Контрольнаяработа
Иcтopияoтeчecтвeннoгo гocyдapcтвa и пpaвa
1. Политическая иобщественная жизнь славян
По византийскимисточникам установлено, что славяне в VI в. занимали огромную территорию отДуная до Вислы и делились на три большие группы: склавинов, антов и венедов.Первые обитали между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы,вторые — в междуречье Днестра и Днепра, в нижнем их течении и в Причерноморье,третьи — в бассейне Вислы. Исследователями высказано мнение, что указанные три группыв дальнейшем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западные(венеды) и восточную (анты). Однако источники VI в. не содержат еще указаний накакие-либо различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечаяединство языка, единство обычаев и законов[1].
Единство славяннаходило выражение в их общественном устройстве. Славяне в VI в. переживалипоследнюю стадию развития общинно-родового строя. Основой общественнойорганизации у славян стала патриархальная семейная община. Государства у славянв VI в. еще не было. Наряду с народным собранием существовали племенные вождиили князья. Вожди славянских племен принадлежали к зарождавшейся родоплеменнойзнати, выделявшейся по своему имущественному положению из основной массынаселения. В VI в. племенная раздробленность еще не была преодолена славянами.
Однакотенденция к созданию более прочного единства у них уже имелась. Этому в немалойстепени способствовала та обстановка постоянной войны, которую вели славянепротив Византии на протяжении почти всего VI века. В ходе этой борьбысоздавались союзы славянских племен.
Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее ужеповсеместно пашенным. Обработка земли велась с помощью тягловой силы орудиямиплужного типа, возделывался широкий круг зерновых культур: пшеница, рожь, зернобобовыеи волокнистые культуры. Подсека и перелог, игравшие еще большую роль, особеннов северных районах, начинали вытесняться двух- и трехпольной системой с паровымклином. Большое значение в хозяйстве славянина имело животноводство. Охота ирыболовство были распространены повсеместно.
Распространение пашенного земледелия на всей территории расселенияславян означало огромный прогресс по сравнению с подсечной системой, бытовавшейпрежде.
Другим важным показателем роста производительных сил у восточныхславян было развитие ремесла. В некоторых славянских поселках обнаруженыдесятки домниц, в которых выплавлялось железо. Раскопки показывают, что вславянских домах занимались прядением, выделывали меха, кожи, производилипосуду. Несомненно, часть произведенного продукта шла на обмен.
Ремесленное производствосоздало предпосылки для возникновения городов как центров ремесла. К началу Xв. некоторые славянские города-укрепления, такие как Киев, Чернигов, Смоленск,Новгород, превратились в центры ремесленного производства.
Вместе с тем VII—IX вв. явились временем развитиявнешних экономических связей восточных славян со странами Востока, Византией, атакже со странами Прибалтики. Великий Волжский торговый путь связал землю восточныхславян с племенами Среднего Поволжья и дальше — через Хвалынское (Каспийское)море — с Востоком. Днепровский путь связал восточных славян с Византией. А кконцу IX в. как Волжский торговый путь, так и днепровский путь «из варяг вгреки» получили свое продолжение на север вплоть до Прибалтики, превратившисьтем самым в торговые пути общеевропейского значения.
Поархеологическим данным, существенной чертой общественного строя славян VII—IXвв. является наличие уже повсеместно сельской или территориальной общины каксоюза индивидуальных хозяев (малых семей), в собственности которых находятсяжилище, орудия труда, продукт труда и обрабатываемый участок земли. Небольшойразмер жилища на 4—5 человек, размещение и размер хозяйственных построек,небольшой запас продуктов — все это свидетельствует об индивидуальном характерехозяйства славян. Об этом же говорит факт сбора дани у славян с «дыма», то естьдома.
Исходя изпоследующего развития крестьянской общины, можно предположить в славянскойобщине VIII—IX вв. наличие коллективной собственности на землю, в известныхслучаях — коллективный труд и пережитки родового строя в быту, в правосознаниии идеологии.
