Реферат по предмету "Макроэкономика"


Совершенствование производственной структуры ТЭК республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНВИЛА РЕФЕРАТ НА ТЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕНОЙ СТРУКТУРЫ ТЭК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГРУПЫ БА 201 ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ НОВИКОВА АННА МИНСК-2005 Основная цель структурной перестройки в


ТЭК состоит в создании условий для эффективного производства и потребления энергоресурсов, привлечения инвестиций для современного обновления и повышения технического уровня энергетических предприятий. Достижение целей структурной перестройки должно обеспечивать путм изменения имущественных отношений в энергетике, реорганизации органов управления и предприятий ТЭК для формирования конкурентной среды в сфере поставок, производства и распределения энергетических


ресурсов. Процессы преобразования должны протекать при сочетании шагов по представлению полной экономической самостоятельности предприятия и мер прямого государственного регулирования, контроля деятельности естественных монополий для сохранения технологической целостности и управляемости ТЭК. Существующая экономическая ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся спадом потребления энергии, запасом производственных мощностей, значительным


потенциалом энергосбережения, создат предпосылки для проведения структурной перестройки в период до 2010 года. Монопольное положение энергетики на рынке производителей, а также особая е значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все промышленно развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этой отрасли. Основными целями государственного регулирования являются v защита интересов потребителей в условиях


монополии производителя v ограничения сверхвысоких прибылей энергетических компаний v защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры v проведения энергосберегающей политики v защита окружающей среды. Государственное регулирование экономикой энергетики включает Ш регулирование отношений собственности Ш регулирование цен и тарифов Ш проведение налоговой и кредитной политики Процесс структурной перестройки


ТЭК заключается в последовательном акционировании предприятий отрасли и их приватизации путм возмездного распределения государственной доли акций предприятий. Аналогичные предприятия других государств, в том числе и России, преобразованы в акционерные общества и прошли процесс адаптации к функционированию в рыночных условиях. Для Республики Беларусь наиболее целесообразным представляется преобразовать предприятия концерна


Белэнерго в открытые акционерные общества. В будущем предусматривается создание на базе предприятий отрасли Белорусских национальных компаний холдингового типа. Под холдингом понимается акционерное общество открытого типа, в состав которого входят пакеты акций других предприятий. Это позволит проводить без ущемления хозяйственной самостоятельности отдельных элементов холдинга согласованную техническую и финансовую политику системы в целом, координировать деятельность


дочерних предприятий, процессы диверсификации энергоснабжения, эффективно реализовывать инвестиционные и иные проекты. Холдинговая система управления позволит поддерживать устойчивую вертикальную кооперацию за счт взаимного проникновения акционерных капиталов производственно-технологических предприятий, научно-исследовательских организаций, специализированных торговых фирм, инвестиционных институтов, банков и др. В целях сохранения непосредственного государственного регулирования энергетических комплексов республики,


а так же развития цивилизованных взаимоотношений на рынках энергоносителей предлагается сохранить за государством пакеты акций предприятий на уровне до 50, что позволит государству указывать влияние на данный сектор экономики, не мешая при этом финансовому развитию предприятий отрасли в условиях рынка. Доля акций, принадлежащих государству, должна дифференцироваться в зависимости от конкретных условий функционирования предприятий будет изменяться по мере реализации мер по оздоровлению экономики


Беларуси. На протяжении последних лет тарифы на тепло, электроэнергию почти не пересматривались, несмотря на то, что инфляция была высокой и стоимость газа в белорусских рублях постоянно росла. В результате в 1998 году тарифы для населения окупали затраты на производство энергии на 12,5, тепла на 4. В 1999 году было составлена Программа ликвидации перекрстного субсидирования. В соответствии с ней окупаемость производства энергии должна была вырасти до 80, тепла до 30, но фактически


к началу 2000 года тарифы поднялись в 1,5 раза по электричеству и в 2,5 раза по теплу, место запланированного 4-кратного увеличения. Сегодня энергетика по сути кредитует население, хотя эту функцию должно взять на себя общество. Когда государство заложит компенсацию доплат на энергоносители в бюджет, это малочувствительно для всех слов населения и промышленности, потому что она будет распределена на всех, это будет правильно и демократично. Проект Реструктуризация и акционирования энергетического сектора


Республики Беларусь проводился в рамках программы ТАСIS. По оценкам специалистов, разработка проекта первый шаг на пути базового изменения энергетической системы республики осуществление проекта приведт к существенному повышению эффективности работы белорусской энергосистемы. Проект предполагается осуществлять в три крупных этапа. На первом предусматривается создание независимого энергетического центра, который работал бы автономно


как по отношению к правительству, так и по отношению к отраслевым предприятиям. На втором этапе предусмотрено создание генерирующих компаний. Наконец, последний этап предполагает выделение компаний по передаче и распределению электроэнергии. В настоящее время выработка, передача и распределение электроэнергии объединены в рамках одной структуры концерна Белэнерго. В будущем все эти функции предполагается разделить между разными организациями,


причм сделать так, чтобы они конкурировали друг с другом. Следить за соблюдением правил честной игры на энергетическом рынке должна независимая энергетическая комиссия. Даже самая крупная электростанция, Новолукомльская ГРЭС, не является сейчас юридическим лицом, не имеет собственных счетов и не ведт хозяйственной деятельности. Естественно, производителю вс равно, покупают и электроэнергию или не покупают, нет и заинтересованности


в том, что продукция была дешевле. Если электростанция не является субъектом хозяйствования, то она не может представлять интересов и для западных инвесторов. Основная цель реструктуризации энергетического сектора создание условий для инвестирования в энергетический сектор экономики. Необходимо показать западным и российским инвесторам, что их инвестиции, вложенные в белорусскую энергетику, не пропадут. Введение элементов конкуренции повысит эффективность функционирования


белорусской энергетики. ще одна цель обеспечить прозрачность платежей и свободную конкуренцию на энергетическом рынке. В государственном концерне Белэнерго также неоднократно обсуждались проблемы реконструкции и модернизации энергосистем Беларуси. В реконструкцию энергетической отрасли страны до 2015 года необходимо вложить около 5млдр. дол. США. Примерно пятая часть этой суммы будет потрачена на замену котлов ТЭЦ. Одно из важных направлений работы энергетиков это энергосбережение.


