/>/>Задача № 1
В ходе проверкидеятельности торгового предприятия (являющегося юридическим лицом),реализующего алкогольную продукцию, было выявлено:
ü в розничной продаже находится партияконьяка без сертификатов соответствия;
ü алкогольная продукция отпускаетсялицам до 18 лет;
ü на складе находится партия водки безсопроводительных документов.
При открытии бутылкиобнаружился запах ацетона.
Партии коньяка былиизъяты и уничтожены. Протоколы об административных правонарушениях былисоставлены через 20 дней. Защитник к участию в деле не был допущен до составленияпротокола об административном правонарушений.
1. Какиеадминистративные правонарушения были совершены?
2. Какиепроцессуальные документы должны быть составлены?
3. Необходимо лиизымать продукцию и проводить экспертизу?
4. Какие должностныелица уполномочены: 1. Составлять протоколы об этих административныхправонарушениях? 2. Рассматривать дела об этих правонарушениях?
Решение
Согласно ч.2 ст. 16 ФЗ «О государственномрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции» не допускается розничная продажа алкогольнойпродукции:
в детских, образовательных и медицинскихорганизациях;
на всех видах общественного транспорта (транспортаобщего пользования) городского и пригородного сообщения;
в организациях культуры (за исключениемрасположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числебез образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивныхсооружениях;
несовершеннолетним;
безсопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций осоответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящегоФедерального закона.
(вред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
Руководствуясьизложенным, мы видим, что были допущены следующие нарушения действующегозаконодательства: в розничной продаже находится партия коньяка безсертификатов соответствия; на складе находится партия водки безсопроводительных документов; алкогольная продукция отпускается лицам до 18 лет.
Данныедействия будут квалифицироваться по следующим статьям КоАП РФ:
1.по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ – поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащейпродукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, безсертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки кгрузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатейпредыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справкик товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), аравно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции втаре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечетналожение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырехтысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащейпродукции; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей сконфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
(вред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2.по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ – нарушение иных правил розничной продажи алкогольной испиртосодержащей продукции — влечет наложение административного штрафа надолжностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискациейалкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной испиртосодержащей продукции или без таковой.(в ред. Федерального закона от22.06.2007 N 116-ФЗ).
Протоколоб административном правонарушении является процессуальным документом, служащимоснованием для возбуждения производства по делу об административномправонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершениясоответствующего нарушения.
Протоколсоставляется практически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексомустановлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторыхкатегориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором,который выносит соответствующие постановления (ст. 28.4). Во-вторых,предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупрежденияили штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходитпроцессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составленияпротокола (ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения,устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения вобласти дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применениемработающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средствфото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебнымиприставами-исполнителями ст. 17.14 (ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.
В протоколе об административномправонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия иинициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении котороговозбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества,адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели ипотерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения,статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающаяадминистративную ответственность за данное административное правонарушение,объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, вотношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешениядела.
Согласно ст. 28.5. КоАП РФ протокол обадминистративном правонарушении составляется немедленно после выявлениясовершения административного правонарушения.
Из условия задачи мы видим — протоколыоб административных правонарушениях были составлены через 20 дней, что будетявляется нарушением закона.
Наосновании п.5. ст. 27.10 КоАП РФ об изъятии вещей и документов составляетсяпротокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколеосмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе обадминистративном задержании. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N210-ФЗ)
Значит, должен быть составлен протоколизъятия алкогольной продукции (водки, коньяка).
Изъятыенаркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт,алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательнымтребованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежатнаправлению на переработку или уничтожению в порядке, установленномПравительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожениюнаркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановленияпо делу об административном правонарушении – п.12 ст. 27.10 КоАП РФ.
