Содержание
Введение
1. Понятия и признаки государственнойгражданской службы
2. Виды государственной гражданскойслужбы
3. Особенности прохождения государственнойгражданской службы
3.1 Порядок и условия поступления на гражданскуюслужбу
3.2 Аттестация гражданских служащих
3.3 Прекращение контракта гражданскихслужащих
Заключение
Список использованныхнормативно-правовых актов и литературы
Введение
В начале XXI века Россия в целом и ее отдельные регионы находятся в состоянии системного кризиса. Одной из главных причин такой ситуации является кризис власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Старые принципы формирования и функционирования государственного аппарата отвергнуты, новые пока не окончательно сформированы.
Положение усугубляется недостаточностью развития правовой базы государственной службы, отсутствием достаточно полного свода законов государственной гражданской службы, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Важной составной частью нормативно-правовой базы государственной гражданской службы являются нормы права её прохождения. Эти нормы определяют порядок и основания приёма на государственную гражданскую службу, испытания, исполнения должностных полномочий, вертикального и горизонтального передвижения, поощрения и применения дисциплинарных санкций, присвоения классных чинов, проведения аттестаций, а также прекращения государственной гражданской службы. Правовой и социальный институт прохождения государственной гражданской службы выполняет функции кадрового прогнозирования, стимулирования и профессионального развития, переподготовки и повышения квалификации кадров, их учёта и ранжирования по должностям, чинам и квалификационным разрядам.
Целью данной курсовой работы является ознакомление с непосредственной организацией работы государственной гражданской службы, с путями решения правовых и организационных проблем нормального ее функционирования, с особенностями прохождения гражданской службы, с механизмом поступления и прекращения государственной гражданской службы.
При написании курсовой работы руководствовались следующими задачами:
· ознакомление с непосредственной организацией работы государственной гражданской службы;
· узнать каков механизм поступления и прекращения государственной гражданской службы;
· ознакомление с путями решения правовых и организационных проблем нормального ее функционирования, и т.д.
Объект исследования – институт прохождения государственной гражданской службы, предметом исследования являются государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной гражданской службы.
Номативно-правовой базой курсовой являются Конституция РФ, Федеральные Законы «О государственной гражданской службе Ивановской области» от 6 апреля 2005 года, «О государственной гражданской службе Российской Федерации » от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ.
Структура курсовой работы включает в себя введение, 3 вопроса, 3 подвопроса, заключение и список использованных нормативно-правовых актов и литературы.
1. Понятия и признакигосударственной гражданской службы
Государственнаягражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собойпрофессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации надолжностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечениюисполнения полномочий федеральных государственных органов, государственныхорганов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должностисубъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другиеслучаи).
Государственнаягражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральнуюгосударственную гражданскую службу и государственную гражданскую службусубъектов Российской Федерации.
Гражданский служащий – гражданин РоссийскойФедерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность надолжности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность исо служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средствфедерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья посвящена определению понятия «гражданскийслужащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода,деятельность, жизнь для других, полезное дело.[1]
Законодательное закрепление понятия «гражданскийслужащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальнойгруппы, но и для восстановления российских исторических традиций – «чести вслужбе Отечеству».
Предусмотренное п. 4 ст.32 Конституции Российской Федерации право на равный доступ к государственнойслужбе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминациипо признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п.Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархиядолжностей в системе государственного гражданского управления и соответствующая«пирамида» должностных лиц. От гражданских служащих всех уровней требуетсяосуществление части компетенции органа государственной власти и управления,закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетомобщественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданскийслужащий, чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической«пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он долженобладать.
Принципами гражданскойслужбы являются:
1. приоритет прав исвобод человека и гражданина;
2. единство правовыхи организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службысубъектов Российской Федерации;
3. равный доступграждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданскойслужбе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональнымии деловыми качествами гражданского служащего;
4. профессионализм икомпетентность гражданских служащих;
5. стабильность гражданской службы;
6. доступностьинформации о гражданской службе;
7. взаимодействие собщественными объединениями и гражданами;
8. защищенностьгражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональнуюслужебную деятельность.
Отсюда вытекает объективная необходимостьдифференциации должностей гражданской службы.
Законодатель подразделяет все должностигосударственной гражданской службы на категории и группы.
