КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу«Государственное право»
по теме: «Избирательноеправо в России»
Содержание
Введение
1.Политические права и свободы в системе основных прав человека
2.Понятие российского избирательного права
3.Правовые основы создания и деятельности политических партий в России
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Институт прав и свобод человека и гражданина являетсяцентральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защитынарода в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произволагосударственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условиемнормального функционирования и развития правового государства. Их важнойразновидностью являются политические права личности, которые в свою очередьявляются краеугольным камнем политической системы страны.
В настоящий момент российские демократические институты ироссийская политическая система находятся в стадии формирования. Поэтому темаданной работы важна и актуальна.
Цель работы – охарактеризовать современную политическуюсистему России. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать политические права человека всовременной России;
выявить черты и особенности современного российского избирательногоправа;
проанализировать условия регистрации и осуществлениядеятельности политических партий в России.
Работа состоит из введения, трех разделов и заключения.
1. Политические права и свободы всистеме основных прав человека
Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, вюридических и социологических пособиях и популярной литературе являетсяклассификация ООН, в которой выделены следующие группы правового статусачеловека и гражданина[1]:
1. Гражданские права.
2. Политические права.
3. Экономические права.
4. Социальные права.
5. Культурные права.
В историческом контексте современные исследователивыделяют три поколения прав: первое – политические и личные права,провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные визвестных декларациях (американской, английской, французской); второе –социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей,движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование,социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежниеправа, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье – коллективныеправа, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходенационально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность,независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет,избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.).Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно нагляднопоказывает последовательную эволюцию развития данного института, историческуюсвязь времен, общий прогресс в этой области.
В отечественной литературе подвергнута справедливойкритике концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности,отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попыткиобъявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованнымстранам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемыхсудом». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение на второй плансоциально-экономических прав как прав иного порядка в сравнении с личныминеотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду»[2]. Однако, думается, врядли оправдано такое противопоставление прав – все они для личности важны инужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именносейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многихсоциально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы,чем сейчас, когда складываются «несоциалистические» отношения. Утрата этихзавоеваний особенно остро ощущается в наши дни.
Разграничение конституционных (основных) прав и свободчеловека на личные, политические и социально-экономические – наиболеераспространенное основание их классификации.
Политические права и свободы граждан, как и личные,признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическуюспецифику[3]:
а) это права в сфере политики (политика – областьдеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, социальнымигруппами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственнойвласти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания егодеятельности), неразрывно связанные с осуществлением в стране государственнойвласти;
б) поскольку в осуществлении государственной власти вРоссийской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случаеРоссия не была бы суверенным государством), политические права и свободы – этоправа граждан России. Например, право каждого на объединение получило внастоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может бытьпризнано политическим общественное объединение, устав которого предусматриваетчленство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан,иностранных или международных организаций;
в) поскольку политические права и свободы связаны ссознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этимиправами обусловлено наступлением определенного возраста.
Конституция Российской Федерации в ст. 30-33 закрепляетследующие основные политические права и свободы граждан.
1. Право на объединение (ст. 30).
Предусмотренное этой статьей право означаетбеспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Онопрепятствует узурпации власти государством, одним человеком или узкой группойлиц.
Согласно Международному пакту о гражданских иполитических правах (ч. 1 ст. 22) и Европейской конвенции о защите правчеловека и основных свобод (ст. 11) каждый человек имеет право на свободуассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них длязащиты своих интересов. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человеканикто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).
Свобода деятельности общественных объединений, еегарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам инормам международного права.
В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских иполитических правах говорится, что пользование правом на свободу ассоциации неподлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом инеобходимы в демократическом обществе в интересах государственной илиобщественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья инравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишьвведение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих всостав вооруженных сил и полиции.
Право на объединение базируется на принципахдобровольности, равноправия членов и других участников объединения,самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой объединения являетсяполитическая партия. Деятельность общественных объединений должна быть гласной,а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.
Вмешательство органов государственной власти и ихдолжностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как ивмешательство общественных объединений в деятельность органов государственнойвласти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренныхданным Федеральным законом.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений,в предусмотренных Законом случаях решаются органами государственной власти иорганами местного самоуправления с участием соответствующих общественныхобъединений или по согласованию с ними.
Право граждан на объединение включает в себя право создаватьна добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов идостижения общих целей, право вступать в общественные объединения либовоздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить изобщественных объединений.
