ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Мажоритарная избирательная система
2.Пропорциональная избирательная система
3.Смешанная избирательная система
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главныхпринципов построения демократического государства является возможность выбораполитических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщихальтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством,позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучшихпредставителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организациюобщества, построенного на уважении основных гражданских и личных свобод и правчеловека.
Избирательная система вшироком смысле — это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборамиорганов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе этасистема регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами — корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставыи другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормамиполитической морали, этики и т. д.
Под избирательнойсистемой в «узком» смысле понимают закрепленные в законе способы выдвижениякандидатов, образования избирательных округов и подсчета голосов, то естьконкретный способ организации выборов.
Избирательные системы вкаждой стране создаются в соответствии с интересами тех или иных партий иобщества в целом, с политическими и культурными традициями.
В мире существует большоеколичество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести кследующим трем типам:
· мажоритарнаяизбирательная система
· пропорциональнаяизбирательная система
· смешаннаяизбирательная система.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарнаяизбирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Онаявляется старейшей избирательной системой. Именно с этого варианта началипроводиться выборы в парламенты. За довольно долгий исторический срокприменения мажоритарной системы сложилось три ее варианта.
1. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства
Мажоритарнуюсистему абсолютного большинства иногда называют французской моделью, потому,что она традиционно используется во Франции и в ранее зависимых от Франциитерриториях. По этой системе кандидату для избрания в первом туре нужно набрать50% голосов плюс 1 голос. Если в первом туре никто не набирает эти «50+1», топроводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набралибольше других голосов. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хотябы на один голос, чем конкурент.
Исходное общее числоизбирателей может быть трояким:
а) общее числозарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, котороепрактически не встречается);
б) общее число поданныхголосов;
в) общее число поданныхдействительных голосов.
При этой системе обычноустанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он недостигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он можетсоставлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. Вслучае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютноебольшинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% +1. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительныхголосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть ещеменьше.
Главное достоинство даннойсистемы заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанныедействительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы этобольшинство составляло один голос.
Основным дефектом являетсято, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда,например, избирается президент, для которого избирательным округом является всястрана, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место напарламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом изкоторых выбирается отдельный депутата и результаты выборов устанавливаютсяотдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по странебольшинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношениипример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическаяпартия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила вконце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новуюреспублику, собрав в первом туре меньше голосов — 17,6 %, получил 1888 мест, тоесть в 19 раз больше!
У мажоритарной системыабсолютного большинства так же есть свой специфический дефект — частаянерезультативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренциякандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов(или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемое большинства.Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинствоотсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах водномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютногобольшинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоихкандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинствоотсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результатуможет привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов.Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимумизбирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всехпрочих обстоятельств.
Для преодоления нерезультативностиголосования по мажоритарной системе абсолютного большинства существуют разныеспособы:
1) Второй тур (повторноеголосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие впервом туре. Например, в Болгарии на выборах в Великое народное собрание вовтором туре происходит перебаллотировка только двух кандидатов, получивших впервом туре наибольшее число голосов, а если баллотировался и не избран одинкандидат, то допускается выдвижение новых кандидатов, хотя в течение недельногоинтервала между турами это не очень легко осуществить. Во Франции же на выборахдепутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающиекандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее 12,5 % (т.е.1/8) от числа избирателей, внесенных в списки (здесь отсчет от общего числазарегистрированных избирателей); если в округе окажется всего один такойкандидат, то во втором туре примет участие кандидат, получивший следующеенаибольшее число голосов, а если в первом туре ни один из кандидатов не выполнилустановленного условия, то во втором туре баллотируются два кандидата снаибольшим числом голосов, полученных в первом туре. Для избрания во второмтуре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считаетсякандидат, получивший наибольшее число голосов (поданных голосов во Франции,действительных голосов в Болгарии). Поэтому такая система называется системойдвух туров. При президентских выборах число туров может стать большим; еслиотносительного большинства достаточно, например, в третьем туре, то мы имеем делос системой трех туров и т. д.
