Федеральное агентство пообразованию
Белгородский государственныйуниверситет
Институт государственного имуниципального управления
Кафедра социальных технологий
Курсовая работа по дисциплине
«Система государственногоуправления »
на тему:
« Государственный служащий:понятие и правовой статус»
Выполнила:
Студентка з/о
Группы 180454
Петренко Н.В.
Научный руководитель:
Геращенко В.М.
Белгород
2007
Содержание
Введение
1.Государственный служащий в системе госслужбы
2. Общееусловия для прохождения государственной службы
3. Правовойстатус государственного служащего
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В данной курсовой работе будет рассмотренатема «Государственный служащий: понятие и правовой статус».
Накопленный за предыдущие десятилетия опытработы с кадрами государственного аппарата и правового регулированиягосударственной службы, по сути, нового строя имеет не только положительную, нои отрицательную составляющую: к 2001 г. еще не была создана эффективнаягосударственная служба, качественно управляющая государством. Поэтому дляустранения имевшихся недостатков в регулировании государственно- служебныхотношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепцияреформирования системы государственной службы Российской Федерации,утвержденная Президентом 15 августа 2001 г. Целью реформирования государственной службы, прежде всего, является повышение эффективности кадровой политики всистеме государственной службы в целях улучшения кадрового составагосударственных служащих.
Поэтому актуальность этой темы связана,прежде всего с реформами в системе государственной службы. В Федеральном законе«О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. (ст. 1) дается новое определение понятия «государственная служба», уточняющее предназначениедеятельности государственных служащих. В качестве государственной службырассматривается их профессиональная служебная деятельность по обеспечениюисполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов
Объектом изучения данного проекта являютсягосударственные служащие.
Предмет исследования – понятие«государственный служащий» и правовой статус государственного служащего.
Цель: охарактеризовать государственногослужащего с учетом тех коренных изменений, которые внесены принятым 27 мая 2003 г. Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а такженовшеств, содержащихся в других реформаторских актах.
Для достижения поставленной цели в работеопределенны следующие задачи:
дать определение понятию «государственныйслужащий»,
выявить общее условия для прохождениягосударственной службы,
определить правовой статусгосударственного служащего.
Методы исследования: теоретический анализи синтез литературных источников, использованных в данной работе.
Курсовой проект включает в себя введение,3 раздела, заключение. При написании курсовой работы было использовано 16источников.
1. Государственный служащийв системе госслужбы
Согласно Федеральному Закону «О системегосударственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003г., федеральнымгосударственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональнуюслужебную деятельность на должностях федеральной государственной службы(гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание(вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, агосударственный гражданский служащий субъекта Федерации — гражданин, осуществляющийпрофессиональную служебную деятельность на должностях государственнойгражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание(вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Вслучаях, предусмотренных Федеральным законом, государственный гражданскийслужащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение)также за счет средств федерального бюджета.[1]
Охарактеризовать современногогосударственного служащего можно, проанализировав социально-нормативныехарактеристики чиновников, выявив те процессы, благодаря которым происходитотбор и становление слоя служащих. Методологической основой в этом выступаеттеория стратификации, выделяющая социальные общности на основе таких признаков,как образование, занятость, доходы и многое другое. Группы определяются наоснове какого-либо одного признака, либо когдаобнаруживаютсовокупность признаков. При выделении стратификационных характеристикгосударственных служащих целесообразно применять многомерную стратификацию, таккак это позволит составить представление о государственном служащем при помощиразличных качественных особенностей его на современном этапе административнойреформы.
Характерной чертой во взаимодействииразличных социальных групп в обществе является высокий динамизм и интенсивностьполитических процессов.
Социальный статус в современном российскомобществе выступает групповым атрибутом. Социальные достижения личностирассматриваются с момента попадания в команду, группу, структуру, котораяперемещается исключительно «в связке», и закрепления в ней, когда и начинаетдействовать система статусных поощрений. Социальный статус — это позицияиндивида или группы в структуре общественных отношений, характеризующаясяправами и обязанностями. Общество не только создает социальные статусы, но иобеспечивает распределение людей по ним. Социальные статусы могут бытьпредписанными и достигаемыми. Соотношение этих двух видов статусов есть, посуществу, показатель политической и экономической систем.
Исследователи государственной службывыделяют следующие характеристики социального статуса государственных служащих[2]:
а) ими выполняется труд, которыйвыражается в обосновании целейи направленийобщественногоразвития, конкретной организации и регулировании общественной жизнедеятельности(публичных отношений), поведения и деятельности миллионов людей (упорядочениечастных взаимосвязей);
б) их труд — интеллектуальный,психологически насыщенный, ответственный, состоящий в основном в осмыслении ипродуцировании сложнейшей управленческой информации и воздействия на людей;
в) во всех их усилиях имплицитно (внутреннеприсуще) проявляется государственная власть, придающая им авторитет и должнуюгарантию;
г) знания и опыт государственных служащихне создают непосредственно потребительские ценности и не удовлетворяютиндивидуальные потребности граждан, но формируют особый духовно-материальный«продукт», обеспечивающий рациональность, гармоничностьи эффективностьобщественных отношений, явлений и процессов;
д) труд, выполняемый государственнымислужащими, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому изчиновников жесткие требования в смысле подготовки, личностных качеств,поведения и общения с людьми.
С помощью статуса упорядочивается,оформляется, регламентируется поведение государственных служащих, усвоение имисоответствующих требований, мотивирование и стимулирование социальных действий.Статус государственных служащих как социально-профессиональной общностискладывается из правового и социального статусов. Что касается правовогостатуса государственных служащих в Российской Федерации, то он еще толькоформируется, что полностью соответствует состоянию самого институтагосударственной службы. Социальный статус государственных служащих, хотя иподвержен традиционности, во многом зависит от происходящих в странеэкономических и социальных реформ.