Свобода деятельности общественных объединений заключаетсятакже в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов,избрании руководящих органов, составлении программы, управлении собственностью,распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами поразличным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утратычленства, включая условия выбытия из членов общественных объединений повозрасту, определяются уставами общественных объединений.
Статьей 144 УК предусматривается уголовнаяответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельностижурналистов, ст. 239 – за организацию объединения, деятельность которогосопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами наличность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнениягражданских обязанностей.
2. Право собираться мирно, без оружия, проводитьсобрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31).
Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятияи встречи является особым проявлением фундаментального конституционногоположения о свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли ислова, необходимой гарантией формирования демократического гражданскогообщества. Государство, узурпирующее права граждан, пытается порой силойвоздействовать на мирные собрания, повлиять на их содержание, предотвратить, ато и разогнать их, если они посягают на привилегии должностных лиц. Напротив,правовое государство стремится гарантировать свободу мирных собраний,обеспечить общественный порядок при проведении публичных массовых мероприятий.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации правчеловека «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».Конкретизация этого основополагающего положения дается в ст. 21 Международногопакта о гражданских и политических правах: «Признается право на мирныесобрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех,которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы вдемократическом обществе в интересах государственной или общественнойбезопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населенияили защиты прав и свобод других лиц».
Практика государств с развитыми институтами гражданскогообщества выработала набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающихсвободу проведения массовых публичных мероприятий как способ демонстрации своейволи и мнений, а с другой – не допускающих подрыва правовых устоев общества, посягательствана стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развития общества ичеловеческого общежития.
Применяемые нормы союзного законодательства краткосводятся к следующему:
о проведении собрания, митинга, уличного шествия илидемонстрации (мероприятия) делается заявление исполнительной власти, сзаявлением могут обращаться достигшие восемнадцатилетнего возрастауполномоченные трудовых коллективов, органов кооперативных и иных общественныхорганизаций, органов общественной самодеятельности и отдельных групп граждан;
заявление подается в письменной форме не позднее, чем задесять дней до намечаемой даты проведения. В заявлении указываются цель, форма,место проведения мероприятий или маршруты движения, время его начала иокончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчествауполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачизаявления;
исполнительный орган власти рассматривает заявление исообщает о принятом решении не позднее, чем за пять дней до времени проведениямероприятия. Он вправе предложить обратившимся с заявлением иное время и местопроведения. Решение может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный ираспорядительный орган. Исполнительный орган обеспечивает необходимые условиядля проведения мероприятия;
мероприятие должно проводиться в соответствии с целями,указанными в заявлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте.При проведении мероприятия организаторы и иные участники обязаны соблюдатьзаконы, общественный порядок. Участникам запрещается иметь при себе оружие,специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут бытьиспользованы против жизни и здоровья людей, для причинения материальногоущерба;
государственные и общественные организации, должностныелица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям идемонстрациям, проводимым с соблюдением установленного порядка;
исполнительный орган запрещает мероприятие, если цель егопроведения противоречит Конституции либо угрожает общественному порядку ибезопасности граждан. Мероприятие должно быть прекращено по требованиюпредставителей органов власти, если не было подано заявление, либо приняторешение о запрещении этого мероприятия, а также при нарушении порядка егопроведения, возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушенииобщественного порядка.
Представительные органы субъектов Федерации и органыместного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведенияэтих мероприятий с учетом местных условий. Этот порядок не распространяется насобрания и митинги трудовых коллективов и общественных объединений, проводимыев соответствии с законодательством и их уставами.
Сравнительно новым для нашего законодательства являетсяпонятие пикетирования. Его не было в прежних основных законах России, хотя мироваяпрактика освоила его как распространенную форму выражения своего мнениянебольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться не толькодвижущимися людьми, но и стоящими без движения, держащими в руках идемонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи ивзгляды.
Органы милиции осуществляют охрану общественного порядка,предупреждают и пресекают противоправные действия во время уличных мероприятий,привлекают правонарушителей к соответствующим видам ответственности.Неправомерные действия и решения органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющиеправо на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд наосновании ст. 46 Конституции России.
Незаконное воспрепятствование проведению собрания,митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них со стороныдолжностных лиц уголовно наказуемо (ст. 149 УК РФ).
3. Право на участие в управлении делами государства какнепосредственно, так и через своих представителей (ст. 32).
Сущность основного политического права граждан:участвовать в управлении делами государства. Управление делами государстваохватывает деятельность всех его органов, в том числе органов государственнойвласти, управления, суда. Это право реализуется через более конкретные права.
