Реферат по предмету "Государство и право"


Гражданская служба в системе государственной службы

1. Гражданская служба в системегосударственной службы: правовые основы и порядок прохождения
 
Правовую основу гражданской службы вРФ представляет Федеральный закон «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации»[1], которыйрегулирует отношения, связанные непосредственно с государственной гражданскойслужбой.
Отношения, связанные сгосударственной гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральнымзаконом № 79-ФЗ, регулируются нормативными правовыми актами, содержащиминормы трудового права.
Это, в первую очередь, Трудовойкодекс Российской Федерации. Отношения, связанные с государственной гражданскойслужбой, регулируются также указами Президента Российской Федерации,постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации.
Полный перечень и иерархиянормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с государственнойгражданской службой, установлены статьей 5 Федерального закона № 79-ФЗ.
Регулирование отношений, связанных сгражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом «Осистеме государственной службы Российской Федерации»[2];
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, втом числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождениягражданской службы[3];
5) указами Президента РоссийскойФедерации;
6) постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации;
7) нормативными правовыми актамифедеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законамии иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актамигосударственных органов.
Основные нормативные правовые акты,регламентирующие порядок прохождения федеральной государственной гражданскойслужбы:
1. Указ Президента РоссийскойФедерации от 15.05.1997 №484 «О представлении лицами, замещающимигосударственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающимигосударственные должности государственной службы и должности в органах местногосамоуправления, сведений о доходах и имуществе».
2. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принциповслужебного поведения государственных служащих».
3. Указ Президента РоссийскойФедерации от 01.02.2005 №110 «О проведении аттестации государственныхгражданских служащих Российской Федерации».
4. Указ Президента РоссийскойФедерации от 01.02.2005 №111 «О порядке сдачи квалификационного экзаменагосударственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке ихзнаний, навыков и умений (профессионального уровня)».
5. Указ Президента РоссийскойФедерации от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должностигосударственной гражданской службы Российской Федерации».
6. Указ Президента РоссийскойФедерации от 01.02.2005 №113 «О порядке присвоения и сохранения классныхчинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральнымгосударственным гражданским служащим».
7. Указ Президента РоссийскойФедерации от 16.02.2005 №159 «О примерной форме служебного контракта опрохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещениидолжности государственной гражданской службы российской Федерации».
8. Указ Президента РоссийскойФедерации от 30.05.2005 №609 «Об утверждении положения о персональныхданных государственного гражданского служащего Российской Федерации и веденииего личного дела».
9. Указ Президента РоссийскойФедерации от 31.12.2005 №1574 «О реестре должностей Федеральнойгосударственной гражданской службы».
10. Указ Президента РоссийскойФедерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральныхгосударственных гражданских служащих».
Государственная гражданская служба подразделяетсяна федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскуюслужбу субъекта Российской Федерации.
/>/>Государственнаягражданская служба — вид государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственнойгражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральныхгосударственных органов, государственных органов субъектов РоссийскойФедерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, илиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственнаягражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан надолжностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечениюисполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающихгосударственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская службасубъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность гражданна должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерациипо обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а такжеполномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц,замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Как явствует из определениягосударственной гражданской службы Российской Федерации, для того, чтобысчитаться государственным гражданским служащим, гражданин Российской Федерациидолжен занимать должность государственной гражданской службы РоссийскойФедерации. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службыустанавливается указом Президента[4], агосударственной гражданской службы субъектов Российской Федерации —соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Должности государственной гражданскойслужбы подразделяются на категории и группы. Категория должности связана соспецификой служебных обязанностей государственного гражданского служащего.Всего существует 4 категории должностей государственной гражданской службы:руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
Существует 5 групп должностейгосударственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшиедолжности.
В соответствии с должностьюгосударственной гражданской службы государственным гражданским служащимприсваивается классный чин. Классный чин (в отличие от категории или группыдолжностей) характеризует самого служащего, а не должность, которую тот занимает.
Порядок прохождения государственнойгражданской службы регламентируется главой 9 Федерального закона «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации».
