Дознание как форма предварительного расследования
Содержание
Введение
Глава 1. Дознание в системе стадийуголовного процесса Российской Федерации
1.1 Понятие, значение и видыпредварительного расследования
1.2 Формы предварительногорасследования
Глава 2. Дознание как формапредварительного расследования
2.1 Понятие, формы и особенностидознания
2.2 Органы дознания: их виды ипроцессуальные полномочия
2.3 Особенности производства дознания
2.4 Правовой статус дознавателя
Глава 3. Проблемы совершенствованияинститута производства дознания
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года.Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимыеполицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нееслухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых безразысканий нельзя определить, заключается или не заключается в нихпреступление».
Дознание — одна из двух формпредварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду спредварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.
Как правило,преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшойи средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу РоссийскойФедерации — это преступления, по которым максимальное наказание непревышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора этидела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150УПК РФ).
Дознание, какформа досудебного следствия, предусмотрено в большинстве государств постсоветскогопространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Несмотря наотдельные отличия, существуют общие требования, предъявляемые к институтудознания.
Уголовно-процессуальный кодексРоссийской Федерации, принятый 22 ноября 2001 г. [1].представил новую модель дознания, которая в большей мере отвечает современнойправовой идеологии. Идея, заложенная в основу модернизации дознания, базируетсяна главной установке реформы — усиление защиты прав и свобод личности. Данноеположение чрезвычайно актуально не только для дознания, но и уголовного судопроизводствав целом, образующего сферу государственного принуждения, где права и свободыличности затрагиваются наиболее ощутимо.
В течение последних лет вуголовно-процессуальный закон неоднократно вносились поправки, касающиеся, втом числе, регламентации дознания с целью его совершенствования. Но наиболееэффективным для правоприменительной практики стал Федеральный закон РоссийскойФедерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ[2], изменившийпервоначальный подход к срокам дознания и избавивший его от критерияочевидности, что сразу же отразилось на статистических показателях.
Последние коррективы, внесенные в УПК РФ от 09.03.2010 N 19-ФЗ[3],хотя и были успешны в плане совершенствования института дознания, тем не менее,дали повод пересмотреть целый пласт теоретических разработок, обозначили новыепроблемы, которые ранее не могли возникнуть в силу нормативных причин.Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании кактеоретическом, так и нормативном.
Проведенное исследование основано налучших достижениях отечественной уголовно-процессуальной науки, которой всегдауделялось большое внимание изучению проблем дознания. Заметный вклад висследование института дознания внесли Ю.Н. Белозеров, С.В. Болотин, С.В.Бородин, Н.А. Власова, Р.М. Готлиб, С.И. Гирько, Ю.А. Гончан, И. Я Фойницкий,B.В. Шимановский, С.П. Щерба, Б.А. Лукичев, Г.Д. Луковников, С.Л. Масленков,Д.В. Осипов, А.Б. Сергеев, М.В. Цукрук, Ж.В. Эстерлейн и др. После принятия УПКРФ разработка проблем дознания продолжилась в том числе учеными как С.Н.Бурцев, Е.В. Горкина, А.В. Ковтун, М.М. Кузенбаева, В.М. Лукин, С.Л. Маслёнков,Н.И. Скударева, М.В. Цукрук. В указанных работах авторами были предпринятыпопытки поиска наиболее оптимальных подходов к установлению эффективнойпроцедуры уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, в том числепути совершенствования самого института дознания.
Значение ролидознания заключается в том, что оно позволяет более эффективно и мобильнопроизводить предварительное расследование по преступлениям малой и среднейтяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.
Тема даннойкурсовой работы очень актуальна, так как:
· количестворасследуемых уголовных дел, по которым проводится дознание, составляют немалуючасть среди всех расследуемых уголовных дел;
· несмотря на то,что новый уголовно-процессуальный закон действует уже около четырех лет,толкование и применение его отдельных норм, институтов до сих пор вызывают упрактических работников определенные трудности. В большей степени это имеетотношение к производству дознания.
Объектомисследования избрана система общественных отношений, складывающихся в связи сосуществлением дознания компетентными государственными органами.
Предметисследования образуют: генезис и современное состояние нормативногорегулирования производства дознания; практика принятия, регистрации,рассмотрения органами дознания сообщений о преступлениях и производствадознания.
Цельюисследования является разработка комплекса теоретически обоснованных положенийо современном состоянии дознания, перспективах его оптимизации в зависимости отфункционального назначения органов дознания.
Длядостижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
изучитьнормативно-правовой материал о развитии уголовно-процессуальной функциидознания;
рассмотретьсистему органов, компетентных производить дознание;
определить иисследовать современные проблемы организации и процессуального режимапроизводства дознания в условиях действия нового уголовно-процессуальногозаконодательства;
сформулироватьпредложения по совершенствованию законодательства, направленные на оптимизациюпорядка производства дознания органами, указанными в ст.40 УПК РФ[4].
Теоретической базой исследованияпослужили разработки общей теории права, науки уголовно-процессуального,уголовного, теории оперативно-розыскной деятельности. Источниками теоретическойинформации явились: монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи,доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы.
Структура работы отвечает цели изадачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себяшесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Дознание в системе стадий уголовного процессаРоссийской Федерации
1.1 Понятие, значение и виды предварительного расследования
Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства,заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющейроли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченномконтроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических июридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых инаправления дела в суд.
Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ — это урегулированнаязаконом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратурыпо раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их вкачестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела ирешения других задач уголовного процесса[5]. Деятельность этихорганов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненногопреступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискацииимущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений,и принятие мер к их устранению.
