Реферат по предмету "Государство и право"


Дисциплина труда служащих

Содержание
 
Введение
1. Понятие дисциплины труда. Общие положения о дисциплинетруда
2. Трудовые права и обязанности государственных имуниципальных служащих
3. Поощрения государственных служащих
4. Ответственность государственных служащих
Заключение
Список используемой литературы
 

Введение
 
Актуальность темыисследования обусловлена совокупностью факторов теоретического, правового,организационного, нравственного, управленческого порядка.
Изменившиесяэкономические условия и общественные отношения требуют теоретическогоосмысления сущности, роли и значения дисциплины труда, как важнейшего средстванаведения и поддержания общественного порядка, защиты прав и свобод граждан.Исследование проблемы дисциплины непосредственно связано с потребностьюповышения уровня организованности, упорядоченности общественной системы игосударства. На необходимость наведения порядка и дисциплины в системе органоввласти неоднократно указывал В.В.Путин, который, говоря о сильном, эффективномгосударстве, отмечал, что «… государство — это прежде всего закон, этоконституционный порядок и дисциплина. Если эти инструменты слабы, то слабо и государствоили его попросту нет».[1]
Проблема дисциплины труданепосредственно связана с установлением законности во всех сферах деятельностиорганов власти и управления. От этого зависит безопасность граждан, защита ихсобственности и имущества, создание условий для нормальной жизнедеятельностиобщественных институтов и населения.
Дисциплина труда нетолько правовая, но и нравственная категория. Ее укрепление позволяет выявитьдополнительные возможности обеспечения прочности, авторитета, историческойдееспособности государства и его структур.
Особенное значениедисциплина труда имеет в деятельности государственных гражданских служащих,призванных решать задачи в интересах общества и государства. Она выступаетэлементом профессионализма кадров, значительно повышает культуру ихуправленческого труда, его эффективность.
Дисциплина труда государственныхслужащих не складывается автоматически. Ее формирование и укреплениепредполагает соответствующую управленческую деятельность государственныхорганов и должностных лиц, призванных поддерживать порядок и организованность всистеме государственной службы, что и находит отражение в такой науке, каксоциология управления.
Все это свидетельствуетоб особой актуальности, теоретической и практической значимости темы работы.
Данная работа посвященатакому вопросу как дисциплина труда. Актуальность данной темы заключается втом, что работодатель обязан, относится к работнику не как к товарукупли-продажи, а как к рабочей силе, имеющей свои права и обязанности,учитывать интересы работника, создавать благоприятные для его работы условия.
Цель данной работы –ознакомиться с основными положениями ТК РФ, а именно с разделом VIII «Трудовойраспорядок. Дисциплина труда», в котором рассматривается значение дисциплинытруда, внутренний трудовой распорядок, меры поощрения сотрудников и порядок ихприменения, а также дисциплинарная ответственность и ее виды.
Объект исследования:социальные отношения в государственной гражданской службе Российской Федерации,определяющие состояние дисциплины труда государственных гражданских служащих.
Предмет исследования:дисциплина труда государственных гражданских служащих и механизмы ееукрепления.
Целью исследованияявляется раскрытие механизмов укрепления дисциплины труда государственныхгражданских служащих.
Задачи исследования:
— провести анализметодологических основ исследования дисциплины труда как социального явления;
— проанализироватьсущность и особенности дисциплины труда государственных гражданских служащих;
— выявить правовоймеханизм укрепления дисциплины труда государственных гражданских служащих;
— раскрыть организационныймеханизм укрепления дисциплины труда государственных гражданских служащих;
— определить роль изначение нравственного механизма укрепления дисциплины труда государственныхгражданских служащих.

1. Понятие дисциплины труда. Общиеположения о дисциплине труда
Дисциплина труда являетсянеобходимым условием организации трудового процесса, который невозможен безподчинения его участников определенному порядку. Таким образом, дисциплинатруда является неотъемлемой частью отношений, возникающих между сторонами впроцессе трудовой деятельности.
В статье 189 ТК РФ,действующей с 1 февраля 2002 года, установлено общее определение понятия«дисциплина труда», используемого в трудовом законодательстве:
«Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным всоответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором,соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».[2]
Трудовая дисциплинапредполагает наличие взаимных прав и обязанностей работодателя и работника.Перечень основных прав и обязанностей сторон трудовых отношений приводится встатьях 21 и 22 ТК РФ.
21 статья ТК РФ содержитдостаточно подробный перечень основных прав и обязанностей, которые имеют всеработники, независимо от каких-либо условий трудовых отношений, в том числе — является ли работодатель физическим или юридическим лицом.
