СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Определение понятиягосударства 6
2. Происхождение исущность государства 13
2.1. Концепциипроисхождения государства 13
2.2. Признаки исущность государства 15
2.3. Функциигосударства 17
2.4. Структура и формыгосударства 19
3. Исторические типыгосударства 29
3.1. Типы государствсогласно формационной теории. 29
3.1.1.Рабовладельческое государство. 29
3.1.2.Феодальное государство. 30
3.1.3.Буржуазное государство. 31
3.1.4.Социалистическое государство. 31
3.1.5.Переходное государство. 32
3.2.Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теориягосударства 35
3.2.1.Место государства в первичной цивилизации. 36
3.2.2.Место государства во вторичной цивилизации. 37
3.2.3.Современная теория государства 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
ЛИТЕРАТУРА. 44
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права не изучаетсоциальной и экономической организации народа, а предоставляет эти разрядыявлений другим наукам — политической экономии, социологии и социальному учениюо государстве. Только правовая организация народа, а не экономическая исоциальная, составляет предмет исследования государственного права. Но всякоегосударство необходимо состоит из трех составных частей: из народа, территории,которую он занимает, и органов власти. Эти три составные части связанынеразрывным единством в государстве как целом. Наука изолирует каждую из этихчастей, представляющую и в отдельности конкретную реальность, и подвергает еесамостоятельному исследованию. Составные части государства называются его элементами,а отдел государственного права, который заключает учение о них, известен подименем учения об элементах государства.
В различные эпохи различные из этихэлементов считались существенными признаками государства. Так, в Средние векаосновным элементом государства считалась территория, которая завоевывалась,покупалась или получалась в приданое. В абсолютно-монархическом государствегосударство отождествлялось с властью, правительством или с лицом, которомупринадлежала власть. Наиболее типичному в мировой истории неограниченномумонарху — Людовику XIV приписываются, как известно, слова: «Государство — это я». У насбюрократическое правительство еще в недавнюю эпоху отождествляло себя с русскимгосударством. Но мы, конечно, изучаем не феодальное и не абсолютно-монархическоегосударство, а правовое. Правовое государство есть, прежде всего, организациянарода. Народ есть основной элемент всякого правового государства, одинаковокак республики, так и конституционной монархии. Поэтому существеннымнеотъемлемым признаком правового государства является народноепредставительство. Тем не менее два остальных элемента всякого государства —территория и власть также необходимо присущи правовому государству. Именно этиэлементы способствуют тому, что государство является не бесформенной массойнарода, а организованным народом.
Государственное право исследует элементыгосударства не в их конкретной сложности и разнообразии, а только с их правовойстороны. Для государственного права народ есть предмет исследования как субъекти объект публичного права, как совокупность целого ряда публично-правовыхотношений. Так же точно территория имеет значение для государственного права некак известная часть земли, обладающая теми или иными свойствами, с этой точкизрения территория изучается в физической и политической географии. Далее,государственное право интересуется территорией не как почвой для приложенияземледельческого и промышленного труда, с этой точки зрения территорияизучается политической экономией и коммерческой географией. Длягосударственного права территория представляет интерес только как почвагосударственно-правовых отношений, образующих государство, или только как частьгосударственно-правовой организации. Прежде всего для государственного прававажно то государственно-правовое отношение, которое существует междугосударством и его территорией.
Логически правильное определение государствадолжно не только заключать в себе все элементы, из которых состоит определяемыйпредмет, но и давать синтез их, т. е. представлять их в необходимом единстве.Следуя этим основным требованиям логики, мы должны признать, что государствоесть правовая организация оседлого на известной территории народа, находящаясвое завершение в органах государственной власти.
Это определение, вырабатываемоегосударственным правом, не включает общественных явлений в строгом смысле словаОно выделяет их в особую группу, предполагая, что общество, или народ, какэкономически и социально организованное целое составляет лишь субстрат илиматериальную основу государства в правовом смысле. Но мы могли бы поставитьсебе задачу дать такое определение государства, которое включало бы исоциальную организацию народа. С этой точки зрения, государство есть оседлый наопределенной территории народ, объединенный известной степенью социальнойсолидарности и обладающий организованной властью. Второе определение непротиворечит первому и не исключает его, оно только шире его. Общая теория государства,стремящаяся объединить социальное и правовое учения о государстве, должнапользоваться последним определением.
Таким образом, цель данной курсовой работы- рассмотреть понятие и сущность государства. Соответственно задачи навыполнение работы следующие:
- рассмотретьопределение понятие государства;
- рассмотретьпроисхождение, признаки, сущность, функции, структуру и формы государства;
- рассмотретьисторические типы государства;
/>1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯГОСУДАРСТВА
Вопрос о понятиигосударства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. Кнему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всехэтапах возникновения и развития государства — с Древнего Рима и Древней Грециивплоть до наших дней.
«Что такое государство? —восклицал один из российских государ-ствоведов в начале XX в., А. Паршин,— вотвопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее:«Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов.Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что онивсегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличнойобщественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильноеопределение государства или не имеется. В этом случае практические деятелиговорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматьсятолько любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественнойи государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественнуюи государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановитьсяи ждать точных определений ее философией»[1].
С последним трудноспорить. «Практические деятели» правы, говоря, что общественная игосударственная жизнь не может остановиться и ждать точных определенийгосударства. Без них, а вместе с тем и без четкого представления о том, чтотакое государство, как оно функционирует и каков его механизм, можно обойтисьдостаточно длительное время. Однако при одном условии — если не обращатьвнимания на неизбежное со временем падение уровня его слаженности и эффективности.
В ранней и в болеепоздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело местомножество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний,лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правлениядля самого государства и для общества, как правило, были далеко неоднозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьмаплачевными.
Совершенно прав былроссийский автор А. Паршин, когда писал, что без глубокого и разностороннегопонимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное,квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическаяпотребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмутверх над эмпирическим подходом к нему и незнанием о нем. Так было уже не раз вистории развития общества, и так будет.