В ч. 2 статьи 32 перечислен ряд прав, конкретизирующих ч.1. К ним относятся право граждан избирать своих представителей в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, право быть избранным вуказанные органы, право участвовать в референдуме.
Право избирать заключает в себе возможность приниматьрешение по формированию данных органов, обязательное для государственныхорганов, должностных лиц, граждан. Право избирать дает возможность участвоватьв управлении опосредованно, через представителей. Отдавая свое предпочтениепрограмме политической партии, общественному движению, независимому кандидату,избиратели предопределяют направленность законодательства и конкретнойдеятельности высших должностных лиц.
Для права избирать и быть избранным характерныпериодичность реализации и общие демократические принципы избирательнойсистемы. Статья 32 не содержит перечня этих принципов. Они указаны вКонституции, в ст. 81 о выборах Президента. Эти выборы проводятся «на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Указанные принципы относятся ко всем видам выборов.Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции ст. 32 действует во взаимосвязи со ст. 21Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских иполитических правах. Нормы международного права определяют права избирать ибыть избранными на подлинных периодических выборах, производимых на основевсеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании иобеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Провозглашенные ст. 3 Конституции свободные выборыпредполагают также добровольность участия в них гражданина. Воля избирателясвободна, если имеются варианты выбора и возможность беспрепятственного выражениясвоих предпочтений посредством свободной агитации в пользу определенногокандидата или избирательного объединения. Российское законодательствоопределило организационные формы, посредством которых кандидаты выдвигаютсяпартиями, избирательными блоками, общественными объединениями, непосредственноизбирателями.
Конституцией установлена строгая периодичность выборов,являющихся высшим выражением власти народа. Попытка нарушить эту периодичностьдолжна оцениваться как посягательство на политические права граждан. Присвободных демократических выборах проигравшие на выборах избиратели и кандидатыникак не ущемляются в своих правах. В этом случае действует выработанныйисторическим опытом механизм самосохранения демократии. В очередномизбирательном цикле прежняя политическая воля меньшинства может статьюридически признанной волей большинства.
Действующее законодательство определяет право избиратькак активное, право быть избранным – как пассивное. Установлены равные права ивозможности быть зарегистрированным в качестве кандидата и получитьопределенную сумму государственного финансирования, свободно агитировать в своюпользу или в пользу своего объединения, иметь доступ к средствам массовойинформации, учредителем или соучредителем которых является государство.
Особым политическим правом является право на участие вреферендуме. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдумеРоссийской Федерации» от 10 октября 1995 г. референдум Российской Федерации –всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам,действующим законам и другим вопросам государственного значения. РеферендумРоссийской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственнымвыражением власти народа.
Часть 3 статьи определяет правовые основания ограниченийв обладании правами, указанными в ч. 2. Недееспособность граждан, признанная судом,связанная со стойким психическим заболеванием, исключает возможностьсознательной реализации политических прав. Граждане, содержащиеся в местахлишения свободы по приговору суда, не могут пользоваться правами, указанными вч. 2, в силу самой специфики наказания.
В ч. 4 ст. 32 Конституции особо выделяетсягосударственная служба как важный институт непосредственного участия граждан вуправлении делами государства. Под государственной службой понимается профессиональнаядеятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов.Государственная служба в Российской Федерации включает в себя: федеральнуюгосударственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, игосударственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в ихведении.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 граждане России имеют равныйдоступ к государственной службе. Данное конституционное положение соответствуетп. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16декабря 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то нибыло дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей странена общих условиях равенства к государственной службе. Принцип равного доступа кгосударственной службе означает равное право граждан на занятие любойгосударственной должности в соответствии со своими способностями ипрофессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.
Право поступления на государственную службу имеютграждане Российской Федерации не моложе 18, но и не старше 60 лет, владеющиегосударственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающиетребованиям, установленным законодательством для государственных служащих.
При поступлении на государственную службу, а также при еепрохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенныхограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным впорядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равнодругих обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которыхотвечает требованиям по соответствующей должности.
Конституционный принцип равного доступа гражданРоссийской Федерации к государственной службе не исключает ограничений дляпоступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей.Ограничения установлены Федеральным законом «Об основах государственной службыРоссийской Федерации».
4. Право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления (ст. 33).
Статья 33 Конституции конкретизирует связь гражданина игосударства. Она обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельностьгосударства и органов местного самоуправления. В истории формированиядемократии такая свобода определялась как «право петиций». В демократическомгосударстве граждане не просто пассивно исполняют веления государства. Онивыступают как активная, инициативная сила, вызывающая реформаторские действиягосударства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей.
