Реферат по предмету "Государство и право"


Гражданство Республики Беларусь

ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬПонятие, конституционно-правовоерегулирование и принципы гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь,будучи основным элементом правового статуса личности, вместе с тем являетсясамостоятельным конституционно-правовым институтом. Содержание гражданстваскладывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению кгосударству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи сраспространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицуправоспособности в полном объеме с охраной прав и законных интересов граждан.
В Республике Беларусь вопросыгражданства регулируются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 1 августа2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» и Указом Президента РеспубликиБеларусь от 17 ноября 1994г. №209 «Об утверждении Положения о порядкерассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, иобразовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросамгражданства».
В соответствии со статьей 1 ЗаконаРеспублики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», гражданство – этоустойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся всовокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная напризнании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. ГражданствоРеспублики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственногосуверенитета Республики Беларусь.
Иными словами, гражданство создаетвзаимные права и обязанности для человека и государства. Именно с гражданствомсвязаны самые существенные последствия для обеих сторон: объем прав,обязанностей и ответственности государства и гражданина.
Следует иметь в виду, что в странах смонархической формой правления вместо термина «гражданство» используется термин«подданство». В настоящее время эти термины употребляются по сути как синонимы,поскольку в современных демократических монархиях правовое положения личностипрактически не отличается от статуса человека в государстве с республиканскойформой правления. Поэтому не случайно в последнее время в европейскихмонархиях, Японии все чаще употребляется термин «гражданство».
В тоже время в развивающихся странах,государствах Арабского Востока, в Африке используется только термин«подданный», который обязывает быть лично верным монарху.
Понятие «подданный» берет начало извремен феодализма и первоначально означало феодальную зависимость. Понятие же«гражданство» появилось в эпоху французской буржуазной революции и означаетравенство всех перед законом.
В силу важности институтагражданства, он включен в первый раздел Конституции Республики Беларусь «Основыконституционного строя», и в частности, в статью 10. В соответствии с ней:
· «ГражданинуРеспублики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как натерритории Беларуси, так и за ее пределами;
· Никто не можетбыть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
· ГражданинРеспублики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное непредусмотрено международными договорами Республики Беларусь;
· Приобретение иутрата гражданства осуществляется в соответствии с законом».
Защиту и покровительство гражданамРеспублики Беларусь, находящимся за ее пределами, призваны оказыватьМинистерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатическиепредставительства и консульские учреждения Республики Беларусь за границей. Всоответствии с действующим законодательством они обязаны принимать меры к тому,чтобы граждане Республики Беларусь могли пользоваться правами, предоставленнымиим законодательством государства, в котором они находятся, международными договорами.
В случае, если в государствепребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатическиепредставительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав изаконных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международнымидоговорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органамидругих государств.
Часть вторая комментируемой статьи(10) Конституции Республики Беларусь и Закон «О гражданстве РеспубликиБеларусь» впервые в отечественной практике установили запрет на лишениегражданина Республики Беларусь его гражданства. Все предшествовавшеезаконодательство — вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990г. – закреплялотакую форму утраты гражданства.
Лишение – это расторжение гражданскихсвязей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающеев качестве условия согласие гражданина.
Лишение гражданства широкоиспользовалось советским государством на протяжении всей истории его развития,выступало как средство борьбы с инакомыслием, формы репрессий, непризнания засоветскими гражданами права проживать за границей. К примеру, в свое время былилишены гражданства СССР и высланы за пределы страны такие заслуженные люди какписатель А.Солженицын, академик А.Сахаров и др. После высылки А.Солженицына изСССР (1974 г.), и как только стало известно, что он хотел бы жить в США, Сенатэтой страны своим специальным постановлением предоставил ему и его семьегражданство США в порядке дарения. Данный вид приобретения гражданствапредусматривается законодательством некоторых стран лишь выдающимся людям заособые заслуги. Таких случаев в мировой практике немного.
Характерно, что законодательные актыо гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний наоснования, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полныйпростор в решении этих вопросов компетентным органам. Данный Закон к такимоснованиям отнес «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР инаносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
Закон о гражданстве СССР 1990г.ограничил применение лишения гражданства. В соответствии с данным Законом ономогло быть применено только в отношении граждан, которые проживали за границей.Закон устранил также такое расплывчатое основание как «действия, порочащиевысокое звание гражданина» и решил ранее не регулируемый вопрос о том, ктовносит предложение о лишении гражданства.
В соответствии с частью третьейкомментируемой статьи Конституции гражданин Республики Беларусь не может бытьвыдан иностранному государству. Исключение допускается только на основаниимеждународных договоров Республики Беларусь.
Гражданами Республики Беларусьявляются:
· лица, состоящие вгражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона РеспубликиБеларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;
· лица, которыеприобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.
Гражданами Республики Беларусь порождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территорииРеспублики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению иполучившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона от 1августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь».
Гражданство Республики Беларусьосновывается на ряде принципов, которые закреплены Конституцией и Законом «Огражданстве Республики Беларусь»:
1. каждый имеетправо на гражданство. Данный принцип выражается, во-первых, в том, что любоелицо, независимо от национальности, (включая иностранных граждан и лиц безгражданства) имеет право на гражданство Республики Беларусь, которое носитоткрытый и свободный характер; во-вторых, в наличии такой формы приобретения,как прием; в- третьих, в наличии достаточно простых и доступных основанийприобретения гражданства;
2. гражданствоРеспублики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусьнезависимо от оснований его приобретения. Суть данного принципа состоит в том,что законодательство Республики Беларусь не устанавливает никаких отличий иособенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Республики Беларусь поразличным основаниям;
3. никто не можетбыть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.Данный принцип выражается в том, что лицо не может быть лишено гражданствавопреки его воле. В то же время Конституция и Закон закрепляют право гражданинапо его желанию изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характерсвязей лица и государства не означает насильственного, принудительногоудержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу;
4. гражданствоРеспублики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица, т.е. оноприобретается исключительно на добровольной основе;
5. заключение илирасторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другогогосударства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменениягражданства супругов. Лицо, которое заключило брак с гражданином РеспубликиБеларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания исоблюдении условий, предусмотренных Законом;
6. РеспубликаБеларусь стремится к избежанию случаев безгражданства. Суть данного принципасостоит в том, что наше государство способствует сокращению безгражданства,поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Вэтом отношении Республика Беларусь следует Конвенции о сокращениибезгражданства 1961г., принятой в соответствии с Резолюцией ГенеральнойАссамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствампредоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территориигосударства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений;
7. государствогарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как натерритории Республики Беларусь, так и за ее пределами (содержание данногопринципа было изложено выше);
8. принципприоритета норм международного права и международных договоров по вопросамгражданства над национальным законодательством;
9. неотъемлемостьгражданства, что выражается, во-первых, в не связанности гражданства с мераминаказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении загражданами Республики Беларусь, проживающими на территории другого государствагражданства Республики Беларусь; в-третьих, в недопустимости высылки гражданинаРеспублики Беларусь за ее пределы. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РеспубликиБеларусь
В соответствии со статьей 12 ЗаконаРеспублики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство РеспубликиБеларусь приобретается:
· по рождению;
· в результатеприема в гражданство Республики Беларусь;
· в порядкерегистрации;
· по инымоснованиям, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О гражданствеРеспублики Беларусь».
Чаще всего гражданство приобретаетсяпо рождению. Закон (ст.13) определяет перечень случаев, при которых родившийсяребенок (в том числе и за пределами нашего государства) приобретает гражданствоРеспублики Беларусь. Подобная форма приобретения гражданства получила в мировойпрактике название филиации.
Прием в гражданство осуществляется наосновании письменного заявления лица, достигшего 18-летнего возраста, если оно:
· берет на себяобязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные актызаконодательства Республики Беларусь;
· знает один изгосударственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
· постояннопроживает на территории Республики Беларусь на протяжении семи лет;
· имеет законныйисточник средств существования;
· не имеетгражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случаеприобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочныйорган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе отгражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ)невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.
Лица, признанные беженцами могут бытьприняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признанияих беженцами и при соблюдении ими вышеуказанных условий (беженцам будет посвященаотдельная следующая тема).
Семилетний срок проживания натерритории Республики Беларусь, установленный статьей 14 Закона РеспубликиБеларусь «О гражданстве Республики Беларусь» может быть сокращен либо неприменятся вовсе для:
· белорусов, атакже лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровныеродственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределамисовременной территории Республики Беларусь;
· лиц, имеющихвыдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в областинауки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией,представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
· лиц, имевшихгражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители(усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;
· лиц, являющихсяиностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших вгражданстве Республики Беларусь.
В 2003 г. Гражданство Республики Беларусь в порядке прие-
ма приобрели 1719 иностранных граждан и лиц без гражданства.
Приобретение гражданства иногогосударства по заявлению заинтересованного лица получило название«натурализации». Натурализоваться, т.е. стать гражданином какой-то страны,особенно высокоразвитой, довольно сложно. Это делается сознательно, чтобыограничить свою страну от нежелательных лиц.
