Реферат по предмету "Государство и право"


Деятельность хозяйственного общества по определению своих аффилированных лиц

Деятельность хозяйственного общества по
определению своих аффилированных лиц
ЗаконРеспублики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции Закона от10.01.2006 № 100-З (далее — Закон), вводя в белорусское право понятиеаффилированного лица хозяйственного общества, одновременно устанавливаетопределенные обязанности общества в связи с наличием у него аффилированных лиц.Рассмотрим, в чем состоят упомянутые обязанности и какие действия должносовершить хозяйственное общество в процессе их исполнения.
Иходяиз ч. 3 ст. 56 Закона в связи с введением института «аффилированноелицо» хозяйственное общество обязано осуществить три следующих действия:
определитькруг своих аффилированных лиц в порядке, установленном хозяйственным обществом;
письменноуведомить лиц, которые отнесены хозяйственным обществом к его аффилированнымлицам, о том, что они являются таковыми;
вестиучет аффилированных лиц хозяйственного общества.
Остановимсяна каждом из перечисленных действий подробнее.

Определение круга аффилированных лиц
Хозяйственноеобщество, устанавливая порядок, в котором будет определяться круг егоаффилированных лиц, вправе исключить применение объективного критерия выявленияуказанных лиц. Иными словами, общество может отказаться от выявленияаффилированных лиц на основании данного в Законе общего определениясоответствующего понятия, ограничившись применением субъективного критерия, тоесть указать на то, что аффилированными лицами данного хозяйственного обществаявляются конкретные категории лиц. Субъективный же критерий проигнорироватьневозможно, поскольку законодатель в ч. 2 ст. 56 Закона называет категории лиц,которые при любых обстоятельствах должны рассматриваться в качествеаффилированных лиц хозяйственного общества. *
Приопределении аффилированных лиц с опорой на субъективный критерий желательномаксимально точно поименовать все категории лиц, которые будут относиться каффилированным лицам соответствующего хозяйственного общества. Дело в том, чтозаконодатель, перечисляя категории лиц, в любом случае признаваемыхаффилированными по отношению к обществу, охарактеризовал их достаточно общо.Поэтому уже само хозяйственное общество должно при определении круга своихаффилированных лиц добиться максимальной конкретизации.
Поясним,что процедура определения круга аффилированных лиц как бы распадается на двасамостоятельных действия. Сначала необходимо установить именно категории лиц,которые будут признаваться аффилированными по отношению к данному обществу, ане перечислять сразу «поименно» конкретных лиц, ведь этот переченьможет со временем изменяться. Указать такие категории следует в локальномнормативном акте хозяйственного общества, который, по нашему мнению, долженбыть принят общим собранием участников общества. Хотя в законодательстве неустанавливается четко, какой орган управления общества «отвечает» зареализацию рассматриваемой обязанности, а потому теоретически вышеупомянутыйлокальный акт может принять и совет директоров (наблюдательный совет), наиболеекорректным представляется все-таки принятие его общим собранием участников.
Определивкатегории лиц, которые будут относиться к аффилированным лицам данногохозяйственного общества, последнему необходимо сформировать и конкретныйперечень лиц, являющихся на конкретную дату аффилированными по отношению кэтому обществу. Указанный перечень формируется на основе очерченного влокальном нормативном акте хозяйственного общества круга (категорий)аффилированных лиц.
Ссоставлением такого перечня у хозяйственного общества могут возникнутьнекоторые проблемы в силу того, что у общества на первоначальном этапеотсутствует информация обо всех его аффилированных лицах. В частности, вряд лиу хозяйственных обществ в настоящее время имеется информация обо всехродственниках и свояках физических лиц, являющихся его аффилированными лицами,между тем упомянутые родственники и свояки также должны быть включены в числоаффилированных лиц исходя из ч. 2 ст. 56 Закона. У общества может отсутствоватьинформация и о членах органов управления аффилированных с ним юридических лиц,а также о других категориях физических лиц, признаваемых согласно Законуаффилированными.