В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданскойслужбе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители,помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно,и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков.[2]
Должности руководителей выделяются из общей системыдолжностей государственной гражданской службы наличием широкихадминистративно-распорядительных полномочий совершать действия, влекущиеюридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательныеуказания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, наниматьи увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
Соответствие статуса должности руководителя и системыквалификационных требований, предъявляемых к этой должности, призвано обеспечиватьэффективное исполнение полномочий государственного органа. Поэтому статутдолжности руководителя определяется в законах, подзаконных актах осоответствующем государственном органе.[3]
Следующая категория должностей гражданской службы –это должности, учреждаемые «для содействия» лицам, замещающим государственныедолжности, руководителям государственных органов, руководителям территориальныхорганов федеральных органов исполнительной власти, руководителямпредставительств государственных органов в реализации их полномочий изамещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лицили руководителей. Это так называемые патронажные должности гражданской службы(от лат. patronus – покровитель).[4]
Гражданские служащие на данные должности подбираютсяисходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональнымирекомендациями. Учитываются их предшествующие личные действия в поддержкувласти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение иположение.
Должности помощников (советников) – это должностигражданской службы, замещаемые по личному решению патрона. В Российской Федерациивсе лица, замещающие государственные должности, а также руководителигосударственных органов вправе самостоятельно принимать на гражданскую службуграждан из числа доверенных лиц на должности помощников, советников и др.
Например, в федеральном министерстве министр –государственная должность Российской Федерации, не относится к должностямгражданской службы; помощник, советник, консультант, секретарь министра –должности категории помощника.[5]
Следующая категория должностей гражданской службы,которые выделяются в Законе, – это должности специалистов. В АдминистрацииПрезидента РФ, например, к этой категории должностей гражданской службы,относятся должности начальника отдела в составе управления АдминистрацииПрезидента РФ, консультанта, специалиста-эксперта, референта и т.д.[6]
Должности гражданской службы категории «специалист» ваппарате федерального органа исполнительной власти – главный, ведущий, старший,младший специалисты. Особенность этой категории должностей гражданской службысостоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены вРеестре должностей федеральной государственной гражданской службы, ноучреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, также, как и включаются в штатные расписания.
Согласно Закону должности вспомогательно-технического(обеспечивающего) персонала также являются должностями государственной гражданскойслужбы. К их числу относятся должности специалистов в области организационного,информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного ииного обеспечения деятельности государственных органов. Эти должности такжепредусматриваются в штате государственного органа, и на лиц, замещающих их,распространяется статус гражданского служащего и соответственно льготы,гарантии и компенсации, ограничения и ответственность, установленные длягражданских служащих.[7]
Должности категории «обеспечивающие специалисты»замещаются без ограничения срока полномочий.
Законодатель подразделяет все должности гражданскойслужбы на 5 групп:
1) младшие;
2) старшие;
3) ведущие;
4) главные;
5) высшие.
Между тем не все категории должностей гражданскойслужбы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты»имеются лишь четыре группы должностей: главные, ведущие, старшие и младшиегруппы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело в категориидолжностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую истаршую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существуетгруппы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий«руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют нетолько группы младших, но и старших должностей гражданской службы. В этихкатегориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностейгражданской службы.
Принцип — центральное понятие,руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространениекакого либо положения на все явления той области, из которой данный принципабстрагирован.
Государственная гражданская службаосновывается на основополагающих принципах организации и деятельностигосударственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.
Все федеральные органы и органыгосударственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы,представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаныруководствоваться ими в своей работе.
Все принципы органически взаимосвязаныи отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданскойслужбы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретическойосновой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную июридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственнойгражданской службы РФ.
В принципах государственнойгражданской службы закрепляются требования общества, других субъектовуправления государственной гражданской службой к государственной гражданской службеи государственным гражданским служащим.
Важен принцип верховенстваКонституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано,государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимофедерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектовРФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут идолжны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когдавозникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следуетруководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законовнад иными нормативными правовыми актами.
Принцип федерализма обеспечиваетединство системы государственной гражданской службы и соблюденияконституционного разграничения предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов РФ.