Предварительноерасследование — вторая стадия досудебного производства по уголовному делу,назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебногоразбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в видепрекращения уголовного дела или уголовного преследования. Однако в целомпредварительное расследование играет в уголовном процессе подчиненную роль поотношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным потому, чтопроизводится до суда и для суда. Этим объясняется, почему суд не ограниченподготовительным материалом расследования и не может принять «наверу» выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судебноеследствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора илииного судебного решения.
Как и любаядругая стадия процесса, предварительное расследование определяется четырьмяпризнаками:
· непосредственнымицелями и задачами,
· итоговымирешениями,
· кругомучастников,
· процессуальнойформой (процедурой).
Предварительноерасследование преследует следующие цели:
· раскрытьпреступление;
· изобличитьвиновного в совершении определенного преступления либо реабилитироватьневиновного;
· сформироватьдостаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства;
· обеспечить личноеучастие обвиняемого в суде;
· гарантироватьвозможное решение суда о конфискации имущества или возмещении вреда,причиненного преступлением.
Длядостижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:
· поиск, собираниеи исследование доказательств по делу;
· обеспечение праваобвиняемого (подозреваемого) на защиту;
· применение (принеобходимости) мер процессуального принуждения;
· передачауголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовногопреследования.
В ходепредварительного расследования происходит определение предмета доказывания(того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и егопредварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и полноустановить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовнойответственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этогоследует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимособрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Во-вторых,хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являютсялишь исходным материалом для судебного следствия и подлежат всестороннейпроверке и оценке.
Получениенеобходимых доказательств порой находится под угрозой их сокрытия илиуничтожения, поэтому для того, чтобы гарантировать их собирание, иногдавозникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такоепринуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизводства — личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовно-правовой спор имеет, преждевсего, личный, а не имущественный характер. Принудительные действияобеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например,наложение ареста на имущество, которое может быть взыскано по решению суда).
Однако,собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обвиняемого,предварительное расследование не может быть закончено, так как к судебномуразбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получитьвозможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший — право на участие в уголовном преследовании. В силу особого публичного интересаэти права иногда даже осуществляются императивным методом (например,обязательное участие защитника в соответствие со ст. 51).
Предварительноерасследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением делаили уголовного преследования (ст. 212-214, 439). Передача дела в суд происходитчерез прокурора и оформляется тремя различными решениями:
· обвинительнымзаключением (если по делу проводилось предварительное следствие — ст. 215-222),
· обвинительнымактом (если по делу производилось дознание — ст. 225-226),
· постановлением онаправлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (ст. 439).
При этомследует иметь в виду, что дознание может завершиться направлением дела дляпроизводства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226), однако, для стадиипредварительного расследования — это промежуточное решение. Промежуточнымирешениями являются также передача дела по подследственности и приостановлениедела.
Такимобразом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбужденияуголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя илидознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела илиуголовного преследования.
Основаниемдля такого вывода может служить включение гл. 31 УПК («Действия и решенияпрокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением») всостав раздела VIII Кодекса («Предварительное расследование»).
1.2 Формыпредварительного расследования
Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерациипредварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительногоследствия (гл. 22 УПК РФ) и дознания (гл. 32 УПК РФ).
Предварительное следствие — это деятельность, содержаниекоторой охватывает всю от начала до конца стадию предварительногорасследования.
Предварительное следствие — это наиболееполная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальныегарантии установления истины и реализации прав участников процесса.Предварительное следствие — это и основная форма расследования, так как онообязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производитсядознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК) и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения(ст. 318). Для предварительного следствия в полной мере действуют все общиеусловия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделенона рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальнаяформа предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам оприменении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц,обладающих служебным иммунитетом.
Предварительноеследствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел,федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ (ст. 151).
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно понаиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенныхдолжностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешнейразведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации приПрезиденте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ,органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами,проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ,других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своихслужебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенноеуголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых послесодеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначениенаказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.
От судебного предварительное следствие отличается субъектами, средствами,целями, местом и ролью в уголовном процессе этих видов деятельности.
Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительногорасследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.
Оно включает производство следственных действий, применение мерпринуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию вуголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов идругих субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материаламидела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установленв размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленномзаконом порядке.
Основным видом предварительногорасследования является следствие, так как именно в форме следствия осуществляетсярасследование подавляющего большинства уголовных дел, за исключениемпреступлений небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК, покоторым предварительное расследование производится в форме дознания.
Между формами расследования — следствиеми дознанием нет принципиального различия, так как обе они направлены навыполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципахвсего судопроизводства, общие условия предварительного расследованияраспространяются и на дознание за отдельными исключениями. Доказательства,полученные при производстве дознания, имеют для суда такое же значение, как идоказательства, собранные на предварительном следствии. Органы следствия идознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимыеследственные действия и через прокурора передают дело в суд.
Вместе с тем имеются определенныеразличия между дознанием и следствием по кругу и характеру дел, отнесенных кдознанию и следствию; по срокам, органам и отдельным особенностямпроцессуальной формы производства дознания и его окончания.
При характеристике форм расследованияследует обратить внимание на то, что для успешного раскрытия преступления припроизводстве следствия и дознания используется проведение оперативно-розыскных мероприятийорганами дознания. Данные, полученные в результате оперативно-розыскныхмероприятий, могут быть использованы в доказывании лишь в соответствии сположениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующегособирание, проверку и оценку доказательств (ст.11 Федерального закона «Обоперативно-розыскной деятельности») [6]
Глава 2. Дознание как формапредварительного расследования
2.1 Понятие, формы и особенностидознания
Уголовно-процессуальный законпредусматривает, что дознание является формой предварительного расследованияпреступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу,по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5УПК) [7].
