Реферат по предмету "Государство и право"


Государственные внебюджетные фонды по законодательству Российской Федерации (функции, правовой статус)

Контрольная работа
По дисциплине: ФИНАНСОВОЕПРАВО
На тему: Государственныевнебюджетные фонды по законодательству Российской Федерации (функции, правовойстатус)
Москва
2010

Введение
Фонд, с одной стороны,как категория экономическая представляет собой централизацию денежных средств,аккумулированных для решения определенных задач, с другой — как категорияобщественная фонд — есть организация, которая принимает и распределяет денежныесредства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.
Фондам, как и любымдругим явлениям природы и общества, присущи определенные признаки, по которымих можно классифицировать. К таким признакам, характеризующим фонды, можноотнести следующие:
иерархию или уровеньвласти;
принадлежность фонда;
источник формированиясредств фонда;
сферу использованиясредств фонда;
период функционирования(действия) фонда.
По признакупринадлежности к уровню власти фонды бывают федеральные и территориальныевнебюджетные и бюджетные фонды.
По источникамформирования средств фонды подразделяют на фонды, формируемые непосредственноза счет налоговых и неналоговых поступлений, и фонды, формируемые из средствбюджета.
По сферам или целямиспользования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальнуюсферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.
В свою очередь, группуэкономических фондов можно подразделить на инвестиционные, валютные, дорожные идругие, а специальные — на фонды социального страхования, пенсионногообеспечения, социальной поддержки населения и т. д.
По отрасли сферыиспользования средств фонды подразделяют на межотраслевые и отраслевые.
В зависимости отпредполагаемого периода функционирования (действия), с учетом реализацииконкретных мероприятий, существуют фонды бессрочные, долгосрочные икраткосрочные. К бессрочным фондам относят пенсионный, экологический и другиефонды, долгосрочным — фонд регионального развития, краткосрочным — фонд помощибеженцам и т. д.
По охвату проблем фондыможно подразделить на фонды общего и конкретного характера. К фондам общегохарактера, например, можно отнести фонд регионального развития, а к фондам конкретногоназначения — фонд развития автомагистралей в масштабе государства или субъектаРФ.
Учитывая вышеизложенноевсе фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:
государственныевнебюджетные фонды;
целевые бюджетныефонды;
специальные бюджетныефонды;
отраслевые внебюджетныефонды.
В своей контрольнойработе я хочу рассмотреть государственные внебюджетные фонды их функции иправовой статус.

1.Правовой режим государственных внебюджетных целевых фондов социальногоназначения
Смыслом созданиягосударственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов былосовершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного исвоевременного финансирования наиболее важных экономических и социальныхпрограмм в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут бытьточно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы иопределенные расходы.
Первоначальнобольшинство таких фондов создавались как внебюджетные, причем некоторые из нихсуществуют и сейчас в этом качестве, а другие, сохранив целевое назначение,вошли в состав бюджетов. Сформировалось три вида целевых фондов:
государственныевнебюджетные целевые фонды;
целевые бюджетныефонды;
государственные целевыефонды Правительства РФ.
В качестве государственныхвнебюджетных целевых фондов социального назначения функционируют: ПенсионныйФонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации;Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В действующем бюджетномкодексе определены общие принципы и правовой статус государственныхвнебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондовденежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционныхправ граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение вслучае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью,инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также правна охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Кодекс определяетпорядок составления и утверждения бюджета государственных внебюджетных фондов.В частности его статьей 145 определено, что проекты бюджетов государственныхвнебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов ирассматриваются органами законодательной власти. При этом уточнено, что бюджетыгосударственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются иутверждаются Федеральным Собранием в форме Федеральных законов одновременно спринятием Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовыйгод.
Бюджетный кодекс точноопределяет, что расходование средств государственных внебюджетных фондовосуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, чтофактически, означает гарантию самостоятельности указанных фондов.
Целевые государственныеи местные внебюджетные фонды создаются с точно определенной целью исоответственно используются. Они дифференцированы на экономические исоциальные, причем в настоящее время значение экономических фондов незначительно,большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Эффективнофункционируют федеральные социальные фонды, они заняли важное место в системегосударственных финансов и одновременно в социальной сфере. Их общейфундаментальной характеристикой, с точки зрения юридической является то, что позакону средства данных фондов не могут быть изъяты или направлены на нецелевоеиспользование ни парламентом, ни правительством, ни какой-либо иной властью.
Правовой режимвнебюджетных фондов социального назначения определяется в настоящее время,прежде всего соответствующими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФпредставляет собой централизованный внебюджетный фонд государства,обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целяхпенсионного обеспечения граждан РФ.
К функциям фондаотносятся:
аккумуляция денежныхсредств фонда на специальном счете;
финансирование расходовв соответствии с федеральным законом о фонде;
организация работы поформированию и расходованию денежных средств фонда;
организация и ведениеиндивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;
участие в разработке иреализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионногообеспечения граждан;
контроль засвоевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональнымих расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.
Правовое положениефонда было определено специальным актом, утвержденным постановлениям ВерховногоСовета РФ 27 декабря 1991 г. и Постановлением Правительства 22 сентября 1993г.163 Назначение фонда — осуществлять выплату пенсий и некоторых видов пособий.Средства его являются собственностью государства. Пенсионный фонд при этомвполне самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения.
До 1991 года в Россиине существовало самостоятельного бюджета пенсионной системы, и средства навыплату пенсий выделялись из государственного бюджета, где они были одним измногих направлений расходования. В условиях абсолютной доминантыгосударственной собственности и советской системы управления экономикой, приотсутствия инфляционных процессов это в целом не сказывалось негативно наобеспечении пенсионеров.
В настоящее времяфинансирование системы государственного пенсионного обеспечения в РоссийскойФедерации осуществляется разными способами. Пенсии, выплачиваемые погосударственному пенсионному обеспечению, финансируются за счет средствфедерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря2001 года №166-ФЗ.
Пенсии, выплачиваемыена основании Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г.,29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г.) выплачивалсяза счет части единого социального налога, уплачиваемого в обязательном порядкеработодателями, производящими выплаты наемным работникам, в том числеорганизациями, индивидуальными предпринимателями физическими и юридическимилицами и другими плательщиками. С 2010 года единый социальный налог отменён,вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы вПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фондобязательного медицинского страхования.
Обязательное пенсионноестрахование в Российской Федерации осуществляется Пенсионным фондом РоссийскойФедерации. Социальная значимость Пенсионного фонда определяется тем, чтопенсионное обеспечение затрагивает жизненно важные интересы значительной частинаселения. В Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв.постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I) В настоящий документвнесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 5мая 1997 г. N 77-ФЗ.
Указ Президента РФ от24 декабря 1993 г. N 2288
Часть четвертая пункта1, пункт 5, часть третья пункта 8 и пункт 10 (в части назначения и освобожденияот должности ВС РФ) настоящего Положения признаны не действующими и неподлежащими применению, нашли отражение сущностные характеристикигосударственного пенсионного страхования, в рамках которого фонд функционирует.В отличие от формирования доходов федерального бюджета, где поступающиесредства изначально обезличиваются и используются на общегосударственные нужды,формирование средств Пенсионного фонда Российской Федерации целевое и,соответственно, целевым является их использование.
Основным законом,регулирующим деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации, являетсяФедеральный закон Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страхованиив Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. В данном актеопределены особенности и специфика обязательного пенсионного страхования, вчастности ему свойственны руководящая роль государства и реализациягосударством организационной функции.
Государственная формаорганизации обязательного пенсионного страхования предопределяет существованиев этом виде страхования единственного страховщика, т. е. субъекта, берущего насебя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму.Таким субъектом выступает Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этом плане положениеПенсионного фонда в роли страхователя объясняется необходимостью осуществлять всоответствии с Конституцией Российской Федерации и российским пенсионнымзаконодательством на всей территории страны и в отношении всех граждан единуюпенсионную политику и использовать единую пенсионную систему.
Вместе с тем взаконодательстве определено, что пенсионным страхованием в Российской Федерациизанимается не только Пенсионный Фонд РФ, но и негосударственные пенсионныефонды, деятельность которых регламентируется соответствующим федеральнымзаконом.
Пенсионный фонд РФпредставляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределенияденежных средств, используемых главным образом для осуществления выплатразличным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых и социальныхпенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца,компенсационных выплат.
Законодательствоопределяет перечень лиц, подлежащих пенсионному страхованию в обязательномпорядке. К ним относятся граждане РФ, а также проживающие на территорииРоссийской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовомудоговору или по договору гражданско-правового характера, предметом которогоявляется выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому илицензионному договору;
самостоятельнообеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы,занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членамикрестьянских (фермерских) хозяйств;
работающих за пределамитерритории Российской Федерации в случае уплаты ими обязательных платежей.
Помимо вышеназванныхкатегорий граждан, к числу подлежащих страхованию Закон «Об обязательномпенсионном страховании в РФ» относит лиц, являющихся членами родовых, семейныхобщин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслямихозяйства, а также некоторые иные категории граждан.
В соответствии сПоложением о Пенсионном фонде РФ он обеспечивает:
финансирование расходовна выплату государственных пенсий, пособий, оказание материальной помощипрестарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническоеобеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;
контроль за правильными рациональным расходованием его средств Единого социального налога,поступающих в фонд;
организациюгосударственного банка данных по всем категориям плательщиков в Пенсионный фондРФ;
капитализацию средствПенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в томчисле валютных ценностей) физических и юридических лиц;
межгосударственное имеждународное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся ккомпетенции Пенсионного фонда РФ;
участие в разработке иреализации в установленном порядке межгосударственных и международных договорови соглашений по вопросам пенсий и пособий;
проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительную работусреди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенцииПенсионного фонда РФ;
участие вфинансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
В статье 5 Федеральногозакона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»сказано о наделении правами управления средствами обязательного пенсионногострахования в Российской Федерации Пенсионного фонда РФ и его территориальныхорганов. Это означает, что органы Пенсионного фонда контролируют и руководятиспользованием средств обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд РФподотчетен Правительству Российской Федерации.
Общее руководствоПенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление — Исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектахРоссийской Федерации являются отделения Пенсионного фонда РФ, а в городах ирайонах — уполномоченные отделения.
Важной особенностьюуправления пенсионным страхованием является функция государства, по которой ононесет субсидиарную ответственность.
В соответствии сЗаконом государство должно отвечать по долгам и обязательствам Пенсионногофонда РФ, т.е. обязано оказывать финансовую поддержку территориальнымотделениям в случаях невозможности нести ответственность по своимобязательствам.
Одна из важнейшихобязанностей Пенсионного фонда — разработка и составление проекта бюджетаПенсионного фонда Российской Федерации. Эта работа по своему характеру иназначению такова, что от нее в решающей степени зависит выполнениегосударством одного из важнейших конституционных прав граждан РоссийскойФедерации -права на пенсионное обеспечение.
В процессе разработкибюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется сопоставлениепотребностей в финансовых ресурсах, которые необходимы для выполненияПенсионным фондом своих обязанностей перед застрахованными.
Бюджет Пенсионногофонда РФ и отчет о его исполнении в обязательном порядке ежегоднорассматривается и утверждается по представлению Правительства РФ федеральнымизаконами.
Бюджет Пенсионногофонда является консолидированным бюджетом. Это связано с тем, чтогосударственная пенсионная система охватывает полностью территорию РоссийскойФедерации. Вертикальное ее построение предполагает существованиетерриториальных отделений.
Таким образом, бюджетПенсионного фонда состоит из бюджета Федерального Пенсионного фонда РоссийскойФедерации и бюджетов территориальных отделений Пенсионного фонда РоссийскойФедерации.
Доходными статьямибюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются обязательные платежи,уплачиваемые налогоплательщиками страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный итерриториальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009; суммы пенейи иных финансовых санкций, связанные с неуплатой данного налога, а такжесредства от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средствобязательного пенсионного страхования и добровольных взносов юридических ифизических лиц, уплачиваемых помимо обязательных платежей. Существуют и иныепоступления, не запрещенные законодательством.
Денежные средстваобязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ,открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, или насчетах, открываемых в кредитных организациях. При этом необходимо иметь в виду,что кредитные организации получают право на хранение средств Пенсионного фондаРФ на конкурсной основе, проводимой Правительством РФ. Плата за банковскиеуслуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования невзимается.
Расходы, непредусмотренные бюджетом Пенсионного фонда на соответствующий год, могут бытьпрофинансированы только после внесения в законодательном порядке изменений вуказанный бюджет.
Расходом средствбюджета Пенсионного фонда РФ выступает также создание резерва в случаевозникновения профицита, т.е. превышение доходной части бюджета Пенсионногофонда РФ над его расходной частью.
В связи с тем, чтоПенсионный фонд Российской Федерации существует в качестве экономическисамостоятельной финансово-кредитной организации, ее резервы, за исключениемрасходов на ведение текущей уставной деятельности фонда, полностью расписаны ираспределены по индивидуальным (персональным) счетам застрахованных лиц.
В обязанностиПенсионного фонда входит регулярное информирование страхователей,застрахованных и всех организационных структур, напрямую связанных илинепосредственно заинтересованных в результатах деятельности системы пенсионногострахования. Эта связь Пенсионного фонда с остальными субъектами системыпенсионного страхования позволяет последним иметь представление о финансовомсостоянии Пенсионного фонда и эффективности мер, которые он принимает дляобеспечения финансовой устойчивости и своевременного выполнения своихобязанностей перед страхователями и застрахованными.
Пенсионный фонд РФосуществляет огромный объем учетной работы, которая включает в себя учет ирегистрацию страхователей, а вместе с ним еще и обязанность вестигосударственный банк данных по страхователям.
Перечисленными задачамине исчерпываются обязанности Пенсионного фонда. Так, он призван вестиразъяснительную и консультационную работу.
3. Фонд социальногострахования Российской Федерации
Официальной датойобразования системы государственного социального страхования в России следуетсчитать 2 июня 1903 года, когда в Российской империи были введены «Правила овознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, аравно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной игорнозаводской промышленности».
Первое в советскоевремя положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году,оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характератруда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, травмой,беременностью и родами. С 1922 года выплата пособий была передананепосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1929 годугосударственное социальное страхование получило единый бюджет. С 1931 года засчет средств социального страхования осуществлялось финансированиесанаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях — санаториях, пансионатах, домах отдыха, а также финансирование детскихоздоровительных лагерей.
На основанииПостановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25декабря 1990 года №600/3-3 «О совершенствовании управления и порядкафинансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» 1 января1991 г. был образован внебюджетный Фонд социального страхования РоссийскойФедерации.
С 1993 года Фондстановится финансово-кредитным учреждением при Правительстве РоссийскойФедерации.
Фонд социальногострахования создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системесоциального страхования и повышения контроля за правильным и эффективнымрасходованием средств социального страхования. При этом управление системойобязательного социального страхования осуществляется Правительством РоссийскойФедерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16июля 1999г. №165-ФЗ).
Фонд представляет собойспециализированную структуру, обеспечивающую функционирование всеймногоуровневой системы государственного социального страхования, и обеспечиваеткомпенсацию потери трудового дохода, вызванную рисками временнойнетрудоспособности работников. Государственное социальное страхование являетсяобязательным и распространяется преимущественно на работников наемного труда ичленов их семей. Выплаты из средств Фонда социального страхования производятсятолько в том случае, если право на их получение наступило в период работы застрахованноголица. Исключения составляют лишь частные случаи.
В настоящее время Фондсоциального страхования Российской Федерации осуществляет свою деятельность всоответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12февраля 1994 года № 101(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N484).
Задачей Фондасоциального страхования Российской Федерации является обеспечение работающихграждан гарантированными пособиями по государственному социальному страхованиюи оплата за счет средств Фонда путевок на санаторно-курортное лечениеработников и оздоровление детей, в том числе:
пособия по временнойнетрудоспособности;
по беременности иродам;
пособия, связанные сусыновлением ребенка;
единовременные пособияженщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние срокибеременности;
единовременное пособиепри рождении ребенка;
ежемесячное пособие напериод отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
пособия на погребениеумерших работавших граждан и несовершеннолетних членов семьи работавшихграждан;
оплата четырехдополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом;
оплата путевок насанаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
оздоровление детейработников.