Приобретение гражданства РеспубликиБеларусь в порядке регистрации является упрощенной формой приобретениягражданства, которой имеют право воспользоваться:
· лица, состоявшиев гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постояннопроживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супругитаких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;
· дети, посовместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданствеРеспублики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего вгражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегосяиностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя,состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
· дети, находящиесяна территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или обародителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитанияребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядкенедееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособныелица, над которыми установлены опека или попечительство, по заявлению опекуна (попечителя),согласованному с органом опеки и попечительства.
Решение о предоставлении гражданстваРеспублики Беларусь в порядке регистрации принимается Управлениями внутреннихдел облисполкомов, Главным управлением внутренних дел Мингорисполкома и, вчастности, их подразделениями паспортно-визовой службы. Их решения можнообжаловать в Министерство внутренних дел Республики Беларусь, либо в областной,Минский городской суд.
В течение 2003 года гражданствоРеспублики Беларусь в порядке регистрации и по межгосударственным соглашениямполучили 22 564 иностранных граждан и лиц без гражданства.
Закон Республики Беларусь «Огражданстве Республики Беларусь» (ст.16) содержит перечень оснований дляотклонения заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь. Вчастности, такое заявление отклоняется, если лицо:
· осуждено засовершение преступления против мира и безопасности человечества, военногопреступления, преступления против государства;
· имеет судимостьза совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РеспубликиБеларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательствомРеспублики Беларусь;
· являетсяподозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовноепреследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве запреступления, признаваемые, таковыми законодательством Республики Беларусь, — до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;
· осуждено иотбывает наказание в виде лишения свободы, — до истечения срока наказания;
· депортировалосьиз Республики Беларусь, — до истечения срока, позволяющего в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде вРеспублику Беларусь;
· представилоложные сведения или подложные документы;
· состоит на воинскойслужбе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иныхгосударственных органах иностранного государства.
Закон Республики Беларусь «Огражданстве Республики Беларусь» (ст.17) определяет и основания для прекращениягражданства нашего государства. К ним относятся: выход из гражданстваРеспублики Беларусь и утрата гражданства Республики Беларусь.
Выход из гражданства (или отказ отгражданства) осуществляется в добровольном порядке по желанию лица на основанииего письменного заявления. Отказ от гражданства может иметь место, например, попричинам личного характера в случае, если гражданин вступает в брак с лицомдругого государства, которое не разрешает брак с иностранцами. Отказ отгражданства может иметь место и по политическим причинам, в случае если лицо несогласно с политикой государства.
Утрата гражданства РеспубликиБеларусь означает его автоматическую потерю. Она осуществляется вопреки волелица, без его согласия и имеет место в случае поступления лица на воинскуюслужбу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственныеорганы иностранного государства.
В течение 2003 г. из гражданства Республики Беларусь вышли 526 человек, а утратили его – 16 человек.
В соответствии со статьей 20 Закона РеспубликиБеларусь «О гражданстве Республики Беларусь» выход и утрата, т.е. прекращениегражданства не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
· являетсяобвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащийисполнению обвинительный приговор суда;
· имеетзадолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства передРеспубликой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;
· не имеет иногогражданства или гарантии его приобретения.
Решение о приобретении илипрекращении гражданства Республики Беларусь отменяется Президентом РеспубликиБеларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение, если оно былопринято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложныхдокументов.
Отмена решения по вопросамгражданства Республики Беларусь возможна в течение семи лет со дня егопринятия. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь
Заявления по вопросам гражданстваРеспублики Беларусь подаются заявителем лично в письменной форме в органывнутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, алицами, постоянно проживающими за границей, — в соответствующий органдипломатической службы Республики Беларусь. Указанные органы:
· проверяют факты идокументы, представленные в обоснование таких заявлений;
· направляютматериалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданстваРеспублики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
· определяютпринадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь (заграницей), к гражданству Республики Беларусь;
· решают вопросыприобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами,постоянно проживающими в Республики Беларусь (за границей);
· решают в соответствиис законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданствомРеспублики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданствадетей и недееспособных лиц подаются родителями или другими законнымипредставителями.
При невозможности личного обращениязаявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы длярассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.
В соответствии с Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 17 ноября 1994г. №209 «Об утверждении Положения о порядкерассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, иобразовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросамгражданства» (с последующими изменениями и дополнениями) при ПрезидентеРеспублики Беларусь образована Комиссия по вопросам гражданства. Комиссияобразуется на срок полномочий Президента в составе председателя, двухзаместителей председателя и членов Комиссии. Комиссия обеспечивает единуюгосударственную политику в области гражданства, осуществляет контроль за исполнениемрешений по вопросам гражданства, рассматривает ходатайства о приобретении ипрекращении гражданства. Комиссией рассматриваются все необходимые материалы повопросам гражданства, поступившие из Министерства внутренних дел, Министерстваиностранных дел, Комитета государственной безопасности, которые одновременнопредставляют и свои мотивированные заключения по существу каждого дела.
