Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Государство и право"


Государственный бюджет и бюджетная политика государства

РОССИЙСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФилиалРУДН в г. Перми
 
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: Бюджетное право
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 

Студент
Мазитова ДинараФиларисовна
Курс-2, группа ПЮ-08-4п
№ студенческого билета ________
ПЕРМЬ
2010 год

Содержание
 
Введение
Государственный бюджет и бюджетнаяполитика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Бюджет, занимаяцентральное положение в финансовой системе, является неотъемлемым признакомгосударства, основой его суверенитета. Для реализации целей и задач, стоящихперед государством и муниципальными образованиями, им необходимосконцентрировать в своих руках значительные денежные ресурсы, которые иобразуют бюджет страны.
Бюджетное право –основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовыенормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации,перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их междуразличными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетныйпроцесс, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетныхфондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страныи других потребностей общества, а также устанавливающие ответственность занарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджет государства иместного самоуправления играет значительную роль в политической и хозяйственнойжизни страны. При наличии товарно-денежного обращения государство не смогло бывыполнять свои функции по управлению обществом, ни в экономике, ни в сфересоциально-культурной деятельности, ни в области обеспечения безопасности страныи охраны правопорядка, ни в осуществлении экологических мероприятий, не обладаязначительными финансовыми ресурсами, которые концентрируются в бюджетегосударства и других его денежных фондах.
В соответствии со ст. 1Конституции РФ Россия есть демократическое правовое федеративное государство среспубликанской формой правления. Российская Федерация имеет федеративноеустройство и состоит из республик, краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектовРоссийской Федерации, поэтому под бюджетом государства понимают бюджет России(федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 71Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации иему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федеральногозакона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением нормфедерального закона, утвердившего его.
 