Другой аспект права граждан на обращения включает способызащиты личностью своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств.
Реализация права на обращение исключает возможностьпреследования со стороны государства за массовые, групповые или индивидуальныеобращения, поскольку согласно ст. 45 Конституции государственная защита прав исвобод человека и гражданина гарантируется.
Обращаться могут трудовые коллективы, организации гражданпо партийному признаку, по месту жительства и т.д. Возраст граждан не можетвлиять на реализацию этого права. Несовершеннолетние также имеют правообращения. Реализация данного права требует индивидуальной подписи. Статьянаиболее общим образом формулирует право на обращение. Особый вид обращенийграждан в судебные органы в форме обжалования – обращение за судебной защитой.Конституцией предусмотрено право конституционной жалобы граждан.
Реализация этого права отдельными гражданами, ихобращения в Конституционный Суд Российской Федерации способствовали утверждениюсвободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав,права частной собственности.
2. Понятие российскогоизбирательного права
Попытки определить понятие объективного избирательногоправа уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. Приэтом, как правило, они преимущественно ограничивались констатацией того очевидногофакта, что российское избирательное право неразрывно связано с осуществлениемпредусмотренного Конституцией Российской Федерации (ст. 32) права гражданизбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления. Одни исследователи обозначают его как совокупность правовыхнорм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан ипорядок реализации этого права[4].Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи, сравниваяизбирательное право и законодательство с правовым обеспечением общественныхотношений, связанных с осуществлением права граждан избирать и быть избраннымив представительные органы государственной и муниципальной власти, а также навыборные исполнительные должности[5].
В целом, подобная оценка российского избирательного праваотражает его содержание, соответствует функциональному назначению предписанийизбирательного законодательства в механизме юридической регламентациивоспроизводства публичной политической власти посредством федеральных,региональных и муниципальных выборов.
Являясь важнейшим гарантом осуществления избирательныхправ граждан, современное российское избирательное право ориентировано насоздание надлежащих юридических предпосылок реализации и защиты ихизбирательных (электоральных) возможностей не только во время организации ипроведения выборов, но и в межвыборный период. Поэтому ограничение предметаизбирательного права исключительно рамками общественных отношений, опосредующихорганизацию и проведение выборов, не учитывает то обстоятельство, что вневременных интервалов избирательного процесса также обнаруживаются отношения,имеющие важное, с юридической точки зрения, значение для обеспечения практическогоосуществления избирательных прав граждан Российской Федерации.
В первую очередь среди них можно назвать отношения,связанные с организацией постоянного учета избирателей, внедрением ифункционированием автоматизированных систем накопления, хранения и обработкиданных об избирателях и результатах их волеизъявления, созданием постоянно действующейгосударственной системы правового обучения избирателей и организаторов выборовосновам избирательных технологий, обеспечением непрерывного характера деятельностиизбирательных комиссий в межвыборный период.
Конечно, складывающиеся в период между выборамиобщественные отношения по поводу реализации избирательных прав граждан имеютвспомогательный характер в системе социальных институтов, замыкающихся на механизмих осуществления. Однако, это не дает оснований для исключения их из сферыинтересов избирательного права. Более того, поступательное развитиезаконодательства о выборах свидетельствует, что в современных условиях оно всеактивнее распространяет свое влияние на отношения, прямо не задействованные наопосредование организации и проведения выборов, но являющиеся необходимойсоставной частью единой системы социальных связей, обеспечивающих стабильный,устойчивый характер функционирования режима поддержания и осуществленияизбирательных прав граждан. Вместе с тем, расширенный подход к определениюсферы действия норм избирательного права и законодательства может иметь местотолько в тех случаях, когда включаемые в предмет их правового регулированияотношения в той или иной степени обусловлены потребностями реализации и защитыизбирательных прав граждан и имеют прямо или косвенно своей целью формированиевыборных органов и должностных лиц.
Суммируя изложенное можно предложить следующееопределение российского избирательного права. Оно представляет собойсовокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающиеосуществление и защиту права граждан (в установленных законом случаях –иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти иорганы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в процессеорганизации и проведения выборов и в межвыборный период[6].
Такой взгляд на избирательное право Российской Федерацииидентифицирует его среди иных правовых образований, позволяет охватить рамкамиего содержания весь комплекс отношений, связанных с избирательными правамиграждан, отражает его роль в обеспечении конституционного режима формированияпредставительных институтов публичной политической власти.