В юридической науке понятие дознания используется главным образом дляобозначения:
· Однойиз существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
· Самостоятельногоинститута уголовно-процессуального права;
· Видадеятельности, осуществляемого органами дознания.
Дознание в России осуществляется в трёх формах:
· Сбори проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждениемуголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследованияпреступлений (наряду с предварительным следствием);
· Проведениенеотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органомдознания до передачи уголовного дела следователю;
· Сборматериалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно(т. н. протокольная форма досудебной подготовки материалов).
Порядокдознания — правила, по которым оно производится, его режим. Он определяетсянормами, содержащимися в главах:
22.«Предварительноеследствие» (ст.162-170 УПК РФ);
24.«Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент» (ст.176-181УПК РФ);
25.«Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления»(ст.182-186 УПК РФ);
26.«Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний» (ст.187-194 УПКРФ);
27.«Производство экспертизы» (ст.195-207 УПК РФ);
28.«Приостановление и возобновление предварительного следствия»(ст.208-211 УПК РФ);
29.«Прекращение уголовного дела» (ст.212-214 РФ).
Дознание функционирует только как одна из форм предварительногорасследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ,возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой илисредней тяжести (ст.15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствиемдознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам формурасследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовномуделу (гл.32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания,имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производствепредварительного следствия[8].
В настоящее время дознание производится по делам о преступлениях,подпадающих под признаки 135 составов преступлений, перечисленных в п.1 ч.3ст.150 УПК[9]. В законе предусмотренотакже, что по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжестидознание проводится по письменному указанию прокурора".
Процессуальный закон не допускаетпроизводства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенноеуголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших послесовершения преступления психическим расстройством, делающим невозможнымназначение наказания или его исполнение. Поскольку по этим делам обязательнопроизводство предварительного следствия, то в случаях установления в ходедознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направленопрокурору для определения подследственности и передачи следователю. Дознание поуголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляетсяв общем порядке, установленном ч.2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл.50 УПК[10].
Таким образом, в соответствии сзаконом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам,закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовногосудопроизводства, предусмотренное ст.6 УПК.
Фактические данные об обстоятельствахпреступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение поуголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебногоразбирательства на общих основаниях в условиях равенства и состязательностисторон.
2.2 Органы дознания: их виды ипроцессуальные полномочия
В современном уголовном процессе России органами дознания являютсяконкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченныепроизводить в форме дознания предварительное расследование преступлений иосуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24ст. 5 УПК РФ).
В УПКРоссийской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. Всоответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
1) Органывнутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти,наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлениюоперативно-розыскной деятельности.
На основаниист. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскнойдеятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года№150-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные подразделения:
· органоввнутренних дел Российской Федерации;
· органовфедеральной службы безопасности;
· федеральныхорганов государственной охраны;
· таможенныхорганов Российской Федерации;
· Службы внешнейразведки Российской Федерации;
· Федеральнойслужбы исполнения наказаний;
· органов поконтролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оперативноеподразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерациипроводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечениябезопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведениеэтих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.
2) Главныйсудебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав,главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старшийсудебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебныеприставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РоссийскойФедерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) Командирывоинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) Органыгосударственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Все органы исполнительной власти,перечисленные в ч.1 ст.40 УПК[11], обладают полномочиямиоргана дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.
В уголовно-процессуальном законе (ч.2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельностиорганов дознания.
На органы дознания возлагается[12]:
· производстводознания по уголовным делам, по которым предварительное следствиенеобязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;
· выполнениенеотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительноеследствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ[13].
УПК РФ нацеливает органы дознания набыстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальныеправила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производствопредварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела ипроведение неотложных следственных действий возлагается на:
· органыдознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, — по всем уголовным делам, заисключением уголовных дел, указанных в п.2 — 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;
· органыфедеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанныхв п.2 ч.2 ст.151 УПК;
· таможенныеорганы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189,190, 193 УК РФ;
· командироввоинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов — поуголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами,проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала ВооруженныхСил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связис исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части,соединения, учреждения, гарнизона;
· начальниковучреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам опреступлениях против установленного порядка несения службы, совершенныхсотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях,совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
· иныхдолжностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания всоответствии со ст.40 УПК[14].
В соответствии с ч.3 ст.40 УПКвозбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложныхследственных действий возлагается также на:
· капитановморских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам опреступлениях, совершенных на данных судах;
· руководителейгеологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органовдознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ[15],- по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данныхпартий и зимовок;
· главдипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации- по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данныхпредставительств и учреждений.
Компетенция перечисленных органовдознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений,по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным(родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовныхдел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительноеследствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвестинеотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следовпреступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия,закрепления и исследования.
Завершив производство неотложныхследственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного делаорган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, апо уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, производит дознание.
Таким образом, закон возлагает наорганы дознания следующие процессуальные полномочия:
· принятие,рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145УПК);
· производствонеотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательнопроведение предварительного следствия (ст.157 УПК) [16];
· производствов полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно (ст.223-226 УПК);
· производствоотдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскныхмероприятий по письменному поручению следователя;
· оказаниесодействия следователям в проведении ими отдельных следственных ипроцессуальных действий (ст.38 и 157 УПК).
2.3 Особенности производства дознания
При наличии поводов и оснований для начала уголовного преследования поделам публичного и частно-публичного обвинения, досудебное производство поделам о преступлениях, отнесенных ч.3 ст.150 УПК[17]к подследственности органов дознания, начинается с возбуждения уголовного делав отношении конкретного лица (или лиц) с согласия прокурора.
Дознание по делам о преступлениях, нетребующих обязательного предварительного следствия, производится в полномобъеме в порядке, установленном гл.21, 22 и 24-29 УПК, с учетом изъятий,предусмотренных гл.32 УПК. Дознаватель с согласия прокурора возбуждаетуголовное дело в отношении конкретного подозреваемого и производит необходимыеследственные действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.
