ее чисто президентской .
Другие исследователи (С.А.Грановский)считают, что в России парламентско-президентская форма правления, обосновываясвой выбор тем, что президент, избираемый народом, имеет полномочия,позволяющие ему действовать независимо от правительства, а наряду с президентомдействует правительство, ответственное перед парламентом .
Я могу сделать вывод о том, чтоРоссия все-таки является смешанной моделью республики, так как в КонституцииРоссийской Федерации содержатся признаки характерные как для президентской, таки для парламентской республик и однозначно определить форму правления насовременном этапе не возможно. Но нужно отметить, что президент занимаетдоминирующее положением в системе властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное изучениеформы правления позволило сформулировать следующие выводы.
Форма государства – этосовокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования иорганизацию высших органов государства, территориальное устройство государства,приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должнабыть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствииформы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления толькокакой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и егосодержанием не будет. Форма правления – это организация высших органовгосударственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношениямежду собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. Впонятие “форма правления» есть все основания включить отношения междугосударством и населением, между высшими государственными органами, между этимиорганами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, вкоторой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающеезначение конституционно-правового регулирования организации и функционированиягосударства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственнуювласть в государственно-организованном обществе. Изучение формы государствапредставляет собой важный методологический шаг на пути постижения такогосложного социального явления, как переходное государство. Переход от прежнегостроя к новому, совершаемый путем коренных социальных преобразований, неизбежноприводит к видоизменению формы государства. При этом необходимоучитывать, что форма государства, в отличие от его содержания, болееконсервативна, т. к. требует большего времени для трансформации. Формапереходного государства является смешанной, сочетающей в себе элементыразличных форм правления Таким образом, можно сделать некоторые выводы.Сопоставление различных моделей, институтов, форм, процедур свидетельствует обисключительном богатстве и разнообразии форм государственности в современноммире. Государства существуют и функционируют в различных условиях. Есть неодинаковыепо содержанию и форме капиталистические государства, свои особенности имеютгосударства в различных развивающихся странах, сохранилось несколько государствтоталитарного социализма, хотя и в них происходят существенные изменения,правда, связанные, прежде всего с регулированием экономических отношений.Особый, переходный характер имеет многочисленная группа постсоциалистическихгосударств. Все это отражает богатство форм управления обществом в современноммире.
С научной точки зрения невозможнотакое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной,несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государстваобслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данногосодержания. В процессе исторического развития государственности происходитпостоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе иизменения классового содержания государственной власти. Что касается РоссийскойФедерации, то после изучения материалов при подготовке курсовой работы я делаювывод, что Россия все-таки является смешанной моделью республики, так как вКонституции Российской Федерации содержатся признаки характерные как для президентской,так и для парламентской республик и однозначно определить форму правления насовременном этапе не возможно. Но нужно отметить, что президент занимаетдоминирующее положением в системе властей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция РФ. – М.: Юрайт — М,2002. — 48 с. Литература:
2.Венгеров А.В. Теориягосударства и права. М.: «Новый Юрист», 1998.-387с.
3.Гамова А.М. Обществознание длябудущих юристов. М., 2004.-536с.
4.Грановский С.А.Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004.-315с.
5.Зазнаев О.И.Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. №1.-.280с.
6.Землякова. Д.Н.Обществознание для абитуриентов. М., 2003.-268с.
7.Коркунов Н.М Лекции пообщей теории права. СПб., 1898.-340с.
8.Марченко М.Н. Теориягосударства и права. Элементарный курс: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 2002. –256с.
9.Матузов Н.И., МалькоА.В. «Теория государства и права», М.: 1997.-329с.
10.Никонов В. Конституционный дизайн// Современная российская политика: Курс лекций. / Под ред. В.Никонова. М., 2003.-322с.
11.Малько А.В. Теория государства иправа: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — 304 с.
12.Общая теория права и государства:Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 1996.-472 с.
13 Хропанюк В. Н. Теория государстваи права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, – 944 с.
14.Чиркин В. Е. Государствоведение.М.,1999.-456с.
15.Словарь юридических терминов. М.: «АЗЪ»1995.