Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Тихоокеанскийгосударственный университет»
Кафедра:«Государственно-правовые дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
8 вариант
Дисциплина: «Конституционное(государственное) право зарубежных стран»
Тема: Избирательноеправо и избирательные системы в зарубежных странах.
Выполнила: студентка гр. Ю (у) 1 год обучения
шифр 060442244
Перцева Светлана Викторовна
Проверил(а):______________________________
Хабаровск 2007
Содержание
1Понятие, виды и принципы избирательного права. 2
2Избирательный ценз: понятие и виды… 4
3Понятие и виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная 6
4Референдум: понятие, сущность, порядок проведения. 15
Задача. 41
Списокиспользуемых литературных источников. 42
1Понятие, виды и принципы избирательного права
Понятие избирательного права и сущность выборов. Выборы осуществляютсяна самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается ихруководство, в акционерных обществах — совет директоров или иной орган, вкооперативах — правления и т.д. Многие государственные органы также избираютсяв центре (парламенты или по крайней мере их нижние палаты, президенты), наместах избираются органы местного самоуправления — советы, мэры и т.д.Большинство органов, избираемых гражданами, называются обобщеннопредставительными. В редчайших случаях избирается непосредственно гражданамипремьер-министр: в 1996 г. такие выборы впервые состоялись в Израиле. Выборы —это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечиваютотбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристикгосударственной жизни, государственного режима.
Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают:всеобщими (на всей территории государства) и региональными;
прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными имногостепенными; полными и частичными (дополнительными);
очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (есливыборы признаны несостоявшимися) и т.д.
Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы — это непосредственное избраниегражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностныхлиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например,королевство Бутан) прямыми выборами избираются депутаты нижней палатыпарламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления(общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данномслучае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш,Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самимпарламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов,назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палатыпарламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижниепалаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектахфедерации, в автономных образованиях. В единственной стране — Израиле с 1996г. прямыми выборами избирается премьер-министр.
Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в томчисле в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретическипрямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, еслиони обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению стольвысоких постов v должностных лиц, влияющих на жизньстраны. Поэтому вопрос о применении той или иной системы выборов — это вопросцелесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей,национальной спецификой.
Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные(их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы, имеют два варианта.При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этогоизбирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когдаизбиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем ужевыборщики, собравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленногозаранее кандидата в президенты от той или иной партии. Голоса выборщиков штатовсуммируются в Вашингтоне — столице США. Подобный порядок существует вАргентине, до 90-х годов он применялся с определенными поправками в унитарнойФинляндии. Косвенными выборами избирается сенат во Франции, где голосуют закандидатов: а) члены нижней палаты парламента, избранные от данногодепартамента — административно-территориальной единицы; б) члены советов —органов местного самоуправления региона — наиболее крупнойадминистративно-территориальной единицы; в) члены генеральных советовдепартаментов; г) специально избранные для такого голосования муниципальнымисоветами их члены. Косвенными выборами избирается также верхняя палатапарламента в Индии, президент в Германии и т.д. При втором варианте выборыпроводятся не специально создаваемой избирательной коллегией, а постояннодействующим органом. Наиболее отчетливый пример этого — избрание президентовпарламентами в Греции, Турции и других странах.
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительныеорганы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избираютдепутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшеезвено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась вСССР, на Кубе, в Анголе, Мозамбике. В настоящее время она существует в Китае.2 Избирательный ценз: понятие и виды
В современных зарубежных странах всеобщее избирательное правоограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю).общие требования — регламентируют активное избирательное право — правоголосовать, и дополнительные требования — предъявляются к кандидатам навыборные должности.
Возрастной ценз — это установленное законом требование, согласно которомуправо участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенноговозраста.
Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государствомтребование, согласно которому избирательное право предоставляется только темгражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенноговремени. Для получения активного избирательного права на парламентских выборахтребуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США — 1мес., ФРГ – 3 мес., во Франции — 6 мес., в Канаде — 12 мес.). В ряде стран цензоседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянноежительство. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме.
Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» исовершенно не распространялось на женщин.
Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограниченийизбирательного права. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затемв течение последующих десятилетий, а особенно после второй мировой войны, онпал в большинстве стран. США предоставили избирательные права женщине в 1920году, Англия – в 1928, Франция — в 1944, Италия — в 1945, Греция — в 1956,Швейцария в 1971 году.
Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчасредко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется»другими цензами, которые фактически играют ту же роль. Существует целый ряддругих способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странахлишаются избирательных прав военнослужащие. Кое-где применяются различного рода«моральные цензы». В ряде стран фактически и юридически лишились избирательныхправ «цветные» и некоторые другие национальные меньшинства.
Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядомболее жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя,для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять ряду другихтребований. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно устанавливается более высокий возрастной ценз. При предоставлении пассивногоизбирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит онобычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительныхтребований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должныисповедовать определенную религию и т. д. Большинство кандидатов — это обычнопрофессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиесяподдержкой политических партий.3 Понятие и виды избирательных систем:мажоритарная, пропорциональная
Понятиеизбирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм,регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов иопределения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет иусеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определениярезультатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная имажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждойстране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие посуществу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.
Историческипервой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которойлежит принцип большинства (франц. majorite — большинство): избранными считаютсяте кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимостиот того, какое это большинство (относительное, абсолютное иликвалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрюэти разновидности.
Ужена заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеипропорционального представительства политических объединений, при котором числомандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за егокандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была примененав Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности.Ныне она существует в более чем 60 странах.
Сначала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные наобеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства — ограниченноговотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума,характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяютсясегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарнойсистемы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.
Винтересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем иисключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих системв одних странах в некоторых других стали применять систему единственногопередаваемого голоса.
Установлениетой или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, которыйнередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Теили иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгоднымиотдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательноезаконодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италияперешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарнойсистеме, а Новая Зеландия, — наоборот, от мажоритарной к пропорциональной.Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенациональногореферендума.
Какмы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных систем:пропорциональная и мажоритарная.
Перваяозначает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяютсяпропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов поизбирательным округам на основе большинства поданных голосов (системаабсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 %голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительногобольшинства, когда победители становится тот, кто получил голосов простобольше, чем любой другой кандидат).
Мажоритарнаясистема имеет одночленные избирательные округа, где побеждает простоебольшинство голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии иНовой Зеландии, Индии и Японии.
Водночленных округах есть преимущество, заключающееся в возможности объединениядесятков мелких партий вокруг одной из двух – консервативной, илилейбористской, республиканской или демократической – традиционных партий.
Встранах с пропорциональной избирательной системой используются многочленныеокруга и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученныхголосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победительполучает все места. В многочленных округах победитель получает толькопричитающийся ему процент голосов.
Пропорциональнаяизбирательная система не дает партиям никакого вознаграждения за то, что этипартии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительствопоощряет даже раскол в партиях и движениях. На выборах 12 декабря 1993 года вФедеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия” выступилочетырьмя малыми партиями.
Пропорционально-мажоритарныевыборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерампоочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы вдва тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даженебольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности.Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремленияполитических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намеренияограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их,партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная системаРоссии во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.
Вроссийской литературе по правовым вопросам избирательной системы предлагаласьследующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского:малочисленность состава партий и одновременно их многочисленность делаетнеизбежной их зависимость от номенклатурно-мафиозных кругов, от госвласти исвязанных с нею коммерческих структур, к которым должны идти на поклонкарликовые партии. Своими силами и деньгами им почти не возможно пробиться впарламент. В этих условиях большинство депутатов оказывается под жесткимконтролем указанных кругов и структур, и о демократии уже не может быть и речи.Народ в парламенте оказывается некому представлять. В этой ситуации выход изтупика могла бы дать система выборов по производственному принципу. То есть,когда депутаты выдвигаются и избираются на предприятиях, в учреждениях иобъединениях работников – “единоличников” – фермеров, писателей, кустарей,адвокатов, частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении ксистеме выборов первозданных Советов, но не классовой, а на общественнойоснове, чтобы все слои общества были представлены в законодательных органахвласти. Частные предприниматели – пропорционально доле частного сектора вваловом продукте.
Привыборах по производственному принципу у кандидатов и партий исчезаетнеобходимость искать поддержки у властей и финансовых структур. Дляизбирательной кампании по месту работы кандидатам не потребуется ни копейки! Неменее важно также, что избиратели всегда будут хорошо знать, за кого ониголосуют – ведь это будут их коллеги! — легко смогут контролировать избранныхими депутатов и отзывать, если депутаты станут защищать чужие интересы. Притерриториальных выборах избиратели округов, работая в различных местах,сорганизоваться для контроля над депутатами практически не способны. Привыборах на производственной основе уже не будет иметь значения, сколько встране партий, отпадает и проблема кворума избирателей. Невозможной сделается ифальсификация результатов.
Такимобразом, выборы на обсуждаемой основе способны подорвать господствономенклатуры и мафии над законодательной властью, а вслед за нею – надисполнительной и судебной. Система выборов по производственному принципу ужехорошо отлажены в мире. Они применяются при формировании центральных правленийкрупных концернов, имеющих много филиалов, правлений кооперативных объединенийи федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчасраспространяется мнение, что везде партийно-территориальная система выбороввтягивает в кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна бытьреформирована в направлении более прямого представительства различныхсоциальных слоев.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарнаяизбирательная система – один из видов избирательных систем, при которойизбранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей поизбирательному округу, где они баллотируются; применяется во многих странах, втом числе и в России.
Мажоритарнаяизбирательная система имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или предстательного органа разбивается натерриториальные единицы – от каждой избирается чаще один, но порой два и болеедепутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве,хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет.Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и неменее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этомслучае принято говорить о мажоритарной избирательной системе абсолютногобольшинства. Если считается победителем кандидат, набравший большеголосов, чем его соперники, и при этом неважно, сколько это составит отколичества проголосовавших избирателей, такую систему принято называтьмажоритарной избирательной системе относительного большинства. Если дляпобеды необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40% 2/3 отчисла участвующих в выборах избирателей) – это мажоритарная избирательнаясистема квалифицированного большинства.
Голосованиепо мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводится водин, по другим разновидностям – в два тура. Во второй тур выходят двакандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем может считатьсятот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник.
Плюсымажоритарной избирательной системы в том, что она результативна – дает победителям;кроме того, голосование предметно – избиратель отдает предпочтение конкретномучеловеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясьна их поддержку при следующих выборах. Недостаток мажоритарнойизбирательной системы в том, что голоса избирателей, поданные за не победившихкандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иного явногоменьшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности такогодепутата.