Лет сорок или пятьдесяттому назад, писал еще в начале XX в. в связи с этим А. Паршин, проводя аналогиюмежду отношением «практических деятелей» к государствоведению и к некоторыместественным наукам, в частности химии, практические деятели в области химическихпроизводств имели точно такое же отношение к химикам-философам. Ониигнорировали научные работы химиков и свои производства вели в заводах наосновании тех практических данных, которые получались от технических опытов, невникая во внутренний смысл химических явлений и довольствуясь получаемымипрактическими результатами. Но теперь обстоятельства изменились. В настоящеевремя на красочных заводах Германии картина уже иная. Философ-химик на такихзаводах уже persona grata. Его химический кабинет уже святая святых завода![2] Автор выражал исторический оптимизм иуверенность в том, что со временем такое же высокое место в государственной иполитической жизни общества займет ученый — государствовед и правовед.
При определении понятиягосударства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех жегосударственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность имногогранность самого государства как явления.
Кроме того, как верноподметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определениипонятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычнообозначаются самые разнообразные предметы и явления»[3]. Так, этот термин иногда используетсяв самом широком смысле, а именно — «для обозначения общества как такового илиже какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в оченьузком смысле — для обозначения какого-либо особого органа или органовобщества, например органов управления или же субъектов управления, а такженации или территории, на которой проживает население той или иной страны.Неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своейтеорией государства, заключает автор, в значительной мере предопределяется темфактором, что исследователи государства нередко «используют одни и те жетермины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления ипонятия как идентичные». В каких смыслах, по мнению Кельзена — одного изоснователей теории правового нормативизма, может употребляться и употребляетсяпонятие государства?
Во-первых, понятиегосударства может применяться в юридическом смысле. Государство можетрассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно можетпредставляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразнаякорпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным вмасштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точкизрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемынационального правового порядка». Причем государство выглядит не иначе как«такой образ действий и порядок поведения людей, который мы обычно называемправовым порядком»[4].
Государство какюридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должнырассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Этоозначает, по мнению Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издаетили санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действияхсвязано правом».
Во-вторых, понятиегосударства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте онодолжно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность,существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».
Для государства,рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой являетсяисходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточениевласти по различным органам. Фактически, замечает автор, «не существует такихгосударств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства)исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовалои существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегдавозникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а такжебесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупностькоторых отражала то, что называется социологическим государством»[5].
В-третьих, понятиегосударства может определяться как живой, «естественный организм». Всоответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «формасоциальной биологии».
Подобный взгляд напонятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основномсторонниками так называемой органической теории государства. Достигнув апогеяв своем развитии на рубеже XIX—XX в., данная теория пыталась объяснить всюсоциальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностьюотождествлялось с организмом, а государство считалось «единственным институтом,предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и ещене родившихся граждан»[6].
Наконец, в-четвертых,понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистамикак «система норм», как «нормативный порядок» или же как «политическиорганизованное общество», как «государство-власть».
Государство, подчеркивалавтор, имеет политический характер, проявляется прежде всего как политическаяорганизация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому,что оно обладает монополией на применение силы».
Итак, сложность имногогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, исубъективность его восприятия различными авторами — с другой, объективнообусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и неменее разнообразного его толкования.
С учетом этого становитсявполне понятен сам факт возникновения в различные периоды развития обществамножества определений понятия государства и их активного использования.«Сколько существовало государствоведов и философов,— писал Л. Гумплович,—столько существовало и определений государства». Весьма заметно при этом сказывалсясубъективизм.
Осуждая политическуюпредвзятость, тенденциозность в определении понятия государства, особенносильно, по мнению автора, проявившиеся в XIX столетии, Л. Гумпловичсетовал на то, что в определении государства иногда «изображают не то, чтопредставляло и представляет из себя в действительности государство, но то, чемоно должно быть по субъективному взгляду, по субъективной точке зрения,желаниям и идеалам каждого отдельного государствоведа, политика и философа».Всякая политическая партия, отмечал автор, имела как девиз свое собственноеопределение государства, такое, в котором она закрепляла свои желания итребования и стремилась «лишь к тому, чтобы согласно с ними было преобразованоданное государство»[7].
В качестве примеров Л.Гумплович ссылался на определения, даваемые в работах отдельных авторов XIX в. и в словарях. Вчастности, критическому рассмотрению подвергается им весьма идеалистическоеопределение государства, в соответствии с которым оно представляется как«народное соединение, организованное для постоянной реализации заведомо высшегозакона, а также высшего блага». Или определение, согласно которому государстворассматривается как «суверенный морально-личный, живой свободный общественныйсоюз народа — союз, который по конституционному закону, всвободно-конституционной организации народа, под руководством конституционногои самостоятельного правительства стремится к правовой свободе и в ее пределах кназначению, а потому и к счастью всех своих членов»[8].
Не касаясь вопроса опреимуществах и недостатках приведенных определений, а также правомерности илинеправомерности столь критического к ним отношения со стороны Гумпловича,следует отметить лишь, что «предвзятость» и «субъективизм» никогда не были впочете — ни в XIX в., ни в других столетиях, ни в связи с определением понятиягосударства, ни в связи еще с чем бы то ни было. Однако это не должно означатьтабу, некий запрет под флагом борьбы с субъективизмом на творческие поиски восознании и определении государства, на разностороннее представление о нем иего многовариантное определение.
Весьма важно, чтобыпоиски носили не умозрительный, оторванный от жизни, от государственно-правовойдействительности характер, а адекватно отражали различные стороны и аспектыгосударства. Если это условие — научность и объективность исследованиясоблюдаются, то множественность определений понятия государства не только оправданна,но и объективно необходима. Она открывает широкие возможности для болееглубокого и разностороннего познания самого государства и его понятия.
В заключение главысделаем основные выводы.
Вопрос о понятиигосударства является столь же сложным и древним, сколь и само государство.