Энергетики уделяют большое внимание поискам источников энергии, особенно развитию гидроэнергетики, потенциал, которой оценивается в 800МВт. В обозримом будущем доля традиционных источников получения энергии в энергоснабжении страны похоже останется неизменной. В ближайшие годы предполагается максимально сократить потребление нефти и газа за счт внедрения энергосберегающий технологий, широкого использования собственных ресурсов, в том числе отходов древесины, а также энергии


солнца и ветра. Программа предполагает полную реогранизацию энергетического сектора Беларуси Распределительные компании должны быть созданы на базе 6 областных объединений, у них не будет ни активов генерирующих станцийвырабатывающих энергию, ни активов линий электропередачь. Центральный аппарат концерна Белэнерго должен выполнять коммерческие функции оператора рынка и технические функции оператора энергосистемы. Энергетическая комиссия независимый орган должна регулировать монопольные


проявления в системе, защищать интересы потребителей и обеспечивать удовлетворение спроса на электроэнергию. Сегодня речь идт о создании двух генерирующих компаний, условно говоря, Северной и Южной. Разделение генерирующих станций будет происходить территориально. В состав Северной войдут станции Минской, Могилвской и Витебской областей, в состав Южной - Гомельской, Гродненской,


Брестской. На рынке производства энергии могут работать и независимые компании станции, построенные инвесторами или акционированные и проданные сторонним владельцам. Они то и должны составить основу конкуренции на рынке. В госсобственности после окончания программы Реструктуризация и акционирование энергетического сектора РБ останутся только линии электропередач.см. схему


Акционирование белорусской энергосистемы не противоречит, а, наоборот, логично вписывается в единую энергосистему России и Беларуси. Поскольку в России на энергорынке уже работают акционерные общества, то аналогичная форма собственности не вызовет противоречий в переговорах с Россией. Разработано соглашение между правительствами России и Беларуси о создании объединнной энергосистемы.


Соглашение это первый этап на пути интеграции с Россией, оно обеспечивает параллельную работу наших энергосистем. При этом ТЭК Беларуси имеет возможность самостоятельных структурных преобразований своей энергосистемы, которые позволят иметь примерно одинаковую имущественную базу. Сегодня концерн Белэнерго - государственная структура, РАО ИЕС России имеет частный и государственный капитал.


Уже разработан топливно-энергетиче6ккий баланс России и Беларуси, осуществляется единая стратегия развития объединнной энергетической системой, системы управления, текущего и перспективного топливообеспечения двух стран, проектирования, модернизации, перевооружения. Однако к сегодняшнему дню Беларусь и Россия сильно разошлись в нормативной базе двух энергосистем, а это требует приведения к единому знаменателю даже элементарных правил техники безопасности.


Ожидать, что тарифы в России и Беларуси будут выровнены, было бы слишком неоправданным оптимизмом. Во-первых, Россия дотирует отдельные регионы, поэтому тарифы там значительно ниже, чем в Беларуси. А во-вторых, транспортные расходы на доставку газа и других энергоносителей в Беларусь не спишешь со счетов. Поэтому, несмотря на объединение систем, единых тарифов в России и Беларуси не будет. Энергосистемы двух стран будут работать в едином технологическом режиме.


При этом специальный орган управления энергосистемой не создатся. Оперативное управление режимом работы объединнной энергетической системы поручается соответственно центральному диспетчерскому управлению Единой энергетической системы России и объединнному диспетчерскому управлению объединнной энергетической системы Беларуси. Схема. Распределение функций на энергетическом рынке


Беларуси после структурной перестройки Соглашения на закупку электроэнергии Двусторонние договоры на электроснабжение Договоры на оптовое электроснабжение Соглашением предусмотрено создание механизма формирования тарифов на энергоносители, включая электрическую и тепловую энергию и мощность, обеспечивающие функционирование объединенного оптового рынка электрической энергии России и Беларуси, рентабельную работу и развитие объединнной электроэнергетической системы.


Установлены источники и порядок подачи энергии потребителям. И, что очень важно, разработана система их транспортировки при экспорте, определн и порядок взаиморасчетов. Отныне появиться база для единой системы формирования оптовых цен и тарифов, координацию работы диспетчеров, разработки единых планов, развитие энергосистем, создание единых нормативов на запчасти и оборудование. Интеграция энергосистем не надуманная вещь, а процесс, из которого извлекают выгоду во многих регионах,


прежде всего в Западной Европе. Для Беларуси важна роль энергомоста, по которому электроэнергия из России сможет пойти на экспорт в европейские страны. При этом появляется гарантия необходимых поставок энергии в нашу страну, перспективы за счт единства энергосистемы загрузить собственные электростанции, наращивать их мощности, вести модернизацию.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :