Реферат по предмету "Государство и право"


Государственный контроль качества продукции

/>1. Содержание понятий «правовая норма», «техническая норма», «социальнаянорма». Их взаимосвязь и соотношение
Норма переводитсяс латинского языка как образец, правило.
Норма права – это правило поведения,установленное или санкционированное государством, элементарная частица права,относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Онаобладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах сдругими нормами составляет содержание права в целом.
Норма права – это общеобязательное,установленное или санкционированное и охраняемое государством правилоповедения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волюи интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях ихупорядочения.
Любое государственно-организованноеобщество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права,поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущихнорме права специфических признаков (свойств).
Технические нормы– регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правилаэксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормырасхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.). Будучи утвержденнымикомпетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самымвыступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпохунаучно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи наукис производством все более возрастает.
Социальные нормы– правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членовобщества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных нормосуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.
Социальная норма (в отличие от различныхправил логических, грамматических, технических и др.) – это правило должногоповедения людей в их взаимоотношениях друг с другом. Ее основные признаки:
– общий характер правила(рассчитано на непрерывное действие в определенных жизненных ситуациях, нанеопределенный круг лиц, попадающих в эту ситуацию);
– правило, регулирующеесоциально значимое поведение;
– правило, установленноеопределенной социальной общностью людей (общественным объединением,государством, обществом в целом) и выражающее потребности и интересы этой общности,либо складывающееся на основе повторяющихся взаимоотношений;
– обеспечиваемое в своемдействии соответствующими мерами социального воздействия.
Социальные нормы многообразны иразнообразны. К основным видам, как правило, относят обычаи, традиции,нравственные нормы, нормы общественных объединений (корпоративные нормы),юридические нормы.
Социальные, правовые и техническиенормы взаимосвязаны. Правовые и технические нормы являются по своей природесоциальными. Технические нормы являются правовыми, так как они регламентируютсянормативными актами.2. Основные государственные органы, муниципальные службыконтроля и надзора за качеством продукции
Последним по времени принятия законом, затрагивающим вопросыгосударственного контроля за качеством продукции, является Федеральный закон РФ«О качестве и безопасности пищевых продуктов», распространяющийся не только напищевые продукты, но также на большую группу не пищевых товаров и оборудования,традиционно предусматривает множество органов, контролирующих качество ибезопасность указанной продукции. Это «органы государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РФ, государственной ветеринарной службы РФ,государственной хлебной инспекции РФ, органы Госторгинспекции РФ и органы,осуществляющие государственный надзор в области стандартизации и сертификации».[1]
Полномочия указанных органов и порядок осуществлениягосударственного надзора и контроля в области обеспечения качества ибезопасности пищевых продуктов устанавливаются Правительством РФ.
Законом предусмотрены еще и другие органы, также осуществляющиеконтроль за продукцией в силу своей компетенции. К этим органам отнесеныфедеральные органы исполнительной власти в области обороны, внутренних дел,безопасности, путей сообщения, пограничной службы. Не говоря об отличияхнадзора и контроля, осуществляемых одновременно одними и теми же органами(некоторые органы ведут либо надзор, либо контроль).
Анализ развития законодательства, регулирующего организациюсистемы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющихгосударственный контроль за качеством выпускаемой и ввозимой продукции, а такжеих полномочия с учетом действующей системы нормирования качества продукции изадач, стоящих перед экономикой страны, позволяет сделать следующие выводы.
– на современном этапе государство нормирует лишь требованияпо безопасности продукции и некоторые другие обязательные требования, поэтомупредметом государственного контроля должны являться именно эти требования.
– обязательные требования, хотя и устанавливаются различнымиорганами, но в конечном счете концентрируются в государственных стандартах,утверждаемых Госстандартом России.
– целесообразно создание единого межведомственного органа поконтролю за качеством продукции.
Такой орган может быть создан на базе Госстандарта России, которыйявляется ведущим в областях государственного нормирования качества продукции,обязательной сертификации, государственного контроля качества[2].
Координация Госстандартом РФ деятельности федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностьютоваров (работ, услуг) осуществляется различными методами, в том числе путемзаключения с ними соглашений о взаимодействии.
Федеральная антимонопольная служба является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору засоблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынкефинансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию впределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актовв установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральнойантимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдениемзаконодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдениемзаконодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдениемзаконодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе»[3].
Федеральная антимонопольная службаосуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
– вносит в Правительство РоссийскойФедерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы,по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам,относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящегоПоложения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показателидеятельности Службы;
– на основании и во исполнениеКонституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты вустановленной сфере деятельности:
– на основании федеральных законов,актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и впорядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю инадзору в установленной сфере деятельности:/> осуществляет контроль и надзор, />выдает:/> заключения, />предписания;/> осуществляетсогласование: />ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынкеопределенного товара долю более 35 процентов;/> определяет наличие доминирующегоположения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;/> проводит проверку соблюденияантимонопольного законодательства на товарных рынках;/> проводит конкурсы и заключаетгосударственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнениеработ и оказание услуг для нужд Службы;
– обобщает практику применениязаконодательства РФ в установленной сфере деятельности, проводит анализсостояния товарных рынков;
– осуществляет функции главногораспорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных насодержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
– организует прием граждан,обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращенийграждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям вустановленный законодательством Российской Федерации срок;
– обеспечивает в пределах своейкомпетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
– взаимодействует с органамигосударственной власти иностранных государств и международными организациями;
– осуществляет в соответствии сзаконодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению,учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процесседеятельности Службы;
– осуществляет иные полномочия вустановленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотреныфедеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РоссийскойФедерации или Правительства Российской Федерации[4].
/>Задача 1
2 ноября 1996 года потребитель Д.заключил договор купли-продажи холодильника «Бирюса – 22» с АОЗТ«Волгабытсервис» г. Ульяновска, что подтверждается отметкой в паспорте икопией чека об оплате стоимости холодильника.
В процессе эксплуатациихолодильника в течение гарантийного срока холодильник ремонтировался три раза вгарантийной мастерской, в том числе: 2 февраля 1997 г. произведеноустранение постороннего шума; 25 июля 1997 г. произведена замена хомутов;29 сентября 1997 г. заменен мотор-компрессор. В ноябре 997 г. вновьпотребовалась замена мотора-компрессора.
Данные факту были подтвержденыотметками гарантийной мастерской в корешках гарантийных талонов паспорта. Учитывая,что купленный холодильник «Бирюса – 22» производства АО «Красноярский заводхолодильников «Бирюса»» имеет существенные недостатки, гражданин Д. хотелвернуть некачественный товар продавцу, но последний бесследно исчез спотребительского рынка.
1.    Что понимается в законе РФ «О защите прав потребителей» подсущественным недостатком?
2.    К кому потребитель может предъявить претензию в случаепродажи ему товара ненадлежащего качества?
3.    Как должен быть решен спор в случае обращения гражданина Д.в суд?
Решение
1. Согласно ст. 1 ФЗ «О защите прав потребителей» существенныйнедостаток товара (работы, услуги) – это неустранимый недостаток илинедостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов илизатрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после егоустранения, или другие подобные недостатки.
2. Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ «О защитеправ потребителей» требованиябезвозмездного устранения недостатковтовара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьимлицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены, предъявляются потребителем продавцу либоуполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителей» потребительвправе предъявить требования соразмерного уменьшения покупной цены или заменына такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены изготовителю, уполномоченной организации илиуполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
3. Согласно статье 18 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выборупотребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещениярасходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерногоуменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены.
Вместо предъявления этих требованийпотребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества ипотребовать возврата уплаченной за него суммы.
Данные понятия равнозначны, поэтому покупатель может потребоватьчто-либо одно.
Вернуть некачественный товарпродавцу гражданин Д. не может, так как он выбрал безвозмездный ремонтхолодильника.
Задача 2
В коммерческом киоске продавалсяочень дешевый яблочный сок. Когда покупатель поинтересовался у продавца, почемуего цена столь низка, то продавец охотно объяснил, что у сока истек срокгодности и, чтобы его не выбрасывать, произвели уценку.
1. Какое значение имеет срокгодности продуктов питания, медикаментов и других подобных товаров?
2. Можно ли по истечении срокагодности продавать товар?
Решение
1. Срок годности продуктовпитания, медикаментов и других подобных товаров определяет время, в течениикоторого товар можно использовать без вреда здоровью, а использование такихтоваров после истечения срока годности может быть опасным.
2. Согласно п. 5 ст. 5 ФЗ «О защите прав потребителей»продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности,а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срокгодности, но он не установлен, запрещается.

/>Списоклитературы
1.  Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «Окачестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.,10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.) //СПС Гарант.
2. Закон РФ от 7 февраля1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г.,9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.) // СПС Гарант.
3. ПостановлениеПравительства РФ от 7 апреля 2004 г. №189 «Вопросы Федеральнойантимонопольной службы» (с изменениями от 30 июня 2004 г.) // СПСГарант.
4. Положение о Федеральнойантимонопольной службе. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня2004 г. №331 // СПС Гарант.
5. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Федеральныйзакон «О техническом регулировании»: достоинства и недостатки // «Законодательствои экономика», №5, май 2004 г.
6. Основы государства иправа. Учебное пособие. / Под ред. А.К. Музеник – Томск: ТГУ, 1998. – 222 с.
7. Парций Я.Е. Постатейныйкомментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» – Система ГАРАНТ, 2001 г.
8. Якушев А.В. Теориягосударства и права. Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2005. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Германизм в зеркале русской идеи исторические перспективы Германии в отражении русского утопического
Реферат Внешняя политика России исторический анализ начала XX века
Реферат River Project Essay Research Paper Since the
Реферат Государственное казначейство в системе исполнительного бюджета
Реферат потребительский кредит в россии: особенности применения
Реферат Justinian Essay Research Paper By the end
Реферат Особенности оценки кредитоспособности клиентов коммерческих банков
Реферат Особенности Российского страхового рынка
Реферат Борьба народных масс Украины против шведских захватчиков Развитие феодальных отношений на Украине
Реферат Тамерлан (Тимур). Жизнеописание
Реферат Организация коммерческой сделки при закупке товаров. Технология их осуществления
Реферат Понятие и порядок формирования уставного капитала
Реферат Отчуждение как необходимый момент общественных отношений
Реферат Виды неформальных отношений в различных организациях
Реферат Верхний Уфалей