На гражданскую службу вправепоступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющиегосударственным языком Российской Федерации и соответствующие установленнымквалификационным требованиям по должностям гражданской службы.
Прием на гражданскую службупроизводится на условиях Служебного контракта по результатам конкурса, еслииное не установлено указанным Федеральным законом. Конкурс заключается в оценкепрофессионального уровня претендентов на замещение должности гражданскойслужбы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должностигражданской службы.
Порядок проведения конкурсовопределяется указанным Федеральным законом и Положением о конкурсе на замещениевакантной должности государственной гражданской службы, утвержденным УказомПрезидента РФ от 01.02.2005 № 112.
Федеральный закон устанавливаетспециальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принятна государственную службу и находиться на государственной службе.
Гражданин не может быть принят награжданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданскойслужбе в случае:
1) признания его недееспособным илиограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию,исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностигосударственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему взаконную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной вустановленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедурыоформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемуюфедеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей подолжности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или позамещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано сиспользованием таких сведений;
4) наличия заболевания,препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению иподтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождениядиспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинскогоучреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
5) близкого родства или свойства(родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители идети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданскойслужбы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одногоиз них другому;
6) выхода из гражданства РоссийскойФедерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другогогосударства (других государств), если иное не предусмотрено международным договоромРоссийской Федерации;
8) представления подложных документовили заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленныхнастоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложныхсведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Иные ограничения, связанные с поступлениемна гражданскую службу и ее прохождением, устанавливаются федеральными законами.
Претенденту на замещение должностигражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи снесоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданскойслужбы, а также в связи с ограничениями, установленными указанным Федеральнымзаконом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Претендент назамещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе,вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Прием граждан на гражданскую службу иназначение на гражданскую должность осуществляет Руководитель государственногооргана, либо лицо, исполняющее его обязанности.
На основе приказа Руководителя оназначении на должность гражданской службы заключается Служебный контракт,которым устанавливаются права и обязанности сторон. Приложением к Служебномуконтракту является Должностной регламент гражданского служащего, содержащийквалификационные требования, должностные обязанности, права и ответственностьгражданского служащего, другие существенные условия исполнения обязанностейгражданской службы. Служебный контракт заключается в письменной форме в двухэкземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземплярслужебного контракта вручается гражданскому служащему, второй хранится в еголичном деле.
Служебный контракт может бытьзаключен как на неопределенный срок, так и на срок от одного года до пяти лет –в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут бытьустановлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой гражданскойдолжности, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
В приказе о назначении и служебномконтракте Руководителем может быть установлен испытательный срок от трёхмесяцев до одного года (при приеме на должность гражданской службы переводом –от трёх до шести месяцев), за исключением случаев, установленных Федеральнымзаконом. В период испытания на гражданского служащего распространяютсяположения Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актово гражданской службе.
В срок испытания не засчитываетсяпериод временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданскийслужащий отсутствовал на службе по уважительной причине.
При неудовлетворительном результатеиспытания представитель нанимателя до истечения срока испытания имеет правопредоставить гражданскому служащему иную гражданскую должность, а в случаеотказа от перевода – уволить в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 27Федерального закона.
При поступлении на гражданскую службугражданин предъявляет следующие документы:
заявление с просьбой о поступлении награжданскую службу и замещении должности гражданской службы (пишется от руки);
собственноручно заполненную иподписанную анкету установленной формы;
паспорт;
трудовую книжку, за исключениемслучаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
страховое свидетельство обязательногопенсионного страхования за исключением случаев, когда служебная (трудовая)деятельность осуществляется впервые;
свидетельство о постановкефизического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территорииРоссийской Федерации;
документы воинского учета – длявоеннообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании;
сведения о доходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера;
медицинское заключение о состоянииздоровья;
фотографии 3 х 4 – 2 шт.;
иные документы, предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации.
При заключении Служебного контрактавпервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионногострахования, а также полис обязательного медицинского страхования длягражданских служащих оформляются представителем нанимателя.
