Содержание
Введение
1.Сущностьдоговора
2.Классификациядоговоров коммерческого права
3.Видовыеотличия торговых договоров
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Развитие рыночнойэкономики предполагает широкое использование договорных форм. Договор внынешних условиях является основным юридическим актом, из которого возникаютправоотношения по торговым обязательствам. Договор является, таким образом,одним из главных средств регулирования правоотношений, возникающих междусубъектами торгового оборота. Он определяет содержание коммерческихправоотношений, прав и обязанностей их участников. Коммерческим правомрегламентируется, главным образом, круг коммерческих ( торговых) сделок.
Значительное числообязательств в торговом обороте возникает из договоров, в том числе иобязательства участников торгового оборота. Как юридический факт договоротносится к правомерным действиям, направленным на достижение правовогорезультата, т. е. на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав иобязанностей. Методологическую основу работы составляют общенаучные методы(сравнительный, системный) и частнонаучные методы (исторический).
1.Сущность договора
Важнейшим (наряду сзаконодательством) средством правового регулирования торговой деятельностиявляется договор.
Договор представляетсобой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении илипрекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
К договорам применяютсяправила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ. Однакоэто законодательное положение не означает тождества договора и сделки. Сделкаможет представлять собой единичное одностороннее действие лица, направленное наустановление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Вотличие от этого договор всегда состоит из группы юридических действий ипредполагает наличие двух или большего числа договаривающихся лиц.
Договор не можетпониматься как простая совокупность взаимосвязанных сделок, совершаемыхнесколькими лицами. Комплекс сделок нескольких лиц становится договором, лишьесли он содержит в себе момент соглашения. Однако в таком значении уже нельзяговорить о сделках, поскольку соглашение представляет собой качественно иноеявление, нежели совокупность сделок.
Договор, как и сделка,служит источником возникновения прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ). Взаимныеправа и обязанности двух или большего числа лиц образуют содержаниеправоотношения. Однако роль договора в качестве основания возникновенияправоотношений неизмеримо выше, чем у отдельных сделок. Подавляющее большинствообязательств в гражданском праве возникает исключительно из договоров, толькоиз договоров возникают обязательства торгового оборота. Приравнивание договорак сделке или правоотношению ведет к игнорированию всего содержательногобогатства договоров, к отказу от использования возможностей договора в правовомрегулировании торгового предпринимательства и иных сфер деятельности.
При выделениикоммерческого права в самостоятельную подотрасль цивилистики возникаетнеобходимость разграничения гражданских и торговых договоров, а такжеклассификации договоров, относимых собственно к торговому обороту.
2.Классификация договоров коммерческого права
Договорамикоммерческого права признаются прежде всего те, которые оформляют отношения повозмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Ониобразуют ядро торгового оборота. Данную группу договоров можно условно назватьреализационными договорами.
К числу реализационныхотносятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактациисельскохозяйственной продукции, закупок для государственных нужд. Сюда жеследует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарныйкредит. Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически это продажа сусловием оплаты стоимости товара в будущем. К реализационным примыкает договормены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.
Участниками такихдоговоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но неграждане (физические лица).
Вторую самостоятельнуюгруппу составляют посреднические договоры. По классификации ГК РФ они восновном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговлисодержанием таких договоров служит совершение лицом действий по поводу товара винтересах какого-либо участника торгового оборота. К данной группе относятсяпрежде всего договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии(консигнации), поручения, коммерческой концессии (франшизы).
Третью группусоставляют договоры, содействующие торговле.
Таковы договоры на:выполнение маркетинговых исследований; создание рекламной продукции; оказаниерекламных и информационных услуг; хранение товаров.
К данной группе можнотакже отнести договоры кредитования торговых операций, страхования товаров икоммерческих рисков, транспортной экспедиции и ряд других.
Среди рассматриваемыхдоговоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ.Основной отличительный признак – договоры на выполнение работ всегда имеютрезультатом создание определенного товара, материального или идеальногопродукта. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершениедолжником определенных действий в пользу кредитора.
Наконец, имеетсячетвертая группа – организационные договоры. В данную группу входят: соглашенияоб исключительной продаже товаров; договоры об организации взаимосвязаннойдеятельности по реализации товаров; договоры органов исполнительной власти омежрегиональных поставках товаров; договоры органов власти и местногосамоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросамосуществления торговли.