Согласно статье 25 ФЗ «О государственномрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции» изъятию из незаконного оборота на основании решенийуполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органовподлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае,если они реализуются:
безсоответствующих лицензий;
безсертификатов соответствия или деклараций о соответствии;
безмаркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, заисключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а такжеслучаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;
без соответствиягосударственным стандартам и техническим условиям;
безфиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственнуюавтоматизированную информационную систему, за исключением случаев,предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
(абзацвведен Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ, в ред. Федерального законаот 29.12.2006 N 248-ФЗ)
ссодержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевогосырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащейнепищевой продукции;
какбесхозяйное имущество;
бездокументов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Изъятие и конфискацияэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся внезаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Хранение изъятых этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в местах, определенныхрешением органов, которыми произведено их изъятие.
Конфискованные этиловый спирт,алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие государственнымстандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция, содержащая всвоем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющаяденатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловыйспирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. Приневозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт,алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению. Данныеустанавливаются на основании экспертизы.
Далее. Статья 48 Конституции РФзакрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, втом числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФконкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно курегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам обадминистративных правонарушениях. На указанные отношения распространяются такженормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
КоАПРФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, вотношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказываетсязащитником, а потерпевшему — представителем.
Часть4 статьи 25.5 КоАП РФ определяет вступление защитника и представителя впроизводство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждениядела об административном правонарушении.
Всилу ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считаетсявозбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершенияадминистративного правонарушения; 2) составления первого протокола о применениимер обеспечения производства по делу об административном правонарушении,предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола обадминистративном правонарушении или вынесения прокурором постановления овозбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения овозбуждении дела об административном правонарушении при необходимостипроведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7настоящего Кодекса; 5) утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2009 N249-ФЗ; 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении вслучае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
(вред. Федерального закона от 09.11.2009 N 249-ФЗ).
Таким образом, мы считаем, что защитникне правомерно не был допущен к участию в деле.
Дела об административныхправонарушениях, предусмотренных ч. 2 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматриваютсясудьями.
Протокол обадминистративном правонарушении на основании статьи 28.3 п.1 и 63 КоАП РФвправе составлять должностные лица органов государственной инспекции поторговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также должностные лицаорганов внутренних дел (милиции)./>/>
Задача № 2
Гражданин Петров 12ноября обратился в суд с заявлением об оспаривании действии сотрудников ППС,незаконно остановивших его на улице Ленина 11 сентября. Сотрудники милицииизбили его и отобрали сотовый телефон. Гражданин потребовал привлечьсотрудников милиции к ответственности, вернуть телефон, возместить расходы налечение(5 тысяч рублей) и моральный ущерб (3 тысячи рублей).
Судья обязал явиться всудебное заседание представителя ОВД соответствующего района и истребовалдоказательства по делу. Представитель не явился, сославшись на занятость,доказательства непричастности сотрудников не представил, так как посчитал, чтообязанность по доказыванию вины сотрудников возлагается на гражданина;гражданину следовало обратиться сначала с жалобой в ОВД.
Оцените правомерностьдействий судьи и должностных лиц милиции.
Решение
Пункт2 ст. 11 Закона «О милиции» устанавливает три основания проверки сотрудникамимилиции у гражданина документов, удостоверяющих его личность: а) при подозрениигражданина в совершении преступления; б) при наличии повода к возбуждению вотношении гражданина дела об административном правонарушении; в) припредположении, что гражданин находится в розыске.
Достаточныеоснования подозревать гражданина в совершении преступления установлены ст. 91УПК РФ. Это такие случаи, когда:
а)лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после егосовершения;
б)потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
в) наэтом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены следыпреступления;
г)имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершениипреступления, если это лицо пыталось скрыться.
Поводык возбуждению дела об административном правонарушении определены ст. 28.1 КоАПРФ. В качестве них в нашем случае выступают:
а)непосредственное обнаружение сотрудником милиции достаточных данных,указывающих на наличие события административного правонарушения;
б)поступившие в милицию из других государственных органов, органов местногосамоуправления, общественных объединений материалы, содержащие данные,указывающие на наличие события административного правонарушения;
в)сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствахмассовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие событияадминистративного правонарушения.
