Реферат по предмету "Государство и право"


Жилищные права несовершеннолетних

Министерство образованияРеспублики Беларусь
Учреждениеобразования
«Гродненскийгосударственный университет имени Янки Купалы»
Юридическийфакультет
Кафедрагражданского права и процесса
Специальность 1-2401 03 «Экономическое право»
Курсовая работа
на тему
ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВАНЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Студентки 4 курса заочной формы обучения
Амельянчик Тамары Валерьевны
Научный руководитель -
старший преподаватель
Сафина Д. В.
Гродно, 2010

Оглавление
Введение. 3
Глава1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь. 6
1.1Постановка на учет и предоставление жилых помещений. 6
1.2 Озащите жилищных прав детей-сирот. 11
Глава2 Права пользования, купля — продажа жилым помещениям несовершеннолетними  19
2.1Пользование жилыми помещениями. 19
2.2Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК… 23
2.3Купля-продажа жилых помещений. 26
Глава3 Судебная практика по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних. 33
Заключение. 39
Списокиспользованных источников. 43

/>Введение
Важнейшей политической, социальной и экономическойзадачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществомдетства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.
Наряду с гарантией гражданам Республики Беларусь права нажилище (ст.48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и рядспециальных норм, гарантирующих право на жилище детям. Так, ст. 18 ЗаконаРеспублики Беларусь «О правах ребенка» предусмотрено, что каждыйребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется впорядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.
В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка»наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своихродителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (заисключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимов интересах ребенка) определена и норма (ст.15), дающая ребенку право выбораодного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет.Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его навоспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детскиеинтернатные учреждения на патронатное воспитание (ст.30).
Все вышесказанное определяет актуальность темы даннойкурсовой работы.
Цель курсовой работы – комплексный анализ жилищных прав несовершеннолетних.
Цель определяет следующие задачи:/>/>
определить права на жильё несовершеннолетних в РеспубликеБеларусь;
проанализировать права пользование жилым помещением несовершеннолетними;
описать судебную практику по реализации прав на жилоепомещение несовершеннолетних.
Библиографической основой послужили работы В.Ф.Чигира, Е.Корнушенко, В. Шабалина и др. В изданиях подробно, на примерах судебнойпрактики, проанализирован порядок рассмотрения и разрешения наиболее частовстречающихся жилищных споров, например, иски об утрате права пользования жилымпомещение нанимателем или членами его семьи в случае выезда на постоянноежительство в другое жилое помещение, иск о выселении нанимателя на времякапитального ремонта, иск о выселении из общежития в связи с прекращениетрудового договора и т. п. В работах рассмотрены вопросы, как избежать ошибокдолжностным лицам, принимающим решения по жилищным вопросам, правильно организоватьуправление жилищным фондом предприятий.
Юристы по-разному оценивают различные аспекты исследуемойпроблемы, не по всем вопросам у них существует единое мнение. Разногласиявсегда были и будут в дальнейшем. Главное, что мнение каждого правоведа имеетопределенную ценность и вносит заметный вклад в установление истины.
Законодательной основой курсовой работы послужили:Конституция Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь,Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс о семье и браки РеспубликиБеларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Закон РеспубликиБеларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся безпопечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах порегулированию жилищных отношений» и др.
Методологическую основу исследования составили принципы икатегории диалектики, логический метод, методология сравнительногоправоведения, а также метод системно-структурного анализа.

/>Глава1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь
/>1.1 Постановкана учет и предоставление жилых помещений
В соответствии с действующим Жилищным кодексом РеспубликиБеларусь граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся вулучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.
По гражданскому законодательству способность гражданинасвоими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать длясебя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность)возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация(ст.26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения 18 лет,гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность вполном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или современи вступления в брак [1]. Приобретенная в результате заключения бракадееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. Припризнании брака недействительным суд может принять решение об утратенесовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемогосудом [5, c. 45].
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявленполностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) илис согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаетсяпредпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностьюдееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки ипопечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а приотсутствии такого согласия — по решению суда [5, c. 46].
До приобретения полной дееспособности дети принимаются вустановленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе сродителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте.Причем семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условийпо месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.
Наряду с общим основанием, дающим право для принятия наквартирный учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного членасемьи менее 15 м2), законодательство содержит и другие (не зависящие от уровняобеспеченности общей площадью) самостоятельные основания для принятия на учетсемей с детьми. Так, в соответствии со статьей 43 ЖК признаются, в частности,нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, родившие (усыновившие) ивоспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры, атакже проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданиномнезависимо от его пола, кроме супругов [3].
В целях устранения указанной коллизии Министерствомобразования еще в 2000 году предлагалось предусмотреть в Жилищном кодексе, чтоместные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся в соответствии сКодексом о браке и семье органами опеки и попечительства, должны осуществлятьучет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся вовнеочередном обеспечении жильем, с момента поступления их под опеку и донаправления их в детские интернатные учреждения, к опекуну (попечителю), а непо достижении совершеннолетия. Дело в том, что большинство воспитанниковвыходят из детских учреждений после получения базового образования в 16 лет справом внеочередного получения жилого помещения социального пользования. И дляних вопрос постановки на квартирный учет для реализации своих жилищных правявляется делом первостепенной важности. Предполагалось, что дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, будут приниматься на учет на основании справокотдела образования, исполняющего функции органа опеки (попечительства) вотношении данного несовершеннолетнего, об устройстве его на воспитание вдетское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), в приемную семью иотсутствии закрепленного за ним жилого помещения. В случае, если за такимребенком было закреплено жилое помещение, но вселение в него невозможно,принимается решение местного исполнительного и распорядительного органа оневозможности его вселения в данное жилое помещение и обеспечении его внеочереди равноценным жилым помещением [2, c. 86].
В соответствии с Жилищным кодексом обязательный для всехместных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений,организаций порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся вулучшении жилищных условий, установлен Положения о порядке учета граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещенийгосударственного жилищного фонда. Государственные организации предоставляютжилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом, указанными Правилами иколлективными договорами. Организации негосударственной формы собственностивправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляяпри этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством РеспубликиБеларусь.
Следует отметить, что по ранее действовавшему жилищномузаконодательству (до введения в действие с 01.07.1999 г. Жилищного кодексаРеспублики Беларусь) жилые помещения предоставлялись в порядке очередностигражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,преимущественно на условиях договора найма в домах государственного иобщественного жилищного фонда. При предоставлении жилых помещений недопускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кромесупругов [27, c. 64].
Действовали и определенные льготы при улучшении жилищныхусловий семей, воспитывающих детей. Так, в частности, в первую очередь жилыепомещения предоставлялись: матерям, которым присвоено звание«Мать-героиня», либо награжденным орденом «Материнскаяслава» или медалью «Медаль материнства»; многодетным семьям,имеющим трех и более несовершеннолетних либо состоящих на иждивении родителейдетей (право на получение жилых помещений в первую очередь сохранялось за указаннымисемьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вслучаях достижения детьми совершеннолетия или прекращения иждивения); одинокимматерям; семьям при рождении близнецов; семьям, воспитывающим детей-инвалидов[27, c. 68].
