Оглавление
Введение
Глава 1. «Характеристика судебно – административныхучреждений Башкортостана в период 1798-1865 гг.»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конец XVIII – первая половина XIX века – период разложенияфеодально-крепостнического строя России, неуклонного роста и развития капиталистическихпроизводительных сил, все более углублявших несоответствие между ними и старымифеодальными производственными отношениями. Последние, вызывая застой во всехобластях жизни, стали тормозом общественного прогресса, превратились в преградуна пути развития капитализма в России.
Общий кризис крепостногостроя особенно ярко проявился в разложении и продажности всех органовдворянско-чиновничьего управления и суда как в центре, так и на местах.
В то же время развитиепроизводительных сил страны в промышленности и сельском хозяйстве, хотя имедленно, но неизменно шло вперед. Расширение капиталистических формпроизводства, появление на предприятиях нового промышленного оборудования итехники в свою очередь требовало замены подневольного малопроизводительноготруда крепостных и посессионных крестьян квалифицированным и болеепроизводительным трудом свободных от крепостнических пут вольнонаемных рабочих.Крепостное право было основным препятствием на пути создания необходимого.
Размах башкирскогонационального движения особенно ярко проявился в эпопее башкирских восстаний,продолжавшихся более двух веков, которые практически определяли поведение и вседореволюционную политику царизма в отношении Башкортостана и башкир, а такжеорганизационную структуру и деятельность создаваемых в крае государственныхучреждений.
Дореволюционное прошлоеБашкортостана по сравнению с советским периодом исследовано слабо. Единственнойобобщающей работой до сих пор остаются «Очерки по истории Башкирской АССР» — серьезный научный, но, к сожалению, далеко не полный и местами устаревший трудбашкирских ученых. Одна их слаборазработанных тем – подготовка и проведение натерритории Башкортостана буржуазных реформ XIX века, в частности судебно-административной реформы. Срединемногочисленных работ по истории дореволюционного Башкортостана нет ни одной,специально посвященной его судебным и административным учреждениям.
Актуальность темыисследования определяется тем, что освещение процесса подготовки и проведениясудебно-административной реформы и контрреформы и их последствий в одном изобширных районов Российской империи — Оренбургской и Уфимской губерниях – имеетважное значение для изучения не только истории Башкортостана, но и в целом –истории судебно-административных преобразований в России.
Дореволюционная историографиясудебно-административной реформы в Башкортостане практически отсутствует. Хотяспециальных работ по этой проблеме и не имеется, тем не менее в работах такихучёных и крупных исследователей края, как В.М. Черемшанский, И.Г. Флоринский,Н.В. Ремезов, А.А. Алекторов, Ф.В. Стариков, Н.А. Крашенников, Д.П. Никольский,В.Ф. Герасимов и других собран богатый фактический материал посоциально-экономическим и политическим судебно-административным реформам вБашкортостане. Общим для работ, опубликованных исследователями, является то,что их авторы даже не делали попыток связать тяжёлое социально-экономическое положениетрудящихся масс Башкортостана, в частности башкир, с их фактически бесправнымсуществованием и беззащитностью перед лицом царской юстиции. Вопросысудоустройства и судопроизводства в Башкортостане не стали предметом их научныхизысканий и оценки. Это объясняется не отсутствием интереса к данному вопросу,а тем, что освещение судебной системы и практики осуществления правосудиясудебно-административными органами царизма так или иначе вело к разоблачениюхищнической политики самодержавия в Башкортостане и обнажению произвола ибеззакония в деятельности колониальных органов управления и суда. По этойпричине царизм не допускал, а буржуазные историки не осмеливались придатьгласности деятельность колониальных судов края [5, с. 56].
Целью даннойработы является изучение судопроизводства в первой половине XIX века в Башкортостане.
Основная задача работы:проанализировать сущность и особенности кантонной системы управления исвойственного ей суда.
Впроцессе изучения и обработки материалов применялись следующие основные методынаучного познания: исторический и логический методы, методы анализа и синтеза,сравнений и аналогий, индукции и дедукции, структурно-функциональный анализ,метод экспертных оценок, системный метод.
Структура работы.В связи споставленными задачами контрольная работа состоит из введения, одной главы,заключения и библиографического списка использованных источников.