Так, работник имеет правона:
— «заключение, изменениеи расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установленыТК РФ, иными федеральными законами;
— предоставление емуработы, обусловленной трудовым договором;
— рабочее место,соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда иусловиям, предусмотренным коллективным договором;
— своевременную и вполном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией,сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
— отдых, обеспечиваемый установлениемнормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего временидля отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельныхвыходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
— полную достовернуюинформацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
— профессиональнуюподготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке,установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
— объединение, включаяправо на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своихтрудовых прав, свобод и законных интересов;
— участие в управленииорганизацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами иколлективным договором формах;
— ведение коллективных переговорови заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, атакже на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
— защиту своих трудовыхправ, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
— разрешениеиндивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, впорядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
— возмещение вреда,причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсациюморального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
— обязательное социальноестрахование в случаях, предусмотренных федеральными законами.[3]
Работник обязан:
— добросовестно исполнятьсвои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
— соблюдать правилавнутреннего трудового распорядка;
— соблюдать трудовуюдисциплину;
— выполнять установленныенормы труда;
— соблюдать требования поохране труда и обеспечению безопасности труда;
— бережно относиться кимуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся уработодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этогоимущества) и других работников;
— незамедлительносообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновенииситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имуществаработодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя,если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества)».[4]
Приведенные выше права иобязанности работника общего характера получают свое уточнение в иныхнормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, локальныхнормативных актах, а также в коллективных договорах, соглашениях.
Дальнейшую конкретизациютрудовые права и обязанности работника по работе в определенной должности,специальности, профессии получают в трудовом договоре, заключаемом междуработником и работодателем.
Вместе с тем,установление конкретных прав и обязанностей работника по работе в определеннойдолжности, специальности, профессии и порядок их выполнения допускается также вдолжностной инструкции, с которой принимаемый на работу работник должен бытьознакомлен под роспись. При этом следует отметить, что составленная надлежащимобразом должностная инструкция в ряде случаев играет существенную роль вотношениях сторон, регулируемых трудовым законодательством. Далее в настоящейстатье автор ещё будет ссылаться на должностную инструкцию работника с тем,чтобы читатель мог в полной мере оценить важность соблюдения требованийзаконодательства при применении этого локального документа.
В соответствии с ТК РФправам и обязанностям работника корреспондируют соответствующие права иобязанности работодателя. Согласно статье 22 ТК РФ работодатель имеет право:
— «заключать, изменять ирасторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которыеустановлены ТК РФ, иными федеральными законами;
— вести коллективныепереговоры и заключать коллективные договоры;
— поощрять работников задобросовестный эффективный труд;
— требовать от работниковисполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществуработодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя,если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) идругих работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
— привлекать работников кдисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ,иными федеральными законами;
— принимать локальныенормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихсяиндивидуальными предпринимателями);
— создавать объединенияработодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать вних.[5]
Работодатель обязан:
— соблюдать трудовоезаконодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудовогоправа, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений итрудовых договоров;
— предоставлятьработникам работу, обусловленную трудовым договором;
— обеспечиватьбезопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативнымтребованиям охраны труда;
— обеспечивать работниковоборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами,необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
— обеспечивать работникамравную оплату за труд равной ценности;
— выплачивать в полномразмере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные всоответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудовогораспорядка, трудовыми договорами;
— вести коллективныепереговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТКРФ;
— предоставлятьпредставителям работников полную и достоверную информацию, необходимую длязаключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
— знакомить работниковпод роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственносвязанными с их трудовой деятельностью;
— своевременно выполнятьпредписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного напроведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функциипо контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы,наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовыхактов, содержащих нормы трудового права;
— рассматриватьпредставления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работникамипредставителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов,содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленныхнарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
— создавать условия,обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренныхТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
— обеспечивать бытовыенужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
— осуществлятьобязательное социальное страхование работников в порядке, установленномфедеральными законами;
— возмещать вред,причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а такжекомпенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТКРФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации;
— исполнять иныеобязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативнымиправовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором,соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами».[6]
Исходя из приведенныхвыше норм трудового законодательства, можно выделить комплекс дисциплинарныхправ и обязанностей работника и работодателя.
Работник обязандобросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правилавнутреннего трудового распорядка, дисциплину труда, в том числе своевременно иточно исполнять распоряжения работодателя, выполнять установленные нормы труда,соблюдать требования по охране труда, технике безопасности и производственнойсанитарии, бережно относиться к имуществу работодателя.
А работодатель обязанорганизовать труд работников и произвести оплату труда, создать условия,необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда, в том числеобеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственнымнормативным требованиям охраны труда, обеспечивать бытовые нужды работников,связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.[7]
При этом работодательдолжен руководствоваться требованиями и положениями ТК РФ, иных нормативныхправовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов,коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, трудовогодоговора.