Вне очереди жилые помещения предоставлялись детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе находившимся подопекой или попечительством, по окончании пребывания в детском учреждении, уродственников, опекунов или попечителей либо с их согласия после обучения ввысшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, поокончании срока службы в Вооруженных Силах, если за ними не сохранилось жилоепомещение или они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение,из которого выбыли. Жилые помещения указанным лицам предоставлялисьисполнительным комитетом местного Совета депутатов, предприятием, учреждением,организацией. Перечисленные выше категории граждан имели соответственно и правона первоочередное и внеочередное вступление в члены жилищно-строительногокооператива [27, c. 70].
С введением в действие с 01.07.1999 г. нового Жилищногокодекса изменился и порядок обеспечения жильем граждан, состоящих на учетенуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 12 ЖК малообеспеченные нетрудоспособныеграждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получилиправо на получение жилого помещения социального пользования (это жилоепомещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда,предоставляемое гражданам на условиях договора найма и не подлежащееприватизации, разделу и обмену) [3].
При предоставлении жилого помещения социальногопользования учитывается имущественное положение нетрудоспособного претендента идругих нетрудоспособных членов семьи. Сведения о доходах семьи представляютсязаявителем за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет.
Жилые помещения социального пользования предоставляютсяуказанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очередитакие жилые помещения предоставляются:
— гражданам, жилые помещения которых в результатестихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными дляпроживания;
— детям-сиротам и детям, оставшимся без попеченияродителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой(попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, уродственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения ввысшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, поокончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними несохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинамвселены в жилое помещение, из которого выбыли;
— больным активной формой туберкулеза;
— в иных случаях, предусмотренных законодательными актамиРеспублики Беларусь [28, c. 57].
При улучшении жилищных условий по месту работы напредприятиях, в учреждениях, организациях, семьям, в которых имеются дети,жилые помещения могут предоставляться и на условиях обычного договора найма(такое жилье может быть в установленном порядке приватизировано, оно такжеподлежит обмену и разделу), если это предусмотрено в коллективных договорах.Причем в этих коллективных договорах могут быть предусмотрены и льготныеоснования предоставления жилых помещений на условиях обычного договора найма(например, многодетным семьям или семьям, воспитывающим детей-инвалидов ит.д.).
/>1.2 Озащите жилищных прав детей-сирот
Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся безпопечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» (далее — Закон) детям-сиротам, детям, оставшимся безпопечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилоепомещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли.Контроль за реализацией данной гарантии осуществляется местными исполнительнымии распорядительными органами в порядке, установленном законодательством [8].
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона расходы поустановленным нормам на оплату за пользование жилыми помещениями, на оплатуэлектрической и тепловой энергии, текущего ремонта жилых помещений, услугсвязи, бытового обслуживания, связанные с содержанием детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в детских домах семейного типа, детскихдеревнях (городках), приемных семьях, подлежат возмещению в порядке,установленном законодательством [8].
Минжилкомхозом подготовлен проект Закона РеспубликиБеларусь «О внесения изменения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях посоциальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, атакже лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,которым предусмотрено, что расходы на оплату за пользование жилыми помещениями,техническое обслуживание, оплату коммунальных услуг (горячее и холодноеводоснабжение, канализация, электрическая и тепловая энергия, пользованиелифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), стоимости твердых видовтоплива (проживающим в домах без централизованной подачи тепловой энергии),связанные с содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,находящихся в детских домах семейного типа, приемных и опекунских семьях,подлежат возмещению гражданам, на воспитании которых они находятся, за счетсредств местных бюджетов [8].
В соответствии с пунктом 15 «Положения о порядкеуправления имуществом подопечных», утвержденного постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 28 октября 1999 № 1677, жилое помещение,принадлежащее подопечному на праве собственности, в случае направления его нагосударственное обеспечение в учреждения образования, здравоохранения,социального обслуживания либо переселения по месту жительства опекуна,попечителя с разрешения органа опеки и попечительства может быть сданоопекуном, попечителем по договору найма в установленном порядке. При этом доходот сдачи жилого помещения по договору найма зачисляется на лицевой счетподопечного в банке, за вычетом сумм на плату за пользование жилым помещением икоммунальные услуги [19].
Следовательно, опекун или попечитель на время нахожденияребенка-сироты под опекой до достижения им 18-летнего возраста или дообъявления в установленном порядке его полностью дееспособным (эмансипации)сдает квартиру по договору найма и производит оплату за техническоеобслуживание и коммунальные услуги.
Если в квартире проживают родители детей-сирот, лишенныеродительских прав или близкие их родственники, то они обязаны производитьоплату жилищно-коммунальных платежей, а с детей-сирот при их пропискезадолженность родственников не должна взыскиваться.
Что касается вопроса использования пустующих жилыхпомещений государственного жилищного фонда, закрепленных за несовершеннолетнимидетьми, то согласно Закону Республики Беларусь «О местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты и местныеадминистрации имеют право передавать объекты коммунальной собственности, в томчисле временно пустующие квартиры, во временное пользование отдельнымгражданам. В связи с этим до достижения детьми-сиротами 18-летнего возраста илидо объявления в установленном порядке их полностью дееспособными (эмансипации)местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечивать временноезаселение закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений, если в них никто непрописан [10].
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что при вселениидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленные за нимижилые помещения, с них не должна взыскиваться задолженность зажилищно-коммунальные услуги за период, когда они в этих квартирах не проживали.
Указом Президента Республики Беларусь «О некоторыхвопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» урегулированы вопросы сдачи по договорам найма незаселенных жилыхпомещений государственного жилищного фонда и принадлежащих на правесобственности жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попеченияродителей, находящимся на государственном обеспечении [11].
Согласно п 2. Указа Президента Республики Беларусь «Онекоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» незаселенные жилые помещения государственного жилищногофонда, освобожденные в связи с устройством детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, на государственное обеспечение, соответствующие установленнымдля проживания санитарным и техническим требованиям, предоставляются местнымиисполнительными и распорядительными органами, другими государственными органамии иными государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативномуправлении которых находятся жилые помещения, гражданам, нуждающимся в улучшениижилищных условий, по срочным договорам найма жилых помещений государственного жилищногофонда, заключаемым на период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, на государственном обеспечении. При этом опекуны (попечители), лица,на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов (попечителей),у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на государственномобеспечении, обязаны за три месяца до окончания нахождения таких детей нагосударственном обеспечении известить об этом местный исполнительный и распорядительныйорган (государственную организацию), предоставивший соответствующее жилоепомещение [11].
В течение двух месяцев после приобретения детьми-сиротамии детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либопо их желанию в течение двух месяцев по прекращении обучения в учреждениях,обеспечивающих получение профессионально- технического, среднего специального, высшегообразования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный ираспорядительный орган (государственная организация) обязан предоставить им ранеезанимаемое жилое помещение, соответствующее установленным для проживаниясанитарным и техническим требованиям [11].
