Реферат по предмету "Государство и право"


Дежурные части территориальных ОВД в системе органов внутренних дел

1. Сущность и назначение дежурных частей территориальных ОВД в системеорганов внутренних дел
Для более глубокого понимания сущности и назначения дежурных частейтерриториальных ОВД представляется целесообразным кратко остановиться наисторическом аспекте их становления и развития в системе органов внутреннихдел.
Ещё в период формирования полицейских органов России, в XVIII веке, возникла необходимость в общедоступном, постояннофункционирующем органе, куда в любое время суток можно было обратиться запомощью для восстановления и защиты нарушенных прав. С принятием в 1782 годуполицейского Устава, данная функция в городах возлагалась на управы благочиния.Согласно статье 40 названного нормативного правового акта управа благочиниядолжна была функционировать постоянно и собираться в любое время принеобходимости. В этом документе был закреплен один из важнейших признаковполиции — её оперативность, сформулированный в дополнительной главе к Большомунаказу. Помимо того, статья 85 полицейского Устава устанавливала, что в каждойчасти города должен быть частный пристав, дом которого, в соответствии состатьей 98 должен быть «отперт днем и ночью ради слушания нужд». По существу,частный пристав выполнял часть функций современной дежурной части горрайорганапо приему заявлений и сообщений граждан, допросу тотчас приведенных лиц, взятиюпод стражу преступников. Каждое утро, в 8 часов, частный пристав обязывалсядокладывать в управе благочиния о происшедшем в его участке за сутки (ст. 109Устава благочиния).
В середине XIX века, в каждой частиСанкт-Петербурга был так называемый «съезжий дом», в котором располагалисьчастные приставы, городовые унтер-офицеры, имелись помещения для арестантов. Натерритории этой части располагалось несколько «полицейских будок» — находилсяодин из городовых полицейских и мог располагаться усиленный ночной полицейскийдозор. Это в определенной мере способствовало оперативности действий полиции попресечению и раскрытию преступлений «по горячим следам».
Таким образом, уже в XVIII-XIXвеках перед полицейскими органами России ставится задача по созданию в своейструктуре службы, способной в любое время суток должным образом реагировать наизменение обстановки. Вместе с тем новейшая история становления и развитиядежурной службы в системе органов внутренних дел приходится на более позднийпериод и неразрывно связана с созданием и развитием советской милиции.
Существенные изменения в дежурной службе связаны с проведенной в конце1930 года реорганизацией милиции и уголовного розыска. 25 мая 1931 года СНКСССР закрепил эту реорганизацию, утвердив Положение о рабоче-крестьянскоймилиции. Объединение милиции и аппаратов УР, а также расширение компетенцииорганов милиции и их специализация привели в дальнейшем к образованию целойсистемы служб и подразделений, обусловили необходимость приспособления дежурнойслужбы к новым условиям деятельности милиции. Однако в силу ряда объективных исубъективных причин перестройка деятельности дежурной службы была проведенаформально и сводилась к выделению для поочередного дежурства сотрудниковразличных служб и подразделений милиции. Лишь в штатах крупных управлений иотделов были введены должности постоянных дежурных. В большинстве жегоррайорганов обязанности дежурных выполняли участковые инспектора или другиедолжностные лица, плохо подготовленные к этой работе. Роль дежурных практическисводилась к регистрации событий и докладам о происшествиях руководству.
Превращению дежурных частей в оперативные подразделения, способныенепосредственно обеспечить охрану общественного порядка и реагирование наконкретные преступления на обслуживаемой территории, особенно в нерабочее дляОВД время, выходные и праздничные дни, препятствовало как отсутствиедостаточного количества транспорта, средств связи, слабая оснащенностьоперативной и криминалистической техникой, так и правовое положениесотрудников, выполняющих обязанности дежурных по органу внутренних дел. Они ненаделялись распорядительными функциями и поэтому не могли реально осуществлятьдейственное руководство служебными нарядами. Создавшееся положение до 1954 годав некоторой степени компенсировалось тем, что оперативные вопросы обеспеченияобщественного порядка, раскрытия преступлений и розыска преступников, как вдневное, так и в вечернее время решались руководителями органов милиции илинейных служб, личный состав которых в соответствии с установленным в 30-хгодах режимом работы находился на службе с 9 до 24 часов, а иногда и дольше.Когда же в 1954 году органы МВД СССР в центре и на местах были переведены нарежим работы, установленный для служащих государственных учреждений, нагляднопроявилась неспособность дежурной службы милиции перерабатывать поступающуюоперативную информацию, со всей остротой возникла проблема преодоления разрывамежду функциями оперативного управления силами и средствами и несовершеннойсистемой дежурных подразделений, призванных реализовывать эти функции.
На разрешение этих проблем был направлен ряд нормативных актов МВД СССР,изданных в 1954-1956 годах. В то же время в соответствии с постановлениемСовета Министров РСФСР от 28 февраля 1956 года численность органов внутреннихдел была значительно сокращена, что в свою очередь отрицательно сказалось какна состоянии дел по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью вРоссийской Федерации, так и на развитии дежурной службы ОВД. Издание в 1965году приказа МООП РСФСР «О мерах усиления борьбы с кражами, грабежами кразбойными нападениями», в котором предлагалось «рассмотреть вопрос оцелесообразности создания при дежурных частях МООП, УООП и крупных горотделахмилиции оперативных дежурных групп (в составе следователя, работника УР,эксперта оперативно-технического подразделения, проводника служебно-розыскнойсобаки), способных обеспечить принятие неотложных следственных действий иоперативно – розыскных мероприятий к предупреждению и раскрытию преступлений»,можно отнести к очередной попытке преобразования дежурной части горрайоргана ворган, способный действенным образом влиять на изменения оперативнойобстановки. Однако здесь же вопрос о создании дежурной части полностьюпередавался на усмотрение руководителей УООП и горрайорганов¹ милиции.Кроме того, в этот период недостаточно последовательно и правильно решалсявопрос организации службы постоянных дежурных частей. В ряде случаевпредпринимались попытки организационных нововведений повсеместно, без учетаместных условий и особенностей оперативной обстановки. При этом при дежурныхчастях РОВД оперативные группы несли службу только в вечернее и ночное время.Дежурные части укомплектовывались сотрудниками, не справившимися с работой вдругих аппаратах и подразделениях, или лицами преклонного возраста, не имеющимиюридической и оперативной подготовки.
Следует отметить, что несмотря на существенные организационные изменения,структура и функции дежурных частей к началу 70-х годов так и не были приведеныв соответствие с новыми задачами органов внутренних дел. Вплоть до конца 1972года, дежурная часть ГРОВД в силу ряда объективных и субъективных причинвыступала в роли простого регистратора сообщений о правонарушениях и посуществу была не способна квалифицированно реагировать на заявления и сообщенияо преступлениях своевременными и решительными действиями. С 1 января 1973 годабыли введены в действие «Временное типовое положение о дежурной службе органоввнутренних дел» и «Временная инструкция по организации работы дежурной частиотдела внутренних дел исполкомов районного, городского, окружного Советадепутатов (отделения милиции)». Названные нормативные акты в конце 1972 годабыли объявлены приказом МВД СССР «О коренном улучшении работы дежурных частейорганов внутренних дел». Именно после выхода в свет указанных нормативныхправовых актов началось активное и целенаправленное формирование дежурныхчастей как организаторов конкретных действий по обеспечению общественногопорядка и раскрытию преступлений «по горячим следам».
В 80-е годы дежурные части территориальных ОВД получили дальнейшееразвитие: улучшилось их оргштатное и материально-техническое обеспечение,правовое регулирование. В это время, дежурные части органов внутренних дел,преимущественно МВД республик и УВД краев и областей стали оборудоватьсяавтоматизированными системами обработки информации, что позволило значительносократить время обработки информации о происшествиях и ускорить тем самымприбытие сил милиции на место события.
Итак, пройдя нелегкий путь становления и развития, к началу 90-х годовдежурные части ГРОВД стали занимать важное место в структуре аппарата управленияорганами внутренних дел. Так, в современных дежурных частях данного звенасходятся все потоки сигналов и сообщений об оперативной обстановке; на нихвыведены системы оперативной связи; здесь сосредоточены типовые оперативныепланы по реагированию на чрезвычайные происшествия и критические ситуации. Подконтролем дежурного наряда находятся оружие и защитные средства всего личногосостава горрайоргана¹.