Учитывая, что во второмтуре участие избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастуюне требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей, илизаметно снижает этот порог.
2) Альтернативноеголосование
Избиратель в бюллетенецифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Например, если водномандатном округе баллотируются кандидаты А, Б. В и Г, избиратель можетотметить цифрой 1, скажем, кандидата А (это наиболее желательный для негокандидат), цифрой 3 — кандидата Б (наименее желательно), цифрой 2 — кандидата В(он наиболее желателен, если кандидат А не пройдет), а кандидат Г вообще цифрыне получает, ибо он для этого избирателя совершенно не желателен. Предположим,что голоса 50 тыс. Избирателей округа распределились по первым предпочтениям(преференциям) следующим образом: А получил единичку в 19 тыс. бюллетеней, Б — в 12 тыс., В — в 10 тыс. И Г — в 9 тыс. Бюллетеней. Абсолютного большинства (25001), следовательно, нет ни у одного кандидатов. Тогда берут бюллетеникандидата с наименьшим числом первых предпочтений (в данном случае кандидатаГ), и распределяют их между остальными кандидатами в соответствии с указаннымив этих бюллетенях вторыми предпочтениями. К примеру, в этих бюллетенях вторымкандидата А указали 1 тыс. избирателей, кандидата Б — 5 тыс. Избирателей икандидата В — 3 тыс. Избирателей. Получаем: А — 20 тыс.; Б — 17 тыс., В — 13тыс. Опять ни один из кандидатов не получает требуемого большинства. Операцияповторяется: На этот раз передаются 13 тыс. Бюллетеней кандидата В, из которых10 тыс. — по вторым предпочтениям, а полученные 3 тыс. — по третьим. И так дотех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет требуемое абсолютное большинство.
Теоретики спорят,насколько вторые, а тем более третьи, четвертые и т.д. предпочтения равноценныпервым. Здесь действительно есть о чем подумать. На практике же небольшиеполитические партии стремятся влиять на результаты выборов, призывая свойэлекторат ставить соответствующие вторые и последующие предпочтения. Система,впрочем, может оказаться нерезультативной, если общество расколото настолько,что значительное большинство избирателей вторых и последующих предпочтений неставят.
Этасистема иногда имеет любопытные дополнительные правила. Например, во Франциипредусмотрено, что если голоса разделились поровну, то предпочтение отдаетсястаршему по возрасту кандидату
2. Мажоритарная избирательная система относительногобольшинства
Этонаиболее часто применяемый вид мажоритарной системы. В Америке ее еще называют«системой, по которой победитель получает все». Это наиболее простая иэффективная система. Для победы на выборах кандидату необходимо получить числоголосов, которое превышает число голосов у любого из его соперников. Цифраэтого превышения может быть любой. Для победы достаточно получить больше наодин голос, чем любой другой соперник. Эта система проводится в один тур,потому что всегда кто-нибудь, хоть не намного, но получит больше, чем егоконкуренты.
Даннаясистема используется в Великобритании, США, в Индии и вообще в странаханглосаксонской правовой системы, связанных, так или иначе, с британскойтрадицией. Эта система универсальна. Она используется при выборах, как водномандатных округах, так и в коллегиальных органах. Она допускает различныемодификации избирательных округов, соперничество, как отдельных кандидатов, таки партийных списков. Данная система очень понятная и экономная в применении,потому что проводится в один тур и в результате всегда избирается полный составпарламента, муниципалитета и т.д.
Хотяпрактически все варианты мажоритарной системы результативны и просты впонимании и применении, они имеют и существенные недостатки. Прежде всего,одним из самых очевидных недостатков является то, что практически всегда, когдаподводятся итоги выборов, оказывается, что кандидат или победившая партияпредставляют меньшинство избирателей, а голоса, поданные за противников, никакне учитываются и попросту пропадают. Во многих источниках приводится совершеннопотрясающий пример диспропорций, которые появляются иногда при применениимажоритарной системы. Так, например, в 1957 г. во Франции проводились выборы в Национальное собрание (парламент Франции). Тогда было две ведущих и крупнейшихпартии: партия де Голля (ЮНР) и коммунистическая партия (ФКП). Партия де Голлясобрала 3 608 958 голосов, ФКП — 3 882 204 голоса, т.е. приблизительно на 300тыс. больше. Однако, в конечном счете (потому что итоги подводились по отдельнымокругам, а не по стране) ЮНР получила 189 мандатов, а ФКП — всего 10 голосов.При другой, более справедливой, системе ФКП получила бы 83 места, а ЮНР — 82.
