План
Введение
1. Понятие и сущность государственной власти
2. Признаки государственной власти
3. Свойства государственной власти
4. Государственная власть в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Власть – этоправо и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинятьсвоей воле.[1] Власть– это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведениелюдей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права,насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и являетсяего неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическоеруководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и другихгосударственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либосоциальных групп.
Власть в рамкахвыполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения,направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегосяпорядка, зафиксированного в конституции, в законах и других нормативных актах,и требует обязательного исполнения без исключений.
Обеспечениеобщественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активныхспособов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, вкачестве этих способов выступают убеждение и принуждение. Органыгосударственной власти в случае необходимости применяют к тем, кто нарушаетинтересы охраны законности и правопорядка принудительны меры, допускаемыезаконом. Государственное принуждение — это средство защиты интересов обществаот преступных посягательств.
В практикегосударственной власти стимулирование методами убеждения и принуждениянеобходимо в любое время и в любой сфере общественной жизни. Без них не создатьпредпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокаякультура и нравственность общества.
Целью моейработы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываютсяпринципы государственной власти, сравнение их между собой для выявлениянаиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучениефункций государственной власти, основы построения органов власти, изучение ихправового статуса.
Основнойзадачей моей работы является изучение проблемных вопросов, возникающих впроцессе практической деятельности органов государственной власти из-занедоработок законодательства, влияние на процесс деятельности этих органовмножества причин, имеющих дестабилизирующий характер — как экономических, так исоциальных, моральных, а также других факторов.
Актуальностьмоей работы велика, так как институт государственной власти в РоссийскойФедерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющихлокальный характер) является одним из самых слабо изученных институтовсовременного российского права. Итак, уже изучая сами теоретические, правовыеосновы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь,нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.
1. Понятиеи сущность государственной власти
«Ожидатьприхода к власти добросовестных, порядочных, честных и умных людейсовременности — столь же недостижимая цель, сколь и не соответствующая самойсути государственной власти»[2].
Государственнаявласть – 1) право и возможность государства и его органов распоряжатьсяжизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее икорректировать, подчинить своей воле; 2) действующие органы государственнойвласти; 3) лица обличенные высшими полномочиями.[3]
С моментавведения в научный оборот понятия «государственная власть» многие ученыеправоведы пытались в различные исторические периоды дать этому явлению своеопределение, руководствуясь экономическими, социальными, политическимифакторами, которые имели место быть в данный конкретный период. Соответственно,точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере развитияобщества, научной мысли и все это привело к тому, что возникло множествонаучно-обоснованных концепций, теорий и подходов к определению государственнойвласти.
Все возможныеопределения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки,укладываются в рамки семи основных концепций:
1. силовая концепциягосударственной власти;
2. государственная властькак диктатура пролетариата;
3. волевая концепциягосударственной власти;
4. функциональная концепциягосударственной власти;
5. конфликтологическаяконцепция государственной власти;
6. концепция,отождествляющая государственную власть с государством или государственнымаппаратом;
7. концепция,рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий;
Концепцией,которая первой появилась по времени и получила достаточную обоснованность,является силовая концепция государственной власти. Она заключается в том, чтогосударственная власть и сила рассматриваются как однородные, тождественныепонятия.
Впервыеданный подход можно встретить в Древней Греции, где основой власти выступаласила, ее господство. Однако уже Аристотель не считал отношения господства силыотносящимся к государству, ибо, по его мнению, государство существует лишь там,где есть общение свободных людей как способ их публичной жизнедеятельности.[4]
Идеологомсиловой концепции государственной власти по праву считается Николо Макиавелли.Именно работа Н. Макиавелли под названием «Государь» послужила началомразработки понятийного аппарата данного явления. Государственную власть Н.Макиавелли трактовал как единую силу, господствующую над всеми безгранично и,безусловно. В основе власти как силы лежит страх. Для осуществлениягосударственной власти создается государство как форма его реализации. При этомН. Макиавелли категорически отрицал возможность нахождения властных полномочийу чиновников государства, только государь сосредотачивает в своих руках всюполноту власти. В работах Н. Макиавелли сущность государственной властипредставлена в качестве абсолютной силы, основанной на страхе наказания,способной подчинять себе народ.[5]
Схожиевзгляды можно встретить у Жана Бодена, который рассматривал государственнуювласть как силу, которую нельзя ограничить и укротить. Правителя, по мнению Ж.Бодена, никто и ничто не связывает. Когда государство начали отделять отправителя, оно унаследовало неограниченную верховную власть этого правителя.
Среди советских авторов трактовка государственной власти вкачестве силового явления также нашла сильный отклик (М. Аржанов, Ф. М.Бурлацкий и др.). Особенностью советской правовой науки является то, что прихарактеристике государственной власти традиционно вместо термина «сила»использовали слово «способность». «В определенных контекстах «сила» и«способность» — это синонимы, вполне идентичные понятия, т.к. слово «сила»,которой мы характеризуем власть, означает способность производить какие-тодействия или способность проявления какой-либо деятельности». Так, М.А. Аржановвидел во власти «способность властвующего принудить подвластного». П.И. Стучкаписал, что «власть на языке юристов означает господство одного или несколькихлиц над другим или другими лицами, возможность не только самому действовать, нои диктовать чужие действия».[6]
Из чего вытекает, что в соответствия с данной трактовкой основнойконституирующий признак государственной власти — это возможность осуществленияпринуждения. Однако вопрос об ограничении принуждения правом, легитимациипринуждения в данной концепции не ставится. Из двух основных методовосуществления государственной власти убеждения и принуждения, несомненныйприоритет отдан последнему. Принуждение реализуется посредством специальносозданной системы государственных органов.
Для силовой концепции власти характерно разведение понятийгосударственной власти и органов государственной власти, последние выступаютлишь как средство достижения целей власти. Вопрос о соотношении субъекта иобъекта власти в рамках данного подхода слабо разработан. Это обусловлено тем,что власть рассматривается в основном как процесс с односторонним направлением:субъект господствует, объект подчиняется.
Понятие системы государственной власти в рамках силовой концепцииразработано слабо. Ж. Боден, Т. Гоббс, Н. Макиавелли были сторонникамиединоначалия. По их мнению, государственная власть — явление производное отмонарха, государя, короля и т.д. В связи, с чем понятие системы государственнойвласти теряло всякий теоретический смысл. В работах более позднихпредставителей силовой концепции государственной власти система государственнойвласти рассматривается как совокупность государственных органов, построенная наоснове принципа субординации. Получается, что согласно силовой трактовке властькак сила не может быть поделена даже внутри самого «государственного аппарата».Таким образом, в рамках силовой парадигмы государственная власть преследует иреализует исключительно свои интересы, что ведет к ее отчуждению от общества иустановлению правления силовыми методами. Характерной чертой государственнойвласти становится ее «оторванность» от народа. Силовая сущность государственнойвласти требует усиления государственного принуждения, преобладания методапринуждения над методом убеждения, В результате государственная властьпротивопоставляет себя обществу и формируется как отчужденная обособленнаясила. Обособленный характер государственной власти рано или поздно приводит кее кризису, происходит деформация ее естественной природы, перерождение ее впроизвол.
Государственная власть как диктатура пролетариата. Обозначеннаяконцепция тесно примыкает к силовой концепции государственной власти. Однако втрудах классиков научного коммунизма определение государственной власти спозиций категорий силы и могущества получает свое дальнейшее развитие, чтопозволяет выделять данную концепцию в качестве самостоятельной.
Так, К.Маркс, характеризуя государственную власть, называл ее«организованной силой». В.И.Ленин определял государственную власть в качестве«централизованной организации силы». Согласно марксистско-ленинскому учениюсущность государственной власти — это диктатура, насилие господствующего классадля подавления других классов. Государственный аппарат, опираясь на насилие,управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и впринципе может не считаться с интересами других классов. По отношению к такойсиле у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может бытьникаких естественных прав.
Диктатура класса означает не связанность власти, какими то ни былозаконами. «Диктатура пролетариата есть власть, опирающаяся непосредственно нанасилие, не связанная никакими законами». Диктатура пролетариата выражалагосударственную волю, под которой декларировалась воля пролетариата в союзе струдящимся крестьянством. Концепцию государственной власти как диктатурыпролетариата можно рассматривать в качестве крайней формы силовой концепциигосударственной власти. Если в рамках силовой концепции существует хотя бытеоретическая возможность ограничения, вернее, самоограничения государственнойвласти собственными законами, то в рамках диктатуры пролетариатагосударственная власть абсолютизирована и в принципе не приемлет каких-либоограничений.
Волевая концепция государственной власти базируется на тезисенемецкого политолога Макса Вебера: «Власть означает любую возможность проводитьвнутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопрекисопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».[7]
В рамках данного подхода понятие государственной власти получилоструктурное развитие. Власть рассматривается как волевое отношение междусубъектом и объектом власти. Особенностью властеотношений является то, что ихстороны — субъекты и объекты власти — обычно находятся на различных уровнях.
В советской юридической науке волевая трактовка государственнойвласти была развита в работах М.И. Байтина, Н.М. Кейзерова, В.М. Корельского,А.И. Королева, А.Е. Мушкина, В.А. Ушакова.
Детальное развитие волевая концепция государственной власти получилав монографии М.И. Байтина «Государство и политическая власть». В указаннойработе власть определяется как средство функционирования социальной общностипри подчинении воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данномсообществе воле. При этом автор особо подчеркивает, что государственной властьстановится тогда, когда эта воля исходит от государства.
Другое солидное исследование проблемы государственной властимонографического характера было произведено Н.М. Кейзеровым в работе «Власть иавторитет». Методологической основой для данного труда послужила статья Ф. Энгельса«Об авторитете». Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединоесодержание которого с одной стороны, означает навязывание воли властвующегоподвластному, с другой — подчинение подвластного воле властвующего. Осмысливаяработу Ф. Энгельса «Об авторитете», Н.М. Кейзеров приходит к выводу, что«власть — это волевое отношение между людьми, при котором происходитпредставителей выявление и доминирование властной воли в целях управления исоблюдения социальных норм. Известный государствовед В.Е. Чиркин высказал мысльо том, что государственная власть может возникнуть только в социальноасимметричном обществе, где существует политическое доминирование определенногосоциального слоя, класса. Соответственно государственная власть — этовозникающее на основе и обусловленное потребностями управления им социальноеволевое отношение, в котором одной из сторон является особый политическийсубъект – государство, его орган, должностное лицо.