При этом для органов дознания идознавателей в УПК РФ установлены следующие исключения из общих правил:
1. Дознание производится в течение 30суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок можетбыть продлен прокурором до 30 суток.
2. В необходимых случаях, в том числесвязанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренныйчастью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города,приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.
3. В исключительных случаях,связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке,предусмотренном статьей 453, срок дознания может быть продлен прокуроромсубъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12месяцев.
4. В отношении конкретногоподозреваемого, против которого возбуждено уголовное дело, дознаватель приналичии к тому достаточных оснований вправе с согласия прокурора представить всуд ходатайство об избрании к нему меры пресечения в виде заключения под стражув порядке, предусмотренном в ст.108 УПК РФ.
Если у обвиняемого, заключенного входе дознания под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетниедети, другие иждивенцы, также престарелые родители, нуждающиеся в постороннемуходе, то дознаватель в общем порядке принимает меры по их передаче напопечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению всоответствующие детские или социальные учреждения. Дознаватель принимает такжемеры по обеспечению сохранности имущества и жилища обвиняемого, заключенногопод стражу, о чем уведомляет его.
5. При наличии достаточныхдоказательств для привлечения конкретного лица к уголовной ответственностипостановление о привлечении его в качестве обвиняемого не выносится:подтвержденное обвинение формулируется в обвинительном акте с указанием пункта,части и статьи УК РФ.
6. Производство предварительногорасследования в форме дознания оканчивается в порядке, установленном гл.32 УПК,составлением дознавателем обвинительного акта, который утверждается начальникоморгана дознания.
7. В случае если в отношенииподозреваемого по постановлению судьи была избрана мера пресечения в видезаключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен дознавателем непозднее 10 суток со дня заключения лица под стражу.
8. При невозможности составитьобвинительный акт в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого подстражу (большой объем следственных действий, необходимость производствасудебных экспертиз и т.п.), ему должно быть предъявлено обвинение с соблюдениемпорядка, установленного в гл.23 УПК РФ, либо данная мера пресечения немедленноотменяется. Дальнейшее предварительное расследование по делу производится поправилам, изложенным в гл.32 УПК, либо данная мера пресечения отменяется[18].
9. Обвинительный акт составляетсядознавателем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этомупроцессуальному документу (Приложение 1).
Обвинительный акт — это упрощенный поформе, но важный процессуальный документ, завершающий производствопредварительного расследования в форме дознания. В нем дознаватель формулируетобвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо или лиц в совершениипреступления, которые должны быть исследованы судом в условиях гласности исостязательности сторон.
Обвинительный акт составляетдознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование понаходящемуся у него в производстве уголовному делу. В обвинительном актеуказываются: время и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица,его составившего; все данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности,имеющиеся в его документах (паспорте, свидетельстве о рождении и т.п.), а такжеустановленные в ходе дознания, включая сведения о судимости; место, время,способ, форма вины, мотивы и цели совершенного им деяния, характер и размервреда, причиненного преступлением потерпевшему, а также иные обстоятельства;формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, а также видсоучастия в преступлении; перечень доказательств, подтверждающих обвинение, атакже приводимых стороной защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающиенаказание; сведения о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике;список лиц, подлежащих вызову в суд.
Справка к обвинительному акту(сведения о движении дела, о месте нахождения обвиняемого, о мерах обеспечениягражданского иска и возможной конфискации, заявленных процессуальных издержках,месте хранения вещественных доказательств) составляется (в отличие от обвинительногозаключения) при необходимости.
10. С момента составлениядознавателем обвинительного акта подозреваемый признается обвиняемым ипользуется всеми правами, предусмотренными законом. Обвиняемый и его защитникдолжны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, очем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется их подписями иподписью дознавателя.
11. По ходатайству потерпевшего илиего представителя им могут быть предоставлены для ознакомления обвинительныйакт и все материалы дела по правилам, установленным для обвиняемого и егозащитника.
Ходатайства обвиняемого, егозащитника, а также потерпевшего или его представителя, заявленные послеознакомления с материалами дела и обвинительным актом, подлежат рассмотрению иразрешению непосредственно после их заявления в порядке, установленном законом.В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства дознавательвыносит об этом мотивированное постановление. При этом обвиняемому, егозащитнику, а также потерпевшему или его представителю не может быть отказано вдопросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственныхдействий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеютзначение для законного и справедливого разрешения уголовного дела.Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано впорядке, установленном в законе.
12. Предъявление по окончаниидознания материалов уголовного дела для ознакомления гражданскому истцу,гражданскому ответчику и их представителям законом не предусмотрено.
13. Составленный и подписанныйдознавателем обвинительный акт утверждается начальником органа дознания ивместе с подшитыми и пронумерованными материалами уголовного дела направляетсяпрокурору, осуществляющему надзор за их деятельностью. Прокурор обязанрассмотреть уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в срок неболее двух суток принять по нему одно из решений, перечисленных в ст.226 УПК РФ[19].В ней определены те полномочия прокурора, которые он осуществляет по делу,поступившему с обвинительным актом. Если прокурор, изучив уголовное дело,поступившее от органа дознания с обвинительным актом, найдет, что всеобстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены и полно отражены вматериалах дела, то он принимает решение об утверждении обвинительного акта инаправлении уголовного дела в суд.
В случае, когда по результатамрассмотрения дела прокурор придет к выводу о том, что обвинительный актсоставлен с нарушением требований, он в тот же срок возвращает уголовное делосо своими письменными указаниями для пересоставления обвинительного акта.Одновременно он может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток.Письменные указания прокурора органу дознания о пересоставлении обвинительногоакта являются обязательными.