2. Основания для прекращения службы ворганах внутренних дел и порядок увольнения сотрудников из органов внутреннихдел
В соответствии со ст. 57 Положения ослужбе в органах внутренних дел РФ[5] и текста присягни сотрудника ОВД РФ. Утверждёно Постановлением ВерховногоСовета Российской Федерации 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (ред. от 17.12.2009),основаниями для прекращения службы в органах внутренних дел являются:
а) увольнение из органов внутреннихдел;
б) прекращение гражданства РоссийскойФедерации;
в) признание сотрудника органов внутреннихдел в установленном порядке безвестно отсутствующим;
г) смерть (гибель) сотрудника органоввнутренних дел.
Основания для увольнения из органоввнутренних дел (ст.58 Положения)
а) по собственному желанию.
Увольнение производит начальник,которому предоставлено право увольнения соответствующей категории сотрудников,в двухнедельный срок со дня подачи рапорта об увольнении;
б) по достижении предельноговозраста, установленного статьей 59 Положения.
Таковыми в соответствии с Положениемо службе в органах внутренних дел следует считать:
— для лиц рядового и младшегоначальствующего состава, а также среднего и старшего начальствующего состава доподполковника включительно — 45 лет;
— полковника — 50 лет;
генерал-майора, генерал-лейтенанта — 55 лет;
генерал-полковника — 60 лет.
в) по выслуге срока службы, дающегоправо на пенсию.
При наличии выслуги срока службы,дающего право на пенсию, по инициативе начальника соответствующего органавнутренних дел могут быть представлены к увольнению только отрицательно аттестованныесотрудники, имеющие в течение последнего года службы хотя бы одно из следующихдисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии,понижение в должности, снижение в специальном звании, лишение нагрудного знака;
г) по окончании срока службы,предусмотренного контрактом.
Не позднее 2-х месяцев до истечениясрока действия контракта, если он не был своевременно продлен или перезаключен,руководитель органа внутренних дел принимает решение об увольнении сотрудникалибо его назначении на должность. Принятое решение оформляется приказом поокончании срока действия контракта.
д) в связи с нарушением условийконтракта;
При увольнении сотрудника органоввнутренних дел по этой причине сторона, заинтересованная в досрочном расторженииконтракта, обязана не позднее, чем за 2 месяца до срока предполагаемогоувольнения уведомить о своем намерении другую сторону.
Если увольнение осуществляется поинициативе сотрудника, то в рапорте на имя начальника органа внутренних дел,имеющего право заключения контракта, он должен изложить конкретные фактынарушений тех или иных статей и пунктов контракта.
Увольнение в связи с нарушениемусловий контракта по вине сотрудника влечет за собой возмещение сотрудникомрасходов на обеспечение его обмундированием и другим имуществом. Прирасторжении контракта до истечения 5 лет после окончания образовательногоучреждения МВД России или другого учебного заведения с оплатой обученияМинистерством внутренних дел России с виновного сотрудника взыскиваются расходына его обучение в размере 50% от суммы, исчисляемой пропорционально времени, неотработанному до указанного срока. Такие же последствия наступают приувольнении сотрудника по пп. «к», «л», «м» ст. 58 Положения;
е) по сокращению штатов — приликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможностииспользования сотрудника органов внутренних дел на службе;
Увольнение может производиться вслучае невозможности в результате организационно-штатных изменений дальнейшегоиспользования высвободившихся сотрудников при их отказе от перемещения послужбе либо перемещении на службу в другую местность;
ж) по болезни — на основаниипостановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе и может бытьсвязано как с противопоказаниями для самого сотрудника, так и с опасностью дляокружающих его лиц;
з) по ограниченному состояниюздоровья — на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченнойгодности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебныеобязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможностиперемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнятьслужебные обязанности с учетом состояния здоровья;
и) по служебному несоответствию ваттестационном порядке;
Под несоответствием сотрудниказанимаемой должности понимается объективная неспособность выполнять возложенныена него должностные обязанности либо недостаточная квалификация. При этомнедопустимо увольнение по мотивам недостаточной квалификации сотрудников всвязи с их непродолжительной службой в данной должности. Несоответствие занимаемойдолжности подтверждается решением аттестационной комиссии. Составленная насотрудника аттестация должна содержать объективное и всестороннее обоснованиеего профессиональной непригодности. Такой вывод должен вытекать из результатовслужебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практикисоблюдения им дисциплины и норм законности, анализа его личных качеств,поведения, степени профессиональной подготовленности;
к) за грубое нарушение служебнойдисциплины.