Итак, при классификациидоговоров мы можем выделить те, которые образуют собственное содержаниекоммерческой деятельности. Это прежде всего реализационные иторгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческогоправа, поскольку, во-первых, предназначены для обслуживания товарообращения и,во-вторых, граждане не участвуют в их совершении. Что касается договоров,содействующих торговле и организационных, то они в равной мере могутиспользоваться как в коммерческих, так и в общегражданских отношениях.
3.Видовые отличия торговых договоров
Первоочередногорассмотрения требуют договоры, формирующие основу товарного обращения. Курс насоздание рыночной экономики повлек изменения в регулировании товарных сделок вРоссии. Под влиянием зарубежного права ГК РФ закрепил договор купли-продажи вкачестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФназывается «Купля-продажа». Она включает в себя кроме купли-продажи другиеосновные виды реализационных договоров: поставки, закупки для госнужд,контрактации сельхозпродукции и иные.
В гл. 30 ГК РФ выделенпараграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К сожалению, в параграфе обобщих положениях не дается оснований для разграничения между видамиреализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того илидругого договора.
Однако основнойнедостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу,разработчики кодекса не сумели выделить и отдельно урегулировать оптовую(предпринимательскую) куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнемГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результатенаиболее значимый договор рыночных отношений – оптовой купли-продажи –регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже вразных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного видадоговора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей кзаключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуютобъективные основания.
Для выявления видовыхотличий договоров поставки и оптовой купли-продажи надо рассмотреть: 1) сферуприменения каждого договора; 2) общее назначение, видовые цели каждогодоговора; 3) отличия основных функций, выполняемых договорами; 4) возможностикаждого договора как правового средства решения соответствующих задач.
Как поставка, так иоптовая купля-продажа имеют общей сферой применения товарное обращение. Однаков данной области необходимо выделять различные секторы. Одним из основныхсекторов (участков) товарного обращения является оптовая торговля.
Участниками оптовойторговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ееучастники – оптовые торговые и посреднические организации, осуществляющиеразные виды операций по продвижению товара. Конечными звеньями выступаюторганизации розничной торговли (или индивидуальные торговые предприниматели).Необходимым признаком участников оптовой торговли служит предпринимательскийхарактер их деятельности. Данная деятельность совершается с целью извлеченияприбыли и носит систематический характер.
Выяснение сущностиоптовой торговли дает основания для выделения в качестве самостоятельного видадоговора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут:
1) определеннаясфера применения – оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав:предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.
Рассмотрим общееназначение, видовые цели каждого договора.
Оптовая торговляопосредует и организует перемещение товарной массы от изготовителей в розничнуюсеть. Назначение оптовой торговли – полное, оперативное и повсеместноенасыщение розничной сети товарами, необходимыми для удовлетворения запросовнаселения. Поэтому общей целью договора оптовой купли-продажи должнопризнаваться содействие полному и своевременному поступлению в розничныеорганизации товаров, необходимых для удовлетворения спроса населения.
Договор поставки (как идоговор контрактации) – это исключительно российское изобретение, продуктотечественной практики, предназначенный прежде всего для организациикрупномасштабных отношений устойчивого характера по обеспечению материальнымиресурсами различных потребителей.
В настоящее времясохраняется тенденция, согласно которой при регулировании отношений междуотраслями хозяйства, между регионами, а также кооперационных связейпроизводителей закон ориентирует на использование договора поставки, а некупли-продажи. Таковы законы о поставках для федеральных государственных нужд,регулярно издаваемые акты о поставках в районы Крайнего Севера, поставкахтехники, горюче-смазочных материалов для агропромышленного комплекса и др.
Договор поставкииспользуется для организации связей между отраслями и регионами, а также дляотношений производственной кооперации, когда предприятия сцеплены между собойпостоянными или долговременными связями по переработке сырья и материалов,обеспечению комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головногопредприятия и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий всегда илипочти всегда регулируются договором поставки.
Из-за отставанияцивилистской науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров унас в стране происходит процесс компенсации неполноты договорной системы путемискусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовойторговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективновыполнять соответствующие функции.
Предметом договораоптовой купли-продажи могут быть только вещи, которые предлагаются к продаже врозничной торговой сети. Если изделие, товар не могут быть предложены вмагазинах для продажи гражданам, то с ними не могут совершаться сделки оптовойкупли-продажи. В отличие от этого предметом договора поставки могут быть любыевещи независимо от того, предназначаются они или нет для продажи населению.Показательно, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного вобороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но подоговорам поставки.
