Реферат по предмету "Государство и право"


Имперский внешнеполитический курс СССР: практика и результаты (середина 40 – середина 80-х гг.)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По истории отечественного государстваи права
Тема:
Имперский внешнеполитический курсСССР: практика и результаты (середина 40 – середина 80-х гг.)

План:
Введение
1.  Послевоенная международная политикаСССР
2.  Конфликт США и СССР
3.  Проблема разоружения
4.  Политика мирного сосуществования
5.  Советский Союз в начале 80-х годов
Заключение
Литература

Введение
 
Имперскийвнешнеполитический курс СССР с 1940-1980 гг. был направлен на восстановлениестраны после военных потрясений и на переход к политике взаимопомощи.
Советский союз сумелвосстановить довоенное производство в очень короткие сроки, что смутилососедние страны. На протяжении этого небольшого периода времени СССР пыталсявнедрить свои идеи и цели во все страны, сотрудничавшие с ним, что также нашлосвое отражение в соотношениях со странами, придерживавшимися иной политики.
Так конфликт с США идругими странами приостановил активную деятельность Советского Союза вотношении внешней политики. Но советский государственный аппарат проявилспособность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны.
Война подразумевает откатназад того или иного государства в развитии. А СССР в ходе войны сумел нетолько усовершенствовать свои вооруженные силы, но и поддерживать культурный инациональный дух своего народа.
 

 
1. Послевоеннаямеждународная политика СССР
Война 1941-1945 гг.принесла немалые потери всем своим участникам. Но Советский Союз сразу началактивное восстановление экономики, хозяйства, внутренней и внешней политики.
Международная обстановкав ряде стран, тесно сотрудничавших с СССР, накалилась. Советский Союз напротяжении нескольких лет регулировал эти отношения.
В мае 1955 г. СССР, Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия и ГДР заключают Варшавский Договор одружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В середине 50-х годов, особенно послеXX съезда КПСС, советское правительствопредприняло меры, направленные на смягчение международной обстановки,ослабление ранее проводившегося жестокого курса. В результате в 1955 г. при активном участии СССР был решен австрийский вопрос (установление постоянного нейтралитетаАвстрии).
Летом 1955 г. по инициативе Советского Союза в Женеве было созвано Совещание глав правительств СССР, США,Англии и Франции, что способствовало смягчению напряженности в международнойобстановке.
Также Советский Союзоказывал политическую и экономическую помощь странам Азии, Африки и ЛатинскойАмерики, которые боролись за освобождение от колониальной зависимости. В 1960 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о предоставлении независимости всемколониальным странам и народам.
Прямая или косвеннаясоветская помощь позволяла различным странам в период завоевания независимостиускорить этот процесс, принимать более радикальные решения, чем в другихусловиях. Со своей стороны советская внешняя политика выступала с осуждениемколониализма, вызывая симпатии в молодых государствах. Старые связи сантиколониальным движением соответствовали ее интересам великой державы,соперничающей с США.1
В 1954 г. при активном содействии СССР была прекращена война в Индокитае. Франция отозвала свои войскаиз Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В 1956 г. Советский Союз при поддержкемиролюбивых стран содействовал прекращению военных действий, которые велиАнглия, Франция и Израиль против Египта и выводу войск этих стран с египетскойтерритории.
Ключевое место в отношениях СССР с социалистическими странами занималоэкономическое и культурное сотрудничество. Оно преследовало цель повышенияэкономического потенциала и улучшения материального благосостояния икультурного уровня жизни населения этих стран.
Также в рассматриваемый период был сделан определенный поворот в сторонуусиления демократических начал в общественной и государственной жизни СССР, чтобыло закреплено в Конституции СССР 1977 г.
Глава 1
Политическая система
Статья 1. СоюзСоветских Социалистических Республик есть социалистическое общенародноегосударство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции,трудящихся всех наций и народностей страны.
Статья 2. Всявласть в СССР принадлежит народу (…).
Статья 3. (…)выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетность ихнароду, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих (…).1
 
2. Конфликт США и СССР
 
Внешнеполитическоеположение советского государства определялось существованием двух социальнополитических систем – мировой системы социализма и мировой системы капитализма,противостоянием двух крупнейших держав – СССР и США, что и послужило началом«холодной войны» между ними. Она имела огромное значение для стран,сотрудничавших с США и Советским Союзом.
Основополагающимпринципом внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двухсистем. Этот принцип получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1997 г.Глава 4
Внешняя политика
Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскуюполитику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкоемеждународное сотрудничество.
Внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятныхмеждународных условий для построения коммунизма в СССР, защиту государственныхинтересов Советского Союза, укрепление позиций мирового социализма, поддержкуборьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, напредотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения ипоследовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различнымсоциальным строем.
В СССР пропаганда войнызапрещается.1
СССР извлекал выгоду изоккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была почисленности на первом месте в мире. В то же время в области некоторых видоввоенной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленныйпотенциал которого в западных регионах претерпел огромные потери.2
Таким образом,урегулирование отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем(СССР и странами Варшавского Договора) и империалистическим лагерем (США истранами НАТО) было невозможным. США не устраивало расширение сферы влияниясоциалистических идей Советского союза. Он тоже начинает искать себе союзникови создавать организации, поддерживающие антикоммунистические идеи (НАТО).
Правительство СССРбоялось, что США применит свои новейшие военные разработки и технологии, аособенно ядерное оружие. Поэтому он ищет себе союзников, таким образом укрепляясобственную безопасность.
 