Обоснованное в рамках волевой концепции неравенство субъекта иобъекта властеотношения, базирующегося на «присвоении чужой воли», исключаетдаже теоретическую возможность совпадения субъекта и объекта государственнойвласти.
Функциональная концепция государственной власти пользуется большойпопулярностью у представителей общественных наук и представлена в работах многихкак зарубежных, так и российских авторов.
Сам термин «функция», произошедший от латинского слова functio — исполнение,осуществление, имеет несколько смысловых значений. С одной стороны, функциярассматривается как социальная роль, предназначение, назначение объекта, сдругой — функция есть сама деятельность, работа, обязанность данного объекта.
В рамках функционального подхода термин «функция» в большинствеслучаев понимается как социальная роль государственной власти. В связи, с чемданной концепцией допускаются определенные нюансы раскрытия природыгосударственной власти либо через призму обще социологического понятия, либопутем распространения на государственную власть обще социологических признаков.В отечественной науке функционального подхода к определению государственнойвласти придерживаются Г.И. Манов, И.Е. Фарбер, А.Ф. Черданцев, В.С. Шевцов идр.
С точки зрения Н.В. Мельникова именно функциональный подходспособствует раскрытию руководящей роли любого общественного союза иликоллектива людей по управлению обществом. Любой человеческий коллективобъективно нуждается во власти. Это обусловлено тем, что в рамках любогообщества всегда существует множество различных интересов. Именно властьобладает возможностью приведения различных общественных интересов к общемузнаменателю. Следовательно, власть — это объективно необходимая функция любогоколлектива.
В обще социологическом значении И.Е. Фарбер, В.С. Шевцовопределяют власть как функцию любого общества или коллектива людей, необходимуюдля регулирования их совместной деятельности. Государственная же властьмыслится как особая функция по руководству, управлению и координации волевыхдействий людей.
В функциональном подходе недостаточно четко выражено соотношениесторон в отношениях власти. Определения государственной власти как функцииобщества, отдельной социальной группы, коллектива, государства не способствуетформированию единого подхода к пониманию субъекта и объекта власти. Так, А.Ф. Черданцевсчитает, что субъектом является государство, его органы и иные политическиеинституты, формирующиеся из людей, в качестве объекта выступают «люди,подчиненные власти».[8]
В то же время функциональная трактовка государственной власти,несомненно, позволяет предположить возможность совпадения субъекта и объектагосударственной власти на макроуровне. Подобное совпадение означает, чтостороны властного отношения не противостоят друг другу, отсутствуют отношениягосподства и подчинения в их силовом понимании. Отношения сторон властиопределяется единством целей и задач. «На макроуровне в масштабах обществавластвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) могут совпадать в одномсубъекте (народ) или не совпадать в одном субъекте (правящая элита и народ)».
Однако совпадение субъекта и объекта не отрицает субординацию каксодержательный элемент государственной власти. Государственная власть едва ливозможна без подчинения одной стороны другой. Если нет подчинения, то нет ивласти.
Анализ феномена совпадения субъекта и объекта государственнойвласти целесообразно рассматривать с позиций реляционного подхода, которыйопределяет власть как отношения между двумя агентами, при котором один из нихоказывает определяющее влияние на другой. При этом сущностной признак субъектагосударственной власти — это способность воплощать направляющее начало власти(без привязки к природе и происхождению субъекта). Объект — это пассивныйагент, который подчиняется. Следовательно, Один и тот же объект может выступатьи как субъект, и как объект государственной власти.
При совпадении субъекта и объекта власти субординация, подчинениестроится в зависимости от значения агента в каждом конкретном властеотношении.Агент может выступать в разных ипостасях, исходя из реальной ситуации. Так, ещеАристотель считал, что «гражданином в общем смысле является тот, что причастенк властвованию и подчинению».
Система государственной власти рассматривается как совокупностьгосударственных органов, разделенных на основании выполнения различных функциипо управлению обществом.
Конфликтологическая концепция государственной власти исходит изтех же предпосылок, что и функциональный подход к определению власти, однакопри раскрытии модели властного отношения они расходятся. И функциональный и конфликтологическийподходы отталкиваются от того, что в любом обществе существуют конфликты изадача власти разрешать возникающие конфликты и определять приоритетныеинтересы. В функциональном подходе властеотношение представлено двумясторонами: субъект — подчиняющее начало и объект — подчиняющаяся сторона. Вконфликтологическом подходе к пониманию государственной власти рассматриваетсятрехэлементная модель властеотношения. Главными действующими субъектамивыступают стороны, находящиеся в конфликте. Государственная же власть обычновыступает как лицо независимое и нейтральное.
Несомненной заслугой данной трактовки является то, что онапозволяет получить лучшее понимание соотношения государственной власти игражданского общества. Здесь государство изображено в образе «ночного сторожа»,полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.
Концепция, отождествляющая государственную власть с самимгосударством или органами государства. Эту концепцию во многом предопределил Ф.Энгельс,который писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов отвнутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едвавозникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем болееуспевает в этом, чем более он осуществляет господство этого класса».[9]
В настоящее время данный подход используется для формализациипонятия государственной власти. Отождествления государственной власти сорганами государства наиболее удобно для рассмотрения государственной власти вкачестве правового института. Если исходить из данной концепции, то системагосударственной власти выступает как система государственных органов.
