Введение
Деятельность по оказаниюгостиничных услуг является главным, системообразующим элементом индустриитуризма, так как направлена на удовлетворение такой первостепенной потребноституристов как временное размещение. Данный факт подтверждают также сведения отом, что до 68 % всех доходов от туризма и до 65 % всех занятых в индустриитуризма приходится на гостиничную деятельность.
Актуальность данной темызаключается в том, что современный туризм является высокодоходной отраслью,сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтедобывающей иперерабатывающей отраслями. Индустрия туризма динамично развивается напротяжении последних десятилетий. В настоящее время на каждую сотню жителейпланеты приходится 12-13 зарубежных поездок, тогда как, например, в1980 г. — только 3. Согласно данным Всемирной торговой организации, статья «поездки»(туризм) занимает второе место в международной торговле услугамиhttp://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1350490- _ftn3. И попрогнозам Всемирной туристической организации в перспективе ожидаетсядальнейшее интенсивное развитие мирового туризма. Число международныхтуристических прибытий, составившее в 2005 г. 694 млн. поездок, увеличитсяк 2010 г. до 1 млрд., а к 2020 -до 1,6 млрд.
Россия располагаетогромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приемаиностранных путешественников. У нее есть все необходимое — огромная территория,многообразие природных, культурных и исторических памятников. Вместе с тем,очевидно, что наша страна не до конца использует свои возможности в этой сфере.Так, в период 2000-2007 гг. Россию посещали около 23 млн. иностранцев ежегодно,из которых лишь около 9 млн. - граждане дальнего зарубежья. Даннаяцифра составляет около 1 % всех путешествующих граждан дальнего зарубежья.Также, в противовес мировым тенденциям, налицо отсутствие динамичногоувеличения туристического потока. Такая ситуация, имеет место во многом в связис низким качеством гостиничных услуг и неразвитостью гостиничной инфраструктурыв России, которые в значительной степени зависят от того, насколько совершенноправовое регулирование отношений в данной области.
Современное отечественноеправовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг, котороепризвано помогать эффективному ведению гостиничного бизнеса и давать основу дляцивилизованной организации деятельности гостиниц, способствовать разрешениюспорных ситуаций и защищать права и законные интересы всех участниковгостиничной деятельности, неполно и нелогично, не адаптировано к условиямрыночной экономики и зачастую вызывает лишь множество вопросов, которые, ксожалению, пока остаются без ответов.
Таким образом, новизнатемы в российской правовой науке, се актуальность и практическая значимостьопределяют необходимость проведения исследований в данной области, одним изпервых этапов которых является настоящая работа.
Объектомисследования выступает договор оказания гостиничных услуг.
Предметомисследования являются правовое положение и деятельность субъектовгражданских правоотношений, направленная на реализацию предусмотренныхгражданским законодательством субъективных прав и юридических обязанностейграждан и юридических лиц, возникающих в связи с оказанием гостиничных услуг.
Цель и задачиисследования. Целью курсовой работы является комплексный анализ договора оказаниягостиничных услуг. Выбранная цель исследования определила необходимостьпостановки и решения промежуточных задач: выявить правовые критерии и раскрытьсодержание понятий «гостиница», «гостиничные услуги», а также дать ихопределения; рассмотреть вопросы государственного регулированиягражданско-правовых отношений по оказанию гостиничных услуг; исследоватьправовую природу договора об оказании гостиничных услуг, вопросы, касающиеся особенностейего заключения, исполнения и прекращения, а также ответственности сторон за егонарушение; определить пути совершенствования законодательства, регулирующегоисследуемые отношения.
Глава I. Теоретические основы договора об оказании гостиничныхуслуг
1.1 Понятие и общая характеристикадоговора об оказании гостиничных услуг
В Российской Федерациидоговорные отношения по оказанию услуг регулируются ГК РФ. ГК РФ не содержитспециальных норм, регламентирующих оказание гостиничных услуг; однако в гл. 39ГК РФ определяется общая модель договора возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 ГКРФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданиюзаказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществитьопределенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Пункт 2указанной статьи содержит открытый перечень услуг, которые регулируются нормамигл. 39 ГК РФ. Так как данный перечень не является исчерпывающим, то положения одоговоре возмездного оказания услуг распространяют свое действие в равной мерена любой договор оказания услуг, отличающийся тремя признаками: предметдоговора составляют услуги; услуги предоставляются за плату; данный договор невыделен ГК РФ как особый тип (вид) договора.
Предмет договора об оказаниигостиничных услуг составляют гостиничные услуги. Согласно абз. 4 п. 2 Правилпредоставления гостиничных услуг гостиничные услуги оказываются по возмездномудоговору, т.е. за плату.
Исходя извышеизложенного, можно предположить, что договор на оказание гостиничных услугследует считать разновидностью договора возмездного оказания услуг;следовательно, к нему применяются нормы гл. 39 ГК РФ.
Используя конструкцию п.1 ст. 779 ГК РФ, определение договора об оказании гостиничных услуг можносформулировать следующим образом. Договор об оказании гостиничных услуг — этодоговор, по которому исполнитель обязуется осуществить комплекс действий пообеспечению комфортного временного размещения и связанного с ним обслуживаниязаказчика в гостинице, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор обоказании гостиничных услуг является двусторонним, консенсуальным и возмездным.
Договор об оказаниигостиничных услуг является двусторонним, так как каждая из сторон этогодоговора — исполнитель и заказчик — несет обязанность в пользу другой стороны исчитается должником другой стороны в том, что обязана сделать в его пользу, иодновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. В договореоб оказании гостиничных услуг имеют место две встречные обязанности, одинаковосущественные и важные: обязанность исполнителя оказать услуги заказчику иобязанность заказчика оплатить стоимость услуг. Эти обязанностивзаимообусловлены.
