Реферат по предмету "Государство и право"


Договор о перевозке

Министерствообразования и науки РФ НОУ ВПО
Санкт-Петербургскийинститут
внешнеэкономическихсвязей экономики и права
Экономическийфакультет
Кафедрабухгалтерского учёта, анализа и аудита
Реферат
Дисциплина:Коммерческое право.
Тема:Договор перевозки.
Cпециальность080109 бухгалтерский учёт, анализ и аудит
Выполнила:студентка 3 курса
ЧелищеваАнастасия Викторовна
Проверил:Ларин А.Н.
Новокузнецк2008г.

Содержание:
 
Введение
I        Общиеположения о перевозке:
1.1    Понятие, сущность и значение
1.2    Формы и субъекты договора
1.3    Ответственность
II       Видыдоговоров перевозки
2.1    Договор перевозки грузов
2.2    Договор перевозки пассажиров ибагажа
2.3    Договор фрахтования
III      Системазаконодательства, регулирующего договор перевозки
Заключение
Список использованных нормативных актови литературы
Приложение

Введение
 
Отличиеот других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовоегосударство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека игражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строяРоссии. Решение этой задачи связано не только с созданием современногозаконодательства, обеспечением законности деятельности государства и егоорганов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой исправедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшегоопасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела вовсех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формированиевысокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимымусловием развития этих процессов является их правовое сопровождение иобеспечение государством — единственной на территории страны политическойорганизации, осуществляющей суверенитет, источник которого — народ России. Ногосударство и право имеют не только инструментальное значение и "самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью исредство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой целиобщество придет только через повышение ответственности, возложенной " наинституты государственной власти", решительные действия по экономическому,политическому и социальному реформированию, созданию качественной "правовой базы для таких действий".
Этопотребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовойграмотности государственных служащих и других лиц, занятых юридическойдеятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельностизначительно возрастает в период революционных преобразований, социальной конструкцииобщества, его новых экономических и политических ориентаций.
Профессионализмюриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отрасляхправа. Гражданское право занимает ведущее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной жизни между гражданами возникают постоянногражданско-правовые отношения и любой юрист обязан знать, как по законуразрешать споры, возникающие при этих отношениях.
Предложеннаямною тема – ДОГОВОР О ПЕРЕВОЗКЕ — наиболее интересна, даже потому что частоприходится пользоваться общественным транспортом (как городским, так имеждугородним) и хотелось бы больше узнать о правилах перевозки пассажиров ибагажа, грузов и т.п., сроки исполнения договора и т.д. В общем, эта тема оченьпопулярная и востребованная.

IОбщие положения о перевозке
 
1.1Понятие и сущность, значение
 
Перевозка– это обязательства, в силу которых перевозчикдолжен совершить юридические и фактические действия по перемещению(транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользугрузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуетсяоплатить эти действия.
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения поперевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений,определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основныеправа и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке ит.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно кперевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортныхуставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
После принятия части второй ГК введены в действиеВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.
Отношения, возникающие из международных перевозок,если они подпадают под действие императивных норм международного соглашения иесли его участником является Россия, регулируются соответствующей международнойтранспортной конвенцией или соглашением, например, Женевской конвенцией одоговоре международной перевозки грузов или Женевской таможенной конвенцией омеждународной дорожной перевозке (МДП). В ряде случаев Россия, не являясьучастником той или иной конвенции, тем не менее, использует ее нормы в своемнациональном праве. Так, при подготовке КТМ ряд его положений был построен сучетом норм Международной конвенции о морской перевозке грузов ООН 1978г.(Гамбургских правил).
Также в этой главе договор перевозки понимается,прежде всего, как родовое понятие. Его предметом безотносительно к транспорту,осуществляющему перевозку, и к разновидностям этого договора, служитдеятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пунктназначения и выдаче груза и багажа управомоченному лицу. Эта деятельностьнаправлена на достижение обозначенного в договоре полезного эффекта, хотя онможет не иметь осязаемой (вещественной) формы. Результаты этой деятельностинеотделимы от нее самой. Она представляет собой транспортную услугу,выражающуюся в пространственном перемещении груза, пассажира, багажа.
Нормы гражданского права, содержащиеся в указанныхфедеральных законах, в силу п. 2 ст. 3 ГК должны соответствовать ГК. Помимотого, в Российской Федерации действует УАТ[1].Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второйГражданского кодекса Российской Федерации» он сохраняет силу до введения вдействие нового федерального закона по автомобильному транспорту. УАТ подлежитприменению, если не противоречит ГК, в частности правилам гл. 40.
Помимо транспортных уставов и кодексов, правила,касающиеся отношений по перевозке, содержатся в Федеральных законах от 10января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон „О естественных монополиях“, а в части перевозок граждан и дляграждан — в Законе РФ „О защите прав потребителей“ 1992 г.
Кроме соответствующих законов, на отношения поперевозке распространяется действие иных правовых актов — постановленийПравительства СССР и РФ, например, Положения о взаимной имущественнойответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнениеплана перевозок экспортных и импортных грузов, утвержденного ПостановлениемСовета Министров СССР от 1 июня 1965г. N 429; Положения о взаимнойимущественной ответственности предприятий морского транспорта Министерстваморского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок в каботаже,утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1982г. N 428;Постановления Совета Министров СССР от 13 декабря 1990г. N 1274 „О мерахпо обеспечению сохранности импортных грузов, отгружаемых потребителям изсоветских морских портов по железной дороге“, а также правил перевозкигрузов, пассажиров и багажа, утверждаемых транспортными ведомствами. Вполнепонятно, что эти акты могут быть применены лишь в части, не противоречащей ГК идругим законодательным актам.
Особенности предмета правоотношения по перевозкепозволяют отграничить договор перевозки от ряда смежных гражданско-правовыхдоговоров.
Если подрядные договоры опосредуют экономическиеотношения, складывающиеся в связи с изготовлением или переработкой вещей, т.е.отношения, существующие непосредственно в сфере производства, то договорперевозки связан с производственным процессом в сфере обращения.
Результаты деятельности подрядчика приобретаютовеществленную форму. Результаты деятельности транспорта не получают воплощенияв осязаемой форме.
По договору хранения услуга хранителя выражается вхранении переданного ему имущества и возвращении имущества другой сторонедоговора в сохранном состоянии. Деятельность перевозчика по сохранению груза ивыдаче его получателю не носит характера самостоятельной экономической услуги;эти сопутствующие перевозочному процессу действия подчинены его основной цели — перемещению объектов перевозки.
Предметом договора имущественного найма (аренды)служит предоставление индивидуально-определенных вещей во временное владение ипользование или в пользование арендатора. Предметом договора перевозки являетсятранспортная услуга, деятельность по доставке груза, пассажира и багажа в пунктназначения. Поэтому договор перевозки в системе гражданско-правовыхобязательств занимает самостоятельное место. Какими бы ни были вид транспорта иразновидность самой перевозки, она всегда осуществляется на основании договораперевозки (п. 1 ст. 784 ГК). Имеется в виду договор, порождающий гражданско-правовоеобязательство, а не единый документ, подписанный обеими сторонами и выражающийих волю.
Помимо общей конструкции договора перевозки, в тойже гл. 40 ГК предусмотрены отдельные виды этого договора — договор перевозкигруза, договор перевозки пассажира и багажа, договор фрахтования.
Сущностьи значение. Договор перевозки относится к такназываемым транспортным обязательствам (транспортным договорам). Единаятранспортная система Российской Федерации, включающая в себя автомобильный,железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, представляет собойважнейший элемент экономики страны, обеспечивающий развитие общенациональногопроизводства. Сложная и обширная, общенародно значимая транспортная сеть Россииобуславливает и соответствующую систему транспортных договоров, и значительноевлияние публичных правовых норм на регулирование отношений по перевозке.
Гражданскийкодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правовогорегулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющимтранспортное законодательство. В настоящее время основными актами,регламентирующими транспортные отношения, являются:
ü   Воздушныйкодекс РФ от 19 марта 1997г. №60-ФЗ (СЗ РФ 1997 №12 ст. 1383) — ВК;
ü   Федеральныйзакон от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (СЗРФ 2003 №2 ст 170);
ü   Кодексторгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. №81-ФЗ (СЗ РФ 1999 №18 ст. 2207)– КТМ;
ü   Кодексвнутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001г. №24-ФЗ (СЗ РФ 2001 №11 ст.1001) – КВВТ;
ü   Устававтомобильного транспорта РСФСР, утверждённого Постановлением Совета МинистровРСФСР от 8 января 1969г. (СП РСФСР 1969 №2-3 ст. 8).
Транспортныеотношения, всегда и непосредственно связанные с максимальнымпредпринимательским риском, сопровождаемые воздействиями источников повышеннойопасности, не всегда строятся по классической двусторонней схеме:грузоотправитель – перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, какправило, предусматривает участие третьего лица – грузополучателя. Например, вкупле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, апокупатель – грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи«накладывается» договор перевозки, усложняя, в том числе многочисленнымирисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определённыйэтап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом(грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступаетнадлежащее исполнение договора перевозки.
 