Этот принцип выражается в то, чтофедеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская службасубъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этихпредметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организациигосударственной гражданской службы как единого организационно-правовогоинститута государственной власти. Реализация этого принципа объективно требуетединого правового регулирования основ организации государственной гражданскойслужбы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.
Принцип приоритета прав человека игражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда иобязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать изащищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основногопринципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принципопределяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственныхгражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственныегражданские должности особое внимание должно уделяться их способности иготовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобыгосударственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищалправа и свободы человека и гражданина.
Принцип равного доступа кгосударственной гражданской службе тоже является конституционным и означаетравный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.
Принцип профессионализма икомпетентности обязывает государственных гражданских служащих:
· быть постоянно готовыми к осуществлению должностныхправомочий;
· хорошо знать предмет собственной государственно-служебнойдеятельности;
· знать свои права и обязанности, активно, в полной мере икачественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренныезаконодательством должностными положениями и инструкциями;
· владеть правилами и процедурами деятельности в органахгосударственной власти;
· иметь общую и профессиональную подготовку;
· знать юридические и нравственно-этические нормы в сфереслужебной деятельности.
По смыслу законодательного определениягосударственной гражданской службы, государственная гражданская службаРоссийской Федерации характеризуется следующими признаками:
· наличие у государственного гражданского служащегосоответствующего профессионального образования и соответствующей специализации;
· установление испытательного срока, для лица, впервые принятого нагосударственную должность государственной службы, в том числе по итогамконкурса документов, или для государственного служащего при переводе нагосударственную должность государственной службы иной группы и инойспециализации;
· двусторонность гражданской службы: она осуществляется на уровнеРоссийской Федерации, федеральных государственных органов и на уровне субъектовРоссийской Федерации и их государственных органов;
· установление особых условий прохождения государственной гражданскойслужбы;
· гражданин поступает на государственную гражданскую службу наусловиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок неболее пяти лет.
Таким образом, согласнодействующему законодательству государственная гражданская служба осуществляетсяв государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФи законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельностькоторых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами.Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правовогоинститута, имеющего решающее значение для формирования государственности,осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства вобществе.
2. Виды государственнойгражданской службы
Под видом государственнойгражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь,обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственныхорганов и производна от них.
Государственная гражданская службавключает в себя федеральную государственную гражданскую службу игосударственную гражданскую службу в субъектах РФ. Федеральная государственнаягражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц,замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратахфедеральных органах государственной власти и иных федеральных государственныхорганов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами,для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либодеятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ,предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральнымизаконами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется вфедеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения иполномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Выделяются специальные видыгосударственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельностьпо обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих вгосударственном аппарате специальные задачи и наделенных специальнойкомпетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса ифактической деятельности государственных гражданских служащих.
Специальная государственнаягражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективнонеобходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций.Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны,поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека,соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственнок специальным видам государственной гражданской службы относятся военнаяслужба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная,дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственныхорганах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратахизбирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признакамиспециальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки.Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как спецификаорганизационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несенияслужбы, принятия воинской присяги и др.
6 апреля 2005 года в Ивановскойобласти принят закон «О государственной гражданской службе Ивановской области»[8].Согласно статье 3 данного Закона, государственный орган по управлениюгосударственной гражданской службой формируется на паритетных (равных) основахЗаконодательным Собранием Ивановской области и Губернатором. Финансированиегражданской службы базируется на правиле установления размеров расходов наденежное содержание гражданских служащих, включая расходы на компенсационныевыплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, соответственно«уровню» гражданской службы федеральным бюджетом или бюджетамисубъектов Российской Федерации. При определенных обстоятельствах, с учетомрегиональных различий, допустимо установление органами государственной властисубъектов Российской Федерации более высокого уровня прав и гарантийгражданским служащим по сравнению с установленным федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации. Подобные установления,приводящие к увеличению бюджетных расходов, должны обеспечиваться за счетбюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Субъектам РоссийскойФедерации, получателям финансовой помощи из федерального бюджета на выравниваниеуровня минимальной бюджетной обеспеченности, необходимо соблюдать требованиеБюджетного кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 134), согласно которому онине имеют права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средствбюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда,командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащимифедеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы).