ВРоссийской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 года применяетсяпринцип сочетания пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. При этом мажоритарная избирательная система выглядит так: установлено, что 225(т.е. половина) депутатов Госдумы избираются на основе мажоритарнойизбирательной системы по одномандатным (один округ – один мандат) избирательнымокругам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, заисключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателейв которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦентральнойИзбирательной Комиссией для одномандатного округа. Для победы по округунадо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, т.е. этомажоритарная избирательная система относительного большинства. Выборысчитаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированныхизбирателей.
Помажоритарной избирательной системе проводились выборы половины депутатовГосдумы в 1993 и 1995 гг. Можно напомнить, что в 1993 г. в Совет Федерациитакже избирались депутаты – по два от каждого субъекта РФ. Использоваласьмажоритарная избирательная система относительного большинства, с той разницей,что округ был двухмандатный; избирательным округом являлась территория каждогосубъекта РФ. Что касается выборов представительных органов властисубъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить и мажоритарную, исмешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако во всех субъектах РФвыборы органов представительной власти проводятся по избирательным округам.Некоторые субъекты образовали одновременно два вида таких округов: обычные (почисленности избирателей) и административно-территориальные (т.е. округом сталсоответственно район или город, от него избран депутат в парламентсубъекта РФ). На выборах в представительные органы местногосамоуправления (т.е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются помажоритарной избирательной системе. В то же время нередко вся территорияявляется единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают вличном качестве, что как раз и характерно для мажоритарной избирательнойсистемы.
Мажоритарнаясистема квалифицированного большинства
Приэтой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированноебольшинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и,во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайноредка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
Например,в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатнымизбирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числадействительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такоебольшинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям,собравшим наибольшее число голосов.
Донедавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов,баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такогобольшинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округаобъединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось поправилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже.После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам вСенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов)установлена мажоритарная система относительного большинства.
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональнаяизбирательная система – один из видов избирательных систем, применяемый вомногих странах, в том числе и в России.
Пропорциональнаяизбирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит вследующем. Территория государства или представительного органаобъявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения,их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за одиниз таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов,поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчетзачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ; можетбыть и другой процент – в частности, 4% в Швеции, 3 – в Аргентине, 2 – в Дании,1% в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие вголосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых попропорциональной избирательной системе. Получается избирательноечастное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест впредставительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидатысогласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит нацентральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидатыиз центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандатыпропорционально голосам избирателей, подданным за данный список всоответствующем регионе.
Плюсомпропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей непропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-юпланку). Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, чтоздесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц – он знает чаще всего лидерапартии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретногоокруга, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересыизбирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует засписок в целом) и перешли к системе свободных списков – избиратель вправеотдать предпочтение кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнятьсписок. Минусом пропорциональной избирательной системы многие депутаты,политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.
Пропорциональнаяизбирательная система применяется при выборах всего парламента (Дания,Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия,Бельгия, Польша, Бразилия), либо ½ состава нижней палаты (ФРГ, РФ).
ВРоссийской Федерации пропорциональная избирательная система применяется навыборах половины -225 депутатов – Государственной Думы. Каждоеизбирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательныйсписок кандидатов в депутаты до 270 человек Возможно выделение в спискицентральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящимиз групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатовучаствуют только избирательные объединения, блоки получившие более 5% голосовизбирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. это былиКПРФ, ЛДПР, движение «Наш дом Россия» и «Яблоко».
Избирательноечастное – количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатскиймандат. В России используется при подсчете голосов и определении количествамест, предоставляемых получившим депутатские мандаты партиям и движениям,выдвинувшим свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу пофедеральному избирательному округу. 4 Референдум: понятие, сущность, порядок проведения
В последнее время все большеераспространение получает референдум (плебисцит), который имеет разнообразныеформы:По предмету референдумы делятся на:
- конституционные;
- законодательные;
- по международным вопросам;
- по административным вопросам. По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:
- консультативные;
- «дозаконодательные»;
- совещательные;
- «послезаконодательные»;
- ратифицирующие.
Референдумытакже бывают обязательными и факультативными.Инициаторами проведения референдума могут выступать
государственные органы;
избиратели.
С помощьюреферендума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения. Однакоэтому институту не может быть дана односторонняя оценка.Термин «референдум» (от латинского «referendum»- то, что должно быть сообщено) Голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение. В отличие от выборов Голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса Принятое решение Считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом Решение может приниматься
посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос;
посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор — встречается редко). Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского «plebiscitum» – решение народа)
С точки зрения юридической, различий нет - это полные синонимы.
С точки зрения стиля – плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д. Иногда в литературе – всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.) Понятие опрос предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. В некоторых странах, например, в Швеции Существующий институт именуется консультативным референдумом Болгарское законодательство на основе Конституции 1971г. «народный опрос» как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов. Бразильская Конституция (ст.14) Среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит ст.49 (п. XV) Определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит – решающий. В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей Например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины против. Правительство воздержалось. Референдум может быть использован
как противовес представительной демократии;
как средство обойти парламент и принять
государственное решение вопреки ему.
Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. II) Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект.
Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции.
Выводы:
Референдум какнепосредственное волеизъявление народа имеет преимущество передпредставительной демократией, при соблюдении определенных условий:
выносимый нареферендум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;
до референдумадолжны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствияпринимаемого решения.
При соблюденииэтих условий на референдум может быть вынесен сложный законопроект, вплоть допроекта Конституции.
Право на участиев референдуме.
В референдуме имеют право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом.
Если, например, условия получения активного избирательного права различны при выборах в разные палаты парламента или другие государственные органы, право участия в референдумах обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип действует и при местных референдумах. Например, в Австрийском Федеральном законе о народном голосовании 1958г. в редакции 1972г. ч. 1 §5 определяется: «право голоса имеют все мужчины и женщины, которые на день начала компании по проведению народного голосования (§2, ч. 1) обладают правом участвовать в выборах в Национальный совет».
Голосование на референдуме равное.
Каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой. Вес каждого голоса одинаков. Например, см. ч.1, ст.5 органического закона Испании о регулировании различных видов референдума 1980г.
Аналогично справилами участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательномучастии в референдуме.
На референдумеголоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него.
Голосованиеявляется тайным.
Предметреферендума.
Это вопрос,подлежащий решению посредством народного голосования.
Референдумыделятся на:
Факультативный
– назначение зависит от органа, компетентного назначать референдум, либо на основании конституции или специального закона.
Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.
Это такой, который можно проводить или не проводить.
Например, ч. 2-4 ст. 89 Конституции Швейцарской конференции 1874 г. разрешает выносить на референдум федеральные законы и постановления общего значения. Значит предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции В некоторых странах устанавливаются ограничения
Например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.
См.: §46, ч. 6 Конституции Дании (не выносит на референдум финансово-бюджетные программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д.)
Обязательный
– абсолютный
Относительный, если другим способом решение не может быть принято- Например, в Конституции Испании ст.151, ч.2 «что референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества. А согласно Конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 „пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов“. Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средств разрешения разногласия между конституционными органами власти
Согласно Швейцарской Конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального Конституции Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре Конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум.
В первом случае – это абсолютно-обязательный
референдум
Во втором случае – относительно обязательный.
Отменительный
(народное вето), т.е. референдум допускается лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона (или акта). Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента.
См. Конституцию Италии
Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине)
В большинстве случаев местные референдумы факультативны
предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы
Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам:
1)об объединении и разъединении общин;
2)об образовании новой общины;
3)о создании местного представительного органа и о его разделении;
4)по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением.
Не могут выноситься на референдум:
1)о бюджете;
2)о местных налогах;
3)о кадровых вопросах Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.
ПроцедурареферендумаИнициатива и назначение принадлежит
главе государства;
парламенту;
иногда обоим органам;
правительству;
группе депутатов парламента;
региональным органам власти;
группе избирателей. Право инициативы дает возможность
принятия государственных решений и придания им особого авторитета;
оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями. Референдум по инициативе группы избирателей – петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким)
например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает:
общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом);
в ч. 1 §30 – президент республики пользуется правом этой инициативы;
Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей. Инициатор представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума);
Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов;
положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения). Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией.
Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи – по требованию 150000 избирателей.
По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя.
В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д. Организация референдума.
Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:
производство по референдуму подчинено избирательному праву;
права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;
избирательские советы будут образоавны в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;
СМИ публичные – бесплатное время парламентским политическим группам;
льготный тариф для почты;
агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования;
в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования;
голосование осуществляется официальными бюллетенями;
проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней;
итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента;
протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить:
о недопустимости протеста;
о действительности голосования и объявлении его результатов;
о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов;
о недействительности голосования.
ФормулареферендумаВиды: Обращенный к голосующим вопрос.
Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д.
Ответ должен быть „да“ или „нет“. Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса).
Может быть предложено:
отметить (например, „крестом“) предпочитаемый вариант;
ответить „да“ или „нет“ (»жесткое" требование);
положительный ответ, два или более вариантов («мягкое» требование).
Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:
предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;
предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;
какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.
Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос. Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов.
Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.
В Австрии – единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.
Определениерезультатов референдума.Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования.
Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум).
Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос.
Испанский закон никакого порога не устанавливает. Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 «При проведении народного голосования решение принимается простым большинством».
По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из общего числа. Исключения.
В Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.
В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство голосов, конституционной поправки – абсолютное большинство в большинстве кантонов.
В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах. Проблема абсентеизма: можно ли мнение активного меньшинства считать мнением народа? Можно и нужно. В данном случае абсентеисты, которым все равно, готовы принять решение любого большинства тех, кому не все равно и кто пришел голосовать, чтобы выразить свою волю. И такое решение должно быть обязательным для всех, включая абсентеистов.
Правовыепоследствия референдума.Практически речь идет: О юридической силе акта, принятого путем референдума.
Если речь идет о Конституции, проблем нет – она обладает высшей юридической силой;
Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму. О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.
По Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.
Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.
5 Народнаязаконодательная инициатива
Государственная власть может осуществляться либо посредством деятельностиее различных ветвей, органов государства, либо непосредственно народом(например, корпусом избирателей на референдуме при принятии новой конституции).Государственным органом народного представительства является, прежде всего,парламент (иногда есть надпарламентские органы). В этом случае вдемократических странах говорится о представительной демократии приосуществлении государственной власти. При представительной демократии народреализует свою власть (государственную и власть территориального коллектива)через избранных им представителей, через коллегиальные органы народногопредставительства. Если власть осуществляется народом непосредственно, это –прямая, непосредственная демократия.
В конституционном праве под непосредственной демократией понимается формаосуществления власти, при которой сам народ принимает решения по вопросамгосударственной жизни без посредства выборных представителей. Непосредственнаядемократия является прямым выражением народного суверенитета, и реализуетсяпосредством:
выборов избирателями главы государства, парламента (иногда ипремьер-министра);
досрочного отзыва избранных депутатов (в Австрии и Президента) по волеизбирателей путем голосования;
референдума, плебисцита, всенародного опроса, всенародного обсуждения(причем, во многих странах законы, принятые референдумом, имеют преимущества посравнению с парламентскими);
права петиций (наделение граждан правом обращаться к властям, включая и законодательныеорганы различных уровней, с письменным требованием, предложением, жалобой, накоторые власти обязаны реагировать в установленном порядке. Петиция можетсодержать законодательные требования); народной законодательной инициативы;
«народного вето» (разновидность отвергающего конституционного или законодательногореферендума, представляет собой проводимый по инициативе избирателей референдумс целью отмены проекта или уже принятого парламентом акта);
ландсгемайнде (специфический институт непосредственной демократии, применяемыйв некоторых кантонах Швейцарии, – общий сход всех избирателей кантона,обладающий весьма широкой компетенцией).
Аналогичные институты прямой демократии могут существовать на уровнеместного самоуправления.
Народная законодательная инициатива представляет собой право определеннойгруппы избирателей предложить проект закона (решения референдума), которыйподлежит обязательному рассмотрению парламентом, хотя последний вправе принятьлюбое решение: согласиться с проектом, внести в него поправки или отклонитьего. Народная законодательная инициатива имеет две разновидности: оформленную (сформированную)и неоформленную (несформированную). Оформленная (сформированная) представляетсобой постатейно составленное предложение; неоформленная (несформированная) –общее пожелание, общие принципы проекта, по которому должно высказатьсяпредставительное учреждение.
Институт народной законодательной инициативы предусмотрен конституциямиили законами ряда стран. На общегосударственном уровне он действует в Австрии,Испании, Италии, Швейцарии, на Филиппинах. На региональном уровне – применяетсяв США, Швейцарии и некоторых других странах (в субъектах федерации). Он неприменяется или редко применяется в тех странах англосаксонского права, гдевсегда господствовала идея верховенства парламента.
Так, в Великобритании института народной законодательной инициативы,равно как и досрочного отзыва депутатов, не существует. Долгое время отвергалсяв Великобритании также институт референдума: закона о референдуме нет; все проводившиесяреферендумы (общегосударственный был один раз в 1975 г. по вопросу о вступлениистраны в Европейское сообщество, ныне Союз, местные референдумы проводилисьнесколько раз в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе) были осуществлены наоснове специальных законов, каждый раз принимавшихся Парламентом.
Не применяется институт народной законодательной инициативы во Франции.Однако конституционное право Франции предусматривает широкое использованиеинститута референдума. Референдум может проводиться Президентом по предложениюправительства или по совместному предложению обеих палат Парламента, но толькопо определенному кругу проблем, установленному новой редакцией (1995 г.) ст. 11Конституции. Это – организация публичных властей, реформы в экономической исоциальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику,ратификация международных договоров, которые могут отразиться нафункционировании государственных инсти¬тутов страны. Местный референдумвозможен в двух случаях:
1) уступка, присоединение, обмен территории государства не могут производитьсябез согласия ее населения (на основе этой статьи Конституции проводилисьреферендумы в Алжире в 1962 г., на Коморских Островах в 1974 г., на островеМайотта в 1976 г.);
2) объединениекоммун.
Хотя, как отмечают специалисты, во Франции к местным референдумамотносятся отрицательно, они проводятся довольно часто: по статистике, в среднемсемь местных референдумов в год.
Конституционное право Индии не знает института референдума. Ни наобщегосударственном, ни на местном уровне референдумы не проводились, Импрепятствует, в частности, высокий уровень неграмотности взрослого населения.Не известны Индии и народная законодательная инициатива, право отзыва депутатовизбирателями. Народная законодательная инициатива не используется и во многихмусульманских странах, где доминирует концепция ашшура.
Конституции стран, предусматривающие возможность народной законодательнойинициативы, устанавливают, что для внесения проекта закона нужно собратьопределенное число подписей избирателей, подлинность которых подвергается проверкеи удостоверяется нотариусом или должностными лицами местного самоуправления науровне общин (обычно это число соответствует числу подписей для инициативыреферендума).
Так, в Бразилии, для того, чтобы представить проект закона в Парламентв форме народной законодательной инициативы и чтобы он был рассмотренПарламентом, необходимо собрать подписи не менее 1% избирателей страны из неменее, чем пяти штатов. По ряду вопросов (вооруженные силы, организация администрации,судов и др.) народная законодательная инициатива осуществляться не может.Практически использования этого права на общенациональном уровне в Бразилии небыло. В соответствии с Конституцией институт, аналогичный народнойзаконодательной инициативе, может быть применен для издания нормативных актовна уровне штатов и муниципий.
В Швейцарии народная законодательная инициатива по частичному пересмотруКонституции должна исходить от 100 тыс. избирателей (п. 2 ст. 139 Конституции1999 г.). Если федеральное собрание одобряет народную инициативу, составленнуюв общих выражениях, то оно подготавливает частичный пересмотр в указанноминициативой смысле и передает ее на голосование народа и кантонов. ЕслиФедеральное собрание отклоняет инициативу, то оно передает ее на голосованиенарода, который принимает решение о том, нужно ли это предложение проводить вжизнь. В случае одобрения инициативы Федеральное собрание подготавливаетпроект, требуемый инициативой.
В Испании народная законодательная инициатива может осуществляться попредложению 500 тыс. избирателей. Предложения, однако, не могут вноситься вотношении норм, регулируемых органическими законами (т.е. согласно п. 1 ст. 81 Конституции1978 г. в отношении основных прав и свобод, статутов автономных сообществ,всеобщего избирательного права и иных областей, предусмотренных конституцией),в отношении налоговой политики, помилования, международных отношений.Исключается возможность народной законодательной инициативы в отношениипересмотра Основного закона, государственных планов экономического развития ибюджета (ст. 131, 134 п. 1, 166).
Основной закон Испании также предоставляет всем гражданам страны правоиндивидуальных и коллективных письменных петиций (ст. 29 п. 1), но лишает праваколлективных петиций представителей силовых структур (ст. 29 п. 2).
Конституцией Италии предусмотрена народная законодательная инициатива(ст. 71 Конституции 1947 г.). Не менее 50 тысяч избирателей могут внести в однуиз палат Парламента проект, составленный в форме статей закона. В этом случаесама палата проводит проверку и подсчет подписей обратившихся с требованием иустанавливает их правильность.
Конституция Италии наделяет также всех граждан правом (ст. 50) направлять впалаты Парламента петиции с «требованием законодательных мероприятий или сизложением общественных нужд». В этой связи конституционно закрепленную возможностьвключения в петиции требования о законодательных мероприятиях можно вопределенной степени расценивать как одну из форм народной законодательнойинициативы.
В Австрии могут внести народную законодательную инициативу в нижнюю палатупарламента – Национальный совет 100 тыс. избирателей или одна шестая граждантрех земель, обладающих правом голоса.
В Венгрии необходимо собрать 50 тыс. подписей, в Польше -100 тыс., в Грузии –30 тыс., в Перу – не менее 50 тыс., в Колумбии – 5% (от числа избирателей).
В законодательных актах ряда стран предусматривается, что избиратели,осуществляющие народную законодательную инициативу, должны представлять вопределенной пропорции различные районы страны. Это сделано для того, чтобыпостановка вопроса имела общегосударственный, а не местный характер. Например,в Бразилии избиратели-инициаторы должны представлять не менее пяти штатов (из26), в Румынии – не менее одной четверти общей численности уездов страны.Зачастую установлен срок сбора подписей: обычно он составляет не более шестимесяцев.
Нередко требуется, чтобы проект закона, представляемый в порядкезаконодательной инициативы, был оформлен соответствующим образом – разделен наглавы, параграфы или статьи, а иногда – чтобы он имел также мотивировочнуючасть и объяснение необходимости принятия данного закона. Подписи избирателейдолжны содержать имена, фамилии, часто – место жительства или название общины,в списки которой внесен избиратель. После проверки подписей и их удостоверения законопроектпередается в парламент и рассматривается им по обычной процедуре. Народнаязаконодательная инициатива обычно не допускается по тем же вопросам, что иреферендум (о налогах, амнистии, по бюджету и др.), а также по международнымвопросам и о конституционной реформе.
В отдельных странах усеченным правом законодательной инициативыобладает церковь (например, в Великобритании), но только по религиознымвопросам.
Специалисты отмечают, что в ряде стран народная законодательнаяинициатива применяется редко и недостаточно эффективна. Например, в Италии современи принятия Конституции 1947 г. в таком порядке принят лишь один закон (вцелом в Италии принимается в среднем 300 законов ежегодно).
Несколько иную картину представляет Германия. В этой стране в последнеевремя институты непосредственной демократии активно развивались. Наряду стакими институтами, как референдум и народный опрос, в рамках прямой демократиив Германии различаются:
– гражданские инициативы, когда граждане объединяются, чтобы достичь каких-либоцелей, касающихся повседневной жизни, например, спасти деревья от вырубки,построить новые игровые площадки для детей или, наоборот, воспрепятствовать строительствучего-либо. По своему воздействию они приравнены к подаче петиций;
– гражданскиеили народные законодательные инициативы, представляющие собой «право всегонарода или части народа вынести на народное голосование (плебисцит) вопрослюбого содержания».
В настоящее время в Германии продолжается дальнейшее развитие прямойдемократии. С начала 90-х годов гражданские или народные законодательныеинициативы закрепились повсеместно на коммунальном и земельном уровнях. С техпор граждане Федеративной Республики все чаще пользуются этими инструментами,дающими им возможность напрямую решать насущные политические вопросы.
До начала 90-х годов институты прямой демократии в Германии не былиодинаково развиты во всех землях и на всех уровнях власти и управления.Конституции всех земель на территории бывших американских и французскихоккупационных зон в период 1946 – 1947 гг., т.е. до принятия Основного закона в1949 г., содержали положения о народном законодательстве или различных формахплебисцитов.
Напротив, в конституциях земель из бывшей британской оккупационной зоны,которые вступили в силу лишь после принятия Основного закона, тогда (не считаяконституции Северного Рейна-Вестфалии – 1950 г.) не содержалось никакихупоминаний о прямой демократии. Особый случай представляет собой ЗападныйБерлин, закрепивший народное законодательство в своей конституции в том же 1950г. Таким образом, западногерманское земельное конституционное право оказалосьрасколотым на две части.
В 1990 г. в действие вступило восемь новых земельных конституций: вШлезвиг-Гольштейне, в пяти восточных федеральных землях, в Нижней Саксонии иБерлине. Далее были пересмотрены некоторые старые конституции, в том числе в Бременеи Гамбурге, а также начата работа над их новой редакцией как, например, вРейнланд-Пфальце. Таким образом, в более чем половине федеральных земельпроизошли глубокие изменения правового строя общества, сопровождавшиеся повсеместнымпринятием решений в пользу развития прямой демократии.
Но не только народная законодательная инициатива и плебисцит были занововведены там, где их прежде не существовало. Подъем прямой демократиихарактеризуется также тем, что в старых землях с действительно демократическимивозможностями барьеры на пути народного законодательства отчасти былирадикально снижены. Кворум при народной законодательной инициативе,установленный в послевоенное время на уровне не ниже 20%, уже сокращеннаполовину в Бремене и Берлине. То же самое планируется сделать вРейнланд-Пфальце. Кроме того, в Бремене снизили признанный чрезмерно завышенным50% кворум участия в референдуме. Теперь требуется заручиться поддержкой 25%участвующих.
На коммунальном уровне изменения в области прямой демократиипроходили еще более стремительно. Так, на передний план в 1990 г. вышелШлезвиг-Гольштейн, подав положительный пример в вопросе определениянеобходимого числа участников. За ним, внеся необходимые поправки всоответствующие коммунальные уставы, потянулись и остальные: в 1992 г. – Гессен,в 1993 г. – Рейнланд-Пфальц и в 1994 г. – Северный Рейн-Вестфалия. В том жегоду, пересмотрев свою конституцию, к ним присоединился Бремен. В 1993 – 1994гг. пять восточных земель включили гражданские законодательные инициативы иплебисциты в свои новые коммунальные уставы. В 1995 г. в Баварии носительверховной власти самостоятельно через народное законодательство ввел в действиеположение о коммунальном плебисците, что по сей день остается единственным случаемв своем роде. Тем временем подтянулись Нижняя Саксония и, наконец, в июне 1997г. – Саар. Таким образом, на коммунальном уровне прямая демократия былаповсеместно введена всего за семь лет.
Благодаря реформе коммунальных уставов в федеральных землях, проведеннойв 90-е годы, были, прежде всего, введены прямые выборы бургомистров и ландратовв общинах и округах. Реформа привела также к активизации гражданской ответственностинаселения.
Реформы продолжаются и в настоящее время. Так, многие федеральные землиизменили условия проведения земельного референдума или начали соответствующуюподготовку к такой реформе. В Рейнланд-Пфальце в рамках конституционной реформыбарьер для принятия к рассмотрению народной законодательной инициативы былнаполовину снижен – с 20 до 10 процентов. Одновременно с этим, однако, былусложнен порядок проведения референдума, для которого прежде не требовалоськворума. Впредь голосование будет считаться состоявшимся лишь в том случае,если в нем приняло участие не менее одной четверти общего количества имеющихправо голоса избирателей. В Северном Рейне-Вестфалии правительственная коалицияв составе СДПГ и партии «Зеленых» совместно с оппозиционным ХДС предпринялапервые шаги для упрощения процедуры выдвижения народных законодательныхинициатив. В том числе, должен быть наполовину снижен и барьер для принятия крассмотрению народных законодательных инициатив (пока он составляет 20%). Поистечении более двух лет наметилось достижение единой позиции всехпарламентских фракций Гамбурга, что должно улучшить положение дел с прямой демократией.Реформа была начата после состоявшегося в 1998 г. референдума, на котором болееполумиллиона избирателей потребовали усовершенствования правовой базыпроведения референдумов.
Исследуя изменения в области прямой демократии, эксперты особо отмечаютБаварию. Референдум о введении всеобщего опроса граждан на коммунальном уровнеоживил в Баварии развитие прямой демократии. Прямая демократия обрела новыйразмах на коммунальном уровне. За пять месяцев 170 гражданских законодательныхинициатив дали практическое подтверждение таким реалиям политической жизни вБаварии, для проявления которых в Баден-Вюртемберге понадобилось почти 35 лет(197 гражданских законодательных инициатив). По использованию народныхзаконодательных инициатив и плебисцитов Бавария превосходит все остальныефедеральные земли, проводившие реформы с 1990 года. Спустя 22 месяца послевступления в силу соответствующего закона там зафиксировано уже более 330гражданских законодательных инициатив и почти 220 плебисцитов.
Что касается тематики гражданских законодательных инициатив, тоона весьма разнообразна, но в то же время имеет характерную структуру. Напервом месте, например, в Баварии фигурируют транспортные проекты (31,4%); заними следуют объекты коммунальной инфраструктуры, учреждения по обслуживанию населения(бассейны, предприятия коммунального хозяйства, школы – 24,2%), общие планыиспользования территории при застройке (15,1%) и проекты по удалению ипереработке отходов (связанные с вывозом мусора, отводом сточных вод и очисткойводы – 10,7%). В Гессене список приоритетных тем возглавляют объектыинфраструктуры, учреждения по обслуживанию населения (30,1%), затем идутэкономические проекты (например, выделение территорий для промышленных предприятий– 25,3%), проекты в сфере транспорта (15,7%), проекты по вывозу и переработкеотходов (12,0%).
Гражданские инициативы сводятся преимущественно к реагированию начто-либо. Их предметом является в 85,1% случаев (в Баварии) и соответственно в87% (в Гессене) то, что только что было принято на общинном совете (такназываемые «касса¬ционные законодательные инициативы») или пока ещёобсуж¬дается на нём (так называемые «превентивные законодательные инициативы»).Инновативными (в том смысле, что они выносят новые темы на политическуюповестку дня – так называемые «инновативные законодательные инициативы»),является лишь незначительная часть гражданских инициатив.
Народная законодательная инициатива также связана с изменением границземель. Процедура начинается со стадии получения права на ходатайство опереходе территории от одной земли к другой. Для получения такого праванеобходимо собрать подписи не менее 1% избирателей, участвовавших в последнихвыборах в Бундестаг на данной территории. Вслед за этим осуществляется такназываемая регистрация – сбор подписей избирателей за предложение или противнего. Он длится в течение не более двух недель (иначе вопрос отпадает). Вопросрешается на тех же условиях, что при референдуме и народном опросе.
В США используется институт, аналогичный народной законодательнойинициативе, – так называемый петиционный референдум – референдум, проводимый потребованию определенного числа избирателей, подписавших петицию о принятии, отменеили изменении соответствующего закона. В США такой референдум практикуется взначительном числе штатов, число подписей под петицией может быть невысоким иливесьма значительным: от 2% в Массачусетсе, 3% – в Мэриленде, 5% – в Аризоне,Калифорнии, Кентукки, Колорадо, Мичигане и др. до 15% – в штате Вайоминг, 20% –в Пуэрто-Рико, исчисляемых от количества избирателей, голосовавших на последнихвыборах губернатора штата. В петиционном референдуме совмещаются два институтанепосредственной демократии – народная зако¬нодательная инициатива иреферендум. После представления петиции в соответствующий орган проводитсяпроверка законности этого документа (например, содержит ли он требуемое числоподписей, действительными ли являются подписи избирателей). После рассмотренияпетиции проводится 2-й этап – само голосование.
От народной законодательной инициативы следует отличать так называемыйзаконодательный почин, когда практически любое лицо или группа лиц в печати, намитинге, в петиции, письме или другим путем может обратиться к государственныморганам с предложением принять определенный закон, возможно, даже с приложениемдетально разработанного проекта. Однако никакой обязанности для соответствующихзаконодательных органов законодательный почин сам по себе не влечет. Если предложение,выдвинутое путем законодательного почина, заинтересует уполномоченный на тогосударственный орган или должностное лицо, то они могут, пользуясь своимправом законодательной инициативы, внести такой законопроект в парламент, ноуже от своего имени, и только тогда данный законопроект будет рассматриваться вобязательном порядке.
Институт народной законодательной инициативы предоставляет возможностькакому-либо политическому или идеологическому течению, существующему вобществе, предлагать свои решения, даже если эти течения не представлены в законодательныхучреждениях. Ряд специалистов считает, что такая инициатива в какой-то меревступает в противоречие с принципом представительного правления. К тому же принедостаточной культуре и низком уровне образования инициативы большинства могутпротиворечить нормам морали, интересам государства, нарушать права человека ит.д. Однако, необходимо заметить, что в условиях массовой безграмотности или впериоды острых кризисов плохо работают и классические демократическиеинституты.
Как свидетельствует практика, существенными факторами развития институтанародной законодательной инициативы выступают:
– интенсивный рост культуры и образования в обществе и, в частности, ростправовой культуры населения, а также повышение общей информированностинаселения (газеты, радио, телевидение, путешествия).
Известно, что повышение общего образовательного уровня сопровождаетсяростом потребности участия в принятии решений;
– более высокая информированность определенных социальных и профессиональныхгрупп населения о специфических проблемах, существующих в той или иной сфере,отрасли и т.д., и требующих законодательного регулирования.
Например, «профессиональные» предприниматели, банкиры, фермеры, судьи,учителя и т.д. могут лучше знать насущные проблемы отрасли, чем лица (органы),традиционно наделенные правом законодательной инициативы.
Опыт свидетельствует, что гражданские законодательные инициативы иплебисциты способны оживить демократию на местах и, тем самым, укрепить местноесамоуправление, дают возможность реагировать на общественные потребности, покакой-либо причине не получившие отражения в деятельности выборного органа.Эффективно использовать данный институт могут также и общественные организации.
Задача
Возможно ли рассмотрение судом присяжных США иска, если ценность иска составляет15 долларов. Обосновать свой ответ
Нет
Наосновании Конституции США, поправка 7 ст. 7 «По всем гражданским делам,основанным на общем праве, в которых оспариваемая цена иска превышает 20долларов, сохраняется право на суд присяжных; но ни один факт, рассмотренныйприсяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатовиначе, как в соответствии с нормами общего права». Авторы Конституции придавалиисключительное значение праву на суд присяжных Поправка 6 предусматривает судприсяжных в уголовных делах. Поправка 7 распространяет это право на гражданскиеиски, цена которых превышает 20 долларов. Поправка касается только федеральныхсудов. Однако Конституции большинства штатов также предусматривает судприсяжных по гражданским делам
Списокиспользуемых литературных источников
Фридмэн Л.Введение в американское право. – М., 1993.
СоединенныеШтаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А.Жидкова. – М.,1993.
Егоров С.А.,Никифорова М.А. Конгресс США / В сб.: Очерки парламентского права (зарубежныйопыт). – М., 1993.
ЛафитскийВ.И. Конгресс США / В сб.: Парламенты мира. – М., 1991.
ЛафитскийВ.И. США. Конституционный строй и роль штатов в структуре американскойфедерации. – М., 1993.
Остром В.Смысл американского федерализма. – М., 1993.
Иностранноеконституционное право / Отв. ред. В.В.Маклаков. – М., 1996.
РешетниковФ.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М., 1993.
Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран. – М., Юристъ, 1999.
Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М., Юристъ, 1999.
Мишин А.А.,Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. – М., 1982.
Лузин В.В.Президентская модель разделения властей (на примере США). – Государство иправо, №3, 1999.
JandaK., Berry J.M., Goldman J., The challenge of democracy. Government in America(Brief Edition — Huff E., Houghton Mifflin Company, 1990).