1.2Форма и субъекты договора о перевозке
Договорыперевозки требуют письменной формы, установленной, как правило, транспортнымиуставами и кодексами[2].
Участникитранспортных договоров – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причёмгрузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Каких-либоспециальных требований закон к статусу грузоотправителя и грузополучателя непредъявляет – ими могут быть любые дееспособные лица. Перевозчик (пароходство,железная дорога и т.д.) – профессиональная организация, юридическое лицо,действующее на основании лицензии.
 
1.3Ответственность
Участникитранспортных договоров (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) несутгражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Этот основной принципвыражен в ст. 793 ГК РФ: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполненияобязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленнуюГражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениемсторон. Вина как условие имущественной ответственности в транспортныхобязательствах в соответствии с правилами генерального деликта присутствует и вотношениях перевозки. В частности, необходимость наличия определённой степенивины перевозчика выражается в следующей норме: он несёт ответственность занесохранность груза (багажа), происшедшую после принятия его к перевозке и довыдачи грузополучателю, если не докажет, что неисполнение обязательствапроизошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, иустранение которых от него не зависело.
Соглашениятранспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении илиустранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны,за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузапредусмотрена транспортными условиями и кодексами.
Перечисленныев ГК РФ нормы об ответственности перевозчика предусматривают ответственностьтолько за наиболее существенные нарушения, носящие общеправовой характер:
-         занеподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданныхтранспортных средств отправителем (ст.794);
-         заутрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796). Составыиных правонарушений предусмотрены транспортными уставами и кодексами.Ответственность в таких случаях выражается в виде штрафа, носящего характерзаконной исключительной неустойки. Убытки грузоотправителя, в отличие отпринципов общегражданской ответственности, также определяются транспортнымзаконодательством.
Значимостьтранспортных соглашений, существо обязательств, из них вытекающих, изначительный публичный интерес и особый порядок рассмотрения споров подоговорам перевозки. Так, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозкигруза, обязательно предъявление в установленном транспортным уставом иликодексом порядке ему претензии. Иск перевозчику может быть предъявленгрузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказаперевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа втридцатидневный срок, причём в данном случае установлен особый срок исковойдавности – один год (ст. 797 ГК РФ).

II.Виды договоров перевозки
 
Гражданскийкодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а такжеответственность сторон определяются соглашениями сторон, если транспортнымиуставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с нимиправилами не установлено иное. Многообразие видов перевозок позволяетклассифицировать соответствующие договоры[3]. Такимобразом, достаточно детальная регламентация перевозок транспортнымзаконодательством, с одной стороны, суживает свободу выбора сторонами условийдоставки товара, а с другой – минимизирует риски проверенными и устоявшимися,точными правилами перевозки.
Ктранспортным договорам относятся:
Ø   договорыоб организации перевозок грузов;
Ø   договорыперевозки грузов, пассажиров и багажа;
Ø   договорыбуксировки.
Договоры перевозки, всвою очередь, различаются по виду транспортных средств:
Ø   железнодорожнаяперевозка;
Ø   автомобильнаяперевозка;
Ø   воздушнаяперевозка;
Ø   воздушныйчартер;
Ø   морскаяперевозка;
Ø   перевозкапо внутренним водным путям.
Крометого, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров ибагажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямоесмешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяютсясоглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемымив соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных(комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).
Характеризуяотдельные виды договоров в области перевозки, необходимо отметить следующее.
Междуорганизациями различных видов транспорта могут заключаться договоры оборганизации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения,договоры на централизованный завоз грузов и др.).
Порядокзаключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами,другими законами и иными правовыми актами. Таковыми, в частности, являютсяПравила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций,расположенных на территории Российской Федерации, выполняемоготранспортно-экспедиционными предприятиями[4]. Эти иряд подобных правил детально регламентируют порядок заключения договоров междутранспортными организациями, а также содержат примерные формы таких договоров.
Кособым соглашениям, относящимися к транспортным обязательствам, относитсядоговор буксировки, в силу которого пароходство (речной порт, пристань)обязуется за установленную плату буксировать плот или судно до назначенногопункта или в течение определённого времени, или до выполнения определённогоманёвра (ст. 225 КТМ, ст. 88 КВВТ). Договор буксировки является возмездным идвусторонним, может быть в зависимости от содержания как реальным, так иконсенсуальным. Обладая определённым сходством с традиционным договоромперевозки, договор о буксировке в силу предмета (действия по перемещениюплавучего объекта) занимает определённое самостоятельное место в транспортныхправоотношениях.
Специфичнымдоговором перевозки является договор фрахтования (чартер), в соответствии скоторым по ГК РФ одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другойстороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или несколькихтранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажирови багажа (ст. 787). Наибольшее распространение чартер получил на воздушном иморском транспорте. Порядок заключения договора фрахтования, а также формауказанного договора устанавливается транспортными уставами и кодексами. Чартер,имея определённое сходство с договором аренды транспортного средства сэкипажем, отличен от последнего отсутствием передачи транспортного средстваиному лицу и спецификой предмета договора фрахтования, выражающегосяисключительно в оказании возмездных транспортных услуг.
 