При определении понятиягосударства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех жегосударственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность имногогранность самого государства как явления.
Кроме того, как верноподметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определениипонятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычнообозначаются самые разнообразные предметы и явления»[9].
Государство какюридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должнырассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом».
Государство какюридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должнырассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом».
В свете сказанногонаиболее приемлемым определением государства, по сравнению с ранеепредложенными, было бы определение, в соответствии с которым государстворассматривается как «организация политической власти, необходимая длявыполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякогообщества»[10].
/>2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬГОСУДАРСТВА
/>2.1. Концепции происхождениягосударства
Существует несколькоконцепций происхождения государства.[11]
Теологическая концепцияобъясняет возникновение государства, а также все его решения действиями исанкциями божественной воли. На государя возложены основные обязанности пораспространению учения Божьего, по наказанию врагов, творящих зло, и посозданию условий для благочестивой жизни людей.
Патриархальная концепциярассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государствасемьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, аотношения между подданными и властителями — как семейные отношения. Отражениемподобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя«царь-батюшка», «отец народа».
Договорная концепцияосновывается на том, что возникновению государства предшествует естественноесостояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой.Только после заключения общественного договора безграничная свобода былавведена в разумные рамки путем создания государства как организации, призваннойобеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.
Психологическая концепцияисходит из того, что государство существует в силу наличия у человекапсихологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, вчувстве необходимости коллективного взаимодействия, либо в силу склонностибольшинства к подчинению.
Классовая (марксистская)концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе сразделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства иорган угнетения одного класса другим).
Теория завоевания(насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоеваниясильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождениеклассовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивленияпотребовалось создание государственных органов и принятие законов. Подобнаятрактовка государства была обоснована австрийским политическим социологом социал-дарвинистскойнаправленности Л. Гумпловичем.[12]
Расовая концепцияопирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государствонеобходимо для обеспечения господства первых над вторыми. Современныеисследователи отвергли эту теорию.
Органическая концепцияпроводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так ив функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга.Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Г. Спенсер.[13]
Ирригационная концепциясвязывает происхождение государства с необходимостью строительства крупныхоросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории рядастран Востока.
Спортивная концепция,получившая развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводитгенезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания вСпарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в конечномитоге — государству. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединениядревнегреческих социал-дарвинистской и возникновения единого государства.[14]
Как показываютисследования историков и этнографов, не может существовать только однообъяснение в отношении возникновения всех государств. Большинство приведенныхтеорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезисагосударства. Государство появляется в результате разложения родового строя,когда власть вождей обосабливается от общества.
На этот процесс оказываливлияние разнообразные факторы:
- появлениечастной собственности и имущественного неравенства, а в конечном итоге иантагонистических классов;
- ростчисленности и увеличение плотности населения;
- завоеваниеодних народов другими;
- потребностьзащиты от внешних врагов;
- общественноеразделение труда и выделение управления в особый вид деятельности;
- потребностиорганизации ирригационных работ (государства Древнего Востока).
Наконец, возникновениегосударства было вызвано потребностью в судебном арбитраже, что отразила в себетеория общественного договора, хотя сам договор выступает, скорее, какгипотетический, нежели реальный акт создания государства. В определеннойстепени опыт средневековых вечевых республик Новгорода и Пскова можнорассматривать как иллюстрации этой теории. Народ призывал князя «извне» (Рюрик,Александр Невский были призваны на княжество в Новгород), заключал с нимдоговор о его функциях. Князь не мог быть ни законодателем, ни управителем, аолицетворял собой арбитражную функцию — вершил суд по имеющимся законам и был,прежде всего, военачальником.
/>2.2. Признаки и сущностьгосударства
Государство имеет своиспецифические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей(рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и др.).[15]
Отделение публичнойвласти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слояпрофессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменнойорганизации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичнойвласти требует определенной организации — специального аппарата (чиновников,судей, армии и др.). Современное государство сочетает профессиональный аппаратуправления с представительной системой, которая формируется посредствомвыборов.
Территориальное делениенаселения. Законы и полномочия государственных органов распространяются налюдей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государствостроится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровногородства или религиозным принципам. Правда в истории были примеры, когда границыгосударства не были четко определены, например, кочевая империя, созданнаяЧингисханом.
Суверенитет. Это такоесвойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве инезависимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также всфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, чтоозначает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всегонаселения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), которыйпредполагает свободу государства от контроля извне.
Монополия на легальноеприменение силы, физическое принуждение. Диапазон государственного принужденияпростирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Длявыполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства(оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, служба безопасности,суд, прокуратура.
Монопольное право навзимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержанияаппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
Организация общественнойжизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не всостоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализациюпринимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множествосубъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако высшей властью,решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений,является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм,имеющих общеобязательный характер.
Претензия напредставительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ниодна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и необладает для этого необходимыми средствами.
Сущность государства — главное, что обусловливает объективную необходимостьсуществования государства, а также то, чьим интересам оно служит. Традиционноисследователи обращают внимание на две главные причины, обусловливающиегосударство, — классовую и общесоциальную. Действительно, государство какисторическое явление имеет двойственную природу. Будучи организациейполитической власти экономически господствующего класса (классовая сущность),оно одновременно является организатором «общих дел», т.е. обеспечиваетбезопасность, экономические, политические и культурные условияжизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опытсовременной демократии, сфера проявления общесоциального назначения государствасущественно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра,пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистическиеинтересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов каквнутри государства, так и вне его. «Снятие» функций классового насилия ирасширение функций регулирования отношений между социальными группами,выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить отенденции становления правового и социального государства.
/>2.3. Функции государства
Место и роль государствав политической системе общества раскрывается в его функциях. Традиционно ихделят на внутренние и внешние.