3. Проблемаразоружения
После второй мировой войны в результате действия ряда факторовмногократно возросло значение проблемы разоружения. Научно-техническаяреволюция была направлена империализмом, прежде всего, на цели создания всеболее разрушительных и смертоносных средств массового уничтожения. Продолжалобыстро расти производство и модернизация тех вооружений, которые принято называтьобычными, — танков, артиллерии, стрелкового оружия.
В послевоенный период вСоветском Союзе достижение разоружения диктовалось настоятельной необходимостьюскорейшего перевода военной экономики страны на мирные рельсы, восстановленияогромного числа разрушенных фабрик, заводов, подъема и развития отраслейхозяйства, культуры и т.д.
Совершенно иную позициюзаняли Соединенные Штаты Америки. Сразу же после окончания войны, опираясь насвою экономическую и военную мощь, они взяли курс на то, чтобы обеспечить засобой военное превосходство над всеми мировыми державами. Это было основано насоздании единственной в мире атомной бомбы. Потом США планировал переходвооруженных сил всех его союзников по НАТО в общее наступление с цельюоккупации территории социалистических государств Восточной Европы и СоветскогоСоюза.
В свою очередь СССРвыдвигал предложения о заключении международной конвенции, запрещающей атомноеоружие, что поддержали страны Запада. Также по инициативе СССР вопрос обатомной энергии был поднят на совещании министров иностранных дел СоветскогоСоюза, США и Англии в декабре 1945 г. в Москве.
Правительство СШАпыталось создать видимость готовности пойти на устранение атомного оружия изнационального вооружения. Оно стремилось максимально долго сохранять своюмонополию в этой области. США даже предложил ввести систему «контроля» надатомной энергией, которая предоставляла бы им возможность постоянно вмешиватьсяво внутренние дела других государств, и подчинило бы экономику этих государствамериканским монополиям. В первую очередь эта система была направлена противСоветского Союза.
Историческое значениеборьбы СССР вместе с прогрессивными силами всех стран за запрещение атомногооружия в 1946-1952 гг. состоит в том, что в результате мобилизации мировогодемократического общественного мнения был создан определенный барьер противиспользования американским империализмом атомного оружия ради своекорыстныхцелей. Мощь Советского Союза, его искусная внешняя политика и поддержка состороны широких демократических кругов различных стран привели к тому, чтоамериканские империалисты не решились применить ядерное оружие в период своеймонополии на него.1
 
4. Политика мирногососуществования
Широкое распространение вСША и других западных странах пропаганды новой войны и прямых призывов корганизации нападения на социалистические страны побудило СССР выступить на II сессии Генеральной Ассамблеи 18сентября 1947 г. с предложением о принятии мер против пропаганды. Этопредложение получило поддержку демократических кругов в различных странах. Наоснове этого в ноябре 1947 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН,осуждающая «любую форму ведущейся в любой стране пропаганды, имеющей целью илиспособную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии».
Также СССР выступил в ООНс рядом конкретных предложений, направленных на создание атмосферы довериямежду государствами, способствующей достижению договоренности по вопросамразоружения. Но это не входило в расчеты агрессивных империалистических кругов.
Отвергнув миролюбивыепредложения Советского правительства, руководители США проводили политикусколачивания военно-политических блоков против СССР и стран народнойдемократии, втягивая другие капиталистические государства, зависимые от США, ворбиту своей авантюристической политики.
США также настраивалреспублики, входящие в состав СССР, выступить против социалистических идей ицелей. В Конституции СССР 1977 г. говориться о возможности любой республики влюбой момент выйти из состава СССР:Глава 8
СССР – союзноегосударство
Статья 70. Союз Советских Социалистическихреспублик – единое союзное многонациональное государство, образованное наоснове принципа социалистического федерализма в результате свободногосамоопределения наций и добровольного объединения равноправных советскихсоциалистических республик.
СССР олицетворяетгосударственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности вцелях совместного строительства коммунизма.
Статья 72. За каждой союзной республикойсохраняется право свободного выхода из СССР.1
Начатая империалистами «холодная война» привела к резкому обострениюмеждународной напряженности. На Дальнем Востоке империалистические силы воглаве с США перешли даже к прямым вооруженным действиям против социалистическихстран.
Курсу на подготовку новой мировой войны, выдвинутому претендентами намировое господство, Советское правительство противопоставило развернутуюпрограмму мирных отношений между государствами, основанную на равноправии идружественном сотрудничестве. Она содержала предложения по таким важнейшимпроблемам, как мирное сосуществование и сотрудничество великих держав,участвовавших в антигитлеровской коалиции, укрепление ООН, разоружение и др. ВООН Советский Союз обращал внимание на важность сотрудничества великих державна основе взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела друг друга.Также СССР решительно выступил за то, чтоб организация ООН базировалась напринципе равноправия государств, а не на господстве одних над другими.
Одной из главных гарантий равноправия государств в ООН, защиты их отдиктата и произвола империалистов является правило единогласия пяти постоянныхчленов Совета Безопасности, в число которых входит Советских Союз.
 