Представляя собой относительно самостоятельное явлениеюридической действительности, российское избирательное право имеет достаточносложное внутреннее строение, которое вполне может быть объектом системно-структурногоанализа. В этом плане система избирательного права выглядит как совокупностьэлементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм поотдельным внутренним «ячейкам», обусловленное различием их служебных функций вреализации и защите избирательных прав граждан.
Система избирательного права включает в себя общую иособенную части. Критерием их разграничения служит масштаб действия образующихих норм. Общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющиеуниверсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление изащиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной властии органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня его реализации.Что же касается особенной части, то она охватывает собой правила,предусматривающие специфические требования, касающиеся организации и проведенияразличных избирательных кампаний, соблюдение которых имеет обязательное значениетолько при проведении конкретных видов выборов.
В свою очередь и общая, и особенная части избирательногоправа включают в себя отдельные правовые институты, под которыми можно пониматьсовокупность норм избирательного права, регулирующих обособленные в рамкахединого предмета правового регулирования группы тяготеющих друг к другуотношений, связанных с реализацией избирательных прав граждан.
Принципы избирательного права представляют собойосновополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательныхотношений. Принципы избирательного права следует систематизировать по тремосновным группам. Это, во-первых, принципы организации и проведения выборов;во-вторых, принципы участия граждан России в выборах; в-третьих, принципы,дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.
Развитие современного российского избирательногозаконодательства, практика его применения, перспективы развития на рубеже XXIвека, базируется на нормах Конституции России, Федерального закона «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации».
Принятые Законы утвердили демократические принципыизбирательного права граждан России. Всеобщий и равный характер этого права выразилсяв возможности с 18 лет участвовать в выборах без какой-либо дискриминации попризнакам пола, расовой, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям в соответствии со ст. 17, 19, 60Конституции. Содержание Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав граждан» шире его названия. Конкретные правомочия,вытекающие из права быть избирателем, означают возможность быть внесенным всписок избирателей, знакомиться с этим списком, оспаривать как всоответствующей избирательной комиссии, так и в суде правильность списка.
С появлением в нашем обществе граждан, получивших статусвынужденных переселенцев, возникли случаи отказа внесения их в списки избирателей.Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил безусловное право этойкатегории граждан быть внесенными в списки избирателей при условии соблюденияими правил регистрации по месту пребывания[7].
Провозглашенные ст. 3 Конституции свободные выборыпредполагают также добровольность участия в них гражданина. Воля избирателясвободна, если имеются варианты выбора и возможность беспрепятственного выражениясвоих предпочтений посредством свободной агитации в пользу определенногокандидата или избирательного объединения. Российское законодательствоопределило организационные формы, посредством которых кандидаты выдвигаютсяпартиями, избирательными блоками, общественными объединениями, непосредственноизбирателями.
Наряду с этим ст. 40 Федерального закона «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания» предусматривает правокаждого гражданина Российской Федерации, обладающего активным избирательнымправом и достигшего на день выборов 21 года, выдвинуть свою кандидатуру поодномандатному избирательному округу для баллотировки на выборах депутатовГосударственной Думы.
Право на свободу предвыборной агитации выражается впроведении публичных предвыборных собраний и встреч с избирателями, в дебатах идискуссиях, митингах, шествиях, использовании средств массовой информации (ст.45 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации).
Согласно законодательству предвыборная агитацияначинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до днявыборов (ст. 23 -25, 26 Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав граждан Российской Федерации»). Это имеет существенноезначение для интеллектуального и эмоционального состояния избирателей. Вобществе с демократической избирательной системой такое состояние – чрезвычайноважный фактор. Практика проведения выборов свидетельствует об огромном значенииэмоциональной поддержки большинства, выражающейся в состоянии доверия, симпатиилибо страха, агрессии, при формировании выборных институтов государственной власти.
В период подготовки к выборам в Государственную Думугруппа депутатов ее прежнего созыва и Верховный Суд Российской Федерации попыталисьоспорить в Конституционном Суде Российской Федерации конституционность ст. 5,32-39 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации». Был подвергнут сомнению, вчастности, принцип исключения при распределении депутатских мандатовизбирательных объединений, получивших менее пяти процентов голосов.Определением Конституционного Суда Российской Федерации 20 ноября 1995 г. взапросе было отказано, поскольку принципы избирательной системыконкретизируются законодательством[8].Данное определение принято в соответствии с принципами правового государства, посколькупринцип стабильности законодательства не может быть нарушен в процессе конкретнойизбирательной кампании. Для России с ее огромной территорией и многомиллионнойчисленностью населения избирательный барьер в пять процентов вряд ли можетрассматриваться как излишне завышенный. В настоящий момент принята поправка кданному закону об увеличении избирательного барьера до 7%.