2.1Договор перевозки грузов
Подоговору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставитьвверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченномуна получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить заперевозку груза установленную плату (ст, 72 Основ, ст. 373 ГК). Договорперевозки грузов — один из важнейших хозяйственных договоров, благодарякоторому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством,промышленностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являютсятранспортные организации — перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозкигрузов государственных и общественных организаций заключается на основанииплана, обязательного для обеих сторон.
Такимобразом, договор перевозки грузов плановый и перевозчик, и грузоотправительимеют права и обязанности, следовательно, договор перевозки двусторонний.Договор перевозки грузов — реальный, так как он считается заключенным с моментасдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе,сделанной перевозчиком.
Однаков договоре перевозки груза участвует третье лицо, которое в результате негоприобретает права и обязанности. Это лицо называется получателем. В договореперевозки третье лицо имеет не только права, но и несет обязанности: принятьгруз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключениюдоговора перевозки третье лицо — грузополучатель — никакого отношения не имеет.Его обязанности вытекают из его взаимоотношений с грузоотправителем (какправило, с поставщиком).
Видыдоговора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки.
Различаютжелезнодорожные, морские, речными, воздушные и автомобильные перевозки. Вкачестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог,морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и др. Каждый видперевозки регулируется специальными нормативными актами. Классификациядоговоров производится тактике в зависимости от числа транспортных предприятий,участвующих в перевозке. Различают местные, прямые и прямые смешанныеперевозки. Местными называют перевозки, в которых принимает участие однотранспортное предприятие.
Перевозкаоформляется накладной. Она содержит все существенные условия договора и по существуявляется формой договора перевозки (на морском транспорте перевозка оформляетсяконосаментом). Накладную заполняет отправитель в установленной форме и вручаетперевозчику с грузом. В ней указываются наименование отправителя, получателя,место отправления и доставки груза, число мест, масса груза, род упаковки ихарактеристика перевозимого груза.
Наперевозку груза автомобильным транспортом выписывается товарно-транспортнаянакладная в четырех экземплярах, так как она является не только перевозочнымдокументом, но одновременно и документом учета товарных ценностейгрузоотправителя и грузополучателя. Грузоотправитель несет ответственность занеправильность и неполноту сведений в накладной.
Всоответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный емугруз в пункт назначения в целости и сохранности и выдать его управомоченному наего получение лицу. Если груз перевозчиком был утрачен, испорчен либоповрежден, то он обязан возместить грузоотправителю или грузополучателювозникшие в результате этого убытки. За утрату или недостачу груза перевозчиквыплачивает получателю стоимость утраченного или недостающего груза. Перевозчикобязан доставить груз в установленный срок.
Срокдоставки определяется в зависимости от вида транспорта и от расстояния междупунктом отправления и пунктом назначения. На железной дороге сроки доставкиисчисляются также в зависимости от вида скорости (большая скорость, грузоваяскорость).
Зазадержку доставки груза перевозчик уплачивает штраф. На железной дороге онопределяется в зависимости от просрочки и размера провозной платы. Размерштрафа не может превышать 75 % размера провозной платы. При приемке грузагрузополучатель обязан проверить сохранность прибывшего груза, а именно:целостность пломб, исправность вагонов, соответствие груза данным, указанным внакладной. Если грузополучатель обнаружит какое-то отклонение от уставныхправил, он должен потребовать составления коммерческого акта. Требование осоставлении коммерческого акта должно быть заявлено и в том случае, когдаскоропортящийся груз пришел с просрочкой.
Коммерческийакт является основанием для возложения ответственности на перевозчика,отправителя и грузополучателя. Устав железных дорог (п. 168) предусматриваетобстоятельства, которые должны быть удостоверены коммерческим актом:
а)        несоответствиемежду наименованием, массой или количеством мест груза и данными, указанными вперевозочном документе;
б)        порчаи повреждение груза и багажа и других случаях.
Коммерческийакт составляется органом транспорта, как правило, по требованию грузополучателяна специальных бланках. Его подписывают на железной дороге начальник станций,заведующий грузовым двором (смотритель пакгауза, старший весовщик) и весовщикстанции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Если в приемкеучаствовал эксперт, должен быть составлен специальный акт с указанием этого вкоммерческом акте.
 