Однако данный подход не совсем корректен. Если говорить оботождествлении понятий государственной власти и государства, то последнеепонятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своегоинституционального признака. Если соотнести государственный орган игосударственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание.Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственнойвласти.
Концепция, рассматривающая государственную власть как совокупностьполномочий. А.Ф.Малый утверждает, что анализ норм Конституции РФ позволяетприйти к выводу о преобладающем понимании государственной власти каксовокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами.[10] Системагосударственной власти в рамках данного подхода также отождествляется ссистемой государственных органов. Действительно, исходя из определенийгосударственной власти как совокупности полномочий, достаточно просто объяснитьразделение власти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятиеединства государственной власти.
В данной концепции несколько спорных моментов. Во-первых, нераскрыта природа государственной власти, ее основа. Во-вторых, не совсем ясноназначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве совокупностиполномочий. В-третьих, не определены категории субъект и объект государственнойвласти.
Сопоставление существующих учений о природе государственной властипозволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированиюпонятия государственной власти:
1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляетсущностную основу государственной власти к власти вообще. Центральным элементомгосударственной власти является категория подчинения. В разных концепциях онаносит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавлениеили «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации вфункциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категорииподчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себедругую.
2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти,концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимостиобеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственнойвласти к применению государственного принуждения. Соответственно силу властиопределяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоятна позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, неабсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что толькодобровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов игражданского общества создает возможность для эффективной реализациигосударственной власти.
3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуетсягосударственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, ихсодержание. Традиционным подходом для большинства концепций является выделениесубъекта и объекта государственной власти. Субъект — это активное подчиняющееначало, а объект — это подчиняющаяся пассивная сторона.
Все названные подходы объединяет то, что они представляют собойпопытку определить сущность государственной власти, ее систему и методыреализации. Ни одно определение государственной власти не работает какуниверсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из нихотражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается,что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определениигосударственной власти. Действительно, понимание государственной власти — этовечная и важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорногоразрешения именно обращение ко всем вариантам определения власти способствуетболее полному и всесторонней разработке и анализу государственной власти.
Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать оединстве и разделении властей. Обе концепции – единства и разделения имеютдостаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинствегосударств рассматривается с точки зрения единства источника и целейфункционирования различных властных институтов.
Концепция единой государственной власти, отрицающей разделениевластей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно длятоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционноеединство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви(системе органов). При этом этот орган власть не с кем не делит. Такой подходимел место в России в советский период. Сегодня он закреплен в отдельныхсоциалистических государствах – КНР, КНДР, Куба.
Как основополагающий принцип составного учения о демократическомгосударстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локкоми развита в последствии Ш.Монтескье. Она предполагает институционноераспределение единой государственной власти между различными ветвями(органами). Традиционными ветвями считаются: законодательная, исполнительная,судебная. В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти неявляются изолированными – демократическое единство, в котором закреплена даннаяконцепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органовгосударственной власти, системы сдержек и противовесов.
Непреодолимой грани между единством и разделением властей нет ибыть не может. Более того, в некоторых государствах исповедуется и закрепленпринцип – единства и разделения государственной власти. Многие считают, чтотакой подход закреплен в Конституции Российской Федерации.
Власть в Российской федерации едина, едина по источнику(многонациональный народ) и цели деятельности (обеспечение прав и свобод). В тоже время для удобства функционирования единая государственная власть в Россииразделена между различными органами, которые являются самостоятельными впределах своей компетенции, взаимодействуют между собой, поддерживаютнеобходимый баланс власти. В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено:«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основеразделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органызаконодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны».[11]
В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета иединственным источником власти в России является многонациональный народ,который участвует в осуществлении власти в двух основных формах –непосредственной (всеобщие выборы, референдумы) и опосредованной (через органыгосударственной власти и органов местного самоуправления).
2. Признаки государственной власти
Для более полного и глубокого анализа государственной властинеобходимо выделить ее характерные черты и особенности.
Государственная власть — это суверенная власть, то естьавтономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть.Государственная власть выделена из системы всех других отношений членов данногогосударства, отделена, отчуждена, автономна, самостоятельна, независима от нихи всех других форм власти.
Суверенность государственной власти означает также, что посравнению с другими формами власти внутри государства она есть высшая, верхняя,верховная власть, а по отношению к власти любого другого государства — равноправное с ней положение. Подобным образом понимал суверенностьгосударственной власти, например, Ж. Боден. Суверенитет, утверждает Ж. Боден,есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием,достоинством, означающим высшую власть повелевать и которую народ можетпередать одному из граждан без всяких ограничений[12].
Верховенство и, следовательно, суверенность государственной властипроявляется в том, что субъекты государственной власти, в отличие от субъектовдругих форм власти, наделены определенными прерогативами, исключительными(монопольными) правами и обязанностями. Ж. Боден выделил пять отличительныхпризнаков суверенитета государственной власти: издание законов, адресуемых всембез исключения подданным и учреждениям государства; решение вопросов войны имира; назначение должностных лиц; действие в качестве высшего суда, суда, впоследней инстанции; помилование[13].