Федеральный конституционный закон «О референдумеРоссийской Федерации» от 10 октября 1995 г. провозгласил наряду сзаконодательством о выборах все демократические принципы и гарантииизбирательного права. Закон детально регламентировал процедуру реализацииинициативы проведения референдума Российской Федерации ее гражданами. Наосновании ст. 9 Закона необходимо создание инициативной группы в количестве неменее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдумаРоссийской Федерации. Право на создание инициативной группы принадлежитотдельному гражданину, группе граждан, общероссийскому общественномуобъединению, устав которого предусматривает участие в выборах федеральныхорганов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативойо проведении референдума Российской Федерации. Закон подробно регламентируетпроцедуру оформления ходатайства инициативной группы и порядок ее регистрациитой избирательной комиссией, на территории которой проживает большинство членовинициативной группы.
Зарегистрированная инициативная группа должна собрать неменее двух миллионов подписей граждан Российской Федерации при условии, что натерритории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределамитерритории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них (ст. 8).Закон устанавливает особую процедуру назначения референдума ПрезидентомРоссийской Федерации.
Референдум считается состоявшимся, если Центральнаякомиссия референдума признает, что в голосовании приняло участие более половиныграждан, имеющих право на участие в референдуме (ст. 37).
В ст. 3 Закона определен исчерпывающий перечень вопросов,которые граждане не могут выносить на референдум Российской Федерации. К нимотносятся изменения статуса субъектов Федерации, досрочное прекращение илипродление срока полномочий Президента, Федерального Собрания или каждой из егопалат либо отмена их выборов (формирования). Также не выносятся на референдумвопросы принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменениявнутренних финансовых обязательств государства, введения, изменения и отменыфедеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты. Из числавопросов, выносимых на референдум, исключаются вопросы о принятии чрезвычайныхи срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, амнистии ипомиловании.
Закон во исполнение ст. 2, 5, 7, 17-61 Конституциизапрещает вынесение на референдум вопросов, ограничивающих или отменяющихобщепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантииих реализации.
Президент Российской Федерации избирается на четыре годагражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должностьПрезидента Российской Федерации более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции).
Согласно ст. 102 Конституции назначение выборовПрезидента относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания. Ввидуважности обеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного (вустановленные сроки) проведения его выборов Федеральный закон о выборахПрезидента Российской Федерации подробным образом регулирует процедуруназначения выборов главы государства. Согласно ст. 4 этого Закона днем выборовПрезидента Российской Федерации является первое воскресенье после истеченияконституционного срока, на который был избран Президент. Таким образом, СоветФедерации должен назначить выборы не произвольно, а на определенное число. Еслиже Совет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, согласноЗакону они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерациив первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекаютполномочия Президента.
Особый порядок назначения выборов Президента применяетсяпри досрочном прекращении его полномочий, как, было например, в 2000 году, вслучаях, предусмотренных ст. 92 Конституции Российской Федерации. СоветФедерации назначает досрочные выборы Президента на первое воскресенье передистечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочийПрезидентом. В случае, если Совет Федерации, приняв решение об отрешенииПрезидента от должности, не назначит выборы Президента, они проводятсяЦентральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнеевоскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента отдолжности.
Президентом Российской Федерации может быть избрангражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РоссийскойФедерации не менее 10 лет (ст. 81). Такие ограничения диктуются сложностью иответственностью задач, возложенных Конституцией Российской Федерации на главугосударства.
Положение о занятии должности Президента РоссийскойФедерации одним и тем же лицом не более двух сроков подряд направлено наобеспечение ротации, т.е. периодического замещения должности Президента различнымилицами. Подобные положения содержатся и в конституциях других государств, вчастности США (поправка XXII к Конституции; вступила в силу в 1951 г.). Онипрепятствуют установлению чрезмерной единоличной власти, долгосрочномуукреплению во властных структурах сторонников одной политической партии либополитического направления, определяемого президентом государства, которыйнаходится на своем посту в течение длительного срока.
В Федеральном законе «О выборах Президента РоссийскойФедерации» определены наиболее существенные стороны избирательной системы привыборах Президента Российской Федерации.
Избранным считается кандидат на должность Президента,который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если ни один из более двух кандидатов на должность Президентане был избран, то Центральная избирательная комиссия Российской Федерацииназначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее числоголосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считаетсякандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей,принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей,поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей,поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всехкандидатов.
Правам избирателей и кандидатов в депутатыкорреспондируют гарантирующие их обязанности государства. К ним относятсяопределенные законодательством сроки и очередность выборов, виды установленнойдокументации, процедуры заполнения бюллетеней и голосования. Создание такихучреждений, как независимые избирательные комиссии во главе с Центральнойизбирательной комиссией, также является гарантией избирательных прав гражданнаряду с судебной защитой. В качестве одной из гарантий признан институтмеждународных наблюдателей.
Решения и действия (или бездействие) избирательныхкомиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могутбыть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровнюпроводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящиеизбирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок,а в день выборов – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах,требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем вдесятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принятьсамостоятельное решение по существу жалобы. Жалобы на действия Центральнойизбирательной комиссии рассматривает Верховный Суд Российской Федерации.
Наиболее серьезные нарушения при проведении выборов иреферендума, затрагивающие права граждан, наказываются в уголовном порядке (ст.141, 142 УК).
3. Правовые основы создания идеятельности политических партий в России
Законодательство стран с устойчивой демократическойсистемой, как правило, устанавливает требование «серьезного отношения» кучастию в выборах. Объективно только партии, ставящие перед собой прямую задачуформирования политической воли большинства, определяющие своей главной цельюучастие в выборах, отвечают этому требованию. Результаты выборов в Россиисвидетельствует о преимуществах партийной организации избирателей перед иными организационнымиформами.
В 1990 году была отменена ст. 6 Конституции СССР омонопольной роли КПСС в политической системе советского общества. Данный фактпослужил началу формирования в стране политического плюрализма и многопартийности.
Политические партии представляют собой одну из самыхмногочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательногоправа. Их правовой статус закрепляется Федеральным законом «О политическихпартиях», иными федеральными законами и законами субъектов РоссийскойФедерации. Данные законодательные акты относят к избирательным объединениямтакие партии, которые удовлетворяют ряду требований.
Указанный Закон определяет в ст. 3 политическую партиюкак общественное объединение, созданное в целях участия граждан РоссийскойФедерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения ихполитической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах иреферендумах, а также в целях представления интересов граждан в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления.
Согласно той же статье Закона политическая партия должнаотвечать следующим требованиям:
политическая партия должна иметь региональные отделенияболее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте РоссийскойФедерации может быть создано только одно региональное отделение даннойполитической партии;
в политической партии должно состоять не менее пятидесятитысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектовРоссийской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделениячисленностью не менее пятисот членов политической партии. В остальныхрегиональных отделениях численность каждого из них не может составлять менеедвухсот пятидесяти членов политической партии;
руководящие и иные органы политической партии, еерегиональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться натерритории Российской Федерации.
В ст. 11 Закона конкретизируются положения ст. 32Конституции применительно к политическим партиям. Политическая партия создаетсясвободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц.Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политическойпартии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественнойорганизации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийскойобщественной организации или общероссийского общественного движения. Отметимздесь существенный пробел – Закон не дает ответа на вопрос о минимумечисленности участников общих собраний или конференций, предшествующихгосударственной регистрации партии. В Законе лишь постоянно подчеркиваетсясоответствие численности партии и ее региональных отделений требованиям пункта2 статьи 3, но не говорится о правомочности проводимых собраний.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежатгосударственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетомустановленного Законом специального порядка государственной регистрацииполитической партии и ее региональных отделений. Регистрацию политическихпартий осуществляет Министерство Юстиции РФ. Ряд специалистов в областиизбирательного права отмечают при этом, что благодаря Закону неизмеримоусилился административный ресурс Министерства юстиции РФ, которое получило впроцессе регистрации политических партий единоличное право «казнить и миловать»по своему усмотрению[9].Об этом свидетельствует информация о ходе регистрации партий и критические публикации,появившиеся по этому поводу в средствах массовой информации. Не случайно навстрече с министром юстиции Юрием Чайкой 28 сентября 2002 года Владимир Путин заметил,что задача Минюста не только регистрировать или отказывать в регистрациипартиям, но и помогать им в соответствии с Законом. Этого, к сожалению, нехватает.
Политическая партия, ее региональные отделения и иныеструктурные подразделения действуют на основании устава политической партии и всоответствии с ним (ст. 21 Закона).