Если они не могут быть вселены в жилое помещение, из котороговыбыли, или при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися вулучшении жилищных условий, или в иных случаях, если невозможность вселения втакое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органомпо месту нахождения данного жилого помещения, по желанию указанных лиц импредоставляется жилое помещение государственного жилищного фонда,соответствующее по общей площади нормам предоставления жилых помещений государственногожилищного фонда и установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
До предоставления жилого помещения в соответствии счастью второй пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторыхвопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лицаиз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваютсяместными исполнительными и распорядительными органами жилыми помещениями вобщежитиях или специальными жилыми помещениями, предназначенными для временногопроживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[11].
При отобрании детей у родителей без лишения родительских правродители со дня принятия решения об отобрании детей:
утрачивают права по управлению делами и распоряжению имуществомотобранных у них детей, а также на получение государственных пособий семьям,воспитывающим детей, причитающихся детям пенсий, алиментов и других текущихпоступлений, связанных с содержанием отобранных у них детей;
лишаются права пользования всеми льготами и преимуществами,основанием предоставления которых является факт рождения и (или) воспитанияотобранных у них детей.
Причитающиеся ребенку пенсии, алименты и другие текущие поступления,связанные с его содержанием, перечисляются на банковский счет ребенка,открываемый опекуном (попечителем), лицом, на которое законодательством возложеновыполнение обязанностей опекуна (попечителя), в порядке, определенном законодательством(О некоторых вопросах сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещать расходы,затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственномобеспечении в ред. постановления Совмина от 24.07.2009 № 968) [12].
Распоряжение этими средствами в интересах ребенкаосуществляет его опекун (попечитель), лицо, на которое законодательством возложеновыполнение обязанностей опекуна (попечителя).
Согласно пункту 16 Декрета Президента Республики Беларусьот 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защитедетей в неблагополучных семьях» жилые помещения, принадлежащие на правесобственности или занимаемые на основании договора найма (поднайма) лицами,обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей,помещенных на государственное обеспечение, подлежат сдаче местнымиисполнительными и распорядительными органами по договорам найма (поднайма) дляпроживания других лиц [9].
Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.
В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье определено(ст.192), что каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеруи качеству, принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Ребенок,являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения,независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем илисобственником правом на занимаемое им жилое помещение.
До приобретения полной дееспособности дети принимаются вустановленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе сродителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте.
Жилые помещения социального пользования предоставляютсяуказанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очередитакие жилые помещения предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, подопекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, уродственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения ввысшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, поокончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними несохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинамвселены в жилое помещение, из которого выбыли
Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся безпопечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользованияжилым помещением, из которого они выбыли.
В целях совершенствования правового регулированияобеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всоответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросахобеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:незаселенные жилые помещения, принадлежащие на праве собственностидетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся нагосударственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, в том числе напатронатном воспитании, в государственных специализированных учреждениях длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, детскихдеревнях (городках), государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического,среднего специального, высшего образования, подлежат сдаче местнымиисполнительными и распорядительными органами по месту нахождения жилых помещенийпо договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда для проживаниядругих лиц.

/>Глава2 Права пользования, купля — продажа жилым помещениям несовершеннолетними
/>2.1 Пользованиежилыми помещениями
В соответствии с положениями гражданского, жилищного исемейного законодательства дети имеют равное с другими членами семьи правопользования жилыми помещениями. Отношения по пользованию жилыми помещениямирегулируются соответствующими статьями Жилищного кодекса Республики Беларусь.
Если для защиты интересов несовершеннолетнего ребенкаустановлена опека (попечительство), защита его жилищных прав осуществляетсяопекуном (попечителем), который, в частности, может в интересах ребенкатребовать установления порядка пользования жилым помещением, заключенияотдельного договора найма и др. На совершение таких сделок необходимо согласиеорганов опеки и попечительства (ст.161 Кодекса Республики Беларусь о браке исемье, ч.2 ст.35 Гражданского кодекса), иначе они будут недействительны. В тоже время, граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качествеопекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение неприобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя [21,c. 74].
При обмене жилых помещений, занимаемых гражданами, надкоторыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которыхпроживают несовершеннолетние дети, также требуется согласие органов опеки ипопечительства. Отказ этих органов в даче согласия на обмен может бытьобжалован в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в судебномпорядке (п.5 Правил обмена жилых помещений государственного жилищного фонда вРеспублике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров от 02.08.1999г. №1191). Разрешение жалобы вышестоящим органом не является препятствием дляподачи жалобы в суд.
Одной из действенных мер по защите жилищных правдетей-сирот, по мнению Министерства образования, может стать обмен жилогопомещения по инициативе опекуна (попечителя) в случае лишения родителей ихродительских прав.
При несогласии родителей, лишенных родительских прав либоограниченных в правах на воспитание ребенка, на обмен жилого помещения опекун(попечитель) может в интересах ребенка требовать заключения отдельного договоранайма (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. №3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства») [16].
При помещении детей на воспитание в детские учреждения, кродственникам, опекунам или попечителям за ними должны закрепляться жилыепомещения по месту их жительства и, следовательно, сохраняться право на жилоепомещение на весь период пребывания в детских учреждениях, если в жиломпомещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.
Такая норма была четко прописана в прежнем Жилищномкодексе (ст.70). Действующий ЖК не содержит такой специальной нормы, и в ст.84лишь определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов(попечителей) предоставляются вне очереди жилые помещения социальногопользования, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могутбыть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли [3].
Министерство образования полагает, что необходимоурегулировать порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей. Данное жилье не должно изыматься местнымиисполнительными и распорядительными органами, а органам опеки и попечительствадолжно быть предоставлено право сдавать по договору поднайма жилое помещение,закрепленное за несовершеннолетними, выбывшими в детские интернатныеучреждения, к опекуну, попечителю, в учреждения образования.
Особо важными являются вопросы защиты прав детей прирегулировании отношений по выселению граждан из жилых помещений.
В ЖК 1983 года наряду с иными категориями граждан,которые могли быть выселены из служебного жилого помещения и общежития только спредоставлением другого жилого помещения, были отнесены и одинокие лица спроживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Новый Жилищный кодексльгот для такой категории граждан, проживающих в общежитиях и служебных жилыхпомещениях, не содержит. Следовательно, при увольнении с работы они могут бытьвыселены и без предоставления другого жилого помещения [30, c. 78].
В проекте новой редакции Жилищного кодекса заложенынекоторые новые положения в части защиты прав детей при решении вопросов овыселении из жилых помещений. Так, предусмотрено, что не допускается выселениеиз общежития (независимо от оснований его предоставления) без предоставлениядругого жилого помещения учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротамии детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предусмотрено также, что при выселении нанимателя ичленов его семьи, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилымпомещением, техническое обслуживание дома и коммунальные услуги спредоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств по общейплощади менее занимаемого (ст.71 ЖК) во внимание должны приниматься интересыдетей, направленных в детские интернатные учреждения, под опеку(попечительство), при других формах устройства на воспитание, если за ними сохраняетсяжилое помещение [30, c. 85].