Договор являетсяконсенсуальным договором. Консенсуальный характер договора состоит в том, чтодоговор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по егосущественным условиям. Договор об оказании гостиничных услуг являетсявозмездным, поскольку исполнитель за исполнение своих обязательств попредоставлению заказчику гостиничных услуг должен получить от последнеговстречное предоставление в виде оплаты полученных услуг Сторонами договора обоказании гостиничных услуг выступают исполнитель и заказчик. Исполнитель каксторона договора определен в ч. 4 п. 2 Правил предоставления гостиничных услугкак организация независимо от организационно-правовой формы, а такжеиндивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездномудоговору. «Исполнитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,оказывающие гостиничные услуги по возмездному договору в целях систематическогополучения прибыли».
Другой стороной договораявляется заказчик. Однако Правила предоставления гостиничных услуг вторуюсторону договора именуют «потребителем». Потребитель согласно ч. 3 п. 2 Правилпредоставления гостиничных услуг — это гражданин, имеющий намерение заказатьлибо заказывающий и пользующийся услугами исключительно для личных, семейных,домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательскойдеятельности. «Заказчик — это гражданин, в том числе индивидуальныйпредприниматель, либо юридическое лицо, имеющие намерение заказать либозаказывающие гостиничные услуги». «Гость — это гражданин, которыйнепосредственно потребляет гостиничную услугу, вне зависимости от целейпотребления».
В зависимости отсубъектного состава можно выделить две разновидности договора об оказаниигостиничных услуг. Во-первых, это договор, согласно которому исполнительобязуется осуществить комплекс действий по обеспечению комфортного временногоразмещения в гостинице и связанного с ним обслуживания непосредственно самогозаказчика. На стороне заказчика в таком договоре выступают граждане, в томчисле индивидуальные предприниматели, при условии личного использованиягостиничной услуги.
Вторую разновидностьдоговора об оказании гостиничных услуг составляет договор, согласно которомуисполнитель обязуется осуществить комплекс действий по обеспечению комфортноговременного размещения в гостинице и связанного с ним обслуживания лиц,указанных заказчиком (гостей), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В договоре об оказаниигостиничных услуг туристу последний, может требовать от гостиничной компанииисполнения обязательства, т.е. оказания гостиничных услуг, однако основаниемтакого требования является не договор между гостиничной компанией итуристической компанией, а договор, заключенный между туристической компанией итуристом, в котором непосредственным исполнителем туристских услуг указываетсяданная гостиничная компания.
В зависимости от целиприобретения гостиничных услуг договоры об оказании гостиничных услуг можноразделить на две группы. Первая — это потребительские договоры об оказаниигостиничных услуг, по которым гостиничные услуги приобретаются гражданином, втом числе индивидуальным предпринимателем, или юридическим лицом длясобственных нужд. Главным критерием в предложенном делении выступает наличиеили отсутствие дальнейшей реализации заказчиком гостиничных услуг впредпринимательских целях. Вторая группа договоров — это непотребительскиедоговоры об оказании гостиничных услуг, по которым гостиничные услугиприобретаются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем дляпоследующей реализации своим контрагентам в целях извлечения прибыли, т.е. дляосуществления предпринимательской деятельностью.
Содержание договора какправоотношения составляют права и обязанности контрагентов, а договора каксделки — договорные условия. Договорные условия представляют собой способфиксации взаимных прав и обязанностей сторон и делятся на три группы:существенные, обычные и случайные. Существенные условия — это условия,формирующие договор. Каждое существенное условие является необходимым, если нетхотя бы одного из них — нет и договора, поскольку договор не считаетсязаключенным.
Таким образом, в качествепредмета рассматриваемого договора выступает осуществляемый исполнителемкомплекс действий по обеспечению комфортного временного размещения и связанногос ним обслуживания гостя в предоставленном гостиничном номере.
Правила предоставления гостиничныхуслуг в ч. 6 п. 8 предписывают, что в документе, подтверждающем заключениедоговора на оказание гостиничных услуг при оформлении размещения в гостинице,должна быть указана цена номера (места в номере). Таким образом, условие о ценеявляется существенным в случае заключения договора при оформлении размещения.
Существенными условиямидоговора об оказании гостиничных услуг, относительно которых по заявлению однойиз сторон должно быть достигнуто соглашение, могут выступать любыедополнительные требования заказчика к гостинице (месторасположение, удаленностьот пляжа или центра города), либо гостиничному номеру (этаж, на которомнаходится номер, экологические и шумовые характеристики помещения), либо кобслуживанию (наличие круглосуточной службы приема и размещения, частота уборкиномера). В силу специфики гостиничного вида деятельности очень часто именнотакие дополнительные требования со стороны заказчика становятся причинойконфликтов сторон по договору об оказании гостиничных услуг. Однако всегда необходимоиметь в виду, что к существенным условиям договора арбитражно-судебная практикаотносит далеко не все условия договора, по которым при его заключении возникаютразногласия сторон и т.д.;
На основании изложенногоможно сформулировать следующее понятие договора об оказании гостиничных услуг:это соглашение, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданиюзаказчика оказать гостиничные услуги, т.е. осуществить комплекс действий пообеспечению комфортного временного размещения и связанного с ним обслуживаниязаказчика или указанного последним третьего лица (гостя) в предоставленномгостиничном номере, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
1.2Особенности заключения договора об оказании гостиничных услуг
Анализ положений Правилпредоставления гостиничных услуг показывает, что заключение договора обоказании гостиничных услуг осуществляется либо посредством оформленияразмещения в момент заезда заказчика, либо путем предварительного бронированияномера. Рассмотрим каждый из вариантов более подробно.
Заключение договора обоказании гостиничных услуг путем оформления размещения в момент заездазаказчика, исходя из существа указанного способа заключения договора, возможнотолько при условии, что на стороне заказчика выступает гражданин, в том числеиндивидуальный предприниматель. Суть рассматриваемого способа заключениядоговора состоит в том, что заказчик прибывает в гостиницу и заявляет о своемнамерении заключить договор об оказании гостиничных услуг для собственногоразмещения на определенный срок в конкретном номере за конкретную цену, т.е.делает оферту.