К внутренним относятсяследующие:
- экономическая- защита существующего способа производства, регулирование через правовыемеханизмы взаимоотношений между субъектами рынка, стабилизация экономики исоздание стимулов для экономического роста, регулирование «естественныхмонополий» (связь, энергетика). Вопрос о пределах государственноговмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросовсовременной теории и практики. С одной стороны, полную несостоятельностьпоказала практика прямого директивного вмешательства государства в экономику(СССР). С другой — стихийность и непредсказуемость делает опасным для обществаи полностью свободный рынок. Современное государство должно использоватьправовые и экономические рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулированияэкономических процессов;
- социальная- удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья,предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения(молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям идр.). Государство через эту функцию корректирует негативные последствиярыночной конкуренции, регулирует неравенство в доходах;
- правовая- обеспечение законности и правопорядка;
- политическая- обеспечение политической стабильности, выработка политического курса,отвечающего потребностям максимально широких слоев населения, либо потребностямподдержания политического господства класса-собственника;
- образовательнаяи культурно-воспитательная — эти функции направлены на формирование условий дляполучения общедоступного общего и среднего профессионального образования, атакже условий для удовлетворения культурных потребностей населения;
- экологическая- охрана природной среды.
К внешним функциямотносят следующие:
- защитаинтересов государства на международной арене;
- обеспечениеобороны страны;
- развитиесотрудничества и интеграции с другими странами.
Для осуществленияуказанных функций государство использует определенные средства (ресурсыгосударственной власти) и опирается на комплекс специальных органов,составляющих в совокупности структуру государства.
/>2.4. Структура и формыгосударства
Как политическаяструктура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органови учреждений, которая получила название механизм государства.
В структуре государства выделяют три ветви государственнойвласти и соответственно три вида органов власти[16]:
- законодательнаявласть, которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизньстраны (в разных странах органы законодательной власти имеют разные названия,например в США — Конгресс, в Финляндии — Сейм, в России — ФедеральноеСобрание);
- исполнительнаявласть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневноеуправление страной (в России — Правительство Российской Федерации);
- судебнаявласть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (вРоссии к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший,Арбитражный и другие суды).
В системе управленияможно выделить также институтглавы государства (институт президентства или институт монархии),контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением норм праваи привлечения виновных к ответственности (прокуратура, специальные органыконтроля), органы государственной безопасности, вооруженные силы, местныеорганы власти.
Дальнейший анализгосударства связан с выделением возможных форм государства:
- формыгосударственного правления;
- формыгосударственного устройства;
- политическогорежима.
Формы государственногоправления. Форма правления государства — это структура высших органовгосударственной власти, порядок их образования и распределения компетенциимежду ними. Государства по форме правления классифицируются на республики имонархии.
Монархия (с греч.monarhia — единовластие) — форма правления, при которой верховнаягосударственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, понаследству. Монархическая форма правления характерна сегодня для 50 государств,из которых 12 — европейские. Современные формы монархии представлены такимиразновидностями, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар),конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.)и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн).
При абсолютной монархии вруках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монарх самиздает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначаети смещает правительство, вершит высший суд.
Конституционная парламентская монархия характеризуетсяследующими особенностями:
- властьмонарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправеизменять конституцию, а его власть символична. Например, в Великобритании законы,принятые парламентом, и решения кабинета министров должны иметь королевскуюподпись, но при этом сами монархи не пользовались правом вето с 1710 г. и несобираются использовать его и в будущем;
- правительствоформируется парламентом из представителей определенных партий, получившихбольшинство голосов на выборах в парламент;
- лидерпартии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главойправительства (премьер-министр — наиболее значимое лицо в политической жизни);
- правительствоотвечает перед парламентом, а не перед монархом.
В чем смысл сохраненияинститута монархии в этих странах? Это — определенный общенациональный символ,в котором актуализируется историческая память народ.
В дуалистической монархииполномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки всфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни наформирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархииимеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию либо в республику.
Республика (от лат. respublicа — общественное дело) — форма правления, при которой верховнаягосударственная власть осуществляется выборными органами, избираемыминаселением на определенный срок.
В современных государствах преобладают две основныеразновидности республиканской формы правления:
- парламентская(Германия, Италия, Индия, Израиль);
- президентскаяреспублика (США, Аргентина, Мексика). Каждая из них предполагает собственнуюмодель разделения властей.
Парламентская республика.Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторыеполитологи приводят пример Великобритании как классического парламентскогоправления). В основу правления положен принцип: слабый президент — сильныйпарламент. Президент, как и монарх, является формальным главой государства, ноего самостоятельная роль невелика. Фактически исполнительная властьсосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвейвласти принадлежит парламенту: он назначает и смещает главу исполнительнойвласти, формирует из своего состава правительство и может высказывать емунедоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палатыпарламента, например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладаетпремьер-министр.
Президентская республика.Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правлениястроится по принципу: сильный президент — сильный парламент, что предполагаетболее последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительнойвласти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопироватьамериканскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. властьпрезидента не уравновешивается действительно сильным парламентом). Президентодновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Онизбирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий.Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению квысшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладыватьвето на его законодательные акты. Право вето носит относительный характер:парламент повторно проголосует за отвергнутый закон, но, чтобы преодолетьпрезидентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. Висключительных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях ив нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент — право навозбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности ипривлечения его к судебной ответственности. Подобная модель разделения властейспособствует укреплению их взаимозависимости и взаимоконтролю.
В ряде стран сложилисьформы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные «чистые» формы. Ихназывают смешанными. Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из нихтяготеют к парламентским формам правления, другие — к президентским.
Западные политологи М. С. Шугарт и Дж. М. Кэри выделили тривозможные модели[17]:
- премьер-президентскую;
- президентско-парламентскую;
- ассамблейно-независимую.
Премьер-президентская модель (Франция в условиях Пятойреспублики, Финляндия) предполагает следующую модель разделения властей:
- дуализмисполнительной власти: с одной стороны, президент, который обычнопредседательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, атакже непосредственно может влиять на формирование правительства (выдвижениекандидатур министров), а с другой — премьер министр как глава правительства;
- президентизбирается всенародно;
- президентнаделяется широкими полномочиями в области руководства вооруженными силами иорганами безопасности, во внешней политике и обычно правом роспуска парламента;
- отсутствиеу президента права смещать министров;
- ответственностькабинета министров и самого премьера перед парламентом.