Государственныйбюджет и бюджетная политика государства
 
В настоящее время понятие«бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет как экономическая категорияпредставляется совокупностью общественных отношений, возникающих в процессесоздания, распределения и использования государственного централизованногофонда денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимыхгосударству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций.Бюджет как экономическая категория составляют финансовую основуфункционирования государственного и местного самоуправления, являясьцентральным звеном финансовой системы общества, с которым связаны все еезвенья. По своему материальному содержанию бюджет – это централизованный фондденежных средств государства или местного самоуправления.
Как правовая категориябюджет – это основной финансовый план государства или местного самоуправления,роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона.
В законодательствеРоссийской Федерации имеется легальное определение бюджета. В соответствии сост. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет определяется как форма образования и расходованияфонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач ифункций государства и местного самоуправления.
Консолидированный бюджет- свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующейтерритории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) безучета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;
Бюджетная системаРоссийской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственномустройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РоссийскойФедерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся всоответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихсяв соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицитабюджета;
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;
Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
Бюджетноезаконодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятыхв соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральныхзаконов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов РоссийскойФедерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актовпредставительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее — закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектовРоссийской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органовмуниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1настоящего Кодекса.
Федеральные законы,законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительныхорганов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящейстатьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органовгосударственной власти, органов местного самоуправления и иных участниковбюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлениюбюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждениюбюджетной отчетности;
Участниками бюджетногопроцесса являются:
1. Президент РоссийскойФедерации;
2. Высшее должностноелицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
3. Законодательные(представительные) органы государственной власти и представительные органыместного самоуправления;
4. Исполнительные органыгосударственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальныхобразований);
5. Центральный банкРоссийской Федерации;
6. Органыгосударственного (муниципального) финансового контроля;
7. Органы управлениягосударственными внебюджетными фондами;
8. Главные распорядителибюджетных средств;
9. Главные администраторыдоходов бюджета;
10. Главныеадминистраторы источников финансирования дефицита бюджета;
11. Получатели бюджетныхсредств.
Особенности бюджетныхполномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органамигосударственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящимКодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Законодательные(представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты иотчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнениемсоответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов,осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляютдругие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актамибюджетного законодательства Российской Федерации.
1. Исполнительные органыгосударственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальныхобразований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета исреднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами иматериалами на утверждение законодательных (представительных) органов,разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставлениямежбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетнойотчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждениезаконодательных (представительных) органов, обеспечивают управлениегосударственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия,определенные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с нимнормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующимибюджетные правоотношения.
2. Финансовые органысоставляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочногофинансового плана), представляют его с необходимыми документами и материаламидля внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнениебюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляютиные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми всоответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовымиактами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Финансовые органы илииные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет окассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансовРоссийской Федерации.
3. Федеральноеказначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживаниюисполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящимКодексом.
4. Органы исполнительнойвласти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями и получателямибюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главнымиадминистраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляютсоответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом ипринятыми в соответствии с ним правовыми актами.
5. Органы исполнительнойвласти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) вусловиях военного и чрезвычайного положений осуществляют бюджетные полномочияпо решению Президента Российской Федерации в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренныхФедеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «Овоенном положении», Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и принятыми в соответствии сними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
Главный распорядительбюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечиваетрезультативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средствв соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетныхобязательств;
2) формирует переченьподведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходныхобязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитовбюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляетпланирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетныхассигнований;
5) составляет, утверждаети ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимитыбюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателямбюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения поформированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения поформированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядокутверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
9) формируетгосударственные (муниципальные) задания;
10) обеспечивает контрольза соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий,определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;
11) организует иосуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
12) формирует бюджетнуюотчетность главного распорядителя бюджетных средств;
13) осуществляет иныебюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми всоответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовымиактами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Распорядитель бюджетныхсредств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) осуществляетпланирование соответствующих расходов бюджета;
2) распределяет бюджетныеассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителями (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
3) вносит предложенияглавному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, поформированию и изменению бюджетной росписи;
4) в случае и порядке,установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств,осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетныхсредств, в ведении которого находится.
Особенности правовогоположения бюджетных учреждений
1. Бюджетное учреждениеосуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые емув соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетное учреждениеосуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии сбюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Заключение и оплатабюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иныхдоговоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся впределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующегобюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненныхобязательств.
При нарушении бюджетнымучреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетныхобязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетногоучреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определеннымсоответствующим финансовым органом.
Нарушение бюджетнымучреждением требований настоящей статьи при заключении государственных(муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания ихсудом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя(распорядителя) бюджетных средств.
3. В случае уменьшениябюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средствранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможностиисполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих иззаключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров,бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а еслинеобходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иныхдоговоров.
Сторона государственного(муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетногоучреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственнообусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта,иного договора.
4. Субсидии и бюджетныекредиты бюджетным учреждениям не предоставляются.
Бюджетное учреждение неимеет права получать кредиты (займы).
5. Бюджетное учреждениесамостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежнымобязательствам.
Бюджетное учреждениеобеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительномдокументе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
6. Положения,установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям,распространяются на органы государственной власти (государственные органы),органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управлениягосударственными внебюджетными фондами.
Бюджетная классификацияРоссийской Федерации.
1. Бюджетнаяклассификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов иисточников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составлениябюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетовбюджетной системы Российской Федерации.
2. Определение принциповназначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, атакже присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РоссийскойФедерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными длябюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерствомфинансов Российской Федерации.
Бюджетная классификацияРоссийской Федерации включает:
— классификацию доходовбюджетов;
— классификацию расходовбюджетов;
— классификациюисточников финансирования дефицитов бюджетов;
— классификацию операцийпублично-правовых образований (далее — классификация операций секторагосударственного управления).
Бюджетная политикагосударства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетныхотношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своихфункций.
Бюджетная политикапредполагает определение целей и задач в области государственных финансов,разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направленийиспользования бюджетных средств, управление государственными финансами,налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментоврегулирования экономических и социальных процессов. В этом состоитсоциально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии снамеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегическиенаправления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
• концентрация финансовыхресурсов на решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговойнагрузки на экономику;
• упорядочиваниегосударственных обязательств;
• создание эффективнойсистемы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политикаявляется ядром экономической политики государства и отражает все его финансовыевзаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федеральногобюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защитыграждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России намеждународной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментамипроведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такиефискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты,госзакупки и госзаймы.
Эффективностьфункционирования бюджетной политики в существенной степени зависит отбюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможностьаккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал).Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактическиспособно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов,аккумулируемых в руках государства).
На основе категориибюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функцийгосударства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост ипадение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной,оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, вусловиях экономического и финансового кризиса, происходит существенноеуменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможнымпотенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемостиналогов.
Бюджетная политикагосударства как часть фискальной политики ориентируется в основном надостижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственнымдоходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
На протяжении всегопериода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, так и не былидостигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где стаким же постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были быстоль относительны и скромны. Однако есть и положительные сдвиги: сформированаи функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговыйкодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов,снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело кпозитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизиласьк бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионногофинансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственногодолга.
Но для дальнейшегосовершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкциюосновных ее принципов:
• реалистичности, т.е.исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
• ответственностигосударства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
• жесткости бюджетов,превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
• увеличения доходов,причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализациичастнопредпринимательской инициативы;
• усилениярезультативности бюджетной политики в достижении определенных параметров вэкономике.
При планированиибюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспеченияфинансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики –ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджетдолжен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократическогогосударства.