3. Особенностипрохождения государственной гражданской службы
3.1 Порядок и условия поступлениена государственную гражданскую службу
Правом поступления награжданскую службу в Российский Федерации имеют/> граждане Российской Федерации,достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РоссийскойФедерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленнымФедеральным законом./> В ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» закреплен предельный возраст пребывания на гражданской службе,который составляет 65 лет.
При поступлении на государственную службу, а также при её прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и профессиональным союзам, созданным в установленном Конституцией РФ и другими законами порядке, а также и других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям по соответствующей государственной должности.
В Указе Президента РФ от 30 июня 1996 года №1005 «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти субъектов РФ» ставится особо вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы. Рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разработать систему повышения роли женщин в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.
Таким образом, необоснованным будет являться любой отказ в приёме на гражданскую службу, если он не основан на деловых качествах работника. Исключение из этого общего правила составляют случаи, прямо предусмотренные законом. К таким случаям относятся различия, исключения, предпочтения и ограничения при приёме на работу, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Это положение прямо касается государственных служащих.
Закрепляя право каждого гражданина Российской Федерации поступать на гражданскую службу, законодательство о гражданской службе вместе с тем устанавливает ряд дополнительных по сравнению с КЗоТ, требований, необходимых для реализации этого права. Одним из таких дополнительных требований является знание государственного языка лицом, претендующим на государственную гражданскую службу.
Поскольку в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка необходимо при поступлении на государственную службу в любой государственный орган – федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные государственные органы, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Требование о владении государственным языком относится не только к государственному языку Российской Федерации, но и к государственному языку той или иной республики, если в соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ в этой республике установлен свой государственный язык. Иначе говоря, государственные служащие органов государственной власти этой республики наряду с русским должны знать язык, признанный государственным в данной республике.
Особые требования законодательство предъявляет к возрасту государственных служащих. В отличие от ТК РФ, который, как общее правило, допускает приём на работу с 15 лет, законодательство о государственной гражданской службе устанавливает более высокий возраст поступления на государственную службу. Для основной категории государственных служащих он составляет 18 лет. При поступлении на государственную гражданскую службу в отдельные государственные органы установлены более высокие требования в отношении возраста. Так, на службу в органы налоговой службы принимаются граждане не моложе 20 лет. На должности прокуроров города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, а на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров – не моложе 30 лет.
Повышение возраста, необходимого для поступления на государственную службу, по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено как спецификой трудовой деятельности государственных служащих и повышенной их ответственностью за исполнение возложенных на них обязанностей, так и специальными требованиями, предъявляемыми к лицам, претендующим на государственную службу, а также тем, что в ряде случаев государственная служба связана со значительными физическими и психологическими нагрузками, с необходимостью применения оружия и др.
В отличие от Трудового Кодекса РФ, законодательство о государственной гражданской службе предусматривает и предельный возраст поступления на государственную службу.
По общему правилу, установленному законом об основах государственной гражданской службы, он составляет 65 лет. В отдельных государственных органах предельный возраст поступления на гражданскую службу значительно ниже.
Так, на службу в органы внутренних дел принимаются граждане не старше 40 лет (на службу в милицию – не старше 35 лет).
Гражданский служащий для замещения той или иной государственной должности должен отвечать определённым квалификационным требованиям. Они касаются: уровня профессионального образования с учётом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажа и опыта работы по специальности; уровня знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Уровень профессионального образования, необходимый для поступления на государственную гражданскую службу, зависит от государственной должности, на которую претендует гражданин.
Поступлениегражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы илизамещение гражданским служащим другой должностигражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключаетсяв оценке профессионального уровня претендентов на замещение должностигражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиямк должности гражданской службы.
Конкурсне проводится:
1. при назначении назамещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службыкатегорий «руководители» и «помощники(советники)»;
2. при назначении надолжности гражданской службы категории «руководители»,назначение на которые и освобождение от которых осуществляются ПрезидентомРоссийской Федерации или Правительством Российской Федерации;
3. при заключениисрочного служебного контракта;
4. при назначениигражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях,предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями1, 2 и 3 статьи 31Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
5. при назначении надолжность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего вкадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Конкурсможет не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы,исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованиемсведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей,утверждаемому указом Президента Российской Федерации/>. Порешению представителя нанимателя конкурс может непроводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся кгруппе младших должностей гражданской службы.