Объем полномочийпрезидента может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, вчастности от того, принадлежит ли парламентское большинство к той же партии,что и президент.
Президентско-парламентская(Эквадор, Перу) модель предполагает:
- наличиевсенародно избранного президента;
- закреплениеполномочий по формированию кабинета министров за президентом и парламентомодновременно: хотя президент назначает и смещает членов правительства, ноправительство должно пользоваться доверием законодательного органа;
- ответственностьправительства перед президентом и парламентом, законодательный институт властиможет выразить недоверие правительству;
- президентимеет право распустить парламент.
У политологов нет единогомнения относительно формы правления, сложившейся в современной России. Сопределенными оговорками она может быть отнесена к президентско-парламентскоймодели.[18]
Ассамблейно-независимаямодель сложилась в Швейцарии. Хотя парламент избирает правительство(Федеральный Совет), но не может его отозвать, выразив вотум недоверия.Правительство обладает правом законодательной инициативы. Федеральный Советосуществляет функции «коллективного президента». Ежегодно из его составаизбирается президент, который осуществляет чисто представительские функции.
Формы государственногоустройства. Форма государственного устройства характе-ризует территориальноеделение государства и соотношение полномочий центральных и региональных(местных) органов власти.
Основными формами государственного территориального устройства являютсяунитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное (от лат. unitas- единство) — государство предполагает распространение на всю его территориюединой системы права, органов государственной власти и управления, единогогражданства (Болгария, Венгрия, Великобритания). Местные органы управления необладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут бытьсамостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарныегосударства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными, чтоближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция). Децентрализованнаяформа предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов,которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.
Федерация (от лат.federatiо — союз, объединение) — это сложное союзное государство, состоящее изгосударственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.),обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределенияполномочий между общефедеральным центром и субъектами федерации. Классическоевозникновение федеративных государств осуществлялось «снизу» «вверх» черезинтеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единоегосударство. Правда, инициатива «снизу» могла подкрепляться силовымвоздействием: гражданская война в США (1861-1865 гг.), политика О. Бисмарка пообъединению Германии.
Федеральные конституции (в более редких случаях — договор) устанавливаютстепень самостоятельности субъектов федерации. Отношения между центром исубъектами строятся на основе фиксации пределов самостоятельности ее субъектовв различных сферах и распределения полномочий: часть из них являетсяисключительной компетенцией федерального центра, другая — субъектов федерации,третья — в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственныеконституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, своегражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют праваодностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существуетдополнительное разделение самой законодательной власти между двумя палатамипарламента. Одна палата является органом представительства субъектов федерации,другая — органом общефедерального представительства. В Федеральном СобранииРоссийской федерации эти функции соответственно выполняют Совет Федерации, в которыйвходят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательногои исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума; вФедеративной Германии — Бундесрат и Бундестаг; в США — Сенат и Палатапредставителей.
Федерации создаются поразличным признакам:
- потерриториальному (административному) — США, Германия, Бразилия;
- понациональному (этнотерриториальному). По этому принципу строились такие, теперьуже распавшиеся, федерации, как СССР, Югославия, Чехословакия. Историяпоказала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чемтерриториальная (административная).
Наконец, федерация можетпредставлять смешанный тип, сочетая в себе оба основания (современная Россия,Пакистан). Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трехвидов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики,административно-территориальные единицы (край, область) инационально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Субъектамифедерации являются Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, из 89 субъектовРоссийской Федерации 32 субъекта представлены этническими образованиями, 57 — административными единицами (края, области, два города федерального значения).
Сложность федеративного построения России проявляется также в том, что одинсубъект федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область,край). Подобный принцип «два в одном» порождает комплекс экономических иадминистративных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область,Красноярский край и др.). На волне суверенизации 90-х гг. резко обостриласьпроблема децентрализации подобных регионов, выразившаяся в желании автономийстать полностью самостоятельными и независимыми от областной (краевой) власти.В первую очередь эти проблемы коснулись тех сложносоставленных субъектовФедерации, где наблюдается большой разрыв между субрегионами по основнымпоказателям экономического развития и уровню жизни. Мировой же опыт, в томчисле и история последних лет существования СССР, показывает, что чрезмернаяэкономическая гетерогенность часто подпитывает сепаратизм более «богатых» (сточки зрения экономического потенциала) регионов.
Таким образом, федерализм- явление сложное и противоречивое. Он может сочетать в себе тенденцию кцентрализации и децентрализации, центростремительные и центробежные силы.Добавим к сказанному выше, что центробежные силы, раскалывающие федерацию,могут определяться языковой, религиозной и культурной гетерогенностью общества.Центробежным противостоят центростремительные силы, которые объединяютфедерацию: хозяйственно-экономические связи, финансовая система, расходыфедеральной власти на социальные программы, содержание вооруженных сил и др.
Ряд ученых выделяютсимметричные и асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всехсубъектов, вторая предполагает, в силу каких-либо причин (например, с цельюпогасить тенденцию к сепаратизму), предоставление отдельным субъектам болеешироких прав в области налоговой политики, в сфере внешнеэкономическойдеятельности и др. К подобным государствам относят Бельгию, Испанию, Индию,Пакистан, Малайзию и Россию.
Конфедерация — союз юридически и политически независимых государственныхобразований для осуществления конкретных совместных целей2. Такимицелями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Членыконфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую системуорганов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство.Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США вХVIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается.
В историческом прошлом мира встречалась такая специфическая формагосударственного устройства, как империя (например, Бельгийская, Британская,Российская). Империи имели обширную территориальную основу, разнородныйэтнический состав населения и строились на основе господства и подчинения междуцентром и периферией, метрополией и колонией.
В настоящее времяпоявляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести ккакой-либо конкретной форме государственного устройства. Примером может бытьСодружество независимых государств (СНГ) — более аморфная, нежели конфедерацияформа объединения государств. И напротив, государства Европейского сообщества,создав единый рынок, единую валюту и наднациональные политические органы — Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединениюв специфическую ассоциированную форму государственного устройства.
В заключение главыотметим основные положения.
Существует несколькоконцепций происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная,психологическая, классовая, завоевания, расовая, органическая, ирригационная испортивная.
Как показываютисследования историков и этнографов, не может существовать только однообъяснение в отношении возникновения всех государств.
Государство имеет своиспецифические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей(рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и др.):
- отделениепубличной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появлениеслоя профессиональных управленцев;
- территориальноеделение населения;
- суверенитет;
- монополия налегальное применение силы, физическое принуждение;
- монопольное правона взимание налогов и сборов с населения;
- организацияобщественной жизни на правовых началах;
- претензия напредставительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага.
Место и роль государствав политической системе общества раскрывается в его функциях. Традиционно ихделят на внутренние и внешние.
Как политическаяструктура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органови учреждений, которая получила название механизм государства.
В структуре государства выделяют три ветви государственнойвласти и соответственно три вида органов власти: законодательную,исполнительную и судебную.
Дальнейший анализгосударства связан с выделением возможных форм государства:
- формыгосударственного правления;
- формыгосударственного устройства;
- политическогорежима.
3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
/>/>3.1.Типы государств согласно формационной теории
Типология государств, всвоем основании, имеет общественно-экономические формации. Каждая формациявызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в историичеловечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой изних, кроме первой, связывался определенный тип государства, то былсформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыреисторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный исоциалистический.
/>/>3.1.1.Рабовладельческое государство
Рабовладельческоегосударство является первым историческим типом государства, возникшим врезультате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собойполитическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственностьрабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работниковпроизводства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частнойсобственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее,укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классовогогосподства.
Государство былонеобходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов.Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимоантичных государств – Афинского и Римского – многочисленные государстваДревнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестверазновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государстваДревней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту.Но сейчас такой подход устарел1. Не рабы являлись там производительнойсилой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий стройсуществовал только в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабскоготруда не дает основания зачислить данное государство в разрядрабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры наплантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство, какэкономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующихэтапах государства, но не было социально-экономической основой в процессестановления этого государства, не являлось результатом разложенияпервобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества враннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства напоследующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к ихстановлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительноуникальный процесс.
/>/>3.1.2.Феодальное государство
Феодальное государство — это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основупроизводственных отношений составляет собственность феодалов на землю, какглавное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталасьс собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые дляобработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.
К основным разновидностямфеодального типа государства, например в Европе, формационный подход относитраннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им насмену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типаВенеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальномгосударстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорнаявзаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, втом числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассаловзащищать сеньоров.
/>/>3.1.3.Буржуазное государство
Буржуазное государство — это третий историческийтип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка надэкономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй.Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, ипрежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средствапроизводства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господствакапитала над трудом.
Возникновение такого типа государства означаетдвижение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частьюполитической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагаетличную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. Прикапитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, какэто было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развитиякапитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферахобщественной жизни. На стадии империализма происходит перерастаниедомонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм,что означает непосредственное вмешательство государства в процесскапиталистического воспроизводства.
В рамках формационной теории это государствоявляется сложным организмом, не исключающим, например, противоречия междугосударством как политической организацией господствующего класса в целом итеми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать егоинтересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги всторону развития политических прав.
/>/>3.1.4.Социалистическое государство
Согласно формационной теории — это высший ипоследний исторический тип государства. Это организация политической властитрудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная формаэкономического и социально-культурного руководства обществом в условияхстроительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеванийнарода. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типовгосударств, социалистическое государство отличается следующими чертами:
1) Экономическую базу соц. государства составляютобщественные социалистические формы собственности и социалистическая системагосударства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.
2) Социалистическое государство с момента своегорождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, еепорождающих.
3) Социалистическое государство имеет болееширокую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.
Исходя из данной теории, социалистическоегосударство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не являетсяорудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересыбольшинства членов общества- рабочего класса.
/>/>3.1.5.Переходное государство
Исходя из основных исторических типов государств,формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же историческоготипа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновениепри одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловленоналичием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране,климатические условия, внешние условия и др.
Такие разновидности государств в рамках одного итого же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходныхгосударствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или несколькихклассов. Пример – государства, возникавшие в период перерастаниябуржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периодывозникали и хотя недолго, но все же функционировали государствареволюционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первыегоды после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейскиегосударства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту илииную разновидность социалистического государства.
Необходимость ввести в формационную теориюпонятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что врамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить испрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
В заключение главысделаем основные выводы.
Рабовладельческое государство являетсяисторически первым типом государственной организации, возникшей на развалинахпервобытно-общинного строя в силу разложения общества на классы ивозникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в видерабовладельцев и рабов.
В своем развитиирабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят двеосновные стадии. Первая ассоциируется с древневосточным рабовладением. Втораястадия развития рабовладельческого строя — период греко-римского рабовладения.
На всех стадиях развитиярабовладельческого государства рабы постоянно оставались на положении вещей,«говорящих орудий» и рассматривались не иначе как производители материальныхили иных благ.
Феодальный типгосударства и права исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Онвозникает двумя основными путями. Первый — путь постепенного разложениярабовладельческого экономического и социального строя и зарождения в его недрахзачатков феодального строя. Второй — путь постепенного развития, а затемразложения первобытно-общинного строя и возникновения на его основефеодального строя.
Феодальная собственностьна землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостныхкрестьян, основу экономической зависимости последних от первых.
В качестве политическойорганизации господствующего класса феодалов-крепостников это государство былопризвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения масс — крепостныхкрестьян и ремесленников, охранять частную собственность феодалов на землю,служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и укрепления ихэкономического и социально-политического господства. Социальную сущностьфеодального государства составляла, таким образом, ничем не ограниченная властькласса феодалов.