2.2Договор перевозки пассажиров и багажа
Договор перевозки пассажира — взаимный,возмёздный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки груза.Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользованияявляется публичным. Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК,транспортными уставами и кодексами, а также действующими Правилами оказанияуслуг по перевозке пассажиров. Поскольку стороной этого договора выступаетгражданин-потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются Законо защите прав потребителей и другие правовые акты.
Договор оформляется выдачей пассажирупроездного билета, в котором указываются все существенные условия договора.Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставамии кодексами. На всех видах транспорта (за исключением воздушного ижелезнодорожного в поездах дальнего следования) проездные билеты являютсяпредъявительскими документами: транспортная организация обязана исполнитьдоговор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет или егоаналог при посадке. Однако после начала перевозки передача проездного билета недопускается. Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократногопроезда) и длительные. Последние применяются при перевозках городским ипригородным транспортом и заключаются путем приобретения абонементного билета.Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и в обратномнаправлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия (срокгодности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т.е. прерывать перевозку.
Провозная плата, будучи ценой договора, на транспортеобщего пользования определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашениемсторон (ст. 790 ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными иместными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнительнойвласти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа)перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места. Существуютобщие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установленных закономслучаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы(пенсионеры в городском транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходывозмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Основная обязанность пассажира—уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение даннойобязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда.Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в путиследования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверкупроездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете)без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне всамолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимостьпроезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет длядальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажирыобязаны соблюдать установленные правила перевозок.
Пассажир имеет право занять место всоответствии с билетом. В случае не предоставления пассажиру места согласнобилету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы и более высокойкатегории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшейстоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной емузамены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Пассажир вправе такжебесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленныхвесовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажаза отдельную плату. Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредиво том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, ав случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебногоучреждения). В случае прекращения договора в пути следования пассажирувозвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаяхвозврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор.
Перевозчик обязан доставить пассажирав пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством. Этисроки фиксируются в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортныхсредств (полетов). Перевозчик несет ответственность за задержку отправленияпассажира, а также за опоздание прибытия транспортного средства, перевозящегопассажира, в пункт назначения (за исключением перевозок в городском ипригородном сообщениях). Ответственность перевозчика наступает при наличии еговины и состоит в уплате неустойки (штрафа) в размере, установленномтранспортным уставом или кодексом (ст. 795 ГК).
Ответственность перевозчика запричинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется не правилами одоговоре перевозки, а нормами деликтного права (гл. 59 ГК). В этом случаеперевозчик отвечает за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (в том числебезбилетного), выступая, как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079ГК). Правила о внедоговорной ответственности владельца источника повышеннойопасности носят более жесткий характер. Кроме того, законом или договоромперевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст.800 ГК).
Перевозка багажа. Багажом являются вещи и иныематериальные ценности, которые отправляются пассажиром для личных бытовых целейза отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира иперевозятся вмести с ним в багажном вагоне (ст. 2 Закона о федеральномжелезнодорожном транспорте) или в ином багажном помещении. Договор перевозкибагажа взаимный возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажиравсегда реальный, так как считается заключенным в момент сдачи багажа кперевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажатранспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным стакой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Обязанность перевозки багажа длятранспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, нооформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается кперевозке только при предъявлении проездного билета. Прекращение договораперевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора перевозкипассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Перевозка багажаоформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2 ст. 786 ГК), по которойвпоследствии выдается багаж, а на проездном билете ставится отметка (штемпель ит. п.). В отличие от грузовой накладной багажная квитанция обычно являетсядокументом на предъявителя, поэтому право на получение багажа принадлежитвсякому держателю квитанции
Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его кперевозке по установленным тарифам или по соглашению сторон. На некоторых видахтранспорта, например воздушном, установлены нормы перевозки багажа без внесениядополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм осуществляется за платупо тарифу. Багаж может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. В этомслучае взимается дополнительный сбор.
Срок доставки багажа исчисляетсявременем следования транспорта, которым он был отправлен, до пункта назначенияи должен соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК. В пункте назначениябагаж выдается предъявителю багажной квитанции.
Прибывший в пункт назначения багажхранится бесплатно в течение суток, считая с 24 ч. суток, следующих за днемприбытия. За последующее время хранения взимается плата по тарифу. Багаж, невостребованный в течение 30 дней, подлежит реализации.
Вслучае неприбытия багажа в пункт назначения в течение установленных сроковпассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения егостоимости. Перевозчик несет имущественную ответственность за сохранностьпринятого к перевозке багажа, если не докажет, что утрата, недостача илиповреждение багажа произошли не по его вине. Условия и объем ответственностиперевозчика в этом случае определяются по правилам, аналогичным ответственностиза несохранность груза (ст. 796 ГК). За просрочку в доставке багажа перевозчикуплачивает штраф в установленном размере (ст. 165 УЖД, ст. 138 УАТ и др.). Есливследствие просрочки в доставке произошла порча багажа, возмещение егостоимости производится независимо от уплаты штрафа за просрочку.
2.3Договор фрахтования
Третьей разновидностью договора перевозки служитдоговор фрахтования. Согласно ч. 1 ст. 787 ГК по договору фрахтования (чартер)одна сторона — фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне — фрахтователюза плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средствна один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В этом определении акцент сделан на обязанностифрахтовщика предоставить фрахтователю определенное имущество — всю или частьвместимости транспортного средства. Чисто внешне этот момент сближаетфрахтование с арендой (имущественным наймом), при котором имуществопредоставляется арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование иливо временное пользование (ст. 606 ГК).
Однако использованная в определении договораформулировка не должна вводить в заблуждение. Само предоставление вместимоститранспортного средства нельзя отрывать от цели такого предоставления — перевозка грузов, пассажиров и багажа. Именно отношения по перевозкепревалируют над всеми иными. Поэтому законодатель, исходя из основной цели,которая определяет юридическую природу договора, относит договор фрахтования кгруппе договоров перевозки и помещает правило, дающее определение этомудоговору (ст. 787 ГК), в гл. 40 „Перевозка“. Поскольку перевозкагруза, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п. 1ст. 784 ГК), ясно, что договор фрахтования квалифицирован в ГК как договорперевозки.
Особенно ярко „перевозочная“ природафрахтования выражена в транспортных уставах и кодексах, имея при этом в виду,что договор фрахтования довольно широко применяется на водном (особенноморском) и на воздушном транспортах. Так, общее определение договора морскойперевозки груза, данное в п. 1 ст. 115 КТМ, распространяется на оберазновидности этого договора — как на чартер, так и на договор морскойперевозки груза по коносаменту.
Более того, в п. 2 ст. 115 КТМ указывается, что»договор морской перевозки груза может быть заключен:
1) с условием предоставления для морской перевозкивсего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
2) без такого условия".
В ст. 115 КТМ подчеркивается, таким образом, чточартер направлен на транспортировку груза, его доставку и вручение получателю.Следовательно, именно перевозка груза, а не само по себе предоставлениетранспортного средства составляет существо рейсового чартера.
Достаточно четкое закрепление нашло это положение вп. 4 ст. 67 КВВТ: договор перевозки груза может быть заключен с условиемпредоставления для перевозки груза всего судна или части его (договорфрахтования).
Содержание любой стандартной проформы, используемойдля заключения конкретных договоров фрахтования судна, убеждает в правильностиэтого положения.