Глава 1. Характеристика судебно – административных учреждений Башкортостанав период 1798-1865 годовОбщие для всей России социально-экономические процессыпроисходили в анализируемый период в Башкортостане – одной из отсталыхколониальных окраин империи. Говоря об этом, следует иметь в виду изменившеесяадминистративно – правовое положение Башкортостана в составе России. До 1782года Башкортостан входил в состав Оренбургской губернии, во главе которыхстояли воеводы, наделённые административной, судебной и полицейской властью. В1782 году было образовано Уфимское наместничество в составе 2-х областей –Уфимской и Оренбургской. Области в свою очередь подразделялись на уезды.Уфимская область была разделена на 8 уездов (Уфимский, Бирской, Белебеевский,Стерлитамакский, Мензелинский, Бугульминский, Бугурусланский и Челябинский), аОренбургская – на 5 уездов (Оренбургский, Бузулукский, Верхнеуральский,Сергиевский и Троицкий). По указу 12.12.1796 года Уфимское наместничество былоликвидировано, а вместо него создано Оренбургское генерал – губернаторство,куда вошёл и Башкортостан. 10 апреля 1796 года для башкир и мишарей былавведена кантонная система управления [1].В рассматриваемый период территорию края, кроме башкир,населяли представители разных народов России, стоявшие на самом различномуровне социально-экономического, политического и культурного развития. Так, в1861 году в крае проживало 1 млн. 712 тыс. 700 человек. Из них около половинысоставляли русские, затем шли башкиры – 497тыс. 616 человек, тептяри и бобыли –346 тыс. 753 (по этнической принадлежности татары, чуваши, мари и др.), мишари– 94 тыс. 743, казахи – 78-80 тыс. человек.По правовому положению население края делилось навоеннослужилое и податное сословия. В соответствие с этим управление былоразделено на 2 части: специальное (или военно-кантонное) и общегосударственное(или гражданское).Господствующий класс края был представлен русскими инерусскими феодалами, владевшими крепостными людьми и огромным количествомлюдей. Горнозаводская промышленность Башкирии носила ярко выраженныйкрепостнический характер. К середине века половина крепостного населенияпринадлежало 43 наиболее богатым русским феодалам [3, с. 42].Последняя четверть XVIII века – переломныймомент в истории Башкортостана. Хронологические рамки этого периода совпадают сдвумя крупнейшими событиями башкирской истории: 1) крестьянской войной 1773 –1775 г.г. под предводительством Е.И. Пугачёва; 2) введением в 1798 году системыкантонного управления Башкортостаном [4, с. 45]. Поэтому историю края этогопериода следует рассматривать как с точки зрения последствий войны 1773-1775г.г., так и с точки зрения подготовки и проведения кантонной реформы 1798 года,установившей для местных жителей режим военно-феодального гнета. Помимо этого,царизм в конце XVIII века принял целый ряд специальных мер в отношенииБашкортостана, которые сдерживали процесс разложения и кризисафеодально-крепостнических отношений. Из них наиболее важны по своимпоследствиям: а) создание в 1788 году Уфимского мусульманского Духовногособрания во главе с муфтием, являвшегося не только религиозным органом всехмусульман России, но и судебным органом по разрешению шариатных дел; б)создания в 1796 году Оренбургского генерал– губернаторства с неограниченнымиполномочиями военного губернатора; в) указ от 27.07.1797 года о генеральноммежевании башкирских земель. Суть этих задач:1) умиротворениекрая – подавление сопротивления башкир военно-полицейскими мерами и приведениеих к полной покорности, а также исключение в будущем возможности совместноговыступления трудящихся масс против социального и национального угнетения;2) освоениеи введение в хозяйственный оборот России огромных, но малоосвоенных ислабозаселённых земель;3) организацияохраны юго-восточных границ империи силами башкир и создание плацдарма длязавоевания в будущем Среднеазиатских ханств;4) «обрусение»Башкортостана и превращение его во внутреннюю область России.В начале XIX столетия среди башкир сложилось весьмасвоеобразная система феодальных отношений. Она характерна введением жёстких,военно-феодальных методов регулирования правового положения населения ивзаимоотношений классов внутри башкирского общества.По мере прихода башкир к земледелию и оседлости разрушалосьобщинная форма земледелия и землепользования. В связи с этим возрасталаэкономическая зависимость башкир – общинников от «своих» феодалов, а,следовательно, усиливалась феодальная эксплуатация, что, в конечном счёте, велок усилению процесса классового расслоения башкир. В руках башкирских феодаловсосредоточивалась вся полнота власти: военной, судебной, административной идуховной. Занимая чиновничьи должности, башкирские феодалы были полновластнымихозяевами во вверенных им кантонах, юртах и аулах [4, с. 30].Первоначально кантонная система управления была введенатолько для башкир и немногочисленных мишарей указом от 10 апреля 1798 года. Длябашкир и мишарей было установлено:а) все лица мужского пола в возрасте от 17 до 45 лет былиобязаны нести военную службу на границе с Казахстаном и Сибирью в составебашкирского иррегулярного войска. Негодные к строевой службе призывались всоставы рабочих команд по возведению военных объектов. За свою службу ониникакого жалования не получали, содержали сами себя;б) все подростки с 14 лет прикреплялись к определённымвоинским подразделениям в качестве «младших военных кантонистов»;в) была введена строгая паспортная система – все башкиры имишари были обязаны иметь паспорта (с 6-летнего возраста). Передвижение башкирдаже в пределах одной юрты или кантона без разрешения («отпускного билета»)категорически запрещалось. За нарушение паспортного режима и отлучку с местапостоянного жительства без разрешения начальства они подлежали уголовнойответственности как бродяги и дезертиры;г) запрещалась женитьба башкир на татарках и казашках,строительство мечетей и т.п.За все виды преступлений и проступков, нарушающихустановленный режим, они карались по военно-уголовным законам империи. Этодалеко не полный перечень тех мер, которыми башкиры фактически были загнаны водну огромную казарму под названием «кантонное управление» и при помощи которыхдля них был установлен режим бесправия, угнетения и террора [2, с. 150].Введение особого военно-кантонного управления былологическим следствием многовековой колонизаторской политики царизма в отношенииБашкортостана; решительной попыткой самыми жёсткими военно-политическими мераминавсегда усмирить башкир, оказывавших в течение последних двух столетийотчаянное сопротивление его колонизаторским устремлениям.Сущность новой системы управления краем заключалась, преждевсего, в том, что ставила «беспокойных» башкир под жёсткий надзорвоенно-полицейских органов, создавала для них особый военно-правовой режимжизни. Это, по мысли правительства, должно было окончательно «умиротворить»Башкортостан, исключить в будущем возможность восстаний и выступлений башкирпротив политики колонизации края и захвата их земельных богатств.Специальное управление возглавлялось Оренбургскимгенерал-губернатором. При нём находилось войсковое правление, войсковаяканцелярия, войсковой суд и так называемое корпусное дежурство, гдесосредоточивались все судебные и другие дела башкирского и мишарского населениякрая. Низовое звено специального управления состояло из попечителей (введены в1834 году), кантонных начальников, их помощников, юртовых старшин, сельскихстарост, сотников и десятников. Кантонное управление было строго централизованои совершенно отделено от гражданских органов власти, в том числе и по судебнойчасти.Рассмотрим судебную систему Башкортостана.Судебная система Башкортостана была приспособлена к системеуправления и состояла из специальных (военно-кантонных) и общих (гражданских)судов. При этом некоторые гражданские дела были отнесены к подсудности местныхбашкирских и шариатных судов.Специальная (военно-кантонная) судебная система включала всебя военно-административные судебные органы и военные суды.К военно-административным судебным местам относились органыуправления кантонов и юрт, наделённые военной, судебной иадминистративно-полицейской властью. Кроме того, юртовые (волостные) старшины,кантонные начальники, попечители округов, командующий Башкирским войском ивоенный губернатор были наделены военной и судебно-административной властью нетолько в отношении военнослужащих башкир и мишарей, но и гражданскогонаселения. В башкирских и мишарских кантонах они заменили все органыгражданской администрации и суда, созданные по «Учреждению для управлениягубернией» 1775 года.Судебная власть юртовых старшин по делам гражданскогонаселения примерно соответствовала власти нижних расправ, кантонных начальников– становых приставов, попечителей – земских исправников, командующегоБашкирским войском – уездного суда, генерал-губернатора края – палат уголовногои гражданского суда. В отношении военнослужилых башкир и мишарей, командующийбашкирским войском был наделён властью начальника регулярной дивизии, агенерал-губернатор края – командира отдельного корпуса.К военным судам относились различного рода временные илипостоянные военно-судебные комиссии в городах, крепостях, войсковых частях, атакже Оренбургский и Уральский войсковые суды. Все они были судами первойинстанции и состояли обычно из нескольких кадровых офицеров во главе с презусомили обер-аудитором (председателем суда). Дела в военных судах решались вколлегиальном порядке на основе военно-уголовных законов империи.Право конфирмации (утверждения) и апелляции приговоров,вынесенных военными и военно-административными судебными учреждениями края,имели: 1) командующийБашкирским войском на правах начальника дивизии;2) военныйгубернатор на правах командира Отдельного оренбургского корпуса (в мирноевремя) или на правах главнокомандующего армией (при объявлении в губерниивоенного положения);3) аудиториатскийдепартамент военного министерства – высшая инстанция по конфирмации и апелляцииприговоров военных судов империи, наконец, сам император. Оренбургский военный губернатор, занимавший одновременновсе высшие военные и гражданские посты, по существу был полновластным хозяиномкрая. Военный губернатор одновременно занимал должности главного начальникакрая (ему был подчинен гражданский губернатор), наказных атаманов Оренбургскогои Уральского казачьих войск, командующего Башкирским иррегулярным войском (до1834 года) и верховного правителя казахов.Не довольствуясь и без того почти неограниченнымиполномочиями, военный губернатор нередко прямо законодательствовал от именигосударства, что подтверждается целым рядом примеров из практики его деятельностив Башкортостане. Так, например, 30 марта 1800 года военный губернатор краясвоим распоряжением передал все уголовные дела башкир и мишарей из-подюрисдикции гражданских судов в исключительную подсудность военно-судебныхучреждений, а дела по «ссорам» и мелким правонарушениям – в подсудностьвоенно-административных органов и должностных лиц кантонов и юрт. В дальнейшемдаже гражданско-исковые дела башкир и мишарей были изъяты из подсудностигражданских судов края. Таким образом, до отмены кантонного управления всеуголовные и подавляющая часть гражданских дел башкирского и мишарскогонаселения края рассматривалась только в военно-судебных ивоенно-административных учреждениях [2, с. 175].В 1834 году вместе созданием Башкиро-мещерякского войскабыло учреждено еще одно отделение войскового суда в Уфе. При этом башкиры идругие «инородцы» края по всем уголовным делам судились не по месту совершенияпреступления, как было до этого, а в любом из постоянных войсковых судов «поудобству» в городах Уфе, Оренбурге им даже отдалённом Уральске. Таким образом, острие военно-уголовной политики царскогоправительства было направлено, прежде всего, против башкир, татар, мишарей идругих «инородцев».Общая (гражданская) судебная система состояла из: а)уездных судов; б) городовых магистратов и ратуш; в) палат уголовного игражданского суда Оренбурга, т.е. из сословных судебных органов. Кроме того,существовала сеть специальных судебных учреждений, Оренбургский губернскийсовестный суд (орган по уголовным и гражданским делам безумных, больныхнеизлечимых болезнью, несовершеннолетних и др.), губернская дворянская опека,сиротские, словесные и коммерческие суды, а также так называемая Оренбургскаяпосредническая контора по полюбовному соглашению (специальный орган по размежеваниюбашкирских земель и разрешению споров о них). Над всеми общими судебнымиорганами края стоял Правительствующий Сенат с его судебными департаментами каквысшее апелляционное и ревизионно – надзорная инстанция общих судов империи.Общие суды края почти ничем не отличались от однотипныхсудов в других губерниях России. Разграничение подсудности между общими судамикрая носило весьма условный характер, т.к. круг уголовных и гражданских дел, в общем-то,не был очерчен. Дела бесконечно перекочевывали из одной инстанции в другую,зачастую вновь возвращались в первую инстанцию, откуда опять начинали долгийпуть вверх по тем же инстанциям, что приводило к неописуемой судебной волоките.Следует также отметить, что состав общих судов формировалсятолько из числа русских дворян, помещиков, чиновников и купцов. Даже верхушка«инородцев» ни на какие судебные должности не допускалась (за исключениемдолжностей переводчика и духовных лиц при судах). В то же время все общиеорганы губернии были наделены правом пересмотра и окончательного решениявсякого дела, решённого любой инстанции шариатных судов [2, с. 193].К шариатным судам относились суды мусульманскогодуховенства в башкирских, татарских и мишарских аулах и юртах, а такжеОренбургское мусульманское Духовное собрание. В рассматриваемый периодсуществовали и местные, так называемые народные суды башкир, узаконенныецарским правительством. Они представляли собой третейские суды и состояли извыборных чинов юрт и кантонов, а также духовных лиц и старейшин – аксакалов.