Внутренние и внешниефункции феодального государства осуществлялись с помощью органов, составляющихгосударственный механизм.
На исторической аренебуржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций,покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем.Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрахфеодального общества.
После победы буржуазнойреволюции, завершившейся коренной ломкой феодальных производственных отношений,захватом политической власти буржуазией и широким использованием еюмодернизированного, применительно к новым условиям, феодального государственногомеханизма установилось соответствие политической структуры нарождающегосябуржуазного общества его экономической структуре.
Среди всех другихинститутов капиталистическое государство выделяется, во-первых, наличием унего таких важнейших средств властвования, как огромная вооруженная армия,полиция, тюрьмы, жандармерия, разведка и контрразведка. Во-вторых, к числуспецифических черт и особенностей, свойственных капиталистическомугосударству, следует отнести обладание им такими мощными экономическими,политическими, идеологическими и правовыми рычагами воздействия на системуобщественных отношений и институтов, которые позволяют ему занимать вструктуре политической системы буржуазного общества одно из главнейших, ведущихмест.
Буржуазное правонаходится в неразрывной связи с капиталистическим государством.
Теоретические основысоциалистического государства и права были заложены в трудах основоположниковнаучного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И.Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованияхавторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.
Марксистское учение осоциалистическом государстве и праве в отличие от других учений и доктринпрактически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавшихили ныне существующих государств и правовых систем.[19]
Социалистическоегосударство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционнымпутем, путем постепенного перерастания буржуазного государства всоциалистическое, а в результате социалистической революции. Формой правлениясоциалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, являетсяреспублика.
По мере развития классовогообщества и постепенного отмирания классов государство и право как классовыеинституты также отмирают.
/>/>3.2.Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теория государства
Исторический процесс привел к складываниюсвыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не толькоутвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но ихарактерным для них типом государства.
В развитии цивилизации проходят несколькоэтапов.
Первый этап – это локальные цивилизации,каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов,включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская,эгейская и др.).
Второй этап – это особенные цивилизации(индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская идр.) с соответствующими типами государств.
Третий этап – это современная цивилизацияс ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и длякоторой характерно совместное существование традиционных и современныхсоциально-политических структур.
/>/>3.2.1.Место государства в первичной цивилизации
Существуют различные основания для типологизации цивилизацийи их государственности. Такие как, хронологические, генетические,пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить тригруппы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государстваи лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типагосударства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства иобмена культурные особенности государств, которые проявляются:
1) вотношениях между обществом (государством) и природой;
2) вмежгосударственных отношениях;
3) в ихвзаимоотношениях с обществом;
Для типологии государствс точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляетклассификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся напервичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резкоотличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли исоциальной природе.
Первичные цивилизациипринимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно кним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую,бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализпоказывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, неопределяемой, а определяющей социальные и экономические структуры.Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религиейв политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство.Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство вкульте вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизацияхгосударство являлось составной частью не только политической надстройки, но ибазиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственногосоциального функционирования общества[20].
/>/>3.2.2.Место государства во вторичной цивилизации
Вторичные цивилизации –это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская,латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие междугосударственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказываласьуже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичныхцивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство былокомпонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.
Во вторичных цивилизацияхположение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждениясакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческогоповиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе еговласть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, ипоэтому вторична.
/>/>3.2.3.Современная теория государства
Современное пониманиепрогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положениеличности, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятныематериальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав –эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основнойкритерий оценок прогресса государства. Как известно, положение о том, что«человек – мера всех вещей» выдвинул философ Протагор. Его смысл: оценкудеятельности государства можно давать только в сопоставлении с качеством жизниотдельного человека.
«Человеческое измерение»– это вполне конкретное направление в определении прогресса государственности,измеряемое набором и качеством прав и свобод, другими условиями жизни человека.Кроме того, человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная,чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности,которые населяют формационную теорию.
В современной теориигосударства проявляется конкретный критерий прогресса государственности. Борьбаза качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективныхобразований, конкретных личностей.
Наряду с экономикой,факторами, определяющими развитие государственности, существуют характеридеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции,национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д.Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитиюгосударства вообще.
Формационный подходтрактует социальную историю как процесс развертывания логического висторическом, таким образом, определяя для него единое основание – способпроизводства материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения,цивилизационный подход представляется процессуальным.
Представляя собойсобирательное понятие, он означает ряд связанных между собой и вместе с темотносительно самостоятельных организационных парадигм[21]. Так, с позиций общетеоретическойпарадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества,основными признаками которого выступает наличие государственности игражданского состояния. Философско-антропологическая концепция, являющаясяядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представитьпринципиальное различие формационных и цивилизационных исследованийдействительности. Если формационный подход исходит из познавательной моделисведения индивидуального к социальному и его особенностью выступаетисследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагаетиную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом являетсяориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.
Характеристики двухосновных исследовательских позиций описания исторического процесса даютпредставление о некоторых его сущностных чертах.
Даже если представитьвесь процесс развития человечества в виде цивилизионных волн, то все-такивстанет вопрос о том, в какую волну войдет вся имеющая место в современной наукецивилизационная триада? Она войдет в поле действия двух соприкасающихся волн:биологического уровня развития и поля разума. Если их воздействие можно принятьза нулевой, то весь промежуток между импульсами их воздействия предстанет передисследователем как переход от первого ко второму.
В отмеченных границах,возможно, выделить три градации. Первая система отсчета строится наэтнологических подходах, где доминантой является кривая этногенеза; на второмуровне преобладает социальная диагностика, так как его границами может бытьописана вся социальная история. Цивилизация как основа новой формысуществования уже единого человечества, взятого в единстве материального идуховного, представляет собой одетое в социальные формы русло этнической реки,истоки которой покоятся в биологии, а устье – вход в «царство разума» — Ноосферу. Это и является третьим уровнем.
