Реферат по предмету "Государство и право"


Договор аренды участка лесного фонда

Содержание:
Понятие, правовая характеристика и сфераприменения договора аренды участка лесного фонда. 2
Существенные условия, форма и срок договорааренды участка лесного фонда  6
Содержаниедоговора аренды участка лесного фонда. 15
Особенностирасторжения и прекращения договора аренды участка лесного фонда  22
Основные направления совершенствованиязаконодательства о договоре аренды участка лесного фонда. 28
Заключение. 34
Список используемой литературы: 37
Задание №2. 40

/>Понятие, правовая характеристика и сфера применения договора арендыучастка лесного фонда
По договору арендылесного участка указанный участок передается гражданам, юридическим лицамлесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственностив аренду.
Как упоминалось выше, всоответствии с ч. 2 и 3 ст. 71 ЛК РФ отношения по поводу аренды лесного участкарегулируются ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Аналогичные положениясодержались в ЛК РФ 1997 г. в ст.ст. 5 и 31. Так, к договору аренды лесногоучастка применяются общие положения главы 34 ГК РФ об аренде.
Специальные нормы обаренде указанных участков содержатся в главе 6 ЛК РФ. Кроме того, особенности арендыданных участков определены в ряде статей иных глав ЛК РФ. Например, следуетполагать, что в ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 61 ЛК РФ установлены дополнительные поотношению к общим положениям ГК РФ основания для досрочного расторжениядоговоров аренды лесного участка. Статьи 53, 55, 62 ЛК РФ возлагают наарендатора дополнительные по отношению к общим положениям ГК РФ обязанностисоответственно по осуществлению мер пожарной безопасности, санитарнойбезопасности, лесовосстановления[1].
Согласно ч. 4 ст. 71 ЛКРФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной илимуниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование,безвозмездное срочное пользование соответствующим участникам лесных отношенийосуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, если иное не предусмотреноКодексом. Очевидно, что эти отношения регулируются, в частности, ст. 20 и 24 ЗКРФ. Иное предусмотрено рядом статей, содержащихся в других главах ЛК РФ.Например, в ч. 2 ст. 40 и ч. 4 ст. 41 ЛК РФ установлены виды деятельности, дляосуществления которых лесные участки могут предоставляться государственным илимуниципальным учреждениям.
Статья 72 ЛК РФсущественно отличается от ст. 31 — 33 ЛК РФ 1997 г., посвященных договоруаренды участков лесного фонда. Например, если в соответствии со ст. 31 ЛК РФ1997 г. договор аренды участка лесного фонда мог быть заключен на срок отодного года до 99 лет, то в ст. 72 нового ЛК РФ максимальный срок договорааренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, снижен до 49 лет. В ст. 72, в отличие от ст. 32 и 33 ЛК РФ 1997г., нет положений о форме и государственной регистрации договора аренды,существенных условиях этого договора, так как данные отношения, как ужеотмечалось, регулируются ГК РФ.
Кроме того, ст. 72 ЛК РФ,в отличие от ст. 31 ЛК РФ 1997 г., не содержит запрета на передачу лесногоучастка в субаренду. Очевидно, что на основании общих положений ГК РФ (ст. 615)арендатор вправе:
-         сдаватьарендованный им лесной участок в субаренду;
-         передавать своиправа и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам;
-         отдавать арендныеправа в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капиталхозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственныйкооператив.
Новым является положениеч. 5 ст. 72 ЛК РФ, в соответствии с которым арендатор, надлежащим образомисполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеетпреимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Эта нормаосновывается на ст. 621 ГК РФ. Однако в соответствии с данной статьей ГК РФарендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока договораимеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право назаключение договора аренды на новый срок, если другое лицо предложит лучшиеусловия, то прежний арендатор не имеет преимущественного права. Особенностью ч.5 ст. 72 ЛК РФ является то, что законодатель не включил в нее оговорку о прочихравных условиях, исходя, из необходимости обеспечения стабильности договорныхотношений, обусловленной спецификой использования лесов[2].
В ст. 73 ЛК РФ установленпорядок определения размера арендной платы. Статьей 105 ЛК РФ 1997 г. былопредусмотрено, что размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесенияопределяются договором аренды. Исходя из того, что к договору арендыприменяются соответствующие положения ГК РФ, очевидно, что статья 73 ЛК РФпредполагает определение размера арендной платы на основе порядка,установленного в ч. 2, 3 и 4, условий ее внесения и т.п. в договоре,заключаемом путем проведения аукциона либо, в отдельных случаях, без егопроведения (ст. 74 ЛК РФ).
В соответствии со статьей74 ЛК РФ договор аренды лесного участка заключается посредством аукциона,проведение которого регулируется общими правилами ГК РФ (ст. 447 — 449) испециальными нормами главы 8 Кодекса. Заключение договоров аренды лесныхучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местногосамоуправления (см. ч. 4 ст. 74). Аналогичные положения содержались в ЛК РФ1997 г. Новым является правило ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, запрещающее изменение (посоглашению сторон или по требованию одной из сторон) условий аукциона призаключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона. Такаяформулировка, по нашему мнению, допускает изменение условий указанного договорав дальнейшем в соответствии с общими правилами ГК РФ (глава 29).
Следует отметить, чторассматриваемая статья не предусматривает в отличие от ст. 34 и 35 ЛК РФ 1997г. заключение указанного договора посредством проведения конкурса.Представляется, что законодатель, устанавливая только аукционный способзаключения договора, учитывал большую открытость процедуры его проведения, нежелипроцедуры проведения конкурса. Порядок подготовки и заключения договора арендыуказанных выше лесных участков, форма примерного договора аренды этих участковбудут утверждены Правительством РФ.
Таким образом, можносказать, что законодатель императивно установив для договора аренды лесногоучастка определенные условия посредством которого отражаются существенныеусловия договора: порядок использования данного участка, а также порядокзаключения данного договора, тем не менее, сохранил для данного договораосновную концепцию института гражданского права, регламентирующего отношенияаренды.
/>Существенные условия, форма и срокдоговора аренды участка лесного фонда
Договор аренды, как любойдругой договор, включает в себя ряд существенных условий.
Основным существеннымусловием договора аренды лесного участка является цель использования этогоучастка арендатором.
Договор аренды может бытьзаключен для любого лесопользования, предусмотренного статьей 25 ЛК РФ — длязаготовки древесины, рекреационной деятельности и другого не противоречащегоцелевому назначению земли, на которой находится лесной участок. Арендодателемлесного участка является соответствующий орган государственной власти субъектаРФ (пункт 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ).
Лесной участок может бытьпередан органом государственной власти субъекта РФ в аренду только в случае,если он прошел кадастровый учет (часть 2 статьи 72, статья 92 ЛК РФ), чтоозначает необходимость его предварительного проектирования и государственнойрегистрации. Если лесной участок предоставляется в аренду на аукционе,победитель которого предполагается заранее неизвестным, все работы попроектированию и кадастровому учету лесного участка должны проводиться за счетбюджетных средств.
Срок договора арендылесного участка — такое же его существенное условие, без которого он не можетзаключаться, как и условие об арендной плате. Иные существенные условиядоговора ЛК РФ не называет. Они должны быть отражены в его примерной форме, котораяутверждена Правительством РФ[3] на основании части 5статьи 74 ЛК, без которой договоры, очевидно, заключаться не будут.
Срок договора арендылесного участка зависит от цели лесопользования. Максимальный срок аренды длявсех целей лесопользования — 49 лет.
Минимальный срок арендылесного участка зависит от цели лесопользования. Если лесной участокпредполагается использовать для геологического изучения недр и добычи полезныхископаемых (статья 43 ЛК), строительства и эксплуатации искусственных водныхобъектов или гидротехнических сооружений (статья 44 ЛК) или для линейныхобъектов (статья 45 ЛК), то минимальный срок аренды не может быть меньше 1года. Для всех остальных целей лесопользования он не может быть меньше 10 лет.
Указанные сроки арендылесных участков не имеют ни социального, ни экологического, ни дажеэкономического обоснования. Разве линейные объекты (дороги, трубопроводы, линииэлектропередачи и т.д.) или водохранилища предполагается эксплуатировать всего1 год? Ведь этого срока не хватит даже на их строительство.
Почему договор арендылесного участка для заготовки древесины не может быть заключен на срок меньше10 лет? Ведь за 10 лет могут быть вырублены, в том числе с нарушениямизаконодательства и договоров, огромные площади лесов. Исходя из части 2 статьи74 ЛК, договор аренды лесного участка, заключенный по результатам лесногоаукциона для заготовки древесины, не может быть расторгнут даже по соглашениюобеих сторон. Формально за невыполнение установленных правил договор арендылесного участка может быть досрочно расторгнут в судебном порядке, но этопредполагает длящиеся годами сроки рассмотрения дел, обжалования и пересмотрасудебных решений и т.д. За это время лесу может быть нанесен непоправимый вред.
Срок аренды в 49 лет необосновывался в пояснительных записках к законопроектам. Почему именно 49 лет,а не, например, 50 лет? Такой срок аренды леса охватывает период активнойтрудовой деятельности еще не родившегося поколения граждан России и означаетего утверждение без их согласия теми, кто разрабатывал, принимал новый ЛК иподписывал договоры аренды лесных участков, но до окончания срока их действия(через 49 лет) не доживет.
Практика показывает, чтостоль продолжительные сроки договоров аренды либо не могут действоватьвследствие последующего изменения законодательства, что вынуждает заключатьновый договор либо изменять прежний, либо — если законодательство за 49 неизменится (что крайне маловероятно) — продолжительный срок аренды спреимущественным правом прежнего арендатора на заключение договора аренды нановый 49-летний срок (часть 5 статьи 72 ЛК) фактически является передачей лесав собственность арендатора и способствует монополизации лесопользования.Например, статья 31 ЛК-97 в первоначальной редакции также предусматриваламаксимальный срок аренды участка лесного фонда до 49 лет, а затем — послеизменения ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ — повысила его до 99 лет. Однакопринятие нового ЛК РФ и Федерального закона «О введении в действие ЛК РФ»вынуждает прекратить действие ранее заключенных договоров аренды участковлесного фонда (ст. ст. 4 и 5 Федерального закона «О введении в действие ЛКРФ»).
Общее у всех этих сроковаренды одно — создание «предпринимателям» условий для обогащения за счетрусских лесов, безответственное и пренебрежительное отношение к природе иусловиям жизни подавляющего большинства коренных жителей России. При такомлесном законодательстве, договорах аренды, их исполнении и нарушении гражданеРоссии, родившиеся после принятия нового ЛК, к своему совершеннолетию могутостаться без лесов[4].
Минимальный срок арендылесного участка во всех случаях не может быть меньше года, что означаетобязанность его государственной регистрации в ЕГРП (пункт 2 статьи 26 ЗК) всоответствии с ФЗ о регистрации[5].
Без деревьев леса небывает. Поэтому сроку использования леса для заготовки древесины должно бытьуделено повышенное внимание.
Учитывая, что ниестественное свойство лесов к самовоспроизведению, ни искусственноевоспроизводство лесов (посадка деревьев и т.п.), в том числе на вырубках, неспособны восстановить лес в том же состоянии быстрее, чем за несколько десятковлет, представляется необходимым ограничить срок аренды лесного участка длязаготовки древесины десятью годами. Это достаточный срок для освоения леса вцелях промышленной заготовки древесины, согласующийся с максимальным срокомдействия лесохозяйственного регламента (часть 4 статьи 87 ЛК), который в то жевремя должен заставить заготовителя древесины одновременно восстанавливать иохранять леса под угрозой непродления договора аренды лесного участка на новыйсрок.
Для всех видовлесопользования срок договора аренды участка лесного фонда не должен превышать25 лет, то есть период активной трудовой деятельности одного поколения,представители которого и заключают такой договор. Независимо от срока договорааренды арендатор имеет преимущественное перед всеми иными лицами право егозаключения на новый срок[6].
Преимущественное право назаключение договора аренды лесного участка на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК)имеет лишь арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, то естьв соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Однако этоправо не означает обязанность заключения нового договора на прежних условиях.
При заключении такогодоговора на новый срок сторона не связана условиями ранее действовавшегодоговора. Сохранение в новом договоре всех или некоторых прежних условий неозначает его продление (пролонгацию). Речь в данном случае идет о заключениинового договора в отношении прежнего объекта аренды, в котором может бытьуказан новый размер арендной платы.
Отсутствие письменногоуведомления о намерении заключить договор на новый срок является молчаливымотказом арендатора от преимущественного права на заключение с ним новогодоговора лесного участка. Если же уведомление о намерении воспользоваться своимпреимущественным правом будет направлено им арендодателю, это право будетсуществовать в течение года с момента прекращения договора аренды лесногоучастка. На существование этого права не влияет даже то, что арендодательуведомил лесопользователя до истечения срока действия договора о егопрекращении и об отказе от возобновления договора на новый срок, поскольку вэтом случае арендодатель должен воздерживаться от заключения договора арендылесного участка с третьим лицом в течение года с момента прекращения прежнегодоговора.
Если арендодатель вдальнейшем не намерен передавать лесной участок новому арендатору, он вправе отказатьпрежнему арендатору в заключении договора. Отказ будет правомерным, если втечение года со дня истечения срока прежнего договора он будет воздерживатьсяот заключения договора с третьим лицом.
Если арендатор получил отуполномоченного органа (арендодателя) отказ в заключении договора на новыйсрок, но в течение года со дня истечения срока действия договора он былзаключен с другим лицом, арендатор по своему выбору вправе потребовать в судеперевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования ивозмещения убытков, причиненных отказом возобновить договор с ним, или тольковозмещения таких убытков (статья 621 ГК, пункт 33 информационного письмаПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 года N 66 «Обзорпрактики разрешения споров, связанных с арендой»[7]).
Статья 73 ЛК предписываетопределять размер арендной платы в зависимости от изъятия или отсутствияизъятия при лесопользовании лесных ресурсов. Изъятием в данном случае являетсяне только перемещение лесного ресурса за границу лесного участка, но и отделениелесных ресурсов от леса как экологической системы, в том числе в случаях, еслионо вынужденное и если лесной ресурс не покидает границы лесного участка — рубка деревьев для заготовки древесины без вывоза древесины, добыча животногопри охоте и употребление его мяса в пищу в лесу, сбор ягод и их случайноерассыпание и т.д.
Установлениеисчерпывающего перечня лесных ресурсов, от чего зависит ставка арендной платы,затрудняется отсутствием в новом ЛК четкого определения понятия «лес», котороедано в статье 5 ЛК. Если же исходить из того, что в статье 73 ЛК имеется в видулюбой лесной ресурс, то к лесопользованию без изъятия лесного ресурса человекоммогут быть отнесены:
-         ведение сельскогохозяйства, например, пчеловодства;
-         некоторые видынаучно-исследовательской, образовательной рекреационной деятельности, если приэтом лесные ресурсы не изымаются;
-         выращиваниелесных плодовых, ягодных, декоративных растений;
-         строительство,реконструкция и эксплуатация линейных объектов;
-         переработкалесных ресурсов (пункты 6 — 10, 13 — 16 части 1 статьи 25 ЛК).
При иных видахлесопользования неизбежно изъятие того или иного лесного ресурса — заготовкадревесины, охота и др.
При использовании лесногоучастка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платыопределяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов иобъема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; без изъятия лесныхресурсов — как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка иплощади арендуемого лесного участка (части 2 и 3 статьи 73 ЛК).
Дифференцированные ставкиплаты за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площадилесного участка, а в связи с ними также единицы объема лесных ресурсов — кубометр древесины, килограмм ягод и др. и единицы площади лесных участков — квадратные километры или гектары утверждаются органами государственной власти иорганами местного самоуправления в зависимости от принадлежности лесногоучастка к определенной категории земель и их собственника.
Для лесных участков наземлях лесного фонда и других землях, находящихся в федеральной собственности,ставки платы утверждаются Правительством.
Для лесных участков не наземлях лесного фонда, находящихся в собственности субъекта РФ, ставки утверждаютсязаконом либо нормативным актом высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ в зависимости от того, как распределены полномочия междуними в конкретном субъекте РФ их конституциями, уставами и законами.
Для лесных участков не наземлях лесного фонда, находящихся в муниципальной собственности, ставкиутверждаются представительным или высшим исполнительным органом местногосамоуправления муниципального района, городского округа или населенного пункта- в зависимости от того, на чьей территории расположен лес и как распределеныполномочия между представительными и исполнительными органами местногосамоуправления в конкретном муниципальном образовании.
Арендная плата не можетвзиматься за пребывание граждан в лесах (статья 11 ЛК) и лесопользование длясобственных нужд.
Новый ЛК не допускаетзаключение договоров аренды по результатам лесных конкурсов, чтопредусматривалось ЛК-97. Тем самым проигнорировано положение Концепции развитиялесного хозяйства Российской Федерации на 2003 — 2010 годы, одобреннойраспоряжением Правительства от 18 января 2003 года N 69-р[8],предусматривавшее одним из приоритетных направлений «переход к предоставлениюучастков лесного фонда в аренду на срок 49 лет исключительно по результатамлесных конкурсов».
В соответствии со статьей74 ЛК договор аренды лесного участка должен заключаться по результатам лесногоаукциона, но из этого правила частью 3 статьи 74 ЛК сделаны исключения: договораренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр илиразработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатацииискусственных водных объектов, линейных объектов (статьи 43 — 45 ЛК), а такжедля реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесовможет и должен заключаться без лесного аукциона. Кроме того, преимущественноеправо на заключение договоров аренды на новый срок имеют арендаторы, которымлесные участки для любых целей лесопользования предоставлялись в соответствии сЛК-97 на срок свыше 10 лет (ст. 4 Федерального закона «О введении в действиеЛесного кодекса РФ»).
Освоению лесов, в томчисле для получения древесины, посвящена статья 12 ЛК. Что касаетсяприоритетных инвестиционных проектов, то ФЗ «Об инвестиционной деятельности вРоссийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[9]определяет его как «инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложенийв который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации,включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации». Всоответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[10]приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объеминостранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей или неменее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ,или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранныхинвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации синостранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей или не менееэквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ,включенные в перечень, утверждаемый Правительством. Названные ФЗпредусматривают дополнительные гарантии для инвесторов, реализующихприоритетные инвестиционные проекты.
Таким образом, статья 74ЛК во взаимосвязи с «инвестиционными» ФЗ освобождает от участия в лесныхаукционах по освоению лесов фирмы, в том числе иностранные, реализующиеинвестиционные проекты, которые по усмотрению Правительства включаются вперечень приоритетных. До настоящего времени такой перечень не был утвержденПравительством либо не размещался в электронных правовых системах. От участия ваукционах освобождены также фирмы, претендующие на использование лесов длядобычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК), эксплуатации водохранилищ и портов(статья 44 ЛК), а также линейных объектов (статья 45 ЛК). С какой из указанныхфирм будет заключен договор аренды лесного участка, в зависимости от нахождениялеса в той или иной форме собственности, будут определять руководителиуполномоченных органов государственной власти (часть 4 статьи 74 ЛК).
Безаукционное заключениедоговора аренды оправданно, если указанные объекты уже имеются иэксплуатируются определенным лицом — в этих случаях проигрыш аукциона обяжетэксплуатирующую организацию прекратить такую эксплуатацию, что приведет либо кпеределу собственности на такие объекты, либо к признанию их бесхозяйными идополнительным бюджетным затратам на поддержание их эксплуатации[11].
Однако, безаукционноезаключение договора статьей 74 ЛК распространено и на случаи первичногопредоставления лесных участков для указанных целей.
Таким образом, договораренды лесного участка содержит достаточно большое количество существенныхусловий, обязательных для включения в него. Поэтому примерное содержаниедоговора аренды лесного участка установлено Правительством РФ.

/>Содержание договора аренды участкалесного фонда
Содержание договоралесного участка установлено Правительством РФ.
Для этого принятысоответствующие Правила, утвержденные вышеупомянутым ПостановлениемПравительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 «О договоре аренды лесного участка,находящегося в государственной или муниципальной собственности»
Данные Правила определяютпорядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося вгосударственной или муниципальной собственности, а также его содержание.
Содержание договорааренды лесного участка строится из того, что предоставление лесных участков варенду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Кдоговору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексомРоссийской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РоссийскойФедерации.
Объектом аренды после 1января 2010 г. может быть только лесной участок, прошедший государственныйкадастровый учет.
До 1 января 2010 г.допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков всоставе земель лесного фонда без проведения государственного кадастровогоучета.
В договоре в обязательномпорядке указывается цель предоставления лесного участка
По договору леснойучасток предоставляется для использования в следующих целях:
-         заготовкадревесины;
-         заготовка живицы;
-         заготовка и сборнедревесных лесных ресурсов;
-         заготовка пищевыхлесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
-         ведениеохотничьего хозяйства;
-         ведение сельскогохозяйства;
-         осуществлениенаучно-исследовательской и образовательной деятельности;
-         осуществлениерекреационной деятельности;
-         создание лесныхплантаций и их эксплуатация;
-         выращиваниедикорастущих плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
-         осуществлениеработ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезныхископаемых;
-         строительство иэксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а такжегидротехнических сооружений и специализированных портов;
-         строительство,реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводови других линейных объектов;
-         переработкадревесины и иных лесных ресурсов;
-         иные цели,определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса РоссийскойФедерации.
В договоре в обязательномпорядке должно быть указано основание его заключения.
Так договор арендылесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права назаключение договора, за исключением следующих случаев:
-         использованиелесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработкиместорождений полезных ископаемых;
-         использованиелесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водныхобъектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
-         использованиелесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи,линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
-         реализацияприоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Аукционы по продаже правана заключение договора проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодексаРоссийской Федерации. При этом организаторами аукционов являются:
-         в отношениилесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации имуниципальных образований, — органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации или органы местного самоуправления соответственно;
-         в отношениилесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий попредоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведениюаукционов передано органам государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РоссийскойФедерации, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-         в отношениилесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектовРоссийской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в арендукоторых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не переданоорганам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — Федеральное агентстволесного хозяйства.
Таким образом, в договореаренды земельного участка должны быть указаны данные об аукционе, на порезультатам которого заключен данный договор.
Предоставление лесныхучастков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий иземлях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации об особо охраняемых природныхтерриториях и земельным законодательством.
Договор содержитследующие существенные условия:
-         сведения о лесномучастке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка,кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору какнеотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестреи план лесного участка, заверенный органом государственной власти,осуществляющим ведение государственного лесного реестра (в случаепредоставления до 1 января 2010 г. лесного участка в составе земель лесногофонда без проведения государственного кадастрового учета);
-         срок договора;
-         видыиспользования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;
-         размер аренднойплаты, условия и сроки внесения арендной платы;
-         объемы рубоклесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
В договоре такжеуказываются следующие условия:
-         права иобязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите ивоспроизводству лесов;
-         ответственностьза нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени);
-         основания ипорядок расторжения и изменения договора;
-         сведения обобременении, ограничении использования лесного участка;
-         иные условия, непротиворечащие законодательству Российской Федерации (указываются по усмотрениюсторон).
Размер арендной платы подоговору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РоссийскойФедерации.
Договор заключается насрок от 10 до 49 лет, а в некоторых случаях — на срок от 1 года до 49 лет.
Срок договора определяетсяв соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотреннымлесохозяйственным регламентом.
Подготовка и заключениедоговоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности,собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальныхобразований, осуществляются органами государственной власти или органамиместного самоуправления, указанными в пункте 5 настоящих Правил.
В случае заключениядоговора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесногокодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицоподает заявление в органы государственной власти или органы местногосамоуправления, которые ведают предоставлением лесных участков.
В заявлении указываютсяследующие сведения:
-         полное исокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, егоюридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты для юридическоголица;
-         фамилия, имя,отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, — для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальнымпредпринимателем;
-         местоположение иплощадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
-         обоснование цели,вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, которыйпредполагается взять в аренду.
К заявлению прилагаютсяследующие документы:
-         выписка изЕдиного государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;
-         выписка изЕдиного государственного реестра индивидуальных предпринимателей — длягражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
-         копии документов,удостоверяющих личность, — для гражданина, не являющегося индивидуальнымпредпринимателем;
-         копиясвидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;
-         документ,подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя(при необходимости);
-         иные документы,необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона(представляются по усмотрению заявителя);
-         копии лицензии напользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционногопроекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционныхпроектов, утвержденный в установленном порядке, — при предоставлении лесногоучастка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическомуизучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целяхреализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Копиидокументов заверяются в установленном порядке. Заявление и прилагаемые к немудокументы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты ихполучения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлениилесного участка в аренду (далее — решение) либо указанные документы возвращаютсязаявителю со следующими обоснованиями причин возврата:
-         осуществлениеиспользования лесов на лесном участке, на который претендует заявитель, другимигражданами и (или) юридическими лицами;
-         подача заявленияи прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленныхПравилами о договоре аренды лесного участка;
-         предоставлениезаявителем неверных сведений о себе;
-         запрещение всоответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленноговида использования лесов на данном лесном участке;
-         несоответствиезаявленного использования лесного участка лесному плану субъекта РоссийскойФедерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Отказ в предоставлениилесного участка в аренду в случаях, когда проведение аукциона не требуется,может быть обжалован в судебном порядке.
Решение должно содержать:
-         сведения озаявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчествогражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальнымпредпринимателем);
-         местоположение иплощадь лесного участка;
-         вид и срокиспользования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;
-         сроки подготовкии заключения договора.
В случае принятия решениябез проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведениегосударственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка,после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку иподписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка. Припредоставлении до 1 января 2010 г. гражданам, юридическим лицам лесных участковв составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастровогоучета арендодателем соответствующих лесных участков обеспечиваетсягосударственный учет лесных участков.
Подготовка и подписаниедоговора на основании результатов аукциона по продаже права на заключениедоговора осуществляются в соответствии со статьей 80 Лесного кодекса РоссийскойФедерации по форме примерного договора аренды лесного участка.
Договор заключается вписьменной форме путем составления одного документа, подписываемогоарендодателем и арендатором.
Договор подлежитгосударственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При заключении договораарендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц напредоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этойобязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либорасторжения договора и возмещения убытков.
Таким образом, содержаниедоговора об аренде лесного участка должно включать все условия, предусмотренныедля договоров такого типа.
 
Особенности расторжения и прекращения договора аренды участкалесного фонда
Расторжение договорааренды лесного участка производится по общим правилам, предусмотренным длядоговора аренды ГК РФ с учетом особенностей, установленных ЛК РФ.
Согласно статье 450 ГКизменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное непредусмотрено ГК, другими законами или договором. По требованию одной из сторондоговор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
-         при существенномнарушении договора другой стороной;
-         в иных случаях,предусмотренных ГК, другими законами или договором.
Существенным признаетсянарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такойущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправерассчитывать при заключении договора. В случае одностороннего отказа отисполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускаетсязаконом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутымили измененным.
Статья 451 ГКустанавливает правила изменения и расторжения договора в связи с существеннымизменением обстоятельств. Существенное изменение обстоятельств, из которыхстороны исходили при заключении договора, является основанием для его измененияили расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из егосущества. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменилисьнастолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще небыл бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Соглашение об измененииили расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если иззакона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не следуетиное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявленостороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложениеизменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный впредложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — втридцатидневный срок (статья 452 ГК).
Если стороны не достиглисоглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимисяобстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а такжеизменен судом в связи с существенным изменением обстоятельств, когдарасторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет длясторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнениядоговора на измененных судом условиях, при наличии одновременно следующихусловий:
-         в момент заключениядоговора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств непроизойдет;
-         изменениеобстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не моглапреодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности,какая от нее требовалась по характеру договора;
-         исполнениедоговора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующеедоговору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы длязаинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишиласьбы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
-         из обычаевделового оборота или существа договора не следует, что риск измененияобстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связис существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда висключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественныминтересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты,необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Прирасторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд потребованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходяиз необходимости справедливого распределения между сторонами расходов,понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
Согласно статье 453 ГКпри изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде, прирасторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае изменения илирасторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными смомента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора,если иное не следует из соглашения или характера изменения договора, а приизменении или расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления взаконную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Стороны не вправетребовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до моментаизменения или расторжения договора, если иное не установлено законом илисоглашением сторон. Если основанием для изменения или расторжения договорапослужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторонавправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжениемдоговора.
Изменение договора арендылесного участка может потребоваться, например, в случае, если его положениевступит в противоречие с новым лесохозяйственным регламентом (ст. 87 ЛК).
Статья 619 ГКустанавливает случаи досрочного расторжения договора по требованиюарендодателя, а статья 620 ГК — по требованию арендатора. Во всех указанных вних случаях договор расторгается только судом.
По требованиюарендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях,когда арендатор:
-         пользуетсяимуществом (лесным участком) с существенным нарушением условий договора илиназначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
-         существенноухудшает имущество (лесной участок);
-         более двух разподряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит аренднуюплату.
Договором аренды могутбыть установлены и другие основания досрочного расторжения договора потребованию арендодателя. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжениядоговора только после направления арендатору письменного предупреждения онеобходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
По требованию арендаторадоговор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
-         арендодатель непредоставляет имущество (лесной участок) в пользование арендатору либо создаетпрепятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора илиназначением имущества;
-         переданноеарендатору имущество (лесной участок) имеет препятствующие пользованию имнедостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, небыли заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендаторомво время осмотра имущества при заключении договора;
-         арендодатель непроизводит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества (если онобыло на лесном участке) в установленные договором аренды сроки, а приотсутствии их в договоре в разумные сроки;
-         имущество в силуобстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии,непригодном для использования (например, в связи с радиоактивным загрязнением).
Договором аренды могутбыть установлены и другие основания досрочного расторжения договора потребованию арендатора.
Согласно статье 618 ГК,если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договорааренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды.Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды наимущество (лесной участок), находившееся в его пользовании в соответствии сдоговором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях,соответствующих условиям прекращенного договора аренды. Если договор аренды пооснованиям, предусмотренным ГК, является ничтожным, ничтожными являются изаключенные в соответствии с ним договоры субаренды.
Произведенные арендаторомотделимые улучшения арендованного имущества (например, разборные временныесооружения) являются его собственностью, если иное не предусмотрено договоромаренды. В случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и ссогласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вредадля имущества (например, лесовозная дорога), арендатор имеет право послепрекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное непредусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованногоимущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению неподлежит, если иное не предусмотрено законом. Улучшения арендованногоимущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счетамортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностьюарендодателя (статья 623 ГК).
Основания прекращениядоговора аренды участка установлены также статьей 46 ЗК. Они аналогичныоснованиям прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком(ст. 9 ЛК).
Приведенные положениязаконодательства не относят к основаниям прекращения договора аренды лесногоучастка ни изменение вида его разрешенного использования (ст. 25 ЛК), ни видадеятельности арендатора, ни его преобразование в иную организационно-правовуюформу юридического лица.
Во всех случаях, когдадоговор аренды заключался по результатам аукциона, он не может быть расторгнутпо инициативе сторон (часть 2 статьи 74 ЛК). Расторжение такого договоравозможно только в судебном порядке при существенном нарушении договора одной изсторон (подпункт 1 пункта 2 статьи 450 ГК). Если же договор аренды лесногоучастка заключался в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 74 ЛК, то естьбез проведения аукциона, расторжение договора по соглашению сторон ЛК не запрещает.
Таким образом, можносделать вывод, что в основном порядок расторжения договора аренды лесногоучастка соответствует порядку, установленному ГК РФ с учетом особенностей,установленных ЛК РФ.
/>Основные направления совершенствованиязаконодательства о договоре аренды участка лесного фонда
Лес — один из важнейшихприродных ресурсов страны. В связи с этим задачей российского государстванаряду с удовлетворением потребностей населения в лесе, организацией работы повоспроизводству, охране, недопущению истощения леса и обеспечением егоэкологического благополучия является создание нормативной базы эффективногоиспользования лесов.
Концепцией развитиялесного хозяйства Российской Федерации, одобренной распоряжением ПравительстваРФ от 18 января 2003 г. N 69-р, определяется, что основополагающее значениеимеет создание единого правового, экономического и организационного механизмагосударственного управления лесами.
На первом этапе(2003-2005 гг.) происходило формирование эффективной структуры по управлениюлесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществляласьразработка новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов,регулирующих лесные отношения, обеспечивались условия дальнейшего развитиярыночных отношений в лесопользовании.
На втором этапе(2006-2010 гг.) предусматривается осуществить планомерное развитие лесногохозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкогоиспользования геоинформационных систем и технологий для обеспеченияинтенсивного комплексного использования лесных ресурсов при сохраненииэкологического и генетического потенциала лесов России.
На сегодняшний деньединственным основанием возмездного использования лесов в Российской Федерации являетсядоговор аренды участков лесного фонда.
Другим распространенным,основанным на принципе платности и широко используемым на практике, основаниемлесопользования является лесопользование по лесорубочному билету, ордеру илесному билету, выдаваемым на основании решения федерального органаисполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительнойвласти субъекта Федерации.
Законодателемрассматривался вопрос о возможности предоставлении участков лесного фонда всобственность частным лицам, например путем предоставления арендаторам прававыкупа арендуемых лесных участков, что должно находить отражение в договореаренды. Доходность частных лесов практически во всех странах Западной Европы,как правило, выше государственных. Этот экономический аргумент является главнымкозырем для сторонников частной собственности на леса.
Однако принятие решения опредоставлении участков лесного фонда в частную собственность судьбоносно нетолько для лесопромышленных организаций, но и для всех граждан России. Вобществе уже прошла волна недовольства по поводу передачи лесных угодий всобственность, еще свежа память о приватизации государственного имуществаначала и середины 90-х годов, выгоду от которой получили лишь лица, так илииначе приближенные к административному ресурсу[12].
Учитывая указанныеобстоятельства, рассмотрим преимущества предоставления лесов в пользование подоговору аренды по сравнению с предоставлением их в частную собственность, атакже с лесопользованием по лесорубочному билету, ордеру и лесному билету.
В первую очередьостановимся на причинах, по которым на сегодняшний день введение частнойсобственности на леса недопустимо.
Леса при их интенсивномиспользовании истощаются. Передача части лесного фонда в частную собственностьможет повлечь нестабильность и необратимые последствия как для самих лесов с ихважной экологической функцией, так и для окружающей среды в целом, а следовательно,и для здоровья населения.
Эффект от введениячастной собственности на леса в России проявится лишь через несколькопоколений, поскольку он в большей степени определяется не экономическими, аэтическими факторами. Этику нравственного поведения частных лесовладельцевнельзя считать нормами лесного права; она требует определенного историческогоразвития, естественный ход которого был прерван в России в 1917 г.[13]
При разработке леснойстратегии очень важно определить оптимальное соотношение между различнымиформами использования лесов. Следствием введения частной собственности на лесаявляется уменьшение возможностей со стороны государства регулировать и контролироватьлесопользование.
В контексте российскихпроблем, связанных с передачей лесного фонда в частную собственность, интересенопыт США и Канады по определению политики собственности на леса. В частности,законом США о федеральной политике и управлении землями 1976 г. установлено,что «государственная политика США направлена на сохранение публичных(государственных) земель в федеральной собственности, за исключением случаев,когда их передача в иную собственность отвечает национальным интересам»[14].
Законодательствопровинций Канады также исходит из необходимости сохранения права публичной(государственной) собственности на леса, но выражает такую политику болеежестко. В соответствии с законом провинции Квебек «О лесах» леса Короныобъявлены «национальным достоянием», собственностью всех жителей Квебека,находящимися в «публичном доверительном управлении» государственных органов провинции.Их использование осуществляется и регулируется в целях достижения максимальноблагоприятного с экономической и экологической точек зрения результата и тольков публичных интересах[15].
Многие лесопромышленники,заготавливающие древесину на десятках тысяч гектаров, полагают, что им выгоднееи дешевле аренда лесных участков, прибыль от вырубки которых достаточнопредсказуема и моментальна. Крупные лесопромышленные организации севера ивостока страны, судя по всему, в массе своей не претендуют на приобретение всобственность массивов тайги с землей для целей производства и вывоза древесины[16].
Права пользованияучастками лесного фонда согласно действующему законодательству на принципахплатности также могут осуществляться на основании лесорубочного билета, ордераи лесного билета, выдаваемых на основании решения федерального органаисполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительнойвласти субъекта Федерации. Стоит отметить, данный вид лесопользования широкоприменяется на практике.
Заключение договорааренды лесного участка подразумевает более сложный юридический состав посравнению с получением права лесопользования по лесорубочному билету, ордеру илесному билету. Это обстоятельство используется сторонниками упрощенногопорядка получения права лесопользования как аргумент нецелесообразностисохранения института аренды вообще.
Вопрос о необходимостиаренды поднимается и тогда, когда речь идет об отдельно взятых видахлесопользования. Например, М. Яшин придерживается позиции, что целесообразноисключить из Лесного кодекса понятие аренды всех лесов для ведения охотничьегохозяйства, но отразить и раскрыть в нем следующие положения:
-         охотники,получившие в установленном законодательством о животном мире порядке право напроизводство охоты на определенной территории, могут находиться в лесах на этойтерритории без каких-либо дополнительных разрешений и платы;
-         предоставлениеправа долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными кобъектам охоты, осуществляется в соответствии с действующим законодательством оживотном мире;
-         охотопользователи,желающие поддерживать за счет биотехнических мероприятий плотность животных,превышающую установленную предельную, могут обращаться к собственникам леса озаключении взаимовыгодных хозяйственных договоров в соответствии с гражданскимзаконодательством;
-         пользованиелесной продукцией, а также получение участков земель лесного фонда для нуждохотничьего хозяйства осуществляется охотопользователями в порядке,установленном для всех прочих лесопользователей[17].
Право пользования леснымиучастками на основании договора аренды представляет собой договорный порядоклесопользования.
Договорный порядоклесопользования позволяет возлагать на участников лесных правоотношенийвзаимные права и обязанности. В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФобязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иныхоснований, указанных в Гражданском кодексе.
Заключение договорааренды участков лесного фонда создает возможность закрепления за арендодателемобязанности по проведению лесовосстановительных мероприятий. Для частника жеглавное — прибыль! Забота о восстановлении лесов, их охране от пожаров ивредителей, проведение лесоустроительных мероприятий будет являться для негонепосильной ношей.
В настоящее время лесноезаконодательство возлагает основное бремя по их проведению на лесхозыфедерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства илиосуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительнойвласти субъекта Федерации по повышению продуктивности лесов. В связи с этим вдальнейшем в целях учета интересов государства в действующее законодательствонеобходимо внести соответствующие изменения, в соответствии с которымидопускается возложение на арендатора обязанностей по восстановлению лесов иобеспечению их безопасности.
Кроме того, договораренды позволяет закрепить объемы лесопользования и избежать случаев сплошныхрубок.
В условиях современнойРоссии институт аренды необходим и тогда, когда речь заходит об иностранныхгражданах и юридических лицах. Например, ст. 15 Земельного кодекса РФпредусматривает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранныеюридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками,находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливаетсяПрезидентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственнойгранице Российской Федерации, и на иных установленных особо охраняемыхтерриториях Российской Федерации. Закрепление аналогичных ограниченийнеобходимо и в лесном законодательстве.
Таким образом, подводяитог, следует отметить сохранение института аренды лесных участков для лесногохозяйства России жизненно важно.
На основании изложенногоможно сделать вывод, что в перспективе включение в договор аренды положения оправе арендатора на выкуп лесного участка не предвидится.
Представляется, чтонеобходима четкая регламентация в ЛК обязанностей арендаторов лесных участковпо восстановлению и сохранению лесных ресурсов. Данные мероприятия должныпроизводится за счет арендатора помимо арендной платы, и они при сроке аренды49 лет позволят восстановить лесные ресурсы. Данное положение должно найтиотражение в ЛК РФ.

/>Заключение
В работе были рассмотреныаспекты правового режима договора аренды лесного участка.
По договору арендылесного участка указанный участок передается гражданам, юридическим лицамлесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственностив аренду.
В данном аспекте в работебыло рассмотрена категория «лесной участок».
Статья 7 ЛК РФ даетпонятие лесного участка. Лесной участок имеет следующие необходимые признаки:
-       это частьповерхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны иудостоверены в установленном порядке;
-       он расположен наземлях лесного фонда или на землях: обороны и безопасности, на которыхрасположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особоохраняемых природных территорий, на которых расположены леса;
-       в отношении негопроведено лесоустройство в порядке, установленном Правительством РФ, иосуществлено проектирование (подготовка проектной документации оместоположении, границах, площади и об иных количественных и качественныххарактеристиках лесного участка) по правилам ст. 69 Кодекса;
-       он прошелгосударственный кадастровый учет лесных участков по правилам ст. 92 Кодекса и всоответствии с ФЗ от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре».
Только совокупность всехназванных признаков позволяет рассматривать соответствующую часть поверхностиземли как юридическую категорию лесного законодательства — лесной участок.
Договор аренды лесногоучастка заключается между арендатором и органом государственной власти илиорганом местного самоуправления, реализующего полномочия в сфере управлениялесными ресурсами.
Правовая природа договорааренды лесного участка заключается в том, что приоритет в регулированииправового режима данного договора в части объектного и субъектного состава, вчасти существенных условий договора, регламентации порядка его заключенияотдается лесному и земельному законодательству. Данная регламентация носит публично-правовойхарактер.
Вопросы же общегохарактера, касающиеся регламентации арендных отношений между его субъектамиотносится к сфере регулирования гражданского права.
Договор аренды лесногоучастка содержит достаточно большое количество существенных условий,обязательных для включения в него.
Поэтому примерноесодержание договора аренды лесного участка установлено Правительством РФ.
Договор заключается вписьменной форме путем составления одного документа, подписываемогоарендодателем и арендатором.
Договор подлежитгосударственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В работе были рассмотреныосновные аспекты гражданско-договорных споров относительно договора аренды лесногоучастка.
Подобные спорыотносительно договора аренды лесного участка могут касаться какпублично-правовой сферы, когда оспариваются нормативные акты, регламентирующиепорядок заключения и исполнения договора аренды лесного участка, так инепосредственно частно-правовых аспектов договора аренды.
В работе были такжерассмотрены перспективы правового регулирования договора аренды.
Так в последнее времяперед принятием нового Лесного кодекса объектом ожесточенных споров быловозможное разрешение на приобретение в собственность лесов, в частностиарендаторами путем выкупа арендованных лесных участков. Однако, данноеположение не нашло законодательного отражения, что имеет определенные плюсы иминусы. В частности главным минусом является то, что арендатора, особенноарендующего участок для порубки деревьев волнует извлечение прибыли, но никакне сохранность и воспроизводство лесных ресурсов. В этом случае представляетсяцелесообразным возложение на арендаторов, арендующих лесные участки в целяхдобычи древесины, обязанностей по восстановлению лесных ресурсов. Данноеположение и порядок его реализации должно включаться в договор аренды. И онодолжно быть закреплено в Лесном кодексе.
Данные изменения позволятв достаточной степени защитить конституционные права граждан на благоприятнуюокружающую среду.

/>Список используемой литературы:
Нормативные акты:
1.             КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //«Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2.             Гражданскийкодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, частьвторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗи часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января,20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.,16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3,30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6декабря 2007 г.)// «Российская газета» от 8 декабря 1994 г., «Российскаягазета» от 6, 7, 8 февраля 1996 г., «Российская газета» от 28 ноября 2001 г.,«Российская газета» от 22 декабря 2006 г.
3.             Лесной кодексРоссийской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // «Российская газета» от 8декабря 2006 г.
4.             Лесной кодексРоссийской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21,29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4 декабря 2006г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 4 февраля 1997 г.
5.             Земельный кодексРоссийской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г.) //«Российская газета» от 30 октября 2001 г.
6.             Федеральный законот 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РоссийскойФедерации» (с изменениями от 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 8декабря 2006 г.
7.             Федеральный законот 26 января 1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданскогокодекса Российской Федерации» (с изменениями от 26 ноября 2001 г.) //«Российская газета» от 6 февраля 1996 г.
8.             Федеральный законот 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков изодной категории в другую» (с изменениями от 21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня,4, 18 декабря 2006 г., 10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г.) // «Российскаягазета» от 30 декабря 2004 г.
9.             Федеральный законот 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4,18 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 30 ноября 1995 г.
10.          Федеральный законот 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (сизменениями от 22 августа 2004 г., 30 июня, 4 декабря 2006 г.) // «Российскаягазета» от 10 января 2000 г.
11.          ПостановлениеПравительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 «О договоре аренды лесного участка,находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениямиот 17 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4июня 2007 г. N 23 ст. 2793
12.          РаспоряжениеПравительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р (с изменениями от 28 сентября 2007г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 4ст. 364
13.          Приказ МПР РФ от4 октября 2007 г. N 258 «Об утверждении Порядка приведения договоров арендыучастков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесногофонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» // «Российскаягазета» от 21 ноября 2007 г.
Специальная литература:
1.             Алихаджиева А.С.Лесное законодательство Российской Федерации: проблемы и перспективы //Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Изд-воПоволж. акад. гос. службы, 2005, Вып. 6. — С. 154-157
2.             Боголюбов С.Новый Лесной кодекс Российской Федерации // Хозяйство и право. — М., 2007, № 4.- С. 24-33
3.             Боголюбов С.А.,Шуплецова Ю.И. Концепция развития лесного законодательства. М., 2004.
4.             Боголюбов С.А.Совершенствование лесного законодательства России // Законодательство иэкономика. 2004. N 5. С. 82-91.
5.             Галазий О.В.Лесное законодательство: проблема адаптации к современным условиям //Евразийское пространство: опыт создания экологического законодательства. Сборникнаучных статей: Материалы международной научно-практической конференции, 7-8октября 2004, г. Иркутск. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2004. — С. 56-64
6.             Дерновой В.Б.Актуальные вопросы проекта федерального закона «Лесной кодекс РФ» // Российскаяюстиция. — М.: Юрид. мир, 2005, № 6. — С. 4-9
7.             Козлова С. НовыйЛесной кодекс // Корпоративный юрист. — М.: Волтерс Клувер, 2007, № 2. — С.20-22
8.             Козодубов А.А.Новый Лесной кодекс Российской Федерации в системе экологическогозаконодательства // Право: история, теория, практика. Сборник статей иматериалов. — Брянск, 2007, Вып. 11. — С. 94-99
9.             Колганова Л.М. Анужен ли нам новый Лесной кодекс? // К познанию права. Сборник студенческихнаучных работ. — Брянск: РИО БГУ, 2006, Вып. 1. — С. 157-159
10.          Комментарии кЛесному кодексу РФ, О.И.Крассов, Норма,, 2007, 416 стр.
11.          Краснова И.О.Отношения собственности на леса: чему учит зарубежный опыт // Законодательствои экономика. 2005. N 3. С. 70-74.

Задание №2
 
Задание 2.Задача по теме.
Гражданин Урбанов,проживающий в городе Зеленоград где, получил по наследству земельный участок сдомом и надворными постройками, находящийся в деревне Кульпино Дмитровскогорайона Московской области. В 1997 г. Урбанов продал принадлежавшую ему городскуюквартиру и переехал в сельскую местность на постоянное место жительства.
В следующем году Урбановзаключил с местным лесным хозяйством договор аренды участка лесного фонда,примыкавшего к его земле, сроком на двадцать лет. По условиям договора арендаторприобрел право вести на участке заготовку древесины, заниматься сено кошением,собирать мох, лесную подстилку и опавшие листья. Урбанов возвел вдоль границылесного участка прочный забор.
Через некоторое времяжители Кульпино обратились к Урбанову с требованием сделать в заграждениипроходы для беспрепятственного сбора ягод, грибов и орехов на арендованнойземле. Лесопользователь отказался исполнить требование селян, сославшись на то,что при сборе упомянутых лесных ресурсов они вытопчут необходимый ему вхозяйстве мох, а также на то, что грибы и ягоды, выросшие на участке,принадлежат только ему.
В свою очередьпредставитель местной администрации Медянский попросил Урбанова предоставитьему за плату право разместить на поляне, находящейся в отдаленной частиарендованного леса, несколько ульев, поскольку именно это место побиологическим параметрам оптимально подходит для пчеловодства. Лесопользовательсогласился с этим предложением, и стороны заключили соответствующий договорсроком на пять лет. Лесное хозяйство обратилось с иском в суд о при знанииданной сделки недействительной.

Ответ:
Исковоетребование лесного хозяйства подлежит отмене т.к. согласно п.6 ст.22 ЛК РФарендатор земельного участка, имеет право передать арендованный земельныйучасток в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка безсогласия собственника земельного участка при условии его уведомления, еслидоговором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Таким образом,сделка является действительной.
Также в соответствии ст. 23 «право ограниченного пользования чужим земельнымучастком (сервитут)» ЛК РФ арендатор обязан обеспечить беспрепятственный проходна территорию земельного участка в целях пп.1-9 п.3 ст.23 ЛК РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.