Принепосредственном обнаружении сотрудником милиции события административногоправонарушения достаточными данными могут служить, в частности, личноевосприятие сотрудником милиции события правонарушения (в том числе, например, спомощью технических средств контроля скорости движения транспортных средств),показания потерпевших и очевидцев на конкретное лицо как на совершившееадминистративное правонарушение, обнаружение на конкретном лице, на его одежде,при нем или в жилище лица следов административного правонарушения.
Значит, сотрудникимилиции вправе были остановит гражданина Петрова, для проверки документов.
В ст.12 Закона о милиции идет речь об условиях и пределах применения милициейфизической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также обопределенном порядке их использования, который включает в себя законодательноустановленные действия сотрудника милиции перед, в момент и после применениясилы и оружия.
При применении физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:
предупредить о намерении ихиспользовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требованийсотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применениифизической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственнуюопасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иныетяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановкеявляется неуместным или невозможным;
стремиться в зависимости от характера истепени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемогопротиводействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, былминимальным;
обеспечитьлицам, получившим телесные повреждения, предоставление первой помощи иуведомление в возможно короткий срок их родственников; (в ред. Федеральногозакона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
уведомить прокурора о всех случаяхсмерти или ранения.
Применение физической силы, специальныхсредств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собойответственность, установленную законом.
Данных действий сотрудников милиции изусловия задачи не усматривается, а следовательно, их действия по применениюфизической силы в отношении гражданина Петрова не законны и не обоснованны.
На основании статьи 39 ФЗ«О милиции» гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудникамилиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправеобжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностномулицу милиции, прокурору или в суд.
Порядоксудебного обжалования урегулирован Законом Российской Федерации от 27 апреля1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан». В соответствии с ним каждый гражданин вправе обратитьсяс жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями)государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих нарушеныего права и свободы.
Жалобаподается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо всуд по месту нахождения органа, должностного лица.
Согласност. 6 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан» на государственные органы, органы местногосамоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественныеобъединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения)которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанностьдокументально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданиносвобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий(решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Руководствуясьвышеизложенными положениями, считаем, что утверждения представителяправоохранительных органов не законны./>/>/> Задача № 3
На имя генерального директора ОАО сзаявлением о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы обратились:
- заведующийскладом для проведения ремонта квартиры;
- товаровед,допущенный к вступительным экзаменам в университет;
- вахтер,являющийся инвалидом 3 группы.
Обязан ли директор предоставить отпуск?
Решение
В соответствии с частью 2 статьи 128 ТКРФ работодатель обязан на основании письменного заявления работникапредоставить отпуск без сохранения заработной платы:
участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;
работающим пенсионерам по старости (повозрасту) — до 14 календарных дней в году;
родителям и женам (мужьям)военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья,полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствиезаболевания, связанного с прохождением военной службы, — до 14 календарных днейв году;
работающим инвалидам — до 60 календарныхдней в году;
работникам в случаях рождения ребенка,регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней;
в других случаях, предусмотренных ТК РФ,иными федеральными законами либо коллективным договором.
Применительно к нашему условию задачи,считаем, что директор ОАО обязан по заявлению вахтера, являющегося инвалидом 3группы, предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы.
Работодательобязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы (ст. 173 ТК РФ):
работникам,допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшегопрофессионального образования, — 15 календарных дней;
работникам- слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшегопрофессионального образования для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарныхдней;
работникам,обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учрежденияхвысшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающимучебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных днейв учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы исдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговыхгосударственных экзаменов — один месяц.
Работникам,успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственнуюаккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования,один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождениясоответствующего учебного заведения и обратно.(в ред. Федерального закона от30.06.2006 N 90-ФЗ)
Как видим, директор ОАО также обязан позаявлению товароведа, допущенному к вступительным экзаменам в университет,предоставить отпуск без сохранения заработной платы.
