КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Теория государства и права»
Вопрос 1.Государственный аппарат в унитарном и федеративном государстве
Говоря о принципах формирования идеятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительноко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:
принцип приоритета прав человека;
принцип законности иконституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
принцип демократизма, который выражается,прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельностигосударственных органов;
принцип профессионализмагосударственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
принцип гласности, обеспечивающийинформированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
принцип иерархичности в построении ипринцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся вподчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
принцип координации в деятельностигосударственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
принцип сочетания коллегиальности иединоначалия,
принцип сочетания выборности иназначаемости при формировании государственного аппарата.
Унитарному государственномуустройству свойственны следующие черты:
единый властный «центр» – единая,общая для всей страны система высших и центральных органов государственнойвласти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
одноканальная система налогов;
территориальные элементы унитарногогосударства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладаютгосударственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Для федерации характерно следующее:
двухуровневая система органовгосударственной власти:
а) субъекты федерации имеют своизаконодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятиясобственной конституции;
б) верховная законодательная,исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственныморганам;
компетенция между федерацией и еесубъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральнымдоговором;
существование федеральной системызаконодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличиипринципа верховенства общефедерального закона;
двухпалатное строениепарламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя).
Вопрос 2.Соотношение типа и формы государства
В отечественномгосударствоведении политический режим нередко рассматривается в качестве ещеодной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристикигосударства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственнойвласти. Однако такой подход оставляет без внимания динамику взаимодействиягосударства с другими компонентами политической системы и гражданскимобществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прави свобод.
Понятие политического режима, получивраспространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIXи XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретическихспоров. Широко известна, например, его трактовка в качестве характеристикигосударственной власти по формальному источнику – верховенству политическойволи либо индивидуально определенного физического лица, либо «элитарной»,«аристократической» социальной группы, либо большинства населения. Подобноепонимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» />Аристотеля,однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводитк фактическому отождествлению того или иного типа политического режима сконкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархияявляется символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, апровозглашение республики – обязательным условием демократических преобразований.Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политическийрежим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Пакистан,Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европетипичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция идр.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализацииправ и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме.
Вопрос 3.Определение права и его признаки
К признакам права можно отнестиследующие:
1. Право – это явление общественное.Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.
2. Право есть регулятор социальнозначимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело ссоциальной сферой, которая включает в себя:
а) людей;
б) отношения между людьми(общественные отношения);
в) поведение субъектов общественныхотношений.
3. Содержание права определяетсяпотребностями общественного развития, интересами участников общественногопроцесса, отраженными в общественном сознании.
4. Право по своей природе (сущности)есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества,установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ,мера социальной свободы индивида.
5. Через механизмы общественногосознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости отрасстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальныхисточниках права, что означает приближение права к своему идеалу илиотступление от него, от своей сущности.
6. Право как разновидность социальныхнорм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор,адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками(возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.).
7. Действие права основано напринципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимоот их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей,социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам(принцип формального равенства).
8. Нормы права должны бытьобъективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источникахправа в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях,юридических прецедентах и др.
9. С точки зрения внутреннейорганизации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанныхцелесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.
10. Право общеобязательно. В отличиеот других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную)общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действиена всех членов общества.
11. Праву присуща процедурность.Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность восуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальныерегуляторы.
12. Право действует какинтеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не толькоспециально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологическиймеханизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волюлюдей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационнуюсистему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана,детерминирует волю и поведение субъектов.
13. Право тесно связано сгосударством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет ихв процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегированияполномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихсяобычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Онотакже осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и внеобходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.
14. Право охраняется государственнымпринуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностьюгосударственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержкесо стороны государства).
15. Признанием необходимостигосударственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения:право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных собщественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признакаправа можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормыповедением.
Определений права существуетмножество. С учетом названных признаков можно сказать, что право естьоформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая вмасштабе общества нормативная система, призванная регулировать социальнозначимое поведение участников общественного процесса на основе балансаинтересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.
Вопрос 4.Естественное и позитивное право
Профессор В.А. Туманов выделяет тритипа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления ишколы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, чтоявляется для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет напонимание права.
Для школ, относящихся к первому типуправопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всехвещей», а право является (или должно быть) отражением разумных, правильныхидей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (котороеобъединяют под названием «философия права») относится концепция естественногоправа.
Для второй группы исходным началомявляется государство. Право для этих школ – продукт государственной воли,суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый иобязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистскаяюриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует приниматьдействующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляетсяс писаным законом.
Третья группа школ отталкивается отпонятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах»,представляется «право в жизни», то есть практика правового регулирования. Этишколы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»),и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям,массовому правосознанию и т. п.
Профессор В.А. Туманов замечает, чтов настоящее время можно говорить об известной интеграции этих направлений: ихсближает общее признание основных принципов правовой государственности. Хотя впрошлом взаимоотношения этих направлений носили характер противоборства. Так,позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественногоправа – важнейшего понятия философии права.
Списоклитературы
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство иправо. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в РоссийскойФедерации. Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требования законности:понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорский надзор. М.,2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право какэлемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общаятеория права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право иличность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридическийэнциклопедический словарь. М, 2007.