Реферат по предмету "Государство и право"


Государственный бюджет и бюджетная политика государства

РОССИЙСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФилиалРУДН в г. Перми
 
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: Бюджетное право
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 

Студент
Мазитова ДинараФиларисовна
Курс-2, группа ПЮ-08-4п
№ студенческого билета ________
ПЕРМЬ
2010 год

Содержание
 
Введение
Государственный бюджет и бюджетнаяполитика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Бюджет, занимаяцентральное положение в финансовой системе, является неотъемлемым признакомгосударства, основой его суверенитета. Для реализации целей и задач, стоящихперед государством и муниципальными образованиями, им необходимосконцентрировать в своих руках значительные денежные ресурсы, которые иобразуют бюджет страны.
Бюджетное право –основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовыенормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации,перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их междуразличными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетныйпроцесс, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетныхфондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страныи других потребностей общества, а также устанавливающие ответственность занарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджет государства иместного самоуправления играет значительную роль в политической и хозяйственнойжизни страны. При наличии товарно-денежного обращения государство не смогло бывыполнять свои функции по управлению обществом, ни в экономике, ни в сфересоциально-культурной деятельности, ни в области обеспечения безопасности страныи охраны правопорядка, ни в осуществлении экологических мероприятий, не обладаязначительными финансовыми ресурсами, которые концентрируются в бюджетегосударства и других его денежных фондах.
В соответствии со ст. 1Конституции РФ Россия есть демократическое правовое федеративное государство среспубликанской формой правления. Российская Федерация имеет федеративноеустройство и состоит из республик, краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектовРоссийской Федерации, поэтому под бюджетом государства понимают бюджет России(федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 71Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации иему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федеральногозакона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением нормфедерального закона, утвердившего его.
 