Каково современное состояние социальнойобщности государственных служащих в России? В процессе реформированиягосударственной службы предполагается оптимизировать численность государственныхслужащих путем внедрения новых технологий и методов управления. Отметим, что втечение последних десяти лет в системе государственной службы Россииосуществлены четыре широкомасштабных сокращения персонала в пределах 25%каждое.[3] Разумеется, это определеннымобразом (далеко не оптимистичным) сказалось на социальном самочувствии чиновникови членов их семей.
Половозрастная структура социальнойобщности государственных служащих не соответствует аналогичной структурезанятого населения страны. Более 70% государственных должностей замещаютженщины.[4] Это объясняетсяпреобладанием женщин на должностях, отнесенных к старшим и младшим группамдолжностей, что непосредственно отражается на заработной плате. Проблема оплатытруда государственных служащих остается одной из самых актуальных в процессеадминистративной реформы. Разница в размерах оплаты труда междугосударственными служащими и работниками негосударственного сектора экономикизатрудняет привлечение на госслужбу квалифицированных специалистов, приводит коттоку профессиональных управленцев в коммерческие структуры. ФедеральнойПрограммой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005годы)» предполагается осуществить мероприятия по обеспечению конкурентоспособностигосударства как работодателя. В настоящее время в ряде регионов осуществляетсяэксперимент по привязке заработной платы государственных служащих кэффективности их труда. К сожалению, пока нет достаточно точных методик,позволяющих квалифицировать вклад конкретного чиновника в общее дело. Работаслужащего состоит в осуществлении публичных функций, не всегда имеющихстоимостную оценку.
Большинство российских чиновников (около30%) имеют стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25% —свыше 15 лет. В течение 10 лет произойдет высвобождение более половиныгосударственных служащих и возникнут серьезные трудности с их замещениемкадрами, имеющими достаточный опыт работы на госслужбе и необходимуюквалификацию.[5] Уже сейчас ощущаетсядефицит служащих в возрасте 35—45 лет, так как молодые чиновники воспринимаютслужбу как «социально-карьерный трамплин» для последующего профессиональногороста в негосударственном секторе экономики. Президент РФ В.В.Путин, выступая сПосланием Федеральному Собранию РФ в 2003 году, отметил, что несмотря наогромное число чиновников в стране тяжелейший кадровый голод. Сложившеесясостояние современной общности российских государственных служащих приводит ксуществованию социально-профессиональных проблем и противоречий. Назовемосновные из них:
1.остается несбалансированнымпрофессиональный состав государственных служащих из-за оттока специалистов вкоммерческие структуры;
2.усиливается диспропорция в возрастномсоставе чиновников;
3.существенно не меняется престижгосударственной службы;
4.сохраняется преобладание чиновников снепрофильным образованием;
5.нарастает тендерная диспропорция средируководителей государственных органов (в сторону увеличения численностимужчин);
6.служебный рост госслужащих в большойстепени зависит от личных оценок их деятельности руководителями;
7.частые реорганизации ведут к неоправданнымувольнениям чиновников;
8.работа государственных служащихнедостаточно контролируется со стороны гражданского общества.
Названные проблемы способствуют проявлениюв административной среде различных девиаций, самой опасной из которыхпродолжает оставаться коррупция. Нужно подчеркнуть, что все проблемы ипротиворечия социальной общности чиновников тесно взаимосвязаны и практическине могут быть решены в отдельности. Поэтому разработана и 15 августа 2001 годаутверждена «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», всоответствии с которой разработана и утверждена 19 ноября 2002 года ФедеральнаяПрограмма «Реформирования системы государственной службы РФ ».
Важным фактором, влияющим на социальныйстатус государственных служащих, выступает общественное мнение. Будучисовокупностью свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрениямножества людей, общественное мнение соизмеряет уровень и результаты управленияс потребностями и интересами, идеалами и ожиданиями граждан. И хотя общественноемнение по своей природе субъективно, оно обладает свойством объективно «видеть»социальное явление. Уровень доверия населения к чиновникам, как показываютсоциологические исследования, недостаточно высок. Социальный статус чиновниковтем устойчивее, чем более функционирование администраций направлено наудовлетворение интересов и потребностей именно этой территориальной общностиграждан. Зачастую, выполняя указания вышестоящих властных органов, администрацияпренебрегает интересами населения. Мнение чиновников значительно расходится смнением населения при оценке деятельности и эффективности управления.Отчуждение, по мнению граждан, возникает потому, что чиновники руководствуютсяне интересами рядовых граждан, а своими личными интересами. Сами государственныеслужащие иначе расставляют для себя иерархию реальных интересов на службе.Разницу между оценками населения и самооценками чиновников можно объяснитьрядом причин:
1) население имеет в виду не каких-токонкретных чиновников, а оценивается образ, стереотип;
2) государственная политика в настоящеевремя оценивается негативно, а так как именно государственные служащие ассоциируютсяс государством, то недовольство проводимыми реформами переносится на них;
3) в общественном сознании не разграничиваютсяи не различаются политические силы и чиновничий аппарат, который занимаетсяработой по обеспечению нормального функционирования государственногоуправления.[6]
Государственные служащие являются«заложниками» информационных систем, поскольку большинство граждан имеют оченьприблизительное представление о реальной работе органов власти и ориентируютсяглавным образом на оценки журналистов, случайные источники информации и слухи.Создаваемые в государственных учреждениях службы связи с общественностью, влучшем случае «работают на руководителей».
Классификация государственных служащих
Состав государственных служащихнеоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочийгосударственных органов разнообразно и трудятся они на неодинаковых условиях.Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.[7]
1.В соответствии с конституционнымпринципом разделения властей различаются государственные служащие органовзаконодательной (представительной ), исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной власти выполняютзаконодательную и контрольную функции в отношении органов государственнойвласти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этихответственных функций на должности государственной службы подбираютсяспециалисты – практики и ученые в области государственного управления,информатики, финансов и права.
Органы исполнительной власти осуществляюторганизационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность,обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.Управление требует, прежде всего, способности к комплексному системному ипрогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений.
Судебная власть осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможностьконтроля за законностью актов государственных и иных органов. Федеральнымизаконами определены требования, предъявляемые к судье и к кандидату надолжность судьи.
2. По масштабу деятельности органовгосударственной власти, где они служат, государственные служащие делятся нафедеральных государственных служащих и государственных гражданских служащихсубъектов Федерации.
Общая численность государственных служащихи иных работников федеральных органов государственной власти, органов государственнойвласти субъектов Федерации, иных государственных органов, а также муниципальныхслужащих и иных работников органов местного самоуправления на начало 2002 г. составила 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная численность государственныхгражданских служащих и иных работников федеральных органов исполнительнойвласти — 315,1 тыс. человек.[8]
3. Если взять за основу такой критерий,как функциональное предназначение и особенности службы по ее видам, торазличаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудникиправоохранительной службы.
Под государственным гражданским служащимпонимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства попрохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебнуюдеятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом оназначении на должность и со служебным контрактом и получает денежноесодержание за счет средств федерального бюджета.
4. По объему должностных полномочийгосударственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, неявляющихся должностными лицами. Понятие должностного лица дано в ст. 2.4 КоАПРФ. Объем государственно-властных полномочий государственных служащихопределяется положениями о соответствующих государственных органах и ихструктурных подразделениях и должностными регламентами по каждой должности вотдельности или по типовым должностям государственной службы.
5. Критерием для классификациигосударственных служащих являются классные чины, дипломатические ранги,воинские и специальные звания.
Их особенность — присвоение персональнокаждому государственному служащему с учетом его личных достоинств, порезультатом квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины,дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличаютгосударственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (вчастности, погон), но и характеризуют их должностное положение, так каксоответствующими нормативными правовыми актами устанавливаются перечнидолжностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины,дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этимдолжностям. Например, Перечень должностей высшего начальствующего состава ворганах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званийутвержден Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 г.[9]
6. В зависимости от срока службыможновыделить государственных служащих, назначаемых на должности государственнойслужбы на неопределенный срок, на определенный срок, а также на срок обучения вобразовательном учреждении профессионального образования и на определенный срокгосударственной службы после его окончания.
Таким образом, через государственныхслужащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизниобщества. Профессиональная служебная деятельность государственного служащегонаправлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражениемпубличной власти, а не власти лиц, замещающих конституционные должности. Служащиедолжны соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступленийи предоставления служебной информации, уметь общаться с прессой, владетьметодами создания благоприятного отношения граждан к органам управления
2. Общее условия дляпрохождения государственной службы
Подготовка, переподготовка и повышениеквалификации государственных служащих
Законом о системе государственной службыРоссийской Федерации определено, что подготовка граждан для прохождениягосударственной службы осуществляется в формах, установленных федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такими формами являются: 1) обязательная идобровольная подготовка граждан к военной службе; 2) первоначальная подготовкалиц, впервые принимаемых на должности, замещаемые сотрудникамиправоохранительной службы; 3) профессиональная подготовка кадров вобразовательных учреждениях высшего профессионального и среднегопрофессионального образования; 4) послевузовское профессиональное образование;5) дополнительное профессиональное образование.[10]
Подготовка граждан к государственнойслужбе заключается в обучении их знаниям, навыкам и умениям, необходимым дляисполнения должностных обязанностей по замещаемым должностям государственнойслужбы. Для формирования кадрового состава государственной службы особо важноезначение имеет профессиональная подготовка граждан в образовательныхучреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.Особенностью государственной деятельности в этой сфере является не только то,что она должна осуществляться постоянно и непрерывного, но и то, что онатребует тщательного планирования, учета многих факторов, наличиясоответствующих образовательных учреждений и немалых затрат государственныхсредств.
Текущая и перспективная потребность вгосударственных служащих обусловлена соответствующей структурой государственныхорганов, степенью и качеством укомплектованности должностей государственнойслужбы, а также возможными изменениями в составе государственных служащих поразличным причинам (смерть, замена не соответствующих занимаемым должностям,прекращение государственной службы).[11] Кроме того, изменения ихобщей численности могут происходить вследствие проводимых оргмероприятий.
Система образовательных учреждений, которые готовят кадры для замещения должностейгражданской службы, весьма разветвленная. Это и Российская академиягосударственной службы при Президенте, и Государственный университет — Высшаяшкола экономики, и Академия народного хозяйства при Правительстве, и Финансоваяакадемия при Правительстве, и Государственный университет управления, а такжедесятки других институтов и университетов различного профиля.
Согласно Закону о государственнойгражданской службе РФ заключение договора на обучение между федеральнымгосударственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождениягражданской службы в течение определенного срока осуществляется на конкурснойоснове в порядке, установленном указом Президента, постановлениемПравительства.[12]
Система военного образования предназначенадля обеспечения потребностей Вооруженных Сил и других войск в офицерах, уровеньподготовки которых соответствует государственным и (или) специальнымтребованиям федеральных органов исполнительной власти, где предусмотренавоенная служба.
Основным элементом системы военногообразования в Российской Федерации являются военные вузы. Руководство поорганизации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФутверждено приказом Министра от 12 марта 2003 г.
Профессиональные кадры для государственнойправоохранительной службы готовят учреждения высшего профессионального исреднего профессионального образования федеральных правоохранительных органов,которые создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством. Типовоеположение об образовательном учреждении федерального правоохранительного органаутверждается Правительством. Порядок организации профессиональной подготовкисотрудников правоохранительной службы определяется руководителемсоответствующего правоохранительного органа.
Профессиональная переподготовка, повышениеквалификации и стажировкагосударственныхслужащих осуществляются в соответствии с федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Эти видыдополнительного профессионального образования осуществляются в течение всегопериода прохождения ими государственной службы.