Трудовая дисциплинапредполагает создание работодателем необходимых экономических, материальных иорганизационных условий для нормальной высокопродуктивной работы. Кроме того, вобязанность работодателя входит нормативное закрепление правил трудовогораспорядка. В этих целях работодатель (за исключением работодателей — физическихлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) наделен полномочиями поразработке и принятию системы локальных нормативных актов, содержащихпредписания о правилах поведения работников в процессе труда.
Итак, работодатель в силууправленческих полномочий обладает, в том числе, дисциплинарной властью.Наемный работник, заключая трудовой договор, признает эту власть заработодателем и обязуется ей подчиняться.
Работодателюпредоставляется право поощрять работников за добросовестный эффективный труд, атакже нерадивых работников привлекать к дисциплинарной ответственности.
При примененииработодателем мер дисциплинарных взысканий, он обязан неукоснительно соблюдатьвсе требования, установленные действующим трудовым законодательством. Недопускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренныхфедеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Кроме того, недопускается применение дисциплинарных взысканий с нарушением порядка,установленного ТК РФ.
Таким образом, в сфередисциплины труда работодатель обладает следующими полномочиями:
— принимает локальныенормативные акты, регулирующие правила внутреннего трудового распорядка;
— конкретизирует права иобязанности каждого работника в соответствии с трудовым договором (должностнойинструкцией) и действующим трудовым законодательством;
— требует от работниковисполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществуработодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя,если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) идругих работников;
— требует от работниковсоблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
— оценивает деятельностьработника с позиций исполнения им трудовых обязанностей;
— поощряет работников задобросовестный эффективный труд;
— проводит дисциплинарноерасследование;
— привлекает работников кдисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, инымифедеральными законами.[8]
Следует отметить, что втеории права различают понятия трудовой, производственной и технологическойдисциплины. Производственная дисциплина направлена на обеспечение порядка напроизводстве, связанного с выполнением норм труда, бережным отношением кимуществу работодателя, соблюдением порядка на рабочем месте и так далее.Технологическая дисциплина — составная часть производственной дисциплины,заключается в соблюдении технологических процессов, правил обращения с машинамии так далее. Дисциплина труда — понятие более широкое, которое включает в себя,в том числе и производственную дисциплину, и технологическую дисциплину.
Таким образом, дисциплинатруда — понятие, которое предполагает определенный порядок взаимоотношений дляучастников трудовых отношений, и включает в себя ряд понятий, определяющихобязательные правила по регулированию у конкретного работодателя трудовогораспорядка, охраны труда, оплаты труда, нормирования труда и так далее.
Дисциплина труда — отличительный признак трудовых правоотношений. Обязанность соблюдать дисциплинутруда есть одна из основных обязанностей работника как субъекта трудовогоправоотношения. При этом работодатель обязан создавать условия, необходимые длясоблюдения работниками дисциплины труда.[9]
Сторонами дисциплинарныхотношений являются все участники трудовых отношений, в первую очередь работники работодатель. Затем следуют отношения между трудовым коллективом и егочленами, администрацией и трудовым коллективом, работником и работником и такдалее.
Как самостоятельныйинститут трудового права дисциплина труда есть совокупность норм, правилповедения, регулирующих отношения в сфере трудовой дисциплины.
В связи с этим содержаниетрудовой дисциплины может быть рассмотрено в двух аспектах: объективном исубъективном.
В объективном смыслетрудовая дисциплина включает в себя нормы, устанавливающие трудовой распорядокпутем закрепления трудовых обязанностей работников и работодателя, правилповедения в процессе труда, определенного режима труда и отдыха. Этотраспорядок регулируется нормами ТК РФ, иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений, локальныхнормативных актов, трудового договора, приспосабливается к условиямпроизводства, особенностям организации труда и действует у конкретногоработодателя в виде внутреннего трудового распорядка.[10]
Субъективную сторонутрудовой дисциплины составляет оценка поведения работников в процессе труда,включающая в себя меры поощрения за успехи в труде, стимулирующиедисциплинированный труд, а также привлечение к ответственности за нарушениетрудовой дисциплины. В субъективном смысле дисциплину труда можно рассмотретькак показатель соблюдения внутреннего трудового распорядка, как правомерноеповедение участников трудовых отношений.[11]
Трудовая дисциплина естьформа общественной связи между людьми, что обусловливает изменение еесодержания, стимулов и методов ее обеспечения вместе с развитием общественныхотношений.
В настоящее времяукрепление трудовой дисциплины требует иных стимулов усиления трудовоймотивации. Трудовая мотивация — это фактор, который определяет включенностьинтересов каждой личности в продуктивную работу. Мотивация к труду – этосубъективный аспект трудовой дисциплины. На трудовую мотивацию можно влиятьчерез психологическое и моральное воздействие (метод убеждения), материальное иморально-правовое поощрение, предоставление различных льгот и преимуществ(метод поощрения), а также через меры дисциплинарного воздействия, применяемыек нарушителям трудовой дисциплины (метод принуждения).