Принимая во вниманиесформулированные в предыдущем параграфе настоящей главы данной работы выводыотносительно публичности договора об оказании гостиничных услуг, видим, что вданном случае указанный договор будет являться публичным и исполнитель обязанакцептовать данную оферту, кроме случаев, когда у него отсутствует такаявозможность, т.е. когда номера либо заселены другими гостями, либозабронированы другими заказчиками. Если исполнитель акцептует оферту заказчика,договор считается заключенным после придания ему установленной формы. Призаключении договора об оказании гостиничных услуг путем оформления размещенияобычно применяются типовые бланки гостиницы.
В случае заключениядоговора об оказании гостиничных услуг путем оформления размещения в моментзаезда заказчика момент вступления договора в силу зачастую совпадает сфактическим размещением заказчика в номере гостиницы. Однако, как ужеотмечалось в предыдущем параграфе настоящей главы, оказание гостиничных услуг вэтом случае представляет собой исполнение заключенного и вступившего в силудоговора со стороны исполнителя, что не меняет консенсуальный характеррассматриваемого договора.
Второй способ заключениядоговора об оказании гостиничных услуг — это предварительное бронированиеномера. Представляется, что заключение договора подобным способом возможно внезависимости от того, кто выступает на стороне заказчика — гражданин, в томчисле индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.
Смысл бронированиязаключается в том, что к моменту прибытия гостя в гостиницу номер, в которомнамеревается разместиться гость, свободен на период времени, который требуетсягостю; причем это номер именно той категории, которую желает гость.
Договор об оказаниигостиничных услуг может быть заключен путем направления заказчиком заявки набронирование в адрес исполнителя лично либо посредством почтовой, телефонной ииной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от заказчика;заявка на бронирование — это заявление, выражающее намерение лица заключитьдоговор об оказании гостиничных услуг; заявка на бронирование должна содержатьследующую информацию: наименование заказчика (для граждан и индивидуальных предпринимателей— фамилию, имя и отчество), фамилию, имя и отчество гостя, сведения о номере,цену номера, даты заезда и выезда гостя.
Глава 2.Права, обязанности и особенности гражданско-правовой ответственности сторон подоговору об оказании гостиничных услуг
2.1 Права и обязанности сторон подоговору об оказании гостиничных услуг
В ст. 780 ГК РФзакреплена обязанность исполнителя лично оказать услуги, если иное непредусмотрено договором. Таким образом, в качестве исключения из общего правиласт. 313 ГК РФ обязательству придается личный характер, т.е. установлен принципнедопустимости возложения исполнителем своих обязанностей на третье лицо, еслитакое право исполнителя специально не предусмотрено договором. Такая позициязаконодателя полностью отражает интересы заказчика гостиничной услуги, которыйосуществляет свой выбор гостиницы, исходя, например, из хорошей репутации иизвестности на рынке юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающегогостиничные услуги, и замена исполнителя была бы для заказчика крайненежелательна. Причем, в обязательстве об оказании гостиничных услуг заказчикзаинтересован именно в услугодателе, а не в конкретном специалисте —исполнителе услуги (горничной, администраторе и т.д.). Поэтому обязательствобудет считаться надлежаще исполненным в случае привлечения исполнителем коказанию услуги специалистов на основании гражданско-правовых договоров,например при привлечении клининговой компании к уборке номеров и общественныхтерриторий гостиницы.
Исполнитель обязанпредоставить заказчику (гостю) гостиничный номер во временное пользование. Сутьпредоставления гостиничного номера состоит в том, что за конкретным гостем,фамилия, имя и отчество которого указаны в договоре, на определенный в договоресрок закреплен подготовленный гостиничный номер, гостю передается ключ отданного номера, а также обеспечивается доступ гостя в этот номер в течениевсего определенного договором срока. Номер можно считать подготовленным, еслион удовлетворяет следующим критериям: это именно тот номер, который обозначен вдоговоре (категория, вместимость номера, вид из окна и т.д.); номер свободен напериод времени, ограниченный датами начала и окончания оказания гостиничныхуслуг, указанными в договоре; номер убран, постельное белье, полотенца ипредметы личной гигиены заменены.
Момент передачи гостюключа от подготовленного номера есть момент предоставления номера во временноепользование. Если гость, например, фактически разместится в номере спустянекоторое время после передачи ключа, пусть даже и продолжительное, такаяситуация никак не влияет на момент предоставления номера.
Определение моментапредоставления номера представляется крайне важным, так как позволяетустановить момент начала течения срока оказания гостиничных услуг. Не смотря натот факт, что в Правилах предоставления гостиничных услуг вопросы, связанные сосроками оказания гостиничных услуг, в том числе и со сроком предоставленияномера гостю, не урегулированы в должной мере, срок в договоре об оказаниигостиничных услуг является существенным условием и имеет решающее значение длязаказчика услуги. Исполнитель обязан в срок предоставить гостю подготовленныйномер. Срок в договорах об оказании гостиничных услуг обычно исчисляетсясутками и часами. В п. 13 Правил предоставления гостиничных услуг установленединый расчетный час — 12 часов текущих суток по местному времени, т.е. суткидля договоров об оказании гостиничных услуг начинаются и заканчиваются в 12часов пополудни, а не в 0 часов ночи, как это общепринято. В Правилахпредоставления гостиничных услуг также указывается, что исполнитель с учетомместных особенностей имеет право изменить единый расчетный час.
Необходимо отметить, чтосрок предоставления номера будет отличаться в зависимости от способа, которымбыл заключен договор. В случае заключения договора путем оформления размещенияв момент заезда заказчика момент заключения договора совпадает с моментомпредоставления гостю подготовленного номера. Таким образом, в этом случаезаказчик имеет право требовать, а исполнитель обязан предоставить номер в любойчас календарного дня, который обозначен в договоре как дата начала срокаоказания гостиничных услуг.
Статья 315 ГК РФустанавливает, что досрочное исполнение обязательства возможно, если иное непредусмотрено законом, условиями обязательства или не вытекает из его существа.Существо обязательства об оказании гостиничных услуг исключает досрочное егоисполнение. Досрочное исполнение согласно ст. 315 ГК РФ есть инициативаисполнителя. Завершение исполнителем оказания гостю услуг ранее даты, указаннойв договоре как дата окончания срока оказания гостиничных услуг, не можетпредставлять интерес для гостя.
Исполнитель обязанпредоставить заказчику (гостю) услугу надлежащего качества. Законодательногоопределения понятия «качество гостиничной услуги» не существует. Категория«качество услуги» вообще недостаточно изучена как в экономической науке, так ив науке гражданского права, о чем свидетельствует, в частности, отсутствиелегального определения качества услуги. В ГОСТе Р 50646-94 «Услуги населению.Термины и определения» разграничиваются понятия «качество услуги» и «качествообслуживания». Под качеством услуги понимается совокупность характеристикуслуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные илипредполагаемые потребности потребителя. Качество обслуживания — этосовокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающихудовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
В силу спецификигостиничной услуги, а именно—в силу наличия в ее содержании двух составляющих(материальной и обслуживания) качество гостиничной услуги может рассматриватьсякак техническое и функциональное. Техническое качество касается материальной составляющейгостиничной услуги; оно складывается из состояния номерного фонда (площадьномеров, наличие коммунальных удобств в номерах); состояния мебели, инвентаря,предметов санитарно-гигиенического назначения; технического оснащения (наличиетелефонной связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, сейфов); состоянияздания, подъездных путей, обустройства прилегающий к гостинице территории.Функциональное качество — это качество составляющей обслуживания; оноскладывается в процессе выполнения персоналом гостиницы своих служебныхобязанностей. Функциональное качество гостиничной услуги зависит от личныхкачеств персонала гостиницы (внимательность, заботливость, доброжелательность ит.д.), уровня их образования, профессиональной подготовки и мотивации, внешнеговида и поведения.
Правила предоставлениягостиничных услуг в целом повторяют нормы ГК РФ, устанавливая ч. 1 п. 14, чтокачество предоставляемых гостиничных услуг должно соответствовать условиямдоговора, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычнопредъявляемым к гостиничным услугам.
Качество некоторых услугопределяется еще и такими понятиями, как «категория», «класс», «разряд» и т.п.,отражающими уровень обслуживания.
Одной из обязанностейисполнителя по договору является информирование заказчика. Информированиенеобходимо для достижения единообразия в понимании заказчиком и исполнителем содержания услуги до начала ее оказания.
Информация размещается впомещении, предназначенном для оформления размещения, в удобном для обозренияместе, а также на Интернет-сайте исполнителя, если таковой имеется. В каждомномере исполнитель обязан также разместить информацию о правилах размещения вгостинице, правилах противопожарной безопасности и правилах пользованияэлектробытовыми приборами.
Исполнитель несетобязанность по хранению вещей гостя. Данная обязанность исполнителя установленаст. 925 ГК РФ и п. 17 Правил предоставления гостиничных услуг. Согласно п. 1ст. 925 ГК РФ исполнитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение внесенныхв гостиницу вещей без особого на то соглашения и без оформления их принятия нахранение. Вещь считается внесенной в гостиницу, если она либо вверена работникугостиницы, либо помещена в номер или иное предназначенное для этого место.
Следует отметить, чтодействие ст. 925 ГК РФ не распространяется на деньги, иные валютные ценности,ценные бумаги и другие драгоценные вещи. По поводу этих вещей необходимозаключение отдельного договора хранения. Особый случай составляет помещениеценных вещей в индивидуальный сейф.
В соответствии с п. 3 ст.925 ГК РФ на заказчика или гостя, обнаружившего утрату, недостачу илиповреждение вещи, налагается обязанность без промедления заявить об этомадминистрации гостиницы, в противном случае исполнитель освобождается от ответственностиза несохранность вещей.
Основной обязанностьюзаказчика по договору об оказаний гостиничных услуг является обязанность поуплате вознаграждения исполнителю. Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязаноплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Согласно п. 12 Правилпредоставления гостиничных услуг потребитель обязан оплатить оказаннуюисполнителем в полном объеме услугу после ее принятия. С согласия потребителяуслуга быть оплачена им при заключении договора в полном объеме путем выдачиаванса. Налицо противоречие между нормами ГК РФ регулирующими вопросы срока ипорядка оплаты услуг, и аналогичными нормами Правил предоставления гостиничныхуслуг.
Сроки и порядок оплатыгостиничных услуг определяются исходя из условий договора об оказаниигостиничных услуг, что соответствует положениям п. 1 ст. 781 ГК РФ, и толькопри отсутствии в договора условий о сроках и порядке оплаты будут применятьсянормы Правил предоставления гостиничных услуг. Если подобный порядок оплатыгостиничных услуг устраивает и исполнителя, и заказчика, он не можетпротиворечить сути договора об оказании гостиничных услуг. Ведь законодатель вп. 1 ст. 781 ГК РФ дает сторонам право самостоятельно устанавливатьсоответствующие условиями и в дальнейшем руководствоваться этими условиями приисполнении обязательства. Если иное не предусмотрено договором об оказаниигостиничных услуг, заказчик обязан оплатить оказанную исполнителем в полномобъеме услугу после ее принятия.
При рассмотрении обязанностизаказчика оплатить оказанные услуги исключительно важное значение имеет вопросдоказывания факта оказания гостиничных услуг и правомерности требованийисполнителя о выплате вознаграждения. Ведь зачастую доказать факт оказаниягостиничных услуг ввиду отсутствия у них материального результата практическиневозможно. Когда возникает необходимость подтверждения того, были ли оказаныгостиничные услуги и в каком количестве, широко применяется составление иподписание сторонами по окончании исполнения обязательства актаприема-передачи.
При рассмотренииобязанности заказчика оплатить оказанные услуги исключительно важное значениеимеет вопрос доказывания факта оказания гостиничных услуг и правомерноститребований исполнителя о выплате вознаграждения. Ведь зачастую доказать фактоказания гостиничных услуг ввиду отсутствия у них материального результатапрактически невозможно. Когда возникает необходимость подтверждения того, былили оказаны гостиничные услуги и в каком количестве, широко применяетсясоставление и подписание сторонами по окончании исполнения обязательства актаприема-передачи.
Обязанность по уплатевознаграждения исполнителю по общему правилу лежит на заказчике. Однако напрактике возможны ситуации, когда оплата услуг совершается гостем (например, вслучаях, когда гостиничные услуги приобретаются юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателем для своих сотрудников и последние оплачиваютгостиничные услуги самостоятельно из денежных средств, выделенных им накомандировочные расходы).
Заслуживают отдельноговнимания следующие нормы относительно порядка оплаты гостиничных услуг.Согласно ч. 2 п. 12 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель можетустанавливать цену на гостиничные услуги за час или за сутки. В соответствии сп. 13 Правил, как уже отмечалось выше, сутки начинаются в расчетный час одногодня, а заканчиваются в расчетный час следующего. Если гостю в силу каких-либопричин предоставлен номер ранее расчетного часа текущих календарных суток(имеется в виду общепринятое понятие «сутки», согласно которому суткиначинаются в О часов и заканчиваются в 23 часа 60 минут), то плата загостиничные услуги за период с момента предоставления номера до наступлениярасчетного часа не взимается. Если гость задерживается после расчетного часа вдень окончания срока оказания гостиничных услуг, но не более чем на 6 часов, снего взимается почасовая оплата. Если гость задерживается на срок от 6 до 12часов, с него взимается плата за половину суток, от 12 до 24 часов — за полныесутки. Если гость размещается в гостинице не более 24 часов, то с неговзимается плата за сутки, вне зависимости от расчетного часа.
Относительно оплатыгостиничных услуг следует упомянуть, что в цену номера, помимо ценынепосредственно гостиничной услуги, могут входить и дополнительные услуги,оказываемые гостиничными компаниями.
Помимо обязанности поуплате вознаграждения исполнителю, Правила предоставления гостиничных услугнакладывают на заказчика обязанность соблюдать правила размещения в гостинице иправила противопожарной безопасности (п. 17). Правила размещения в гостиницеразрабатываются и утверждаются исполнителем и обычно включают в себя нормы,касающиеся использования номера только по прямому его назначению — длявременного размещения, а также порядка доступа гостя и его посетителей в номер,правил поведения гостя и его посетителей на территории гостиницы и т.д.
При нарушении заказчикомили гостем правил размещения в гостинице или правил противопожарнойбезопасности исполнителю весьма затруднительно надлежащим образом исполнитьсвои обязанности. Нарушение заказчиком или гостем упомянутых правил может такжесоздавать опасность для других гостей, размещающихся в гостинице. Поэтому мысчитаем допустимым применение в этом случае ст. 719 ГК РФ, согласно которой принарушении заказчиком или гостем правил размещения в гостинице или правилпротивопожарной безопасности исполнитель будет иметь право не приступать коказанию гостиничных услуг, приостановить их оказание или вообще отказаться отисполнения договора и требовать возмещения убытков.
2.2Особенности гражданско-правовой ответственности по договору об оказаниигостиничных услуг
Важную роль в проблемеответственности по рассматриваемому договору играет решение вопроса о том,исполнено ли обязательство об оказании гостиничных услуг и в какой мере.
Так, в гостиничномобязательстве можно выделить действия по предоставлению номера для временногоразмещения гостя, уборке номера, предоставлению гостю информации, побудке гостяи другие. Если исполнитель выполнил все услуги-операции (действия), то онсчитается исполнившим свою обязанность. Если исполнитель по каким-то причинамвыполнил не все услуги-операции, то фактическое исполнение им обязанностиоценивается в конкретной ситуации по следующему критерию: «соответствует лисуществу услуги фактически исполненная деятельность или нет, иначе говоря,привела ли подобная деятельность к тому эффекту, на который она былаориентирована».
Выше было уже сказано,что деятельность по оказанию гостиничных услуг является предпринимательскойдеятельностью. Следовательно, исполнитель несет ответственность за неисполнениеили ненадлежащее исполнение обязательства согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, т.е. ипри отсутствии вины. Он отвечает даже за случайное невиновное неисполнение илиненадлежащее исполнения обязательства. Тем не менее исполнитель имеет правоссылаться на то, что надлежащее исполнение стало невозможным вследствиенепреодолимой силы, а именно — чрезвычайных и непреодолимых при данных условияхобстоятельств. Такие обстоятельства обозначаются также терминами «форсмажор»или «форсмажорные обстоятельства» и могут быть подразделены на две группы:
а) природныестихийные явления;
б) некоторыеобстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии), национальные иотраслевые забастовки, запретительные акты государственных органов.
Не являются непреодолимойсилой неблагоприятные факторы хозяйственной жизни, в том числе нарушениеобязательств со стороны контрагентов, а также иные производственные трудности итехническая сложность принятых на себя обязательств.
Отсутствие горячеговодоснабжения вследствие аварии на теплотрассе является нарушением обязательствсо стороны контрагента, поэтому и в таких случаях исполнитель несетответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Пункт 2 ст. 781 ГК РФпредусматривает еще одно основание освобождения исполнителя от ответственности— невозможность исполнения им обязательства вследствие вины заказчика. Тогда назаказчика возлагаются все последствия такой невозможности, которые состоят вобязанности заказчика оплатить услуги в полном объеме.
Так, в случае, если гостьне приехал в гостиницу вследствие отмены авиарейса, заказчик попотребительскому договору должен оплатить исполнителю лишь фактическипонесенные последним расходы, а заказчик по непотребительскому договору —услуги в полном объеме. Однако если упомянутый авиарейс был отменен вследствиезабастовки авиадиспетчеров, заказчик по непотребительскому договору такжевозмещает исполнителю только фактически понесенные последним расходы.
Согласно п. 3 ст. 781 ГКпри отсутствии оснований для наступления ответственности той или другой стороныотрицательные последствия возникшей невозможности исполнения распределяютсяопределенным образом между контрагентами: исполнитель имеет право требоватьлишь возмещения фактически понесенных расходов3. Необходимо иметь в виду, чтодля исполнителя и заказчика по непотребительскому договору отсутствиемоснований для наступления ответственности будет являться действие непреодолимойсилы, для всех прочих заказчиков — отсутствие вины.
В случае невозможностиисполнения договора по обстоятельствам, за которые он отвечает, исполнительобязан обеспечить размещение гостя в ближайшей гостинице равной или болеевысокой категории и возместить все дополнительные расходы, возникшие у гостя всвязи со сменой гостиницы
Ввиду длящегося характерагостиничного обязательства представляется, что нарушение исполнителем срокаоказания гостиничных услуг будет влиять на факт исполнения или неисполнения имобязательства.
Под просрочкойисполнителя мы понимаем непредоставление гостю номера в срок, установленный вдоговоре как дата начала оказания гостиничных услуг. В случае просрочкиисполнителя по потребительскому договору об оказании гостиничных услуг, гдезаказчиком является гражданин-потребитель, последний в соответствии с п. 1 ст.28 Закона о защите прав потребителей вправе либо отказаться от исполнениядоговора, либо потребовать уменьшения цены за оказание услуги, либо приобрестиуслугу у третьих лиц и потребовать от исполнителя возмещения своих расходов.
Таким образом, должныбыть выбрана гостиница, соответствующая по ценовой категории первоначальной,номер аналогичной категории и т.п. В расходы, подлежащие возмещению, могут бытьвключены суммы, выплаченные третьим лицам за оказанные услуги, и другиенеобходимые и разумные траты потребителя2. Так, помимо оплаты гостиничныхуслуг, оказанных исполнителем — третьим лицом, должны подлежать возмещениютранспортные расходы по переезду из одной гостиницы в другую, а такжепоследующие транспортные расходы потребителя, если первоначальная гостиницанаходится в центре города, а замещающая гостиница — на окраине. договор гостиничный услуга расторжение
Пункт 5 ст. 29 Закона озащите прав потребителей за нарушение сроков оказания услуги предусматриваетнеустойку за каждый день или час просрочки в размере 3 процентов от ценыоказания услуг.
Неустойка взыскивается доначала оказания услуги или до момента заявления потребителем одного изтребований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.Заказчик-потребитель также вправе требовать полного возмещения убытков,причиненных просрочкой, причем согласно п. 2 ст. 13 Закона о защите правпотребителей убытки подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки. Заказчикпо непотребительскому договору и заказчик по потребительскому договору, неявляющийся потребителем, обнаружив недостатки в оказании услуги, имеет правовоспользоваться одной из двух возможностей, предоставленных ему ст. 723 ГК РФ:во-первых, он может потребовать соразмерного уменьшения цены на гостиничныеуслуги; во-вторых, он имеет право потребовать от исполнителя безвозмездногоустранения недостатков в разумный срок. Если в разумный срок недостатки неустранены либо они существенны и неустранимы, то заказчик имеет правоотказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Правазаказчика-потребителя несколько шире. Согласно п. 1 ст. 29 Закона о защите правпотребителей в случае, если недостатки гостиничной услуги существенны, он имеетправо расторгнуть договор, не дожидаясь устранения таких недостатков
Глава 3.Особенности изменения и расторжения договора об оказании гостиничных услуг
Расторжениенепотребительского договора об оказании гостиничных услуг, а также потребительскогодоговора об оказании гостиничных услуг, в котором на стороне заказчикавыступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, возможно посоглашению сторон согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ, либо в судебном порядке потребованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой сторонойсогласно п. 2 ст. 450 ГК РФ, либо во внесудебном порядке при отказе одной изсторон от исполнения договора согласно ст. 782 ГК РФ. Расторжениепотребительского договора об оказании гостиничных услуг, заказчиком в которомявляется гражданин-потребитель, кроме указанных трех оснований, возможно такжепо основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 450 ГК РФ, п. 1 ст. 28 и п. 1 ст. 29Закона о защите прав потребителей, а именно: в случае нарушения исполнителемсроков исполнения договора; в случае нарушения исполнителем срока устранениянедостатков гостиничной услуги, установленного договором; при обнаружении вгостиничной услуге существенных недостатков; при обнаружении иных существенныхотступлений от условий договора.
В соответствии с п. 1 ст.452 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора об оказании гостиничныхуслуг по соглашению сторон подобное соглашение должно быть совершено в той жеформе, которая была использована при его заключении. Так как договор об оказаниигостиничных услуг всегда заключается в письменной форме, то для изменения илирасторжения такого договора также должна быть использована письменная форма.Изменение и расторжение непотребительских договоров об оказании гостиничныхуслуг, а также потребительских договоров, заказчиком в которых выступаетюридическое лицо, обычно происходит путем заключения дополнительного соглашенияили подписания протокола, отражающего основания изменения или расторжениядоговора, либо путем обмена письмами, сообщениями по факсимильной связи и т.п.Потребительские договоры об оказании гостиничных услуг с участием граждан, втом числе индивидуальных предпринимателей, до заезда заказчика в гостиницутакже могут быть изменены путем обмена сообщения по почтовой, факсимильной ииной связи. Во время нахождения заказчика в гостинице такие договоры можноизменить или расторгнуть путем внесения соответствующих изменений в квитанцию(талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказаниегостиничных услуг. Согласно п. 3 ст. 453 ГК РФ договор считается соответственноизмененным или расторгнутым с момента заключения сторонами соответствующего соглашения.
Существенное нарушениеодной из сторон условий договора может послужить основанием для изменения илирасторжения договора в судебном порядке по требованию одной из сторон.Расторжение или изменение договора на таком основании является одним изспособов защиты гражданских прав, прямо предусмотренных ст. 12 ГК РФ. Согласноп. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается причинение нарушением договоратакого ущерба, который обусловливает для стороны невозможность получить то, начто она рассчитывала, заключая договор. Как отмечает А.Ю. Кабалкин, сторона,заявившая в суде требование об изменении или прекращении договора, должнадоказать, что при продолжении действия договора она может понести ущерб в формеупущенной выгоды и тех расходов, которые возникли в процессе исполнениядоговора. Важно подчеркнуть, что решающее значение для применения указаннойстатьи имеет не размер ущерба как таковой, а его соотношение с тем, чего моглаожидать от исполнения сторона, т.е. решение суда зависит лишь от того, являетсяли действительно существенной разница между тем, на что вправе быларассчитывать сторона, заключившая договор, и тем, что в действительности онасмогла получить. При этом в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ обращение в судвозможно только после направления другой стороне предложения изменить илирасторгнуть договор и либо получения отказа на такое предложение, либонеполучения ответа в установленный предложением или договором срок, а если нипредложение, ни договором срок не предусмотрен — 30-дневный срок. Потерпевшаясторона также имеет право требовать возмещения убытков, причиненных изменениемили расторжением договора. В соответствии с п. 3 ст. 453 ГК РФ обязательствасторон считаются соответственно измененными или расторгнутыми с моментавступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора.
В соответствии с п. 1 ст.782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора об оказаниигостиничных услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенныхрасходов. Согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель имеет право отказаться отисполнения обязательств по договору об оказании гостиничных услуг при условииполного возмещения заказчику убытков. Заказчик также вправе заявить отказ отисполнения обязательства как до момента оказания услуг, так и в процессе ихоказания;
Условие договора,ограничивающее право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора,является недействительным в соответствии с п. 1 ст. 422 и ст. 168 ГК РФ.Представляется необходимым разработать меры, пресекающие применениерассматриваемого условия гостиничными компаниями, которые пользуютсяотсутствием у заказчиков достаточных знаний в области гражданского права, азачастую и сами несведущи в этом вопросе. Согласно п. 4 Правил оказаниягостиничных услуг данные Правила наряду с прочей обязательной информациейдолжны быть размещены в помещении, предназначенном для оформления размещения, вудобном для обозрения месте. Согласно предложению, высказанному в § 3 настоящейглавы, такая информация должна также размещаться на Интернет-сайте исполнителя,если таковой имеется. Для отношений, складывающихся в гостиничной сфере,особенно актуально разграничение одностороннего отказа заказчика от исполнениядоговора по правилам п. 1 ст. 782 ГК РФ и невозможности исполнения договора,возникшей по вине заказчика, что предусмотрено п. 2 ст. 781 ГК РФ.
Таким образом, отказзаказчика от исполнения договора об оказании гостиничных услуг должен бытьпрежде всего заявлен и должен ясно свидетельствовать о его намерениях. Закон непредъявляет к отказу заказчика никаких особых требований, однако, желательно,чтобы он был совершен в письменной форме (например, путем направленияисполнителю сообщения посредством почтовой, факсимильной или иной связи). Вслучае возникновения спора будет возможность доказать факт отказа в суде. Следуетотметить, что односторонний отказ услугодателя от исполнения публичного договора,не обусловленный невозможностью его исполнения, является недопустимым.
Следовательно, можнозаключить, что недопустим односторонний отказ исполнителя от исполненияпотребительского договора об оказании гостиничных услуг при наличии возможностиего исполнения.
На практике исполнительотказывается от исполнения договоров об оказании гостиничных услуг — какпотребительских, так и непотребительских, — в основном по причинеперебронирования. Термин «перебронирование» происходит от английскогоoverbooking и означает бронирование номеров без наличия в гостинице свободныхмест. Зачастую, чтобы обезопасить себя от потерь, вызванных отказом отисполнения договоров со стороны заказчиков, исполнитель заключает договоры обоказании гостиничных услуг на количество номеров, существенно превышающее общееколичество номеров в гостинице. Если в итоге на конкретную дату количествономеров, в отношении которых заказчики исполняют договор, т.е. затребованныхдля размещения, все же превышает количество свободных номеров, исполнительотказывается от исполнения ряда договоров. Так как отказ происходит по причинеотсутствия у исполнителя возможности исполнить свои обязательства по договору,он возможен даже в отношении потребительских договоров об оказании гостиничныхуслуг.
Осуществляяперебронирование, т.е. заключая договоры на оказание гостиничных услуг вотсутствие в гостинице свободных номеров, исполнитель заведомо вводит заказчикав заблуждение относительно своих возможностей исполнить договор. Беря на себяопределенные обязательства, исполнитель не вполне уверен, будет ли у неговозможность эти обязательства исполнить. Однако договор он заключает и уверяетзаказчика, что гостиничные услуги будут оказаны в соответствии с условиямиэтого договора.
При установлении последствийтакого отказа законодатель явно отошел от принципа равенства сторон, так какзаказчик услуги обязывается возместить лишь фактически понесенные исполнителемрасходы, в то время как исполнитель должен возместить заказчику убытки в полномобъеме.
Считается целесообразнымзаконодательно ограничить право заказчика на односторонний отказ от исполненияусловий договора, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательскойдеятельности.
Таким образом, вдоговоре, связанном с осуществлением его сторонами предпринимательскойдеятельности, может быть установлен срок, до наступления которого заказчикимеет право отказаться от исполнения договора, а также может быть предусмотренанеустойка, которая взыскивается с заказчика в случае отказа от исполнения договорапозднее установленного срока. Ограничения права заказчика по непотребительскомудоговору на отказ от исполнения своих обязательств вернемся к высказанномуранее предложению о включении в Правила предоставления гостиничных услуг нормы,гарантирующей заказчикам право на отказ от исполнения договора. Действиепредлагаемой нормы следует распространить только на потребительские договоры обоказании гостиничных услуг. Таким образом, заказчик имеет право отказаться отисполнения потребительского договора об оказании гостиничных услуг в любоймомент до начала его исполнения или во время его исполнения при условии оплатыисполнителю фактически понесенных им расходов. Взыскание с заказчика неустойки,штрафа или применение к нему иных мер ответственности за отказ от исполнениядоговора недопустимо.
Заключение
Такимобразом, процесс предоставления гостиничных услуг представляет собой довольносложный, но хорошо организованный и последовательный комплекс действий.Выполнение каждого этапа этого комплекса должен быть подчинен определеннымправилам, которые установлены законодательными и иными нормативно-правовымиактами. За невыполнение правил предоставления гостиничных услуг предприятиегостеприимства несет ответственность перед клиентом.
Дляорганизации налаженного процесса оказания услуг, обязанности персонала четкораспределены. Работники гостиницы исполняют свои обязанности быстро иоперативно, чтобы не доставлять клиенту лишние неудобства. Для гостиничныхработников главное — обеспечить клиенту высокий уровень качества услуг, а,следовательно, в высокий уровень комфорта.
Система мер,обеспечивающих высокий уровень комфорта, удовлетворяющих разнообразные бытовыеи хозяйственные запросы гостей, называется в гостиничном хозяйстве сервисом.
Сервис можетбыть очень разным — от быстрого и профессионального оформления службой приемадо безупречной работы сантехнического оборудования. Каждое звено в цепи сервисаважно.
Высокийуровень сервиса помогает гостинице зарекомендовать себя на рынке туристскихуслуг с лучшей стороны и привлечь больше клиентов.
Кроме того,оказывая какие-либо услуги, персонал должен проявлять такт и корректность.Сервис нужно строить не только по принципу спроса (что хочет гость), но и попринципу предложения (гостиница предлагает все новые и новые услуги, которыеможет оказать, а гость выбирает, надо ему это или нет). Но нельзя навязыватьуслуги (может быть, гостю не потребуется то, что ему навязывают, и поэтому онне хочет платить больше).
Одним из обязательныхусловий оказания гостиничных услуг в полном объеме служит оформление договора.Предмет договора об оказании гостиничных услуг составляют гостиничные услуги.Согласно абз. 4 п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг гостиничные услугиоказываются по возмездному договору, т.е. за плату.
Используя конструкцию п.1 ст. 779 ГК РФ, определение договора об оказании гостиничных услуг можносформулировать следующим образом. Договор об оказании гостиничных услуг — этодоговор, по которому исполнитель обязуется осуществить комплекс действий пообеспечению комфортного временного размещения и связанного с ним обслуживаниязаказчика в гостинице, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор обоказании гостиничных услуг является двусторонним, консенсуальным и возмездным.
Договор обоказании гостиничных услуг является двусторонним, так как каждая из сторонэтого договора — исполнитель и заказчик — несет обязанность в пользу другойстороны и считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в егопользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
В договоре обоказании гостиничных услуг оговаривается такой важный критерии какответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг.
В каждойстране имеются собственные показатели степени ответственности, как со стороныисполнителя, так и со стороны потребителя.
Потребительвправе расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полноговозмещения убытков, если имеются существенные нарушения в процессепредоставления гостиничных услуг, к примеру:
· недостатки воказанной услуге, низкое качество услуг, не соответствующее уровню качества,указанному в договоре;
· отступлениеисполнителя от условий договора;
· нарушения техникибезопасности;
· утрата илиповреждение имущества потребителей, и т.д.
Однако приобнаружении недостатков услуги, оказанной потребителю, он вправе потребовать:
· устранениянедостатков, без отдельной платы за это;
· уменьшения ценыза оказанную услугу.
В случае,если исполнитель в установленный срок не устранил эти недостатки, потребительвправе расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полноговозмещения убытков.
Все убыткивозмещаются в определенные сроки, установленные для удовлетворениясоответствующих требований потребителя.
Исполнительвправе расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полноговозмещения убытков, если потребитель не производит оплату за предоставленныеему услуги.
/>Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации
3. Закон РФ от 7февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ.1992. № 15. Ст. 766.
4. Федеральный законот 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5491.
5. Указ ПрезидентаРФ от 18 ноября 2004 г. № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму иФедеральном агентстве по физической культуре и спорту» // СЗ РФ. 2004. № 47.Ст. 4635.
6. ПостановлениеПравительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правилпредоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 18.Ст. 2153
7. Государственныйстандарт РФ ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общиетребования». Утвержден приказом Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 518-ст «Об утверждении национального стандарта». М., 2009.
8. Борисов К.Г.Международный туризм и право: учеб. пособ. для вузов. М., 1999.
9. Брагинский М.И.,Витрянский В.В. Договорное право. Кн. вторая: Договоры о передаче имущества.М., 2000.
10. Брагинский М.И.,Витрянский В.В. Договорное право. Кн. третья: Договоры о выполнении работ иоказании услуг. М., 2003.
11. Вахмистров В.П.,Вахмистрова СИ. Правовое обеспечение туризма: учеб. пособ. СПб., 2005.
12. Волков Ю.Ф. Экономикагостиничного бизнеса. Ростов н/Д, 2003.
13. Волошин Н.И.Правовое регулирование в туризме: учебник. М., 2007.
14. Вотинцева Н.А.Договорные обязательства в сфере туристского и гостиничного бизнеса. Ростовн/Д, 2007.
15. Гостиничный итуристический бизнес: учебник / [А.Д. Чудновский и др.]; под ред. А.Д.Чудновского. М., 1999.
16. ИсмаевД.К.Маркетинг гостиничных услуг в России: учеб. пособ. М., 1999.
17. Кабушкин Н.И.,Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособ. Минск, 2001.
18. Какосьян Э.К.Стратегии развития предприятий гостиничного хозяйства. СПб., 2003.
19. Ковалев С.Н.,Чернов Г.Е., Попов А.Г. Гостиничный бизнес: Классификация гостиниц и стандартыпервоклассных отелей: учеб.пособ. СПб., 2001.
20. Медлик С, ИнграмX. Гостиничный бизнес: учебник для студ. вузов. М., 2005.
21. Писаревский Е.Л.Туристская деятельность: проблемы правового регулирования. Владивосток, 1999.
22. Санникова Л.В.Услуги в гражданском праве России. М., 2006.
23. Сенин B.C.,Денисенко А.В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средствразмещения: учеб. пособ. М., 2006.