5. Советский Союз в начале 80-х годов
Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство СССР во главе с ГорбачевымМ.С. столкнулось с проблемой продолжающегося ухудшения социально-экономическогоположения в стране в сравнении с развитыми капиталистическими странами. В этихусловиях оно выбрало путь реформирования социализмом, который выразился впересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматовсоциализма.
Демократизациявнутрипартийных отношений привела к отказу от важнейшего принципа партийногостроительства – партийного единства. Отсутствие единства в партии привело кфактической невозможности жестокого руководства со стороны партийных органовгосударством и обществом еще до того, как соответствующая статья Конституциибыла отменена.
В обществе свободноначинают обсуждаться актуальные вопросы общественной и государственной жизни,отменяется цензура. Появляются новые газеты, журналы и другие издания, а впоследствиителевизионные и радиовещательные организации и программы.
Формируются общественныедвижения и политические партии. Возрождается многопартийность.
Для прекращенияконфронтации и установления доверительных отношений с Западом необходимо былоотказаться от антибуржуазной идеологии и допустить развитие рыночных отношенийвнутри страны, а во внешней политике – решить, во-первых, вопрос о Германии,во-вторых, проблему общеевропейской и глобальной безопасности, в-третьих,отказаться от поддержки на государственном уровне мирового коммунистическогодвижения и борьбы государств и народов социалистического мышления. Внешняяполитика СССР последних лет его существования и реализовывалась в этомнаправлении.
Ее результатом становитсяликвидация социалистического военно-политического блока и экономического союза,что выразилось в роспуске Организации Варшавского Договора и целого ряда другихорганизаций. Уходит в прошлое двухполюсный мир, возглавляемый двумя великимидержавами – СССР и США, и прекращается конфронтация между ними – «холоднаявойна».

Заключение
 
В 50-60-е годы XX в. внутренняя политика СССРхарактеризуется обилием реформ, где общей тенденцией стало стремлениедецентрализовать управление государством, что приводит к расширению правсоюзных республик и местных органов власти и управления.
1960-1980 годыхарактеризуются контрреформами, которые начали этот отдельный период в историиРоссии, а заканчивается он существенным поворотом, изменившим ход истории(перестройка). В эту эпоху также происходит замыкание социалистической системыи осуществляется переход к капитализму, так как социализм оказался чересчургуманной политикой.
Взяв курс на мирноесосуществование государств с различным общественным строем, Советский Союзуверенно пробивал себе дорогу в практике международных отношений.
Задачи, поставленные ещев 30-е годы: «догнать и перегнать передовые капиталистические страны», на делеоказались трудноосуществимыми.
Но в этот период былатакже принята Конституция 1977 г., которая урегулировала нормы различных прав исвобод в СССР.
Освобождаясь от бременигонки вооружений, бессмысленной растраты природных богатств, интеллектуальногопотенциала, человечество закладывало предпосылки гигантского скачка вперед.
Литература
1.  Верт Н. История Советскогогосударства. М., 2006.
2.  Боффа Дж. История Советского союза.М., 1994.
3.  Загладин Н.В. История успехов инеудач советской дипломатии. М., 1990.
4.  История государства и права Россииучебник под ред. Титова Ю.П. М., 2002.
5.  История внешней политики СССР1945-1985, том 2 под ред. Громыко А.А., Пономарева Б.Н. М., 1986.
6.  История отечественного государства иправа, сборник документов, ч. 2, УрГЮА. Екатеринбург, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект толкательной печи для нагрева заготовок под прокатку (125х125х12000мм) из низколегированной стали производительностью 80 т/ч
Реферат Тістечка пісочні шарові заварні
Реферат Lly important that in the Civil code of the Russian Federation the conflict norms defining the right, applicable to the real rights for the first time are fixed
Реферат Торгово-экономические связи Киевской Руси
Реферат Проектирование производственной инфраструктуры МУПБО "Бодрость"
Реферат Нормирование труда - одно из главных направлений научной организации труда
Реферат Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы 2
Реферат Календарно-обрядовые земледельческие праздники мордвы
Реферат Бизнес план ООО ФРИК
Реферат Пищевые инфекции. Их характеристика и симптомы
Реферат Структурно-функциональное направление в изучении личности
Реферат Гуманистический психоанализ (Э.Фромм)
Реферат Rousseau Vs Locke Essay Research Paper Rousseau
Реферат Mistakes To Avoid In Legalitzation Of Drus
Реферат Оледенение Тибета