В целом, методы управлениядисциплиной труда можно разделить на три группы: экономические, психологическиеи правовые. Остановимся более подробно на методах правового воздействия.
Если ранее «Кодексзаконов о труде Российской Федерации» (утратил силу с 1 февраля 2002 года) различалтри метода: убеждение, поощрение и принуждение, то в рамках ныне действующегоТК РФ, отразившего изменение общественных отношений в нашей стране, нормативнозакреплены только методы поощрения и принуждения.
Следует отметить, чтопрактика применения этих методов насчитывает тысячелетия. В течение вековменялись не методы, а их содержание и комбинация. При этом наиболее частоиспользуются для управления дисциплиной труда поощрение и принуждение, ведь сдавних пор искусство управления людьми состоит в умелом сочетании метода «кнутаи пряника».
Дисциплину труда можнорассмотреть как комплекс правовых средств и мероприятий по установлению,соблюдению и обеспечению внутреннего трудового распорядка.
К методам регулированиядисциплины труда многие авторы относят:
— убеждение;
— поощрение;
— принуждение (то естьпривлечение к дисциплинарной ответственности).
При этом большинствоуказывают на исключительно психологический и моральный характер методаубеждения.
Метод убеждения, каквоспитательная мера воздействия на сознание работника с целью побудить его кполезной деятельности или предотвратить нежелательные поступки, в современныхусловиях рыночной экономики, безработицы, переизбытка рабочей силы практическиутратил свою актуальность. Сейчас работодатель с нарушителями дисциплины трудаможет расторгнуть трудовой договор и заполнить вакантные места грамотными,дисциплинированными профессионалами. Однако очень важно в этих случаях, чтобыработодатель помнил о своей обязанности строго руководствоваться законом и нормамилокальных нормативных актов.[12]
Причем, если методубеждения может использоваться исключительно по усмотрению работодателя,администрации или трудового коллектива, то применение мер поощрения идисциплинарных взысканий регулируется правовыми нормами федерального илокального уровня.
2. Трудовые права и обязанностигосударственных и муниципальных служащих
Права государственногослужащего — это обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральнымзаконом, иными правовыми нормативными актами и охраняемые государствомвозможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполненияполномочий государственных органов. Общие права государственного служащегоперечислены в ст.9 Федерального закона. Их можно разделить на три группы:
1. Права, обеспечивающиеуяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту: право наознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемойдолжности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе,организационно-технические условия, необходимые для исполнения служащимдолжностных обязанностей; право на ознакомление с материалами своего личногодела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их вличное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; право на проведениеслужебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь идостоинство; право на обращение государственного служащего в соответствующиегосударственные органы или в суд для разрешения споров, связанных сгосударственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационныхэкзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик,приема на государственную службу, ее прохождения и т.п.
2. Права, способствующиенепосредственному выполнению служебных обязанностей: право на получение вустановленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей; право на посещение в установленном порядке дляисполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организацийнезависимо от форм собственности; право на принятие решений и участие в ихподготовке в соответствии с должностными обязанностями; право напереподготовку, переквалификацию и повышение квалификации за счет средствсоответствующего бюджета; право на внесение предложений по совершенствованиюгосударственной службы в любые инстанции.
3. Права, содействующиеусилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащихему конституционных прав и свобод, обеспечивающих социальные гарантиислужащего: право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещениевакантной должности; право на продвижение по службе, увеличение денежногосодержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; правона пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; право наобъединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,социально-экономических и профессиональных интересов.[13]
Под обязанностямигосударственного служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ иустановленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами дляобязательного систематического осуществления функции (основные действия),составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности пообеспечению исполнения полномочий государственных органов.
В Федеральном законе «ОбОсновах государственной службы РФ» нормативно определен состав основныхобязанностей государственных служащих, но законодательство возлагает нагосударственного служащего большее число обязанностей; конкретные обязанностигосударственных служащих по соответствующим государственным должностямопределяются соответствующими должностными инструкциями и положениями.
В Законепредусматривается шесть обязанностей, относящихся к существу служебнойдеятельности, и две — сопутствующие статусу государственных служащих.
Обязанность государственногослужащего обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдениеКонституции РФ является одной из основных и обусловлена тем, чтогосударственный служащий органически связан с государством. Выполнение этойобязанности означает, что государственный служащий должен исполнять своюдолжность в духе конституционных принципов: соблюдения и защиты прав и свободчеловека и гражданина, равноправия и полноправия граждан, законности, гуманизмаи др. Государственный служащий не должен совершать действия, приводящие кподрыву авторитета государства и государственной службы, принимать участие вдействиях, нарушающих работу государственных органов. Он обязан препятствоватьвсем проявлениям, направленным на отрицание конституционного строя.
Обязанность по обеспечениюподдержки конституционного строя должна исполняться государственным служащимпосредством активных действий по вовлечению граждан в поддержкуконституционного строя.
Государственный служащийдолжен добросовестно, активно и в полной мере осуществлять должностныеобязанности, предусмотренные законодательством, исполнять приказы,распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. Отгосударственного служащего ожидается, что он будет прилагать все усилия, чтобывсегда выполнять свои должностные функции наилучшим образом, соблюдая при этомправила внутреннего служебного распорядка государственного органа, не разглашаягосударственную, служебную, коммерческую и другую тайну.
Государственный служащийдолжен иметь необходимую профессиональную подготовку и прежде всего обладатьзнаниями, достаточными для исполнения должностных полномочий.[14]
Ограничения и запреты(правоограничения), связанные с государственной службой, — это обусловленныеКонституцией РФ и установленные федеральным законом, иными нормативнымиправовыми актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащегов определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.[15]
Их назначение — обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочийгосударственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблениюгосударственных служащих своими обязанностями; создать условия длянезависимости служебной деятельности; гарантировать соблюдение государственнымислужащими прав и свобод граждан.
Установленныеправоограничения рассматриваются в двух основных аспектах: несовместимостидолжности государственного служащего с другими видами деятельности; обеспечениядисциплинарного режима на государственной службе.
Федеральным закономустановлены следующие правоограничения: запрет заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа; запретзаниматься предпринимательской деятельностью; запрет состоять членом органа управлениякоммерческой организации; запрет быть представителем или поверенным по деламтретьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственнойслужбе либо который непосредственно подчинен или подконтролен этому органу;запрет использовать в неслужебных целях средства служебного обеспечения; запретполучать гонорары за публикации и выступления в качестве государственногослужащего; запрет получать от физических и юридических лиц вознаграждения,связанные с исполнением своих должностных полномочий; запрет приниматьиностранные награды без специального разрешения Президента РФ; запрет выезжатьв служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;запрет принимать участие в забастовках; запрет использовать служебное положениев интересах политических партий и других общественных объединений.[16]
Обязанность передавать вдоверительное управление на время прохождения государственной службы подгарантию государства доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческихорганизаций.
Обязанность представлятьв органы налоговой службы сведения о полученных доходах и имуществе (припоступлении на государственную службу и ежегодно во время прохождения службы).
Обязательноедактилоскопирование государственных служащих.
Также Закономпредусмотрены ограничения в приеме на государственную службу и ряд специальныхоснований прекращения государственно-служебных отношений, являющихся такжеправоограничениями.[17]

3. Поощрениягосударственных служащих
Возможность поощрениягосударственных служащих закрепляется в ст. 13 Федерального закона «Об основахгосударственной службы в Российской Федерации» в редакции от 18.02.99 г. №119-ФЗ. В соответствии с данной статьей «за успешное и добросовестноеисполнение государственным служащим своих должностных обязанностей,продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности исложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок ихприменения устанавливаются федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации».
Поощрение — этоположительная санкция, заслуженная мера одобрения, как правило, публичноепризнание заслуг, отличий и успехов персонала в том или ином виде деятельности,выступающее как способ социального контроля, правового регулирования трудовыхотношений, средство воздействия на субъектов, их интересы, цели и иные мотивы,призванное подкреплять позитивное и превосходящее обычные требования поведение.[18]
Законодательствопредполагает следующую систему поощрений государственных служащих: установлениеосновных форм поощрения; определение оснований для применения конкретных видовпоощрения; установление лиц, наделенных правом применять поощрения; определениепроцедуры применения различных видов поощрения; возникновение определенныхюридических прав и обязанностей, льгот и преимуществ у поощренного лица.[19]
Меры поощрения направленына удовлетворение социальных потребностей работника. Как указывает А. Маслоу,на определенном этапе удовлетворения первичных потребностей у работникаисчезает заинтересованность них. Возникают новые потребности: в признании,причастности и др.[20] На их удовлетворение инаправлены меры поощрения.
Труд государственныхслужащих, как известно, регулируется нормами как административного, так итрудового права6. Кодекс законов о труде РФ устанавливает две основные формыпоощрения: за успехи в работе и за особые трудовые заслуги.
Статья 131 КЗоТ РФ«Поощрения за успехи в работе» устанавливает: «За образцовое выполнениетрудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качествапродукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и задругие достижения в работе применяются следующие поощрения: объявлениеблагодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение почетнойграмотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета.[21]
Правилами внутреннеготрудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотренытакже другие поощрения.
Перечень основных мерпоощрения, данный в ст. 131 КЗоТ РФ, является примерным, поэтому правиламивнутреннего распорядка и другими локальными нормативными актами, а такжеуставами и положениями могут вводиться иные материальные меры поощрения, своипочетные звания типа «Лучший работник» по той или иной профессии, «Почетныйветеран труда» и т.д. Ряд государственных органов применяет в качествепоощрения переходящие призы, фотографирование у знамени, вручениеблагодарственных писем, выдачу бесплатных или льготных путевок в санатории идома отдыха. В некоторых субъектах Федерации применительно к государственнымслужащим используется в виде поощрения досрочное присвоение более высокогоквалификационного разряда. Эти и иные меры поощрения называютсядополнительными.
Благодарность — оперативнаяформа поощрения, официальное выражение высокой оценки труда гражданина, егодействий. Благодарность может быть объявлена как устно, так и в приказе поучреждению, организации.
Премия — денежноевознаграждение, выплачиваемое персоналу за достижение определенныхколичественных и качественных результатов в работе. Следует различать: премииединовременного характера за выполнение конкретного задания; премии итоговые заопределенный период безупречной деятельности; премии, выплачиваемые персоналусогласно действующим системам заработной платы (текущие премии); специальныепремии. Лицам, удостоенным премии, могут присваиваться звания, например «Лауреатпремии Правительства Российской Федерации в области науки и техники» вручениемдиплома и почетного знака. Условия премирования устанавливаются в каждомконкретном случае с учетом контингента работающих и величины средств,отпускаемых на эти цели. Как правило, перечень премий, их размеры, основания ипорядок их вручения определяются в коллективных договорах, положениях об оплатетруда работников или иных соглашениях работодателя с персоналом.
Ценный подарок — единовременное поощрение материального характера, вещь, представляющая интересдля поощряемого, стимул для его дальнейшей активной деятельности.
Почетная грамота — выдаваемый на руки официальный документ установленной формы, свидетельствующийоб общественном признании профессиональных заслуг гражданина или трудовогоколлектива, достижении ими высоких результатов в работе.[22]
Книга почета — красочнооформленные, сшитые под один переплет листы бумаги для занесения имен лиц,внесших наиболее весомый вклад в деятельность организаций, учреждений.Заполняется официальными лицами в соответствии с приказами администрации.
Доска почета — выставленный на видном месте красочно оформленный щит с портретами лучшихработников, в течение продолжительного времени добивающихся высокихпрофессиональных результатов.[23]
Многообразие формпоощрения обусловлено множеством факторов, среди которых важное значение имеютматериальные возможности учреждений и организаций, специфика их деятельности,состав работающих (по полу, возрасту, стажу, уровню образования, квалификации),условия труда и быта персонала и пр.
Важным вопросом являетсявопрос об основаниях поощрения государственного служащего. В соответствии сдействующим законодательством основаниями для поощрения государственныхслужащих могут быть: добросовестное исполнение служебных обязанностей; успешноеисполнение служебных обязанностей; продолжительная служба; безупречная служба;выполнение заданий особой важности; выполнение заданий особой сложности.
Как отмечает В.М.Манохин, данный перечень нуждается в существенном уточнении, очевидно, в рамкахкаждого вида службы в отдельности8.
Законодательстводопускает возможность применения к одному лицу или коллективу нескольких мерпоощрения, в том числе материальных и моральных. В соответствии со ст. 137 КЗоТРФ и в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения кперсоналу не применяются.
Решение о поощренииперсонала объявляется в приказе (распоряжении), доводится до сведенияпоощренного и заносится в его трудовую книжку.
Порядок примененияпоощрений за особые трудовые заслуги строго определен соответствующиминормативными актами.
Персонал, удостоенныйпоощрения, наделяется определенными правами. На практике администрация ипрофсоюзные органы могут формировать определенную систему прав и преимуществ,предоставляемых поощренным работникам, включающую право выбора отпуска вудобное для них время, повышение размеров денежного вознаграждения по итогамгода и иные формы.
Для поощрениягосударственных служащих в ведомствах принимаются положения о премировании.Положением установлена система материального поощрения сотрудников Комитета ввиде выплаты премий. Премии выплачиваются: ежемесячно — за основные показателидеятельности Комитета, единовременно — за качественное и своевременноевыполнение особо ответственных заданий, а также при уходе в очередной отпуск вразмере трех должностных окладов; ежегодно — по результатам деятельности Комитетаза год.
4. Ответственностьгосударственных служащих
Правовой статусгосударственного служащего складывается из нескольких правовых статусов. В.М.Манохин указывает, что государственный служащий обладает как общим правовымстатусом гражданина, так и специальным правовым статусом. В связи с этим оннесет ответственность как по общим правовым актам, так и по специальным,отражающим специфику его деятельности.[24]
Дисциплинарнаяответственность государственных служащих
Дисциплинарнаяответственность представляет собой одну из форм государственного принуждения,применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам,совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятныепоследствия для нарушителя. В отличие от других видов юридическойответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном«ведомственных» пределах в рамках служебного подчинения. Она заключается вприменении администрацией в установленном законодательством порядке мердисциплинарного взыскания к государственному служащему, совершившемудисциплинарный проступок. Меры дисциплинарной ответственности применяются не«надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т. д.), а органами(должностными лицами) организаций, учреждений, предприятии, где служитнарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).[25]
Институт дисциплинарнойответственности является одним из наиболее динамичных в законодательстве.Система дисциплинарной ответственности в советском законодательствепретерпевала серьезные изменения, прежде чем достигла своего нынешнего состояния,но ее развитие продолжается и сейчас.
Дисциплинарнаяответственность государственных служащих в настоящее время установлена принятымв 1995 г. Федеральным законом «Об основах государственной службы в РоссийскойФедерации» в редакции от 18.02.99 г. № 119-ФЗ, а также соответствующимизаконами субъектов Российской Федерации. Кроме этих нормативных актов можноотметить Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системегосударственной службы» в редакции от 27.06.2000 г. N 1192.[26]
Основанием дисциплинарнойответственности в соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона «Об основахгосударственной службы в РФ» является дисциплинарный проступок, то естьнеисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего должностныхобязанностей. В целом дисциплинарное законодательство не содержитисчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом проявляется одна изособенностей дисциплинарной ответственности: отсутствие в нормативных актахзакрепления четкого перечня конкретных составов правонарушений. Действующеезаконодательство содержит только отдельные составы дисциплинарных проступков.Так, ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 N 5485-Iпредусматривает дисциплинарную ответственность государственных служащих,принявших решение о засекречивании не подлежащих засекречиванию сведений взависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального иморального ущерба. Такие же меры предусмотрены в отношении государственныхслужащих, виновных в нарушении федеральных законов, указов Президента РФ;неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральных законов, указов ПрезидентаРФ и вступивших в законную силу решений судов согласно ст.1 Указа Президента РФот 6 июня 1996 г. N 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системегосударственной службы». Тем не менее даже все перечисленные в нормативныхактах основания привлечения государственных служащих государственной службы кдисциплинарной ответственности не составляют исчерпывающий список. Служащийгосударственного учреждения может быть привлечен к дисциплинарнойответственности даже если его действия не подпадают ни под один из конкретныхсоставов, но с точки зрения руководства являются дисциплинарным проступком.Данная ситуация вызвана чрезмерно широким кругом правонарушений, возможных бытьдопущенными в служебной деятельности, чтобы их можно было зафиксировать внормативных актах.[27]
Несмотря на отсутствие взаконодательстве исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, ученыевыделяют в дисциплинарном законодательстве признаки, которые можно объединитьпонятием состава дисциплинарного проступка. Эти признаки характеризуют его сточки зрения объекта посягательства, объективной стороны, субъекта исубъективной стороны.
Объектом посягательствалюбого проступка в системе государственной службы являются общественныеотношения, складывающиеся при осуществления того или иного вида государственнойдеятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виденарушений государственной дисциплины или отдельных ее видов. В качествеобъекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарныйпроступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение)или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение).[28]
В отличие отдисциплинарных проступков, перечень дисциплинарных взысканий полностьюустанавливается законодательством и не подлежит расширительному толкованию. Всвязи с этим следует согласиться с В.М. Манохиным, указывающим нанедопустимость утверждения актов о дисциплинарной ответственностиправительством, а не законодательным органом, если в них учреждаются санкции,до того законодательству неведомые.[29] К сожалению можноотметить, что в российском законодательстве нет нормативного акта,устанавливающего единый перечень дисциплинарных взысканий. В настоящее время вданной сфере основные дисциплинарные взыскания устанавливаются Федеральнымзаконом «Об основах государственной службы в РФ» и законами о государственнойслужбе субъектов Федерации, которые в этом плане, в основном дублируютпредыдущие. В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона «Об основахгосударственной службы в РФ» на государственного служащего, совершившегодолжностной проступок, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебномсоответствии; увольнение. Необходимо отметить, что это перечень шире, чемпредусмотренный ст. 135 КЗоТ РСФСР, так как включает в себя такую специфическуюмеру как предупреждение о неполном служебном соответствии. Так как в законе неустановлен исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков, соответственно нети четких указаний — какое взыскание соответствует данному правонарушению. Напрактике это зачастую приводит к тому, что неугодный служащий может быть уволенза незначительный проступок, в то время как государственные служащие, постояннозлоупотребляющие своими полномочиями в том числе и в корыстных целях — отделываются выговорами. В данном случае представляется возможным использоватьопыт Франции, постановление Госсовета которой от 9 июня 1978 г. обязывает суды,рассматривающие жалобы на наложение дисциплинарных взысканий, рассматривать нетолько правомерность применения взыскания, но и соответствие тяжести нарушенияи наложенной санкции.[30]

Заключение
 
В заключение следуетотметить, что дисциплина труда — это обязательное для всех работниковподчинение правилам поведения. Дисциплина труда есть необходимое условие всякойобщей работы, так как совместный труд нуждается в определенном порядке, в том,чтобы все совместно работающие подчинялись этой дисциплине, порядку. Подправовыми методами регулирования трудовой дисциплины понимаются предусмотренныезаконодательством способы ее обеспечения, т.е. выполнения работником иработодателем своих обязанностей. Существует два основных метода: поощрение ипринуждение.
Помимо дисциплины трудасуществует также внутренний трудовой распорядок, его правилами являютсялокальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФи иными федеральными законами вопросы регулирования трудовых отношений.
Поддержание и укреплениетрудовой дисциплины осуществляется с помощью методов не только убеждения,воспитания, но и морального и материального стимулирования. Под поощрением зауспехи в работе понимается публичное признание заслуг работника.
Предусматривая меры поощренияработников, добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности, трудовоезаконодательство устанавливает меры дисциплинарного воздействия к нарушителямтрудовой дисциплины. Дисциплинарная ответственность работников является однимиз видов юридической ответственности за неправомерное поведение.
Таким образом, порезультатам проведенного исследования ответственности государственных служащихможно сделать следующие выводы:
Поощрения государственныхслужащих являются одним из важнейших позитивных средств регулирования их труда.В настоящее время поощрения государственных служащих регулируется, в основном,нормами трудового права. Безусловно, институт поощрения государственныхслужащих нуждается в дальнейшем правовом регулировании, и, в частности, уточнениивопросов о праве на поощрение и основаниях поощрения.
Институт юридическойответственности играет важную роль в системе организации государственной властии государственной службы. Именно ответственность государственных служащихпозволяет контролировать их деятельность с целью недопущения прав и законныхинтересов как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, такимобразом, своеобразной обратной связью в отношениях междугосударственно-управленческими системами и социумом.
Дисциплинарная ответственностьявляется одной из наиболее применяемых видов государственного принуждения, авопросы ее применения постоянно находятся в поле зрения ведущихученых-административистов. Наиболее важной проблемой в данной сфере являетсяотсутствие в российском законодательстве систем контроля за соответствиемналоженного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимотакже установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которым можетбыть подвергнут государственный служащий любых органов власти. Эти вопросымогли бы быть урегулированы Законом РФ «О дисциплинарной ответственности» илидаже Дисциплинарным кодексом, на необходимость принятия которого указываютмногие ученые.
Административнаяответственность государственных служащих является на данный момент наиболееразработанным видом ответственности. Основные проблемы ее наложения иприменения связаны в настоящее время с двумя вопросами: отсутствием вадминистративном законодательстве единого определения должностного лица и«расплывания» норм об административной ответственности из КоАПа в другиенормативные акты. Решением в данном случае представляется принятие новогоКодекса об административных правонарушениях, в котором бы четко устанавливалисьобщие принципы применения административной ответственности на территории РФ.

Список используемой литературы
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. МЛ 1993 г.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от30.11.94г.; Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от26.01.96г.; Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от26.11.01г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г.
9. Федеральный закон от 08.01.98г. «Об основах муниципальнойслужбы в Российской Федерации».
11. Федеральный закон «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» от 27.07.04 г. 79.
12. Закон Российской Федерации от 06.07.91г. 1550-1 «Оместном самоуправлении в Российской Федерации».
Литература
13. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичнойвласти. Гарантии прав и проблема ответственности; Право и жизнь, 2000.
14. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Государственная администрация,ее органы и служащие: Анатомия государственной администрации. Екатеринбург,2005.
15. Вельский К.С. О концепции реформы государственной службыв России; Государство и право, 2004.
16. Бердычевский В. С. и др. Трудовое право: Учебное пособие.М., 2002.
17. Государственная служба: комплексный подход / Отв. ред.А.В. Оболонский. М., 1999.
18. Гусов К. Трудовое право России: Учебник. М., 2002.
19. Исполнительная власть в Российской Федерации:Научно-практическое пособие / Под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А. Тихомирова. М.,2006.
20. Козбаненко В.А. Основы государственной службы и кадровойполитики Российской Федерации. — М., 1999.
21. Конин Н.М. Российское административное право: общая часть.- Саратов, 2001.
22. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РоссийскойФедерации — М.: Юристъ, 2007.
23. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Рук. авт. колл. проф. В.И. Шкатулла. – М.: ИНФРА-М, 2008.
24. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю. и соавт. Комментарий кТрудовому кодексу РФ — М.: Спарк, 2007 г.
25. Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 2003.
26. Макарова Н.И. К вопросу о правовом статусе государственногослужащего // Вестник Омского университета, 2008.
27. Манохин В.М. Служба и служащий Российской Федерации:правовое регулирование. М., 2007.
28. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России:Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008.
Судебная практика
29. Обзор судебной практики Верховного Суда РоссийскойФедерации. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам; БюллетеньВерховного Суда Российской Федерации 2007-2009 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.