При наличии в деле оснований дляпрекращения уголовного дела или прекращения уголовного преследования прокурорпринимает об этом решение и выносит мотивированное постановление без обращениядела для производства дополнительного расследования.
Если прокурор при рассмотренииуголовного дела с обвинительным актом обнаружит неполноту обстоятельств,подлежащих доказыванию, либо иные нарушения закона, он принимает решение онаправлении дела для производства предварительного следствия со своимиписьменными указаниями об их устранении, о чем выносит мотивированноепостановление. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе также своимпостановлением исключить отдельные пункты (эпизоды) обвинения либопереквалифицировать деяние обвиняемого на менее тяжкое в случаях, если он:
· исключаетчасть обвинения без изменения квалификации;
· исключаетчасть обвинения и изменяет квалификацию на более мягкую статью;
· исключаетотдельные квалифицирующие признаки деяния, но при этом не переквалифицируетобвинение на менее тяжкое;
· квалифицируетдеяние по новому уголовному закону без изменения объема обвинения, ноулучшающему иным путем положение обвиняемого.
Копия обвинительного акта сприложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему. В случаях,предусмотренных в законе, копия обвинительного акта переводится на родной языкобвиняемого или на язык, которым он владеет. Если в ходе производства дознанияпо уголовному делу выявлены обстоятельства, способствовавшие совершениюпреступления, дознаватель в соответствии с общими правилами может внести в организациюили соответствующему должностному лицу представление о принятии мер поустранению указанных обстоятельств, а также других нарушений закона. Данноепредставление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением дознавателя опринятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
2.4 Правовой статус дознавателя
В новомУголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезныеизменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовойстатус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя(ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящемдознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этогоучастника процесса. В юридической литературе и на практике под лицом,производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, неназначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающиеправом проведения дознания.
В УПК РФвпервые был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностноелицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органадознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а такжеиные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Тем самым законодательсвязал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждениемуголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование вформе дознания. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всехполномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальнойстатье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Ранее вправовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодексотдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочиялица, производящего дознание.
Так,дознаватель наделен следующими основными правами:
· при проверкесообщения о преступлении требовать производства документальных проверок,ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);
· ходатайствовать опродлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельныхслучаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
· применять мерыпроцессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);
· приниматьпроцессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);
· осуществлятьпроизводство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст.40, 157 УПК РФ);
· обжаловатьуказания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящемупрокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).Следует обратить внимание на тот факт, чтообжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора неприостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовногосудопроизводства;
· иные права, предусмотренныеУПК РФ.
Уголовно-процессуальноезаконодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:
· осуществлять своюдеятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПКРФ);
· принять,проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144УПК РФ);
· в установленныйзаконом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении(ст. 144 УПК РФ);
· уведомитьзаявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении(ст. 145 УПК РФ);
· при наличииповода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело свынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);
· рассматриватькаждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленномглавой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);
· принимать мерыпопечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры пообеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);
· устраниться отучастия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода,предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);
· выяснять всеобстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86УПК РФ);
· осуществлять иныеобязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.
Отдельно следует заметить, что дознаватель вправе с согласия прокуроравозбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемогов совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однакореализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства накладываетна дознавателя и соответствующую обязанность – составить обвинительный акт непозднее 10 суток со дня заключения лица под стражу. При невозможности составитьобвинительный акт в предусмотренный законом срок изменяется форма расследованияпреступления с дознания на предварительное следствие либо данная мерапресечения отменяется, при этом форма расследования преступления – дознание –остается прежней (ст. 224 УПК РФ).
Из анализа норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя –осуществление дознания по уголовным делам, по которым производствопредварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительногорасследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой исредней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядкеи сроки, установленные гл. гл. 22, 24 — 29, 32 УПК РФ.
Необходимоотметить, что новое уголовно-процессуальное законодательство запрещаетвозложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило илипроводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст.41 УПК РФ).
Дознавательнесет персональную ответственность за своевременное и качественное проведениепроцессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемыхим решений.
Взаимодействиеследователей и органов дознания является одним из главных условий быстрого иполного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органовдознания следует понимать основанную на правовых актах согласованнуюдеятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений.
3. Проблемы совершенствования институтапроизводства дознания
С момента принятия УПК РФ в 2001 г.институт производства дознания непрерывно подвергается обоснованной критике состороны правоприменителя. В этой связи для ученых и практических работниковпредставляют интерес изменения процессуального порядка производства дознания иправового положения его участников, внесенные федеральными законами от06.06.2007 № 90-ФЗ[20] (далее — Закон № 90-ФЗ)и от 05.06.2007 № 87-ФЗ[21] (далее — Закон № 87-ФЗ).
Закон № 90-ФЗ впервые ввел в числоучастников уголовного судопроизводства со стороны обвинения новуюпроцессуальную фигуру — начальника подразделения дознания.
Закон № 90-ФЗ дополнил ст.5 УПК РФп.17.1, в котором устанавливается: «Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующееспециализированное подразделение, которое осуществляет предварительноерасследование в форме дознания, а также его заместитель»[22].