Заведующему складом, для проведенияремонта квартиры, работодатель вправе, но не обязан трудовым законодательствомпредоставить отпуск без сохранения заработной платы./>/> Задача № 4
От случайного взрыва нажелезной дороге погибло несколько пассажиров. Среди них оказались супругиНестеренко. У супругов не было общих детей, у мужа не было родителей. Дочь женыот первого брака обратилась в нотариальную контору с заявлением о передаче ейпо свидетельству о праве на наследство как имущества матери, так и имуществаотчима. Она заявила, что поскольку у отчима наследников по закону нет, егоимущество должна была получить по наследству его мать. Но по правиламнаследственной трансмиссии делает это она.
Нотариус разъяснилдочери, что она права на наследство отчима не имеет.
Соответствует лиразъяснение нотариуса закону?
Решение
Наследственнаятрансмиссия представляет собой переход права на принятие наследства, чтозаключено в названии ст. 1156 ГК РФ. Отличительной особенностью этого институтаявляется обособление отношений наследования, складывающихся в связи со смертьюнаследника, призванного к правопреемству в открывшемся наследстве, от иныхотношений наследования, возникших в связи со смертью самого этого наследника,оказавшегося в положении наследодателя по отношению к своему имуществу.
Сущностьотношений, названных наследственной трансмиссией, заключается в том, что праволица принять или отречься от наследства переносится (transmittitur) на егонаследников. Отношения наследственной трансмиссии характеризуются следующимиособенностями:
1)наследник, призванный к наследованию и обладающий правомочиями принятьнаследство или отказаться от наследства, умер после открытия наследства, ккоторому призван, не успев принять его;
2)право на наследование, которое принадлежало умершему наследнику, передается егонаследникам в объеме и содержании правомочий принять наследство или отказатьсяот наследства, к которому был призван умерший наследник.
Вуказанных отношениях наследник, призванный к наследованию и умерший послеоткрытия наследства, называется трансмиттентом, а лица, на которых переноситсяправо наследования умершего наследника и которые осуществляют это право вместоумершего наследника, — трансмиссарами.
Порядокнаследственной трансмиссии определяет особые условия его применения.
Первое.Наследственная трансмиссия возникает, если к открывшемуся наследству естьнаследник, у которого возникло право наследования. Трансмиттентом признаетсялишь наследник, призванный к наследованию. По основанию наследования это можетбыть наследник по завещанию или наследник по закону.
Второе.Наследственная трансмиссия возникает, если трансмиттент умер после открытиянаследства, не успев его принять в установленный для принятия наследства срок.Смерть наследника, уже призванного к наследованию, требует решения вопроса осудьбе принадлежавшего ему права на наследование.
Третье.Наследственная трансмиссия обеспечивает призвание к наследованию взаменумершего наследника (трансмиттента) его наследников для осуществления ими правумершего наследника на наследство, к которому он призывался.
Трансмиссарамипризнаются: а) наследники трансмиттента по закону, если наследование имуществатрансмиттента осуществляется по закону; б) наследники трансмиттента позавещанию, если все наследственное имущество трансмиттента было завещано; в)наследники трансмиттента по закону и по завещанию, если наследование имуществатрансмиттента осуществляется одновременно по двум основаниям: в части имущества- по закону, в части имущества — по завещанию.
Однакозавещатель вправе сделать распоряжение о подназначении другого наследника наслучай, если основной назначенный наследник по завещанию или наследникзавещателя по закону умрет после открытия наследства, не успев его принять (ст.1121 ГК). В таком случае завещательное распоряжение о подназначении другогонаследника исключает применение правил о наследственной трансмиссии.
Четвертое.Исходя из принципа свободы приобретения наследства трансмиссар можетосуществить право трансмиттента путем принятия наследства, отказа отнаследства, совершения направленного отказа, непринятия наследства.
Пятое.Наследники трансмиттента имеют право приобрести лишь ту часть открывшегосянаследства, которую приобрел бы умерший наследник. Однако если доля внаследстве, причитавшаяся трансмиттенту, переходит к его наследникам по закону,она делится между ними поровну. Если же эта доля переходит к наследникамтрансмиттента по завещанию, она распределяется между ними в соответствии справилами ст. 1122 ГК.