Законом о государственной гражданскойслужбе Российской Федерации установлено важное правило: повышение квалификациигосударственного гражданского служащего осуществляется по мере необходимости,но не реже одного раза в три года.[13] Урегулирован и ряддругих вопросов.
Профессиональная переподготовка иповышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющихгосударственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессиональногои среднего профессионального образования, а стажировка — непосредственно вгосударственных органах и иных организациях. Дополнительное профессиональноеобразование гражданский служащий может получить и за пределами территорииРоссии.
Прохождение гражданским служащимпрофессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировкиподтвержда ется соответствующим документом государственного образца и являетсяпреимущественным основанием для включения государственного служащего в кадровыйрезерв на конкурсной основе или продолжения замещения им должности гражданскойслужбы.
Порядок переподготовки и повышенияквалификации военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы определенсоответствующими нормативными правовыми актами.
Профессиональная подготовка и повышениеквалификации служащих правоохранительной службы осуществляются преимущественнов образовательных учреждениях государственных органов, в которых предусмотренаправоохранительная служба, а также в специализированных учрежденияхуполномоченных государственных органов по переподготовке и повышениюквалификации служащих этого вида государственной службы.
Вид, форма и продолжительностьдополнительного профессионального образования служащего устанавливаютсяруководителем уполномоченного государственного органа в порядке, определяемомПрезидентом.
Служащему, обучающемуся в образовательныхучреждениях по заочной и вечерней формам обучения, предоставляются социальныегарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка, повышениеквалификации и стажировка государственных служащих осуществляются на основе государственногозаказа. Рекомендации по применению государственного заказа былиразработаны учеными Российской академии государственной службы при Президентесовместно с представителями президентских структур и Правительства еще в 1995 г.[14]Основой формирования государственного заказа являются заявки заинтересованныхфедеральных государственных органов.
Согласно Закону от 27 июля 2004 г. о государственной гражданской службе размещение государственного заказа осуществляетсягосударственными органами по согласованию с соответствующим органом поуправлению государственной службой с учетом функций государственных органов иих специализации, а также с учетом профессионального образования по должностямгражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.[15]
Государственный заказ на профессиональнуюпереподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственныхслужащих, включая его реализацию, объем и структуру, утверждаетсяПравительством после вступления в силу федерального закона о федеральномбюджете на соответствующий год, а государственный заказ субъекта Федерации — законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации с учетомизложенных выше положений.
Поступление на государственную службу испособы замещения должностей
Законом о системе государственной службыРФ определены общие условия поступления граждан на государственную службу поконтракту. Согласно ст. 12 Закона, по контракту вправе поступать гражданеРоссии, а на военную службу и иностранные граждане, владеющие государственнымязыком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральнымзаконом о виде государственной службы для прохождения государственной службыданного вида.
Федеральным законом о виде государственнойслужбы или законом субъекта Федерации могут быть установлены дополнительныетребования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту,учитывая специфику службы.
Служебный контракт — это соглашение между конкретным представителемнанимателя (Российской Федерации, ее субъекта) и конкретным гражданином(иностранным гражданином), поступающим на государственную службу, или государственнымслужащим, являющимся стороной ранее действовавшего контракта, о замещениидолжности того или иного вида государственной службы и прохождении службы наопределенных условиях. Контракт заключается в письменной форме установленногообразца.[16] Он определяет права,обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуетсяпредоставить гражданину или государственному служащему возможность замещения определеннойдолжности, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии сдействующим законодательством, своевременно и в полном размере выплачиватьденежное содержание (вознаграждение), а также предоставить ему определенныегосударственные гарантии. Гражданин, поступающий на государственную службу, призаключении контракта о прохождении государственной службы и замещении должностигосударственной службы и государственный служащий при заключении контракта озамещении должности государственной службы соответствующего вида обязуетсялично исполнять должностные обязанности в установленном порядке.
Правовое значение служебного контрактасостоит также в том, что он, независимо от способа замещения должностигосударственной службы, является обязательным приложением к управленческому актуо назначении государственного служащего на конкретную должность.
Условия контрактов, порядок их заключения,а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются всоответствии с федеральным законом о виде государственной службы. Контрактможет заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок;на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования ина определенный срок после его окончания. Определяется также предельный возрастпребывания на государственной службе данного вида.
Федеральными законами о видахгосударственной службы и иными нормативными правовыми актами, учитываясозданные возможности отбора кандидатов и другие условия, установлены дваспособа замещения должностей государственной службы: 1) на конкурсной основе и2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решениюсоответствующего должностного лица или государственного органа в пределахустановленной для них номенклатуры Должностей государственной службы.[17]
Конкурс -очень важный атрибут эффективной государственнойслужбы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц,изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов послетщательной оценки кандидата на основании документов и/или результатовэкзаменов, испытаний.
Конкурс может объявляться при наличиивакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующегокадрового резерва для их замещения. Конкурс заключается в оценкепрофессионального уровня претендентов, их соответствия установленнымквалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы.Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу являются несоответствиепретендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям,установленным для поступления на тот или иной вид государственной службы ипрохождения службы.
До сих пор большинство государственныхслужащих замещают свои должности в порядке назначения.[18]Наименования должностей государственной службы, подлежащих замещению такимспособом, а также полномочия должностных лиц (например, Президента,федерального министра) по назначению на эти должности, определенысоответствующими нормативными правовыми актами.
Бесконкурсное назначение на вакантныедолжности государственной службы позволяет руководителям различного уровня(представителям нанимателя) более оперативно, чем при проведении конкурсов, ишире маневрировать кадрами не только в отраслевом (ведомственном), но и вмежотраслевом и общефедеральном масштабе, хотя в этом случае меньше гласности исоревновательности кандидатов на должность.