Частнаясобственность и основанный на ней индивидуальный труд с неизбежностью вели кимущественному, а значит, и социальному неравенству. Выделение из общиныимущественной верхушки свидетельствовало об образовании экономически сильнойгруппы, которая стремилась ослабить роль народного собрания и передать властьсвоим представителям.
Этот процесснашел свое выражение в появлении к концу IX — началу X в. богатых славянскихпогребений наряду с бедными, обнаруженных археологами в крупнейших славянскихгородах, и в образовании на территории славянских поселений обособленныхукреплений — замков, где жили выделившиеся из общины представители экономическимогущественной верхушки.
Все этиявления отразились в замечательном памятнике древнерусского права — ДревнейшейРусской Правде, записанной в XI в. при Ярославе Мудром, но в своей основеотносящейся к кануну образования Древнерусского государства.
Древнейшая Русская Правда рисует нам, несомненно, обществоправящего слоя и остального населения, еще не освободившееся до конца отоболочки родового строя. Существует еще такой важнейший институт родовогостроя, как кровная месть и круговая порука. Но родовые связи уже начинаютзаменяться связями территориальными. Основная общественная организация, скоторой имеет дело Древнейшая Правда, — это «мир», территориальная сельская община(слово «мир» сохранило в русском языке значение территориальной сельской общинывплоть до XX в.). Однако население этих «миров» уже перестало быть однороднымпо своему социальному составу.
Древнейшая Правда ярко отразила появление внутри славянских«миров» привилегированного слоя. Основное внимание она уделяет защите интересов«мужей» — термин, которым в Древнейшей Правде обозначена социальная верхушкаобщества славян. «Муж» тесно связан с общиной. Он живет «в своем миру». Но впротивоположность рядовым общинникам «муж» не является человеком труда —земледельцем. Это преимущественно военный человек. Живет «муж» в «хоромах»,окруженный многочисленной «челядью», которая работает на него.
Основную массу «челяди» составляют рабы, хотя в ее составе всебольше появляется и не рабов из числа общинников, которые, разорившись,потеряли свою свободу и попали в зависимость от богатых «мужей». «Хоромы» былине только жилищем «мужей», но и центром владений земель, лугов и различныхугодий, на которые накладывал свою руку «муж», захватывая их у общины ипревращая в свою наследственную частную собственность — «отчину» (термин, откоторого произошло слово «вотчина» — обозначение феодальной земельнойсобственности в России). Вместе с ростом экономического богатства росла иполитическая мощь «мужей». Возникновение имущественного неравенства у славяншло одновременно с образованием государства.
Из византийскихисточников можно заключить, что у антов VI в. государства еще не было, ихкнязья являлись военными предводителями, не нарушавшими прерогатив и правнародных собраний, их войска составлялись из всего вооруженного народа. Дружинау князей еще отсутствовала. Военная добыча в основном доставалась воинам:ценности и пленные делились, а завоеванная земля заселялась победителями.
В процессе дальнейшегоразвития славянских племен в VII—IX вв. на Восточно-Европейской равнинепостепенно изжились элементы народоправства. Выделившаяся верхушка изславянской общины — «мужи» (по терминологии Древнейшей Русской Правды),захватила в свои руки органы племенного самоуправления. Группируясь вокругплеменного князя, «мужи» составляли его вооруженную дружину, с помощью которойкнязь мог уже противопоставить свою власть пережиточным органам родовогосамоуправления и использовать их в интересах народившихся господ.
Нормы обычного права,сложившиеся в общине, изменились применительно к новым условиям. Зашитаскладывающейся феодальной собственности — главная цель этих изменений. Рядовойобщинник, ведущий свое мелкое хозяйство, потерял черты воина и сталземледельцем. Война являлась делом князя и дружины. Так в ходе длительногоразвития складывались отдельные элементы государственного аппарата.
В целом имеющиеся источники (Русская летопись, арабские источники)делят славянские племена на две группы: южную, состоявшую из полян, северян ивятичей, и северную, состоявшую из словен, кривичей и включавшую в себя ряднеславянских племен. Эти два союза славянских племен явились ядромскладывавшегося Древнерусского государства.
Последний этап создания Древнерусского государства источникисвязывают с образованием «Руси», «Русской земли», и народами, создающими этогосударство, — «русами» или «росами».
Известия о «Руси» и «русах», или «росах», появляются в различныхисточниках начиная с VI века. Еще более многочисленны свидетельства источниково Руси и русах VIII—IX веков. В IX в. русы выступают уже как мощная сила,обладающая политической организацией, возглавляемой князьями; они получаютширокую известность далеко за пределами своего обитания. Свидетельстваисточников позволяют определить и место обитания русов в VI—IX веках. Это —район среднего течения Днепра и его притока — реки Роси. При впадении реки Росив Днепр на высоком неприступном берегу стоялглавный город русов — Родня. Этуобласть издревле называли Русью, или Русской землей. Позднее, когдапервенствующее положение в союзе племен Приднепровья заняли поляне,наименование Русь, Русская земля было перенесено на более широкую область сцентром в Киеве, а затем усвоено и Древнерусским государством.
В Древнерусское Киевскоегосударство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийскиеплемена. Это государство, таким образом, с самого начала было этническинеоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаясяколыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев ибелорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов вотдельности.
Тем не менее в историографии существуют расхождения по поводутого, что представляет собой в первой половине X в. этническое образование подназванием «Русь». Одни авторы исходят из того, что речь следует вести о государствес четко оформившейся центральной властью, включавшем в себя большую частьтерритории, заселенной восточными славянами, и имеющем столицей Киев[2].
Другие полагают, что единое государственное образование еще несформировалось, Киев не приобрел значения бесспорно главного центра, натерритории Восточной Европы одновременно существовали разные варяжские группировкис независимыми конунгами-предводителями[3].
Выдвинуто, в частности, предположение, что Киев стал резиденциейрусского князя только в 30-е годы X века[4]. Конунги(по-славянски «князья») — варяжские предводители, стоявшие во главе военныхдружин. Конунги нанимались на службу в городах или захватывали власть в городахи становились городскими владетельными князьями. Атак как городу обыкновенноподчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целоекняжество.
Суммируя указанные данные, можно предположительно заключить, чтоскладывание государства Русь завершилось только к концу X в. с ликвидациейместных княжений и переходом всех восточнославянских земель поднепосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывшихсоюзов племенных княжеств были посажены наместники киевского князя. Сам Киев кэтому времени был признан главным центром Руси, власть принадлежала княжескомуроду, контролировавшему огромную территорию непосредственно и, по меньшей мере,такую же — через признающих верховенство киевского князя местных князей.
В силу исторических особенностей возникновения государственнойорганизации на Руси исходным ее типом была авторитарная система. В своей основеона представляет собой групповую властную структуру с несколькими относительнонезависимыми несамодостаточными субъектами управления. Каждый из них выступаеткак относительно закрытая группа людей, объединившихся для реализации своихособых интересов, или властная корпорация.
Авторитарная государственная организация Киевской Русиосновывалась на родовых отношениях. Порядок княжеского владения определялся всоответствии с генеалогической и территориальной общностью обычно-правовогоуклада, разработанного в теории В.О. Ключевского о «лествичном восхождении»князей с одного стола княжеского на другой по известной очереди. «Очередь этаопределялась старшинством лип и устанавливала постоянно колебавшееся,изменчивое соотношение наличного числа князей с количеством княжеских волостейили владений. Все наличные князья по степени старшинства составляли однугенеалогическую лествицу»[5].
Точно так же вся Русская земля представляла лествииу областей постепени их значения и доходности. Порядок княжеского владения основывался наточном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной,лествииы лип и лествииы областей».
На верху лествииы стоял старший из князей, великий князь киевский.Правя Русью и родичами, великий князь в особо важных случаях принимал решенияне один, а собирал князей на общий совет, действовал как представитель и исполнительвсего державного княжеского рода.
Князь киевский считалсявсего лишь старшим среди других князей и в отличие от князей местных назывался«великим князем русским». Местные князья были относительно самостоятельными всвоих владениях. А все вместе они нераздельно владели Русской землей всегокняжеского рода. Таков был порядок авторитарной государственной организации вКиевской Руси, его корпоративная структура.
Военная демократия как форма общественных отношений появилась уславян в VII—VIII веках. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин)племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая рольнародного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения(народное ополчение). Племенные союзы, возникшие как военные объединения,требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военнойсилы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзовстановились князь и княжеская дружина.
Дружина получала от князясодержание и жалованье деньгами, съестными припасами и другими предметами, которыеона собирала для него в виде дани. Кроме того, уже в ранние времена дружинникистали получать земельные участки и угодья и владеть селами. Семьи старшихдружинников (имеется в виду и возраст, и социальное положение) или бояр,сосредоточивая в своих руках значительную земельную собственность, закладываютоснование высшего сословия или родовой землевладельческой аристократии.
Таким образом,древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилоськолыбелью трех крупнейших славянских народов — великороссов, украинцев и белоруссов.
В целом Древняя Русьразвивалась в том же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Она обладалаогромным государственнообразующим потенциалом и высокоразвитой сферойфеодальных институтов. И только ордынское разорение, вызвавшее крайне тяжелыепоследствия, предопределило деформацию естественного хода историческогоразвития.
2. Причины и предпосылкисоздания советского государства и права. IIВсероссийский съездСоветов и его решения
Февральскаяреволюция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения легитимности государстваРоссийской империи. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы сИсполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство.
Временноеправительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть,заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшиеучреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образованоСовещание товарищей министров.
Временноеправительство считало себя преемником монархического государства и стремилосьсохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации всостав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов идругих общественных организаций.
Овладеть ситуациейВременное правительство не смогло и переживало все более тяжелые и длительныеправительственные кризисы: 3-4 мая, 3-23 июля, 26 августа-24 сентября. Врезультате этих кризисов менялся состав, уже 5 мая правительство сталокоалиционным, но все три коалиции были непрочными. В государственном аппаратена местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходилодва процесса — децентрализация (вследствие ослабления государственного аппаратаи местнических устремлений буржуазии) и демократизация — под сильным давлениемснизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов иградоначальников, полицейские и жандармские должности и управления.Упраздненные должности заменялись комиссарами Временного правительства. Впервые дни революции на местах в противовес Советам буржуазия создавалакомитеты общественных организаций, которые сотрудничали с комиссарами.
Уникальностьрусской буржуазной революции 1917 г. в том, что с первых ее дней в стране сталиформироваться два типа государственности — буржуазная республика и советскаявласть (двоевластие). История дала России редкую возможность: сравнитьнаглядно, в деле, два разных проекта государственного строительства и сделатьвыбор. При этом выбор делался в два тура — на основании сравнительно мирного«соревнования» (февраль 1917 г. — октябрь 1917 г.), а затем в ходевоенного столкновения (1918-1921 гг.).
Эти два типагосударственности были не просто различны по их идеологии, социальным иэкономическим устремлениям. Они находились на двух разных и расходящихся ветвяхцивилизации. То есть, их соединение, их «конвергенция» в ходегосударственного строительства были невозможны. Разными были фундаментальные,во многом неосознаваемые идеи, на которых происходит становление государства — прежде всего, представления о мире и человеке.
ВдохновителиФевраля были западниками, их идеалом была буржуазная республика с опорой награжданское общество и рыночную экономику — на то, чего в России реально еще небыло. Сам этот идеал был несовместим с устремлениями всех остальных, помимобуржуазии, классов и сословий. После короткого периода общего ликования на«празднике революции» Временное правительство стало испытыватьнарастающее отчуждение, а потом и сопротивление не только крестьян и рабочих,но и части имущих классов. Да и сама либеральная буржуазия России еще неоторвалась от культурных корней традиционного общества, и ее проект былвнутренне противоречив.
Совершенноиначе, нежели у буржуазного государства, пошел процесс легитимации у Советов.Наполнение содержанием зародившихся в Советах форм государственности иобретение ими легитимности происходило в основном снизу, стихийно.
Поначалуобретение Советами власти происходило даже вопреки намерениям их руководства(эсеров и меньшевиков). Никаких планов сделать Советы альтернативной формойгосударства у создателей Петроградского совета не было. Их целью былоподдержать новое правительство снизу и «добровольно передать властьбуржуазии». Та сила, которая стала складываться в противовес Временному правительствуи которую впоследствии возглавили большевики, была выражением массовогостихийного движения. Эсеры и меньшевики, став во главе Петроградского совета, ине предполагали, что под ними поднимается неведомая теориям государственностькрестьянской России, для которой монархия стала обузой, а правительство кадетов- недоразумением.
Потом вСоветах стала расти роль большевиков (работали «будущие декреты»).История прекрасно показывает этот процесс: власть совершенно бескровно и почтинезаметно «перетекла» в руки Петроградского совета, который передалее II Съезду Советов.
Такимобразом, стихийный процесс продолжения Российской государственности отсамодержавной монархии к советскому строю, минуя государство либерально-буржуазноготипа, обрел организующую его партию (большевиков) и первое обоснование вполитической философии (Апрельские тезисы Ленина).
3 июля былонарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством иПетроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрацияпод советскими лозунгами. Сформированное 24 июля правительство стало сдвигатьсявправо, его председатель А.Ф.Керенский (перешедший в партию эсеров) занял ипосты военного и морского министра; в третьем правительстве он былпредседателем и Верховным главнокомандующим.
Революционная демократия в лице Петроградского Совета требовала передачивласти в руки «революционного пролетариата и крестьянства». Сменилсясостав президиума Совета: в состав нового вошли большевики и левыесоциал-революционеры. Председателем избран Бронштейн (Троцкий).
В началеоктября большевики составляли большинство в советах. Фактически в стране было 2силы: либо диктатура пролетариата, либо военная диктатура. Однако альтернативав этот период возникла другая: либо Временное правительство, либо диктатурапролетариата.
12-14сентября Ленин обращается в ЦК партии, настаивает на захвате власти путемвооружённого восстания, на передаче власти советам. 10 октября на заседании ЦКпринято решение о вооружённом восстании.Процесс захвата власти происходил явно и открыто. Съезды Советов ибольшевистская печать призывали к восстанию. Когда 25 октября в столиценачалось вооруженное столкновение, на стороне правительства не оказалосьникакой вооруженной силы.
После свержения Временного правительства деятельность Петроградского ВРКполучила иное направление. ВРК был высшим органом власти в стране с 10 часовутра 25 октября 1917 года и до принятия II Всероссийским съездом Советоврабочих и солдатских депутатов воззвания «Рабочим, солдатам и крестьянам»в 5 часов утра 26 октября 1917 года.
На съезде было представлено более 400 Советов. Из 673 делегатов съезда 390представлялибольшевиков, 179 — их союзников левых эсеров. Правые эсеры и меньшевики имелименьшинство на съезде. Их лидеры выступили с провокационными контрреволюционнымизаявлениями. Осудили социалистическую революцию и демонстративно покинули заседаниесъезда. Но рядовые члены этих фракций остались в зале заседания.
Первым принятым съездом документом, который в сжатом виде объяснял смысли цель происходящего, было написанное Лениным обращение — «Рабочим, солдатам,крестьянам!». Документ содержал перечень наиболее острых проблем, волновавшихподавляющее большинство населения России, и заявлял о готовности рождающейсявласти решить их радикально и без проволочек.
В нем говорилось: «Опираясь на волю громадного большинства рабочих,солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносноевосстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки...
Съезд постановляет: вся «власть на местах переходит к Советамрабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинныйреволюционный порядок». Тем самым съезд объявил единственной законной властьюРоссии власть Советов. Россия стала Советской „республикой!
Принципиальным, поставленным на съезде в числе первых, был вопрос опартийной структуре Советской власти: будет ли она опираться на все советскиепартии или ее характер будет определять лишь партия-победительница — большевикисо своими союзниками? Делегаты от меньшевиков и эсеров осудили насильственныедействия по захвату власти; выход из сложившегося по вине большевиков положенияони видели в создании коалиционного правительства, включающего все силыреволюционной демократии. И съезд первоначально одобрил эту, изложенную Ю. О.Мартовым, позицию.
Однако вскоре, под давлением Ленина и Троцкого, отверг ее. В знакпротеста меньшевики и правые эсеры покинули съезд. В результате в избранныйновый ВЦИК вошли 62 большевика и 29 левых эсеров, но определенное количествомест было зарезервировано и для «ушедших» советских партий. Правительство же,из-за отказа левых эсеров войти в него, оказалось чисто большевистским.
Огромное значение имело принятие съездом первых декретов: о мире, оземле. Декрето миренаряду с вполне конкретными предложениями о заключении мира между враждующимигосударствами, об опубликовании всех тайных дипломатических актов, об отказе отаннексий и контрибуций, провозглашал принципы долговременной внешней политикиРоссии — мирное сосуществование и “пролетарский интернационализм”, право нацийна самоопределение.
Документ, призванный стимулировать революционные процессы в Европе,произвел сильное впечатление на правящие круги и трудящиеся массы воюющихстран. Он содержал, во-первых, призыв заключить всеобщий демократический мирбез аннексий и контрибуций; во-вторых, был обращен как к правительствам, так ик народам, которые должны были стать самостоятельными субъектами борьбы завыход из войны.
Вместе с тем Советское правительство заявило о своей готовностирассмотреть и всякие другие условия мира, выдвинутые какой-либо воюющейдержавой, и обратилось ко всем странам — участникам войны с предложением онемедленном заключении перемирия на 3 месяца, в течении которых должны бытьзакончены переговоры мире. Декретом предусматривалась отмена тайной дипломатии,опубликование тайных договоров, заключенных царским и Временнымправительствами.
Декрет о мире разоблачил перед всем человечеством грабительский характерпервой мировой войны и явился могучим призывом для всех стран покончить с ней.
В Декрете о земле, провозглашалась отмена помещичьей собственности наземлю без выкупа, она объявлялась общенародным достояниемПровозглашалисьмногообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное),конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостныхземельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. Земля переходила“во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней”, производилась“социализация” земли.
Для руководства пoосуществлению земельных преобразований в Декрет о земле был включен как егосоставная часть крестьянский «Примерный наказ» о земле, составленный еще допобеды Октябрьской революции. Этим наказом узаконивалась всенародная(государственная) собственность на землю, недра, леса, воды (общественногозначения). Купля-продажа, а также сдача земли в аренду запрещались. Применениенаемного труда для обработки земли не допускалось. В соответствии с желаниямикрестьян устанавливалось уравнительное землепользование, т.е. земля делилась потрудовой или потребительской норме.
По Декрету о земле крестьянство получило безвозмездно 150 млн. десятинземли, принадлежавшей до революции помещикам, буржуазии, монастырям и царскойфамилии. Крестьяне освобождались от ежегодных арендных платежей и от расходов напокупку земли в сумме свыше 700 млн. руб. золотом, а также от долгаКрестьянскому земельному банку, составившего в 1914 г. более 3 млрд. руб.Крестьянству было передано помещичьего инвентаря стоимостью более 300 млн. руб.
Позже эти положения были закреплены в Декрете “О социализации земли” вянваре 1918 г.
Декрет о земле ликвидировал феодально-крепостнические пережитки вдеревне, сохранившиеся после реформы 1861 г… помещичью кабалу, а также открылбольшие возможности для развития производительных сил в сельском хозяйстве идля улучшения жизненных условий трудового крестьянства.
II съезд Советов принял также решения об отмене смертной казни на фронте,об освобождении арестованных по распоряжению Временного правительствареволюционных солдат и офицеров, членов земельных комитетов.
II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета НародныхКомиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянскоеправительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декретопределил основы правового положения Советского правительства. Практическая жедеятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что егополномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственнаявласть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную ираспорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомомне только актов государственного управления, но и декретов — актовзаконодательного характера.
Руководство отдельными отраслями государственной жизни поручалоськомиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председателикоторых входили в СНК. Народные комиссариаты, как указывалось в декрете,обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян,солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы,сформулированной II Всероссийским съездом Советов.
Наркоматы наследовали функции прежних министерств. Осуществляли в рамкахсвоей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участиев законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издаватьнеотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов.Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями:Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Формирование однопартийной системы в Советской России было обусловленоисторическими обстоятельствами. Она сложилась не сразу после Октябрьскойреволюции, а значительно позднее. Объясняется это тем, что сотрудничество спартиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съездСоветов, а затем перешедшими в противоположный лагерь, стало в этих условияхневозможным.
Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которыеоформлялись тогда в самостоятельную партию. Но они отказались послать своихпредставителей в Совнарком и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли всостав ВЦИК.
Готовность большевиков опираться исключительно на пролетариии и беднейшеекрестьянство углубляла раскол и толкала общество на путь гражданской войны.Большинство политических сил России оцепили события 25—27 октября как«большевистский переворот» и не признали решения IIсъезда.
Сразу же была предпринята попытка подивить мятеж вооруженным путем.Керенскому удалось убедить генерала Краснова двинуть на Питер войска, однакопод Гатчиной они потерпели поражение. Одновременно в Петрограде меньшевики иэсеры совместно с кадетами и монархистами создали «Комитет спасения Родины иРеволюции», который восстанием в городе должен был поддержать поход Краснова.Однако организованное ими выступление юнкеров без труда было подавлено. 1ноября Керенский сложил с себя обязанности премьер-министра и Верховногоглавнокомандующего и, переодевшись в матросскую форму, скрылся.
Таким образом, II Всероссийский съезд Советов от имени 20 млн.избирателей, участвовавших в выборах делегатов, узаконил и закрепил победуВеликой октябрьской социалистической революции, свергнувшей буржуазно-помещичьювласть и установившей диктатуру пролетариата в форме Советов, руководимыхбольшевиками. Съезд утвердил, ленинскую программу деятельности Советскогогосударства и историческими декретами о мире и о земле приступил кпрактическому осуществлению этой программы[6].
К началу ноября 1917 г. Россия была лишена прежних органов центральнойвласти и управления, а большевистский Совет Народных Комиссаров оказалсяединственным, хотя и признаваемым далеко не всеми правительством. Этообстоятельство создавало большие трудности как при создании новых органоввласти, так и для реализации провозглашенного на IIсъезде политического курса.
Советская правовая система начала формироваться с первого дня созданиясоветского государства. Акты правительства по предложению Ленина было решеноназывать Декретами – по примеру парижской Коммуны. До принятия КонституцииРСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственногоуправления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенныепроблемы становления и развития социалистической государственности.
В течение нескольких месяцев – с 25 октября 1917 г. до середины февраля1918 г. – советская власть установилась почти на всей территории России. В результате октябрьскогопереворота советы из органов оппозиции превратились в органы новойформирующейся власти. Необходима была сильная централизованная власть и такуювласть предложила партия большевиков. Вкороткий срок были упразднены старые центральные органы власти: Сенат, Государственнаяканцелярия, Синод, министерства, судебная система и карательные учреждения.
Одновременно с ликвидацией старой государственной машины шлостроительство нового советского аппарата в центре и на местах. Высшим органомгосударственной власти являлся Всероссийский съезд Советов, а между съездами — Всероссийский ЦентральныйИсполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК руководил деятельностью советов на местах. Всостав первого ВЦИК входили 62 большевика, 290 левых эсеров, 6 меньшевиков инесколько представителей других партий.
По декретуСНК от 22 ноября 1917 г. была создана система новых судебных учреждений. Вкачестве основной судебной инстанции был учреждён институт местных судей,избираемых Советами. Дела о контрреволюционной деятельности, мародёрстве,хищениях, саботаже и т.д. рассматривали революционные трибуналы, избираемыегубернскими или городскими Советами.
Попостановлению Наркома внутренних дел от 28 октября 1917 года была созданарабоче-крестьянская милиция, а 7 декабря 1917 года для борьбы с контрреволюциейбыла создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия(ВЧК). 15 января 1918 годаСоветское правительство приняло декрет о создании рабоче-крестьянской Красной Армии.
IIВсероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил принципполновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съездтакже объявил о ликвидации должности комиссаров Временного правительства наместах. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия исословные деления граждан и сословные организации и учреждения.
Развернулосьсоздание Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в деревнях иволостях. Городские и земские учреждения были упразднены. Их функции перешли кСоветам.
Bыбopы наcъeзды Coвeтoв были мнoгоcтупeнчатыe. Hизoвыми opгaнaми влacти являлисьceльcкиe и гoродcкиe Coвeты, избиpaвшиecя нeпocpeдcтвeннo избиpaтeлями, и иxиспoлитeльныe кoмитeты.
Уже к концу1917 г. насчитывалось 30 исполкомов губернских Советов, 121 городской исполком,286 уездных, 6088 волостных исполкомов. Вместе с районными и областнымиСоветами на местах было образовано 7550 органов управления, в которых работалосвыше 100 тыс. трудящихся.
Началсяпроцесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянскихдепутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено правоизбирателей отзывать своих выборных в том числе и из местных Советов. МестныеСоветы создавали свои вооруженные формирования (отряды рабочей милиции), чтоусиливало их власть[7].
3. Задача
В 1043 г. княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клетьс товарами, был убит купцом Воиславом и его холопами. Во втором смерд Вышатаубил жителя соседней деревни в драке, вызванной спором из-за межи.
Каким будетрешение суда по этим делам?
«Русская Правда», устанавливала, что убийствовора, на месте преступления не считалось преступлением и наказания не влекло(ст.38 Краткой Правды).
38. Если убьют вора на своем дворе, илиу клети, или у хлева, то тот убит.
Надо полагать, что Вышата подрался иубил такого же как он селянина –смерда, за убийство которого он должензаплатить штраф в 5 гривен (ст.23 Краткой Правды).
23. А за убитого смерда или холопа 5гривен.
Литература
1. БёрхинИ.Б. История СССР. 1917-1971гг. – М.: Высшая школа,1972.
2. ГолбН., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. — М.,1997.
3. Иcтopияoтeчecтвeннoгo гocyдapcтвa и пpaвa / Пoд peд. O.И. Чиcтякoвa.-M., 1996.
4. Каpа-МуpзаС.Г. Истоpия советскогогосудаpства и пpава.- М., 1996.
5. КлючевскийВ.О. Сочинения: В 9 т. Т.1: Курс русской истории.Ч.1.- М.,1987.
6. Проценко Ю.Л. Древнерусское государствои право: Лекция. — Волгоград: Издательство Вол ГУ. 2000.
7. СвердловМ.Б. Образование Древнерусского государства (историографические заметки). –М.,1995.
8. Скрынников Р.Г. Историяроссийская IX – XVII вв.- М.1997.