Кроме того, в главу 6 УПК РФ,регламентирующую правовое положение участников уголовного судопроизводства состороны обвинения добавлена ст.40.1 (Начальник подразделения дознания). Всоответствии с ч.1 данной нормы начальник подразделения дознания по отношению кнаходящимся в его подчинении дознавателям имеет право:
· поручатьдознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке,установленном ст.145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либопроизводство дознания по уголовному делу;
· изыматьуголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю собязательным указанием оснований такой передачи;
· отменятьнеобоснованные постановления дознавателя о приостановлении производствадознания по уголовному делу;
· вноситьпрокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановленийдознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Часть 2 ст.40.1 Кодекса предоставляетначальнику подразделения дознания право самому возбуждать уголовное дело впорядке, установленном УПК РФ, принимать это уголовное дело к своемупроизводству и производить дознание в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с ч.3данной статьи при осуществлении своих полномочий начальник подразделениядознания проверяет материалы уголовного дела, дает дознавателю указания онаправлении расследования, производстве отдельных следственных действий, обизбрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификациипреступления и об объеме обвинения[23].
Важное положение, регулирующееотношения начальника подразделения дознания с дознавателем, содержится в ч.4ст.40.1 УПК РФ. Согласно данной норме указания начальника подразделениядознания по уголовному делу даются в письменном виде и являются обязательнымидля исполнения дознавателем, однако могут быть обжалованы им начальнику органадознания или прокурору. При этом обжалование указаний не приостанавливает ихисполнения. Дознаватель вправе представить начальнику органа дознания илипрокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указанияначальника подразделения дознания.
На практике при реализации данногоустановления возникают сложности. УПК РФ не содержит нормы, регламентирующейправовое положение начальника органа дознания, которому дознаватель можетобжаловать указания начальника подразделения. В п.17 ст.5 Кодекса лишьуточняется, что начальник органа дознания — это должностное лицо органадознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, который вправедавать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий ит.п.
Основные вопросы, касающиеся егополномочий по расследуемому в форме дознания делу, законодателем не разрешены.
Представляется, что с введением новойпроцессуальной фигуры начальника подразделения дознания следовало аналогичнымобразом регламентировать полномочия начальника органа дознания, в том числе егопроцессуальные отношения с начальником подразделения и дознавателем.
Новеллой Закона № 90-ФЗ[24]является также ст.223.1 (Уведомление о подозрении в совершении преступления).Согласно данной статье «в случае, если уголовное дело возбуждено по фактусовершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающиеоснования подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляетписьменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию котороговручает подозреваемому, и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренныест.46 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол с отметкой о вручениикопии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления оподозрении в совершении преступления дознаватель должен допроситьподозреваемого по существу подозрения».
Согласно ч.2 рассматриваемой статьи вуведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:
· датаи место его составления;
· фамилия,инициалы лица, его составившего;
· фамилия,имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
· описаниепреступления с указанием места, времени его совершения, а также другихобстоятельств, подлежащих доказыванию;
· пункт,часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за данное преступление.
В соответствии с ч.3 ст.223.1 УПК РФ[25]при наличии оснований подозревать лицо в совершении нескольких преступлений,предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении оподозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении какихдеяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. Еслиже по одному уголовному делу установлено несколько подозреваемых, уведомлениевручается каждому их них. Кроме того, ч.5 ст.223.1 Кодекса требует, чтобы копияуведомления о подозрении лица в совершении преступления направлялась прокурору.Соответствующее указание законодатель внес также в ст.46 УПК РФ, котораяопределяет правовое положение подозреваемого на предварительном следствии идознании.
Таким образом, появилось новоеоснование признания лица подозреваемым при производстве дознания по уголовномуделу — составленное дознавателем и врученное лицу уведомление о подозрении всовершении преступления. Между тем закон умалчивает, должен ли следовательделать уведомление о подозрении в совершении преступления. Такая некорректностьсо стороны законодателя при формулировании новых уголовно-процессуальных нормна практике может породить различные коллизии[26]. Обращает на себявнимание весьма сложный процессуальный порядок уведомления лица о возникшем вотношении него подозрении. Дознаватель должен составить два документа:уведомление, напоминающее по своему содержанию постановление о привлечении лицав качестве обвиняемого, и протокол о вручении лицу копии уведомления. Крометого, копия уведомления должна быть направлена прокурору.
Из других наиболее важных новеллЗакона № 90-ФЗ[27] следует отметитьизменение подследственности уголовных дел, расследуемых в форме дознания.Преступление, предусмотренное ч.2 ст.158 УК РФ[28], переданы изподследственности органов дознания в подследственность следователей органоввнутренних дел. Таким образом, решение законодателя вполне обоснованно,поскольку речь идет об опасных и наиболее распространенных в настоящее времяпреступлениях.
Кроме того, в порядок производствапредварительного расследования в форме дознания были внесены изменения. Вчастности были увеличены сроки дознания до 30 суток с возможностью продления ихпрокурором еще на 30 суток. Изменения коснулись также ч.2 ст.223 УПК РФ: органыдознания получили право возбуждать уголовные дела о неочевидных преступлениях идр.
Вместе с тем названный Федеральныйзакон не решил всех проблем дознания. Остался открытым вопрос, озвученныйПрезидентом Российской Федерации на Всероссийском совещании руководителейправоохранительных органов, относительно того, что дела о менее сложныхпреступлениях необходимо и можно расследовать в ускоренном порядке.
Изложенное в полной мере позволяетсделать вывод о том, что поиск наиболее эффективного механизма расследования,который бы обеспечивал возможность быстро устанавливать все обстоятельства делао менее сложных преступлениях и при этом не нарушал законные права и интересывсех участников уголовного процесса, является объективной необходимостью[29].
Указанные обстоятельства требуюткомплексного изучения вопросов процессуальной регламентации дознания как формырасследования преступлений с учетом последних изменений действующегозаконодательства. В заключение нужно отметить, что необходимость научногорассмотрения проблем производства дознания продиктована радикальнымиизменениями уголовно-процессуального законодательства, в котором закрепленафактически новая система правовых норм, регулирующих производство дознания.Однако процесс создания нормативной правовой основы досудебного производствадалеко не закончен.