Претендентуна замещение должности гражданской службы может бытьотказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствиемквалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а такжев связи с ограничениями, установленными./> Претендент на замещение должностигражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это.
Дляпроведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службыправовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурснаякомиссия/>. В состав конкурсной комиссии входят представительнанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе изподразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического(правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс назамещение вакантной должности гражданской службы), представительсоответствующего органа по управлению государственной службой, а такжепредставители научных и образовательных учреждений, других организаций,приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросупредставителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов повопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данныхэкспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее однойчетверти от общего числа членов конкурсной комиссии./> Состав конкурсной комиссии дляпроведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы,исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованиемсведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положенийзаконодательства Российской Федерации о государственной тайне./> Составконкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможностьвозникновения конфликтов интересов, которые могли быповлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Претендентна замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной.
Положениео конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службыРоссийской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения,утверждается указом Президента Российской Федерации.
При поступлении на государственнуюгражданскую службу гражданин представляет следующие документы: личное заявление;документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающиепрофессиональное образование; справку из органов государственной налоговойслужбы о представлении сведений об имущественном положении; медицинскоезаключение о состоянии здоровья; другие документы, если это предусмотренофедеральным законом. Сведения, которые нужно представить гражданину припоступлении на государственную гражданскую службу, подлежат проверке в установленномфедеральным законом порядке.
Специальные федеральные законы могут устанавливать в отдельных государственных органах дополнительные требования к проверке сведений, которые сообщаются гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу (например, при поступлении в федеральную службу безопасности России).
В процессе проверки сведений, представляемых гражданином при поступлении на службу, могут устанавливаться такие обстоятельства, которые препятствуют его поступлению на гражданскую службу. В этом случае гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в приёме его на государственную должность. Этот отказ гражданин может обжаловать в суде.
3.2 Аттестация гражданских служащих
Аттестация – определение, проверка, оценка профессиональных, деловых и личностных качеств служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе, занимаемой должности.
Целью аттестации является: определение уровня профессиональной подготовки, соответствие государственного служащего занимаемой должности, совершенствование деятельности государственного органа.
Законодатели выделяют две основные задачи аттестации:
1. Установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки);
2. присвоение квалификационного разряда.
Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи:
· соблюдение на практике принципов государственной гражданской службы;
· обеспечение законности в системе функционирования государственной службы;
· формирование профессионального кадрового персонала государственных органов;
· применение к государственным служащим мер ответственности и стимулирования;
· повышение дисциплины и ответственности;
· обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих по служебной лестнице;
· поддержание стабильности государственной службы;
· предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе государственной службы;
· выявление перспективы применения потенциальных способностей и возможностей государственных служащих;
· определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки государственного служащего;
· регулирование и материальное стимулирование государственного служащего.
Аттестация гражданского служащего проводится вцелях определения его соответствия замещаемой должности гражданскойслужбы.При проведении аттестации непосредственныйруководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв обисполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационныйпериод. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданскимслужащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов,содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельностигражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданскогослужащего на отзыв непосредственного руководителя.Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданскойслужбы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указаннымигражданскими служащими заключен срочный служебный контракт./>
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
Ранеепредусмотренного срока внеочередная аттестация гражданского служащего можетпроводиться после принятия в установленном порядке решения:
1. о сокращениидолжностей гражданской службы в государственном органе;
2. об измененииусловий оплаты труда гражданских служащих.
Посоглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета опрофессиональной служебной деятельности гражданского служащего также можетпроводиться внеочередная аттестация гражданского служащего./> Припроведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений,отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению иобязательств, установленных настоящим Федеральным законом./>
Гражданский служащий,находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу заребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чемчерез один год после выхода из отпуска./>
Для проведения аттестациигражданских служащих правовым актом государственного органа формируетсяаттестационная комиссия./> В состав аттестационной комиссии включаютсяпредставитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в томчисле из подразделения по вопросам государственной службы и кадров,юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданскийслужащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы),представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, атакже представители научных и образовательных учреждений, других организаций,приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указанияперсональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять неменее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии./> Составаттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих,замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей покоторым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну,формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации огосударственной тайне./> Состав аттестационной комиссии формируется такимобразом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтовинтересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационнойкомиссией решения/>. На время аттестации гражданского служащего, являющегосячленом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается/>. В случаенеявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказагражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается кдисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56Федерального закона « государственной гражданской службе Российской Федерации»,а аттестация переносится/>. По результатам аттестации гражданского служащегоаттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1. соответствуетзамещаемой должности гражданской службы;
2. соответствуетзамещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению вустановленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должностигражданской службы в порядке должностного роста;
3. соответствуетзамещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохожденияпрофессиональной переподготовки или повышения квалификации;
4. не соответствуетзамещаемой должности гражданской службы.
Втечение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издаетсяправовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
1. подлежитвключению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантнойдолжности гражданской службы в порядке должностного роста;
2. направляется напрофессиональную переподготовку или повышение квалификации;
3. понижается вдолжности гражданской службы.
Приотказе гражданского служащего от профессиональнойпереподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должностьгражданской службы представитель нанимателя вправеосвободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его сгражданской службы в соответствии с Федеральным законом.
Гражданскийслужащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с Федеральным законом.
Положение о проведенииаттестации государственных гражданских служащих Российской Федерацииутверждается указом Президента Российской Федерации.
Аттестация гражданских служащих имеет свой механизм функционирования. Она имеет свои этапы, которым соответствуют различные методы и процедуры:
1. подготовка аттестации;
2. проведение оценки и осуществление контроля над работой служащих;
3. принятие решений соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации;
4. разрешение возникших споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами;
5. подведение итогов аттестации;
6. распространение передового аттестационного опыта.
Подготовительная работа включает следующие мероприятия: разработка принципов и методик проведения аттестации, необходимо руководствоваться основными целями в области работы с персоналом.
3.3 Прекращение контракта гражданских служащих
Общими основаниямипрекращения служебного контракта, освобождения отзамещаемой должности гражданской службы и увольнения сгражданской службы являются:
1. соглашение сторонслужебного контракта;
2. истечение срокадействия срочного служебного контракта (статья 35настоящего Федерального закона);
3. расторжениеслужебного контракта по инициативе;
4. расторжениеслужебного контракта по инициативе представителя нанимателя;
5. переводгражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другойгосударственный орган или на государственную службу иного вида;
6. отказгражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданскойслужбы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации всвязи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставленииему в этих случаях иной должности гражданской службы;
7. отказ гражданскогослужащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы всвязи с изменением существенных условий служебного контракта;
8. отказгражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы посостоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствиетакой должности в том же государственном органе;
9. отказгражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственныморганом;
10. обстоятельства, независящиеот воли сторон служебного контракта;
11. нарушениеустановленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законамиобязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключаетвозможность замещения должности гражданской службы;
12. выходгражданского служащего из гражданства Российской Федерации;
13. несоблюдениеограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральнымзаконом и другими федеральными законами;
14. нарушениезапретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»;
15. отказгражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы принеудовлетворительном результате.
Прекращениеслужебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы иувольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственногооргана.
По собственной инициативе, в соответствии со ст.36 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме.
Вслучае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебногоконтракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативеобусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей ипрохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждениепрофессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещениевыборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленногонарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов ислужебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебныйконтракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.
Доистечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и обувольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое времяотозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемойдолжности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся,если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.
Поистечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и обувольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратитьисполнение должностных обязанностей.
Впоследний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностейпредставитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязанвыдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные сгражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательныйрасчет.
Прирасторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданскийслужащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, аего личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственногооргана.
Пописьменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемойдолжности гражданской службы и увольняется с гражданской службы послепредоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периодаего временной нетрудоспособности./>
Служебный контракт, может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден отзамещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:
1. несоответствиягражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:
а)по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б)вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
2. неоднократногонеисполнения гражданским служащим без уважительных причиндолжностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
3. однократногогрубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
а)прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часовподряд в течение служебного дня);
б)появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иноготоксического опьянения;
в)разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральнымзаконом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскомуслужащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
г)совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества,растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества,установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлениеморгана, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
д) нарушениягражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности(охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия(несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавалореальную угрозу наступления таких последствий;
4. совершениявиновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежныеили товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия кнему представителя нанимателя;
5. принятиягражданским служащим, замещающим должность гражданской службыкатегории «руководители», необоснованногорешения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное егоиспользование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
6. однократногогрубого нарушения гражданским служащим, замещающимдолжность гражданской службы категории «руководители»,своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вредагосударственному органу и (или) нарушение законодательства РоссийскойФедерации;
7. предоставлениягражданским служащим представителю нанимателя подложныхдокументов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
8. прекращениядопуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну,если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;
9. в иных случаях,предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданскийслужащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы иуволен с гражданской службы по инициативе представителянанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и впериод его пребывания в отпуске./> Гражданский служащий в деньосвобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения сгражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделениегосударственного органа по вопросам государственной службы и кадров.
При принятии решения овозможном расторжении служебного контракта с гражданскимслужащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этомвыборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее, чем задва месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
Заключение
Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства.
Государственная гражданская служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного.
Представляет научный и практический интерес перечень ограничений, связанных с государственной гражданской службой. Они отражают тот факт, что государственная гражданская служба – это особый правовой институт, который не может регулироваться только нормами трудового права, предусмотренными в Трудовом Кодексе РФ. В интересах государства и общества для гражданских служащих ограничиваются по сравнению с гражданами некоторые конституционные права: эти служащие не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме научной, педагогической и иной творческой), быть депутатом законодательного или представительного органа; заниматься предпринимательской деятельностью; представлять в государственном органе интересы третьих лиц в качестве их поверенного; получать гонорары, вознаграждения от физических и юридических лиц; принимать без разрешения награды; использовать своё служебное положение в интересах политических партий; принимать участие в забастовках и др.
Продвижение по службе должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы.
К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной гражданской службы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки.
Целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной гражданской службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной гражданской службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных гражданских служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.2. Федеральный закон от 27 июля 2004г.№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».3. Указ Президента РФ от 30 июня 1996 года№1005 «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной властисубъектов РФ».
4. О порядке сдачиквалифицированного экзамена государственным гражданским служащим РФ и оценке ихзнаний, навыков и умений: Указ Президента РФ от 1 февр. 2005г. // Собран закон.РФ. – 2005. — №6. – Ст.438.
5. О порядке присвоения исохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральнымгосударственным гражданским служащим: Указ Президента РФ от 1 февр. 2005г. //Собран. закон. РФ. – 2005. — №6. – Ст.439.
6. О государственной гражданской службе Ивановской области: Закон Ивановскойобласти от 6 апреля 2005 года // СЗ Ивановской обл. 2005. № 8Литература:
1. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю. Управление персоналом в системе государственной службы. М. 1997. 180 с.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. 339 с.
3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М. 2002. 328 с.
4.Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право № 7 2003. 30 с.
5. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2000. 342 с.
6. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
7. Государственная служба / Под ред.А.В. Оболонского. – М., 1999.
8. Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе //Государство и право. №108, 1998. 30 с.
9. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. – 2002. – № 12. 30 с.
10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – 1982. – Т. 4. 329 с.
11. Иванов С.А., Иванкина С.А.,Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений всфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. – 2004. – № 6. – 27 с.
12. Манохин В. М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. М. Юристъ. 1997. 352 с.
13. Ноздрачев А.Н. Новое в правовом статусе государственных служащих // Учебное пособие. М. 1995. 87 с.
14. Овсянко Д.М. Государственная служба в РФ. М. Юрист. 1996.С. 90 с.
15. Охотский Е.В. Правовой статусгосударственного служащего Российской Федерации. Государство и право. – 2003. –№ 9. 19 с.
16. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997. 327 с.
17. Реймаров Г.В. Два подхода к оценке персонала //Управление персоналом 1999,№4. 30 с.
18. Розенбаум Ю.А. Государственнаяслужба как фактор укрепления целостности Российского Федеративного государства.Государство и право. – 1999. -№4. 28 с.
19. Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996.
20. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. — М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1998. 350 с.