Для усиления гарантий жилищных прав несовершеннолетнихдетей необходимо рассмотреть вопрос о введении нормы, предусматривающей учетинтересов детей и в ряде других случаев выселения из жилых помещений, как-то:
— выселение из жилых домов, грозящих обвалом (ст.38 ЖК);
— выселение без предоставления гражданам жилого помещенияв случаях систематического разрушения или порчи жилых помещений либоиспользования их не по назначению, систематического нарушения правил пользованияжилыми помещениями (ст.39 ЖК);
— выселение в связи со сносом или переоборудованиемжилого помещения (ст.69 ЖК);
— выселение в связи с капитальным ремонтом илиреконструкцией жилого дома (ст.68 ЖК) [28, c. 23].
Заслуживает внимания и вопрос о возможности передачижилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение ипользование по обычному бессрочному договору найма жилого помещениягосударственного жилищного фонда.
Предложения о такой передаче социального жилья послеистечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны Минжилкомхозом иМинобразования и направлены в соответствующие инстанции для включения в проектновой редакции Жилищного кодекса.
Следует обратить внимание и на вопрос защиты прав детейпри приватизации гражданами занимаемых ими на условиях договора найма жилыхпомещений в домах государственного жилищного фонда. При оформлении приватизациижилого помещения жилищные квоты несовершеннолетних членов семьи нанимателя,проживающих совместно с ним, суммируются с квотой родителей, а при ихотсутствии — с квотой одного из совершеннолетних членов семьи.
Поэтому несовершеннолетние члены семьи нанимателя,родившиеся до 1 июля 1992 г., квота которых зачтена при приватизации, такжеявляются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении.Отчуждение такого жилого помещения без согласия органов опеки и попечительстваявляется основанием для признания сделки недействительной.
/> 
2.2 Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК
Специфика регулирования жилищных правоотношений вжилищно-строительных кооперативах обуславливает особенности пользования жилымипомещениями в домах ЖСК, права членов семьи члена ЖСК, в том числе детей. Учленов семьи члена ЖСК и у его наследников могут возникать с кооперативомособые правоотношения по вопросам вступления в ЖСК, закрепления квартиры иликомнаты и др. Все эти правоотношения обусловлены наличием членства вкооперативе и производны от него.
Согласно ст.110 Жилищного кодекса Республики Беларусьчлены семьи члена ЖСК имеют право пользования жилым помещением наравне с членомкооператива, если при их вселении не было иного письменного соглашения. Есличлены семьи члена ЖСК перестали быть членами его семьи, но продолжают проживатьв этом же жилом помещении, они сохраняют все права и обязанности, если иное неустановлено законодательством и заключенным с ними письменным соглашением о порядкепользования жилым помещением [3].
В соответствии с действующим законодательствомнесовершеннолетние наследники умершего члена ЖСК, проживавшие совместно с ним вквартире, не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения. До достижениянаследником совершеннолетия его обязанности, связанные с пользованиемкооперативной квартирой, выполняются родителем, усыновителем, опекуном либопопечителем.
Указанное правило должно распространяться не только нанаследников, но и в тех случаях, когда в жилом помещении остаются проживатьнесовершеннолетние члены семьи члена ЖСК, не являющиеся его наследниками ни позакону, ни по завещанию (например, внуки, родители которых живы, но проживаютотдельно).
В юридической литературе отмечаются и случаи, связанные свосполнением суммы паенакопления, которую кооператив должен выплатитьнаследникам, не проживающим с наследодателем в одной кооперативной квартире. Подействующим правилам удовлетворение кооперативом требования о выплатепаенакопления возможно лишь после взноса соответствующей суммы лицами, впользование которых поступает квартира. Можно, конечно, считать, чтообязанность внесения этой суммы лежит либо на родителе, либо на усыновителе,опекуне или попечителе несовершеннолетнего, за которым сохраняется право пользованияквартирой. А как быть в случае, если законные представители или попечители неимеют материальной возможности выполнить эту обязанность? Неблагоприятныепоследствия такого положения не могут возлагаться ни на указанныхнесовершеннолетних граждан, ни на кооператив, ни на тех лиц, которые вправеистребовать полагающуюся им к выплате сумму паенакопления. Выход из такойситуации, возможно, может быть найден либо в обмене квартиры, либо ввозможности получения упомянутыми несовершеннолетними гражданами жилогопомещения в доме государственного жилищного фонда [21, c. 69].
По закону опека устанавливается над малолетними ввозрасте до 14 лет. Опекуны являются законными представителями подопечных исовершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительствоустанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечителиоказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполненииобязанностей, а также охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц.Попечители при необходимости дают согласие на совершение тех сделок, которыеграждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.Опекуны и попечители назначаются в порядке, установленном законодательством, ивыступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любымилицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия [30,c. 89].
В то же время опекун не вправе без предварительногоразрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласиена совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имуществаподопечного, сдаче его в аренду (внаем), безвозмездное пользование или в залог;сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имуществаили выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшениеимущества подопечного. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники невправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имуществаподопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а такжепредставлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел междуподопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
Что касается права собственности на квартиру в ЖСК, торешение этого вопроса зависит от того, была ли в установленном порядке онаоформлена в собственность бывшего члена кооператива. В соответствии с п.4ст.219 ГК члены жилищно-строительного кооператива, другие лица, имеющие правона паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру,предоставленную этим лицам в пользование, приобретают право собственности нанее с момента оформления этого права в установленном порядке. Если правособственности было оформлено, тогда квартира является наследуемым имуществом. Вслучае, если воля наследодателя на оформление квартиры на право собственностибыла выражена в письменном заявлении, направленном в компетентные органы, нопроцедура оформления не была завершена в связи с его смертью, квартира можетбыть признана судом наследственным имуществом по требованию заинтересованныхлиц [5, c. 69].
Наследниками по закону первой очереди являются дети,супруг и родители умершего. Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь по решению суда супруг может быть устранен от наследования по закону,за исключением наследования на основании ст.1064 ГК (когда он имеет право наобязательную долю в наследстве, то есть в случае, когда он являетсянетрудоспособным), если будет доказано, что брак с наследодателем фактическипрекратился до открытия наследства, и супруги в течение не менее пяти лет дооткрытия наследства проживают раздельно [5, c. 70].
Второй путь в решении вопроса собственности на квартиру —через оформление членства в ЖСК. В соответствии со ст.113 Жилищного кодекса вслучае смерти члена организации граждан-застройщиков (это касается и ЖСК) правона вступление в члены этой организации имеет независимо от возраста проживающийв жилом помещении член семьи умершего, имеющий право на часть паевого и иныхвзносов [3].
Если после смерти члена ЖСК в жилом помещении осталисьпроживать наследники умершего, не достигшие совершеннолетия, то по заявлениюоргана опеки и попечительства один из них принимается в члены этой организации.В случае помещения несовершеннолетних наследников в детские учреждения либо копекуну или попечителю жилое помещение сохраняется за этими наследниками.Следует также иметь в виду, что споры между несколькими проживающими в однойквартире в доме ЖСК наследниками умершего члена кооператива по вопросу о правена членство в кооперативе и праве на жилое помещение могут быть разрешены всудебном порядке.