Для рассмотренияфункциональных различий договоров необходимо проанализировать связь оптовойторговли с розничной. Розничная торговля характеризуется тем, что предназначенапродавать товары гражданам. Отношения торговых организаций с покупателямиоформляются договором розничной купли-продажи. В каких бы количествах и какчасто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобреталтовары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничнойкупли-продажи.
Учитывая реальносуществующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабойстороне – покупателю. Этим целям служат прежде всего Закон РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 №2-ФЗ) и ряд норм гл. 30 ГК РФ.
Нормативными актами,регулирующими розничную торговлю, также являются не упоминаемые в ГК РФ, ноимеющие важное значение правила продажи товаров. Постановлением ПравительстваРФ от 19.01.98 № 55 (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.98 № 1222;02.10.99 № 1104) утверждены в новой редакции Правила продажи отдельных видовтоваров. Правила предусматривают различные правовые и организационныетребования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересовнаселения.
Так, согласно п. 11Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителетовара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации,обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять гарантийный ремонт исервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателюподлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом,нотариусом или органом сертификации. Товары бытового назначения должны иметьмаркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены,размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественности товарапокупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительногобезвозмездного устранения недостатков товара (п. 27 Правил). Информацию оборганизациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы, продавец обязандовести до сведения покупателя при продаже товара.
Как выглядят условиядоговора оптовой купли-продажи, корреспондирующие розничным договорам? Это могутбыть пункты, предусматривающие обязанность продавца (изготовителя или оптовика)обеспечить наличие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков сданными, соответствующими российским шкалам ростов и размеров. Должнопредусматриваться представление копий сертификатов качества, заверенныхопределенным органом.
В договоре оптовойкупли-продажи должна быть определена организация, которая по поручениюизготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживаниеизделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такойорганизацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купившихсоответствующие товары.
Правила розничнойторговли налагают свои требования на предмет продажи. Такие требования состоят,в частности, в необходимости расфасовки товара в количествах, приемлемых дляпокупателей, применения упаковки, удобной для пользования и хранения. Операцииупаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях,поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах оптовойкупли-продажи.
По договору оптовойкупли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать всобственность покупателю вещи (товары) для продажи населению в соответствии стребованиями такой продажи, а покупатель принять вещи и оплатить их стоимость.
Важные отличия имеютсяв правовых возможностях рассматриваемых договоров.
Договор оптовойкупли-продажи объективно необходим для создания товарного рынка, улучшенияторгового обслуживания населения. Российское право в данном отношении отстаетот западного. Так, Европарламентом в 1994 г. принята 1-я часть Общеевропейскогокодекса частного права («Принципы европейского договорного права»), фактическиявляющегося торговым кодексом Европейского союза. При подготовке этого актаиспользованы ЕТК США и Венская конвенция ООН 1980 г. Предусмотренные названнымидокументами правовые модели могут быть использованы для урегулированияотношений оптовой купли-продажи. Такие меры способствовали бы гармонизациироссийского и зарубежного права.
Одновременно требуетусовершенствования договор поставки. Сейчас нормы об этом договоре носятсборный характер, вынужденно сочетая правила, предназначенные для регулированияматериального снабжения и оптовой торговли. При этом оказалась утраченнойважная специфика, которая была присуща этому договору с момента возникновения ивплоть до 1996 г.
Общая предназначенностьдоговора для регулирования поставок для государственных нужд, межрегиональных икооперационных связей предполагает долгосрочный характер отношений сторон спериодической повторяемостью операций по передаче и оплате товара. Такиеотношения создают для покупателя возможность воздействия на производственнуюдеятельность поставщика. Договор поставки позволяет не только решать вопросыпередачи и оплаты товара, но также предусматривать обязанности поставщика поосвоению выпуска новых видов продукции, улучшению качественных характеристик,совершенствованию способов доставки. Разовые краткосрочные договоры поставки (икупли-продажи) малопригодны для решения таких задач.