Бюджет Фонда насоответствующий год может предусматривать и другие направления расходования.Порядок расходования таких средств должен быть установлен нормативнымидокументами.
К задачам Фондасоциального страхования также относится:
участие в разработке иреализации государственных программ охраны здоровья работников;
разработка мер посовершенствованию социального страхования;
осуществление мер,обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования.
В структуру Фондасоциального страхования Российской Федерации входят региональные отделения всехсубъектов Российской Федерации, центральные отраслевые отделения, управляющиесредствами государственного социального страхования в отдельных отрасляххозяйства, а также филиалы отделений, создаваемые региональными и центральнымиотраслевыми отделениями Фонда.
Средства Фондасоциального страхования не входят в состав бюджетов различных уровней. Денежныесредства и находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхованияимущество, в том числе имущество, закрепленное за подведомственными Фондусанаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью и изъятиюне подлежат. Средства Фонда социального страхования используются только нацелевое финансирование уставной деятельности фонда. Не допускается зачислениесредств социального страхования на личные счета застрахованных.
На осуществлениегосударственного социального страхования Фонд социального страхования получаетсредства от страховых взносов в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы,согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. На страхование от несчастныхслучаев и профессиональных заболеваний — в виде отдельных страховых взносов,непосредственно уплачиваемых в фонд работодателями. В 1998 г. № 125-ФЗ от24.07.1998 был принят Федеральный закон, устанавливающий правовые основыорганизации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производствеи профзаболеваний. Закон вступил в силу только с 1 января 2000 г. Россия — однаиз последних среди развитых стран мира, ввела этот наиважнейший и самыйтрадиционный вид социального страхования. В соответствии с этим Закономпроведение обязательного социального страхования от несчастных случаев ипрофзаболеваний было возложено на Фонд социального страхования.
Также к источникамформирования средств Фонда социального страхования, в соответствии с Положениемо Фонде относятся:
•доходы от инвестированиячасти временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценныебумаги и банковские вклады.
Помещение этих средствФонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных вбюджете Фонда на соответствующий период.
добровольные взносыграждан и юридических лиц;
ассигнования изфедерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот(пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофыили радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военногоназначения и их последствий;
недоимки пообязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций.
средства, возмещаемыеФонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям;
иные финансовыепоступления, не запрещенные законодательством РФ.
Для обеспеченияфинансовой устойчивости системы обязательного социального страхования на всехуровнях Фондом социального страхования создается резерв. Порядок формирования ипредоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно)определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учетасредств государственного социального страхования.
организация работы поподготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственногосоциального страхования;
разъяснительная работасреди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
сотрудничество саналогичными фондами (службами) других государств и международнымиорганизациями по вопросам социального страхования.
Региональные отделенияФонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевыеотделения Фонда — в отдельных отраслях хозяйства в порядке, установленномПоложением о Фонде социального страхования. Руководство региональными иотраслевыми отделениями Фонда социального страхования осуществляют управляющиесоответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность засвою работу.
Региональные иотраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательнымиорганами управления, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальномустрахованию. Управляющий региональным отделением Фонда является председателемкоординационного совета.
Контроль финансово — хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фондасоциального страхования осуществляется путем проведения периодических ревизий ипроверок контрольно — ревизионной службой Фонда. Проверка финансово — хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда социального страхованияосуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторскойорганизацией, имеющей соответствующую лицензию.
4. Федеральный итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования
В советский периодединственным источником финансирования здравоохранения в СССР былгосударственный бюджет.
Считалось, что одним изосновных достижений социализма в Советском Союзе являлось бесплатноездравоохранение. Финансовые средства на здравоохранение аккумулировались вфедеральном бюджете и централизованно распределялись между лечебнымиучреждениями страны.
Необходимость вобязательном медицинском страховании возникает тогда, когда государствопризнает, что защита здоровья граждан является существенным фактором развитияобщества, однако не имеет в своем бюджете необходимых средств для полноценногообеспечения такой защиты.
Обязательноемедицинское страхование призвано привлечь в здравоохранение дополнительныефинансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечитьвсем гражданам Российской Федерации равные возможности в получениилечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет взимания страховыхвзносов в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону№ 212-ФЗ от 24.07.2009 и других платежей в объеме и на условияхсоответствующих программ обязательного медицинского страхования.
В настоящее времявопросы медицинского страхования регулируются нормами Гражданского, Налоговогои Бюджетного кодексов Российской Федерации, а также более 20 специализированныхзаконов в сфере страховой деятельности и охраны здоровья.
Непосредственноезаконодательное регулирование обязательного медицинского страхования вРоссийской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РоссийскойФедерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», которыйбыл разработан Комитетом по охране здоровья Верховного Совета РоссийскойФедерации и принят 1991 г.
Верховным СоветомРоссийской Федерации было принято постановление от 24.02.93 № 4543 — 1 «Опорядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на1993г.», в соответствии с которым был создан Федеральный Фонд обязательногомедицинского страхования, а также утвержден ряд положений: о Федеральном фондеобязательного медицинского страхования, территориальном фонде обязательного медицинскогострахования, порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательногомедицинского страхования.
Федеральный итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС иТФОМС) осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией,федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами ираспоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ идругими нормативно-правовыми актами РФ.
ФФОМС и ТФОМС созданыкак самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения,предназначенные для аккумулирования финансовых средств на обязательноемедицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственнойсистемы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсовна его проведение.
Согласно Закону «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации» финансовые средствафондов обязательного медицинского страхования находятся в государственнойсобственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов или другихфондов.
Правовые основыформирования и использования средств государственных внебюджетных фондов, в томчисле обязательного медицинского страхования, заложены в Бюджетном кодексеРоссийской Федерации.
Непосредственнойнормативной базой формирования и расходования средств ФФОМС являютсяфедеральные законы о бюджете и об исполнении бюджета ФФОМС, принимаемыеежегодно.
Главным элементомсистемы обязательного медицинского страхования являются фонды обязательногомедицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС), которые фактически стали органамигосударственного управления финансовыми средствами обязательного медицинскогострахования.
ФФОМС созданраспоряжением Совета Министров — Правительства РФ (от 27.05.93 № 927-р) и внастоящее время свою деятельность осуществляет в соответствии с уставом,утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.98 № 857 «Обутверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинскогострахования».
ФФОМС является, какотмечалось выше, самостоятельным государственным некоммерческимфинансово-кредитным учреждением и действует как самостоятельное юридическоелицо, которое имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета вучреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитныхорганизациях, печать со своим наименованием, штампы бланки установленногообразца.
Управление финансовымисредствами в системе обязательного медицинского страхования отличается отаналогичной деятельности других внебюджетных фондов (Пенсионного Фонда РФ,Фонда социального страхования) и носит децентрализованный характер.
Финансовые средстваФФОМС, аналогично другим государственным внебюджетным фондам социальногоназначения, являются государственной собственностью Российской Федерации и невходят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Для выполненияпоставленных перед ним задач ФФОМС наделен определенными функциями, и наиболеезначимые из них это:
аккумулированиефинансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системыобязательного медицинского страхования;
выравнивание финансовыхусловий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования;
финансирование целевыхпрограмм в рамках обязательного медицинского страхования;
участие в разработкебазовой программы обязательного медицинского страхования;
сбор и анализинформации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинскогострахования;
контроль зарациональным использованием финансовых средств в системе обязательногомедицинского страхования;
разработканормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона «Омедицинском страховании граждан в РФ» и др.
Таким образом, ФФОМСосуществляет общее нормативное и организационное руководство системойобязательного медицинского страхования. ФФОМС сам не осуществляет страховыеоперации и в целом не финансирует систему обязательного медицинскогострахования граждан. Основной его финансовой функцией является предоставлениесубвенций ТФОМС для выравнивания условий обеспечения медицинскими услугаминаселения различных по экономическому развитию регионов.
Контроль задеятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление ФФОМС по меренеобходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверкудеятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированнойорганизацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этойпроверки представляется в Правительство Российской Федерации.