Государственныйбюджет и бюджетная политика государства
 
В настоящее время понятие«бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категорияпредставляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессесоздания, распределения и использования государственного централизованногофонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимыхгосударству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций.Бюджет как экономическая категория составляют финансовую основуфункционирования государственного и местного самоуправления, являясьцентральным звеном финансовой системы общества, с которым связаны все еезвенья. По своему материальному содержанию бюджет – это централизованный фондденежных средств государства или местного самоуправления.
Как правовая категориябюджет – это основной финансовый план государства или местного самоуправления,роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона.
В законодательствеРоссийской Федерации имеется легальное определение бюджета. В соответствии сост. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет определяется как форма образования и расходованияфонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач ифункций государства и местного самоуправления.
Консолидированный бюджет- свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующейтерритории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;
Бюджетная системаРоссийской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственномустройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РоссийскойФедерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся всоответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихсяв соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицитабюджета;
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;
Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
Бюджетноезаконодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятыхв соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральныхзаконов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов РоссийскойФедерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актовпредставительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее — закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектовРоссийской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органовмуниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1настоящего Кодекса.
Федеральные законы,законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительныхорганов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящейстатьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органовгосударственной власти, органов местного самоуправления и иных участниковбюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлениюбюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждениюбюджетной отчетности;
Участниками бюджетногопроцесса являются:
1. Президент РоссийскойФедерации;
2. Высшее должностноелицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
3. Законодательные(представительные) органы государственной власти и представительные органыместного самоуправления;
4. Исполнительные органыгосударственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальныхобразований);
5. Центральный банкРоссийской Федерации;
6. Органыгосударственного (муниципального) финансового контроля;
7. Органы управлениягосударственными внебюджетными фондами;
8. Главные распорядителибюджетных средств;
9. Главные администраторыдоходов бюджета;
10. Главныеадминистраторы источников финансирования дефицита бюджета;
11. Получатели бюджетныхсредств.
Особенности бюджетныхполномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органамигосударственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящимКодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Законодательные(представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты иотчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнениемсоответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов,осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляютдругие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актамибюджетного законодательства Российской Федерации.
1. Исполнительные органыгосударственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальныхобразований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета исреднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами иматериалами на утверждение законодательных (представительных) органов,разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставлениямежбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетнойотчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждениезаконодательных (представительных) органов, обеспечивают управлениегосударственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия,определенные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с нимнормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующимибюджетные правоотношения.
2. Финансовые органысоставляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочногофинансового плана), представляют его с необходимыми документами и материаламидля внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнениебюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляютиные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми всоответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовымиактами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Финансовые органы илииные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет окассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансовРоссийской Федерации.
3. Федеральноеказначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживаниюисполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящимКодексом.
4. Органы исполнительнойвласти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями и получателямибюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главнымиадминистраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляютсоответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом ипринятыми в соответствии с ним правовыми актами.
5. Органы исполнительнойвласти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) вусловиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочияпо решению Президента Российской Федерации в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренныхФедеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «Овоенном положении», Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и принятыми в соответствии сними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
Главный распорядительбюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечиваетрезультативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средствв соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетныхобязательств;
2) формирует переченьподведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходныхобязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитовбюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляетпланирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетныхассигнований;
5) составляет, утверждаети ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимитыбюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателямбюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения поформированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения поформированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядокутверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
9) формируетгосударственные (муниципальные) задания;
10) обеспечивает контрольза соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий,определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;
11) организует иосуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
12) формирует бюджетнуюотчетность главного распорядителя бюджетных средств;
13) осуществляет иныебюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми всоответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовымиактами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Распорядитель бюджетныхсредств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) осуществляетпланирование соответствующих расходов бюджета;
2) распределяет бюджетныеассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителями (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
3) вносит предложенияглавному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, поформированию и изменению бюджетной росписи;
4) в случае и порядке,установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств,осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетныхсредств, в ведении которого находится.
Особенности правовогоположения бюджетных учреждений
1. Бюджетное учреждениеосуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые емув соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетное учреждениеосуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии сбюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Заключение и оплатабюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иныхдоговоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся впределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующегобюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненныхобязательств.
При нарушении бюджетнымучреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетныхобязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетногоучреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определеннымсоответствующим финансовым органом.
Нарушение бюджетнымучреждением требований настоящей статьи при заключении государственных(муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания ихсудом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя(распорядителя) бюджетных средств.
3. В случае уменьшениябюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средствранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможностиисполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих иззаключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров,бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а еслинеобходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иныхдоговоров.
Сторона государственного(муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетногоучреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственнообусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта,иного договора.
4. Субсидии и бюджетныекредиты бюджетным учреждениям не предоставляются.
Бюджетное учреждение неимеет права получать кредиты (займы).
5. Бюджетное учреждениесамостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежнымобязательствам.
Бюджетное учреждениеобеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительномдокументе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
6. Положения,установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям,распространяются на органы государственной власти (государственные органы),органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управлениягосударственными внебюджетными фондами.
Бюджетная классификацияРоссийской Федерации.
1. Бюджетнаяклассификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов иисточников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составлениябюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетовбюджетной системы Российской Федерации.
2. Определение принциповназначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, атакже присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РоссийскойФедерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными длябюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерствомфинансов Российской Федерации.
Бюджетная классификацияРоссийской Федерации включает:
— классификацию доходовбюджетов;
— классификацию расходовбюджетов;
— классификациюисточников финансирования дефицитов бюджетов;
— классификацию операцийпублично-правовых образований (далее — классификация операций секторагосударственного управления).
Бюджетная политикагосударства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетныхотношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своихфункций.
Бюджетная политикапредполагает определение целей и задач в области государственных финансов,разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направленийиспользования бюджетных средств, управление государственными финансами,налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментоврегулирования экономических и социальных процессов. В этом состоитсоциально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии снамеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегическиенаправления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
• концентрация финансовыхресурсов на решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговойнагрузки на экономику;
• упорядочиваниегосударственных обязательств;
• создание эффективнойсистемы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политикаявляется ядром экономической политики государства и отражает все его финансовыевзаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федеральногобюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защитыграждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России намеждународной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментамипроведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такиефискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты,госзакупки и госзаймы.
Эффективностьфункционирования бюджетной политики в существенной степени зависит отбюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможностьаккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал).Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактическиспособно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов,аккумулируемых в руках государства).
На основе категориибюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функцийгосударства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост ипадение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной,оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, вусловиях экономического и финансового кризиса, происходит существенноеуменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможнымпотенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемостиналогов.
Бюджетная политикагосударства как часть фискальной политики ориентируется в основном надостижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственнымдоходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
На протяжении всегопериода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, так и не былидостигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где стаким же постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были быстоль относительны и скромны. Однако есть и положительные сдвиги: сформированаи функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговыйкодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов,снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело кпозитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизиласьк бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионногофинансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственногодолга.
Но для дальнейшегосовершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкциюосновных ее принципов:
• реалистичности, т.е.исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
• ответственностигосударства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
• жесткости бюджетов,превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
• увеличения доходов,причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализациичастнопредпринимательской инициативы;
• усилениярезультативности бюджетной политики в достижении определенных параметров вэкономике.
При планированиибюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспеченияфинансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики –ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджетдолжен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократическогогосударства.

Заключение
 
Бюджетноезаконодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятыхв соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральныхзаконов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов РоссийскойФедерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актовпредставительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее — закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектовРоссийской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органовмуниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1настоящего Кодекса.
Федеральные законы,законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые актыпредставительных органов муниципальных образований, предусмотренные частьюпервой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Нормативные правовыеакты, регулирующие бюджетные правоотношения:
1. Президент РоссийскойФедерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные впункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации немогут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным встатье 2 настоящего Кодекса.
2. На основании и воисполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренныхпунктом 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимаетнормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения,предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса.
3. Федеральные органыисполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения,предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которыепредусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
4. Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты,регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции всоответствии с настоящим Кодексом.
5. Органы местногосамоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетныеправоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящимКодексом.

Списокиспользованной литературы:
 
I. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации.Принята Всенародным референдумом от 12.12.1992г. / Российская газета №237 от25.12.1992, по состоянию на 25.06.2010 г.
2. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации. Принят ФЗ № 145 от 31.07.1998.г. / Российская газета № 153-154 от12.08.1998г, по состоянию на 25.06.2010 г.
II. Специальная и учебная литература:
1. Е.Ю. Грачева и Г.П. Толстопятенко«Финансовое право», М., 2004 г.
2. А.Д. Ларионова «Бюджетное право»,М., 2006 г.
3. Е.Ф. Борисов «Экономическаятеория», М., 2005 г.
III. Справочно- правовые системы,интернет:
1. Консультант плюс, по состоянию на25.06.2010 г.
2. market-pages.ru/budsyst/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.