Какиеже плюсы у мажоритарной системы, помимо ее результативности и простоты? Дело втом, что при мажоритарной системе в парламенте всегда образуются достаточнокрупные фракции, которые обеспечивают большую стабильность страны. При нейлегче образовывать правительства в парламентарных республиках или монархиях.Иначе говоря, мажоритарная система лучше обеспечивает необходимую для любогогосударства стабильность и управляемость. Кстати говоря, во Франции такаянеобходимость была осознана всеми политическими силами и после результатоввыборов 1958 г. все политические партии стали заключать избирательныесоглашения, в соответствии с которыми появились избирательные блоки,выдвигавшие на второй тур кандидата той партии, за которую было подано большеечисло голосов. Данные избирательные соглашения позволили в значительной степенисмягчить несправедливость этой избирательной системы.
3. Мажоритарная избирательная система квалифицированногобольшинства — наиболее редко встречающийся вариант
Мажоритарнаясистема квалифицированного большинства — это система, при которой избранным считаетсякандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов.Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинствоабсолютное (2/3, ¾ голосов). Эта система применяется редко, так как ещеменее результативна, чем система абсолютного большинства.
Например,до 1993 г. по итальянскому законодательству о выборах для того, чтобы бытьизбранным в верхнюю палату парламента, будущий сенатор должен был набрать неменее 65% голосов. Получение такого высокого процента голосов, конечно, делотрудное, особенно в условиях многопартийности и плюралистической демократии.Поэтому система квалифицированного большинства применялась редко. Кроме того,существует определенная специфика ее применения. Эта система применяется в дватура. Если в первом туре никто из кандидатов не получал 2/3 или 3/4 голосов, тозаконом предусматривается проведение второго тура, в котором остаются толькодва кандидата. Для победы во втором туре требуется набрать голосов больше, чему соперника.
Системаквалифицированного большинства в некоторых случаях применяется не для выборов впарламент, а для выбора отдельных должностных лиц. Например, согласноКонституции Италии 1947 г., избрание президента производится парламентом. Дляпобеды необходимо большинство (2/3) собрания, состоящего из депутатов. Послетретьего тура, если никто не получал 2/3 голосов, то для победы предусмотреноабсолютное большинство, т.е. 50% плюс один голос. Кстати, такие большие цифры,необходимые для победы, всегда затрудняли достижение результата, и выборыстановились достаточно долгими, избирательный процесс затягивался. Например,при отсутствии согласия между политическими группировками и фракциями выборыпрезидента Италии часто требовали очень большого числа туров. Из 9 избранных наосновании Конституции 1947 г. президентов лишь двое были избраны в первом туре:первый временный президент Э. де Никола и президент Франческо Коссига. Длябольшинства других потребовалось большее число туров. Например, президентЛуиджи Эй-науди и Джованни Гронки были избраны в 4-м туре, Антонио Сеньи — в9-м туре. 60—70-е годы потребовалось очень большое количество туров, посколькуневозможно было набрать ни квалифицированного, ни абсолютного большинстваголосов. Для избрания президентом Джузеппе Сарагата в 1964 г. потребовался 21 тур голосования, для избрания Джованни Леоне в 1971 г. — 23 тура, для избрания Алессандро Пертини — 16 туров. Оскар Луиджи Скальфаро был избран в 1992 г. также после 16 туров голосования.