/> 
2.3 Купля-продажа жилых помещений
Продажа жилых помещений, в которых проживаютнесовершеннолетние члены семьи собственников этих помещений, допускается толькос согласия органа опеки и попечительства. Такое требование содержится в ст.123Жилищного кодекса.
На практике нередко со стороны граждан — владельцев жилыхпомещений возникают вопросы о правомерности требований нотариальных контор вчасти представления согласия органов опеки и попечительства на продажуприватизированных квартир, в которых проживают несовершеннолетние дети.Основной аргумент этих граждан заключается в том, что действия нотариусов якобыне согласуются со ст.44 Конституции Республики Беларусь, защищающей правогражданина на собственность (и, следовательно, право свободно распоряжаться ею)[6].
Действительно, ст.44 Конституции гарантирует каждомуправо собственности. Но в этой же статье говорится и о том, что осуществлениеправа собственности не должно противоречить общественной пользе, ущемлять праваи защищаемые законом интересы других лиц [6].
Наряду с гарантией гражданам республики права на жилищезаконодательство содержит и ряд специальных норм, гарантирующих право на жилищедетям (ст.192 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, ст.123 Жилищногокодекса и др.). Поэтому и не должны возникать сомнения в правомерноститребований в этой части работников нотариальных органов [31, c. 74].
Следует иметь в виду и то, что в соответствии сзаконодательством о приватизации жилищного фонда при оформлении приватизацииквартиры жилищные квоты несовершеннолетних членов семьи нанимателя, проживающихсовместно с ним, суммируются с квотой родителей, а при их отсутствии — с квотойодного из совершеннолетних членов семьи. В связи с этим несовершеннолетниечлены семьи нанимателя, родившиеся до 1 июля 1992 г., квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеютправо на долю в жилом помещении. Отчуждение такого жилого помещения безсогласия органов опеки и попечительства является основанием для признаниясделки недействительной.
Таким образом, если в результате продажи жилого помещенияправа несовершеннолетнего ребенка не будут ущемлены (т.е. он будет и вдальнейшем обеспечен жильем, отвечающим санитарно-техническим требованиям идругим потребительским качествам по установленным нормам), орган опеки ипопечительства вправе в установленный для рассмотрения срок дать согласие насовершение сделки по купле-продаже жилого помещения.
Порядок согласования органами опеки и попечительствасделок по отчуждению жилых помещений определяется соответствующими местнымиорганами власти. Например, решением Минского горсовета депутатов от 19.10.1999г. №39 «Об утверждении Положения о порядке согласования органами опеки ипопечительства г. Минска сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещенийотдельных категорий граждан» определено, что заявление установленной формыдля получения согласия на отчуждение жилья подается в исполком по меступрописки заявителя. В случае его прописки вне Минска (отсутствия прописки)заявление подается в исполком по месту расположения квартиры.
Заявление для получения согласия на отчуждение жилого помещениячастного жилищного фонда подает только собственник этого жилья или согласно п.2ст.183 Гражданского кодекса Республики Беларусь письменно уполномоченное имлицо [1].
Вместе с заявлением в исполком представляются:
копия правоустанавливающего документа и техническогопаспорта на жилое помещение;
копия финансово-лицевого счета на квартиру;
копия договора о долевом строительстве жилья и справказастройщика о внесении гражданином денежных средств в размере не менее половиныобщей суммы, необходимой для строительства жилья, — при отчуждении квартиры всвязи со строительством другого жилого помещения для постоянного проживания;
копия финансово-лицевого счета приобретаемого жилогопомещения — при отчуждении квартиры с целью приобретения другого жилья взаменотчуждаемого;
документ паспортно-визовой службы, подтверждающий выездиз г. Минска, — при выезде на постоянное жительство за пределы РеспубликиБеларусь;
другие документы по усмотрению заявителя [23, c. 43].
Оригиналы правоустанавливающего документа, техническогопаспорта на жилое помещение, договора о долевом строительстве жилья,документов, подтверждающих факт и степень родства, а также гражданский паспортлица, подающего заявление, представляются для обозрения.
В представляемых копиях лицевых счетов указываются дата ипричина убытия членов семьи заявителя, убывших на постоянное или временноежительство в другие жилые помещения в течение года, предшествующего обращению.Исполком не вправе требовать от заявителя представления дополнительныхдокументов. При необходимости он запрашивает дополнительные сведения вгосударственных органах. Согласие (отказ в согласии) на отчуждение жилогопомещения выдается заявителю в форме выписки из протокола заседания исполкома.При отказе в согласии в ней должен быть указан мотив отказа. Отказ может бытьобжалован заявителем в Минский горисполком и суд в установленном порядке [25,c. 27].
Наиболее сложными в правоприменительной практике являютсявопросы защиты прав добросовестного приобретателя недвижимости, в частности,жилых помещений, продавцами и покупателями которых являются граждане, имеющие всоставе своих семей несовершеннолетних детей (добросовестный приобретатель —лицо, приобретшее какое-либо имущество у другого лица, не зная и не подозреваяо том, что последний не имел права отчуждать это имущество). Эти вопросы сталипредметом изучения Верховным Судом Республики Беларусь, который проанализировалсудебную практику по спорам, связанным с правом собственности на жилыепомещения, и в целях обеспечения правильного применения законодательства приразрешении дел этой категории постановлением Пленума суда от 26.03.2003 г. №2дал соответствующие разъяснения [16].
Так, если лицо, к которому перешло жилое помещение понедействительной сделке, произвело его отчуждение добросовестномуприобретателю, истребование данного жилого помещения у добросовестногоприобретателя допускается только при наличии оснований, предусмотренных п.1ст.283 Гражданского кодекса, в том числе когда это помещение выбыло из владениясобственника или владельца помимо их воли. К выбывшим помимо воли можно отнестижилые помещения по недействительным сделкам, совершенным, в частности,гражданином, признанным недееспособным (ст.172 ГК), не способным пониматьзначение своих действий и руководить ими (ст.177 ГК), под влиянием обмана,насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другойили вследствие стечения тяжелых обстоятельств (ст.180) [24, c. 39].
Жилое помещение может быть истребовано у добросовестногоприобретателя, не являющегося стороной в недействительной сделке, путемпредъявления так называемого виндикационного иска, который подлежитрассмотрению в одном исковом производстве с требованиями о признаниинедействительности сделки с жилым помещением. При этом, если в составе семьидобросовестного приобретателя имеются несовершеннолетние дети, желательно,чтобы рассмотрение данного вопроса осуществлялось с участием соответствующегооргана опеки и попечительства.
В случае удовлетворения виндикационного иска суд долженрешить вопрос о возмещении добросовестному приобретателю понесенных им расходовпо приобретению жилья. Такие расходы подлежат возмещению за счет стороны,которой уплачено или с которой причитается по недействительной сделке. Еслирасходы добросовестного приобретателя превышают эту сумму, то разницавзыскивается со стороны, виновной в недействительной сделке [24, c.28].
Если судом будет установлено, что приобретатель знал илидолжен был знать о наличии препятствий к заключению сделки с жилым помещением,о притязаниях на него лиц, не участвующих в сделке, но проявил умысел,неосмотрительность, самонадеянность, небрежность (например, при заключениисделки купли-продажи жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетниечлены семьи собственника, не удостоверился в наличии согласия на эту сделкуорганов опеки и попечительства), то этот факт может свидетельствовать онедобросовестности приобретателя и повлечь истребование у него жилогопомещения.