Подобрать нужного кандидата — делонепростое, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц. Для этогоприходится тратить немало времени и средств, необходимо иметь обширную иобъективную информацию о возможных кандидатах на те или иные должности. Преждевсего следует ориентироваться на кадровый резерв. Кроме того, руководителямигосударственных органов, их структурных подразделений и кадровыми службамидолжна постоянно осуществляться работа по выявлению и других кандидатов.Используются различные методы: изучение документов о прежней служебнойдеятельности кандидата, отчетов, справок, материалов средств массовойинформации, отзывов сослуживцев, актов ревизий и инспектирований и т.п. Весьмажелательны и личные беседы с кандидатом. При этом особенно важно определитькачества кандидата по результатам его практической работы. Ведь о людях судятне по словам, а по делам, которые обычно многим известны. Все это всовокупности позволяет составить объективное мнение о кандидате и сделатьправильный вывод о его будущем Главное здесь — объективность, достаточностьинформации, непредвзятость, что особенно важно при подборе кандидатов наруководящие должности. При подборе последних, кроме уточнениясправочно-биографических данных, выявляются способности работать в условияхперехода к рыночной экономике, расширения связей со странами СНГ, умениеиспользовать новые методы управления. Важно определить и то, как кандидат знаетзаконодательство в соответствующих областях будущей деятельности.
Сейчас, когда субъекты Федерациисамостоятельно организуют государственную гражданскую службу, важно иметь сними тесные контакты для выявления кандидатов, которые достойны выдвижения нафедеральный уровень государственной гражданской службы.[19]
Прохождение и прекращениегосударственной службы
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоениеклассного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания,аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства(события) в соответствии с Законом о системе государственной службы РоссийскойФедерации, законами о видах государственной службы Российской Федерации и еесубъектов и иными нормативными правовыми актами (например, присуждение ученойстепени, присвоение ученого звания, почетного звания, с чем действующеезаконодательство связывает определенные права, льготы и преимущества).Основания прекращения государственной службы, в том числе увольнения в запасили отставку, устанавливаются федеральными законами о видах государственнойслужбы. Прохождение службы каждым государственным служащим документируется вего личном деле и отражает индивидуальный жизненный путь с момента назначениявпервые на должность государственной службы и заканчивая увольнением со службы.
При поступлении на государственную службугражданин представляет требуемые документы о себе (об образовании, состоянииздоровья и др.). Сведения о подавшем заявление подлежат проверке в установленномпорядке.
Замещение конкретной должностигосударственной службы как на конкурсной, так и на бесконкурсной основеподлежит юридическому оформлению. Оно заключается, во-первых, воформлении и заключении служебного контракта и, во-вторых, издании акта оназначении государственного служащего на указанную должность. Решениеконкурсной комиссии является основанием для издания акта о назначениипретендента либо отказа ему в назначении на вакантную должность государственнойслужбы. Актами о назначении на должность могут быть приказ по государственномуоргану, распоряжение или иной акт руководителя органа или аппаратасоответствующего органа. В приказе (ином акте) обычно указываются фамилия, имяи отчество назначаемого, наименование должности и государственного органа(структурного подразделения), куда он назначен, основание для назначения, день,с которого он приступает к исполнению своих должностных обязанностей, и оклад;в некоторых случаях возможно указание и иных сведений; указывается также озаключении служебного контракта.
Правовое значение акта о назначении надолжность состоит в том, что он является юридическим фактом, порождающимгосударственно-служебные отношения между сторонами, подписавшими контракт. Смомента подписания акта о назначении на должность и вступления гражданина вдолжность на него распространяются общие права и обязанности государственногослужащего, а также конкретные должностные права и обязанности, предусмотренныесоответствующим положением о государственном органе или должностнымрегламентом.[20]
При издании акта государственного органа оназначении на должность государственной службы и заключении служебногоконтракта соглашением сторон может быть обусловлено испытаниегосударственногослужащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Условие обиспытании должно быть указано в акте государственного органа о назначении надолжность государственной службы и служебном контракте. Отсутствие такогоусловия в этих документах означает, что гражданин принят на государственнуюслужбу без испытания. В период испытания на него распространяются положениядействующих нормативных правовых актов о государственной службе.
При неудовлетворительном результатеиспытания представитель нанимателя имеет право предоставить государственномуслужащему ранее замещаемую должность государственной службы или расторгнуть сним служебный контракт.
В соответствии с федеральными законами овидах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственнуюслужбу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские испециальные звания, а для граждан, проходящих государственнуюгражданскую службу субъектов Федерации, устанавливаются классные чины.
При переводе служащего с государственнойслужбы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенныйклассный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а такжепериод пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге,воинском и специальном звании учитываются при присвоении таковых по новому видугосударственной службы в соответствии с федеральными законами о видахгосударственной службы и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских испециальных званий устанавливается указами Президента РФ.[21]Классные чины государственной гражданской службы субъекта федерации присваиваютсяс учетом названных выше положений в порядке, установленном нормативнымиправовыми актами соответствующего субъекта.
Аттестациягосударственных служащих проводится в целяхопределения их соответствия замещаемым должностям. Порядок ее проведения покарегулируется различными нормативными правовыми актами, учитывающими особенностигосударственной службы в отдельных федеральных органах государственной власти исубъектах Федерации.
Основания прекращения государственнойслужбыустанавливаются федеральными законами о видах этой службыс учетом особенностей гражданской, военной, правоохранительной службы. Вбольшинстве случаев увольнение государственных служащих, особенно военнослужащихи сотрудников правоохранительной службы, производится в работоспособномвозрасте, и им приходится оставлять привычную работу и подыскивать новую, что,естественно, вызывает у них болезненную реакцию. Поэтому к решению вопросовувольнения с государственной службы руководителям государственных органов необходимоотноситься очень внимательно, строго соблюдая действующее законодательство.
Таким образом, подбирая молодых,перспективных кандидатов, нельзя забывать, что наряду с соответствующимобразованием у них должен быть определенный опыт работы по специальности. Такиекачества руководителей, как широкий кругозор, должные моральные устои иорганизаторские способности, не менее важны, чем знание специфики той или инойсферы государственного управления. Для объективности оценки деятельностигосударственных служащих в состав аттестационных комиссий наряду спредставителем государственного органа, специалистами кадровой и юридическойслужб должны включаться и представители научных, образовательных и другихучреждений и организаций (независимые эксперты). Должны учитываться его профессиональныезнания, опыт работы, повышение квалификации и переподготовки, а также (вотношении соответствующей группы должностей) организаторские способности.
3. Правовой статусгосударственного служащего
Впервые в законодательстве огосударственной службе определено, что нанимателем федеральногогосударственного служащегоявляется Российская Федерация(государство), а нанимателем государственного гражданского служащего субъектаФедерации — соответствующий субъект Федерации. Четкое определение второй (управляющей)стороны государственно-служебных отношений повышает прочность гарантий,предусмотренных для государственного служащего. Одновременно установлено, чтоправовое положение (статус) федерального государственного служащего игосударственного гражданского служащего субъекта Федерации, в том числеограничения, обязательства, правила поведения, ответственность, а также порядокразрешения конфликта интересов и служебных споров определяются соответственнофедеральным законом о виде государственной службы. Эти узаконения имеют большоезначение для повышения престижа государственной службы и улучшения ее кадровогосостава.
В процессе развития государственности вобществе складываются вполне определенные отношения между людьми ипублично-властными органами в виде взаимных прав и обязанностей в сферегосударственно-служебной деятельности.
Неисполнение такого рода прав инесоблюдение нормативно-установленных отношений в системе государственнойвласти рассматривалось как нарушение интересов государства и общества и влеклоза собой социально-политическую ответственность в различных формах еепроявления: непосредственно в виде политической ответственности, общественной,нравственной и юридической.
Верно отмечает И.Н. Сенякин[22]:«Своеобразие политической ответственности состоит в том, что она наступает нетолько за виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество,конъюнктурность, опрометчивость в вопросах политики и т. д. Ее сущность —отрицательная оценка политического проступка субъекта со стороны определенногокласса, группы или общества в целом». Добавим лишь, что речь следует вести оправящем классе, группе и, наконец, о народе в целом как носителе суверенитетаи единственном источнике власти в демократическом правовом государстве среспубликанской формой правления.
Государственный гражданский служащий вданном случае выступает носителем ответственности, которая определенным образомхарактеризует субъектно-объектные отношения и является своего рода регулирующей(как правило, в виде неблагоприятных последствий) оценкой и воздаянием занесоблюдение (нарушение) установленных норм, правил и критериевслужебно-должностной деятельности. В этой связи ответственность являетсянеотъемлемой частью, своего рода связующим фактором для всех элементовсоциально-политического и правового статуса гражданского служащего.
В настоящее время объективная сторонаответственности государственных гражданских служащих непосредственно связана сосуществлением политической, экономической и административной реформы,укреплением российской государственности.
В качестве нового критерия оценки иответственности государственных органов и гражданских служащих в выступленииПрезидента России В.В. Путина с ежегодным посланием Федеральному Собранию былназван критерий «конкурентоспособности».[23] Однако при этом следуетиметь в виду, что такого рода критерий («конкурентоспособности») должен бытьувязан с таким видом ответственности, который зависит непосредственно от уровняпрофессионализма гражданского служащего, т. е. с его профессиональнойответственностью.
Правовая ответственность
Что касается правовой (юридической)ответственности гражданского служащего, то она представляет собой сложное многоаспектноеявление и наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностныхобязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности иправопорядка, прав и свобод человека и гражданина и иным установленнымзаконодательством основаниям.
Рассмотрим вначале выделяемые в научнойлитературе шесть видов юридической ответственности в их взаимосвязи со статусомгосударственного служащего, имея в виду, «что каждый из видов по своемупереплетается» с его должностным положением.[24]
Наиболее распространенной и широкоприменяемой в силу е прямой взаимосвязи с должностным статусом гражданскогослужащего является дисциплинарная ответственность. Не случайно, что статья 57Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»прямо названа «Дисциплинарные взыскания»; речь в ней идет именно и прежде всегоо дисциплинарной ответственности. В соответствии с указанной статьейФедерального закона (отметим, что аналогичные и почти тождественные статьисодержатся и в законах о государственной службе субъектов Российской Федерации)за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим по еговине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарного проступка)на государственного служащего могут налагаться представителем нанимателя (органомили руководителем, имеющими право назначать государственного служащего нагосударственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарныевзыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностномсоответствии;
4) освобождение от замещаемой должностигражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы пооснованиям, уточненным Законом.[25]
Здесь следует отметить, чтопредусмотренные Трудовым кодексом РФ дисциплинарные взыскания, которыеработодатель вправе применить к работникам (статья 192), а именно: замечание,выговор и увольнение по соответствующим основаниям, на государственных служащихне распространяются, так как для них установлены вышеуказанные 5 (а не три какв Трудовом кодексе РФ) видов дисциплинарных взысканий, закрепленных Федеральнымзаконом о государственной гражданской службе.
Кроме того, служащий в случае исполненияим неправомерного поручения вместе с давшим это поручение руководителем несетдисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность.
Что касается порядка применениядисциплинарных взысканий к иным государственным служащим и их обжалования, тоон устанавливается федеральными законами для соответствующих видовгосударственной службы.
Дисциплинарное взыскание применяетсянепосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднееодного месяцасо дня его обнаружения, не считая времени болезнигражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия наслужбе по уважительной причине, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может бытьприменено позднее шести месяцевсо дня совершения дисциплинарного проступка,а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторскойпроверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанныесроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок можетбыть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении кгражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований егоприменения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней содня его издания.
Дисциплинарное взыскание может бытьобжаловано государственным служащим в письменной форме в комиссию государственногооргана по служебным спорам или в суд.
Если в течение одного года со дняприменения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новомудисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.Последнее может быть снято и до истечения года по инициативе органа либоруководителя, наложившего его, а также и по просьбе самого гражданского служащего.
Для отдельных категорий государственныхслужащих, например, состоящих на военной или правоохранительной службе,законодательством и уставами о дисциплине могут быть установлены дополнительныедисциплинарные взыскания, как-то: для сотрудников милиции — понижение вдолжности, в специальном звании и т. д.
С дисциплинарной ответственностью можетбыть связана и административная ответственность государственного гражданскогослужащегопри исполнении им должностных обязанностей. Вне и за пределамипоследних государственный служащий привлекается к административнойответственности за совершение административных правонарушений на общих со всемигражданами основаниях и в том же порядке, которые установлены Кодексом РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.
Ю.Н. Старилов выделяет как минимум четыреважнейших условия, при которых для должностных лиц государственной службы можетнаступать административная ответственность: 1) совершение действий, содержащихпрямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленныхобщеобязательных правил, т. е. не соответствуют им; 3) невыполнение присущих имобязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицамиустановленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения илиадминистративных процедур; 4) соблюдение установленных правил входит в кругдолжностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностныхинструкциях.
В качестве оснований для привлечения кадминистративной ответственности государственных служащих могут выступатьспециальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического,природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства,за которые особенной частью КоАП РФ установлена административнаяответственность в виде следующих административных наказаний: предупреждение; административныйштраф; дисквалификация.[26]
Уголовная ответственность распространяетсяна государственныхгражданских служащихкак на общих основаниях (наравне со всеми гражданами),так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом всоответствии с определенными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.
Государственные служащие могут бытьподвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностнымилицами, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими служебныхобязанностей подлежит уголовной ответственности. При этом речь идет о деяниях,за которые могут быть уголовно наказаны и недолжностные лица. Однакодолжностные лица за те же деяния подлежат более строгому наказанию.[27]Это, например, в случае совершения ими преступлений против свободы, чести идостоинства личности на службе (ст. 127-130 Уголовного кодекса РФ).
Прямое отношение к уголовнойответственности государственных служащих имеется такой вид уголовногонаказания, как лишение правазанимать определенные должностиилизаниматься определенной деятельностью, которое в соответствии со статьей 47 УКРФ состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, устанавливаемомна срок от одного года до пяти летв качестве основного наказания и насрок от шести месяцев до трех летв качестве дополнительного виданаказания.
При осуждении за совершение тяжкого илиособо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишитьгосударственного служащего специального, воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).
Кроме того, для военнослужащих установленытакие виды уголовных наказаний, как ограничение по военной службе (ст. 51 УКРФ) и содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ).
Составы уголовных преступлений,непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закрепленыв главе 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти,интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»(ст. 285 293 УК РФ).
Помимо указанных в главе 30 УК РФ составовгосударственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности и затакие виды преступлений, как отказ в предоставлении гражданину информации(ст.140УК РФ) должностным лицом, если эта информация непосредственно затрагивает праваи свободы гражданина, а также в случае предоставления гражданину неполной илизаведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законныминтересам граждан; воспрепятствование законной профессиональной деятельностижурналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга,демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствованиезаконной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ), регистрациянезаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ) и некоторых других.
За аналогичные правонарушения, неподпадающие под квалификацию уголовных преступлений, установлена административнаяответственность государственных гражданских служащих (с. 538-540 и др. КоАПРФ).
Гражданско-правовая ответственностьгосударственного служащеговыражаетсяв том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственногооргана или третьего лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполненияим своих должностных обязанностей.[28]
Причем гражданский служащий обязанвозместить причиненный его действиями (бездействием) имущественный вред и послепрекращения им государственной службы в установленном законом порядке.
Обязанность гражданского служащеговозместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственногооргана, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица повине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей ипредъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданскогокодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерацииили казны субъекта Российской Федерации.
Привлечение гражданского служащего куказанным видам ответственности не освобождает его от обязанности возместитьгосударству причиненный им имущественный вред, т. е. от материальнойответственности. Больше того, привлечение государственного гражданскогослужащего к уголовной или административной ответственности выступает в качествеусловия привлечения его и к материальной ответственности.
Гражданский служащий обязан возместитьзатраты, понесенные государственным органом при направлении его на обучение засчет бюджетных средств, в случае увольнения без уважительных причин до истечениясрока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучениигражданского служащего за счет средств государственного органа (ст. 249Трудового кодекса РФ).
Конституционная (политико-социальная)ответственность
Конституционную ответственностьгосударственных служащихдалеко невсе ученые и практики считают самостоятельным видом юридическойответственности. Однако есть и те, кто как, например, Н.М. Колосова, признаютконституционную ответственность самостоятельным видом юридической ответственностии отграничивают ее от чисто политической ответственности.[29]
Должностные лица государственнойгражданской службы становятся субъектами конституционной ответственности, еслиих деяния (действия либо бездействие) нарушают нормы Конституции РФ, а такжеесли они не исполняют свои конституционные обязанности или же злоупотребляютсвоими правами.
Несмотря на недостаточную разработанностьи пробелы в законодательстве, все еще не позволяющие говорить о полноценномвиде конституционной ответственности, уже сегодня можно и нужно говорить обэтом относительно самостоятельном направлении ответственности гражданскихслужащих. Так, например, в случае отставки Правительства РФ (при негативнойоценке его деятельности Президентом РФ) или же освобождении от должностируководителей федеральных органов исполнительной власти зачастую увольняются иответственные должностные лица аппарата Правительства РФ, и заместителифедеральных министров и иные гражданские служащие, замещающие высшиегосударственные должности на службе в этих федеральных структурах. Это своегорода проявление опосредованной «солидарной» политико-социальной ответственностиэлиты государственной гражданской службы.
Здесь уместно привести емкую формулу В.Л.Романова, который, анализируя генезис ответственности на государственнойслужбе, отмечает: «Поднимаясь до высших уровней государственной службы,социальная ответственность приобретает официальную нормативную юридическуюформу и регламентируется законами, постановлениями, инструкциями и инымиактами. Этот вид ответственности распределяется сверху вниз соответственнораспределению должностных полномочий».[30]
Вместе с тем есть и такой видответственности государственных служащих, в особенности замещающих высшиегосударственные должности, который прямо связан с политическими нормами,правилами и программами, определяющими в тот или иной период кадровый составадминистративно-политической элиты, так называемую «команду», подбираемуюглавой государства, а также лидерами палат парламента, правительства и иных государственныхорганов.
В этом случае под политическойответственностью следует понимать те неблагоприятные последствия для служебнойкарьеры и должностного положения, которые может претерпевать государственныйслужащий вследствие его прямой зависимости от политического руководителя(лидера), в команду которого он входит, а также от политической партии, которойон обязан своему месту в служебной иерархии, по результатам оценки егодеятельности в период нахождения наслужбе со стороны вышеуказанных субъектовполитико-государственных отношений.
Конечно, в этом определении речь идетименно о социально-политическом аспекте ответственности государственного служащего,не связанном с проблемами юридической и нравственной ответственности.
Что касается последней, то моральнаяответственность государственных служащих характеризует их отношение к обществус позиций общепризнанных нравственных установок и требований.
Все вышеизложенное свидетельствует о том,что ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшимэлементом его правового статуса и его качеством как субъектаполитико-административной службы. Причем доминирующим аспектом сущностиответственности государственного гражданского служащего выступает именносоциально-правовая форма ее проявления.
Заключение
Через государственных служащих реализуютсяполномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.Профессиональная служебная деятельность государственного служащего направленана осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичнойвласти, а не власти лиц, замещающих конституционные должности. Служащие должнысоблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступленийи предоставления служебной информации, уметь общаться с прессой, владетьметодами создания благоприятного отношения граждан к органам управления
Сейчас в государственном аппаратежелательно иметь руководителей-специалистов с высоким уровнем общего развития,а не узкопрофилированных специалистов, хотя и они, конечно, нужны. Подбираямолодых, перспективных кандидатов, нельзя забывать, что наряду ссоответствующим образованием у них должен быть определенный опыт работы поспециальности. Такие качества руководителей, как широкий кругозор, должныеморальные устои и организаторские способности, не менее важны, чем знаниеспецифики той или иной сферы государственного управления. Для объективностиоценки деятельности государственных служащих в состав аттестационных комиссийнаряду с представителем государственного органа, специалистами кадровой июридической служб должны включаться и представители научных, образовательных идругих учреждений и организаций (независимые эксперты). Должны учитываться егопрофессиональные знания, опыт работы, повышение квалификации и переподготовки,а также (в отношении соответствующей группы должностей) организаторскиеспособности.
Нельзя мириться с тем, что поступлениеграждан на государственную службу и должностной рост государственного служащегозачастую в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителягосударственного органа, нежели от их профессионального уровня и деловыхкачеств. Крупные провалы в экономике являются следствием. В числе прочего,ошибок, допущенных в подборе членов правительств некоторых субъектов Федерациии других руководителей кадров.
Ответственность государственного служащегоявляется важнейшим и актуальнейшим элементом его правового статуса и егокачеством как субъекта политико-административной службы. Причем доминирующимаспектом сущности ответственности государственного гражданского служащеговыступает именно социально-правовая форма ее проявления.
В федеральной программе «Реформированиегосударственной службы Российской Федерации(2003-2005годы)» утвержденный УказомПрезидента от 19 ноября 2002 г., предусмотрен комплекс мероприятий,направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых основгосударственной службы.
Для реализации планируемых мероприятийнеобходимо иметь ответственного, высококвалифицированного и высокооплачиваемогогосударственного служащего на всех уровнях власти максимально открытого в своихдействиях. Законодательством должно быть гарантированно право гражданина наполучение любой информации о государственной службе, не составляющие военную илигосударственную тайну.
Список использованнойлитературы
1. Атаманчук Г.В.Теориягосударственного управления/ Г.В.Атаманчук .-М.: Омега-Л, 2005-584с
2. Гапоненко, А.Л. Теория управления/А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина .: М, РАГС, 2003-256с
3. Глазунова, Н.И. Системагосударственного управления/ Н.И.Глазунова.: М, Юнити-Дана, 2002. – 551с
4. ГусеваА.С. Служебнаякарьера/А.С.Гусева, В.А.Иглин, Б.В.Лытов.-М.: Экономика,1998-302с
5. Игнатов В.Г. Историягосударственного управления России/В.Г.Игнатов. – Ростов н/Д:Феникс,2002.-608с.
6. Кибанов А.Я. Управлениеперсоналом/ А.Я.Кибанов.- М.: Инфа-М, 2006 -304с
7. Назаренко Н.Ю. Государственнаяслужба Российской Федерации/Н.Ю.Назаренко. М: Из-во Экзамен, 2007-187с
8. Ноздрачев А.Ф. Государственнаяслужба/А.Ф.Ноздрачев. М: Статус, 2000-269с
9. Овсянко Д.М. Государственнаяслужба РФ /Д.М.Овсянко.-М.: Юристъ,2007-301с.
10. Уколов В.Ф Теория управления/В.Ф.Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков.- М, «Экономика» — 2003 — 576с
11. Федеральный закон «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации».- М.: Ось-89, 2004-64с.
12. Чиркин В.Е. Государственное имуниципальное управление/В.Е.Чиркин.- М.: Юристъ-2004г -320с
13. Шамхалов Феликс. Теориягосударственного управления/Шамхалов Феликс, М.: Экономика 2002-616с
14. Собрание законодательстваРоссийской Федерации.№47.ст.4416.2004
15. Собрание законодательстваРоссийской Федерации..№21.ст.1994.2005
16. Собрание законодательстваРоссийской Федерации..№31.ст.3215.2004