Все это предопределяет роль дежурных частей горрайорганов как важнейшихцентров оперативного управления в системе ОВД, в связи с чем исключительноважное значение приобретает правильная организация их деятельности. При этомоптимальная организация функционирования любого органа управления невозможна безвыяснения его сущности и назначения².
От эффективности деятельности дежурных частей горрайорганов во многомзависят результаты работы всего органа внутренних дел. Следовательно,назначение дежурных частей состоит в том чтобы непрерывно организационно обеспечитьвыполнение органом внутренних дел возложенных на него задач. Эти задачинормативно закреплены Законом Российской Федерации «О милиции».
В то же время на выполнение общих задач милиции в той или иной меренаправлена деятельность всех служб и подразделений ОВД, каждое из которых имеетсвои частные задачи. Так, на дежурные части горрайорганов, как относительносамостоятельные структурные подразделения, возложены свои, только им присущиеспецифические задачи. Нормативное закрепление они нашли в Наставлении поорганизации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел,утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г. в соответствии скоторым дежурная часть ОВД обеспечивает:
непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информации обоперативной обстановке;
прием, регистрацию поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений опреступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях ипроисшествиях, а также своевременное реагирование на них;
безотлагательную организацию действий по обеспечению общественногопорядка, ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайныхситуаций и происшествий;
непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел,немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;
организацию разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными идоставленными;
контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением установленногопорядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц;
сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальныхсредств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другоговверенного имущества;
прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия ибоеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания органа внутреннихдел и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью исанитарным состоянием;
передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов овведении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.
2. Основные функции дежурных частей. Понятие, содержание и правоваярегламентация функций дежурной части ОВД, как органа управления
Общеизвестно, что функционирование социальных организаций в своей основеимеет достижение заранее определенных целей. Изучение деятельности современныхдежурных частей ГРОВД показывает, что стоящие перед ними цели в самом общемвиде включают в себя требования обеспечения постоянного круглосуточногоотслеживания оперативной обстановки на обслуживаемой территории,безотлагательного реагирования на ее негативные изменения, непрерывногооперативного управления силами и средствами, участвующими в обеспеченииобщественного порядка и безопасности и организации своевременногоразбирательства с доставленными в ОВД правонарушителями.
Вместе с тем промежуточные результаты, как некоторый этап достиженияпоставленных целей, обозначают конкретизированную, детализированную цель имогут рассматриваться как задачи. Поскольку каждая из задач дежурной частигоррайоргана внутренних дел имеет свою специфику, то и характер процесса ихреализации оказывается неоднородным. Иными словами, каждой из задачсоответствуют те или иные виды деятельности, которые направлены на разрешениепоследних и в свою очередь обозначаются понятием «функция».
Решение же любой задачи неразрывно связано с реализацией каких-либодействий. Поскольку в русском языке задача — это то, что требует исполнения,разрешения¹, поэтому решение задачи может быть достигнуто лишь при условиивыполнения определенной деятельности субъектом, перед которым она поставлена.
Понятиефункции органа управления более многозначно и трактуется по-разному. Наиболееобоснованной мне представляется точка зрения, в соответствии с которой подфункциями органа управления понимаются взятые из общественного арсенала видыдеятельности, которые необходимы для выполнения его социального назначения².
Очевидно, что задачи органа управления имеют определяющий характер вотношении его функций, и что функция — есть практическая реализация задачи.
Известно, что, определяя компетенцию органов управления путем изданияправовых норм, государство устанавливает границы действия органа управления влюбой сфере его деятельности. Поэтому компетенция дежурной части ГРОВДпредставляет собой не что иное, как совокупность прав и обязанностей дежурнойсмены.
Стало быть, функции дежурных частей горрайорганов внутренних делцелесообразнее всего рассмотреть через призму функциональных обязанностейдежурного суточного наряда.
С учетом сказанного деятельность дежурной части горрайоргана, как органаоперативного управления силами и средствами может быть представлена следующимифункциями:
Оперативная информационно-аналитическая.
Эта функция деятельности дежурной части заключается в обязанностидежурной смены полностью владеть оперативной обстановкой на обслуживаемойорганом внутренних дел территории. Для реализации этой функции дежурная сменаобязана непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об оперативнойобстановке, ее изменении, докладывать о них начальнику ГРОВД с предложениями омерах реагирования. В этих целях дежурной смене следует постоянно поддерживатьсвязь со служебными нарядами милиции, несущими службу на обслуживаемойтерритории, с дежурными частями структурных подразделений ГРОВД, доводить доних обстановку и решения начальника органа о мерах реагирования, обмениватьсяинформацией с дежурными частями соседних ОВД, с аварийно-спасательными идиспетчерскими службами транспортных и других организаций, учреждений ипредприятий.
Реализациянарядом дежурной части ГРОВД оперативной информационно-аналитической функцииимеет конечной целью информационное обеспечение процесса управления, в томчисле и оперативного. В связи с чем качество информации в конкретной ситуациидолжно характеризоваться ее достоверностью, полнотой, краткостью и своевременностьюполучения субъектами управления.
Оперативно-организационная.
Реализация этой функции нарядом дежурной части горрайоргана связана сорганизацией таких важных направлений деятельности как:
-          организация безотлагательного реагирования на сообщения о чрезвычайныхситуациях и происшествиях;
-          организация пресечения и раскрытия преступлений «по горячим следам»;
-          организация непрерывного управления силами и средствами,задействованными на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности,немедленное принятие мер по реагированию на нарушения общественного порядка.
По существу,оперативно-организационная функция является совокупностью организационныхнаправлений деятельности. К тому же сами эти направления деятельности можноразбить на несколько компонентов.
Так, например, последнее из указанных направлений деятельностиобеспечивается:
-          комплексным использованием сил патрульно-постовой службы милиции, ДПС ГИБДД,ОВО и иных служб и подразделений, а также сил общественных формирований;
-          четко продуманной их расстановкой и маневрированием в соответствии соперативной обстановкой;
-          совершенной системой управления всеми видами служебных нарядов,задействованных в обеспечении ОПиБ;
-          безотлагательным направлением на место совершения правонарушения нарядовмилиции, группы немедленного реагирования1, следственно-оперативнойгруппы², участкового уполномоченного милиции.
Оперативно-контрольная.
Поскольку дежурная часть ГРОВД является органом оперативного управления,то и функция контроля, осуществляемого дежурной сменой, носит оперативныйхарактер.
Оперативно-контрольная функция дежурных частей горрайорганов внутреннихдел, как мне представляется, может быть определена как совокупностьнепрерывного оперативного контроля за:
-          разрешением заявлений и сообщений о происшествиях и преступлениях личнымсоставом ГРОВД;
-          нарядами милиции, несущими службу по плану комплексного использованиясил и средств горрайоргана;
-          работой СОГ, ГНР и других сил, участвующих в раскрытии преступлений «погорячим следам»;
-          деятельностью подчиненных дежурных частей, подразделений и учрежденийОВД;
-          охраной здания ОВД и ИВС;
-          ходом выполнения исполнителями решений руководителей ГРОВД по проведениюспециальных операций;
-          выполнением оперативно-начальствующим и командным составом горрайорганаграфика проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами.
Обязанности дежурной смены по осуществлению перечисленных функцийоперативного контроля закреплены рядом нормативных актов Министерствавнутренних дел России.Оперативно-обеспечивающая.