Получитьтакую информацию хозяйственное общество может только обратившись ксоответствующему физическому лицу. В связи с этим законодатель предусмотрелправо хозяйственного общества на обращение к своим аффилированным лицам, вотношении которых оно точно знает, что они таковыми являются, за информацией,необходимой для определения круга аффилированных лиц хозяйственного общества(ч. 3 ст. 56 Закона). В то же время аффилированное лицо, к которому обратилосьобщество, может отказать последнему в предоставлении нужной информации иобязать такое лицо предоставить ее невозможно. При этом указанный случай неохватывается ч. 8 ст. 56 Закона, устанавливающей обязанность аффилированноголица возместить убытки, причиненные обществу непредоставлением информации, указаннойв ч. 4, 6 и 7 той же статьи.
Вданном случае у хозяйственного общества имеется только возможность взысканияубытков с лица, их причинившего, на основании общегражданского принципавозмещения убытков, отраженного в ст. 14 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь.
Получитьинформацию о юридических лицах, являющихся аффилированными по отношению кхозяйственному обществу, на наш взгляд, проще по следующей причине. Как и виных странах мира, в Республике Беларусь ведется торговый регистр юридическихлиц, в нашей стране именуемый Единым государственным регистром юридических лици индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Данные ЕГР являются общедоступными, илюбое лицо может получить их за умеренную плату.

Уведомление лиц, отнесенных к аффилированным
Обязанностьписьменно уведомить лиц, которые отнесены хозяйственным обществом к егоаффилированным лицам, должна быть исполнена, по нашему мнению, посредствомнаправления соответствующим лицам заказных писем с уведомлением и описаниемвложения либо посредством доставки письма с использованием услуг курьерской почты.Именно эти способы могут гарантировать, что аффилированное лицо будет точноуведомлено о том, что оно является таковым по отношению к хозяйственномуобществу.
Надлежащим,на наш взгляд, следует признавать письменное уведомление по последнему известномухозяйственному обществу адресу аффилированного лица. Если же у хозяйственногообщества отсутствуют точные адреса, например, членов органов управления егоаффилированного лица, общество, как представляется, должно направитьуведомление по месту нахождения своего аффилированного лица или, что болееправильно, запросить его о месте жительства лиц, которые входят в его органыуправления. **  В случае если аффилированное лицо хозяйственного обществаоткажется предоставить указанную информацию либо проигнорирует обращение кнему, по нашему мнению, никаких последствий для такого лица не наступит.
Отметим,что и невыполнение самим хозяйственным обществом рассматриваемой обязанноститакже может остаться без каких-либо негативных последствий для общества, таккак законодатель не указывает, что неуведомление хозяйственным обществом своихаффилированных лиц влечет возмещение обществом убытков этим лицам в каких-тослучаях.
В тоже время даже в отсутствие непосредственного указания на это в Законегражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков по общему правилуприсутствует всегда, когда речь идет о нарушении гражданско-правовойобязанности. Эта особенность отличает гражданско-правовую ответственность отлюбых иных видов ответственности, в частности административного характера, дляприменения которых необходимо точное указание на вид правонарушения. Ноадминистративная ответственность хозяйственного общества за нарушениетребования об уведомлении его аффилированных лиц, повторим, законодательно неустановлена.

Ведение учета аффилированных лиц
Чтокасается учета хозяйственным обществом его аффилированных лиц, то указанныйучет может вестись как на бумажных, так и на электронных носителях, — взависимости от того, как урегулирует общество данный вопрос в локальномнормативном акте, регламентирующем вопросы, связанные с определением и учетомего аффилированных лиц. В том же акте следует оговорить, какие данные обаффилированных лицах хозяйственного общества подлежат учету и отражению всоответствующих учетных документах. По нашему мнению, обществу целесообразноотразить в учете следующие данные о его аффилированных лицах:
точноеполное наименование юридического лица (так, как оно отражено в ЕГР);
фамилию,имя, отчество и паспортные данные физического лица, являющегося аффилированнымлицом;
местожительства (место нахождения) аффилированного лица;
номергосударственной регистрации юридического лица или индивидуальногопредпринимателя — аффилированного лица;
оюридических лицах, в которых аффилированные лица распоряжаются (единолично либосовместно) 20 и более процентами акций (долей участия);
оюридических лицах, в которых аффилированные лица занимают должности в органахуправления либо являются управляющими (управляющей организацией);
осделках, совершенных хозяйственным обществом со своими аффилированными лицами.

Предоставление информации физическими лицами,признанными аффилированными лицами
Законвозлагает обязанности не только на хозяйственное общество в связи с наличием унего аффилированных лиц, но и на самих аффилированных лиц в связи с приданиемим такого статуса.