В настоящее время говорят об информационном подходе кизучению типов государств, сформированного на основе теории Юнга о типахличностей. Возникла гипотеза, согласно которой типология стран можетописываться понятиями типологии Юнга. Однако нечеткость типологическогоописания ввиду его психоаналитической ориентации не позволяла адекватноописывать типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась сразвитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.
Все процессы, происходящие в обществе, можно представить ввиде производства, циркуляции, обработки и распределения информации. При этомформула К. Маркса, гласящая, что эпоха характеризуется способом производства,заменяется следующей: эпоха илисоциально-экономическая формация или стадия развития общества, цивилизациихарактеризуется способами и формой получения и циркуляции информации вобществе. При этом информационная структура общества находится вовзаимнооднозначном соответствии с методами получения этой информации, ееспецифической (вещественной) формой и характером циркуляции в обществе какструктурированной психоинформационной системе. С этой, кибернетической, точкизрения, все общества или живые системы подобны. Различие заключается лишь:
- вхарактеристиках вещественных носителей информации и соответствующихинформационных систем общества. Это — структура экономической формации.
- винвариантах или структурах систем переработки информации. Это — информационнаяструктура собственно этноса.
Таким образом, информационный подход объединяет экономическиеи этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое — структуруэтноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики.Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества сростом информации в нем движется к более информационным технологиям ипромышленное общество уступает место информационному. Количество информациирастет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования иуправления технологическими и энергетическими процессами[22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постижение сущности государства составляет одну из основныхзадач теории государства. Познать природу государства — значит выявить главноеи определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности иназначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивыхсвойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальныйинститут. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства какполитической организации зрелого, сформировавшегося классового общества.
Государство вообще и современноегосударство в частности представляют собой политическую организацию общества.Политический параметр государства глубоко раскрывает сущность государства, хотяи далеко не исчерпывает ее. Не менее важно для понимания сущности государствазнание его иных принципиальных свойств.
Вопрос о понятиигосударства является столь же сложным и древним, сколь и само государство.
Существует несколькоконцепций происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная,психологическая, классовая, завоевания, расовая, органическая, ирригационная испортивная.
Как показываютисследования историков и этнографов, не может существовать только одно объяснениев отношении возникновения всех государств.
Государство имеет своиспецифические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей(рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и др.).
Место и роль государствав политической системе общества раскрывается в его функциях. Традиционно ихделят на внутренние и внешние.
Как политическаяструктура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органови учреждений, которая получила название механизм государства.
В структуре государства выделяют три ветви государственнойвласти и соответственно три вида органов власти: законодательную,исполнительную и судебную.
Дальнейший анализгосударства связан с выделением возможных форм государства: формыгосударственного правления; формы государственного устройства; политическогорежима.
В многовековой истории человечества существовало, сменяя другдруга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим,важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация,отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить ихв группы на основе определенных критериев, называется типологией.
В данной курсовой работерассмотрены типы государств, согласно двум подходам – формационному ицивилизационному.
Как объясняетформационный подход, любое общество находится в рамках определеннойобщественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных похарактеру компонента. Первый — экономический базис, состоящий из системыпроизводственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй — надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство,религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законыопределяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствиянадстройки базису.
Последовательное развитие производительных сил общества(орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формыпроизводственных отношений. Собственниками основных средств производствастановятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затемфеодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственныхотношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятсясоответствующими новому экономическому базису, происходит переход к болеевысокому типу общественно-экономической формации.
Первый исторический тип государства – рабовладельческоегосударство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя ипредставляющее собой политическую организацию экономически господствующегокласса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий –буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства.Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественнаясобственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса –переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного итого же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.
В нашей стране долгое время доминировала формационная теория.Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно егосуществование гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этогоне произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в даннойтеории.
Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему,определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные,включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов.Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупностьвзаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенныецивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) ссоответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современнаяцивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время толькоскладывается и для которой характерно совместное существование традиционных исовременных социально-политических структур.
Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первыйплан качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство.Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный,который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политическиеструктуры в единое целое.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С. С. Государство и право:Начальный курс. — М.: Юрид. лит., 1994.
2. Бабаев В.К., Баранов В.М., ТолстикВ.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.:Юристъ, 2003. 511 с.3. Бабурин С.Н. Теория государства.М., 2000. 556 с.
4. Букалов А.В. – Интеграционнаясоционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология ипсихология личности, №5, 1998.
5. Венгеров А.В. – Теория государства иправа, М.: Юриспруденция, 1999.6. Денисов С. А., Смирнов П. П.Теория государства и права: Конспект авторских лекций. Тюмень, 2000. 7. Иванников И. А.Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2001. 8. Керимова Д. А. Методологияправа. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000.9. Клименко С.В., Чичерин А.Л.Основы государства и права. – М. Зерцало, 1998.
10.Комаров С.А.Основы государства и права. Учебное пособие. М., 1996.
11.История политических и правовыхучений – Учебник, под. ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
12.Лазарев В.В.Общая теория государства и права. Учебник. М., 1994.
13.Марченко М.Н. Теория государства иправа: учеб. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 648 с.
14.Масюкович О.П.Теория государства и права: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 2002. 580 с. 15.Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995.
16.Нересянц В.С.Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов.-М.: Норма, 2001. 732 с.17.Общаятеория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001.
18.Общая теория права / Отв.ред. А. С. Пиголкин. М., 1993.
19.Плетников Ю. Цивилизационная иформационная триады // Свободная мысль, 1999, № 3.
20.Сырых В.М. Теория государства иправа. М.: Былина, 1998.
21.Теория государства и права. / Подред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999 г.
22.Теориягосударства и права. / Под ред. В.М. Корельского, — М.: Норма-Инфра,1998 г.
23.Теориягосударства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малькова. М.,2001. 681 с.
24.ШершеневичГ. Ф. Общая теория права: Учебное пособие. М., 1995.