Рассматривая государственную власть с точки зрения прерогатив,исключительных, монопольных прав и обязанностей, которыми наделены её субъекты,современная правовая наука может следующим образом определить особенности, отличительныепризнаки, свойства, характеристики государственной власти. Прежде всего,государственная власть — это власть, субъекты которой обладают исключительными,монопольными правами и обязанностями представлять, выражать, символизировать,олицетворять всё государство в целом и всех его членов.
Особенность государственной власти состоит и в том, что это естьвласть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами иобязанностями применять в отношении своих объектов не только определённые позитивныесанкции, меры поощрения, убеждение, но при необходимости в случае ихчрезмерного сопротивления и соответствующие негативные санкции, меры наказания,принуждение, включая физическую силу. При этом решающая роль в реализациипринуждения принадлежит специально для этого созданным и официальноуполномоченным профессиональным организациям вооружённых людей — служащим вармии, пограничных и внутренних войсках, милиции, полиции, внешней разведке,контрразведке, службе безопасности, учреждениях исполнения наказаний т.д.
Государственную власть нередко определяют как власть исключительноили преимущественно принудительную. Однако это не совсем так. Принудительностьне является свойством только государственной власти. Она присуща и другимвластным формам. Действительно, субъекты негосударственных — форм власти,имеющихся в государстве, нередко используют средства принуждения, ноофициально, в том числе законодательно, установленных прав и обязанностей по ихприменению в отношении всех членов государства они не имеют. Они могут иметь ихлибо лишь неофициально, например, членов своей партии, своего профсоюза,общественного объединения. Принуждение — не единственный метод, которыйиспользуется субъектами государственной власти. Чаще и в первую очередь онииспользуют другие методы, основанные не на принуждении, а на убеждении,учитывающие интересы граждан или подданных. Во-вторых, при необходимости иналичии законных оснований принудительные меры могут применяться субъектамигосударственной власти ко всем гражданам или подданным их государства, кпредставителям всех его групп, объединений, организаций.
Из истории известно множество примеров, когда субъектыгосударственной власти постоянно принуждали, угнетали и даже физическиуничтожали значительную часть своих объектов — граждан или подданных своегогосударства. Но никогда и нигде субъекты государственной власти не моглипродолжительно выполнять свои функции, основываясь лишь на принуждении,насилии, угнетении граждан данных.
Особенностью государственной власти является также то, что этоесть власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами иобязанностями принимать и реализовывать нормативно-правовые решения — законы,указы, декреты, постановления, приказы, распоряжения, директивы и другие нормативно-правовыеакты, общезначимые и общеобязательные для всех членов данного государства ивсех его подсистем. Такие решения обычно называют государственными решениями.Это — решения, которые в первую очередь касаются, например: объявления войныдругим государствам и заключения с ними мира; расследования споров междучленами государства; формирования аппарата властных органов государства, в томчисле обязательного или добровольного набора граждан или подданных на службу вармию, пограничные войска, внутренние войска; установления и сбора для этогообязательных денежных или натуральных налогов и иных сборов; формирования ииспользования общего для данного государства бюджета.
Законотворчество — право и обязанность, признаваемые только заопределёнными властными органами государства, за определёнными субъектамигосударственной власти. Исполнение же принятых ими законов и других решений,нормативно-правовых актов — обязанность всех членов государства.
Государственная власть – это как правило легальная власть (узаконенная).Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты иобъекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридическиеправа и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми вданном государстве законами, а также нормами международного права. Права иобязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуютсясоответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государстваи другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эталегитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, илиперсональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектоввласти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийнойжизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи,традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимостьправ и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать,регулировать и использовать государственную власть в определённых интересах.Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего,легитимность современных властных органов государства и властныхгосударственных учреждений, субъектов государственной власти и работниковгосударственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самойгосударственной власти.
Легальность государственной власти может устанавливаться в самыхразных формах и самыми разными способами. В средние века, чтобы выглядеть законнымипреемниками власти своих предшественников, императоры, короли, цари и другиецарствующие особы, а вслед за ними и все дворяне вели, а иногда и придумывалиили подделывали, соответствующие родословные. Государственная власть и еёвысшие субъекты — императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью.Это придавало, им статус, данный от Бога.
Сегодня однойиз наиболее распространённых форм установления легальности и, следовательно,легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы егогражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, втом числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке ипризнаваться большинством членов государства. Нарушение установленных закономвыборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных поэтим процедурам.
Особенностьюгосударственной власти является и то, что её субъект и объект обычно несовпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществес классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономическигосподствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальныеобщности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближениясубъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этогосовпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным;как член демократического общества он в праве быть индивидуальнымпервоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвоватьв формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбиратькандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором ихроспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятиигосударственных, региональных и других решений через все виды непосредственнойдемократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно тольковластвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшиедолжностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременнообъектом и субъектом власти.
Вместе с теми в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадениясубъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому(полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер,превратится в непосредственно общественную, без органов государства игосударственного управления.