Влюбом случае, применение любой мажоритарной системы приводит к тому, чтоколичество мест, полученное той или иной партией в парламенте, не соответствуютчислу полученных этой партией по стране голосов избирателей. При мажоритарныхсистемах для партии важно победить в возможно большем числе округов, хотя бы сминимальным перевесом в каждом округе. Большой перевес, получаемый в каждомокруге, не имеет смысла. Главное — добиться хотя бы минимального большинства внаибольшем количестве избирательных округов.
Вабсолютном большинстве случаев при мажоритарной избирательной системе выборыпроводятся по одномандатным (униноминальным) округам. При этом позаконодательству ряда стран, если в округе был выдвинут или остался только одинкандидат, то голосование вообще не проводится. Единственный кандидатавтоматически становится депутатом.
4. Пропорциональная избирательная система
Мажоритарные системыкритикуются часто. Действительно, они обладают рядом недостатков, хотя, как мывидим, имеют свои достоинства. Уже в XIX веке начались поиски болеесправедливых избирательных систем и более демократичных механизмов избраниядепутатов либо иных избираемых лиц. Научные изыскания привели к созданиюпропорциональной избирательной системы. Она была введена в ряде стран уже вконце прошлого века: в 1888 г. в Сербии и в 1899 г. в Бельгии. Суть пропорциональной системы в том, что места в парламенте распределяются междупартиями или избирательными блоками пропорционально числу поданных голосов зату или иную партию или избирательный блок. Если, например, партия получает 30%голосов по стране, она будет иметь 30% мест в парламенте. Эта система оченьточно отражает распределение политических симпатий в стране.
Главная идея этойсистемы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическаяпартия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов,пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.
Пропорциональнаяизбирательная система гарантирует представительство даже для относительномелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создаетсложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе егодеятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия илиустойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, атакой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но неединственный) ее существенный дефект.
В условиях, когда законне гарантирует демократического внутреннего устройства политических партий,пропорциональная избирательная система играет на руку узкой партийной верхушкеи приводит к отчуждению от политики рядовых партийцев и партийного электората.Так обстоит дело, в частности, в Италии, где массы избирателей высказались наапрельском референдуме 1993 года против пропорциональной системы.
Дело в том, чтопропорциональная система может применяться только в многомандатныхизбирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степеньпропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, еслився страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избираетсявесь состав парламента. Так избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящийиз 120 депутатов. Израиль – маленькое государство, а в более крупных труднообойтись без деления на избирательные округа. В Венгрии из 386 депутатовГосударственного собрания (парламента) 152 депутата избираются по крупнымизбирательным округам, а 58 – по общенациональному округу, то есть по всейстране. Тем не менее, если для выборов по пропорциональной системе образуютсяизбирательные округа, то эти округа очень большие и от каждого обычноизбираются многие десятки депутатов. Конечно, в избирательном бюллетенепечатается не весь список кандидатов от каждой партии или блока партий, а лишьназвание списка и/или его графический символ и фамилии нескольких лидеров.Составляется же список партийным руководством, и избиратель может даже не знатьи часто не знает многих кандидатов от поддерживаемой им партии.
Для пропорциональногораспределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты иметод делителей.
Избирательная квота(избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов,необходимое для избрания одного кандидата. Определяется оно различно.
В 1855 году английскийбарристер (высшей квалификации адвокат) Thomas Hare предложил квоту, определяемую по простейшей формуле: x:y, где x –число голосов, а y – числомандатов. После того, как квота определена, число голосов, собранное каждойпартией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают,сколько мандатов партии подложено. Однако у этой формулы есть заметныйнедостаток, который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосови остается много нераспределенных мандатов. Поэтому квоту Хэра началисовершенствовать, главным образом путем прибавления к знаменателю по одной,две, три и т. д. единицы. Наибольшую популярность приобрели квоты, предложенныедругим английским барристером Генри Друпом в 1868 году и профессоромБазельского университета Эдуардом Гогенбах-Бишофом в 1888 году. Квота Друпаопределяется по формуле (x/(y+1))+1, а квота Гогенбах-Бишофа – поформуле x/(y+1). При использовании этих квот удается сразу распределитьзначительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра.