Шестое.Если трансмиттент был призван к наследованию обязательной доли, правонаследования этой доли не может перейти к трансмиссарам (п. 3 ст. 1156 ГК).Указанное ограничение трансмиссии предопределено обеспечительным назначениемобязательной доли в наследстве, предоставляемой независимо от завещания, испецифическим субъектом права на обязательную долю.
Из условия задачи мы видим — что дочьжены Нестеренко мужем Нестеренко усыновлена не была. А это значит, что она неможет быть призвана к наследованию имущества мужа Нестеренко, так как вообще небудет являться по отношению к нему наследницей.
В соответствии со статьей 1156 ГК РФесли наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умерпосле открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право напринятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, аесли все наследственное имущество было завещано — к его наследникам позавещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядкенаследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося послесмерти такого наследника.
Право на принятие наследства переходит кнаследникам призванного, но умершего до принятия наследства наследника.
Таким образом, мы считаем, что у дочерижены Нестеренко данного права не возникнет, так как право наследственнойтрансмиссии возникает в случае, если наследник, призванный к наследованию позавещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять вустановленный срок.
Разъяснение нотариуса соответствуетзакону./>/> Задача № 5
Сотрудник ОБЭП лейтенантмилиции Сидоров совместно с инспектором областного управления Госинспекции поторговле, качеству и защите прав потребителей, проверяя работу коммерческихкиосков на Центральном рынке, установил, что в ТОО «Вектор» продавец не имелсанитарной книжки. Кроме того, свежая рыба хранилась рядом с молочнымипродуктами и хлебом; в киоске ТОО «Инкар» на гирях и весах отсутствовала маркировкао контрольных проверках, а также был неисправен кассовый аппарат; в киоске ИП«Крым» продавец отказалась предъявить необходимые документы, на требованияСидорова открыть дверь и впустить проверяющих в киоск демонстративно закрылаокно киоска.
Какие меры долженпредпринять Сидоров, чтобы правильно зафиксировать имеющиеся правонарушения?
Решение
Исходя из условия задачиопределим какие нарушения действующего законодательства были допущены и какиемеры необходимо предпринять для их фиксации.
1. Продавец ТОО«Вектор» не имел санитарной книжки.
Пунктом13.1 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и оборотув них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01, введенныхв действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от07.09.2001 N 23 (далее — Требования), предусмотрено, что лица, поступающие наработу в организации торговли, проходят медицинские осмотры, профессиональную,гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Накаждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, вкоторую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторныхисследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка опрохождении гигиенической подготовки и аттестации (п. 13.2 Требований).
2. Свежая рыба хранилась рядом смолочными продуктами и хлебом.
Наосновании ст. 19 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» хранение иперевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях,обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.
Хранениепродуктов питания и продовольственного сырья должно отвечать объемамработающего холодильного оборудования и складской вместимости на предприятии.
Запрещаетсяхранение скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов без холода.
Хранениесырых и готовых продуктов должно сопровождаться соблюдением правил товарногососедства, норм складирования, условий хранения и сроков годности. При этомзапрещается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе сготовыми пищевыми продуктами. Продукты, имеющие специфический запах, должныхраниться отдельно (например, нельзя допускать совместное хранение сельди ихлебобулочных изделий).
Всяпищевая продукция, находящаяся в складских помещениях, охлаждаемых камерах иподсобных помещениях, должна храниться на стеллажах, поддонах, подтоварниках, атакже в соответствии с действующей нормативной и технической документацией,распространяющейся на каждый вид продукции.
Качествопищевых продуктов и продовольственного сырья, поступающих на предприятие попроизводству салатной продукции, оценивается кладовщиком или материальноответственным лицом.
Каквидим, в данном случае объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 14.4 КоАП РФ состоит в совершении противоправных деяний — продажетоваров, выполнении работ либо оказании населению услуг с нарушением санитарныхправил.
Согласно п. 1ч. 2 ст. 28.3 Кодекса составлять протоколы об административныхправонарушениях, предусмотренных ст. 14.4 Кодекса, уполномоченыдолжностные лица органов внутренних дел (милиции).
3. На гирях и весахотсутствовала маркировка о контрольных проверках, а также был не исправленкассовый аппарат.