Государственнаявласть реализуется через государственное управление – целенаправленноевоздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы(экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законовдля выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Ещё однаважнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляетсяв деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм(аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что еёпрактически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всегомеханизм государства. Видимо, поэтому государственную власть частоотождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрениятакое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть можетреализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другиеинституты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшиегосударственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежитне государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу.Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет ихвластными полномочиями.
3. Свойства государственной власти
1. Силой,на которой она базируется, является государство: никакая другая властьподобными средствами воздействия не располагает.
2. Государственнаявласть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякаявласть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционновкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная властьосуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объектавласти.
3. Государственнаявласть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутристраны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, чтоона выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должныподчиняться власти государства.
4. Государственнаявласть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на всенаселение страны.
5. Государственнаявласть обладает прерогативой (исключительным правом) на изданиеобщеобязательных правил поведения – юридических норм.
Особоостановимся на таком свойстве государственной власти как суверенитет.
Суверенитетгосударственной власти внутри страны выражается:
· вединстве и распространении государственной власти на все население иобщественные организации страны
· вобщеобязательности решений органов государства на его территории и в пределахэкстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся заграницей
· впрерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявлениядругой общественной власти
· висключительных полномочиях государства на самостоятельное издание,санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний,выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах ит.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.
Государственныйсуверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимостьв международных отношениях.
Государствоосуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет,какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправевмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетомнезависимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Верховенствогосударственной власти означает:
— еебезусловное распространение на население и все социальные структуры общества;
— монопольнуювозможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов,вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
— осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всегоюридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
— прерогативугосударства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики,если они не соответствуют установлениям государства.
Государственныйсуверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство инеделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц иневмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранноегосударство или внешняя сила нарушает границы данного государства илизаставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальныминтересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступаяпризнаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъектаполитических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитетявляется полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства.Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну отдругих публично-правовых союзов.
Разделениевласти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционированиявсех видов политической и неполитической власти.
В статье 10Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны»
Сама по себеконцепция разделения властей призвана служить целям демократии вгосударственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткамавторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята этаконцепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей властиневозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современнаяконцепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новоезвучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей.Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новыхконституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована вчеткой формулировке.
Теорияединства государственной власти и разделения властей предполагает, чтогосударственная власть едина в том смысле, что она осуществляетсягосударственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих“государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную властьосуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во-вторых, помере исторического развития государственности и права формируется определенныйпринцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называетсяразделением властей.
Единуюгосударственную власть осуществляет государственный аппарат, которыйпредставляет собой систему государственных органов. В рамках этой системыразличаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие),образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппаратагосударственной власти как целого. В основе такого разделения труда лежитфункциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональнуюдифференцированность объясняют как разделение труда по государственномууправлению. Имеется в виду, что государственная власть функциональнопредназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения ксоблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация и разделение трудапо государственному управлению порождают государственные органы, обладающиеразной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы,органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые всоответствии с этими нормами решают споры о праве.
4. Государственная власть в Российской Федерации
1) Конституционныенормы разделения властей в Российской
Федерации
Статья 10Основного Закона РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны»[14].
Как видно вэтой статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти вРоссийской Федерации, где каждый государственный орган, осуществляющий одну изтрех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственнымиорганами, и при этом они ограничивают друг друга.
В этом пунктекурсовой работы будут даны общие комментарии рассматриваемых статей КонституцииРФ, Далее автор рассмотрит каждую из ветвей государственной власти вотдельности.
Нафедеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерациисистема сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом.Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативнуюбазу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскимиспособами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструментвлияния — возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либоиной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РоссийскойФедерации.
ПравительствоРоссийской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнениезаконов, различными способами влияет на законодательный процесс (правозаконодательной инициативы, обязательность представления заключенийПравительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительныхфедеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительствусбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главойгосударства.
Конституционный,Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют правозаконодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматриваютконкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственнойвласти.
Поскольку вст. 10 говорится о разделении властей как о принципе организациигосударственной власти, это положение не относится к организации местногосамоуправления в Российской Федерации, так как согласно ст.12 Конституцииорганы местного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти.
Переченьфедеральных органов государственной власти, данный в ч. 4 ст. 78, являетсяисчерпывающим, т. е. не допускается его расширение без изменения гл. 1Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 9,для изменения которой согласно ст. 135 Конституции должна быть примененаусложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему организациигосударственной власти в Российской Федерации.2) Президент Российской Федерации
Согласно Статьи 80 Конституции РФ[15]:
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом КонституцииРоссийской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленномКонституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охранесуверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти.
Таким образом,основная задача обеспечения взаимодействия властей возложена Конституцией наПрезидента. Именно поэтому главам, посвященным трем ветвям власти, предшествуетгл. 4 «Президент Российской Федерации». В соответствии со ст. 80 Конституцииименно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутреннейполитики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах иподзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. Вэтом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «ПрезидентРоссийской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав исвобод человека и гражданина».
Важноотметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех федеральныхгосударственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президентдействует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.Правовое положение Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего,Президент выступает как глава государства, из чего следует, что он являетсяпервым среди государственных должностных лиц. Он представляет РоссийскуюФедерацию внутри страны и в международных отношениях.