ЗаключениеПоследняя четверть XVIII века – переломныймомент в истории Башкортостана. Хронологические рамки этого периода совпадают сдвумя крупнейшими событиями башкирской истории: 1) крестьянской войной 1773 –1775 г.г. под предводительством Е.И. Пугачёва; 2) введением в 1798 году системыкантонного управления Башкортостаном. Поэтому историю края этого периодаследует рассматривать как с точки зрения последствий войны 1773-1775 г.г., таки с точки зрения подготовки и проведения кантонной реформы 1798 года,установившей для местных жителей режим военно-феодального гнета. Помимо этого,царизм в конце XVIII века принял целый ряд специальных мер в отношенииБашкортостана, которые сдерживали процесс разложения и кризисафеодально-крепостнических отношений. Из них наиболее важны по своимпоследствиям: а) создание в 1788 году Уфимского мусульманского Духовногособрания во главе с муфтием, являвшегося не только религиозным органом всехмусульман России, но и судебным органом по разрешению шариатных дел; б) созданияв 1796 году Оренбургского генерал– губернаторства с неограниченнымиполномочиями военного губернатора; в) указ от 27.07.1797 года о генеральноммежевании башкирских земель. Суть этих задач:1) умиротворение края – подавление сопротивления башкир военно-полицейскимимерами и приведение их к полной покорности, а также исключение в будущемвозможности совместного выступления трудящихся масс против социального инационального угнетения;2) освоение и введение в хозяйственный оборот Россииогромных, но малоосвоенных и слабозаселённых земель;3) организация охраны юго-восточных границ империи силамибашкир и создание плацдарма для завоевания в будущем Среднеазиатских ханств;4) «обрусение» Башкортостана и превращение его вовнутреннюю область России.Введение особого военно-кантонного управления былологическим следствием многовековой колонизаторской политики царизма в отношенииБашкортостана; решительной попыткой самыми жёсткими военно-политическими мераминавсегда усмирить башкир, оказывавших в течение последних двух столетийотчаянное сопротивление его колонизаторским устремлениям.Сущность новой системы управления краем заключалась, преждевсего, в том, что ставила «беспокойных» башкир под жёсткий надзорвоенно-полицейских органов, создавала для них особый военно-правовой режимжизни. Это, по мысли правительства, должно было окончательно «умиротворить»Башкортостан, исключить в будущем возможность восстаний и выступлений башкирпротив политики колонизации края и захвата их земельных богатств.Цель контрольной работы достигнута, все поставленные задачивыполнены.
Список использованных источников1.Полное собраниезаконов Российской Империи. Т. XXIII, № 15324, С. 379-380; Очерки. Уфа, 1959. 2.Еникеев З.И.,Еникеев А.З. История государства и права Башкортостана. – Уфа: Китап, 2007. –432 с. 3.Ишкулов Ф.А.Судебно-административная реформа в Башкортостане. – Уфа: Китап, 1994. – 152 с. 4.Сулейманова Л.Ш.История государства и права Республики Башкортостан. Уфа: Изд-во БашГУ, 1998. –76 с.5.ЧеремшанскийВ.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом,этнографическом и промышленном отношениях. – Уфа, 1859. – 170 с.