В соответствии с п.4 ст.9 ГК добросовестностьприобретателя предполагается, поэтому обязанность по представлениюдоказательств о выбытии жилого помещения от собственника или владельца помимоих воли возлагается на истца [1].
Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.
В соответствии со ст. 30, 57, 117 ЖК несовершеннолетниечлены семьи нанимателя, собственника жилого помещения имеют равное снанимателем, собственником и другими членами их семей право пользования жилымпомещением.
На совершение сделки порядка пользование жилым помещениемнеобходимо согласие органов опеки и попечительства, иначе они будутнедействительны. Граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качествеопекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение неприобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя. Приобмене жилых помещений, занимаемых гражданами, над которыми установлена опека(попечительство), и жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетниедети, требуется согласие органов опеки и попечительства.
Член ЖСК вправе в установленном порядке вселить взанимаемое жилое помещение своего супруга, детей, родителей, другихродственников, получив на это письменное согласие всех проживающих с ним членовсемьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, согласияостальных членов семьи не требуется.
Продажа жилых помещений, в которых проживаютнесовершеннолетние члены семьи собственников этих помещений, допускается толькос согласия органа опеки и попечительства.
Если в результате продажи жилого помещения праванесовершеннолетнего ребенка не будут ущемлены, орган опеки и попечительствавправе в установленный для рассмотрения срок дать согласие на совершение сделкипо купле-продаже жилого помещения.
Лицо, к которому перешло жилое помещение понедействительной сделке, произвело его отчуждение добросовестномуприобретателю, истребование данного жилого помещения у добросовестногоприобретателя допускается только при наличии оснований. Жилое помещение можетбыть истребовано у добросовестного приобретателя, путем предъявления так называемоговиндикационного иска.

/>Глава3 Судебная практика по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних
Как гласит Кодекс Республики Беларусь о браке и семье,все граждане, не достигшие 18-летнего возраста, являются несовершеннолетними[4]. Итак, что ожидает продавца и покупателя квартиры, в которой прописан ипроживает ребенок? На любое действие с такой квартирой понадобится согласиеорганов опеки и попечительства.
Рассмотрим несколько разновидностей операций с жильем,где прописаны дети. Вариант первый — квартира на продажу. В этом случаепокупателю необходимо получить согласие органов опеки и попечительства, которыеобязаны тщательно изучить все обстоятельства сделки. Ведь согласно Кодексу РеспубликиБеларусь о браке и семье каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующеепо размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам.Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения,независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем илисобственником правом на занимаемое им жилое помещение. Поэтому органы опеки ипопечительства в первую очередь должны понять, не нарушаются ли праванесовершеннолетнего на жилище при совершении той или иной операции снедвижимостью. В случае нарушения прав ребенка органы опеки могут не датьсвоего согласия. Но надо иметь в виду, что оно еще не гарантирует законности иправильности оформления сделки [23, с. 45].
При продаже квартиры с последующей покупкой другого жильяорганы опеки требуют от продавца обеспечить несовершеннолетнему регистрацию домомента покупки новой квартиры. Более того, они следят, чтобы условияпроживания во временном жилье были не хуже, чем в ранее занимаемой квартире.Также органы опеки должны обязать продавца оформить новую квартиру нанесовершеннолетнего (если старая квартира полностью или частично принадлежалаему).
В случае, если квартира была приватизирована, но ребенокне принимал участия в приватизации, а потом выписался из квартиры, продавецтакже должен получить согласование органов опеки на продажу такой квартиры.Довольно часто встречаются случаи, когда несовершеннолетних при приватизации«забывают». То есть проживающий в квартире ребенок фактически остается лишьжильцом, в то время как остальные члены семьи стали собственниками. В такихситуациях представители прокуратуры нередко оспаривают итоги приватизации. Ксожалению, довольно часто споры по приватизации разрешаются только в высшихсудебных инстанциях.
Вариант второй — обмен. При обмене помещений органы опекии попечительства рассматривают документы и разрешают либо запрещают сделку.Если осуществляется равноценный обмен, то его условия подразумевают, чтоникаких нарушений прав несовершеннолетних нет. Однако на деле квартиры, имеющиепримерно одинаковую общую площадь, могут иметь разную жилую площадь и разнуюпланировку. В таком случае главной задачей органов опеки является обеспечениенесовершеннолетнему возможности проживания в комнате с лучшими условиями [23,c. 46].
При рассмотрении заявления органы опеки и попечительствафактически исходят только из количественных показателей. Предположим, ребенокпроживал в спальном районе, в пяти минутах от школы, в 16-метровой комнате сокнами во двор. После обмена квартиры ему достается, например, комната площадью 17 метров, но район, где расположен дом, оставляет желать лучшего: рядом дымитзавод, до ближайшей школы идти минут 15–20. Как в этом случае оценить обмен?Ведь органы опеки не имеют возможности изучать инфраструктуру района, кудапереезжает семья с ребенком, экологическую обстановку и вид из окна. Вот иполучается, что, выигрывая в метрах, несовершеннолетние в целом могут проигратьпо другим условиям проживания [22, c. 28].
Вариант третий – получение кредита для покупки квартиры.При оформлении залога недвижимости залогодатель обязан согласовать залогквартиры, где зарегистрирован ребенок, с органами опеки. Кроме того, нотариуспри оформлении договора должен направить в местные органы опеки запрос осогласовании договора. Таким образом, органы опеки имеют почти полнуюинформацию о сделке.
Также они могут для соблюдения интересов ребенказатребовать от заявителя и нотариуса дополнительные сведения по договору.Поскольку заявитель заинтересован в скорейшем получении согласования, ему стоиткак можно быстрее собрать все документы и подать в органы опеки.
В соответствии со статьей 143 Кодекса РБ о браке и семьеорганами опеки и попечительства являются местные исполнительные ираспорядительные органы власти [4]. Осуществлять функции по опеке ипопечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления(отделы) образования, в отношении лиц, признанных недееспособными, — науправления (отделы) здравоохранения, в отношении дееспособных лиц, нуждающихсяв попечительстве по состоянию здоровья, — на управления (отделы) социальнойзащиты местных исполнительных и распорядительных органов.
Без согласия органов опеки ни одна сделка снедвижимостью, где так или иначе участвуют несовершеннолетние, не будетпризнана законной. Ведь они имеют право оспорить сделку, если при ее заключениине было получено их согласие.
При продаже квартиры потенциальному продавцу придетсязапастись терпением. Во-первых, при появлении любого покупателя нужно заранеепредупредить его о необходимости прохождения процедуры согласования сделки ворганах опеки. Во-вторых, следует заранее собрать все документы для продажи,обмена и т.д. Это позволит избежать ненужных проволочек. Лучше всего сделатьнесколько нотариально заверенных копий документов на квартиру и подготовитьспециальный экземпляр соответствующего договора для органов опеки. Чем быстреевы соберете все документы, тем раньше получите положительный ответ. Но какубедить потенциального покупателя подождать? Объясните ему, что подобноеожидание в его интересах. Ведь изначально правильное оформление документовявляется гарантией того, что в будущем ему не придется терять жилье [24, c. 51].