Квота Гогенбах-Бишофаиспользуется при выборах в Национальный совет Австрии (при первомраспределении).
Однако в любом случаеиспользование метода квоты требует дальнейших операций: остаютсянеиспользованные голоса и нераспределенные мандаты. Если оставаться в границахсоответствующего избирательного округа, то могут применяться следующие правила:
Правило наибольшегоостатка требует предать непосредственно мандаты партиям, у которых остатокголосов самый большой. Замечено, что это правило (особенно при использованииквоты Хэра) в некоторой мере благоприятствует небольшим партиям, «подбирающим»оставшиеся после первого распределения мандаты. Иногда это правило применяетсяс ограничениями. Например, в Венгрии нераспределенные мандаты передаются толькотем спискам, остатки голосов у которых, превышают 2/3 квоты.
Большим партиямблагоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачунераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числасобранных ими голосов, на число полученных при первом распределении мандатовплюс единицу.
Метод делителей позволяетсразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Онзаключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым спискомкандидатов, на определенную серию делителей.
Делители эти различны.Так, в 1882 году профессор Гентского университета Виктор д’Ондт предложилделить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2,3, 4, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят вряде стран (например, в Германии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Польше).Итальянский исследователь Империалли предложил делить на такой же ряд чисел, ноначиная с двойки; в сущности, это вариант метода д’Ондта. Французский ученый А.Сент-Лагюе, при котором первый делитель – 1,4, а последующие – 3, 5, 7 идальнейшие нечетные целые числа. При датском методе каждый последующий делительбольше предыдущего на 3 единицы: 1, 4, 7, 10 и т. д. После проведенного делениямандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.
В ряде стран наблюдаютсясочетания различных правил пропорционального распределения депутатскихмандатов. Например, в Дании на выборах Фолькетинга (однопалатного парламента)40 мандатов, замещаемых на основе общенационального списка кандидатов,распределяются по модифицированному методу Сет-Лагюе, а в избирательных округахприменяется правило наибольшего остатка. Можно отметить, что наименьшийделитель, в сущности, всегда представляет собой избирательную квоту.
В принципе и припропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов внепартийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленнойквоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишекполученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные занезависимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя,пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большойриск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.
Когда выборы прошли,когда голоса подсчитаны и определены избирательные квоты, то далеко не всегдаясно, кто из кандидатов, которые числятся в том или ином списке, являетсяизбранным, а кто не попал в число кандидатов. Список может получить одну, двеили три квоты, а в списке 5 или 6 фамилий. Встает очень важный вопрос о том,как определяются кандидаты, которые набирают голоса, т.е. становятсядепутатами. Необходимо определить, кто считается избранным, если список получилне все мандаты, а половину или одно место.
В некоторых странахприменяются так называемые «жесткие списки». Согласно системе «жестких списков»(они еще иногда называются «связанными» или «закрытыми» списками), предложенныеизбирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой онирасположены в списке, т.е. партия ставит самого популярного кандидата на первоеместо, менее популярного — на второе, третье и т.д. Если список получает однуквоту, то в парламент попадает самый популярный, который стоит номером первым,если две квоты, то — первый и второй и т.д. Если выборы прошли очень удачно дляпартии, то «жесткий список» может получить все мандаты, если за остальныесписки никто не голосовал или голосовали очень мало. Такая система встречаетсяне очень часто, например, в Израиле и Коста-Рике.
Чаще встречаются системыраспределения мандатов, когда применяется так называемое преференциальноеголосование. Система преференций, или система предпочтений, при выборах,означает, что избирателю предоставляется право не только выбирать список,который он поддерживает (партию, которую выбирает), но и делать знакипредпочтения, выбирать кого-то внутри списка, кто ему нравится.