Организации ииндивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт, обязаны применять ККТ,включенную в Государственный реестр, и выдавать в момент оплаты отпечатанныеККТ кассовые чеки. Об этом сказано в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ «Оприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Закон — N 54-ФЗ).
На основании Закона N54-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 контрольно-кассоваятехника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт, должна быть исправна. Это означает,что к применению допускается только ККТ, соответствующая предъявляемым к нейтехническим требованиям и находящаяся в исправном состоянии.
В соответствии с Типовымиправилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением, утвержденным Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104,действовавшим в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ, технический центробязан:
— обеспечить входнойконтроль кассовых машин, поступающих с заводов-изготовителей, провестинеобходимые работы по расконсервации, регулировке и техническомуосвидетельствованию, диагностике;
— обеспечить надежноезакрепление маркировочной таблички с заводским номером машины, исключающее еезамену.
Отсутствие маркировочнойтаблички не дает возможности контролирующим органам идентифицироватьпроверяемую ККТ — наименование модели ККТ и ее заводской номер и трактуется какиспользование ККТ, не соответствующей установленным требованиям. В связи с этимза отсутствие маркировочной таблички соответствующие органы вправе привлечь кадминистративной ответственности, предусмотренной в ст. 14.5 КоАП РФ.
Об административном правонарушениинеобходимо составить протокол.
Наосновании ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершенияили предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значениедоказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных приосуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений инаходящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а такжесоответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
Изъятиевещей и документов оформляется одним из следующих способов: делаетсясоответствующая запись в протоколе о доставлении; делается соответствующаязапись в протоколе об административном задержании; составляется отдельныйпротокол об изъятии вещей и документов.
Делаоб административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ,рассматривают должностные лица налоговых органов — в части продажи товаров,выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин (ст.23.5), органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека (ст. 23.49), а также органов внутренних дел (милиции)(ст. 23.3).
Протоколыоб административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленныхвыше органов (ч. 1 ст. 28.3).
4.Продавец отказалась предъявить необходимые документы, на требования Сидороваоткрыть дверь и впустить проверяющих в киоск демонстративно закрыла окнокиоска.
Вданном случае противоправные действия будут квалифицироваться по ч. 1 ст. 19.4КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лицаоргана, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равновоспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей-
влечетпредупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере отпятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двухтысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
О чем должен бытьсоставлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП «Крым».
Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред.от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
2. Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, (ред. от 05.04.2010) //Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, (ред. от 25.11.2009), (с изм. идоп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Собрание законодательства РФ.2002. N1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Гражданскийкодекс. Часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ, (ред. от 30.06.2008) // Российскаягазета.2008. 3 июля.
5. Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30марта 1999 г. N 52-ФЗ, (ред. от 30.12.2008)// Российская газета.2008.18 июля.
6. О государственномрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции: Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, (ред. от27.12.2009), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2010) // Собраниезаконодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.
7. О качестве ибезопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ, (ред.от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ.2000. N 2. Ст. 150.
8. О примененииконтрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22 мая2003 г. N 54-ФЗ, (ред. от 17.07.2009) // Российская газета.2003. 27 мая.
9. О милиции: ЗаконРФ от 18.04.1991 N 1026-1, (ред. от 29.12.2009) // Ведомости СНД и ВС. 1991. N16. Ст. 503.
10. Дворецкий В.Р.Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О защите правпотребителей, 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ГроссМедиа,РОСБУХ, 2009.
11. Еналеева И.Д.Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. М.:Издательско-торговая корпорация „Дашков и К“. 2007.
12. Защита правпотребителей: Учебное пособие / Под ред. З.М. Фаткудинова. – М.: Юстицинформ,2008.
13. Макаров Ю.Я.Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: Учебноепособие. – М.: Проспект, 2010.
14. Сутягин А.В. Всео защите прав потребителей. – М.: ГроссМедиа, „РОСБУХ“, 2008.
15. Терехова Ю.К.Комментарий к Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ „О качествеи безопасности пищевых продуктов, постатейный // СПС «Консультант Плюс».2007.