Окончательные решения по вопросамгражданства Республики Беларусь принимаются Президентом Республики Беларусь, который:
· определяетпорядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;
· издает приказы оприеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;
· издаетраспоряжения в случае отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданстваРеспублики Беларусь.
Срок рассматривания заявлений оприеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, овыходе из гражданства Республики Беларусь – шести месяцев, о приобретениигражданства в порядке регистрации – двух месяцев.
Повторные заявления лица о приеме вгражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусьпринимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения. Вслучае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и немогли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Решения по вопросам гражданства,принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный СудРеспублики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первойинстанции.
Решения по вопросам гражданства,принятые государственными органами, уполномоченными Президентом РеспубликиБеларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.
Необоснованный отказ в приемезаявлений, по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, атакже другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданствамогут быть обжалованы в суд.
Решения по вопросам гражданства вотношении лиц, проживающих в Республике Беларусь, исполняются органами внутреннихдел Республики Беларусь, а в отношении лиц, проживающих за границей, — органамидипломатической службы Республики Беларусь.
гражданствобеларусь приобретение прекращение
Литература
1. Закон РеспубликиБеларусь от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» НР ПА Респ.Беларусь. 2002. №88. 2/885.
2. Закон РеспубликиБеларусь от 9 ноября 1999 г. «О ратификации Соглашения между РеспубликойБеларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерациейоб упрощенном порядке приобретения гражданства» НР ПА Респ. Беларусь. 2000.№30. 2/75.
3. Закон РеспубликиБеларусь от 9 ноября 1999 г. «О ратификации Соглашения между РеспубликойБеларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства гражданамиРеспублики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины,постоянно проживающими в Республике Беларусь» НР ПА Респ. Беларусь. 1999. №94.
4. Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 «Об утверждении Положения опорядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, иобразовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросамгражданства» (с измен, и дополн. от 10 марта 1997 г., 23 апреля 1999 г., 8 января 2002 г.) // Собрание указов Президента и постановлений КабинетаМинистров Респ. Беларусь. 1994. №11. Ст.273; Собрание декретов, указовПрезидента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1997. №7. Ст.258; НРПА Респ. Беларусь. 1999. №33. 1/291; 2002. №7.1/3387.
5. ПостановлениеВерховного Совета Республики Беларусь от 4 сентября 1996г. «О ратификацииСоглашения между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан об упрощенномпорядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь, прибывающимидля постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами РеспубликиКазахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республику Беларусь» //Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1996. №31. Ст.572.
6. РешениеКонституционного Суда Республики Беларусь от 19 июня 2001г. «О правовой позицииКонституционного Суда относительно используемого в статье 80 КонституцииРеспублики Беларусь понятия «гражданин Республики Беларусь по рождению» НРПА Респ. Беларусь. 2001. №61. 6/288
7. ПриказМинистерства внутренних дел Республики Беларусь от 31 марта 1993г. №64 «Обутверждении Инструкции о порядке оформления органами внутренних дел материаловпо вопросам гражданства Республики Беларусь» Регистрационный номер НР ПА Респ.Беларусь. 8/4805.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности познавательного туризма полуострова Камчатка
Реферат Горнодобывающая промышленность Соединенных Штатов Америки
Реферат Действия населения при стихийных бедствиях опасных природных явлениях факторы опасности оповещения
Реферат Реализация адаптивно-модульной технологии на примере курса теории вероятностей
Реферат Communication The Exchange of Information
Реферат Отбор и ориентация в легкой атлетике
Реферат Изучение ассортимента и экспертиза качества шоколада
Реферат Урок по Ботанике
Реферат Концепции конца истории Френсиса Фукуямы и столкновения цивилизаций Сэмюэля Хантингтона
Реферат Виступ прокурора Обгрунтування пропозицій про міру покарання Цивільний позов
Реферат Место образованности в аксиологической шкале римлян эпохи принципата (по произведениям сатириков I – II вв.)
Реферат Обзор Российского рынка ювелирных изделий
Реферат Кредитоспособность ссудозаемщика и методы ее определения
Реферат Маркетинговые принципы в деятельности железнодорожного предприятия
Реферат Поняття та мета примусових заходів медичного характеру Продовження зміна або припинення застос