Заключение
 
Бюджетноезаконодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятыхв соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральныхзаконов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов РоссийскойФедерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальныхгосударственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актовпредставительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее — закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектовРоссийской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органовмуниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1настоящего Кодекса.
Федеральные законы,законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые актыпредставительных органов муниципальных образований, предусмотренные частьюпервой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Нормативные правовыеакты, регулирующие бюджетные правоотношения:
1. Президент РоссийскойФедерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные впункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации немогут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным встатье 2 настоящего Кодекса.
2. На основании и воисполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренныхпунктом 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимаетнормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения,предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса.
3. Федеральные органыисполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения,предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которыепредусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
4. Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты,регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции всоответствии с настоящим Кодексом.
5. Органы местногосамоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетныеправоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящимКодексом.

Списокиспользованной литературы:
 
I. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации.Принята Всенародным референдумом от 12.12.1992г. / Российская газета №237 от25.12.1992, по состоянию на 25.06.2010 г.
2. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации. Принят ФЗ № 145 от 31.07.1998.г. / Российская газета № 153-154 от12.08.1998г, по состоянию на 25.06.2010 г.
II. Специальная и учебная литература:
1. Е.Ю. Грачева и Г.П. Толстопятенко«Финансовое право», М., 2004 г.
2. А.Д. Ларионова «Бюджетное право»,М., 2006 г.
3. Е.Ф. Борисов «Экономическаятеория», М., 2005 г.
III. Справочно- правовые системы,интернет:
1. Консультант плюс, по состоянию на25.06.2010 г.
2. market-pages.ru/budsyst/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Активизация работы с учащимися и их родителями в классе скрипки с помощью применения компьютерных технологий» на городской секции скрипачей
Реферат International university of fundamental studies международный университет фундаментального обучения
Реферат 1. Основні поняття статистики Тема Зведення І групування статистичних даних. Ряди розподілу
Реферат Сравнительный анализ мифологического образа «божественного напитка»
Реферат Чайковская (Осипова) Елена Анатольевна
Реферат The Information Highway Essay Research Paper The
Реферат Мониторинг туристских порталов
Реферат Торгово-промышленная палата
Реферат Проект установки процесса гидроочиски дистилятного сырья дизельного топлива мощностью по сырь
Реферат Технологический процесс изготовления детали (шток)
Реферат Кио Игорь Эмильевич
Реферат Орлов Юрий Федорович
Реферат Соціальний захист населення в умовах ринкової економіки
Реферат Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
Реферат Фінансово-економічне життя вищих навчальних закладів