Так,белорусский законодатель предусматривает, что физические лица, которые являютсяаффилированными лицами конкретного хозяйственного общества, обязаны в порядке,установленном этим обществом, доводить до сведения общего собрания егоучастников и (или) совета директоров (наблюдательного совета) определеннуюинформацию (о ней скажем ниже). Такая обязанность возложена на следующихфизических лиц:
входящихв состав коллегиального органа управления хозяйственного общества либоосуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа этого общества;
имеющихправо единолично или совместно с одним или несколькими своими аффилированнымилицами (родственниками и свояками) распоряжаться долей в уставном фонде(акциями) хозяйственного общества и (или) иного юридического лица, являющегосяаффилированным лицом этого общества, в размере 20 и более процентов.
Такимобразом, в локальном нормативном акте хозяйственного общества, которым будутрегулироваться его отношения с аффилированными лицами, должно быть четкоустановлено, когда, кому и в какие сроки перечисленные аффилированные лицахозяйственного общества должны предоставлять соответствующую информацию.Например, в упомянутом акте может быть определено, что физическое лицо в20-дневный срок с момента получения права распоряжаться 20 и более процентамиакций (долей участия) в соответствующем юридическом лице обязано сообщитьхозяйственному обществу о наличии у него такой возможности (права). Такаяинформация должна направляться по юридическому адресу хозяйственного обществаи, по нашему мнению, адресоваться самому обществу, а не общему собраниюучастников и (или) совету директоров (наблюдательному совету), иначе никто несможет воспользоваться данной информацией до проведения ближайшего совета директоровили общего собрания. Целесообразно также, чтобы в обществе был работник, в чьиобязанности будут вменены сбор такой информации, ее систематизация, ведениеучета аффилированных лиц.
Итак,согласно ч. 4 ст. 56 Закона физические лица вышеуказанных категорий, являющиесяаффилированными лицами конкретного хозяйственного общества, обязаныпредоставить последнему следующую информацию:
— оюридических лицах, в уставных фондах которых они единолично или совместно со своимиаффилированными лицами (родственниками и свояками) имеют право распоряжатьсядолей в уставном фонде (акциями) в размере 20 и более процентов. Указаннуюинформацию физическое лицо предоставляет в том виде и в том объеме, которыеопределены хозяйственным обществом в локальном нормативном акте, посвященномаффилированным лицам. По нашему мнению, такая информация должна включать сведенияо наименовании соответствующего юридического лица, его месте нахождения, атакже иные сведения, которые не будут являться коммерческой тайной этогоюридического лица и при этом могут быть интересны хозяйственному обществу, вчастности о видах деятельности, осуществляемых юридическим лицом.
Полагаемтакже, что физическое лицо обязано предоставлять сведения не только о тех юридическихлицах, в которых ему непосредственно принадлежит доля участия (акции) в размере20 и более процентов, но и о тех, в которых это физическое лицо можетконтролировать 20 и более процентов их капитала в силу косвенного контроля или«договорного» влияния ***  . Более того, указанное относится нетолько к физическому лицу, единолично обладающему таким контролем или влиянием,но и к лицу, которое обладает ими совместно со своими близкими родственниками исвояками. При этом все доли всех родственников и свояков соответствующегофизического лица «суммируются» с долей самого физического лица, иесли такая «совокупная» доля превышает 20 %, то физическое лицодолжно информировать хозяйственное общество о соответствующем юридическом лице;
— оюридических лицах, в которых соответствующее физическое лицо или егоаффилированные лица в виде близких родственников или свояков занимают должностив органах управления. Законодатель не конкретизирует, о каких органахуправления юридического лица идет речь. К таковым же, как известно, относятсяне только совет директоров (наблюдательный совет), дирекция (правление) либодиректор (генеральный директор), но и общее собрание участников хозяйственногообщества. Однако члены общего собрания участников общества не занимают в названноморгане определенные должности, иными словами, член собрания участников — это недолжность в органах управления общества. Следовательно, в рассматриваемойситуации участие определенного физического лица либо его аффилированных лиц в общемсобрании участников некоего общества не обязывает их уведомлять об этомсоответствующее хозяйственное общество. Кроме того, поскольку законодательведет речь исключительно об органах управления юридического лица, участиесоответствующего физического лица либо его близких родственников и свояков вревизионной комиссии (занятие должности ревизора) либо в каких-то иныхконтрольных органах юридических лиц также не влечет за собой необходимостинаправлять информацию о таких лицах.
Чтокасается объема предоставляемой обязанными к тому физическими лицами информациио юридических лицах, в которых они занимают должности в органах управления, тоон также должен определяться в локальном нормативном акте хозяйственногообщества. При этом следует учитывать, что такая информация не должна относитьсяк коммерческой тайне соответствующего юридического лица;
— обизвестных соответствующим физическим лицам совершаемых или предполагаемыхсделках хозяйственного общества, в совершении которых они могут быть признанызаинтересованными. Рассматривая указанную обязанность, необходимо выделитьнесколько моментов.
Во-первых,подчеркнем, что Закон обязывает физическое лицо, являющееся аффилированнымлицом хозяйственного общества, предоставить информацию лишь об известных емусделках, в которых такое лицо может быть заинтересовано. Такой подход вполнепонятен, так как указанное лицо может просто не знать о тех сделках, которыесовершаются либо готовятся к совершению с обществом, в заключении которых ономожет быть признано заинтересованным лицом.
Во-вторых,нельзя не заметить, что предоставление информации об уже совершаемых сделкахобщества может и не достичь цели, которую, очевидно, преследует законодатель, аименно соблюдение требования ст. 57 Закона о том, что решение о сделке, всовершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, должнобыть принято общим собранием участников хозяйственного общества. Если сделкауже совершается, то вполне возможно, что соответствующая информация запоздает,в результате чего общество заключит сделку без соблюдения процедуры,предусмотренной ст. 57 Закона.
В-третьих,в отношении предполагаемых сделок хозяйственного общества очень важнопредусмотреть срок, в течение которого с момента, когда определенномуфизическому лицу стала известна информация о предполагаемой сделке, оно должносообщить об этом обществу. Определить такой срок следует опять же в локальномнормативном акте хозяйственного общества, в котором регулируются отношения сего аффилированными лицами. По нашему мнению, указанный срок целесообразноограничить 3-5 днями с того момента, когда физическому лицу стало известно овозможном совершении сделки «с заинтересованностью». Такой срокпозволит обществу совершить сделку с точным соблюдением всех предусмотренныхзаконодательством процедур.
Наконец,заметим, что информация о вышеназванных сделках носит оценочный характер, чтооставляет аффилированному лицу возможность при желании сослаться на то, что емуне было известно о предполагаемых сделках хозяйственного общества, тем самымуйдя от выполнения обязанности по предоставлению такой информации обществу.
Частью5 ст. 56 Закона предусмотрено, что признанные аффилированными лицамихозяйственного общества физические лица, которые обладают правом единолично илисовместно со своими близкими родственниками и свояками распоряжаться 20 и болеепроцентами в уставном фонде соответствующего общества или юридического лица — аффилированного лица такого общества, могут уполномочить предоставлять обществурассмотренную выше информацию одного из них. При этом законодательустанавливает, что соответствующая информация должна доводиться до сведенияобщего собрания участников, или совета директоров (наблюдательного совета), илидо того и другого органа одновременно. По этому поводу еще раз заметим, чтосведения все-таки не должны направляться лишь в адрес общего собрания участников,поскольку общество, учитывая нерегулярность работы данного органа управления,может быть лишено возможности использовать указанные сведения в конкретнойситуации при заключении сделки, в которой имеется заинтересованность аффилированныхлиц.
Равнокак и в отношении физических лиц, признанных аффилированными лицамихозяйственного общества, Закон Республики Беларусь «О хозяйственныхобществах» в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее — Закон) в ч. 6ст. 56 устанавливает обязанность определенных категорий юридических лиц,являющихся аффилированными лицами общества, предоставлять оговоренную в Законеинформацию.
Указаннуюобязанность Закон возлагает только на юридические лица трех категорий:
— юридическое лицо, имеющее право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями)хозяйственного общества, — в размере 20 и более процентов;
— юридическое лицо, имеющее право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями)иного юридического лица, являющегося аффилированным лицом этого общества, — вразмере 20 и более процентов;
— юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество являетсядочерним или признается зависимым.
Выделениеименно этих категорий аффилированных лиц хозяйственного общества достаточнопонятно: все перечисленные юридические лица, признанные аффилированными поотношению к обществу, обладают возможностью влиять на принимаемые последнимрешения. Следовательно, такие юридические лица являются «наиболееопасными» аффилированными лицами хозяйственного общества, посколькуобщество может под их влиянием совершить сделку, противоречащую интересамсамого общества, но удовлетворяющую интересам указанных лиц, в силу чегопострадают интересы иных участников (акционеров) хозяйственного общества.
Вместес тем, руководствуясь теми же мотивами, законодатель, на наш взгляд, с полнымоснованием мог бы включить в указанную группу и юридические лица, которыевыступают головной организацией, уполномоченной организацией или центральнойкомпанией в хозяйственной группе, участником которой является соответствующеехозяйственное общество. Однако сделано это не было, в связи с чем у названнойкатегории лиц обязанности по предоставлению обществу информации не возникает.
Чтокасается субъектов, относимых к аффилированным лицам хозяйственного общества всилу того, что уже само общество способно влиять на принятие ими решений, тотакие лица, действительно, «менее опасны» с точки зрения возможности«вмешаться» в совершаемые хозяйственным обществом сделки. Потому уобщества отсутствует необходимость в получении от них дополнительнойинформации.
Итак,законодатель предусматривает, что юридические лица, принадлежащие к тремвышеуказанным категориям аффилированных по отношению к хозяйственному обществулиц, должны предоставлять обществу следующую информацию:
— оюридических лицах, в уставных фондах которых они единолично или совместно саффилированным лицом (лицами) хозяйственного общества в результатесогласованных действий, в том числе в силу заключенного договора, имеют правораспоряжаться долей (акциями) в размере 20 и более процентов. В приведенномтребовании важно обратить внимание на то обстоятельство, что речь идет овозможности юридического лица, являющегося по отношению к обществуаффилированным, совместно с иным юридическим лицом распоряжаться 20 и болеепроцентами долей (акций) в результате согласованных действий. Такаяформулировка позволяет сделать вывод, что белорусский законодатель не требуетпредоставлять информацию о юридических лицах, в которых несколькоаффилированных лиц хозяйственного общества просто владеют в совокупности долями(акциями) в размере 20 и более процентов. Указанное предписаниераспространяется лишь на случай, когда юридические лица, аффилированные поотношению к хозяйственному обществу, вступили в сговор между собой, результатомкоторого стали их согласованные действия.
Воснове таких согласованных действий может лежать легализованный договор междусоответствующими юридическими лицами, но наличие его исходя из формулировки абзаца3 ч. 6 ст. 56 Закона необязательно. Иными словами, законодатель допускаетситуацию, когда вместо договора, заключенного в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь (в частности, с соблюдением егописьменной формы), между сторонами — аффилированными лицами хозяйственногообщества совершено некое соглашение в устной форме, которое формально никак непроявляется, однако на поверку приводит к согласованным действиям между такимилицами. Вместе с тем, учитывая, что информацию о юридическом лице, указанном вабзаце 3 ч. 6 ст. 56 Закона, должно сообщить само юридическое лицо, вступившеев подобный сговор, такое лицо вряд ли признает наличие соответствующегосговора, если между сторонами не будет заключен легальный договор, например договорпростого товарищества либо иной — как поименованный, так и не поименованный вбелорусском праве — договор.
Чтокасается объема и сроков предоставления указанной информации, то, по нашемумнению, они должны быть аналогичны определяемым для предоставления информациифизическими лицами, аффилированными по отношению к хозяйственному обществу, очем сказано в предыдущем разделе статьи. 2.
Отметимтакже, что и в данном случае, определяя размер доли участия (акций), которымиможет распоряжаться аффилированное лицо в уставном фонде соответствующегоюридического лица, необходимо суммировать все принадлежащие участникамопределенного соглашения доли. При этом еще раз подчеркнем, что речь идет нетолько о прямом, но и о косвенном контроле, не только о владении долями(акциями), но и о возможности распоряжаться ими, в том числе на договорнойоснове.
— обизвестных вышеуказанным юридическим лицам, являющимся аффилированными поотношению к хозяйственному обществу, совершаемых или предполагаемых сделкаххозяйственного общества, в совершении которых они могут быть признанызаинтересованными. В отношении данной информации справедливо практически всесказанное в предыдущем разделе статьи об аналогичной информации, которую должнопредоставлять обществу аффилированное по отношению к нему физическое лицо.
Как ив случае с физическим лицом, юридическое лицо, на которое возложена обязанностьпо предоставлению вышеназванной информации, может не знать обо всех совершаемыхлибо планируемых сделках хозяйственного общества. Равным образом аффилированномулицу общества может быть неизвестно о предполагаемых сделках с этимхозяйственным обществом иного юридического лица, долей в уставном фонде(акциями) которого в размере 20 и более процентов такое аффилированное лицораспоряжается. Обусловлено это тем, что вопросы внешнего представительства, ккаковым относится и совершение сделок, по общему правилу находятся вкомпетенции исполнительного органа, воля, а в силу этого и действия которого вопределенной степени автономны по отношению к воле и действиям участникасоответствующего общества (юридического лица).
Теоретическиобозначенную проблему можно решить посредством внесения в учредительныедокументы юридических лиц условия о том, что их участники (учредители) вобязательном порядке информируются исполнительным органом о предполагаемыхсделках определенного рода и вида, в частности с конкретными лицами иликатегориями лиц. Но реализовать указанное положение на практике будет сложно,поскольку его введение приведет к затягиванию процесса совершения сделок,связанных с текущей деятельностью юридического лица, что в конечном счете можетнегативно сказаться на производственной деятельности такого лица и,следовательно, на его доходах (прибыли).
Предоставлятьрассмотренную информацию юридические лица, относящиеся к трем вышеуказаннымкатегориям аффилированных лиц хозяйственного общества, обязаны также тремвозможным адресатам: общему собранию участников, или совету директоров(наблюдательному совету), или общему собранию участников и совету директоров(наблюдательному совету) одновременно. Повторим, что уведомление только общегособрания участников, на наш взгляд, нецелесообразно в силу нерегулярностиработы этого органа управления.

Если аффилированное лицо приобретает долю
в уставном фонде (акции) общества…
Часть7 ст. 56 Закона обязывает любое аффилированное лицо хозяйственного общества(независимо от категории) в порядке, установленном этим обществом, уведомитьего о приобретении доли в уставном фонде (акций) этого общества не позднее 10дней с даты ее (их) приобретения.
Поповоду приведенной нормы возникает вопрос, что понимать под датой приобретениядоли участия (акций), от которой следует вести отсчет 10-дневного срока: моментсовершения (заключения) сделки, направленной на переход прав на долю (акцию) каффилированному лицу, либо момент, когда соответствующее аффилированное лицостанет обладателем доли участия (акции). Ведь указанные моменты могут несовпадать по времени, если в договоре указано, что права на акцию (долюучастия) переходят к приобретателю не в момент заключения договора, а например,после их полной оплаты, либо через какой-то срок после заключения договора,либо после наступления определенного события.
Понашему мнению, по логике законодателя речь все-таки идет о моменте, когдасоответствующее аффилированное лицо станет обладателем доли участия (акции),поскольку сам термин «приобретение» означает уже свершившийся переходправ на долю участия (акции). Именно с этого момента и следует отсчитывать10-дневный срок.
Приэтом в Законе предусмотрено, что порядок уведомления должно определить самохозяйственное общество. То есть общество в локальном нормативном акте,регламентирующем его взаимоотношения с аффилированными лицами, должно указать,с помощью какого вида связи следует направлять сообщение (например, заказнымписьмом с уведомлением с описанием вложения либо по факсу и т.д), а такжекакому органу нужно его направить. Как представляется, в этом случае такженельзя ограничиваться указанием лишь на общее собрание участников и (или) советдиректоров (наблюдательный совет) — такое уведомление должен получить иисполнительный орган.
Устанавливаяжесткий срок, отведенный для уведомления аффилированным лицом о приобретении имдоли в уставном фонде (акций) хозяйственного общества, законодатель не предусмотрелответственности ни за нарушение указанного срока, ни за невыполнение этойобязанности вовсе, что, безусловно, не вполне корректно. В то же время следуетпризнать, что даже полное игнорирование аффилированным лицом рассматриваемойобязанности не принесет сколько-нибудь заметных негативных последствий для общества.Дело в том, что общество в лице его исполнительных органов всегда вправезапросить держателя реестра его акций (если речь идет об акционерном обществе)и получить все необходимые сведения о своих акционерах. В любом случае станетизвестна информация и о приобретении доли в уставном фонде общества сограниченной или с дополнительной ответственностью, поскольку сведения осоставе участников и принадлежащих им долях включаются в учредительныедокументы таких обществ и подлежат обязательной государственной регистрации (втом числе при каждом изменении состава участников и характера распределения долей).

Возмещение убытков хозяйственному обществу
Часть8 ст. 56 Закона устанавливает, что в случае, когда хозяйственному обществупричинены убытки в результате непредставления аффилированным лицом указаннойвыше информации, такое лицо по требованию общего собрания участников обществаобязано возместить ему данные убытки, если иное не предусмотрено другимизаконодательными актами.
Убыткимогут возникнуть, прежде всего, в связи с признанием сделки междуаффилированным лицом и хозяйственным обществом недействительной в силунарушения порядка ее совершения (например, не получено согласие общего собранияна осуществление такой сделки). Хотя речь в такой ситуации идет об оспоримойсделке и, как следствие, о гражданско-правовой реституции, то есть напрямуюхозяйственное общество пострадать не должно, однако наряду с прямым ущербомвозможна упущенная выгода, а ее возместить при двусторонней реституции неудастся. Статья 56 Закона как раз и позволяет хозяйственному обществупопробовать добиться возмещения упущенной выгоды аффилированным лицом.
Законодатель,отметим, не устанавливает императивного правила об обязательном возмещенииубытков, возникших в результате непредоставления аффилированным лицом нужнойхозяйственному обществу информации, независимо от того, потребовало ли обществотакого возмещения. Общее собрание участников общества может предъявить указанноетребование к соответствующему аффилированному лицу. Тем самым вопрос овозмещении убытков переведен из компетенции исполнительного органа общества вкомпетенцию его высшего органа управления. Следовательно, без санкции общегособрания исполнительный орган, в частности директор (генеральный директор), невправе потребовать от аффилированного лица возмещения соответствующих убытков.
Ксожалению, законодатель не урегулировал порядка принятия общим собраниемучастников решения по указанному вопросу и не установил какого-либо ограниченияна участие в голосовании по данному вопросу тех аффилированных лиц, по винекоторых обществу причинены убытки. В этой ситуации мы, к сожалению, вынужденыконстатировать, что если законодатель не сделал изъятия из порядка принятиярешения общим собранием участников, то на рассматриваемые отношенияраспространяют свое действие общие нормы. То есть, даже если обществу причиненыубытки по вине аффилированного лица — участника общества либо аффилированноголица, которое косвенно контролирует общество или иным образом распоряжается долямиучастия (акциями) в обществе, такое лицо, приняв участие в общем собрании,фактически (да и юридически) сможет заблокировать принятие обществомсоответствующего решения.
Чтодо «иных законодательных актов», которыми может быть предусмотрениной, по сравнению с Законом, подход к возмещению убытков в рассматриваемойситуации, то в настоящее время таковые отсутствуют. Единственный акт, о которомможно упомянуть, — это Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 № 1512-XII«О ценных бумагах и фондовых биржах». Он обязывает лиц, приобретающихболее чем 5 % общего числа размещаемых акций с правом голоса, в течение 5 днейпосле покупки сообщить о таком приобретении эмитенту (обществу). При этомпостановлением Правительства Республики Беларусь за несоблюдение указанныхтребований установлена ответственность. Однако, по нашему мнению, наличие этихнорм не препятствует применению ч. 8 ст. 56 Закона «О хозяйственныхобществах», так как применение административной ответственности за одниправонарушения не влияет на возможность применения гражданско-правовойответственности за определенные «сходные действия».

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. КонституцияРеспублики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г.
2. Гражданскийкодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101).
3. Закон РеспубликиБеларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года №3321-XII  (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 34, ст.566).
4. Годунов В.Н.Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актовзаконодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III.Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств(главы 30-50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. –Мн.: Амалфея, 2005.
5. Гражданскоеправо: Учебник Автор: Алексеев С.С., Гонгало Б.М. М.: 2006г. – 480с.
6. Гражданскоеправо. Автор: «Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л. идр.» Издательство: «КноРус». 2008.
7. Колбасин Д.А.Гражданское право. Общая часть. — Мн.: ПолиБиг. По заказу общественногообъединения «Молодежное научное общество». 1999. — 360с.
8. Хозяйственноеправо Республики Беларусь: Практическое пособие / С. С. Вабищевич. – Мн.:Молодежное науч. об-во, 2002. – 398с.
9. Хозяйственноеправо Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособие – Мн.: «МНО», 2001.– 318с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.