В торговом мореплавании чартер служит целямперевозки груза в специфических условиях нерегулярного (трампового) сообщения.На зафрахтованном на основании рейсового чартера судне, как правило,перевозятся сравнительно дешевые, так называемые массовые грузы — нефть,каменный уголь, руда, лес и т.д. Эти грузы перевозятся большими партиями вколичествах, достаточных для загрузки всего судна, части его или определенногосудового помещения. Размещая в помещениях своего судна этот груз, фрахтовщик непередает фрахтователю ни владения, ни пользования судном. Через подчиненных емучленов экипажа фрахтовщик осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочияс фрахтователем. С другой стороны, полезные свойства судна эксплуатируютсяфрахтовщиком для получения доходов от грузовой перевозки. Ему принадлежитприбыль, полученная в результате морского предприятия. На него же падаютубытки, которые могут быть следствием перевозки. Если коммерческая эксплуатациясудна осуществляется фрахтовщиком, то вполне понятно, что ему принадлежит иправомочие пользования судном.
Следовательно, реальное содержание обязанностифрахтовщика по предоставлению грузовых помещений судна (по терминологии ГК,«вместимости одного или нескольких транспортных средств») сводитсятолько к тому, чтобы согласно условиям чартера разместить груз во всех грузовыхпомещениях судна либо в какой-то части или отвести их для размещения груза.Такой взгляд на правовую природу договора фрахтования судна на рейс (рейсовогочартера) нужно признать господствующим в науке морского права не только России,но и Польши, Болгарии, Англии, США и ряда других морских держав.
Итак, чартер на морском или внутреннем водномтранспорте нужно определить как договор перевозки груза, по которому однасторона (фрахтовщик) обязуется подать судно в порт погрузки, принять иперевезти груз водным путем в порт назначения в отведенных для этой цели всехгрузовых помещениях судна или в их определенной части и выдать егоуправомоченному на получение груза лицу (получателю), а другая сторона(фрахтователь) обязуется обеспечить предъявление предназначенного к перевозкегруза и уплатить за его перевозку установленную плату (фрахт).
Чартер на водном транспорте представляет собойтолько договор перевозки груза. В целях перевозки пассажиров и багажа на этихвидах транспорта используется либо договор пассажирской перевозки, либо договорфрахтования транспортного средства на время (тайм-чартер). Основываясь на этомдоговоре, фрахтователь по тайм-чартеру, будучи арендатором по отношению кфрахтовщику, вступает в договоры пассажирской перевозки с каждым из физическихлиц, пассажиров. По отношению к ним он выступает в качестве перевозчика. Договорфрахтования судна на время (тайм-чартер) — одна из двух разновидностей договорааренды транспортного средства, используемая на водном транспорте.
Особого внимания заслуживает вопрос о правовойприроде договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Согласно ст.104 ВК по такому договору фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю заплату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушныхсудов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузовили почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК.
Отношения по воздушным перевозкам грузов или почтына указанных условиях полностью охватываются договорами грузовой воздушнойперевозки или воздушной перевозки почты. Их отличие от иных разновидностейперевозки груза или почты заключается только в условиях перевозки — предоставление для размещения груза или почты вместимости одного или несколькихвоздушных судов либо части такой вместимости. Владение воздушным судном ипользование им для извлечения прибыли осуществляются при таком предоставлениифрахтовщиком и к фрахтователю не переходит. Следовательно, новых элементов,принципиально изменяющих их природу, эти договоры в силу предоставлениявместимости воздушного судна для размещения груза или почты не приобретают.Поэтому все сказанное ранее о правовой природе чартера, используемого дляперевозки груза на морском или речном транспорте, относится и к этим договорам.
Сложнее выяснить правовую природу воздушногочартера, используемого для перевозки пассажира и багажа. Если перед намидоговор, по которому перевозчик берет на себя обязанность перевезти с условиемпредоставления вместимости судна или ее части для перевозки в пункт назначенияфизического лица, гражданина, а в случае сдачи им багажа также и доставить вданный пункт багаж — это договор перевозки пассажира и багажа.
Его отличие от договора линейной пассажирскойперевозки заключается только в предоставлении пассажиру более комфортныхусловий для полета и размещения багажа, в предоставлении соответствующейвместимости воздушного судна или его части, отделенной от остальных помещенийсудна, что должно быть отражено в пассажирском билете. Следовательно, договорфрахтования воздушного судна (воздушный чартер) в этом случае представляетсобой лишь одну из двух разновидностей договора воздушной перевозки пассажиров.
Но на воздушном транспорте довольно часто, и чемдалее, тем чаще перевозятся значительные группы людей — туристические,студенческие, школьные, спортивные и т.п. Технически договор с авиатранспортнымпредприятием обычно заключается туристической, студенческой или инойсоответствующей организацией.
Здесь возможны две ситуации — когда организациявыступает от имени и за счет обратившегося к ней лица, входящего в группу.Между этой организацией и таким лицом возникают отношения по договорупоручения.
Что же касается отношений между авиапредприятием ифизическим лицом, входящим в группу, то их отношения подпадают под действиедоговора пассажирской перевозки в одной из двух его разновидностей — либо этодоговор линейной пассажирской перевозки, либо, если пассажиру предоставляетсявся или часть вместимости судна, это договор пассажирской перевозки в формечартера.
Но организация, фрахтующая вместимость (ее часть)воздушного судна для перевозки группы лиц, может заключить чартер и отсобственного имени. Тогда такая организация как фрахтователь вступает вдоговорные отношения с фрахтовщиком — авиационным предприятием.
Заключаемый между ними чартер не может бытьквалифицирован как договор воздушной перевозки пассажира и его багажа. Емунесвойственны неотъемлемые характерные особенности пассажирской перевозки. Так,в качестве его субъекта не может быть признано физическое лицо — пассажир.Формой договора не могут рассматриваться пассажирский билет и багажнаяквитанция, так как в чартере указываются только соответствующая вместимость (еечасть) воздушного судна и общее число пассажиров.
Такой договор приобретает существенные элементыдоговора аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению итехнической эксплуатации. Это согласуется и с положением п. 2 ст. 638 ГК, всоответствии с которым арендатор в рамках коммерческой эксплуатацииарендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своегоимени заключать с третьими лицами договор перевозки (по договору фрахтования — чартеру такое право за фрахтователем не признается).
Он вправе заключать договоры пассажирской перевозкис каждым из лиц, входящих в его группу. В зависимости от условий перевозки этоможет быть договор, по которому пассажиру предоставляется вместимость или частьвместимости судна (чартер), и тогда арендатор выступает по отношению кпассажиру как фрахтовщик, или договор пассажирской перевозки без такогоусловия. В последнем случае перевозчик, в качестве которого выступаетарендатор, обязан предоставить пассажиру обычное место в соответствии свыданным ему билетом, а в случае необходимости от него также должен быть принятбагаж по багажной квитанции.
Единство правовой природы договоров грузовойперевозки по коносаменту (как правило, в линейном сообщении) и перевозки грузапо чартеру (вне регулярного сообщения) не исключает определенных видовыхразличий между ними.
Прежде всего, их разграничение может быть проведенопо эксплуатационному признаку. Чартер предусматривает перевозку с условиемпредоставления для размещения груза всего морского или речного судна, части егоили определенных судовых помещений, а на воздушном транспорте — вместимостьодного или нескольких воздушных судов или часть вместимости. Предоставляемая наосновании чартера для размещения груза или пассажиров и их багажа вместимостьтранспортного средства должна быть отделена от иной его вместимости — отслужебных или грузовых помещений, предоставленных иным фрахтователям, и т.п. Фрахтовательвправе потребовать удаления постороннего груза из предоставленной вместимостиили части вместимости судна. Такого права нет у отправителя груза при линейныхперевозках. Грузы — как правило, это грузы многих отправителей — размещаются наморских, речных или воздушных судах при подобной системе перевозок поусмотрению перевозчика.
В отличие от договора перевозки груза по коносаментуили накладной чартер относится к категории консенсуальных договоров. Длявозникновения прав и обязанностей сторон чартера достаточно совпадения ихволеизъявлений. Не требуется, чтобы соглашение было подкреплено передачей грузаперевозчику. Если после заключения чартера груз не был предъявлен илитранспортное средство не было подано, в отношении неисправной стороны — фрахтователяили фрахтовщика — могли бы быть применены меры имущественной ответственности.
В чартере как консенсуальном договорепредусматриваются обязанности сторон, исполнение которых предшествует самойпередаче груза перевозчику, и обязанности, касающиеся самой перевозки ивручения груза получателю. Это снимает проблему согласования обязанностей попредъявлению груза и подаче транспортного средства, которые при отсутствиичартера приходится решать с помощью заявки (заказа) отправителя или договора оборганизации перевозок.
Как отмечалось ранее, на основании чартераосуществляются перевозки в основном массовых грузов, а на воздушных судах — пассажиров. Морские и речные суда, а также воздушные суда эксплуатируются припосредстве чартера вне расписания, в направлениях, устанавливаемых в каждомконкретном случае. Такая система эксплуатации транспортных средств требуетдетальной правовой регламентации условий выполнения рейса. Так, фрахтователь ифрахтовщик вправе по соглашению между собой избрать для погрузки или выгрузкилибо принятия и доставки пассажиров любые порты. Место погрузки или выгрузкиопределяется в соответствии с указаниями фрахтователя. При линейных перевозкахпорты отправления и назначения определены линейным предприятием заранее.Отправитель или получатель груза либо пассажир не пользуются правомодносторонне определять причал, место якорной стоянки или терминал, к которомудолжно быть подано транспортное средство.
Срок подачи транспортного средства в место погрузкиустанавливается соглашением сторон. Сроки прихода и отхода (вылета) линейныхтранспортных средств предусмотрены расписанием рейсов, которое в одностороннемпорядке установлено перевозчиком.
О времени предполагаемого прибытия судна в портпогрузки отправителю по условиям обычно направляется специальное уведомление (вторговом мореплавании оно называется «нотис»). Подача нотисов опредполагаемом прибытии линейных судов не практикуется.
Капитан зафрахтованного судна в письменной формеуведомляет фрахтователя (получателя) о готовности судна к погрузке илиразгрузке («нотис о готовности»). Уведомление грузовладельца оготовности к погрузке-разгрузке линейных судов не всегда обязательно.