При увольнении сотрудника за грубоелибо систематическое нарушение дисциплины учитываются сущность совершенных имнарушений, несоблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующихпорядок и условия выполнения сотрудником служебных обязанностей;
л) за совершение проступков,несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествамсотрудника органов внутренних дел. В данном случае увольнение сотрудника, какправило, осуществляется в порядке реализации приказа о дисциплинарномвзыскании;
м) в связи с осуждением запреступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, атакже прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, всвязи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения,вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
н) в связи с призывом на военнуюслужбу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
о) за неоднократное нарушениеслужебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которогоосуществлено в письменной форме;
п) за представление подложныхдокументов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложныхдокументов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудникаорганов внутренних дел требованиям законодательства РФ в части условийзамещения должностей рядового и начальствующего состава органов внутренних делв период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.
Порядок увольнения из органоввнутренних дел (ст. 60 Положения).
Увольнение со службы сотрудниковорганов внутренних дел, состоящих на должностях рядового и младшегоначальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.
Увольнение сотрудников органоввнутренних дел, состоящих на должностях среднего, старшего и высшегоначальствующего состава, производится:
а) до подполковника милиции,подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно — заместителямиминистра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутреннихдел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел РоссийскойФедерации;
б) до полковника милиции, полковникавнутренней службы, полковника юстиции включительно и сотрудников органоввнутренних дел из числа высшего начальствующего состава — министром внутреннихдел Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.
Сотрудники органов внутренних делставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальникамине позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников органоввнутренних дел, увольняемых за нарушение условий контракта, а также всоответствии с пунктами «к», «л», «м» статьи 58Положения. Сотрудники органов внутренних дел, умершие, погибшие, безвестноотсутствующие и лишенные специального звания, исключаются из списковсотрудников органов внутренних дел в порядке, определяемом министром внутреннихдел Российской Федерации.
До представления к увольнениюсотрудники направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию сцелью установления степени годности к военной службе. Заключения комиссииучитываются при определении основания увольнения.
Уволенные со службы сотрудникиорганов внутренних дел снимаются со специального учета МВД России и передаютсяна воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства для зачисления взапас Вооруженных Сил Российской Федерации, если они не достигли предельноговозраста, либо в отставку, если достигли предельного возраста пребывания взапасе Вооруженных Сил Российской Федерации или признаны негодными к военнойслужбе по состоянию здоровья либо для призыва на военную службу.
3. Практическое задание
 
На основании действующего законодательствасоставьте перечень необходимых документов, разрабатываемых в органе внутреннихдел для предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел. Попроизвольной фабуле (наименование органа внутренних дел. ф.и.о. и специальныезвания должностных лиц и т.д.) заполните документы (типовые бланки),необходимые для предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел.
Основанием для предоставления отпускаи выдачи отпускного удостоверения сотрудникам органов внутренних дел являютсяграфик очередных ежегодных отпусков (как правило, график отпусков оформляется сприменением унифицированной формы № Т-7) и рапорт сотрудника с резолюциейнепосредственного начальника.
Начальнику ОВД г. Штыково
майору милиции Иванову В.А.
ст.лейтенанта милиции Петрова С.И.
Рапорт
Прошу предоставить очередной отпускза 2010г. Отпуск буду проводить без выезда, по месту жительства.
3.10.2010 ст.лейтенант С. Петров
Ходатайствую по существу рапорта.
Начальник следственного отделакапитан милиции П.Сидоров.
3.10.2010
Унифицированная форма № Т-7 УтвержденаПостановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1
Код
Форма по ОКУД
0301020
Отдел внутренних дел г.Штыково
по ОКПО
(наименование организации)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.