Реферат по предмету "Государство и право"


Задачи и функции деятельности прокуратуры

ВВЕДЕНИЕ
Я, Иванов Иван Иванович, студент 4-го курсаГомельского государственного университета имени Ф. Скорины в период с 17 мая 2010года по 21 июня 2010 года проходил учебно-ознакомительную практику в прокуратуреГомельского района.
Руководителем практики являлся следователь прокуратурыГомельского района, юрист 2-го класса Смирнов Юрий Игоревич.
Цель практики состояла получении реальныхпредставлений о структуре и компетенции прокуратуры, в закреплении и углублениитеоретических знаний, а также в приобретении навыков самостоятельной работы.
Задачами практики являлись:
— Ознакомление деятельностью прокуратуры;
— Закрепление полученных на занятиях теоретическихзнаний.
— Приобретение практических навыков.
При прохождении практики изучила основные нормативныеакты РБ, регулирующие деятельность прокуратуры:
— Конституция РБ
— Уголовный кодекс
— Уголовно-процессуальный кодекс РБ;
— Закон РБ “ О прокуратуре Республики Беларусь”;
— Указы, Декреты Президента;
— иные законодательные акты, определяющие компетенцию,организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорскихработников.
В процессе прохождения практики составила отчет. Котчету прилагается дневник, в котором я отражала содержание ипоследовательность проделанной мною работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРАТУРЫ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА
 
В первые дни практики я ознакомился со структурой,порядком деятельности и функциями прокуратуры Гомельского района.
Прокуратура Республики Беларусь согласно ст. 1 Закона«О прокуратуре Республики Беларусь», единая и централизованная система органов,осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразнымисполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, атакже выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Основными задачами прокуратуры являются обеспечениеверховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересовграждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Вцелях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
— точным и единообразным исполнением законов,декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органамигосударственного управления и иными государственными организациями,подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными,исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями,религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и инымигражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
— исполнением законодательства при осуществленииоперативно-розыскной деятельности;
— исполнением закона в ходе досудебного производства,при производстве предварительного следствия и дознания;
— соответствием закону судебных постановлений, а такжеза соблюдением законодательства при их исполнении;
— соблюдением законодательства при исполнениинаказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительногохарактера.
Прокуратура координирует правоохранительнуюдеятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью икоррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций,участвующих в борьбе с преступностью.
Деятельность прокуратуры основывается на принципахзаконности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора,подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности,обязательности исполнения требований прокурора.
Систему органов прокуратуры составляют Генеральнаяпрокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска иприравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами,прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные кним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, атакже иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратурыпо решению Президента Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация органовпрокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлениюГенерального прокурора Республики Беларусь.
Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненныеему прокуроры осуществляют надзор:
— за точным и единообразным исполнением законовреспубликанскими, местными органами государственного и хозяйственногоуправления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местногосамоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органамигосударственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектамихозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями иорганизациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями,должностными лицами и гражданами;
— за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие;
— за соответствием закону судебных решений по гражданскими уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
— за исполнением законов в местах содержания задержанных,предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мерпринудительного характера, назначаемых судом".
Организация и деятельность прокуратуры подчинены рядупринципов. Так, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «Опрокуратуре» органы Прокуратуры Республики Беларусь:
1) составляют единую централизованную систему сподчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокуроруРеспублики Беларусь;
2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенциинезависимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средствмассовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединенийв соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь;
3) принимают меры по пресечению нарушений закона, от когобы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению кустановленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
4) взаимодействуют с другими правоохранительнымиорганами в деле укрепления правопорядка;
5) действуют гласно и открыто в той мере, в какой это непротиворечит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равногосударственной и иной охраняемой законом тайны.
Согласно ст. 35 Закона Республики Беларусь «Опрокуратуре» к актам прокурорского реагирования относятся: протест,представление, постановление, предписание, а так же официальное предупреждение.
Наиболее распространенной формой реагирования являетсяпротест, который приносится на противоречащий закону акт и приноситсяпрокурором в орган, издавший этот акт, или вышестоящий орган, правомочныйпринять новое решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведенияего в соответствие с законом, а равно прекращение незаконного действиядолжностного лица и восстановления нарушенного права. Протест прокурораподлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым оннаправлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, аместными Советами депутатов на очередных сессиях.
Также существенное значение имеет и ст. 16 ЗаконаРеспублики Беларусь «О прокуратуре», где говорится о том, чтоГенеральный прокурор РБ руководит деятельностью всех органов прокуратуры иосуществляет силами аппарата контроль за их работой, в соответствии с законамииздает приказы, указания, распоряжения, утверждает положения и инструкции,обязательные для исполнения всеми работниками органов Прокуратуры РеспубликиБеларусь.
Приказы и указания имеют очень важное значение дляработы прокуратуры и всех остальных правоохранительных органов. Поэтому былоочень важно с действующими приказами и указаниями Генерального прокурораРеспублики Беларусь ознакомиться, что и было сделано как в первые дни практики,так и в последующие — в процессе изучения материалов.
Исходя из задач, поставленных законодателем передорганами прокуратуры, видно, что роль прокуратуры двойственна: с одной стороныэто осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, а сдругой — осуществление предварительного следствия по определённой категориидел.
Ст. 34 УПК Республики Беларусь наделяет прокурораследующими правами и обязанностями:
1. Прокурор является должностным лицом, в пределах своейкомпетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование иподдерживающим государственное обвинение в суде.
2. При осуществлении своих полномочий по надзору заисполнением законов на стадиях досудебного производства прокурор независим иподчиняется только закону.
3. Прокурор вправе предъявить к обвиняемому или клицу, которое несет материальную ответственность за его действия, иск в защитуинтересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим причинамне способного самостоятельно воспользоваться принадлежащим ему правом, а такжепредъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и государства.
4. В ходе досудебного производства по материалам и уголовномуделу прокурор возбуждает уголовное дело, поручает его расследованиесоответствующему органу предварительного следствия, органу дознания; принимает делок своему производству и расследует его полном объеме; отказывает в возбуждении уголовногодела; осуществляет надзор и процессуальное руководство расследованием уголовныхдел органом дознания, дознавателем, следователем и нижестоящим прокурором.
5. Осуществляя надзор за соблюдением законности припроизводстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководстворасследованием, прокурор уполномочен:
1) истребовать от нижестоящего прокурора, следователя,дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы идокументы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы изнакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;
2) изымать от органа дознания и передавать следователюлюбое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органапредварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определеннойстатьей 182 настоящего Кодекса, а также от одного следователя другому в целях обеспечениявсестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовногодела;
3) участвовать в производстве дознания и предварительногоследствия, а также лично производить отдельные следственные и иныепроцессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме полюбому уголовному делу;
4) поручать предварительное расследование уголовного делагруппе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;
5) отменять незаконные и необоснованные постановлениянижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также несоответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителяследственного подразделения, органа дознания;
6) давать нижестоящему прокурору, следователю, органудознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иныхпроцессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о применении мер пообеспечению безопасности;
7) применять, изменять или отменять меры пресечения;
8) прекращать производство по уголовному делу в случаяхи по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;
9) разрешать отводы и самоотводы;
10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящегопрокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб,рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;
11) отстранять нижестоящего прокурора, следователя,руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительногорасследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушениязаконности при его расследовании;
12) обращаться в соответствующие органы с представлениемо лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если этилица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;
13) санкционировать применение меры пресечения в видезаключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотражилища; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку,выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую закономтайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналамсвязи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещениеподозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое(психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продлениеи установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнегоареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящимКодексом;
15) направлять уголовное дело в суд;
16) использовать другие полномочия, предоставленные емунастоящим Кодексом.
6. При судебном разбирательстве уголовного дела прокуроркак государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства;высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, атакже по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; даватьоргану предварительного расследования обязательные для него поручения пообеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждениядля обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебномисследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлятьновое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другойстороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильнымипо другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протоколсудебного заседания возражений на указанные действия и записей обобстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другимиполномочиями, предусмотренными настоящим Кодексом.
7. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор обязансоблюдать порядок судебного заседания, подчиняться законным распоряжениямпредседательствующего и исполнять другие обязанности, предусмотренные настоящимКодексом.
8. При судебном разбирательстве уголовных дел участиепрокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делампубличного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения,возбужденным прокурором.
Полномочия следователя прокуратуры закреплены ст. 36УПК Республики Беларусь.
1. Следователем является должностное лицо прокуратуры,органов предварительного следствия Министерства внутренних дел РеспубликиБеларусь, органов государственной безопасности и финансовых расследований, осуществляющеев пределах его компетенции предварительное следствие.
2. Следователь обязан принимать все меры повсестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела;осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраныдостаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлеченияего в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении егов соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, передачи дела прокурорудля направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечениюбезопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии стребованиями главы 8 настоящего Кодекса.
3. Все решения о производстве следственных и другихпроцессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключениемслучаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полнуюответственность за их законное и своевременное исполнение.
4. В случае несогласия следователя с указаниями прокурорао привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объемеобвинения, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или прекращениипроизводства по уголовному делу следователь вправе, приостановив исполнение этихуказаний, представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своихвозражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора,или поручает производство предварительного следствия по этому делу другомуследователю.
5. Следователь вправе возбуждать уголовное дело иотказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствиепо уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственныеи иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, а такжеразрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимсяпод стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовномуделу.
6. По уголовным делам, по которым предварительноеследствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять дело к своему производствуи приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознаниянеотложных следственных действий, предусмотренных статьей 186 УПК.
7. Следователь по расследуемому им уголовному делу вправезнакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимисяк расследуемому делу, давать им поручения и указания о производстве оперативно-розыскныхмероприятий и следственных действий и требовать от них содействия впроизводстве следственных действий. Такие поручения и указания следователядаются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.
8. Постановления следователя, вынесенные в соответствиис требованиями настоящего Кодекса по находящимся в его производстве уголовным делам,обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями,должностными лицами и гражданами.
Нужно отметить, что следователь — процессуальносамостоятельное лицо, и в процессе предварительного следствия онруководствуется непосредственно своим внутренним убеждением и правосознанием.Прокурор вправе давать ему обязательные к исполнению письменные предписаниялишь по ряду ограниченных УПК вопросов.
Постановления следователя по находящемуся в егопроизводстве уголовному делу обязательны для исполнения всеми предприятиями,учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами.
При прохождения практики под руководством следователяпрокуратуры я был ознакомлен с поступающими к следователю материалами осовершенных преступлениях, присутствовал при вынесении постановления овозбуждении уголовного дела и постановления об отказе в возбуждении уголовногодела. Ознакомился с приостановленными делами по нераскрытым преступлениям, атакже с другими делами, находящимися в производстве следователя. Присутствовалпри проведении различных следственных действий (допросы свидетелей,потерпевших, подозреваемых, проверок показаний на месте и т.д.) и при составлениипроцессуальных документов по ним.
В ходе следственного действия или после его окончанияследователем составляется протокол о производстве следственного действия.Протокол зачитывается всем лицам, участвовавшим в производстве следственногодействия, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащиезанесению в протокол. Протокол подписывается следователем, допрошенным лицом,переводчиком, специалистом, понятыми и другими лицами, если они участвуют припроизводстве следственного действия. К протоколу прилагаются фотографическиенегативы и снимки, фонограммы допроса, планы, схемы, оттиски следов,выполненные при производстве следственных действий.
В процессе прохождения практики мною также был изучени вопрос подследственности уголовных дел органам прокуратуры. Онаустанавливается ст.182 УПК Республики Беларусь и условно её можно разделить напредметную и персональную. К предметной подследственности относятсяопределённые составы преступлений (например, убийство (ст.139 УК РБ), причинениесмерти по неосторожности (ст.144 УК РБ), изнасилование (ст.166 УК РБ),насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК РБ), нарушение правилохраны труда (ст.306 УК РБ) и др.)
Персональную же подследственность составляютпреступления, совершённые определёнными лицами. Это преступления, совершённые:
1) депутатами Палаты представителей и членами Совета РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь и должностными лицами, занимающимиответственное положение;
2) должностными лицами прокуратуры, органов внутреннихдел, финансовых расследований в связи с их служебной или профессиональнойдеятельностью;
3) военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными,а также гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь и другихвоинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположениивоинской части, учреждения или военного учебного заведения.
Кроме того, в соответствии со ст. 180 УПК РеспубликиБеларусь, прокурор вправе принять к своему производству любое уголовное дело.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Во время прохождения практики мне были предоставленынадлежащие условия и все необходимые документы для получения реальногопредставления о деятельности прокуратуры. Мне была оказана помощь в получениипрактических навыков, необходимых работникам прокуратуры.
Таким образом, в процессе прохождения практики в прокуратуреГомельского района я ознакомилась со структурой, задачами и основныминаправлениями деятельности прокуратуры, с правами и обязанностями работников прокуратуры,с организацией работы, и компетенцией следователей прокуратуры. Ознакомился спроцедурой составления процессуальных документов и порядком веденияделопроизводства по уголовным делам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.