Следует отметить, что иски о признании утратившими правопользования жилым помещением только в отношении несовершеннолетних детей в судыне заявлялись. Рассматривались иски о признании утратившими право пользованияжилыми помещениями ответчиков вместе с несовершеннолетними детьми (как правило,это один из родителей с детьми, которые переданы ему на воспитание).
Решения об удовлетворении исков выносились судами, восновном в случаях, когда представленные доказательства с бесспорностьюсвидетельствовали о том, что дети выбыли вместе с родителями в другое жилоепомещение, в котором имеются все условия для их проживания.
Суд Ленинского района г. Гродно удовлетворил иск К. опризнании его бывшей жены с несовершеннолетним ребенком утратившими правопользования жилым помещением в г. Гродно, принадлежащем К. на правесобственности. По делу было установлено, что ответчица К. после развода уехалавместе с сыном, который был передан ей на воспитание по решению суда орасторжении брака, на постоянное жительство к своей матери в Краснодарскийкрай. Из имеющихся в деле документов видно, что мать ответчицы подарила ей домобщей площадью 79,1 кв. м, и в этом доме ответчица с сыном постоянно проживают:мать работает, а сын с 1 сентября 2004 г. (то есть более двух лет на период рассмотрения спора) учится в школе по новому месту жительства. В судебномзаседании и в заявлении суду ответчица К. соглашалась с иском, указав, что неимела возможности решить вопрос с выпиской до суда; просила вынести решение обудовлетворении требований бывшего мужа, так как это необходимо для оформленияпрописки ее и ребенка в принадлежащем ей доме. Участвующий в деле представительоргана опеки и попечительства возражений против заявленных К. требований неимел.
Таким образом, суд установил, что ответчица К. с сыномдействительно выехали на постоянное жительство в другое жилое помещение,ребенок обеспечен жильем по новому месту жительства, имеет в доме матери всеусловия для проживания. Поэтому вправе был вынести решение об удовлетворениииска К. [23, c. 43]
Вместе с тем имели место случаи, когда решения опризнании родителей утратившими право пользования жилым помещением вместе снесовершеннолетними детьми выносились без достаточных оснований.
Суд Борисовского района и г. Борисова удовлетворил иск Ц.о признании ее бывшей невестки П. с несовершеннолетним сыном утратившей правопользования жилым помещением – трехкомнатной квартирой в г. Борисове. Приизучении дела было установлено, что В. (по утверждению истца, в квартиру В.выехала ответчица с ребенком на постоянное жительство), а также органы опеки ипопечительства к участию в деле не привлечены. Вопрос о том, где проживаетнесовершеннолетний внук истца, судом надлежаще не выяснялся. Данные о жиломпомещении, указанном как постоянное место жительства ответчицы П. с ребенком, вматериалах дела отсутствуют. Имеются ли условия для проживания в другом жиломпомещении несовершеннолетнего ребенка, судом не выяснялось [24, c. 56].
Практику судов, которые удовлетворяли иски о признанииутратившими право пользования жилым помещением, в том числе и ответчиков снесовершеннолетними детьми, без учета указанных выше фактов, входящих в предметдоказывания по делу, и без надлежащего исследования и оценки доказательств,подтверждающих эти факты, нельзя признать правильной.
По мнению судов, невнесение платежей должно иметь место втечение шести месяцев подряд, поскольку другие временные сроки (например втечение года) ст. 71 ЖК не установлены [3].
Суд Октябрьского района г. Минска удовлетворил иск к К.,ее дочери и внукам о выселении из двухкомнатной квартиры в однокомнатную, таккак ответчики длительное время не вносили плату за пользование жилым помещениеми коммунальные услуги; задолженность составила более трех миллионов рублей.Судебная коллегия по гражданским делам Минского городского суда отмениларешение по тем основаниям, что не проверено, из каких сумм состоитзадолженность и за какой период, не установлены причины неуплаты. Кроме того,суд кассационной инстанции указал, что к участию в деле не привлечен органопеки и попечительства, хотя в квартире проживали несовершеннолетние членысемьи нанимателя, вопрос об условиях проживания детей по новому местужительства судом не выяснялся [26, c. 23].
Следует отметить, что в законодательстве вопросы,связанные с защитой интересов несовершеннолетних детей, проживающих в семьях,выселяемых по основаниям ст. 71 ЖК, надлежаще не урегулированы. Поэтому суды,как правило, рассматривали эти дела с участием органов опеки и попечительства иразрешали спор с учетом конкретных обстоятельств.
Изучение показало, что суды обоснованно отказывали вудовлетворении исковых требований о выселении в другое жилое помещение менеезанимаемого, если нарушались интересы несовершеннолетних детей, проживающих снанимателем. Вопросы о нарушении жилищных интересов несовершеннолетних детейразрешались судами по таким делам с учетом, в частности, возраста детей исостояния здоровья, их жилищных условий по прежнему месту жительства, степениблагоустройства обоих жилых помещений и других обстоятельств.

/>Заключение
Как показало проведенное исследование анализ правовогоположения несовершеннолетних на жилое помещение является актуальным, посколькув законодательстве все еще сохраняется значительное количество пробелов ипротиворечий, а потому нуждается в дальнейшем изучении и совершенствовании.Обобщая все вышесказанное можно сделать следующие выводы.
1. Согласно ст.74 Кодекса местом жительства ребенкасчитается место жительства его родителей. Место жительства ребенка в случаеотдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другимпричинам определяется по обоюдному согласию родителей. При отсутствии согласиямежду родителями спор о том, с кем будет проживать ребенок, разрешается судомисходя из интересов ребенка и с учетом его желания. Суд учитывает, кто изродителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, возраст ребенка ипривязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможностьсоздания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологическойатмосферы, обеспечения надлежащего уровня воспитания.
До приобретения полной дееспособности дети принимаются вустановленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе сродителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте.Причем семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условийпо месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.
Жилые помещения социального пользования предоставляютсяуказанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очередитакие жилые помещения предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, подопекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, уродственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения ввысшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, поокончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними несохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинамвселены в жилое помещение, из которого выбыли
Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся безпопечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или правапользования жилым помещением, из которого они выбыли.
2. В соответствии с положениями гражданского, жилищного исемейного законодательства дети имеют равное с другими членами семьи правопользования жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 30, 57, 117 ЖК несовершеннолетниечлены семьи нанимателя, собственника жилого помещения имеют равное снанимателем, собственником и другими членами их семей право пользования жилымпомещением.
На совершение сделки порядка пользование жилым помещениемнеобходимо согласие органов опеки и попечительства, иначе они будутнедействительны. Граждане, вселившиеся в жилое помещение нанимателя в качествеопекунов или попечителей, самостоятельного права на это жилое помещение неприобретают, за исключением случаев признания их членами семьи нанимателя.
При обмене жилых помещений, занимаемых гражданами, надкоторыми установлена опека (попечительство), и жилых помещений, в которыхпроживают несовершеннолетние дети, также требуется согласие органов опеки ипопечительства.