Условия чартеров относительно распределения междусторонами расходов (а, следовательно, и обязанностей) по погрузке и выгрузкетранспортного средства отличаются большим разнообразием. При всем ихразнообразии грузовые операции гораздо чаще лежат на обязанности фрахтователяпо чартеру, чем на обязанности перевозчика при линейных перевозках.
Время, полагающееся на грузовые операции (сталия),всегда устанавливается в чартере. В нем может быть также определен размер платы(демереджа) за задержку судна свыше сталийного времени (контрсталии). Сторонывправе условиться и о том, что отправителю или получателю положено вознаграждение(диспач) за окончание погрузки-выгрузки до истечения сталийного времени.Положения о сталии и контрсталии не рассчитаны на применение при линейныхперевозках. Время стоянки линейного транспортного средства в морском, речномпорту или аэропорту определяется транспортной компанией и фиксируется врасписании. Условие о сроках доставки груза в чартеры, как правило, невключается. В этом случае обычно принятый срок считается необходимым идостаточным для доставки груза.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа наосновании чартера устанавливается соглашением сторон за изъятиями,установленными для транспорта общего пользования, где действуют обязательныетарифы на перевозки. Воздушный кодекс особо подчеркивает, что для воздушныхперевозок в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушнымчартером) могут устанавливаться договорные цены. Специально уполномоченныйорган в области гражданской авиации может устанавливать минимальные цены натакие перевозки на определенных авиационных линиях в целях защиты регулярныхвоздушных перевозок, выполняемых на тех же авиационных линиях (п. 2 ст. 64 ВК).
Проведенные сопоставления хотя бы некоторых условийчартеров и договоров перевозки по коносаменту (в регулярном линейном сообщении)показывают, что отличительные особенности каждой из этих разновидностейдоговоров не настолько значительны, чтобы говорить о двух самостоятельныхдоговорных типах, но и не настолько несущественны, чтобы их объединить.
Договор фрахтования (чартер), как и иной договорперевозки, должен быть заключен в письменной форме. При его заключении, какправило, используются стандартные, отпечатанные типографским способом проформы(стандартные формы) этого договора. В каждой из них изложены общие, вбольшинстве случаев не подвергающиеся пересмотру условия перевозки.
Использование проформ обеспечивает достижение целейдвоякого рода. С одной стороны, это ускоряет и облегчает процесс выработки исогласования содержания договора, так как дает возможность ограничитьсясогласованием лишь тех условий, которые индивидуализируют данный договор.Стороны могут дополнить содержащиеся в проформе условия путем составленияспециального приложения — аддендума, пункты которого имеют нумерацию,продолжающую нумерацию статей чартера. В процессе переговоров стороны вправе теили иные условия проформ исключить, изменить, заменить другими. Но даже приэтом условии применение проформ выполняет вторую задачу — в известной степениспособствует унифицированному регулированию отношений, возникающих на основаниичартера. Таким образом, проформы чартера играют роль некоего международногорегулятора отношений контрагентов.
Проформы разрабатываются как национальными, так имеждународными организациями — торговыми палатами, федерациями грузовладельцев,национальными палатами судоходства, международными объединениями судовладельцеви грузовладельцев. Особенно значительный вклад в разработку проформ чартероввнесли Совет по судоходству Великобритании (бывшая Британская палатасудоходства) и Совет по документации Балтийского и Международного морскогосовета (БИМКО).
Несоблюдение требуемой письменной формы договорафрахтования (чартера) не влечет за собой недействительность договора. Чартеркак обязательство существует безотносительно к тому, составлен или нетписьменный документ, в котором должен быть воплощен факт совершения сделки. Нопри отсутствии такого документа доказывание наличия договора и его содержания спомощью свидетельских показаний становится невозможным.
Быстрый рост экономических и культурных связей междурегионами внутри одной и той же страны и, в особенности между разными странамимира привел к повышению удельного веса грузовых и пассажирских перевозок,выполняемых не одним, а несколькими видами транспорта. Такого рода перевозки сучастием нескольких (не менее двух) видов транспорта получили названиесмешанных, или многовидовых. Первоначально каждый отдельный этап смешаннойперевозки, выполняемой соответствующим видом транспорта, рассматривался каквполне законченный и оформлялся самостоятельными документами. Это создавалозатруднения в оформлении перевозок, и тогда им на смену пришли прямые смешанныеперевозки. Их отличали уже две особенности: участие в перевозке не менее двухразных видов транспорта (например, морского и железнодорожного, речного и автомобильногои т.п.) и распространение на весь путь следования груза или пассажира, сколькобы видов транспорта в перевозке ни участвовало, одного и того же транспортногодокумента.
При составлении на разные отрезки пути разныхтранспортных документов, например коносамента на морской участок пути инакладной — на железнодорожный, осуществляется смешанная, но отнюдь не прямаясмешанная перевозка.
При прямой смешанной перевозке грузовладелецвступает в договорные отношения с каждым из соперевозчиков. При этом каждый изних отвечает за несохранность груза в тот период, когда груз находился в еговедении. Иными словами, каждый из соперевозчиков несет ответственность заисполнение перевозки лишь на своем участке («сегменте») пути.Ответственность соперевозчиков, построенная по указанным правилам, получиланазвание ответственности по принципу «сегментации».
Отношения по прямым смешанным перевозкамурегулированы транспортными уставами и кодексами (ст. 65 — 79 УЖТ, ст. 107 — 114 КВВТ, п. 105 — 123 УАТ). При этом в соответствующем уставе или кодексевыражен принцип ответственности соперевозчика за несохранность груза в период,когда груз находился в его ведении (ст. 79 УЖТ, ст. 114 КВВТ, п. 122 УАТ).
В ГК в общей форме указывается лишь на то, чтовзаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров ибагажа по единому транспортному документу и порядок организации этих перевозокопределяются соглашениями организаций соответствующих видов транспорта,заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных перевозках (ст. 788).
Хотя внедрение прямых смешанных перевозок иупростило правовое оформление перевозок, тем не менее, эта система не решиладля грузовладельцев проблему возмещения причиненного грузу ущерба. При этойсистеме трудности для грузовладельцев в основном возникали в связи снеобходимостью определить место причинения ущерба грузу. Грузовладельцы былизаинтересованы в том, чтобы иметь дело с одним лицом, принявшим на себяответственность за груз за весь период его транспортировки, каким бы видомтранспорта она ни выполнялась в момент нанесения ущерба. Этими мотивами был«обусловлен постепенный переход в транспортных процессах, происходящих вмире, к системе комбинированных перевозок, которая предполагает появление новойправовой фигуры — оператора комбинированных перевозок (ОКП), принимающего насебя ответственность за груз на всех этапах транспортировки „от двери додвери“.
При такой системе грузовладелец имеет в качествесвоего контрагента только одного перевозчика, хотя отдельные этапы перевозкивыполняются разными видами транспорта. После возмещения ущерба грузовладельцуОКП имеет право регресса к владельцу транспортных средств, допустившемунесохранность груза.
В мае 1980г. в Женеве была принята Конвенция ООН омеждународной смешанной перевозке грузов. Однако Конвенция не быларатифицирована необходимым числом государств и не вступила в силу. Поэтомуотношения по комбинированным перевозкам подпадают под действие нормнационального права.
Хотя она и названа Конвенцией о международнойсмешанной перевозке, по существу, речь идет о международной комбинированнойперевозке.
Вупоминавшейся ранее ст. 788 ГК прямые смешанные перевозки и комбинированныеперевозки понимаются как синонимы, что нельзя признать правильным. Очевидно, вбудущем гражданское законодательство РФ, не отождествляя эти понятия, должнорегулировать отношения, возникающие из применения как той, так и другой исистемы перевозок разными видами транспорта.
III.Система законодательства, регулирующего договор перевозки
ВГражданский кодекс РФ включены лишь основные, принципиальные положения,регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применяемыев равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров ибагажа различными видами транспорта. В этом смысле положения о договореперевозки, сосредоточенные в гл. 40 ГК, представляют собой некий свод правил,вынесенных за «скобки», подлежащих применению ко всем видам перевозок. Темсамым обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений,складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всемивидами транспорта. Остальной массив правоотношений, связанных с перевозками,подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь –транспортными уставами и кодексами.
Поднимаяпланку правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа (в томчисле транспортных уставов и кодексов) на уровень федеральных законов, ГКстремился обеспечить создание в целом единой системы правового регулированиядоговора перевозки, применяемого в сферах деятельности различных видовтранспорта: то обстоятельство, что все транспортные уставы и кодексы в процессеих разработки и принятия должны пройти через одни и те же «руки» (ПравительствоРФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ), само по себе должнобыло способствовать устранению неоправданных различий в правовом режимеперевозок грузов, пассажиров и багажа применительно к разным видам транспорта иобеспечить тем самым единообразное правовое регулирование договоров перевозки,базирующееся на основных положениях о перевозке, содержащихся в ГК.
Вто же время такой подход, когда основная нагрузка в деле правой регламентацииотношений, связанных с перевозками, возлагалась на транспортные уставы икодексы, позволял учитывать технологические и правовые особенности условийперевозок грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых различными видамитранспорта, а также сложившиеся традиции в соответствующих сферах транспортнойдеятельности, естественно в рамках, отведённых для этого ГК.
Послевведения в действие ГК первым из новых транспортных уставов и кодексов былпринят Воздушный кодекс Российской Федерации (далее ВК РФ)[5].К сожалению, новый ВК РФ никак не может служить образцом урегулированияотношений, связанных с воздушными перевозками, в условиях рыночных отношений наоснове принципиальных положений, содержащихся в ГК. Скорее можно говорить опримере противоположного свойства, о негативном нормотворчестве, в процессекоторого извращаются до «наоборот» цели отдельных транспортных уставов икодексов (применительно к урегулированию договора перевозки), вытекающие из ГКРФ.
Вопрекибукве и духу ГК, а также очевидным потребностям имущественного оборота ВК РФ нетолько не расширил сферу регулирования деятельности гражданской авиации идоговора воздушной перевозки непосредственно федеральными законами, а напротив,сузил её и открыл неограниченный простор для ведомственного нормотворчества вэтой области. Во-первых, сократился объём самого ВК по сравнению с ранеедействовавшим ВК 1983г. (со 153 до 137 статей), причём указанное сокращениепроизошло главным образом за счёт норм, регламентирующих коммерческую деятельностьгражданской авиации (гл. XV-XVII ВК), в частности за счёт правил о договореперевозки. Во-вторых, ещё в большей степени умаление роли федеральных законов(в том числе и самого ВК) проявляется в том, что большое число норм,содержащихся в ВК, не являются нормами прямого действия, а включает в себяотсылки к иным актам и правилам, принимаемым так называемыми специальноуполномоченными органами. При этом под «специально уполномоченными органами» ВК(ст. 6) разумеет «федеральные органы исполнительной власти, а также органы,которым федеральным законом, указом Президента РФ или постановлениемПравительства РФ предоставлены полномочия федерального органа исполнительнойвласти в соответствующей области деятельности и на которые возложенаответственность этого органа». Из данного неуклюжего определения, тем не менее,следует, что основные отношения в сфере воздушных перевозок подлежатрегулированию даже не указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,а ведомственными нормативными актами. Причём под ведомственное регулированиеподпадает не только отношения, связанные с коммерческими перевозками, но и взначительной степени публично-правовые отношения. Так, в порядке, определяемомПравительством РФ, т.е. по существу одним или несколькими ведомствами:утверждается структура воздушного пространства (ст. 15 ВК), котораяпредопределяет ограничения использования воздушного пространства России;осуществляется организация использования воздушного пространства (ст. 14 ВК),включающая обеспечение разрешительного порядка использования воздушногопространства и контроль за его использованием; вводятся запрещения илиограничения использования воздушного пространства.
ВВК имеются многочисленные пробелы в правовом регулировании воздушных перевозок,в том числе и по тем вопросам, регламентация которых в силу прямых указаний ГКдолжна обеспечиваться транспортными уставами и кодексами. Например, в ВК всегоодна статья посвящена фрахтованию воздушных судов (ст. 104), и то она лишьвоспроизводит ч. 1 ст. 787 ГК, хотя в той же статье ГК сказано, чтотранспортными кодексами должны быть установлены порядок заключения и формаэтого договора. Остаются без ответа вопросы о том, что представляют по своейприроде и как регулируются при чартерных перевозках взаимоотношения владельцавоздушного судна и чартерного фрахтователя с пассажирами и грузовладельцами.
Ноглавная беда заключается в том, что в тексте ВК имеются в немалом количественормы, которые вступают в прямое противоречие с положениями ГК. Данноеобстоятельство представляет собой реальную опасность деформации всей системыправового регулирования договора перевозки.
Следующимиз новых транспортных уставов и кодексов был принят Транспортный уставжелезных дорог Российской Федерации (ТУЖД)[6]. Увы, иТУЖД присущи те же недостатки, что и ВК, хотя выражены они не столь отчётливо.Главные из них заключаются, во-первых, в стремлении избежать детальногорегулирования правоотношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров ибагажа, исключив тем самым непосредственное применение норм Федеральногозакона, каковым является ТУЖД, и сохранив поле деятельности для обширноговедомственного нормотворчества. Цель такого подхода очевидна: ведомственныеакты в силу закрытости и келейности их разработки позволяют в наибольшейстепени учесть интересы железных дорог и Министерства путей сообщения РФ засчёт, естественно, интересов организаций, выступающих в качествегрузоотправителей и грузополучателей (необходимость регистрации таких актов вМинистерстве юстиции РФ, как показывает практика, не является серьёзнымпрепятствием).
Во-вторых,так же как и в случае с Воздушным кодексом, ТУЖД включает в себя немало норм,противоречащих ГК: это и положение о доказательствах несохранности грузов, атакже об основаниях освобождения перевозчика от ответственности за утрату,недостачу, повреждение (порчу) груза, и правила, регламентирующие сроки напредъявление претензий, и некоторые другие положения.
Крометого, текст ТУЖД свидетельствует о стремлении его разработчиков избежатьнеобходимых кардинальных изменений правового регулирования железнодорожныхперевозок, которые соответствовали бы современным условиям имущественногооборота, да и просто большого объёма работы. Из текста прежнего УЖД былиисключены положения о планировании перевозок, а оставшиеся нормы былиподвергнуты косметической (терминологической) переработке. Если сравнить (сточки зрения потребностей современного имущественного оборота) Общий уставроссийских железных дорог 1885г. и нынешний ТУЖД, то сравнение будет не впользу последнего.
Совершенноиное впечатление производит третий (по очередности принятия) транспортныйкодекс – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ)[7],который детально регулирует договорные отношения, возникающие в сфере морскихперевозок, и действительно выполняет, как это и предусмотрено ГК, рольспециального федерального закона (кодифицированного акта), регламентирующегоусловия перевозки грузов, пассажиров и багажа морским транспортом.
Ксожалению, при подготовке последнего из вновь принятых транспортных уставов икодексов – Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации(далее — КВВТ)[8] егоразработчики, видимо, ориентировались не на текст КТМ, обеспечивающего наиболееполное регулирование договорных отношений, возникающих при перевозках грузов,пассажиров и багажа, а, скорее, на ТУЖД, гарантирующего широкие возможностиведомственного нормотворчества и предусматривающего односторонние преимуществадля транспортных организаций.
Ксожалению, до настоящего времени не завершена работа над проектом нового устава(федерального закона) автомобильного транспорта. Без его принятия системаправового регулирования договора перевозки не может считаться завершённой дажев самых общих чертах.
Вто же время Правительство РФ, не обеспечив выполнение содержащегося в ГКположения о разработке и принятии всех транспортных уставов и кодексов науровне федеральных законов (в частности, в отношении автомобильноготранспорта), сочло возможным принять новый Устав железнодорожного транспортаРоссийской Федерации[9] (далееУЖТ РФ) взамен ТУЖД.
Надозаметить, что никакой необходимости в принятии нового УЖТ РФ не было. ДанныйУстав разрабатывался в пакете иных федеральных законов, обеспечивающих реформужелезнодорожного транспорта, и был принят и введён в действие вместе с новымФедеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[10],который действительно включает в себя ряд положений, направленных нареформирование отношений собственности в сфере железнодорожного транспорта.Вместе с тем для введения в действие указанных положений было бы достаточновнести незначительные изменения в действующий ТУЖД. Зачем же «разработчикам отМПС» понадобилось принимать новый Устав железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации?
Ответна данный вопрос можно найти при внимательном ознакомлении текстом УЖТ РФ,который, повторяя в большей своей части ТУЖД, содержит новые положения,направленные не только на обеспечение проведения реформы железнодорожноготранспорта, но и на установление дополнительных преимуществ для транспортныхорганизаций и так называемых владельцев инфраструктуры железнодорожноготранспорта, в качестве которых на рынке транспортных услуг, видимо, будутдействовать различные организации, образованные железнодорожным начальством.Попутно ухудшается положение грузоотправителей и грузополучателей, на плечикоторых «упадут» расходы на оплату услуг указанных «владельцев инфраструктуры».
Видимо,появившаяся в связи с реформированием железнодорожного транспорта возможностьподправить правовое регулирование перевозок грузов в пользу транспортныхорганизаций и «владельцев инфраструктуры» (за счёт грузоотправителей игрузополучателей, разумеется) для «реформаторов от МПС» представляла собойслишком большой соблазн. Ведь в этом случае, когда все говорят о полезности илио вреде реформы в целом, обычно не обращают внимания на детали, что даётвозможность отклонять вносимые поправки, не вдаваясь в их смысл. К сожалению,эта участь была уготована и многим поправкам Высшего Арбитражного Суда РФ,направленным на совершенствование правового регулирования железнодорожныхперевозок и на приведение УЖТ РФ в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
Помимоодносторонних выгод и преимуществ для транспортных организаций и «владельцевинфраструктуры», УЖТ РФ включает в себя целый ряд новых положений, значительноусложняющих и делающих невнятной структуру договорных связей, опосредующихперевозки пассажиров, грузов и багажа. В частности, теперь заявки грузоотправителейна подачу вагонов и контейнеров должны согласовываться перевозчиками с«владельцами инфраструктуры», которые должны строить свои отношения сперевозчиками на основе договоров об оказании услуг, выражающихся впредоставлении последним возможности пользоваться соответствующейинфраструктурой. В результате значительно расширится круг оснований отказа вудовлетворении заявок грузоотправителей на подачу транспортных средств (за счётвозможных отказов в их согласовании со стороны «владельцев инфраструктуры»),неминуемо увеличатся тарифы за перевозки (для покрытия расходов перевозчиков наоплату услуг тех же «владельцев инфраструктуры»). Таким образом, новый УЖТ РФникак не свидетельствует об улучшении правового регулирования перевозок грузовжелезнодорожным транспортом. Пожалуй, наоборот.
Следующийуровень правового регулирования договора перевозки – утверждаемые транспортнымиминистерствами и ведомствами правила перевозок грузов. Действовавшие раннееправила перевозок грузов различными видами транспорта до настоящего временисохраняют свою силу, однако сфера их применения постепенно сокращается. Послепринятия ГК (части второй) названные правила могли применяться в части, непротиворечащей ГК, затем, после введения в действие новых транспортных уставов икодексов, — также в части, не противоречащей и указанным законам. Кроме того, впоследние годы, указанные правила перевозок активно обновляются: транспортнымиминистерствами и ведомствами принимаются новые отдельные разделы правилперевозок, заменяющие собой соответствующие разделы раннее изданных правил.Данное обстоятельство учитывается в практике арбитражных судов. Например,Высший Арбитражный Суд РФ применительно к железнодорожным перевозкам разъяснил,что изданные до введения в действие ТУЖД нормативные акты, в том числе актызаконодательства Союза ССР по вопросам, которые согласно ТУЖД должнырегулироваться нормативными актами Российской Федерации, действуют впредь допринятия соответствующих актов. Это относится и к Правилам перевозок грузов,которые подлежат применению в части, не противоречащей ГК и ТУЖД[11].

Заключение
Конечно,в объеме данной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную темукак ДОГОВОР О ПЕРЕВОЗКЕ, однако фундаментальные понятия и базовые положения вуказанной работе приведены. Используя положительный опыт не только России, но идругих развитых государств, учитывая национальные и исторические особенностинашего народа России, становится сильнейшим демократическим и правовым государством.

Списокиспользуемых нормативных актов и литературы
 
1.        Воздушныйкодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. №60 ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997г.),(ред. от 04.12.2007/СПС Консультант Плюс – к весеннему семестру 2008г.).
2.        Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14 ФЗ (принят ГД ФСРФ 22.12.1995), (ред. от 06.12.2007/СПС Консультант Плюс – к весеннему семестру2008г.).
3.        Кодексвнутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24 ФЗ(принят ГД ФС РФ 07.02.2001), (ред. от 06.12.2007/СПС Консультант Плюс – квесеннему семестру 2008г.).
4.        Кодексторгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81 ФЗ (принят ГД ФСРФ 31.03.1999), (ред. от 06.12.2007/СПС Консультант Плюс – к весеннему семестру2008г.).
5.        Устававтомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от08.01.1969 №12), (ред. от 18.02.1991/СПС Консультант Плюс – к весеннемусеместру 2008г.).
6.        Федеральныйзакон от 08.11.2007 №259 ФЗ „Устав автомобильного транспорта и городскогоназемного электрического транспорта“ (принят ГД ФС РФ 18.10.2007/СПСКонсультант Плюс – к весеннему семестру 2008г.).
7.        Гражданскоеправо [Текст]: учебник [для вузов] / [С.С. Алексеев и др.]; под общей редакциейС.С. Алексеева. – М.: ВЕЛБИ, 2008; Екатеринбург: Институт частного права, 2008.– 477с.
8.        Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. – М.: Проспект, 2003. – 846 с.
9.        Договорноеправо [Текст]. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедициии иных услугах в сфере транспорта /М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.:Статут, 2003. – 909с.
10.     Современнаяпрактика правового регулирования перевозок внешнеторговых грузов[Текст]/[Холопов К.В] — Челябинск, 1993. – 379 с.
11.     Юридическиедокументы в гражданско-правовых отношениях [Текст] / [Тихомиров М.Ю., ОглоблинаО.М.; под ред. М.Ю. Тихомирова]. – М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2004. –831с.

Приложение №1.
Договорперевозки груза
г. _________________ „___“                                 __________ ____ г.
_____________________________________,именуем в дальнейшем „Перевозчик“, в лице____________________________________________, действующ.___ на основании______________________, с одной стороны, и _________________________, именуем вдальнейшем „Отправитель“, в лице_____________________________________________, действующ. на основании______________________, с другой стороны, заключили настоящий договор онижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА
1.1. По настоящемудоговору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Отправителем груз__________________________________ (наименование, качество, другиеиндивидуальные признаки) в количестве _____________________________, именуемыйв дальнейшем „груз“, в следующий пункт назначения:___________________________,
Выдать груз Получателю,а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, установленнуюнастоящим договором.
1.2. Плата за перевозкугруза составляет ______ рублей.
1.3. Перевозка грузаоплачивается в следующие сроки и в следующем порядке:__________________________________________________________
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Отправитель обязан
2.1.1. Передатьвышеуказанный груз Получателю в срок, согласованный обеими сторонами.
2.1.2. Оплатитьперевозку груза, работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованиюОтправителя, в сроки, согласованные в настоящем договоре.
2.1.3. Оплачивать подополнительному соглашению сторон не предусмотренные настоящим договоромуслуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Отправителя.
2.1.4. Предоставитьзаявку в адрес Перевозчика на перевозку груза в установленной форме в срок__________________.
2.1.5. ВыдатьПеревозчику транспортную накладную (иной документ на груз).
2.2. Отправитель вправеотказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки груза.
2.3. Перевозчик обязан:
2.3.1. Доставить груз впункт назначения в срок, определенный соглашением сторон или в разумный срок.
2.3.2. ПодатьОтправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии,пригодном для перевозки груза, в следующий срок: __________.
2.3.3. Выдать в случаенесобранности груза акт, составленный Перевозчиком в одностороннем порядке, обобстоятельствах, при которых груз был потерян, и количестве несохраненногогруза.
2.4. Перевозчик вправеудерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся емупровозной платы и других платежей по перевозке.
3. ПОДАЧА ТРАНСПОРТНЫХСРЕДСТВ. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ГРУЗА
3.1. Погрузка(выгрузка) груза осуществляется Отправителем (Получателем) в следующие сроки ив следующем порядке: ___________________, с соблюдением положений,установленных действующим законодательством.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬСТОРОН ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ
4.1. В случаенеисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке сторонынесут ответственность, установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а такжеследующую ответственность, установленную соглашением сторон:________________________.
4.2. Перевозчик занеподачу транспортных средств для перевозки груза в срок, предусмотренный подп.2.1 настоящего договора, а Отправитель за непредъявление груза либонеиспользование поданных транспортных средств несут ответственность,установленную правовыми актами, а также следующую ответственность,предусмотренную соглашением сторон: _______________________.
4.3. Перевозчик иОтправитель освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средствлибо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошловследствие:
— непреодолимой силы, атакже вследствие иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений)и военных действий;
— прекращения илиограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке,предусмотренном __________________ (наименование транспортного устава иликодекса);
— в иных случаях,предусмотренных ____________________________.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА
5.1. Перевозчик несетответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его кперевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что утрата, недостача илиповреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не могпредотвратить и устранение которых от него не зависело.
5.2. Ущерб, причиненныйпри перевозке груза, возмещается Перевозчиком:
— в случае утраты илинедостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
— в случае повреждениягруза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а приневозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;
— в случае утратыгруза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленнойстоимости груза.
Стоимость грузаопределяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца (а при отсутствиисчета — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимаетсяза аналогичные товары).
5.3. Перевозчиквозвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного,недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку, согласнонастоящему договору, эта плата не входит в стоимость груза.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕПОЛОЖЕНИЯ
6.1. До предъявленияПеревозчику иска, вытекающего из перевозки груза, Отправитель (Получатель)обязан предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном действующимзаконодательством.
6.2. Во всем ином, неурегулированном настоящим договором, стороны будут руководствоватьсяположениями действующего законодательства РФ.
6.3. Договор вступает всилу с момента его подписания и действует до ____________, составлен в _______экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой изсторон.
7. Адреса и банковскиереквизиты сторон:

Приложение№2
 
/> 

/>/>
грузов  
пассажиров и багажа    
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :