Реферат
подисциплине:Конституционное право зарубежных стран
по теме: Избирательноеправо и виды избирательных систем в зарубежных странах
Оглавление
Введение……………………………………………………………стр.3-4
1.Понятие и принципыизбирательного права……………......……..4-11
2.Виды избирательныхсистем………………………………...……11-18
Заключение………………………………………………………..…..18-19
Список использованнойлитературы……………………………...…...20
Введение
Одним из самых древнихинститутов человеческого общества является институт выборов. Определенная формавыборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществахГреции и Рима выборы также представляли важнейший принцип государственности. Вфеодальном обществе определенные элементы выборности имели существованиезначение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значениевыборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений ипоявлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщегоизбирательного права высший избирательный орган – парламент — наиболее адекватноотвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этотпериод избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструментполитической борьбы, как показатель популярности тех или иных политическихгрупп и их представителей.
В большинстве современныхгосударств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политическойжизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политическогорежима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованныхизбирательных цензов, фальсификации результатов голосования, как правило,означают переход к авторитарным методам осуществления власти.
В современныхдемократических государствах выборы представляют собой основную формуволеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного изосновных конституционных принципов. Участие в выборах представляет собойважнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможностьосуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельности какзаконодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента,правительства), органов местного самоуправления, определенной категориидолжностных лиц, получающих свой пост в результате выборов.
Цель моей работы –рассмотреть принципы и сущность избирательного прав и существующие видыизбирательных систем в зарубежных странах.
Понятие ипринципы избирательного права
Избирательное право –один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстверазвитых демократических стран представляют собой арену острой политическойборьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившийсяполитической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать одиниз институтов конституционного права, состоящий из правовых норм,санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующихпорядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формированияпредставительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методыустановления результатов голосования, а также недействительными, голосовизбирателей и выявление победителей на выборах.
Основным и главнымисточником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, являетсяконституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права,основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления илишения граждан этого права.
Например, статья 4Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуютсявсе достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосованиехарактеризуется как личное, равное, свободное и тайное.[1]Конституциядекларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.
Объем регулируемыхконституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается.Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативногохарактера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Какправило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляетсяспециальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальныезаконы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. Вкачестве примера можно привести Российскую Федерацию. Избирательное право внашей стране имеет свои источники. К числу таких относятся:
1.Конституция РФ,конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей,городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2.Федеральный закон от 19сентября 1997г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а такжезаконы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию ипорядок выборов в различные органы государственной власти и органы местногосамоуправления.[2]
3.Указы и распоряженияПрезидента РФ, акты главы администраций и других руководителей исполнительныхорганов субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросыизбирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы иЦентральной избирательной комиссии.
Законодательство овыборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным идетализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования,но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий,финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах,деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведениемвыборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средствмассовой информации и т.д. В отдельных странах особенно англосаксонского праваи в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного правапродолжает регулироваться обычаями.
Термин «избирательноеправо» имеет в литературе два значения – объективное и субъективное.
Объективное избирательное право – это системаправовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборамиорганов государства и местного самоуправления. Это один из институтовконституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права –трудового, гражданского, административного, уголовного,судебно-процессуального. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибоони относятся одновременно к двум или более отраслям права. В качестве примераможно привести статьи уголовного кодекса, устанавливающие составы преступлений,образуемые нарушением норм избирательного права. В зарубежном праве можно такженайти случаи обратного характера, когда уголовно-правовые санкцииустанавливаются нормами избирательного права. Например, во французскомИзбирательно кодексе содержится широкая гамма уголовно-правовых норм. Последниепредусматривают весьма разнообразные составы преступлений и проступков,возможных в избирательном процессе. В Кодексе санкциям отведена целая глава(ст.L.86-L.117), а кроме того, подобные нормы встречаются и в единичномпорядке[3] .
Объективное избирательное право регулирует,следовательно, избирательную систему в широком смысле, хотя, как только чтоотмечалось, и не во всем его объеме. Обычно предметом избирательного правасчитаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо иликосвенно участвуют граждане. Избирательно- правовые нормы бывают материальнымии процессуальными; последние составляют подавляющее большинство норм даннойгруппы.
Субъективноеизбирательное право – это гарантированная гражданину государством возможностьучаствовать в выборах государственных органов и органов самоуправления. Оно представляет комплекс конкретныхправ лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательноеправо.
Активное избирательноеправо – это правогражданина, установленное законом, лично участвовать в выборах представительныхорганов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участникомреферендума.
Пассивное избирательноеправо – это правоизбираться т.е право гражданина быть избранным в представительные органы или навыборную должность, а в случае получения необходимого количества голосовизбирателей быть избранным на соответствующий пост.
Предоставление активногои пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований,установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, этопринадлежность к гражданству данной страны (не которые страны предоставляютправо голоса в выборах органов самоуправления), определенный возрастной ценз идругие условия.
Принципы субъективногоизбирательного права – это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборахделает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Напротив, нарушениеэтих принципов подрывает легитимность выборов, а следовательно, и выборныхорганов власти. Важнейшие принципы избирательного права зарубежных стран этопринципы всеобщности, свободных выборов, равенства, прямого и тайногоголосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами.
Избирательное правоформально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием ввыборах только так называемого «избирательного корпуса»[4],т.е. совокупность граждан обладающих по закону правом голоса.
Различаются :
Юридический избирательный корпус – совокупностьизбирателей, внесенных в списки (зарегистрированных)
Фактический избирательный корпус – совокупностьголосующих избирателей.
Потенциальный избирательный корпус – совокупностьвсех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либонезарегистрированных.
Круг лиц, за которымиконституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничиваетсятак называемыми цензами, то есть специальными условиями. При этом цензыне должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они непредусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установленияих законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где неполучил развития конституционный контроль.
Среди избирательныхцензов следует прежде всего указать возрастной.
Во многих странах (дляактивного избирательного права) признается избирательное право за лицами старше18 лет: например, с 18 лет – в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет– в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в четырех странах – Бразилии, Иране,Никарагуа, и на Кубе, правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного прававозрастные цензы нередко выше. Например, в Италии чтобы занять должностьпрезидента требуется достижения возраста 50 лет.[5] Такое управление требуетопределенной зрелости, накопления информации об окружающем мире, определенныйнавык решения жизненных проблем.
Еще более важные цензы: оседлостии гражданства, их не надо путать, ценз оседлости обозначает, чтоб гражданинпрожил в определенной стране или в данной местности, определенное время.Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен цензоседлости, равный 6 месяцам, а ценз гражданства не требует проживания в этойстране. Например, согласно части первой разд. 2 и части третьей разд. 3 ст.1Конституции США 1787 года членом Палаты представителей Конгресса США может бытьизбрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором – неменее 9 лет.
Применяется ещеморальный, имущественный (устанавливающий определенные нормы собственности),пола, грамотности, религиозный (в иранском парламенте необходимо исповедоватьислам) цензы. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказаниелишением свободы по приговору суда.
С активным избирательнымправом связаны принципы свободных выборов и обязательного вотума.
Принцип свободныхвыборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему визбирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что приопределении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процентизбирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.
В ряде стран предусмотренобязательный вотум, то есть юридическая обязанность избирателей принять участиев голосовании. При этом составители Конституции Итальянской Республики 1947года сочли обязательный вотум совместимым с принципом свободных выборов,записав в части второй ее ст. 48: «Голосование – личное и равное, свободное итайное. Его осуществление является гражданским долгом»[6].Правда, в Италии санкции за нарушение этого долга – исключительно моральные, авот в Австралии ленивому избирателю грозит штраф, в Греции и Турции – дажелишение свободы.
Принцип равенства – этот принцип предполагает равнуюдля каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов. Онпредставляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционногогарантируемого равноправия граждан.
Равенство избирательногоправа обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя такого же числаголосов, что и у любого другого избирателя. В западной литературесоответствующий принцип иногда определяется как «один человек – один голос»,однако в зависимости от избирательной системы голосов может быть больше, чемодин; важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, напарламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а навыборах представительных органов местного самоуправления в германской землеБаварии – по три.
Прямое избирательноеправо означает правоизбирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или навыборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев навыборах нижних палат парламентов, иногда также верхних палат (например, в США,Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии),практически повсеместно – органов местного самоуправления.
Косвенноеизбирательное правоозначает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем ужеизбирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный илисамоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому. Косвенныевыборы могут иметь две ступени или более, хотя три или четыре встречаютсявесьма редко. Двухстепенными выборами избираются, например, Президент США,Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными – подавляющая частьВсекитайского собрания народных представителей.
Косвенные выборыпредставляют собой своеобразное сито, посредством которого производится отборкандидатов в состав выборного органа. Чем больше ступеней имеют такие выборы,тем больше в процессе их может нарушаться воля избирательного корпуса. В то жевремя эта система более надежно отсеивает случайных лиц, составляя более зрелыхи надежных кандидатов.
Принцип тайногоголосования состоитв исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявления избирателя.Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.
Хотя необходимостьтайного голосования очевидна, история его значительно короче истории выборовгосударственных органов. Так во Франции теоретически тайное голосование было установленоеще в 1789 году, но практически введено только с 1871 года. В Великобританиионо ведет отсчет своего существования с 1872 года.
Виды избирательныхсистем
Избирательная система(в узком смысле слова) — способ распределения мандатов между кандидатами по результатам выборов.
В зависимости от того,какой из них применен (и, следовательно, избирательная система) результатыодних и тех же выборов могут привести к различным вариантам распределениямандатов.
Наиболеераспространенными избирательными системами являются мажоритарная ипропорциональная, а также из комбинации.
Мажоритарная система является старейшей из всехсуществующих избирательных систем. Согласно данной системе вся страна делитсяна примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого обычноизбирается один депутат. Иногда от одного округа избирается большее числодепутатов.
В зависимости отколичества избирателей, минимально необходимого для избрания депутата,выделяются следующие разновидности указанной системы:
— мажоритарная системаотносительного большинства;
— мажоритарная системаабсолютного большинства;
— мажоритарная системаквалифицированного большинства.
Мажоритарная системаотносительного большинства – самая распространенный вид мажоритарной системы. В настоящее время в«классическом» виде её применяют 43 страны (как правило, англоязычные).[7]
При ее примененииизбранным считается тот кандидат, который в округе набрал большее числоголосов. Чем его соперники (причем данная система не требует от кандидатанабрать обязательный минимум голосов, например 50% + 1 голос от числаголосующих либо иное обязательное количество голосов; единственное требование –получить голосов больше, чем лично каждый соперник).
Поскольку системаотносительного большинства не устанавливает для избрания необходимого минимумаголосов (то есть кандидат может быть зачастую и меньшинством всех избирателей),нет необходимости устанавливать необходимый минимум избирателей, при явкекоторых выборы будут считаться состоявшимися (то есть кворум). Поэтому выборыбудут легитимными, если в них примет участие любое количествозарегистрированных избирателей (даже только 1 человек)
Считается, чтоизбиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей,принявших в них участие. В случае, если в округе баллотируется только одинкандидат (обычно очень популярный, с которым нет смысла вести борьбу исоперники не выдвигают себя – это часто бывает при выборах в Конгресс США), товыборы в данном округе вообще не проводятся и кандидат считается избранным (посколькудля избрания достаточно одного голоса, например самого кандидата, а явкаизбирателей не обязательна)
Мажоритарная системаотносительно большинства имеет свои преимущества:
— она всегда результативна (каждоедепутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования;парламент формируется полностью; нет необходимости проводить 2-й тур или новыевыборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум);
— понятна избирателям;
— экономна;
— позволяет крупнымпартиям получить «твёрдое» большинство и сформировать устойчивое правительство.
Главные её недостаткив том, что:
— часто депутатизбирается меньшинством избирателей;
— теряются голоса,отданные за других депутатов;
— искажаются результатыголосования в масштабах всей страны (пример: кандидаты А, представляющие партиюА, победили в каждом из мажоритарных округов, набрав относительное большинство– 20% голосов и 20% — в целом по стране, кандидаты Б, В, Г, представляющиеодноимённые партии, набрали в округах соответственно19%, 17% и 14% и столько жепо стране; в результате партия А, набравшая 20% по стране и против которойпроголосовало 80% избирателей, получит 100% мест в парламенте; а партии Б, В,Г, набравшие почти столько же, сколько и А, а в сумме- больше голосов, чем А,не получат в парламенте ни одного места).
Для того чтобы быломеньше искажений, в ряде стран применяется мажоритарная система абсолютногобольшинства.
Ее главные отличия отаналогической системы относительного большинства в том, что:
— для избирания от округанеобходимо набрать не простое большинство (то есть больше, чем другиекандидаты), а обязательно абсолютное (то есть 50%+1 голос) большинство голосовот принявших участие в выборах избирателей;
— если никто изкандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится 2-й тур,в котором, как правило, участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее числоголосов в 1-м туре;
— победителем во 2-м туреобычно считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;
— как правило,предусматривается обязательны кворум: чтобы выборы считались состоявшимися,необходимо более половины избирателей от числа всех зарегистрированных.
Мажоритарная система абсолютногобольшинства дает меньше искажений.
Существуют также еще одинвид мажоритарной системы – мажоритарная система квалифицированногобольшинства, предъявляющая крайне высокие требования количества голосов,необходимых для избрания (например, до 1993 г., чтобы быть избраннымитальянским сенатором, необходимо было набрать 65% (почти 2/3 голосов.[8]))
Пропорциональнаяизбирательная системаявляется наряду с мажоритарной наиболее распространенной при проведениевыборов. Суть данной системы в том, что:
— за голоса избирателейборются между собой не лично кандидаты, а политические партии;
- партии выдвигают такназываемые «партийные списки», в которых указываются как сами кандидаты отодной партии, так и их очередность на получение мандатов;
— избиратель голосует запартию (и, следовательно за партийный список в целом);
- мандаты между партиямираспределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (тоесть чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получитмандатов);
— полученные каждойпартией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствиис очередностью в партийном списке.
В отличие от мажоритарнойсистемы применяемой обычно в крупных государствах, где конкурируют, как правило2 ведущие партии, пропорциональная избирательная система хороша для небольшихпо территории государств с развитой многопартийностью. В настоящее время онаприменяется в Эстонии, Латвии, ряде скандинавских стран, при выборах нижнейпалаты парламента в Польше и Чехии.
Недостатки этой системы втом, что часто многочисленные и придерживающие разных взглядов партии,пропорционально представленные в парламенте, не могут договорится между собой,не могут сформировать, устойчивое правительство, вследствие чегогосударственная политика не имеет «внутреннего стержня» — возникают партийныеиптриги, межпартийные распри, нестабильность, создаются и распадаютсякоалиции, слишком часто меняется правительство.
Голосуя за партийныйсписок, избиратели часто знают лишь его лидеров и не знают остальных членов, врезультате в парламент попадают сомнительные и случайные люди, которые никогдане были бы избраны лично в округах..
Наиболее действеннымсредством устранения недостатков пропорциональной системы является установлениязаградительного барьера (пункта). Цель заградительного барьера –препятствовать проникновению в парламент слишком мелких и случайных партий испособствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупныепартии. Тем самым парламент становится менее разрозненным по своему составу иболее стабильным.
При использованиизаградительного пункта к распределению депутатских мандатов допускаются толькоте партии, которые собрали определенный минимум голосов. В Германии, Венгрии,России это 5%; в Болгарии, Украине – 4%; Испании -3%, Израиле – 1,5%.[9]Партии, набравшие в соответствующих странах количество голосов меньшеустановленного минимума, считаются не преодолевшими заградительный барьер и краспределению депутатских мест не допускаются.
Несмотря на то, что вомногих странах мажоритарная и пропорциональная избирательная системыприменяются «в чистом виде», ряд государств пошел по пути их комбинирования, атакже использования нетрадиционных избирательных систем.
При применении одноймажоритарной системы в невыгодном положении останутся мелкие партии, не будутпредставлены интересы значительной части избирателей, чьи голоса пропадут вмажоритарных округах. При использовании одной пропорциональной системы впарламенте окажется слишком много партий, что затруднит формированиеправительства, а депутаты будут починены партийным интересам и будут оторваныот избирателей.
При совместном жеприменении обеих систем крупные партии, чьи депутаты пройдут по округам,уравновесятся средними и мелкими партиями. В результате будут максимальнопредставлены интересы избирателей, но в то же время крупные партии составятоснову парламентского большинства, что даст шансы сформировать устойчивоеправительство.
В зависимости отсоотношения элементов мажоритарности и пропорциональности смешанныеизбирательные системы могут быть:
Симметричными (половина членов парламентаизбирается по мажоритарной системе, а половина – по пропорциональной), асимметричными(предполагает не равное соотношение элементов мажоритарности ипропорциональности).
В настоящее времянаметилась стойкая тенденция (особенно в странах, недавно начавших строить своюгосударственность) не отдавать предпочтение какой-либо системе «в чистом виде»,а использовать именно смешанную избирательную систему. В очень многихсовременных государствах она применяется при избрании нижней палаты парламента.
В ряде стран применяются нетрадиционныеизбирательные системы. Как правило, это усложненные пропорциональныесистемы с различными нововведениями, смягчающие их недостатки, но делающими ихотличными от классической пропорциональной системы. Нередко такие системыименуют модифицированными или полупропорциональными. К таким чаще всегоотносятся:
— система единственногонепередаваемого голоса (ограниченный вотум);
— кумулятивный вотум;
— система единственногопередаваемого голоса;
— преферинциальноеголосование;
— панаширование.