Успех выполнения управленческих решений, вырабатываемых и доводимых доисполнителей дежурной сменой, невозможен без обеспечения условий их выполнения.Следовательно, процесс оперативного управления дежурной сменой, силами исредствами горрайоргана неразрывно связан с осуществлением обеспечивающейфункции. При этом положительный эффект организационных направлений деятельности,осуществляемых дежурной частью ГРОВД, может быть достигнут лишь при условииоперативного осуществления обеспечивающей функции. Последняя, по моему мнению, представляетсобой совокупность направлений деятельности по обеспечению:
• несения службы нарядами милиции по обеспечению ОпиБ, в соответствии спринятым решением на текущие сутки;
• бесперебойной связи с СОГ, ГНР, нарядами милиции, несущими службу поплану комплексного использования сил и средств;
• взаимодействия сил и средств, привлеченных на обеспечение ОПиБ по планукомплексного использования сил и средств;
• инструктажа, вооружения и оснащения спецсредствами членов СОГ, ГНР,нарядов милиции служб и подразделений соответствующего горрайоргана;
• незамедлительного выезда СОГ и ГНР к месту происшествия;
• охраны места происшествия силами нарядов ППС и других служб подразделенийОВД до прибытия СОГ;
• высокой оперативной готовности сил и средств горрайоргана внутреннихдел к действиям при осложнении оперативной обстановки;
• передачи служебной информации подразделениям ГРОВД;
• оповещения личного состава горрайоргана и руководителей органов властии управления;
• содержания и конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что оперативные информационно-аналитическая,организационная, контрольная и обеспечивающая функции, с каждой из которых вотдельности, их полной совокупностью или иными сочетаниями связаныуправленческие действия дежурной части горрайоргана, в сумме составляют функциюоперативного управления. Центральное место здесь, безусловно, принадлежиторганизационной функции. Её реализация в большинстве случаев основывается нарезультатах информационно-аналитической деятельности и, как правило, связана сосуществлением ряда направлений контрольной и обеспечивающей функций. Крометого, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что оперативноеуправление служебными нарядами милиции и другими силами, привлекаемыми кобеспечению общественного порядка и безопасности, осуществляется дежурными частямиГРОВД непрерывно.
В ряду функций, осуществляемых дежурной сменой путем непосредственногоисполнения, разбирательство с задержанными и доставленными, по моему мнению,является наиболее важной. Прежде всего это объясняется тем, что КонституцияРоссийской Федерации 1993 года внесла коренные изменения в систему приоритетовмилицейской деятельности, исходя из необходимости признания и безусловногопринятия правовым государством в качестве высшей ценности — человека, его прави свобод¹. Осуществляя же разбирательство с доставленными в дежурную частьгражданами, дежурная смена самым непосредственным образом участвует вреализации этого положения. Во-первых, суточный наряд, по существу, выступаетздесь гарантом обоснованности доставления лица в ОВД. Так, оперативный дежурныйпо горрайоргану в соответствии со своими полномочиями по разбирательству справонарушителями, доставленными в дежурную часть, в случае необоснованногодоставления разъясняет лицу, допустившему необоснованное доставлениенеправомерность его действий и предлагает ему принести извинения доставленному,после чего немедленно освобождает последнего. Факт необоснованного доставлениядежурной сменой фиксируется в книге учета лиц, доставленных в горрайорган, азатем письменно докладывается начальнику ГРОВД для принятия мер2.Во-вторых, оперативные дежурные по горрайорганам относятся к категориидолжностных лиц, которые имеют право производить административное задержание,личный досмотр задержанного, досмотр его вещей и изъятие у него вещей идокументов, а это бесспорно, связано с ограничением прав и свобод граждан³.
Вместе с тем на дежурные смены возложена обязанность по водворению(освобождению) в ИВС арестованных и заключенных под стражу лиц. Результатомэтого является то, что в большинстве ГРОВД страны дежурной смене приходитсяразбираться с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений.
Кроме того, для разбирательства в дежурную часть доставляются лицасовершившие правонарушения, за которые предусмотрена ответственность вадминистративном порядке, в случае невозможности установления на месте ихличности, нахождения лица в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинствои общественную нравственность (при отсутствии на территории обслуживаниямедицинского вытрезвителя).
В целом же разбирательство с лицами, доставленными в дежурную частьГРОВД, занимает значительный объем в работе суточных нарядов.
Как уже отмечалось, дежурная смена, выступая в роли органа оперативногоуправления, осуществляет контроль за охраной здания ОВД и ИВС, служебныминарядами. Вместе с тем опыт функционирования дежурных частей ГРОВДсвидетельствует о том, что охраной административного здания ОВД и ИВС дежурнаясмена одновременно занимается и как непосредственный исполнитель. Этообусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, не допуская в административное зданиегоррайоргана посторонних лиц, дежурная смена тем самым участвует в охранездания ОВД. Во-вторых, действующими нормативными актами МВД России сотрудникамдежурных частей отводится первостепенная роль в обеспечении готовности ОВД котражению нападения на административное здание и ИВС. Это предопределяет рольдежурной части ГРОВД как важнейшего центра оперативного управления силами исредствами при введении в действие данного оперативного плана. Вместе с темосновной замысел плана обороны и охраны здания горрайоргана должен состоять внедопущении проникновения в помещения ОВД и ИВС посторонних лиц с намерениемдезорганизовать работу личного состава, с целью совершения террористическогоакта, захвата оружия и документов, заложников, освобождения задержанных иарестованных. Поэтому, очевидно, что осуществление дежурной сменой пропускногорежима в здание ОВД является, с одной стороны, составной частью его охраны, а сдругой — превентивной мерой нападения. Дежурная смена должна хорошо знать планохраны и обороны здания, расположение помещений, так как в случае вооруженногонападения в соответствии с указанным планом дежурный по ГРОВД должен:организовать силами суточного наряда, СОГ и ГHPотражение посягательства и задержание преступников; вызвать помощь вышестоящегои соседних ОВД; доложить об обстановке, принятых мерах и их результатахруководителю органа и действовать по его распоряжению.
Обычно нападения на здание ОВД и ИВС характеризуются внезапностью искоротечностью событий, нередко совершаются в вечернее и ночное время. Поэтомубремя отражения нападения, на первоначальном его этапе, ложится на дежурнуючасть в лице суточного наряда. В этом случае дежурная часть горрайоргана,отражая нападение, выполняет обязанности по охране здания ОВД и ИВС в качественепосредственного исполнителя¹.
Кроме того, одной из функций дежурной смены, как непосредственногоисполнителя, является обеспечение сохранности вооружения, оперативной икриминалистической техники, средств связи, защиты и другого имущества, числящегосяза дежурной частью ОВД.
Для хранения оружия в подразделениях отводятся отдельные комнаты,которые, как правило, находятся в помещении дежурной части горрайоргана. В ниххранятся табельное и изъятое у граждан оружие, средства индивидуальной защиты,боеприпасы и спецсредства всего личного состава ОВД.
Оружие органов внутренних дел, где из-за малочисленности сотрудников неможет быть обеспечена надежная охрана, хранится в ближайших подразделениях МВД,ГУВД, УВД. Оружие от этих органов принимается по акту и включается в часть II Книги выдачи и приема вооружения и боеприпасовустановленной формы. Выдача указанного оружия в служебное пользованиепроизводится на общих основаниях. Ключи от комнаты для хранения оружия и шкафовдолжны находиться у оперативного дежурного. Комната и шкафы опечатываютсяличной печатью оперативного дежурного. В случае утраты ключа от КХО либометаллического шкафа, замок заменяется или переделывается с изменением секрета.Запасной экземпляр ключей передается начальнику дежурной части (начальникуоргана внутренних дел) в опечатанном пенале и хранится в его металлическомшкафу либо в секретариате органа внутренних дел.Выдача их производитсятолько с разрешения начальника органа внутренних дел.
Отлучаясьиз дежурной части, оперативный дежурный передает, ключи от опечатанных своейпечатью комнаты и шкафов лицу, оставленному за него. При этом печать, которойони были опечатаны, не передается. При возвращении, оперативный дежурныйпринимает ключи и проверяет целостность оттисков печатей. О времени убытия(возвращения), передаче (приеме) ключей от опечатанных комнаты и шкафовделается отметка в Тетради для записей оперативного дежурного.
При приеме и сдаче дежурства имущество, числящееся за дежурной частью,старшими смены сдается-принимается согласно его описям. Это, с одной стороны,является действенным контролем за сохранностью имущества, а с другой, в случаеутраты позволяет принять оперативные меры по его розыску.
Таким образом, изложенное выше позволяет рассматривать совокупностьфункций дежурной части, как весьма сложное образование, четкое представление окотором можно назвать обязательным условием при определении направленийсовершенствования деятельности этих структурных подразделений горрайорганов.
3.        Организационная структура дежурных частей горрайоргановвнутренних дел
В социологии под социальной структурой понимается устойчивая связьэлементов в социальной системе1. К основным элементам социальнойструктуры общества социологи относят индивидов, занимающих определенные позиции(статус) и выполняющих определенные социальные функции (роли), объединения этихиндивидов на основе их статусных признаков в группы, различные иные общности.
Любой отдельно взятый горрайорган внутренних дел как сложная системапредставляет собой определенным образом организованный коллектив сотрудников,выполняющих возложенные на него функциональные обязанности и располагающий дляэтого соответствующей компетенцией и возможностями.
Эффективность функционирования каждого горрайоргана внутренних делзависит от согласованности действий его подсистем (аппаратов, служб иподразделений), соблюдения ими общих принципов и требований всей системы.Поэтому связующим и координирующим звеном системы выступает ее организационнаяподсистема, ибо именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов,обеспечивается целостность системы.
Поскольку организационная структура дежурной части горрайорганавнутренних дел представляет собой, во-первых, совокупность должностей, аво-вторых, совокупность организационных связей, то и в механизме ееформирования можно выделить соответственно два основных этапа: 1) расчетнеобходимого количества должностей; 2) установление требуемой упорядоченностиэтих должностей с помощью организационных связей.
Структура дежурной части горрайоргана внутренних дел формируется иразвивается, прежде всего, в зависимости от ее штатной численности. Однакоштатная численность дает представление лишь о количестве работников данногоаппарата, характеризуя лишь количественную сторону организационной структуры.Должность имеет свои качественные признаки. Данные признаки (количество инаименование должностей, предельные звания) характеризуют штатное расписание.
Типовые штаты дежурных частей горрайорганов внутренних дел разработаныМинистерством внутренних дел России и утверждены 19 марта 2002 года приказомМВД Российской Федерации № 255дсп, в соответствии с которым все горрайорганывнутренних дел поделены на четыре группы. От того, к какой из них относитсяГРОВД, и зависит штатная численность его дежурной части. В данной классификацииза основу взято количество населения, проживающего на территории обслуживанияОВД: 1) 100 тыс. чел. и более; 2) от 50 до 100 тыс. чел.; 3) менее 50 тыс. чел.и к четвертой группе отнесены РОВД, обслуживающие население сельского района. Впоследнем случае количество населения на обслуживаемой территории на штатнуючисленность дежурной части не влияет.
Формирование любой организационной структуры заканчивается установлениеморганизационных связей между элементами структуры — должностями. Наличие ворганизационной структуре дежурной части ГРОВД организационных связей не толькообеспечивает целостность этого органа оперативного управления, но иупорядочивает расположение всех его элементов.
В процессе функционирования дежурной части ГРОВД между ее сотрудникамипрослеживаются три вида организационных связей:
-          организационно-предметные, возникающие между работниками по поводуиспользования ими различных средств;
-          организационно-функциональные, т.е. взаимосвязи между работниками постепени их участия в совместном труде;
-          организационно-административные, обусловливаемые субординациейработников, т.е. связи руководства и подчинения.
Наибольший интерес представляют последние две группы взаимосвязей.
Организационно-функциональные связи строятся на основе выполнениядежурной сменой своих функциональных обязанностей. В Наставлении (разд. 5-17)закреплены функциональные обязанности дежурной смены в целом. Функциональные жеобязанности отдельно каждого сотрудника дежурной смены разрабатываются в каждомконкретном горрайоргане с учетом штатной численности дежурной смены и строятсяна основе разделения обязанностей смены в целом между сотрудниками взависимости от занимаемой ими должности.
/>Чем детальнее будетразработана и формализована система организационно-функциональных связей междучленами дежурной смены, тем эффективнее окажется процесс управления, а значит,и результаты деятельности организационной структуры дежурной части горрайорганавнутренних дел по выполнению возложенных на нее задач.
Установление обязанности делает необходимым существование права, однако вНаставлении специальными правами наделена только ключевая фигура дежурногонаряда — старший смены¹. В зависимости от штатной численности дежурнойчасти ГРОВД им может быть: начальник смены, помощник начальника дежурной части- оперативный дежурный, помощник начальника отдела — оперативный дежурный.
Реализация данных прав осуществляется черезадминистративно-организационные связи как с должностными лицами штатнойструктуры (дежурный наряд), так и нештатной (СОГ, ГНР, нарядыпатрульно-постовой службы милиции и т.д.). При помощи организационно –административных связей устанавливается иерархичность системы управления,зависимость одних должностей от других.
/>/>Дляуспешного выполнения задач, возложенных на дежурную часть горрайорганавнутренних дел она обеспечивается (согласно Норм табельной положенности)соответствующими техническими средствами и оборудованием, необходимойслужебной, справочной и иной документацией.
Дежурной части ГРОВД выделяется специальное помещение, при нейоборудуются комнаты для содержания лиц, задержанных в административном порядке;для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств; для чистки оружия; длякартотеки и т.д.
В большинстве дежурных частей горрайорганов внутренних дел помещения иоборудование не соответствуют предъявляемым к ним требованиям и, по моемумнению, одним из важных направлении совершенствования организационной структурыдежурных частей ГРОВД следует признать безотлагательное решение вопроса оприведении в соответствие предъявляемым требованиям их помещений, оборудованияи материально-технического обеспечения.
Наименование службы горрайоргана внутренних дел, призванного выполнятьфункции оперативного управления силами и средствами (дежурная часть), внастоящее время не соответствует ни выполняемым функциям, ни еёорганизационно-штатной структуре.
Название «дежурная часть ГРОВД» в той или иной степени соответствовалодействительности лишь до начала 1973 года, когда в большинстве горрайоргановотсутствовали штатные дежурные части и их функции по графику выполнялисотрудники различных служб и подразделений, а дежурная часть ГРОВД, посуществу, выступала в роли простого регистратора сообщений о правонарушениях.
В настоящее время круг обязанностей сотрудников дежурной части настолькоширок и разнообразен, что применительно к ним слово «дежурный» приобретаетновое качественное значение. Кроме того, об этом свидетельствуют и наименованиядолжностей в соответствии с Типовыми штатами дежурных частей органов внутреннихдел: «начальник смены», «помощник начальника дежурной части — оперативныйдежурный», «помощник начальника отдела — оперативный дежурный».
Кроме того, понятия «дежурная часть» и «дежурная служба» тождественны, иэто объясняется тем, что дежурная часть является координирующим органомоперативного управления силами и средствами (служебными нарядами,оперативно-следственными группами, силами, находящимися в распоряженииоперативного дежурного), а все эти силы и средства, включая оперативногодежурного и его помощников, несут дежурную службу в течение дежурных суток.
Изложенное выше, свидетельствуют о необходимости рассмотрения современныхдежурных частей горрайорганов не как части, а как относительно самостоятельногосистемного образования, так как в настоящее время в организационной структуредежурных частей горрайоргана внутренних дел появляются действующие на штатнойоснове такие самостоятельные системные образования, как СОГ и ГНР.
Стало быть, штатная численность современной дежурной части ГРОВД, имеющейв своей организационной структуре штатные СОГ и ГНР, только в одну сменусоставляет 15-20 сотрудников. С учетом же ее работы в четыре смены — 60-80человек.
Таким образом, по моему представлению, организационная структурасовременных дежурных частей горрайорганов внутренних дел должна рассматриватьсякак самостоятельная служба. Кроме того, оперативный характер выполняемых еюфункций и как органа оперативного управления, и как аппарата непосредственногоисполнения позволяет сделать вывод о том, что наиболее правильным было бырассматриваемую организационную структуру именовать «службой оперативногореагирования».
4.        Организация деятельности дежурных частей ГРОВД пообеспечению общественного порядка и общественной безопасности
Успешная охрана общественного порядка и личной безопасности граждантребует целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности различныхслужб и подразделений органов внутренних дел. Во многом это зависит отправильной организации деятельности дежурных частей горрайорганов, являющихсяцентрами оперативного управления и использования сил и средств в борьбе спреступностью, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.
Обеспечение личной безопасности граждан законом Российской Федерации «Омилиции» было закреплено в качестве первой задачи милиции¹. Кроме того,статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государствапризнавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Как известно, однимиз субъектов защиты прав и свобод граждан являются горрайорганы внутренних дел.В структуре последних лишь дежурные части являются общедоступным, круглосуточнодействующим подразделением, куда за помощью для восстановления нарушенных правобращается большинство потерпевших. Для милиции в целом, и дежурных частейГРОВД в частности, выполнение этой обязанности составляет первейшеепредназначение.
Следовательно, деятельность дежурных частей горрайорганов внутренних делпо обеспечению личной безопасности граждан может быть представлена как системаразрабатываемых и реализуемых их личным составом мероприятий в рамкахпредоставленных полномочий, направленных на предотвращение угрозы жизни,здоровью, достоинству и чести, жилищу и личному имуществу граждан, возникающихвследствие чьих-либо противоправных действий или бездействия.