предварительноерасследование дознание уголовный
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
Дознание — это форма предварительного расследования, выраженная в видеуголовно-процессуальной деятельности органа дознания по делам, по которымпроизводство предварительного следствия необязательно, иначе — егопроцессуального полномочия, реализуемого в системе органа дознаниядознавателем. Она отличается от предварительного следствия по субъекту,осуществляющему производство, кругу расследуемых преступлений(подследственности) и объему прав участников процесса.
Процессуальные акты органов дознания и собранные ими доказательства впределах предоставленной законом компетенции имеют такое же юридическоезначение, как акты и результаты предварительного следствия.
В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать какупрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающуюспециальные правила производства по уголовному делу. При этом действия ирешения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как иосуществленные при производстве предварительного следствия
Органами дознания, т.е. органами, наделенными правом производитьпредварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, являются:милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;органы ФСБ РФ; начальники исправительно-трудовых учреждений; органыгосударственного пожарного надзора; органы пограничной службы РФ; капитаныморских судов, находящихся в дальнем плавании и начальники зимовок в периодотсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговойполиции; таможенные.
Процессуальный порядок дознания,регламентированный уголовно-процессуальным законом, един для всех органовдознания и не зависит от их ведомственной принадлежности. Органы дознания, каки органы предварительного следствия, решают общие задачи уголовного процесса.
При обнаружении преступления, покоторому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудитьуголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целяхобнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующихнезамедлительного изъятия, закрепления и исследования.
В российском уголовном процессевпервые на законодательном уровне дано понятие и регламентированы полномочиядознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицооргана дознания, правомочное осуществлять предварительное расследованиепреступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
При производстве предварительногорасследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания,дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иныепроцессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением техиз них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкцияпрокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иныеполномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указанияначальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны дляисполнения.
Современная модель дознания, послеряда корректив уголовно-процессуального закона в большей мере стала отвечатьпотребностям правоприменительной практики, однако отдельные проблемы ещенуждаются в законодательном разрешении, для чего предлагается:
· изменитьспособ законодательной техники в регламентации порядка производства дознания,не перечисляя в ч.1 ст.223 УПК РФ необходимые для этого главы, указать, чтопорядок производства дознания определяется общими условиями предварительногорасследования и правилами, установленными настоящим Кодексом для:
· предварительногоследствия, с изъятиями, предусмотренными гл.32 УПК РФ;
· исключитьиз ст.223-1 УПК РФ требование о сроке, в течение которого дознаватель должендопросить подозреваемого по существу подозрения, так как это необоснованноусложняет процедуру дознания;
· регламентироватьвозможность обеспечения в ходе дознания безопасности потерпевшего, егопредставителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лицв случаях, предусмотренных ч.9 ст.166 УПК РФ, включив как отдельное положение вст.223 УПК РФ;
· предусмотреть,что производство дознания по уголовному делу в случае его сложности илибольшого объема может быть поручено на основании постановления прокурора группедознавателей в порядке, установленном ст.163 УПК РФ.
С учетом мирового опыта,отечественный уголовный процесс нуждается в процедуре упрощенного и ускоренногопроизводства по уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести, котораямаксимально сокращала бы промежуток времени между совершением преступления ипринятием по нему соответствующего судебного решения при соблюдении законныхправ и интересов всех участников уголовного судопроизводства.
Для теории и практики уголовного судопроизводствав настоящее время актуальна разработка предложений по совершенствованиюнормативного регулирования в УПК РФ вопросов возбуждения уголовных дел органамидознания, порядка и организации расследования отдельными органами дознания,разграничения компетенции между органами следствия и дознания.
Список использованных источников
Нормативныеакты
1. Конституция Российской Федерации:Принята всенародным голосованием 12 декабря 1996 года (с изм. от 25 июля 2003года) // СЗ РФ.2003.-№ 30.
2. Полный сборник кодексов РФ. – М.:«Информэкспо», Воронеж,1999.
3. Постановление Пленума ВерховногоСуда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами КонституцииРоссийской Федерации при осуществлении правосудия» // БВС РФ, 1996. — № 1.
4. Уголовно-процессуальный кодексроссийской федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред.от 07.04.2010)// «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч.I), ст.4921.
5. Уголовный кодекс российскойфедерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от07.04.2010)// «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114,19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
6. Федеральный закон РФ «Овнесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон»О прокуратуре Российской Федерации" от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ //«Собрание законодательства РФ», 11.06.2007, N 24, ст.2913.
7. Федеральный закон «Обоперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (в ред. от26.12.2008) (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Российская газета.21.08.1995.
8. Федеральный закон РФ «Овнесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ // Российская газета.09.06.2007.
9. Федеральный закон РФ «Овнесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон»О прокуратуре Российской Федерации" от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ //«Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31ст.4011.
Литература:
10. АбдуллаевФ., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. — М.; Интел-Синтез, 2006.- № 3.
11. АлександроваО.П., Горяинов К.К. Дознание в уголовно-исполнительной системе: проблемы ирешения // Российский следователь. – 2006. — №7.
12. АрестоваЕ.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий поуголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия// Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 10.
13. БархатоваЕ.Ю. Комментарий к Конституции РФ. М.: Издательство: ПРОСПЕКТ, 2010.
14. БыковВ.М. Дознание: новое в производстве. Комментарий к федеральным законам от06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗ Уголовный процесс». — № 08,2007.
15. Баяхчев В.Г. Недопустимыедоказательства // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РоссийскойФедерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М., 2002.
16. ГавриловБ. Разграничение компетенции между следователем и дознанием: коллизия закона иведомственная разобщенность // Уголовное право. 2006. -№ 1.