Система преференцииприменяется при «полужестких» и «свободных» списках. Система «полужестких»списков означает следующее. Первое место в этом списке всегда предназначенокандидату, стоящему первым, но разрешается ставить знаки предпочтения поотношению к другим кандидатам. Если кандидат получит больше знаковпредпочтения, даже если он стоит не вторым, а третьим или пятым, то он получитмандат вместо кандидата, который стоит выше него по списку. То есть кандидатномер один — это всегда зафиксированный самый популярный человек, а всеостальные кандидаты могут «передвигаться» в зависимости от того, как за нихпроголосует избиратель. Знаки предпочтения могут быть самыми различными.Например, можно поставить знак плюса, галочку или подчеркнуть кого-то. Иногдаставят цифры — 1, 2, 3 и т.д. Такая система «полужестких» списков применяется вДании, Бельгии, Австрии.
Система «свободных»списков (они еще называются «гибкими», или «открытыми») предполагает, чторешающее значение придается воле избирателей. В соответствии с этой волей ибудут распределяться депутатские мандаты. В этом случае фамилии кандидатов всписке ставятся чаще всего по алфавиту, и избиратель ставит цифры: кого-то онставит на первое место, кого-то — на второе и т.д. Если избиратель выбираеттолько список, а цифры не ставит, то считается, что он согласен с указаннымпорядком. Если он ставит только одну цифру, значит, учитывается только этотзнак предпочтения, а остальные кандидаты считаются предпочтенными по мерерасположения. Правило «свободных» списков применяется в Швейцарии, до 1991 г. применялось оно и в Италии.
Важной особенностьюпропорциональной избирательной системы является очень часто закрепляемое взаконодательстве правило, которое называется заградительной оговоркой, илизаградительным пунктом. Согласно этому правилу, политическая партия для того,чтобы попасть в парламент, должна набрать определенный минимум голосов вмасштабах всей страны. В разных странах количество этих голосов различное.Например, в Израиле это всего один процент голосов, в Дании — два, в Аргентине— три, в Швеции — четыре, в ФРГ — пятипроцентная заградительная оговорка. Внекоторых странах она бывает и выше. Кстати, заградительная оговорка не всегдахарактерна для пропорционального голосования. Например, в Египте, гдесуществует мажоритарная система, есть также заградительная оговорка, онасоставляет 8%. Суть и идея этого правила в том, что при его помощи отсекаютсянебольшие партии. Благодаря этому в парламенте всегда представлено несколькосамых крупных партий. Например, в ФРГ — это ХДС/ХСС, СДПГ, Партия «зеленых»,Свободно-Демократическая партия и в последнее время Партия демократическогосоциализма.
В зарубежных странахчасто выделяют нетрадиционные (усложненные) избирательные системы –пропорциональные с различными нововведениями, смягчающими их недостатки. Ктаким избирательным системам следует отнести:
5. Системаединственного передаваемого голоса
Эта система, отличающаясяопределенной технической сложностью, считается теоретиками пропорциональной.Однако она учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает посвоим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальнымголосованием, а технически близка системе единственного непередаваемого голосав сочетании с альтернативным голосованием.
Система была предложена всередине прошлого века независимо друг от друга датчанином К. Андрэ иангличанином Т. Хэром, а стала знаменитой благодаря усилиям выдающегосяфилософа и лидера английского либерализма Джона Стюарта Милля.
Система эта применяетсятолько в многомандатных избирательных округах. Избиратель, как приальтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массыкандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилиитого кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставитцифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другогожелательного кандидата он поставит цифру 2 и т. д. Избиратель может объединятьсвоей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности(партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов послеисключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываютсяпо кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями.Затем определяется избирательная квота (в Ирландии, например, это квота Друпа).Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее,считаются избранными.
У многих избранныхкандидатов оказываются излишки голосов, и их нужно в соответствии со вторымипреференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю пачкубюллетеней избранного кандидата и определяют, какой их процент отдает вторуюпреференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом, естественно,отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданыизбранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает данный процентне от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверхквоты. Если в результате операции кто-то из первоначально неизбранных добрал доквоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самыйбольшой излишек, а затем остальные по убывающей.
Затем в соответствии совторыми преференциями перераспределяются бюллетени кандидатов, получившихнаименьшее число первых преференций.