В современных условиях горрайорганы внутренних дел и их дежурные частинередко вынуждены обеспечивать общественный порядок на обслуживаемой территориив особых (экстремальных) условиях. При этом одной из задач ОВД являетсябезотлагательное реагирование на сообщения о стихийных бедствиях и другихчрезвычайных происшествиях.²
Если в обычных условиях нарушения общественного порядка затрагиваютсяличные и имущественные интересы отдельных граждан или небольших их групп, товследствие наступления различных экстремальных условий социальная опасностьнеизмеримо возрастает. Здесь угрозе подвергается жизнь и здоровье многих людей,их личное имущество, материально-культурные ценности государственных иобщественных предприятий, учреждений, организаций, городов, районов, областей(краев), а иногда и более крупных регионов. Следовательно, последствиячрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий¹ криминального характерарезко влияют на оперативную обстановку в зоне их возникновения(распространения).
К тому же, Ч0 и ЧС создают условия для совершения различныхправонарушений, как правило, нарушают привычные связи и отношения вэкономической, социальной и других сферах общества. Сопровождаясь целымспектром негативных последствий, эти отношения, с одной стороны,характеризуются потребностью в нормальном безопасном функционировании общества,а с другой — наличием опасности жизни, здоровью, чести и достоинству людей,культурным и материальным ценностям, а иногда и окружающей среде.
Одним из основных признаков наступления особых условий функционированияГРОВД является нарушение нормальной жизнедеятельности общества, требующее, всвою очередь, усиленных мер охраны общественного порядка. Несмотря на то, что вотличие от кризисных ситуаций проведение различных массовых мероприятий(демонстраций, митингов, шествий и т.п.) носит организованный характер, тем неменее их проведение связано с изменением дорожного движения, режима работынекоторых зрелищных, торговых, коммунальных и других предприятий, т.е. они нанекоторое время также изменяют обычное течение жизни. К тому же, подготовка ипроведение данных мероприятий тоже требует усиленных мер охраны порядка,которые выражаются в сосредоточении имеющихся, а в соответствующих случаях иприданных сил и средств на определенной территории и в определенное время.Деятельность ОВД по обеспечению общественной безопасности и охранеобщественного порядка при проведении массовых мероприятий следует рассматриватькак деятельность в особых условиях, при которых общественный порядок (в отличиеот его обычного понимания) приобретает новые качества. Здесь он представляетсобой явление, имеющее всвоей основе совокупность общественныхотношений, административно-правовое регулирование которых существенно меняется.Иными словами, устанавливается специфическая система прав и обязанностейсубъектов общественных отношений. Так, при наступлении особых условийжизнедеятельности общества оперативный дежурный по горрайоргану внутренних делнаделяется дополнительными правами и обязанностями.
Таким образом, при деятельности дежурных частей ГРОВД в особых условияхновые черты общественного порядка могут быть обусловлены двумяобстоятельствами: самими последствиями экстремальных условий для общества инеобходимостью осуществления специальных мероприятий по усилению общественногопорядка.
Деятельность дежурных частей ГРОВД по охране общественного порядка,обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, с одной стороны,представляет собой выполнение комплекса управленческих функций — организациюобеспечения общественного порядка и безопасности, а с другой, — осуществлениенепосредственной охраны порядка и безопасности от преступных и иныхпротивоправных посягательств — тактику охраны общественного порядка ибезопасности.
Суть функции оперативного управления нарядом дежурной части ГРОВД, взначительной степени, заключается в непрерывном управлении силами и средствамисоответствующего ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности наобслуживаемой территории. В то же время в соответствии с ведомственныминормативными актами это направление деятельности дежурная смена обязанаосуществлять как в обычных, так и особых условиях жизнедеятельности общества.Поэтому содержание деятельности дежурных частей ГРОВД по организацииобеспечения общественного порядка и безопасности представляет собой комплексуправленческих функций, направленных на обеспечение целенаправленной,согласованной и эффективной деятельности служб и подразделений соответствующегоОВД по непосредственной охране порядка и безопасности, по защите жизни,здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от вредныхпоследствий ЧС природного, экологического и техногенного характера, преступныхи иных противоправных посягательств на обслуживаемой территории.
Важное значение в управлении нарядами милиции, обеспечивающимиобщественный порядок и общественную безопасность на обслуживаемой территории,имеет организация постоянной и устойчивой связи. Обязанность её организации возлагаетсяна начальника горрайоргана и командира строевого подразделения милиции.¹Структура системы и схема ее организации обусловливаются структурой конкретногоОВД, характером выполняемых подразделениями задач и необходимостью ихвзаимодействия между собой, со службами других ведомств.
Своевременный обмен информацией по схеме «дежурная часть — нарядымилиции», «наряды милиции — дежурная часть» в оперативном управлении силами исредствами ГРОВД, задействованными на обеспечение ОПиБ, имеет первостепенное значение.
Одним из важных условий успешного выполнения принятого решения наобеспечение ОПиБ является организация и поддержание непрерывного взаимодействиямежду нарядами всех служб и подразделений. Ответственность за обеспечениевзаимодействия, пунктом 52 Устава патрульно-постовой службы милиции возлагаетсяна начальников горрайорганов, начальников милиции общественной безопасности,руководителей служб и подразделений милиции, командиров строевых подразделенийи специальных моторизованных воинских частей внутренних войск МВД России.Вместе с тем в процессе обеспечения ОПиБ на обслуживаемой территорииорганизация взаимодействия между различными силами ГРОВД осуществляется дежурнойчастью, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, обеспечениебезотлагательного реагирования на изменения оперативной обстановки являетсяодной из задач дежурной части горрайоргана¹, успешное решение которой безнадлежащего взаимодействия различных служб и подразделений ОВД зачастуюнемыслимо. Во-вторых, дежурная смена является одним из субъектов оперативногоуправления силами и средствами, задействованными на обеспечение ОПиБ.В-третьих, в соответствии со своим административно-правовым статусом старшийдежурной смены имеет право отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурнымподразделениям, служебным нарядам, а в отсутствие руководителей горрайоргана — всему личному составу ОВД.
Основными формами взаимодействия являются:
•своевременное доведение до нарядов информации об оперативнойобстановке;
•постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделениюили конкретному наряду;
• проведение совместных инструктажей:
• определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейсяна территории обслуживания обстановке;
• оказание взаимной помощи и поддержки нарядами при выполненииповседневных задач и при наступлении особых условий функционирования;
• осуществление скоординированных совместных мероприятий по реагированиюна изменения оперативной обстановки;
• комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб иподразделений, участвующих в обеспечении ОПиБ.
Выполнение задачи по надлежащему обеспечению ОПиБ в ряде случаевпредполагает осуществление маневра (изменения установленной дислокации)нарядами для организованного и своевременного сосредоточения сил и средствмилиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка.Так, при резком осложнении оперативной обстановки старший дежурный сменынаделен полномочиями изменения в расстановке сил и средств на территорииобслуживания, с последующим докладом начальнику горрайоргана.
Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости. Взависимости от состояния оперативной обстановки маневр можетосуществляться напериод смены, дежурных суток или на более длительное время.
В процессе оперативного управления дежурный по ГРОВД обеспечиваетнепрерывный контроль за деятельностью нарядов милиции, который является нетолько одним из важных элементов укрепления служебной дисциплины и обеспечениявысокой активности личного состава в обеспечении ОПиБ, но и средством обученияработников милиции непосредственно на месте службы. Наряды милиции,задействованные на обеспечение ОПиБ по плану единой дислокации¹проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработаннымграфикам. Результаты проверки службы фиксируются в служебной книжке и постовойведомости.
Наиболее частой причиной осложнения оперативной обстановки в процессеобеспечения ОПиБ является совершение преступлений на территории обслуживания.Организация их раскрытия «по горячим следам» является прямой обязанностьюдежурной смены.² В зависимости от тяжести и последствий преступногодеяния, на его раскрытие (помимо нарядов различных служб и подразделенийсоответствующего ГРОВД) дежурный задействует ГНР, СОГ, а иногда (черездежурного вышестоящего органа внутренних дел) и силы соседних горрайорганов.
Как уже отмечалось, наступление особых условий функционирования ГРОВДвозлагает на дежурную смену дополнительные обязанности, в том числе и пообеспечению ОПиБ. Деятельность наряда дежурной части горрайоргана вэкстремальных условиях требует четких, своевременных действий по сбору личногосостава соответствующего ОВД по сигналу «Тревога», подготовке сил и средств длявыполнения поставленных задач в особых условиях, эффективной организациипроведения первоначального этапа специальной операции.