Необходимостьсогласования в долгосрочных договорах поставки условий, рассчитанных надолговременное сотрудничество сторон, предполагает одновременное решениепоставщиком вопросов вложения инвестиций, осуществления технологических ипроизводственных мер. Возможность комплексного решения в договорах поставки такихвопросов предусматривалась прежде Положениями о поставках продукции и ихтоваров. К сожалению, эти моменты оказались потеряны в § 3 гл. 30 ГК РФ, чторезко ограничило возможности договора поставки, принизило его хозяйственнуюроль.
Гражданский кодекс РФсохранил в качестве самостоятельного вида договор контрактациисельскохозяйственной продукции. Он имеет значительную специфику. По договоруконтрактации организация либо фермер (он признается индивидуальнымпредпринимателем) обязуется вырастить или произвести сельскохозяйственнуюпродукцию в определенном количестве, ассортименте, в определенные сроки ипередать ее заготовителю.
Заключенный договорконтрактации служит основанием для осуществления хозяйством деятельности повыращиванию или производству продукции. В тех случаях, когда на моментзаключения договора имеется уже готовая продукция, то хозяйство может по своемуусмотрению реализовать ее по любому договору: контрактации, поставки илиоптовой купли-продажи в случае реализации после соответствующей подготовки врозничную сеть.
Одной из сторон вдоговоре должна быть организация или фермер, сами производящие продукцию.Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупающая продукцию дляпереработки в товары или для хозяйственного использования. Заготовительныефункции выполняют кооперативы, элеваторы, молокозаводы, иные организации.
Предметом контрактациислужит только сельхозпродукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичнуюобработку: сушку, фильтрацию, охлаждениеи т.п. Если выращенная продукция прошлапроизводственную переработку, то созданные продовольственные или промышленныетовары уже не могут контрактоваться. Речь идет, например, о масле, сыре,мясопродуктах и т.п. Их реализация осуществляется уже в режиме поставки илиоптовой купли-продажи, которая требует учета правил продажи таких товаровнаселению.
Особенность договораконтрактации – включение в него условий об обязанности заготовителяобеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь вприобретении горюче-смазочных материалов и иных ресурсов. Помощь можетоказываться также в вывозе продукции своим транспортом. Статья 536 ГК РФустанавливает, что заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по местунахождения и обеспечить ее вывоз. Обязанность встречных услуг обусловливаетсяслабым развитием системы снабжения и рыночной инфраструктуры сельскогохозяйства
Контрактант (т.е.заготовитель) может принимать на себя обязанность встречной продажи хозяйствуотходов от переработки полученной продукции. Это совершенно особое и важноеусловие, позволяющее полнее использовать производственную продукцию.
То обстоятельство, чтопродукция производится по заказу заготовителя, налагает на последнегоповышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости.В случае отказа заготовителя взять заказанную продукцию возможности продажи еедругим лицам весьма ограниченны, особенно когда продукция являетсяскоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК РФ воспроизвела ранее существовавшееправило о недопустимости отказа заготовителя от принятия товара,представленного в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителявзыскивается полная стоимость этого товара.
Заключение
Важным этапом ворганизации торговых отношений является то, что реализационные договорыоказались в целом полнее, чем прежде, урегулированы законом – новым ГК РФ.Однако одной гл. 30 ГК РФ недостаточно для полной и детальной регламентацииторговых отношений. Пробелы и упущения в этих вопросах все более очевидны. Винтересах развития национальной экономики и удовлетворения запросов населениябыло бы правильно урегулировать реализационные договоры в специальном акте –Торговом кодексе России.
Списокиспользуемой литературы
1.Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учебное пособие/Подред. Н.А. Баринова. М., 2007.
2.Коммерческое право: Учебное пособие/Под ред. проф. М.М. Рассолова. М., 2006.
3.Коммерческое право: Учебник/Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М., 2008.
4.Пугинский Б.И. Коммерческое право. — Изд-во «Зерцало», 2005 г.
5.Коммерческое право: учебное пособие / Под ред. Н.В. Постового. — М.: ИД.Юриспруденция, 2006.
6.Международные коммерческие сделки: Учебное пособие. Ч 2: Инструментариймеждународных коммерческих операций / Под редакцией П.А. Минакира. – Хабаровск:Стройинтерсервис, 2008.
7.Организация коммерческой деятельности: Справочное пособие / Под общ. ред. С.Н.Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2004
8.Основы предпринимательского дела / под ред. Ю.М. Осипова. М., 2006.
9.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007
10.Правовое регулирование торгового оборота. Под редакцией: В. В. Безбаха,A. Я.Капустина,B. К. Пучинского 2009.