Член ЖСК в праве в установленном порядке вселить взанимаемое жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников,получив на это письменное согласие всех проживающих с ним членов семьи. Навселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, согласия остальныхчленов семьи не требуется.
Продажа жилых помещений, в которых проживаютнесовершеннолетние члены семьи собственников этих помещений, допускается толькос согласия органа опеки и попечительства.
3. Следует отметить, что иски о признании утратившимиправо пользования жилым помещением только в отношении несовершеннолетних детейв суды не заявлялись. Рассматривались иски о признании утратившими правопользования жилыми помещениями ответчиков вместе с несовершеннолетними детьми(как правило, это один из родителей с детьми, которые переданы ему навоспитание).
Решения об удовлетворении исков выносились судами, восновном в случаях, когда представленные доказательства с бесспорностьюсвидетельствовали о том, что дети выбыли вместе с родителями в другое жилоепомещение, в котором имеются все условия для их проживания.
Практику судов, которые удовлетворяли иски о признанииутратившими право пользования жилым помещением, в том числе и ответчиков снесовершеннолетними детьми, без учета условия для проживания, входящих впредмет доказывания по делу, и без надлежащего исследования и оценкидоказательств, подтверждающих эти факты, нельзя признать правильной.
Суды обоснованно отказывали в удовлетворении исковыхтребований о выселении в другое жилое помещение менее занимаемого, еслинарушались интересы несовершеннолетних детей, проживающих с нанимателем.Вопросы о нарушении жилищных интересов несовершеннолетних детей разрешалисьсудами по таким делам с учетом, в частности, возраста детей и состоянияздоровья, их жилищных условий по прежнему месту жительства, степениблагоустройства обоих жилых помещений и других обстоятельств.

/>Списокиспользованных источников
1.        Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей28.10.1998 г.; одобрен Советом Республики Национального собрания РеспубликиБеларусь 19.11.1998 г.: с изм. и допол.: текст по состоянию на 8 июля 2008 г. –Минск: Амалфея, 2009.- 600с.
2.        Емельянов, А.П. Право членов семьи собственника жилого помещения:практика реализации, проблемы / А.П. Емельянов // Право Беларуси. ─ 2005.─ № 3. – С. 86-89.
3.        Жилищный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 18декабря 1998 г.: одобрен Советом Республики 8 февраля 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 22 марта 1999 г. № 248-З. – Минск: Амалфея, 2000.
4.        Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, принят Палатойпредставителей 3 июня 1999 г.; одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: тексттекст кодекса по состоянию на 15 июля 2009 г., Минск: Амалфея, 2009. – 50с.
5.        Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2-х книгах. /В.Ф.Чигир [и др.]; под ред. В.Ф.Чигира. ─ Минск: Амалфея, 2000. ─ Кн.11078 с.
6.        Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями,принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
7.        Крашенинников, П.В. Жилищное право / П.В. Крашенинников. ─ М.:Юристъ, 2003. ─ 315 с.
8.        О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся безпопечения родителей, а так же лиц из числа детей: Закон Республики Беларусь,21 декабря 2005 г., // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. ─№ 1. ─ 2/1054.
9.        О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучныхсемьях: Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г., № 18 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр». ─ Минск, 2009.
10.     О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: ЗаконРеспублики Беларусь, 4 января 2010 г., № 108-З // Консультант Плюс: Беларусь.Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». ─ Минск,2010.
11.     О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 авг. 2007 г., № 378 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.─ 2007. ─ № 126 ─5/246.
12.     О некоторых вопросах сдачи жилых помещений лиц, обязанных возмещатьрасходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся нагосударственном обеспечении: постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь, 24.07.2009 № 968// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь ─2009. ─ № 137. ─ 5/24442.
13.     О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений: Указ ПрезидентаРесп. Беларусь, 21 мая 2009 г., № 256 // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. ─ 2009. ─ № 131. ─ 1/10714.
14.     О правах ребенка: Закон Республики Беларусь, 5 июля 2004 г., № 298-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. ─ № 107. ─2/1047.
15.     О практике применения судами жилищного законодательства по делам орасторжении договора найма жилого помещения и выселении: постановление ПленумаВерховного Суда Респ. Беларусь, 28 июня 2007 г., № 8 // Судовы веснік. -2007. — №3. – С.15-18.
16.     О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных справом собственности на жилые помещения: постановление Пленума Верховного судаРесп. Беларусь, 26 марта 2003 г,. № 2 // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. ─ 2003. ─ № 6
17.     Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями икоммунальными услугами: постановление Совета Министров Респ. Беларус, 27 января 2009 г., № 99 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. ─ №31. ─ 5/29208.
18.     Об утверждении и введении в действие правил пользования жилымипомещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома вРеспублике Беларусь: приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Респ.Беларусь, 7 декабря 1999 г., № 177 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.─ 2000. ─ №1. ─ 8/2546.
19.     Об утверждении положения о порядке управления имуществом подопечных:постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2008 г., № 1103 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. ─ 2008. ─ № 188. ─5/28107.
20.     Об утверждении правил обмена жилых помещений государственного жилищногофонда в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31декабря 2006 г., № 1802 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. ─2007. ─ № 15. ─ 5/24516.
21.     Регулирование жилищных отношений / Е. Корнушенко [и др.]; под общ. ред. Е.Корнушенко. – Минск: ТетраСистем, 2006. – 212 с.
22.     Савицкий, В. Временные жильцы: права и обязанности // В. Савицкий // ЮстицияБеларуси. -2007. -№ 7. – С.25-35.
23.     Савицкий, В. Жилищные права детей // С. Савицкий // Юстиция Беларуси. ─2005. ─ № 7. ─ С. 43-47.
24.     Савицкий, В. Жилье и права детей // В. Савицкий // Строительство инедвижимость. ─ 2007. ─ № 38-40.
25.     Савицкий, В. Некоторые особенности постановки граждан на учетнуждающихся в улучшении жилищных условий // В. Савицкий // Юстиция Беларуси. ─2000. ─ № 1. – С. 25-31.
26.     Савицкий, В. Новое в регулировании жилищных правоотношений / В. Савицкий// Юстыцыя Беларусі. 2008. ─ № 5. – С. 22-27.
27.     Седугин, П.И. Жилищное право // П.И. Седугин. -М.: Высшая школа, 1997. — 458 с.
28.     Стефанова, А. Жилье. Как грамотно распорядиться/ А. Стефанова. –Минск:БГЭУ, 2006. – 245 с.
29.     Толстой, Ю.К. Жилищное право: учеб. пособие / Ю.К. Толстой. — М.:Юристъ, 1996. – 345 с.
30.     Чигир, В.Ф. Жилищное право / В.Ф. Чигир. – Минск: Выш. шк, 1986. – 374 с.
31.     Шабалин, В. Сделки с недвижимостью. Защита от криминала инедобросовестных партнеров / В. Шабалин. ─ Минск: БГЭУ, 2005. ─ 321с.
32.     Щемелева, И.Н. Проблемы правовой регламентации жилищных отношений / И.Н.Щемелева // Право Беларуси. ─ 2006. ─ № 9. ─ С. 15-25.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.