17. Гирько С.И. Расследованиепреступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант:. — М.; ЮРМИС, лд, 2003. — № 7.
18. Дознание в ОВД: Учебное пособие /Сергеев А.Б… — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003.
19. Дознание в современном уголовномпроцессе России: проблемы совершенствования: Автореф. дис. канд. юрид. наук /Масленков С.Л. — Нижний Новгород, 2004.
20. Досудебное производство поуголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальнойдеятельности: Монография / Химичева Г.П… — М.; Экзамен, 2003.
21. Захарова С.А. Процессуальныепроблемы предварительного расследования преступлений в форме дознания /С.А.Захарова. — Тюмень, 2007.
22. Комментарий к Уголовному кодексуРоссийской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е.Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. — М.: Проспект, 2010.
23. Косова С.А. Особенности производствадознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно //Законодательство и практика. — Омск; Изд-во Ом. юрид. ин-та МВД России, 2002. — № 1.
24. Кругликов А. Следственныедействия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя// Уголовное право. — М.; Интел-Синтез, 2003. — № 3.
25. Мичурина О.В. Концепция дознанияв уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органахвнутренних дел: М., 2008.
26. Рыжаков А.П. Орган дознания:понятие и проблемы // Юридический мир. — М.; Юрид. мир ВК, 2002. — № 1.
27. Сергеев А.Б. Особенностиформирования органов дознания в России // История государства и права. — М.;Юрист, 2002. — № 5.
28. Смирнов А.В. Калиновский К.Б.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации /Под ред.А.В.Смирнова. СПб.: Питер, 2003.
29. Суслов В.М. Вопросы регламентациидеятельности органов дознания в УПК РФ // Новый уголовно-процессуальный закон:теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого стола». — М.; Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.
Приложение
«Утверждаю»
Прокурор____________________________________________________
(наименование органа прокуратуры,классный чин, фамилия, инициалы прокурора)_______________________
"___"_______________ г.
«Утверждаю»
Начальник органа дознания_____________________________________ (наименование органа дознания,звание,_____________________
(фамилия, инициалы начальника)
______________________
"___"_______________ г.
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ АКТ
по обвинению ___________________ всовершении преступления,
(кого именно)
предусмотрен____________ УК РФ
1. Фамилия, имя, отчество______________________________________
2. Дата рождения______________________________________________
3. Место рождения____________________________________________
4. Место жительства и (или)регистрации _________________________
телефон______________________________________________________
5. Гражданство________________________________________________
6. Образование________________________________________________
7. Семейное положение, состав семьи____________________________
8. Место работы или учебы_____________________________________
телефон______________________________________________________
9. Отношение к воинской обязанности____________________________
(где состоит на воинском учете)
10. Наличие судимости_________________________________________
_____________________________________________________________
(когда и каким судом был осужден, покакой статье УК РФ, вид и размер наказания, когда освободил)
11. Паспорт или иной документ,удостоверяющий личностьобвиняем____________________________________________________________________________________________________________________________
12. Иные данные о личностиобвиняемого_________________________
__________________________________________________________________
(излагаются существо обвинения, местои время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия идругие существенные обстоятельства) то есть в совершении преступления,предусмотренного _____________ УК РФ (1).
Доказательствами, подтверждающимиобвинение, являются (2):__________________________________________________________________
(перечень доказательств с указаниемтома, листа уголовного дела)
Доказательства, на которые ссылаютсяобвиняемый, защитник (2):__________________________________________________________________
(перечень доказательств с указаниемтома, листа уголовного дела)
Обстоятельства, смягчающие иотягчающие наказание (2):__________________________________________________________________
(краткое изложение каждогообстоятельства с указанием тома, листа уголовного дела)
Сведения о потерпевших (3):____________________________________
(с указанием тома, листа уголовногодела)
Сведения о гражданском истце (4):
_____________________________________________________________
(с указанием тома, листа уголовногодела)
Сведения о гражданском ответчике (5):
_____________________________________________________________
(с указанием тома, листа уголовногодела)
Обвинительный актсоставлен___________________________________
(место составления)
и вместе с уголовным делом N________________ направлен прокурору
_____________________________________________________________
(наименование органа прокуратуры)
Дознаватель__________________________________________________
(наименование органа дознания,классный чин, звание, фамилия, инициалы дознавателя)
___________________
(подпись)
______________________________
(1) Если в уголовном деле несколькообвиняемых, то графы 1 — 12
заполняются на каждого из них.
(2) Если в уголовном деле несколькообвиняемых, то данная графа
заполняется на каждого из них.
(3) Если в уголовном деле несколькопотерпевших, то данная графа
заполняется на каждого из них.
(4) Если в уголовном деле несколькогражданских истцов, то данная
графа заполняется на каждого из них.
(5) Если в уголовном деле несколькогражданских ответчиков, то
данная графа заполняется на каждогоиз них.
Приложение к обвинительному заключению(1)
Список лиц, подлежащих вызову в суд
1. Обвиняемый (2):____________________________________________
(фамилия, имя, отчество, местонахождения)
том N ____, л. д. ________
2. Потерпевший (3):____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________том N ____, л. д. ________
3. Свидетели обвинения:
_______________________________________,проживающие по адресу:
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________том N ____, л. д. ________
4. Свидетели защиты:
_______________________________________,проживающие по адресу:
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________том N ____, л. д. ________
Дознаватель__________________________________________________
(наименование органа дознания,звание, фамилия, инициалы дознавателя)
___________________
(подпись)
______________________________
(1) При необходимости может бытьсоставлена справка, аналогичная справке, прилагаемой к обвинительномузаключению.
(2) Если в уголовном деле несколькообвиняемых, то данная графа заполняется на каждого из них.
(3) Если в уголовном деле несколькопотерпевших, то данная графа заполняется на каждого из них.