Устав политической партии должен содержать положения,определяющие:
а) цели и задачи политической партии;
б) наименование политической партии, в том числесокращенное, а также описание символов (если они имеются);
в) условия и порядок приобретения и утраты членства вполитической партии, права и обязанности ее членов;
г) порядок учета членов политической партии;
д) порядок создания, реорганизации и ликвидацииполитической партии, ее региональных отделений и иных структурныхподразделений;
е) порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионныхорганов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений,срок полномочий и компетенцию указанных органов;
ж) порядок внесения изменений и дополнений в уставполитической партии и ее программу;
з) права политической партии, ее региональных отделений ииных структурных подразделений в области управления денежными средствами и инымимуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональныхотделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политическойпартии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
и) порядок выдвижения от политической партии кандидатов(списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления;
к) основания и порядок отзыва выдвинутых политическойпартией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборныедолжности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна иметь программу, определяющуюпринципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методыреализации целей и решения задач. Членами политической партии могут бытьграждане Российской Федерации, достигшие возраста полной дееспособности,дающего полное право на доступ ко всем политическим правам – 18 лет. Не вправебыть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, атакже граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.
В. Швед высказывает мнение, что Федеральный закон «Ополитических партиях» регламентирует определенный правовой процесс, обусловленныйфиксированными сроками проводимых мероприятий, предоставления в соответствующиеорганы пакетов документов, подготовленных в точном соответствии с еготребованиями, и т.д[10].В определенном смысле этот Закон можно представить как некую технологическуюкарту процесса создания, регистрации и деятельности политических партий.Поэтому при рассмотрении в Госдуме аналогичных законов целесообразно составлятьна основе обсуждаемого законопроекта некую последовательность действий пореализации его требований с указанием сроков, наименования необходимыхдокументов, их содержания и т.п. Выстраивание подобной последовательности свариантами соответствующих документов позволит еще на стадии обсуждения законопроектавыявить его слабые места, противоречия и неясности.
Заключение
При любом демократическом устройстве политические права исвободы граждан представляют собой важнейший политико-юридический институт,объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитнойкарточкой», показателем зрелости, цивилизованности.
Существенным условием становления и развитиядемократического правового государства в Российской Федерации являетсяюридическое обеспечение обязательного (императивного) проведения выборов какединственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительнымгосударственным органам и органам местного самоуправления.
Свободные, периодические, справедливые инефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современнойроссийской государственности, что объективно способствует повышению роли изначения опосредующего их избирательного права, образующего юридический фундаментформирования и функционирования всех институтов системы представительной демократии.
Избирательное право и сопутствующее ему законодательствобез всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и,как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначениев российской публично-правовой системе России.
Политические партии представляют собой одну из самыхмногочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательногоправа. Основная задача Федерального закона «О политических партиях» состоит втом, чтобы сформировать в Российской Федерации стройную правовую системусоздания и деятельности политических партий в рамках концепции «демократизациистраны». В то же время применение Закона на практике показало, что, с однойстороны, он способствует развитию наметившейся в российском обществекоммерциализации политических процессов, а с другой – становится, принеобходимости, инструментом власти для «селекции» политических сил.
Список использованных источников
1. Конституция РФ.
2. Федеральный Закон РФ «О политических партиях» от 23.06.03 №85-ФЗ (в ред.от 08.12.2004).
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе впринятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверкеконституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации»» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4867.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября1995 г. по делу о проверке конституционности части 2 статьи 10 ЗаконаРеспублики Северная Осетия от 22 декабря 1994 г. «О выборах в ПарламентРеспублики Северная Осетия – Алания» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.
5. Веденеев Ю. А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемыразвития и механизм реформирования. // Вестник Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации. 2005. №2.
6. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2000.
7. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовойаспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное ирегиональное измерения. Екатеринбург, 2004.
8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.//Отв.ред. А.В. Иванченко. М., 2004.
9. Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России //Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. 2003. №3.
10. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курслекций. 2-е изд. М, 2000.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. М., 2000.
12. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу РоссийскойФедерации.// Под общ. ред. Князева С., Кутафина О. М., 2003.
13. Правовые аспекты создания политических партий и их участие визбирательном процессе.// Материалы семинара-совещания с представителямиобщероссийских политических общественных объединений. М., 2002.
14. Скоков А.М. Строев А.М. Общество, государство и право России. М., 2006.
15. Швед В. Правовой статус партий.// Выборы. Законодательство и технологии.2002. №10.