Реферат по предмету "Государство и право"


Законодательство об обеспечении занятости и трудоустройства

ПЗ-531-2006г.
Контрольнаяработа
Потрудовому праву
Студентки 4курса заочного
Юридическогоотделения
Поповой ЮлииАлексеевны.
Группа 402П.
Г. Курган
Ул. К.Мяготина
Дом 118 кв.27.

Содержание.
1.Система законодательства обобеспечении занятости и трудоустройства. Понятие занятости, безработного иподходящей работы.
2. Дополнительные отпуска, их виды.Продолжительность и порядок предоставления отпусков за неблагоприятные условиятруда, за стаж работы.
3. Задача.
Литература.

1. Системазаконодательства об обеспечении занятости и трудоустройства. Понятие занятости,безработного и подходящей работы.
Государственное регулирование обеспечения занятости итрудоустройства осуществлялось и раньше, но указанным Законом оно усилено,поскольку у нас появилась безработица, которой не было с 1930 г. Рыночная экономика создала безработицу и необходимость содействовать безработным втрудоустройстве.
Еще Всеобщая декларацияправ человека, принятая ООН в 1948 г., в ст. 23 провозгласила, что каждыйчеловек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые иблагоприятные условия труда и защиту от безработицы. Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966 г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А Декларация прав исвобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международныенормы вошли в государственную политику Российской Федерации в области занятостии вправо. И ныне мы имеем уже систему российского законодательства в областизанятости, в которую входят:
статья 37 Конституции РФ, предусматривающая защиту отбезработицы, на что направлена такая важная ее гарантия, как содействие обеспечениюзанятости и трудоустройству;
статья 23 (п. 1) Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, насправедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы,утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 января 1993 г.;
Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»» (в редакции от 22 марта 1996 г.);
Положение о Федеральной службе занятости, конкретизирующееосновные задачи, права и обязанности этой службы, предусмотренные указаннымЗаконом. С 1 декабря 2000 г. действует положение о Департаменте этой службы всистеме Минтруда РФ;
постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями от 12 ноября 1999 г.) — органы местного самоуправления по согласованию с органами службы занятости создают рабочиеместа для безработных на этих общественных работах, на которые безработныйпринимается временно, и в этот период на него распространяется трудовоезаконодательство как на временного работника; одновременно он может получать воргане службы занятости пособие по безработице:
Временная инструкция Минтруда России от 11 июня 1992 г. «О порядке начисления пособия по безработице»;
постановление Правительства РФ от 14 мая 1992 г. «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовкивысвобождаемых работников и незанятого населения»;
Временное положение о порядке квотирования рабочих мест напредприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальнойзащите, утвержденное постановлением Минтруда и занятости населения РФ от 11июня 1992 г.;
Положение об организацииработы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, установившеепонятие массового высвобождения, его критерии, программу мер по содействиюзанятости в условиях массового высвобождения и взаимоотношения в этот периодмежду работниками, работодателями и органами исполнительной власти (см.постановление Правительства РФ от 5 февраля 1995 г.);
отраслевые программы содействия занятости населения,разрабатываемые и осуществляемые федеральными органами и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Коллективно-договорное регулирование занятости дополняет навсех его уровнях законодательное регулирование. Федераль­ная служба занятоститакже принимает нормативные акты и акты разъясняющего характера по своей сфередеятельности.
Во всей указанной системе нормативных актов о занятостиопределяющим является Закон РФ «О занятости населения в РФ». Он состоит из 45статей, сгруппированных в 8 разделов. Его общая характеристика следующая:
Раздел I«Общие положения» (ст. 1—7) определяет понятия занятости (кто считаетсязанятым), безработного, подходящей и неподходящей работы, государственнуюполитику в области занятости, разграничивает в этой области полномочияФедерации и ее субъектов.
Раздел II«Права граждан в области занятости» (ст. 8—11) закрепляет право граждан навыбор места работы, на консультацию, профессиональную подготовку,переподготовку, повышение квалификации и получение информации опрофессиональной деятельности за границей.
Раздел III«Гарантии в области занятости» (ст. 12—13) закрепляет общие для всех гарантииреализации права на труд и специальные гарантии для слабо защищенных категорииграждан, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов,молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.
Раздел IV «Регулирование и организациязанятости» (ст.14-24) предусматривает организацию работы по содействию полной,продуктивной и свободно избранной занятости, меры, осуществляемые государствомдля этого, а также деятельность Федеральной государственной службы занятостинаселения, ее органов на местах по финансированию мер по обеспечению занятости,профподготовки, переподготовки безработных и по организации общественных работ.В ст. 21 предусмотрены права профсоюзов и иных представительных органовработников в области содействия занятости.
Раздел V«Государственная служба занятости» (ст. 25—27) предусматривает права иобязанности этой службы.
В разделах VI—VIII говорится об участии работодателей вобеспечении занятости, их правах, социальных гарантиях и компенсацияхвысвобождаемым работникам и безработным и о порядке выплаты пособий безработными оказании им и членам их семей материальной помощи. Закон устанавливает иопределенную социальную помощь безработным.
Занятость – это деятельность граждан, не противоречащаязаконодательству; приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализуетсвое право на труд в избранном им виде занятости. Незанятость трудоспособногогражданина не является основанием для его правовой ответственности: реализацияправа на труд — это добровольный, свободный акт гражданина, и только он решает,сделать или нет этот акт и в каком виде занятости его реализовать.
Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона): работающие по трудовому договору, втом числе и с неполным рабочим временем, временные и сезонные работники;самостоятельно обеспечивающие себя работой; занимающиеся предпринимательскойдеятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию подоговорам; члены производственных кооперативов (артелей); работающие по договорамподряда, поручения и другим гражданско-правовым договорам; избранные,назначенные или утвержденные на оплаченную должность; проходящие воинскуюслужбу и службу в органах МВД, ГБ, учащиеся очных учебных образовательныхучреждений всех видов.
Как видим, это понятие значительно шире понятия «работник».Короче, занятый — это лицо, реализующее свое право на труд в любой формеобщественно-полезной оплачиваемой деятельности.
Безработным признается гражданин (только трудоспособный как по возрасту, так и посостоянию здоровья), не имеющий работы и заработка, зарегистрированный ворганах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу иготовый к ней приступить (ст. 3 Закона). Следует отметить, что акты МОТпризнают безработным лицо, не имеющее работы, ищущее работу и готовое к нейприступить. Согласно этому определению у нас ныне более 10 млн. безработных, азарегистрированных — в 6 раз меньше. Регистрация безработных производитсяорганами службы занятости по месту жительства граждан в течение 11 дней со дняпредъявления ими паспорта, трудовой книжки (для впервые поступающих на работу —справки с места жительства), справки о среднем заработке за последние тримесяца и других документов (воинский билет для демобилизованных из армии и т. д.).
Безработными не признаются граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кромепенсионеров — инвалидов 3 группы), лица, не явившиеся в срок без уважительнойпричины для перерегистрации, а также отказавшиеся в течение 10 дней со дняобращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы. Не признаютсябезработными и лица, впервые ищущие работу, не имеющие профессиональнойподготовки, если они дважды отказываются от любой предложенной работы или отполучения профессиональной подготовки. Но такой гражданин имеет право повторнообратиться для признания его безработным. Не регистрируются как безработныеосужденные к исправительным работам без лишения свободы.
Подходящей считается работа, котораясоответствует специальности, квалификации с учетом уровня профессиональнойподготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортнойдоступности рабочего места. Не может считаться подводящей работа, если онасвязана с переменой места жительства без согласия гражданина, по условиям трудане соответствует нормам по охране труда, по заработку, ниже среднего заработкагражданина за три последних месяца его последней работы. Если же его среднийзаработок был выше уровня средней зарплаты в регионе, то подходящей не можеттогда считаться работа с заработком ниже среднего по региону (территориисубъекта РФ).
2. Дополнительныеотпуска, их виды. Продолжительность и порядок предоставления отпусков занеблагоприятные условия труда, за стаж работы.
Дополнительные отпуска.Многие категории работников имеют право на дополнительные (к основному)отпуска. Дополнительные отпуска – это непрерывный отдух в течение несколькихдней подряд в дополнение к основному отпуску в размере и на условиях,предусмотренных законодательством, отраслевым соглашением, коллективным или трудовымдоговором (контрактом).
Дополнительные отпуска поих основаниям и целям бывают следующих видов:
·         занеблагоприятные условия труда (вредность и тяжесть их или климатических условийтруда) или режим работы;
·         за стаж работы вданной профессии;
·         по уходу заребенком;
·         в других случаях,предусмотренных законодательством, соглашениями и договорами;
·         отпуска целевымназначением для учебы и др.
Дополнительные отпускатого или иного вида у нас получают более одной трети всех работников. Условия,продолжительности и порядка предоставления различных видов дополнительныхотпусков не одинаковы.
За неблагополучныеусловия труда есть несколько дополнительных отпусков – за вредность, за режимработы и др.:
1.        дополнительныйотпуск за вредные и тяжелые условия труда предоставляется от 6 до 36 рабочихдней в зависимости от степени вредности этих условий. Список таких работ иминимальная продолжительность отпуска по данной работе устанавливаетсяПравительством РФ, отраслевыми тарифными соглашениями. Этот список должен бытьмедицински обоснован. Как ранее указывалось, коллективным договоромопределяются перечни работы, профессии, должностей (ориентируясь и на список) вданном производстве для сокращенного рабочего времени, дополнительного отпускаи продолжительности его. В организации, где не заключается коллективныйдоговор, такой перечень устанавливает работодатель по соглашению с профорганамис учетом списка отраслевых (тарифных) соглашений. Для работников с особовредными и особо тяжелыми условиями труда минимальная продолжительность данногоотпуска устанавливается Правительством РФ;
2.        дополнительныйотпуск работникам с не нормированным рабочим днем предоставляется от 6 до 12рабочих дней. Это решается коллективным договором, который может предусмотреть,что данный отпуск предоставляется сверх 24-дневного основного отпуска. Если этоне предусмотрено, то переработка у таких работников будет считатьсясверхурочной работой и оплачиваться как сверхурочная работа;
3.        работникам,работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Этототпуск предоставляется ежегодно сверх всех других отпусков в следующих размерахв соответствии с районом: работающим в районах Крайнего Севера – 21 рабочийдень, в приравненных к ним местностях – 14 рабочих дней и в остальных районахСевера, где установлены районные коэффициенты и процентная надбавка к зарплате,- 7 рабочих дней. Полное или частное соединение отпусков работников районовКрайнего Севера и приравненных к ним местностей, возможно, не более чем за двагода.
4.        отпуска замногосменный режим работы до 4 календарных дней предоставляются работникампромышленно-производственного персонала на предприятиях уголовной, сланцевой,горнорудной промышленности на строительно-монтажных работах в шахтномстроительстве, на эксплуатации технологического железнодорожного иавтомобильного транспортного (т. е. в технологической цепочке), в разрезах икарьерах, в горноспасательных частях, металлургической и электроэнергетическойпромышленности. Отпуска же за непрерывный стаж работы и за ненормированныйрабочий день им отменены. Для них установлены при суммировании всех отпусковмаксимум: на подземных работах не более 66 – 67 календарных дней (57 рабочихдней), а на открытых горных работах – 52 – 53 календарных дня (45 рабочих дней)без учета праздничных дней, указанных в ст. 65 КЗоТ РФ. Северные же отпуска(если положены) должны предоставляться и сверх этого максимума, т.е.продолжительность общего отпуска у них может быть до 78 рабочих дней. В другихотраслях за сменную работу предоставляется дополнительный отпуск: за вечернююсмену в течение двух лет – 1 рабочий день, но всего не более 3 рабочих дней, аза ночную в течение года – 1 рабочий день, но всего не более 4 рабочих дней.
5.         дополнительныеотпуска для лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС,установлены законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. с последующими его дополнениями и изменениями. Получившим лучевую болезнь, инвалидамвследствие этой аварии положен дополнительный оплачиваемый отпускпродолжительностью 14 календарных дней, гражданам, проживающим (работающим) взоне отселения – 24 календарных дня, а в зоне с льготным социально-экономическимстатусом – 7 календарных дней без учета дополнительного отпуска по вредностиусловий труда. Такой же 14-дневный отпуск предоставляется заболевшим лучевойболезнью, или ставшим инвалидами и от других радиационных аварий.
Дополнительные отпуска застаж работы установлены для некоторых категорий работников специальнымзаконодательством.
Так, согласно закону РФ«О статусе судей в Российской Федерации» судьи получают ежегодныйдополнительный отпуск за стаж работы судей от 5 до 10 лет – 5 рабочих дней, от10 до 15 лет – 10 рабочих дней, свыше 20 лет – 15 рабочих дней. Этот отпусксудье предоставляется сверх его основного отпуска в 45 рабочих дней. Крометого, работникам прокуратуры предоставляется дополнительный оплачиваемый отпускза стаж работы продолжительностью: более 10 лет работы – 5 календарных дней;более 15 лет работы – 10 календарных дней; более 20 лет работы – 15 календарныхдней. Такой отпуск предусмотрен Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от17 января 1992 г. в ред. от 17 ноября 1995 г. Они могут быть так же установлены и коллективными договорами для отдельных категорий работников.

Задача.
В период проведенияпереговоров по заключению коллективного договора директор завода «Прогресс» всоответствии со ст.135 ТК РФ направил в профсоюзный комитет для учета мненияпроект приказа о введении на заводе через два месяца нового положения об оплатетруда, существенно ухудшающее положение работников. Профком письменно выразилсвое несогласие с проектом приказа. Но после проведения в соответствии со ст.372 ТК РФ дополнительных консультаций с профкомом директор все же подписалвышеупомянутый приказ.
 Вскоре на заводе былзаключен новый коллективный договор, в котором указывалось, что он действует смомента подписания и что установление системы оплаты и стимулирования трудаосуществляется с согласия профкома. После подписания коллективного договорапрофком обратился к директору с требованием отмены приказа об утвержденииположения об оплате труда, поскольку оно было принято без согласия профкома.
Вопрос. Правомерно ли требованиепрофкома в случае когда: а) приказ вступил в силу до подписания коллективногодоговора; б) приказ вступил в силу после подписания коллективного договора? Какдействуют нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, вовремени?
Ответ:
Требования профкомаправомерны и в случае вступления приказа в силу до подписания коллективногодоговора и в случае вступления приказа в силу после подписания коллективногодоговора, так как вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависитот факта их уведомительной регистрации.
При осуществлении регистрации коллективного договора, согла­шениясоответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшаю­щие положениеработников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами,и сообщает об этом представите­лям сторон, подписавшим коллективный договор,соглашение, а так­же в соответствующую государственную инспекцию труда. Условияколлективного договора, соглашения, ухудшающие положение работ­ников, являютсянедействительными и не подлежат применению.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашенияосуществляется сторонами социального партнерства, их представите­лями,соответствующими органами по труду.
В данном случае директор завода ухудшает положенияработников, он поступает не правомерно и по этому приказ не должен вступить всилу.
Действие нормативно-правовых актов, содержащих нормытрудового права, во времени.
Акт трудового законодательства не имеет обратной силы иприменяется к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие довведения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотренозаконом.
По отношениям, возникшим до введения в действие актатрудового законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшимпосле введения его в действие.

Литература.
1.        М.О. Буянова«Трудовое право», издательство «Проспект», г. Москва 2006 год.
2.        В.Н. Толкунова«Трудовое право», издательство «Проспект», Москва 2002 год.
3.        Р.З. Лившиц, Ю.П.Орловский, «Трудовое право», издательство «Норма», Москва 1999 год.
4.        К.Н. Тусов, В.Н.Толкунова, «Трудовое право» издательство «Юристъ» Москва 1999 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.