При системе единственногопередаваемого голоса (которая применялась при выборах нижней палаты в Японии)избиратель в многомандатном округе голосует только за одного конкретногокандидата (а не за партийный список), а победителями становятся несколькокандидатов (их число равное числу мандатов в округе, друг за другом набравшиесамое большое число голосов.
Особенность этой системыв том, что по одним признакам (многомандатный округ) она пропорциональная, ноголосование идет как при мажоритарной системе (1 голос за 1 конкретногокандидата). Нередко ее называют системой ограниченного вотума, посколькуизбиратель имеет меньше голосов (1), чем надо избрать депутатов (несколько).
Кумулятивный вотум (отслова «аккумулировать») отличается от ограниченного вотума тем, что в многомандатном округеизбиратель имеет столько же голосов, сколько разыгрываются мандатов, но онможет распорядиться своими голосами так, как захочет, — может отдать по голосуразным (лучшим, с его точки зрения) кандидатам, либо отдать сразу все голосаодному из них, либо распределить их по-другому.
Система единственногопередаваемого голосаобъединяет в себе черты ограниченного и кумулятивного вотумов:
— применяется вмногомандатных округах;
— избиратель имеетнесколько голосов, обычно 3, но фактически использует их как один передаваемыйголос;
— свой голос избирательотдает разным кандидатам, но в порядке очередности (предпочтительности);например, напротив фамилии одного кандидата ставит цифру 1(то есть голосует занего в 1-ю очередь), напротив другого – цифру 2, напротив третьего цифру 3.
Главный принцип системыединственного передаваемого голоса – голоса уже избранных (и исключенных израспределения) кандидатов передаются тем, кому 1-х голосов не хватило, нокоторые указаны в передаваемых бюллетенях вторыми.
Данная системаприменялась при выборах депутатов парламента Австрии. Для отечественногоизбирателя она, скорее всего, окажется слишком запутанной, сложной инепонятной.
При преферициальномголосовании избиратель голосует как за партийный список, так и законкретных кандидатов данного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатовданного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатов внутри списка иочередность получения ими депутатских мандатов.
Панаширование – возможность голосовать закандидатов из разных партийных списков или самому дополнительно вписывать вбюллетень фамилии новых кандидатов.
Заключение
Выборы во всех странахмира легитимируют власть. Через их посредство народ определяет своихпредставителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Темсамым реализует одно из важнейших прав человека и гражданина. Посредствомвыборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главыгосударств, иногда правительства, судебные органы, органы местногосамоуправления. Выборы широко используются для формирования органовобщественных объединений, но эти выборы находятся за пределами конституционно-правовогорегулирования, за исключением тех немногочисленных случаев, когда отдельныевиды общественных объединений выполняют публичные функции.
Соблюдение принциповизбирательного права на выборах делают эти выборы действительным народным волеизъявлением.Напротив, нарушение этих принципов подрывает легитимность выборов, аследовательно, и выборных органов власти и самоуправления.
Установление той или инойизбирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередкоопределяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те илииные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгоднымиотдельными партиям, и естественно, что они добиваются включение в избирательноезаконодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италияперешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарнойсистеме, а Новая Зеландия- наоборот, от мажоритарной к пропорциональной.Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенациональногореферендума.
В любом случае в своейполитике партии учитывают установленную избирательную систему и приноравливаютк ней свою деятельность по улавливанию голосов избирателей.
Списокиспользованной литературы
1. КонституцияСоединенных Штатов Америки. Принятая 17 сентября 1787 года.
2. Иностранноеконституционное право /под. ред. В. В. Маклакова. – М.: Юрист, 1996. – 512 с.
3. Козлов Е. И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрист, 2003. – 520с.
4. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2.Часть общая: Учебник/Отв. ред. Проф. Б.А. Старушин – 3-е изд., обновл. и добавл. – М.: БЕК, 2000. –784 с.
5. Конституционноеправо зарубежных стран. Учебник для вузов /Под ред. Член-Корр. РАН, проф. М.В.Баглая, доктора юр. наук проф. Ю.И. Лейбо и доктора юр. наук проф. Л.М Энтина.– М.: Норма, 2005. – 832 с.
6. Конституционноеправо зарубежных стран: Курс лекций /Авт.- сост. А.В Якушев. – М: ПРИРОР, 1999.– 331 с.
7. Рыбаков А.В.Избирательное право и избирательные системы // Социально-политический журнал. –1998.- 2. – С.113-122.