По окончании работы каждой смены оперативным дежурным совместно скомандиром подразделения подводятся итоги работы каждого сотрудника милиции,участвовавшего в обеспечении ОПиБ. Общий результат работы нарядов милицииоперативным дежурным по горрайоргану внутренних дел отражается в постовойведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки.
Вместе с тем из всего многообразия проходящей через дежурную частьинформации дежурная смена обязана собрать, обработать, обобщить и выдатьруководителю горрайоргана внутренних дел следующие виды информации:
• о силах и средствах (сведения о составе суточного наряда дежурнойчасти, СОГ и ГНР; количестве и видах служебных нарядов, задействованных на обеспечениеОПиБ, их фактическом наличии и режиме работы; о порядке контроля за ними; озадействованных на период дежурства силах общественности; о количестве исостоянии средств связи, транспорта, вооружения и т.д.; о состоянии дисциплины,фактах нарушения законности, о межрегиональных мероприятиях и ходе реализациимероприятий органа и его служб и подразделений);
• о состоянии преступности, общественного порядка и безопасности наобслуживаемой территории (сведения о раскрытых преступлениях, чрезвычайных происшествияхи выявленных административных правонарушениях; нераскрытых преступлениях, ихвидах и количестве; о количественных и качественных характеристиках правонарушителей,разыскиваемых преступников, лиц, без вести пропавших; о дорожно-транспортныхпроисшествиях, пожарах и иных данных, характеризующих состояние обеспеченияОПиБ на обслуживаемой территории);
• о факторах среды функционирования, осложняющих оперативную обстановкуили требующих усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественнойбезопасности (сведения о предстоящих массовых мероприятиях: демонстрациях,митингах, забастовках, пикетированиях, шествиях, о состоянии дорог и водоемов,санитарно-эпидемиологической обстановки; о состоянии пожарной безопасности наобъектах и в отдельных местностях (лесные массивы, торфяники) обслуживаемойтерритории; о дислокации избирательных участков в дни подготовки и проведениявыборов; о маршрутах и времени инкассации отдельных объектов, дислокации банкови пунктов обмена валюты; о судебных процессах, проводах на военную службу; овремени и месте отправления религиозных культов и отношении к ним населения; опорядке работы и репертуаре зрелищных учреждений и других необходимых данных).
Помимо этого, дежурная часть ГРОВД должна осуществлять сбор информации омерах, принимаемых по конкретным заявлениям и сообщениям; о принятых мерах ирезультатах работы по раскрытию преступлений «по горячим следам»; о принятыхмерах и оперативности реагирования служб, подразделений и отдельных сотрудниковгоррайоргана на чрезвычайные происшествия; о предстоящих мероприятиях органавнутренних дел в целом или отдельных его служб и подразделений (например обоперациях по профилактике и пресечению отдельных видов преступлений, ликвидацииустойчивых преступных групп, задержанию опасных преступников) и т.п.
В процессе сбора информации дежурной сменой осуществляется ее обработка(выделение из всего потока информации сведений, заслуживающих внимания, ихфиксация и документирование в соответствующих книгах, журналах или других накопителях(носителях), систематизация и обобщение).
Дежурная часть горрайоргана внутренних дел, по существу, являетсяосновным субъектом информирования о состоянии текущей оперативной обстановкисоответствующего ОВД.¹
Ежесуточное решение об организации обеспечения ОПиБ на последующие суткиначальником горрайоргана внутренних дел или его заместителем — начальникоммилиции общественной безопасности принимается на основе тщательного анализатекущей оперативной обстановки на обслуживаемой территории² и должно нацеливатьнаряды милиции на активную профилактическую и поисковую работу посвоевременному пресечению на улицах и в других общественных местахадминистративных правонарушений, предупреждению и раскрытию «по горячим следам»преступлений, обеспечению сохранности различных форм собственности. В этихцелях в нем предусматривается:
• обязательные нормы выставления личного состава и выделения техническихсредств;
• состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов, особенностинесения службы, организация взаимодействия между ними, с участковымиинспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителямиобщественных объединений;
• возможность и форма маневра силами и средствами при измененииобстановки;
• система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы иусловные знаки;
• порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.
Данное решение оформляется постовой ведомостью. При этом виды нарядов иих состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейсяоперативной обстановки.
Поэтому, исходя из конкретной оперативной обстановки, маршрутыпатрулирования и расположение постов, установленные планом единой дислокации,субъектом принятия решения по организации обеспечения ОПиБ могут быть изменены.Принятие решения по организации обеспечения ОПиБ заканчивается утверждениемначальником ГРОВД (начальником МОБ горрайоргана) в постовой ведомостирасстановки патрульно-постовых нарядов. После этого названный документпринимает форму приказа по организации обеспечения ОПиБ и передается в дежурнуючасть ГРОВД для контроля за ходом его исполнения.
В соответствии с пунктом 23 Устава ППСМ обеспечение своевременнойподготовки и проведения инструктажа служебных нарядов является обязанностьюоперативного дежурного по горрайоргану. Анализ этих обязанностей¹показывает, что помимо других действий по их реализации, оперативные дежурныепо ГРОВД объявляют служебным нарядам маршруты патрулирования, посты, время иособенности несения службы. Данное обстоятельство позволяет нам рассматриватьдежурные части горрайорганов внутренних дел в качестве субъектов доведениярешения об организации обеспечения общественного порядка и безопасности донепосредственных исполнителей.
После принятия решения и доведения его до исполнителей начинаетсяследующий этап оперативного управления силами и средствами по обеспечению ОПиБ- организация исполнения управленческого решения по обеспечению общественногопорядка и безопасности на обслуживаемой территории. Во всех операциях этогоуправленческого цикла дежурная смена принимает самое непосредственное участие,и роль дежурной части горрайоргана как субъекта оперативного управления здесьчрезвычайно важна.
При оперативном управлении успех управленческого решения находится впрямой зависимости от времени его выработки и реализации, в связи с чем напрактике широко применяются алгоритмы неотложных действий дежурного нарядагоррайоргана по реагированию на различные виды преступлений.¹
Поэтому успех реагирования на конкретное изменение обстановки, во многомпредопределяется глубоким знанием оперативными дежурными по ГРОВД всехэлементов оперативной обстановки на обслуживаемой территории и владениемопределенными навыками в работе.
Следующим этапом оперативного управления силами и средствами пообеспечению ОПиБ является контроль за работой и учет результатов управления всфере обеспечения общественного порядка и безопасности.
Контроль и учет, представляя собой самостоятельный элементуправленческого цикла, одновременно являются и составной частью такогоэлемента, как организаторская работа. Решения, как известно, принимаются длятого, чтобы их выполняли. Традиционные формы контроля требуют много времени ибольших расходов сил и средств. Поэтому комплексность единой дислокации пообеспечению ОПиБ предполагает икомплексность контроля за несениемслужбы. Суть его выражается, во-первых, в том, что в нем участвуют руководителивсех служб горрайоргана, занятых в обеспечении ОПиБ; во-вторых, каждыйпроверяющий контролирует не только своих подчиненных, но исилы другихслужб.2
Основным субъектом контроля здесь, безусловно, выступает должностноелицо, принявшее решение об организации обеспечения общественного порядка ибезопасности, т.е. начальник горрайоргана или его заместитель — начальникмилиции общественной безопасности ГРОВД. Каждый руководитель долженконтролировать выполнение отданных им распоряжений лицами, которые этираспоряжения получили. Стало быть, все остальные субъекты, в том числеоперативный дежурный по ГРОВД, в данном случае выступают в роли субъектаконтроля не управления как такового, а одного из его элементов – организацииисполнения управленческого решения по обеспечению ОПиБ.
Тем не менее, роль оперативного дежурного по горрайоргану внутренних дели на этапе управления силами и средствами ОВД по обеспечению ОПиБ, несомненнозначительна. Это обуславливается рядом обстоятельств.
Во-первых, контроль за деятельностью служебных нарядов является нетолько функциональной обязанностью оперативных дежурных по ГРОВД, но инепременным условием их успешной работы, поскольку контроль как функцияуправления и как элемент организованной работы — это система наблюдения ипроверки соответствия процесса функционирования объекта принимаемымуправленческим решениям — законам, планам, нормам, стандартам, правилам,приказам и т.д.; выявление результатов воздействия субъекта на объект,допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятыхпринципов организации и регулирования. Поэтому в рассматриваемом аспекте контроль- это нетолько наблюдение с целью фиксации результатов деятельностинарядов милиции, но и одна из форм оказания на них управленческих воздействий.Более того, в работе оперативного дежурного по ГРОВД по руководству служебныминарядами, являющимися непосредственными исполнителями обеспечения ОПиБ, вряд ливообще возможно разграничить контроль и управление, ибо, осуществляя контроль,он одновременно осуществляет и управление. К тому же, как показывает практика,контроль ипроверка несения службы нередко нужны для оказания помощипостовым и патрульным сотрудникам милиции. А раз это так, то контроль задеятельностью служебных нарядов милиции оперативный дежурный по ГРОВД вынужденосуществлять на всем протяжении непосредственного управления ими.
Во-вторых, контроль опирается на учет результатов работыисполнителей и неразрывно связан с ним. Наряду с этим старший дежурный сменыуровня управления, по существу, является основным субъектом учета результатовработы служебных нарядов. Ведь именно он по окончании службы принимает ото всехзадействованных на обеспечение ОПиБ нарядов милиции рапорта о выполнениипоставленных задач. Затем результаты работы всех служебных нарядов милиции имобобщаются по подразделениям и видам правонарушений, после чего фиксируются впостовой ведомости, а при сдаче дежурства докладываются начальникугоррайоргана.
В-третьих, оперативный дежурный по ГРОВД обязан осуществлятьконтроль за самими субъектами проверок организации обеспечения ОПиБ всоответствии с принятым решением. Так, в решении об организации обеспеченияобщественного порядка и безопасности, наряду с другими направлениямидеятельности, необходимыми для выполнения поставленной задачи, определяетсясистема контроля за несением службы нарядами милиции. В частности, субъектомвыработки и принятия указанного управленческого решения разрабатывается графикежедневных проверок, определяются проверяющие. Поскольку должностные лица,осуществляющие эти проверки, отметки о их результатах делают как в служебныхкнижках милиционеров, так ив постовой ведомости, находящейся в дежурнойчасти, выполнение графиков проверок служебных нарядов контролируется старшимдежурной смены ГРОВД. Иными словами, старший дежурного наряда по горрайорганувыступает здесь как бы «контролером над контролерами».
5.        Деятельность дежурных частей ГРОВД по организацииборьбы с административными правонарушениями и преступлениями
Борьба с административными правонарушениями и преступлениями являетсяодним из главных направлений деятельности милиции, что, собственно, ихарактеризует её в качестве правоохранительного органа государства.
Роль дежурных частей ГРОВД в организацииборьбы с административными правонарушениями и преступлениями значительная иобусловлена тем, что они являются подразделениями оперативного реагирования наизменения оперативной обстановки, центрами управления всеми силами исредствами, организаторами взаимодействия служб и отдельных подразделений, чтообеспечивает согласованность и целеустремленность их действий по обеспечениюобщественного порядка и безопасности, раскрытию преступлений, особенно «погорячим следам».
Вместе с тем дежурная часть ГРОВД не всегда, что особенно характерно вделе борьбы с административными правонарушениями, выступает в качествеорганизатора этой деятельности. Это обусловлено тем, что, как уже отмечалось,выполняя поставленные задачи, дежурная часть горрайоргана выступаетодновременно и как элемент/> системыуправления, и как аппарат непосредственного исполнения. Бесспорно, чтоосуществляя разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурнуючасть, суточный наряд вносит реальный вклад в борьбу с преступностью, и в ещёбольшей степени — с административными правонарушениями. В то же время невызывает сомнения и тот факт, что реализуется данная деятельность дежурнойсменой по ГРОВД путем непосредственного исполнения.
При рассмотрении оперативного управления силами и средствами органоввнутренних дел по обеспечению ОПиБ на обслуживаемой территории я обратилвнимание на то обстоятельство, что каждый факт совершения правонарушениятребует от суточного наряда дежурной части ГРОВД адекватного реагирования. В тоже время в каждом отдельно взятом случае это реагирование для достиженияпоставленной цели требует различного объема мероприятий и количества сил исредств, необходимых для их проведения. Для предотвращения или пресеченияадминистративного правонарушения, в большинстве случаев, достаточно одногослужебного наряда или даже отдельно взятого сотрудника ОВД, напримеручасткового уполномоченного милиции. К тому же для документирования данногопротивоправного деяния, совершаемого, как правило, в условиях очевидности,достаточно получения и соответствующего оформления показаний несколькихсвидетелей и сбора небольшого количества тех или иных документов,подтверждающих наличие состава правонарушения. Совсем иное дело, когда передоперативным дежурным стоит задача организации раскрытия «по горячим следам» преступления,совершенного в условиях неочевидности, а тем более, если оно совершено группойлиц, представляет повышенную опасность для общества и требует проведенияспециальных мероприятий.
Участвуя в раскрытии преступления «по горячим следам», суточный наряддежурной части горрайоргана внутренних дел обеспечивает осуществлениемероприятий по:
-          первичной проверке поступающих заявлений и сообщений о преступлениях;
-          охране места происшествия;
-          организации незамедлительного выезда к месту происшествия служебныхнарядов милиции, ГНР, СОГ;
-          организации проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятийпо пресечению преступления, преследованию и задержанию преступников;
-          руководству служебными нарядами, ведущими оперативный поискпреступников;
-          введению в действие первоначального этапа проведения специальнойоперации по реагированию на ЧП криминального характера, предусмотренной типовымпланом (при необходимости);
-          проведению других неотложных мер.
Иными словами, наряд дежурной части здесь выступает организаторомконкретных действий, создающих необходимые условия для раскрытия преступлений«по горячим следам». Ситуации, в которых осуществляется эта деятельность,возникают, как правило, внезапно. Они обычно характеризуются сложностью,своеобразием, определяемыми временем суток, сезонными периодами, скоротечностьюсобытий, недостаточностью сведений о преступнике, а иногда и о самом фактепреступления. Такие обстоятельства требуют от работников дежурной части ГРОВДнемедленного и четкого привлечения необходимых сил и средств, обеспечения ихобъединенных согласованных усилий в сжатые сроки. Вместе с тем функцииоперативного управления многоплановы и сложны, их исполнение требует высокогоуровня профессиональной подготовки, опыта и мгновенной реакции.
Раскрытие преступлений, представляя собой частную задачу, которую нередкоставят перед органами внутренних дел при раскрытии конкретного преступления, вто же время является одним из важнейших оценочных показателей практическойдеятельности ОВД, в том числе и подразделений дежурных частей.
Так, по данным Информационного центра УВД Хабаровского краяза 11 месяцев 2006 года органами внутренних дел Хабаровского краяраскрыто 12166 преступлений «по горячим следам», что на 8,4 % больше чем зааналогичный период прошлого года (11224 преступлений), в том числеподразделениями ГНР – 299, которые улучшили показатели прошлого года на50,3% (199 преступлений) и в этом немалая заслуга сотрудников дежурных частейорганов внутренних дел Хабаровского края.
Если преступление не обнаружено и не расследуется в ближайшее время послеего совершения, то в последствии правоохранительным органам приходитсязатратить значительно больше сил и средств для установления истины по делу изадержания преступников. Вполне очевидно, что оставленные преступником на местепреступления следы быстро утрачивают пригодность для его изобличения. В случаеже выявления преступления по истечении нескольких суток и более, кроме того, серьезнозатрудняется как установление по делу свидетелей, так и получение от нихобъективных и детальных показаний, имеющих важное значение в раскрытиипреступления.
Использование следов при раскрытии преступления «по горячим следам»определяется отрезком времени их использования в качестве информации. В этойсвязи обращают на себя внимание два обстоятельства:
1) время, прошедшее с момента образования следов до момента ихобнаружения с целью раскрытия преступления;
2) отрезок времени, в течение которого можно наиболее эффективноиспользовать следы в расследовании.
Очевидно, что по истечении определенного времени следы «остывают», всвязи с чем, количество отображаемой ими информации уменьшается либоутрачиваются её качественные свойства, а иногда она исчезает вообще.
Поэтому необходимым условием для раскрытия преступлений «по горячимследам» является организация исполнения дежурной частью ГРОВД управленческогорешения, при котором выделяется три наиболее значимых элемента:
-          направление к месту правонарушения ГНР, сил и средств, обеспечивающихОПиБ недалеко от места событий и организации их взаимодействия;
-          оснащение членов СОГ, выезжающих на место происшествия, необходимымвооружением, специальными и техническими средствами и обеспечение её выезда вмаксимально короткие сроки;
-          с учетом характера совершенного преступления или ряда преступлений, по согласованиюсо старшим оперативным начальником, незамедлительное
введение в действие типовых оперативных планов на проведение специальнойоперации по реагированию на чрезвычайные происшествия криминального характера.
Одна из отличительных особенностей расследования и раскрытия преступлений«по горячим следам» состоит в том, что с момента поступления сообщения(информации) о происшедшем до установления виновного лица следственные действияи оперативно-розыскные мероприятия проводятся инициативно, непрерывно иинтенсивно. По существу, они носят характер преследования преступника последам, фиксирующим свойства его личности.
Своевременность и полнота учета поступающих заявлений, сообщений опреступлениях и происшествиях являются одними из основных критериев при оценкеработы суточного наряда дежурной части в целом и каждого ее сотрудника вчастности. Именно дежурными частями горрайорганов принимается от 80 до 90%, а понекоторым данным и свыше 90%, всех заявлений и сообщений о преступлениях.
Бесспорно, на любом этапе организации раскрытия преступления «по горячимследам» фактор времени играет чрезвычайно важную роль. Вместе с тем, информацияо правонарушениях и происшествиях не всегда изначально попадает непосредственнов дежурную часть ГРОВД. Поэтому уже на стадии ее получения перед горрайорганамив целом, и их дежурными частями в частности, возникает проблема, заключающаясяв сокращении времени прохождения информации от лица, первым узнавшего оправонарушении, до дежурной части ГРОВД. В этой связи, исключительное значениеимеет быстрота прохождения информации до дежурной части как непосредственно отграждан, так и сотрудников милиции.
Решение данной проблемы, во-первых, предусматривает расширение источниковинформации на обслуживаемой территории и, во-вторых, предполагает внедрение вдеятельность милиции современных технических средств электронной связи,объединенных в комплексы, сети, систему.
Кроме того, одним из способов, позволяющих в некоторой степеникомпенсировать недостаток сил, является их рациональное использование. Поэтомуважно, чтобы оперативный дежурный по горрайоргану правильно проанализировал,оценил полученную информацию и определил состав СОГ, выезжающей на местосовершения конкретного преступления.
Учитывая анализ исходной информации о происшествии, оперативный дежурныйпо ГРОВД должен определить признаки преступления и обстоятельства, принаступлении которых:
-          необходим незамедлительный выезд к месту происшествия нарядовпатрульно-постовой и других служб милиции, обеспечивающих общественный порядоки безопасность по плану единой дислокации, а также ГНР;
-          обязателен выезд СОГ в ее полном составе;
-          необходим выезд на место происшествия руководителя горрайорганавнутренних дел или замещающего его лица;
-          по согласованию со старшим оперативным начальником необходимо введение вдействие типовых оперативных планов по проведению специальной операции пореагированию на чрезвычайные происшествия криминального характера (планы«Перехват», «Сирена», «Гром», «Набат», «Вулкан»).
В зависимости от вида реагирования и значимости общий поток сообщений опреступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях можноразбить как минимум на 4 группы:
Преступления или ряд преступлений, представляющих для общества повышеннуюопасность, пресечение и раскрытие которых требует проведения специальныхмероприятий с привлечением значительных сил и средств горрайоргана внутреннихдел, сил и средств соседних ОВД.
Наиболее опасные виды преступлений: убийства, изнасилования, разбои,грабежи, крупные кражи, кражи со взломом, тяжкие телесные повреждения,требующие выезда СОГ в полном составе, включая следователя, оперуполномоченногоУР, эксперта-криминалиста, кинолога, участкового уполномоченного милиции, принеобходимости специалистов различного профиля (судмедэксперта, взрывотехника ит.п.).
Менее тяжкие преступления: кражи (не вошедшие в первую группу),хулиганство, требующие выезда СОГ в неполном составе, включая только оперуполномоченногоУР и участкового уполномоченного милиции.
В последнюю группу входят заявления и сообщения, не вошедшие в первые тригруппы: менее тяжкие телесные повреждения, обман покупателей,дорожно-транспортные происшествия, не повлекшие серьезных последствий и иныепреступления, а также административные правонарушения. Реагирование назаявления и сообщения данного типа требует иногда присутствия на местепроисшествия только следователя и работника ГИБДД либо оперуполномоченного УР(БЭП) и участкового уполномоченного милиции.
Таким образом, изложенное позволяет заключить, что правильноераспознавание характера происшедшего события, четкое определение сил и средств,необходимых для эффективного реагирования на него, позволяет оперативномудежурному по ГРОВД соблюсти принцип рационального использования сил и средств.А это, хоть в какой-то степени, позволит решить столь актуальную в настоящеевремя проблему нехватки сил и средств. Замечу, что особенно значимым этообстоятельство представляется для ГРОВД, обслуживающих сельскую местность, иботам, как правило, нет патрульно-постовой службы милиции и ГНР, а в распоряженииоперативного дежурного по органу внутренних дел находится лишь одна СОГ.
Помня о принципе «время работает на нас», оперативный дежурный по ГРОВДкак можно быстрее должен принятое решение передать исполнителям и организоватьего исполнение. Успех в данном деле предопределяется не только оперативностьюпроводимых мероприятий, но и комплексностью использования сил и средств путемих поэтапного развертывания в целях раскрытия преступления «по горячим следам».Комплексность использования сил и средств ОВД, предполагает создание такихорганизационных форм руководства ими, при которых их совместное применение, атакже использование оперативной и криминалистической техники, средствтранспорта и связи осуществилось бы с наибольшим эффектом при минимальныхзатратах, времени, материальных и финансовых ресурсов.
Если преступление по истечении дежурных суток оказывается нераскрытым, тополная и объективная информация о ходе его раскрытия и участвующих в этом силахи средствах докладывается руководству ГРОВД и вновь заступающему на дежурствосуточному наряду. Известно, что одним из принципов деятельности дежурных частейгоррайорганов внутренних дел является преемственность в работе. На практике, поокончании дежурной смены работа ГРОВД по раскрытию преступления «по горячимследам» обычно не заканчивается. Поэтому, оперативный дежурный по горрайорганупри сдаче смены вновь заступающему наряду и докладе об итогах дежурстваруководству ГРОВД должен дать объективную и исчерпывающую информацию озарегистрированных, но не раскрытых за истекшие сутки преступлениях,задействованных силах и средствах по их раскрытию, проведенных с этой цельюмероприятиях в течение дежурных суток и других данных, необходимых дляраскрытия преступлений «по горячим следам». Это позволит руководствугоррайоргана внутренних дел и вновь заступившей на дежурство по ГРОВД дежурнойсмене быстро проанализировать складывающуюся оперативную обстановку натерритории обслуживания, соблюсти преемственность при обработке и анализеинформации, своевременно взять на себя дальнейшее управление силами исредствами, задействованными для раскрытия преступлений, избежать дублированияв проведении дальнейших мероприятий по раскрытию конкретного преступления, что,в свою очередь, позволит значительно сэкономить время и все-таки, в рядеслучаев, раскрыть преступление «по горячим следам».
Литература
 
1.   КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2.   ЗаконРоссийской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года.
3.   КобозевА.А. Правовые и организационные вопросы деятельности дежурных частейгоррайорганов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности:Моногр. – Домодедово — ВИПК МВД России, 2001.
4.   БачилоИ.Л. Функции органов управления: (Правовые Проблемы оформления и реализации). –М., 1976.
5.   Полицияи милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыши идр. — М.: Наука. 1995.
6.   Социология.Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин – М.: Владос, 1995.
7.   ОжеговС.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН Ин-т рус. яз.:Российский фонд культуры – М.: АЗЪ, 1993.
8.   Наставлениепо организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел,утверждённое приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г.
9.   Инструкцияо порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РоссийскойФедерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утверждённаяприказом МВД России № 985 от 01.12.2005г.
10.   Устав ППС милиции общественной безопасности Российской Федерации,утверждённый приказом МВД России № 17 от 18 01.1993 г.
11.   Статистическая информация Информационного центра УВД Хабаровского края.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.