Деятельностьтерриториальных фондов обязательного медицинского страхования регламентированаПоложением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования,утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 № 4543-1 «Опорядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993г.».
Согласно указанномуположению задачи ТФОМС сходны с задачами ФФОМС и включают.
Главной задачей ТФОМСявляется обеспечение реализации обязательного медицинского страхования натерритории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости.Для выполнения своих функций ТФОМС могут создавать в городах и районах филиалы.
ТФОМС каксамостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учрежденияподотчетны органам представительной и исполнительной власти соответствующихсубъектов РФ, их финансовые средства являются государственной собственностью РФи не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно Закону РФ «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации» фонды обязательногомедицинского страхования по своему статусу являются публично-правовымиучреждениями и наделены двойственной природой: с одной стороны,административной компетенцией, как и органы государственного управления, сдругой — гражданской правоспособностью как юридические, хозяйствующие субъекты.
Функционирование всехучастников и субъектов системы обязательного медицинского страхованияневозможно без обеспечения его финансовой устойчивости. Поэтому одной изосновных функций фондов обязательного медицинского страхования являетсяаккумулирование финансовых средств. Финансовые средства системы обязательногомедицинского страхования образуются путем отчислений страхователей наобязательное медицинское страхование, и формируется за счет:
страховых взносов вПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от24.07.2009.
 единогосельскохозяйственного налога в части, подлежащей зачислению в фондыобязательного медицинского страхования в соответствии с налоговымзаконодательством;
страховых платежей наобязательное медицинское страхование неработающих граждан, страхователямикоторого являются органы исполнительной власти субъекта РФ и местногосамоуправления. Эти средства поступают только в территориальные фондыобязательного медицинского страхования.
Кроме того, финансовыесредства обязательного медицинского страхования формируются за счет:
доходов отиспользования временно свободных финансовых средств;
финансовых средств,взыскиваемых со страхователей, юридических и физических лиц по предъявленнымрегрессным искам (штрафы, пени);
добровольных взносовюридических и физических лиц;
ассигнований изфедерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования;
нормированногострахового запаса;
из иных источников, незапрещенных законодательством Российской Федерации
Страховые медицинскиеорганизации, имеющие лицензию на проведение обязательного медицинскогострахования, используют поступившие от ТФОМС средства на оплату медицинскихуслуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела пообязательному медицинскому страхованию по нормативам, установленным ТФОМС.
Средства, поступившиеот ТФОМС на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскимиучреждениями, функционирующими в системе обязательного медицинскогострахования, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению.
Расходы нафинансирование иных мероприятий по обязательному медицинскому страхованиюпредусматриваются в бюджете ТФОМС и расходуются при условии обеспеченностифинансовыми средствами территориальной программы. Они включают в себя, какправило, расходы на финансирование целевых мероприятий по обязательномумедицинскому страхованию в рамках региональных программ по здравоохранению.

Заключение
Внебюджетные фондыявляются одним из звеньев государственных финансов. Фонды – это формаперераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемыхгосударством для финансирования некоторых общественных потребностей икомплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Внебюджетные фондыпозволяют.
влиять на процесспроизводства посредством финансирования, субсидирования и кредитованияотечественных предприятий;
обеспечиватьприродоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенныхисточников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
оказывать социальныеуслуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансированиясоциальной инфраструктуры в целом;
предоставлять займы, втом числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Список используемойлитературы
1.     ШавровА.В. Финансовое право Российской Федерации / Московская финансово-промышленнаяакадемия. — М. 2004. с. 300.
2.     Финансовоеправо: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. — 3-е изд.,испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
3.     Финансовоеправо России: учебник / Ю.А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма,2008. — 720 с.
4.     Бюджетнаясистема России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическимспециальностям/ Под. ред. Г.Б. Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
5.     Гражданскийкодекс Российской Федерации. / части 1 и 2. М. Инфра-М — Норма. 1996.
6.     Бюджетныйкодекс Российской Федерации.
7.     Официальныйсервер Министерства финансов www.minfin.ru
8.     Официальныйсервер ФОМС www.rosmedstrah.ru
9.     Интернет-ресурс:www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.