Если всего этогооказалось недостаточно для полного распределения мандатов, используется третьяпреференция и т.д.
Возможность передачиголоса и объясняет название системы – единственного (единого) передаваемогоголоса. Система применяется при выборах нижней палаты парламента, кромеИрландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты – в Австралии, Индии.
6. Системаединственного непередаваемого голоса
Эта система, также весьмаредкая считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение силмежду политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.
Система заключается втом, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одногокандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычноймажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшеечисло голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотядействует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избраннымипредставители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партиибольшинства, могут и не пропасть.
Однако система требует отпартий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия можетвыдвигать столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округадолжно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать своеправо. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могутрассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Если же кандидатов будетслишком мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, упартии останутся «лишние» голоса, а, следовательно, она получит меньшемандатов, чем могла бы.
Эта система представляетсобой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума – системы, прикоторой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов отизбирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечитьпредставительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Однакотаким образом может получить завышенное представительство и весьманезначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовалоподавляющее их большинство. Если, например, в двухмандатном округе, гдебаллотировались пять кандидатов, один из них получил 90 % голосов, то избраннымокажется также кандидат с наибольшим числом голосов из остальных четырехкандидатов, на которых всех вместе пришлось только 10% голосов. Думается,однако, что в большинстве случаев это будет лучше, чем когда голоса противниковпобедивших кандидатов вообще пропадают.
7. Панаширование
Этот термин (иногдаупотребляется термин «панашаж»; от франц. panachage – смесь) обозначает право избирателяголосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новыхкандидатов. Панаширование может иметь место как при мажоритарной системе (еслиизбирательные округа — многомандатные), так и при пропорциональной.
При мажоритарной системев этом случае подсчитываются голоса, полученные каждым кандидатом вотдельности, будь то в составе списка или в виде специальной преференции.
При пропорциональнойсистеме дело обстоит сложнее. Обычно при этом исчисляется средняя цифра покаждому списку. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться спреференциальным голосованием.
Панашированиеприменяется, например, в Бельгии. Оно дает возможность избирателю выбиратьжелательных для себя депутатов независимо от их политической принадлежности, нопри этом вполне возможно, что избиратель проголосует за кандидатов, стоящих напротивоположных политических позициях.
Пропорциональнаяизбирательная система имеет много достоинств. Главное из них — то, что онаотражает распределение политических симпатий в стране. Однако она, как показалапрактика Итальянской республики, имеет и недостатки. Так, избиратели напротяжении десятка лет голосовали за одни и те же полюбившиеся им партии, аввиду того, что эти партии выдвигали практически одних и тех же кандидатов, небыло смены «политической крови»: одни и те же люди десятками лет заседали впарламенте, обрастали нужными и ненужными связями, возникала коррупция и т.д.Пропорциональная система оказалась при длительном применении обременена рядомнегативных моментов. С целью избежать этого ряд стран применяет обе системы: имажоритарную, и пропорциональную. Такое явление называется смешанной избирательнойсистемой.
8. Смешанная избирательная система
Вряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать ихнедостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаютсяизбирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образомсочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем в различныхвариациях.
Даннаясистема может быть двух видов. Первый вид, когда в основном применяетсямажоритарная система и дополняется пропорциональной (например, по КонституцииМексики нижняя палата состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарнойсистеме относительного большинства по одномандатным округам, и плюс 100депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, котороепроводится по многомандатным округам).
Второй вариант смешаннойизбирательной системы более распространен (например, он применяется в Германии,Грузии и некоторых других странах). В этом случае половина депутатов парламентаизбирается в одномандатных избирательных округах, которые охватывают всюстрану; а вторая половина — по общегосударственным партийным спискам. Могутбыть и не общегосударственные списки, а так, как, например, в ФРГ — по землям.В любом случае избиратель, приходя на избирательный участок, получает два бюллетеня.В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, а во втором партиюприведенного перечня. Особенность данной системы в том, что избиратель можетвыбирать и конкретных политических деятелей индивидуально, и понравившуюся емупартию. При смешанной системе, как правило, применяется и заградительный пункт.
Основными достоинствамисмешанной избирательной системы являются:
1) позволяет формироватьпрофессиональный парламент, состав которого отражает соотношение политическихсил в обществе;
2) укрепляет политическиепартии, поскольку часть депутатов избирается на пропорциональной основе. Всовременном демократическом обществе политические партии создаются для участияв выборах, а не для проведения воспитательной работы с населением;
3) сохраняет преемственностьстарой и новой политических систем, поддерживая политические традиции,поскольку использование мажоритарной избирательной системы сохраняет шансы насоздание стабильного однопартийного правительства;
Представляется, чтосмешанная система преодолевает недостатки и пропорциональной, и мажоритарнойсистем. Возможно, что у нее самая хорошая перспектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первый взгляд можетпоказаться, что избирательная система сама по себе не может и не должнаоказывать существенного воздействия на итоги выборов. Избирательная системаесть не что иное, как определенная “технология”, трансформирующая голоса вмандаты, которая должна быть нейтральной по своему характеру, не создаватьпреимуществ и препятствий никаким партиям и кандидатам.
Законодательно установленнаядля выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не толькона персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса,начиная от выдвижения кандидатов в немалой степени также зависят того, каковметод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важныеаспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчасвесьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы:функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента,ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всегомеханизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могутпоощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особоблагоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые болеевыгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные еемодели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот,стимулируют внутрипартийную бобру. Существуют виды избирательных систем,которые могут эффективно применяться в условиях “партийного государства” иобщества; другие формально сохраняют внепартийный характер. Наконец, что, безусловно,необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностейизбирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную навыборах, хотя характер и содержание этих искажений для разных ее моделейнеодинаковы.
Достоинства и недостаткиразличных избирательных систем широко обсуждаются в литературе. Считается ужематематически доказанным, что идеальной демократической процедуры проведениявыборов не существует. Поэтому при оценке избирательной системы решающую рольиграет соотношение приоритетов: если во главу угла ставится формированиестабильного эффективного правительства, предпочтение отдается мажоритарнойсистеме; если же делается акцент на адекватном представительстве в парламентеинтересов различных групп населения — пропорциональной.
Следует так же помнить отом, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательнойсистемы, принятой в той или иной стране. Важное значение имеют политическая культураи активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов,возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случаевыборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства,правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальныхконфликтов. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управлениестраной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участиев выборах возвышает людей, поднимает их гражданское достоинство, ибо голосавсех избирателей равны и значимы для государства. Тем самым выборы объединяютлюдей в единое целое, нацию, народ. Если же народ не уверен в том, что выборыпроходили честно, что голоса подсчитаны правильно, то уважение к таким выборами к таким властям исчезает. В таком случае выборы не выполняют своих функций,какие бы хорошие избирательные законы не принимались и какая бы избирательнаясистема не применялась.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выборы: правовые основы,избирательные технологии: научное правовое и практич. пособие/ С.А. Альфер,И.И. Бугрова, А.Е. Вашкевич и др.; отв. ред. С.А. Альфер; Науч. ред. М.Ф.Чудаков. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Тесей, 2000. – 304 с.
2. Василевич Г.А., Кондратович Н.М.,Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник/ Г.А Василевич,Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; Под общей редакцией Г.А Василевича. – М.:Книжный Дом, 2006. – 480 с.
3. Основы идеологии белорусскогогосударства: Учеб. пособие для вузов/ Под общей редакцией С.Н.Князева,С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2004. – 491 с.
4. А.А Мишин Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1996. –400 с.
5. Рыбаков А.В. Избирательное право иизбирательные системы// Социально-политический журнал. – 1998. — №2. – с.113 –122.
6. Конституционное (государственное)право зарубежных стран: Учебник. В 4-томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшук. –Мн.: Изд-во БЕК, 1996. – 778 с.
7. Чудаков М.Ф. Конституционное правозарубежных стран: