Московскаяфинансово – юридическая академия
КУРСОВАЯРАБОТА
по предмету «Теориягосударства и права»
на тему: «Гражданскоеобщество: понятие, структура, основные признаки»
Студент
группы Ю – 21з
Макаров Николай Михайлович
Преподаватель:
Шиян В.И.
г.Малоярославец, 2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Историко-правовые аспектыформирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество:понятие, структура, признаки
1.1 Понятие и структура гражданскогообщества
1.2 Признаки гражданского общества,их содержание
Глава 3. Перспективы развитиягражданского общества в России
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Общество, отличное отгосударства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом.Гражданское общество возникает в процессе отделения государства от социальныхструктур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественнойжизни и разгосударствления ряда общественных отношений.
В научной литературепонятие «гражданское общество» используется в разных смыслах. Следуетначать с того определения, из которого исходит настоящее исследование. Преждевсего, следует разделить понимания гражданского общества как некоторогокачества целостной национальной макро-общности, включающей государство, или какспецифической части, элемента такой общности, в известном смысле противостоящейгосударству.
Согласно первомупониманию, гражданское общество является синонимом открытого демократическогообщества и в этом смысле противостоит представлению о закрытом, авторитарном,тоталитарном обществе. При втором понимании речь идет не о типе общества, а осовокупности его элементов, обеспечивающих открытость, демократичность игражданственность данного общества. В данной работе гражданское обществопонимается именно в этом смысле. Другое существенное различие имеется междусоциально-политической и экзистенциальной (духовной) трактовками гражданскогообщества. В первом имеются в виду специфические общественные институты, а вслучае их отсутствия или незрелости — социальные структуры (организации, сети),на основе которых такие институты могут сформироваться. Этот подход являетсяобщепринятым, и нет причин его отвергать. Во втором случае под гражданскимобществом понимают совокупность социальных субъектов, обладающих внутреннейсвободой, ответственностью и высоким гражданским духом. На протяжении всейистории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пыталисьсоздать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум,свобода, благополучие и справедливость.
Формирование гражданскогообщества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось вНовое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа,переход от каждого из которых к последующему знаменовался существеннымиизменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическимипотрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, кореннымипреобразованиями общественной идеологии.
Гражданское обществоопределяется в курсовой работе как целостная общественная система,характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов ислоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования;экономической свободой производителей, наличием политических, социальных иличных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством прававо всех областях общественной деятельности, включая государственную.
В структуре гражданскогообщества выделяется пять систем (институтов): социальную (в узком смыслеслова), экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную, КонституцияРоссийской Федерации в полной мере закрепляет положения, направленные наобеспечение единства экономического пространства, поддержку конкуренции,свободу экономической деятельности (ч.1.ст. 8), защиту частной собственности, втом числе и на землю (ч.2. ст. 8, ст. 9)1. В то же время, есть недостаточностьконституционно-правовых основ для активного участия государства в регулированииэкономических процессов в стране.
Актуальность темыкурсовой работы обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что современнаяэкономическая и политическая ситуация в Российской Федерации самым настойчивымобразом требует разработки взвешенной и продуманной стратегии развитиягосударства. Отмечается несовершенство системы государственной власти игражданского общества.
Причем, проявляется этонесовершенство прежде всего в «недостаточной отлаженности государственногоуправления на различных уровнях», в «ослаблении системыгосударственного регулирования и контроля», в «ослаблении правовогоконтроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительнойи законодательной власти с криминальными структурами». Гражданскоеобщество находится в состоянии непрерывного движения, поиска наиболеесовершенных гражданских отношений, формирования рациональных, цивилизованныхвластных структур, свободной развитой личности.
Наконец, весьма широкораспространена и даже господствует точка зрения о том, что в России не было,нет и, видимо, никогда не будет настоящего гражданского общества. По моему мнению,в России, несмотря на все трудности, ошибки и страдания, было, есть и будетгражданское общество. Вопрос в том, как оно устроено? Насколько оно свободно всвоих действиях, способно ли воздействовать на государство и политическую жизньстраны?
Цель курсовой работы –исследовать понятие гражданского общества, раскрыть историко-правовые аспектыформирования гражданского общества, обосновать структуру общества и егоосновные признаки, провести комплексный анализ перспектив развития гражданскогообщества в России
Исходя из поставленнойцели, следует решить задачи:
рассмотретьисторико-правовые аспекты формирования гражданского общества, исследоватьпонятие гражданского общества, проследить динамику развития взглядов на этукатегорию, а также современное понимание гражданского общества; обосноватьструктуру, т.е. внутреннее строение гражданского общества, отражающеемногообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность идинамизм развития;
выявить признаки гражданскогообщества, раскрыть их содержание;
провести комплексныйанализ перспектив развития гражданского общества в России, рассмотреть системывзаимодействия государства, органов государственной власти и структургражданского общества;
подвести итоги о проделаннойработе.
Предметом гражданскогообщества является конституционно-правовое исследование, закономерности егоформирования. Объектом – исследование политических, правовых, культурных взаимоотношениймежду членами общества, основанных на правах личности.
Методологической базойкурсовой работы является общие и специальные научные методы, выступающие в качествеинструментов исследования, примененные в области теории государства и права.Методы, используемые в данной курсовой работе: ситуационный метод подлежалиспользованию при разрешении конкретных споров и противоречий, возникающих впроцессе становления гражданского общества в Российской Федерации; нормативныйметод предполагает свое применение при исследовании проблематики правовогообеспечения реализации конституционных норм; сравнительно-правовой;формально-юридический; социологический, структурно-функциональный;теоретико-прогностический.
При написании курсовойработы использовались работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов поиспользованной проблеме, таких как Спиридонов Л.И., Мицкевич А.В., НерсесянцВ.С., М.М. Дарендорф Р., Кленнер Г., Мамут Л.С., Манов Г.Н., а такженормативно-методические материалы. Полный список использованной литературы включаетв себя 23 наименования, а также список нормативных правовых актов. Во введениидаются все необходимые характеристики курсовой работы. Структура работыопределена задачами и логикой проведенного исследования. Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативных правовыхактов и научной литературы, изложенных на 31 странице машинописного текста.
Глава 1.ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В последнее времяпроблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальныхгрупп, общественных формирований и государства находятся в центре вниманиянаших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формированиегражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики истановлением правового государства — иначе говоря с глобальным социальнымпереустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структурыобщественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком иобществом. Современные представления о гражданском обществе — результат ихдлительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем иобъясняется их многообразие и противоречивость, и к чему я хотела бы сейчасобратиться, бросив беглый взгляд на историю данного понятия.
В теоретических исследованияхгражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности,два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной, стала точказрения, согласно которой «гражданское общество» появляется свозникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданскоеобщество» используется здесь для характеристики определенного состоянияобщества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридическиобеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силучего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом. Второетолкование гражданского общества связано с представлением о нем как обопределенной сфере общества – сфере внегосударственных отношений и структур. Издесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как обществав целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов ит. д. Начальный период — предыстория становления идеи гражданского общества, (сантичности до XVI-XVII веков).
Словосочетание «гражданскоеобщество» в этот период имеет совершенно иной смысл, чем сегодня. Дляантичности и средневековья характерно отсутствие четкого разграничения междуобществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисноеозначали, по сути дела, одно и то же. Некоторые изменения в пониманиигражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все большеакцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении правав жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество ещерастворены в государстве. Это время возникновения и развития идеи гражданскогообщества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIIIвеков. Этот период связан с концепциями, которые выражали потребности времени,сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии.Согласно им общество приходит на смену естественному состоянию, независимо оттого, как понимается последнее: как утраченный рай и «золотой век»(Руссо) или как «война всех против всех» (Гоббс)2. Переход кгражданскому состоянию сопровождается «заключением общественного договора»3,на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. При этомподчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека,уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемостиего гражданских прав. Формирование гражданского общества происходилопараллельно с формированием государства нового типа — буржуазного государства.Наиболее видными представителями естественно-правовой теории и концепциигражданского общества были Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения,выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж.Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.
Третьим периодом вразвитии идеи гражданского общества будет «институциональный период»(XIX — первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния,политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданскогообщества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретическойконструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая темсамым онтологический статус. Толкование гражданского общества как особойвнегосударственной сферы социального организма получило широкое распространениев Европе благодаря А. де Токвилю и его исследованию американской демократии.Согласно его теории, «гражданское общество, в отличие от государства, — это сфера, для которой характерны не принуждение, а добровольный выбор,авторитет морали, а не власти. При этом их взаимодействие плодотворно приусловии, что государство является демократическим. Гражданские и политическиеорганизации способствуют взаимному развитию и обогащению».4 То естьТоквиль не исключает политическое начало из сферы гражданского общества. Болеетого, характер взаимосвязи политических и гражданских ассоциаций определяет типсамого государства. Четвертый этап, согласно нашей периодизации эволюции идеигражданского общества, — 20-90-е годы XX века. На этом этапе происходит переходот практических требований экономической и политической свободы личности,характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры,стилей жизни и т. д. Постепенно появляются условия для трансформации дихотомии «гражданскоеобщество-государство» в более сложные конструкции. В дальнейшемисследования гражданского общества и его связи с государством развивалисьпо-западному в рамках локковской, гегелевской и токвилевской традиций.Локковская традиция способствовала ее политическому и юридическому анализу,токвилевская служила теоретической и практической основой для исследованийконкретной структуры гражданского общества, а гегелевская способствовалаформированию общеметодологических подходов к проблеме.
Гегель впервые в Новоевремя разграничил государство и гражданское общество, подчеркнув нетождественностьпервого второму.
Идея гражданскогообщества получает свое практическое воплощение в системе устойчивых,общепринятых представлений об этом обществе, которые понимаются и разделяютсябольшинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы,как рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализмверований, идей, мнений и др. Идея гражданского общества перестает быть лишьтеоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного сознания.Локковская модель гражданского общества вытесняется токвилевской. Возникаютразличные формы реального гражданского общества. В настоящее время уже мало ктоотождествляет гражданское общество с государством, хотя бы даже и правовым,поскольку в таком случае понятие гражданское общество теряет собственноесодержание. Гражданское общество теперь выполняет функцию связующего звена междуличностью и государством, «частной» и «публичной» сферами,частным и общим интересами. Большое внимание разработке идеи гражданскогообщества в данном направлении уделяли американские социологи Р. Нисбет и П.Бергер.
Они также подчеркивалиособую значимость и важность опосредующих структур: церкви, семьи, общин,добровольных объединений — в качестве посредника между индивидом игосударством. Они предлагали политическим институтам всячески защищать ипоощрять опосредующие структуры и использовать их везде, где только возможно. Дальнейшаяинституционализация данной идеи приводит к образованию множества научных школ итечений, имеющих политическое значение, так или иначе влияющих на расстановкуполитических сил. Некоторые из них стимулируют новые социальные движения,гражданские инициативы, способствуют формированию социокультурных и правовыхобразцов, определяющих поведение людей и гарантирующих их права и свободы.
Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ
2.1 Понятие и структурагражданского общества
Термин «гражданскоеобщество» прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков,философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс какв конкретном определении различными авторами самого понятия «гражданскоеобщество», так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколькоопределений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.
Гражданское общество — это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное иликоллективное владение);
наличие развитоймногообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп ислоев, развитой и разветвленной демократии;
высокий уровеньинтеллектуального, психологического развития членов общества, их способности ксамодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданскогообщества;
законообеспеченностьнаселения, то есть функционирование правового государства.
Гражданским обществомможно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всехсфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной,где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. «Гражданскоеобщество — это такое общество, в котором различные по своей природе объединенияграждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь междучеловеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность».
То есть при наличиигражданского общества, правительства — это лишь один элемент, сосуществующий сразличными институтами, партиями, ассоциациями и пр.
Все это разнообразие носитназвание плюрализма и предполагает, что многие организации и институтыдемократического общества не зависят от правительства для своего существования,законности и авторитета. При существовании гражданского общества государствовыступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономическойосновой гражданского общества является право на частную собственность. Впротивном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служитьгосударству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересыменьшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические,культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть какгосударственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлятьсвои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участияв этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние напринятие политических решений.
Гражданское обществосуществует и функционирует в противоречивом единстве с государством. Придемократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном — стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.
Отметим, что в основелюбого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов,независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
экономическая свобода,многообразие форм собственности, рыночные отношения;
легитимность идемократический характер власти;
безусловное признание изащита естественных прав и свобод человека и гражданина;
классовый мир,партнёрство и национальное согласие;
правовое государство, основанноена принципе разделения и взаимодействия властей;
равенство всех предзаконом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
политический и идеологическийплюрализм, наличие легальной оппозиции;
свобода слова и печати,независимость средств массовой информации;
невмешательствогосударства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
эффективная социальнаяполитика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Таким образом, гражданскоеобщество определяется как целостная общественная система, характеризующаясяразвитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющихсобственные, независимые от государства источники существования; экономическойсвободой производителей, наличием политических, социальных и личных свободграждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всехобластях общественной деятельности, включая государственную.
Структура гражданскогообщества — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие ивзаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизмразвития.
Системообразующимначалом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, являетсячеловек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными вюридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структурывыступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи(отношения) между ними.
Структуру современногогражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающихсоответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смыслеслова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
В социальной сфереинститутами гражданского общество являются семья и различные коллективы людей:трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы поинтересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товариществаи т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера(например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется ввиду социальная сфера – это сфера всей общественной жизни, включаяэкономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.
В экономической сфереинститутами гражданского общества являются организации, предприятия,учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различногорода услуг, как материального, так и нематериального характера(банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации повозмездному оказанию юридических услуг).
В политической сфере институтамигражданского общества являются политические партии, организации, движенияразличной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные),преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную(публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации(например, коммунистические союзы молодежи).
Важнейшим институтомгражданского общества в политической сфере является местное самоуправление,органы которого совместно с органами государства представляют систему публичнойвласти и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством.Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическуюсистему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества,как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так ив экономической сфере.
В духовно-культурнойсфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры,творческие организации и союзы, образовательные учреждения, физкультурные испортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные)организации, не носящие политического характера.
В информационной сфереинститутами гражданского общества являются средства массовой информации (газетыи журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). Втоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываютсялибо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющимконтролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым былбывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР –Коммунистической партии Советского Союза — КПСС).
Наиболееогосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы. Вэкономической сфере признавалась только социалистическая (государственная иколхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частнаясобственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность зачастнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153УК РСФСР 1960 г.).11 Вследствие этого организации, предприятия, учреждения,занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услугкак материального, так и нематериального характера, были в основномгосударственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства(колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактическиколхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностьюконтролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативыпредставляли ничтожно малый процент в экономической системе советскогообщества.
Политическая сферасоветского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иныеполитические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежнойполитической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический СоюзМолодежи (ВЛКСМ) – комсомол. Политический характер носила даже детскаяорганизация – Всесоюзная пионерская организация – Всесоюзная пионерскаяорганизация имени В.И.Ленина.
Местное самоуправление вбывшем СССР отсутствовало – местные Советы входили в систему органовгосударственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственныморганам.
Профессиональные союзыимели централизованное руководство в лице Всесоюзного центрального советапрофессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественнойорганизацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще впервые годы Советской власти. Они были объявлены «школой коммунизма»и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзыпервоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. Поповоду В.И.Ленина в работе «Детская жизнь „левизны“ в коммунизме»писал: «Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которыенасчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинствасоюзов… состоят из коммунистов и проводят все директивы партии… Затем,разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиесямассы без различия профессий… Таков общий механизм пролетарскойгосударственной власти, рассмотренной „сверху“, с точки зренияпрактики осуществления диктатуры».
Духовно-культурная сферасоветского общества также подвергалась сильному огосударствлению, аинформационная система полностью находилась в руках государства. За пределамигосударства оставалась только церковь и религиозные организации, напротив,антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную частьгосударственной идеологии, а сами религиозные институты и их представителипериодически подвергались преследованиям, в том числе и уголовного характера.
В современной РоссийскойФедерации, одновременно с провозглашением ее правовым государством, стали формироватьсяи институты гражданского общества, функционирующие более или менее свободно иавтономно от государства.
В экономической сферепризнано многообразие форм собственности (ч.2 ст.8 Конституции РоссийскойФедерации), действуют многочисленные коммерческие организации, находящиеся вчастной, муниципальной и иных формах собственности.
В политической сферереально существует многопартийность. Минимальным стало огосударствлениедуховно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений ишкол в настоящее время являются не государственными, а муниципальными;действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательныеучреждения. В информационной сфере действуют как государственные имуниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.
Можно сделать вывод, чтопри характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду триобстоятельства.
Во-первых, изложеннаяклассификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. Вдействительности названные структурные части, отражающие сферыжизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступаетчеловек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.
Во-вторых, при изучениисоциальной, экономической и других систем как относительно самостоятельныхявлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы,традиции).
В-третьих, надо видетьто, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процессажизнедеятельности общественного организма служит право с его естественнойобщегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическимзаконодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводитк идее правовой государственности, правового демократического общества.
2.2 Признаки Гражданскогообщества, их содержание
Современное пониманиегражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенныхпризнаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определитьсостояние «здоровья» социального организма и необходимые направленияего самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.
Гражданское общество —это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает,что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами,которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен ввыборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатамисвоего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определеннойсоциальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Онможет существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономнуюсамоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политическийаспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости отгосударства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии илиобъединения, выступающих с критикой, существующей государственной власти,вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной властии местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивидчерез определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственныхили иных структур в отношении себя. Гражданское общество суть открытоесоциальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободукритики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободноговъезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательнымитехнологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество сзарубежными государственными и общественными организациями, содействиедеятельности международных и иностранных объединений в соответствии спринципами и нормами международного права.
Оно приверженообщегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичнымиобразованиями в планетарном масштабе.
Гражданское общество естьсложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальныйорганизм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданскогообщества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличиемногообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединенияпредпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить иреализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всюоригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующаяструктуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех еесферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной,акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной иполитической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, вкоторых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечениемировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам,терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.13
Гражданское общество —это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь вразличные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения,реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечиваютгармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государствакак политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренниеисточники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этомуоно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важныххарактеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознаннаяи активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственнымикатегориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежнымсредством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
Гражданское общество —правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание,обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе,благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права изакона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственнойвласти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе сгосударством. Правовое государство можно считать результатом развитиягражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Современныйцивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государствоне противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормальногофункционирования и развития наиболее благоприятные условия. В такомвзаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовымцивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантияненасильственного поступательного развития общества.
Гражданское общество —это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретногочеловека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам,общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой ипредпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучияи реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмыограничения и контроля за деятельностью государства.
Таким образом, исходя извышеуказанного, можно сделать вывод, Основными признаками гражданского обществаявляются:
— наиболее полноеобеспечение прав и свобод человека и гражданина;
— самоуправляемость;
— конкуренция образующихего структур и различных групп людей;
— свободно формирующеесяобщественное мнение и плюрализм;
— всеобщаяинформированность, и, прежде всего реальное осуществление права человека наинформацию;
— жизнедеятельность вгражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие отгосударственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е.система строгого подчинения «младших старшим».
Существованиегражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, длясохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения имеханизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, чтогражданское общество возникает на определенном основании, которое построено изматериала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компонентымогут вырабатываться в условиях этого общества.
В свою очередь,гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определилсяв выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, вгражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой,избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же,«но для себя и добиваются желаемого по-своему». Однако гражданскоеобщество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самымизбегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, вкачестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждогоиндивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личнуюнеприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частнуюсобственность, право на свободное объединение в союзы, партии.
Уже говорилось о том, чтообщество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но всвою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институтыгражданского общества создаются в интересах самого общества в целом,общественной для общественной пользы и выгоды, для государственнойцелесообразности.
Исходя из вышеуказанного,можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:
— возникновениегражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента,что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самогообщества в целом и государственной рационализации;
— недопустимостьгражданским обществом конфликтов между самими членами общества.
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Как быстро можетзавершиться процесс формирования гражданского общества в нашей стране? Вусловиях низкого уровня гражданской культуры и отсутствия длительное время уроссиян возможности играть решающую роль в общественно-политической жизнирезкий переход от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому неизбежнопривел бы к охлократии, развалу государства и парализовал бы деятельностьформирующегося гражданского общества (во многом мы имеем возможность этонаблюдать и сегодня).
Поэтому в течениедлительного времени неизбежен переходный период тесного, часто противоречивоговзаимодействия и взаимовлияния демократически сформированных органов правовогогосударства и институтов гражданского общества.
Постепенно по мереповышения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенциив суждении о важнейших общественно-государственных проблемах, граждане черезинституты гражданского общества будут брать на себя все больше функцийгосударственной власти и переходить к самоуправлению. Пока же в ходеполитической реформы члены общества должны иметь гарантированную законом иобеспеченную всем механизмом реформируемой государственной структурывозможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровень своейгражданской культуры.
Процесс формированиягражданского общества у нас имеет свои особенности и сложности. В стране,особенно в ее центральных районах, в последние десятилетия разрушены вековыеорганичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В тоже время горизонтальные связи иного типа гражданского общества) только начинаютскладываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверхудонизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием.
В таких условияхфорсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальнойрегулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация идецентрализация общественного управления могут создать (и уже создают)социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим исоциально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход кразрушению вертикальных структур государственного регулирования и выборправильной стратегии поэтапного свертывания вертикальных структур ипараллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных,политических и правовых взаимоотношений) и будет процессом формированиягражданского общества.
Нельзя не учитывать, чтоотчуждение от собственности, от власти, психология социального иждивенчества,получившая широкое распространение в годы уравнительного «социализма»,привели к появлению значительных социальных слоев, негативно относящихся кпериоду перехода к рынку. В обществе, где в течение длительного времени былаподорвана мотивация к труду, уровень и качество жизни в значительной мере былиоторваны от конечных результатов труда людей, страх этих социальных слоев передрынком в определенной степени закономерен.
Рыночная экономиканеизбежно ведет к обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся.Но страх порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странахВосточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемыйхарактер, ведет к возникновению «дикого» рынка, чреват резкимповышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростомзначительной имущественной дифференциации между различными социальными слоямиобщества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемы социальнойзащищенности, социальной справедливости независимо от чьей-то воли выступают,во всяком случае в нашей стране, на первый план.
Не просто идет процессформирования многочисленных новых общественных организаций и движений. Кестественным трудностям их становления добавляется и сознательное стремлениепридать им полугосударственный статус и тем самым под видом обновлениясохранить старую систему. Примером здесь может служить созданный еще в СССРКрестьянский союз, который фактически объединил многих руководителей колхозов исовхозов, а не простых сельских тружеников. В то же время не всегда оправданностремление некоторых независимых профсоюзов (например, профсоюзов горняков)добиться путем организации многочисленных забастовок, а не диалога справительством, все новых уступок без ущемления прав и интересов рабочих другихотраслей.
При отсутствии нормальнойналоговой системы тактика давления на любое правительство будет иметь серьезныеотрицательные последствия для нашей экономики.
Серьезным препятствием напути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходедлительного исторического развития она превратилась в мощное социальноеобразование, функционирующее не только как внутригосударственная, но иобщественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образованияэкономического и социального порядка.
Присвоив себе общественныефункции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качествеконтрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобногопротивоестественного положения вещей развитие гражданского общества будетневозможно. Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, чтопроцесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительным и вомногом болезненным.
Из мировой практикиосновные направления его развития известны: становление демократическогомеханизма политической власти на основе четкого разделения ее функций,выражающего интересы разнообразных слоев населения; создание необходимыхусловий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества;подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всехполитических партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствлениесобственности в самых разных формах и образование различных равноправныхэкономических субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры,постепенное формирование навыков социально-политической деятельности вдемократических условиях жизни.
Без последнего, думается,основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценностигражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.
Развал старойтоталитарной системы общественного управления породил многие негативныеявления, такие, как национализм, сепаратизм, экстремизм, корпоративность игрупповщину (имевшие место и раньше, но в условиях реформирования общественнойсистемы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятсясерьезным препятствием на пути утверждения гражданского общества.
В условиях внерыночнойэкономики и низкой гражданской культуры новые корпорации (концерн,общественно-политические объединения и др.) с их нередко встречающимсямаксимализмом и нетерпимостью способны привести общество к конфронтации,обострению социальных конфликтов.
Чтобы сделать конфликтынаименее болезненными для общества (если не удастся избежать их вообще),необходимо прийти к гражданскому согласию, исходя из тех общественных идеалов,которые выдвигались и отстаивались не одним поколением людей всех стран мира. Пройдядлительную проверку временем, они остаются нетленными и сегодня.
Речь идет о таких понятиях,как «гуманизм», «демократия», «справедливость»,которая в современных условиях должна пониматься как равенство всех граждан вправах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря наширочайший плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшегообщественного развития, существующих среди российских граждан, подобноетолкование и практическое осуществление идеи справедливости способны сплотитьосновную часть населения России. Тем самым будет установлен гражданский мир,так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране. Учитываянеизбежное сопротивление этому процессу со стороны различных политических сил впереходный период от тоталитарно-авторитарного к гражданскому обществу,наиболее приемлемой, возможно, станет модель сильногогосударственно-либерального режима, который постепенно открыл бы дорогу кподлинной демократии, обеспечил бы необратимость движения нашей страны кгражданскому обществу. Его главной задачей будет создание необходимых условий,при которых идущие в обществе процессы смогли бы войти в нормальное русло,поддавались бы демократическому управлению и регулированию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское обществоопределяется в курсовой работе как целостная общественная система,характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов ислоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования;экономической свободой производителей, наличием политических, социальных иличных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством прававо всех областях общественной деятельности, включая государственную.
В гражданском обществевозрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения,повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить огражданине как самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит ио гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражениемвсего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающеевлияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передаетуровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, егоактивности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура охватывает всемногообразие интересов социальных групп гражданской сферы общественной жизни. Вуровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов, но вобщем смысле можно сказать следующее, уровень гражданской культуры во многомопределяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, притой роли, которую он играет в развитом гражданском обществе, невозможно егонормальное функционирование. Следовательно, гражданская культура в целомопределяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданскогообщества.
В настоящее время вРоссии многие черты гражданского общества находятся в стадии формирования.Современная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации самымнастойчивым образом требует разработки взвешенной и продуманной стратегииразвития государства. Отмечается несовершенство системы государственной властии гражданского общества.
Причем, проявляется этонесовершенство прежде всего в «недостаточной отлаженности государственногоуправления на различных уровнях», в «ослаблении системы государственногорегулирования и контроля», в «ослаблении правового контроля заситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной изаконодательной власти с криминальными структурами». Сегодня этот процессосложняется также замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям,отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностьюмеханизма правовой защиты личности. Сегодня гарантированность прав и свобод,она ослабла, особенно в том, что касается социально-экономических прав. Этоотражается на многократном падении уровня жизни населения. Законности иконституционности в нашей жизни практически нет. Провозглашение прав и свободчеловека высшей ценностью является чисто декларированным, во многомопределяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарногогосударства, отсутствием чётких представлений о характере новойгосударственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, чтопривело к расколу общества и политической конфронтации.
В нашем обществе пока несуществует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощьюправосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики,которая такую привычку могла бы сформировать.
Совершенствуя гражданскоеобщество, в первую очередь следует формировать высокую гражданско-правовуюкультуру и правосознание, недопустимость злоупотребления властью. Каждая властьдолжна осуществлять свои строго очерченные функции. Необходимо также создатьусловия для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества,формировать навыки социально-политической деятельности в демократическихусловиях жизни, подчинить все государственные, хозяйственные органы, структурывсех политических партий закону, обеспечить его верховенство. Нужно воспитыватьглубокое уважение к Конституции и закону, без этого невозможно «создать»гражданское общество, и соответственно, построить правовое государство.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно — правовые акты
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием12 декабря 1993 года/ Российская газета. 1993. № 237.
УК РСФСР. От 27 октября 1960 г./ «Ведомости ВС РСФСР»,1960. № 40, ст.591. //Кодекс введен утвержденный данным документом, утратилсилу с 1 января 1997 года, в связи с принятием Федерального Закона от 13 июня1996 г. № 64-ФЗ.
Литература
Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местногосамоуправления: (Очерки). М.: Мэйн, 1998.
Алексеев С.С. Философия права .-М., 1997.
Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре.\\Через тернии-М., 1990.
Гегель Г.В. Философия права /Пер. с нем. Б.Г. Столпнера, М.И.Левиной; авт. вступ. ст. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990.
Голенкова 3.Т. Гражданское общество в России//Социс. 1997. №3. С.25-36.
Гребенщиков В.В… Дмитриев Ю.А. Гражданское общество какконституционно-правовая категория.\\Право и жизнь, 1996, №9.
Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество// Путь.1993. №3.
Кессонов Б.Н. Актуальность кантовского понимания гражданскогообщества//Социальная теория и современность. М.1992. Вып.2.
Кочетков А.П. О формировании гражданского общества//Социально-политическиенауки.1992. №1.
Кленнер Г. От права природы к природе права.-М., 1988.
Комаров С.А. Теория государства и права. — М., Инфра-М, 2001.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41. М., 1970.
Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении,- М.,1998.
Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основныепринципы. // Правоведение.-1995, №3.
Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М.,1993.
Общая теория государства и права: Учебник / под ред.В.В.Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.
Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглыйстол юристов. 19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед.– М.: Наука, 2005.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М., Инфра-М,2003.
Теория права и государства: Учебник для вузов.Под ред.профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.
Теория права и государства. Учебник.Под ред. проф. В.В.Лазарева. — М.: Новый Юрист, 2000.
Теория права и государства: Учебник для вузов. //Под ред.профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.
Теория государства и права: Курс лекций в 2- х томах.Под ред.М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2000.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред.проф. Т.Н. Редько. — М.: Просвещение, 2001.