Именно какглава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями кфедеральному законодательному органу. При Президенте аккредитуютсядипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатическихпредставителей Российской Федерации в иностранных государствах и международныхорганизациях. Президенту как главе государства принадлежит право помилования.
Президентявляется Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В этом качестве он, вчастности, вводит военное положение, режим которого определяется федеральнымконституционным законом, назначает высшее командование Вооруженных Сил,утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Законодательныеполномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов.Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Ноправо отклонения законов охватывает не все федеральные законы. Оно не применимок федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированнымбольшинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания.
В сфереисполнительной власти роль Президента определяется не только его активнымвлиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту принадлежит правоопределять основные направления внутренней и внешней политики государства, но итем, что он с согласия Государственной Думы назначает ПредседателяПравительства, а по предложению последнего — и персональный составПравительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительствоот необоснованного, по его мнению, вмешательства в полномочия Правительствазаконодательной власти. Президент имеет право не согласиться с выражениемГосударственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трехмесяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет оботставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Концепцияпрезидентской власти, принятая действующей Конституцией, существенно отличаетсяот проводившейся в прежней Конституции.
Сутьизменений состоит, прежде всего в том, что Президент перестает быть главойисполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная властьосуществляется теперь Правительством. Заметим, что Председатель Правительства,а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства иорганизует его работу (ст. 113).
Такимобразом, положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимаетсамостоятельное и главенствующее место в системе органов Российской Федерации,осуществляющих государственную власть (согласно ч. 1 ст. 11 это Президент,Федеральное Собрание, Правительство). Такое положение Президента неограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органовРоссийской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены на обеспечениесогласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации,соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственногосуверенитета[16].
Анализируяправовые положения и полномочия Президента, следует учитывать, что они изложеныне только в гл. 4 «Президент Российской Федерации», но и в последующих главахКонституции.
3) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)
Глава 5Конституции РФ раскрывает основы организации и деятельности парламентаРоссийской Федерации.
Правовойстатус Федерального Собрания определен не только в гл. 5 Конституции. Основывзаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерацииустановлены в гл. 4 «Президент Российской Федерации», порядок назначенияПредседателя Правительства Российской Федерации, а также выражения недоверияПравительству Государственной Думой отражены в гл. 6 «Правительство РоссийскойФедерации». В гл. 7 «Судебная власть» определены полномочия КонституционногоСуда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.
Изменилсяконституционный статус законодательного и представительного органагосударственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за нимпризнавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведениюРоссийской Федерации, то в новой Конституции перечень вопросов, подлежащихрассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы веденияпарламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения такжеконтрольные функции законодательного органа. Парламентский контроль достаточноограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль заисполнением федерального бюджета (ст. 114), а за Государственной Думой — такжеполномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
ФедеральноеСобрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента исоответственно Государственная Дума — нижней, так как это не установленоКонституцией.
Как правило, палатыФедерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятсясовместные заседания палат. На своих заседаниях палаты Федерального Собранияосуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией РоссийскойФедерации. Большинство полномочий палат разграничено в Конституции исходя изхарактера представительства, заложенного в способе формирования палат, и ихфункционального назначения.
Существуюттри основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленныеКонституцией: 1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палатФедерального Собрания (ст. 102 и 103); 2) связанные с организацией деятельностипалат (ст. 101); 3) по принятию федеральных законов (ст. 105).
Следует особоотметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятиюфедеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельностьсосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся вГосударственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерациис законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которыхСовет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему ГосударственнойДумой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят врассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.
Существуетдва основных способа уточнения положений Конституции, определяющих статусФедерального Собрания. Во-первых, по спорным конституционным вопросам либо привосполнении пробелов в Конституции возможно толкование ее Конституционным СудомРоссийской Федерации в соответствии с ст. 125 Конституции. Во-вторых, следуядуху и букве Конституции, палаты Федерального Собрания могут самостоятельнорешить большинство вопросов, относящихся к организации их работы путем принятиярегламентов палат, а в случае необходимости и федеральных законов. Принятиефедеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов,связанных с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статусаи порядка деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.4) Правительство Российской Федерации
Как уже отмечалось, Правительство осуществляет государственнуювласть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием исудами Российской Федерации.
Конституция повышает статус Правительства, закрепляет егосамостоятельность (ст. 11). В отличие от прежней Конституции, которая возлагаланепосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а такжепредусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным изаконодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) иПрезиденту, новая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти иподобной субординации и подчиненности не предусматривает.
В современном облике Правительства более последовательно выраженыпрерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделениявластей, ответственность Правительства за проведение социально-экономическихпреобразований в стране, осуществление единой государственной политики вотраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению РоссийскойФедерации (ст. 71) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в еесостав (ст. 72). Важно отметить, что новый Основной Закон создает реальныепредпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способнымреализовывать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всюполноту ответственности за свои решения и действия.
От других федеральных органов Правительство отличается преждевсего предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, какФедеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны.Достаточно сказать, что согласно ст. 114 Конституции Правительстворазрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляетуправление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единойфинансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры,науки, образования и здравоохранения.
Одной из основных функций Правительства является организацияисполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнениеморганами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер поустранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельностьПравительства, предопределяет содержание и характер его полномочий,подзаконность его решений, т. е. принятие их на основе и во исполнениеКонституции, федеральных законов и указов Президента.
Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления ираспоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используяправо законодательной инициативы (ст. 115) путем разработки и внесения вГосударственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу.Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность егозаключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенныена него функции и намеченную экономическую программу.
На федеральном уровне Правительство объединяет и координируетработу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этомотношении Правительство и федеральная система (структура) управленческихорганов органически связаны. Центральные органы управления, входящие в системуисполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и емуподчиняются.
На практике и после принятия новой Конституции Президентнеоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства, вчастности об управлении федеральной собственностью, индексации вкладов,повышении минимального размера оплаты труда, введении различных социальныхвыплат и льгот. Оценка таких актов Президента с точки зрения конституционныхполномочий и прерогатив различных органов власти — предмет специальногорассмотрения. Заметим только, что для эффективного управления страной иисключения коллизий в законодательстве проблема разграничения компетенцииПрезидента и Правительства в сфере исполнительной власти становится достаточноактуальной.
Отношения Федерального Собрания с Правительством определяютсяпрежде всего через принимаемые парламентом законы, которые Правительство какисполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь. Другой, наиболеесильный рычаг воздействия парламента — утверждение федерального бюджета — обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства. Инаконец, третий рычаг — дача согласия Государственной Думы на назначениеПредседателя Правительства и вынесение этой палатой вотума недоверияПравительству. Однако последние действия — весьма ответственные длядепутатского корпуса, так как при определенных условиях упорствующаяГосударственная Дума может быть распущена Президентом.
Конституционные статус и полномочия Правительства, естественно, неохватывают всех сторон его деятельности, нуждающихся в законодательномрегулировании. Поэтому Конституция предусматривает принятие федеральногоконституционного закона о Правительстве. В этом законе будут более подробноопределены правовые основы и организация его деятельности, порядок формированияи состав Правительства, отношения с Президентом, палатами ФедеральногоСобрания, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются взаконодательном закреплении формы и способы взаимного делегирования полномочийорганами исполнительной власти. В федеративном государстве этот путь открываетширокие перспективы для достижения оптимального сочетания децентрализацииуправления с сохранением за центром стратегических общегосударственныхприоритетов и контроля за проведением реформы.
С принятием этого закона встает другая практическая задача — пересмотр ранее изданных актов Правительства. Следует подчеркнуть, что в этойобласти нет мелочей и второстепенных вопросов. Таким нормативным актам, какрегламент заседаний Правительства и его Президиума, правила подготовки проектовпостановлений и распоряжений Правительства, положение об аппаратеПравительства, всегда придавалось важное значение. Обновление этой правовойбазы прямо вытекает из нового статуса Правительства. И здесь помимо четкойнормативной регламентации внутренней деятельности Правительства важнозакрепление и внедрение научных методов управления.
5) Судебная власть в Российской Федерации
ИспользуемаяКонституцией формула «судебная власть» представляет собой краткое выражениеполитико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей вправовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственногомеханизма. В то же время Конституция прямо указывает, что суды РоссийскойФедерации осуществляют именно государственную власть (ст. 11).
Основусудебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции,дистанцированных от органов представительной и исполнительной власти.Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторымиполномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектамииных ветвей власти.
Закрепление вконституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти какгосударственно-правового института позволяет выделить его специфическиепризнаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющихсудебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед нейзаконом государственные задачи.
Характернымисвойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность,подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормахКонституции Российской Федерации.
Назначениесудебной власти — защита прав и свобод граждан, конституционного строяРоссийской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной иисполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости приисполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Обеспечениереализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданинасоставляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 19Конституции).
Исключительностьсудебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственнойвласти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия,составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду правоиспользовать принудительные полномочия государственной власти: в установленномзаконом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, назначитьуголовное наказание.
Системафедеральных органов судебной власти, определение порядка их организации идеятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих судоввключаются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иныефедеральные суды.
Новым дляустановления пределов судебной власти и ее внутреннего построения являетсявключение Конституцией в структуру судебной власти прокуратуры Российской Федерации.Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Советом ФедерацииФедерального Собрания и возглавляет всю систему органов прокурорского надзора.Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и поддержаниегосударственного обвинения в судебном разбирательстве — важный элементфункционирования органов правосудия.
Подзаконностьсудебной власти проявляется не только в том, что судебные органы и судьидействуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральнымзаконам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельностиот требований закона.
Законодательнойосновой функционирования судебной власти являются Конституция, федеральныйконституционный закон о судебной системе, федеральные законы о высших судебныхорганах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающиекомпетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а такжематериально-техническое и организационное обеспечение этих судов.
Стабилизирующеезначение для формирования системы судебной власти имеет установлениеКонституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдениеправовых гарантий в отношении судей. Состояние и качество судейского корпусавпервые регулируются на конституционном уровне. Унификация требований ккандидатам на судебные должности на территории всей России приобретает особоезначение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов иотнесении вопросов работы с кадрами судебных органов к совместному ведениюРоссийской Федерации и ее субъектов (п. «л» ст. 72).
Полнотасудебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемыхсудебной властью, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов,а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения идругие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению навсей территории Российской Федерации.
Неисполнениевступивших в законную силу актов судебной власти, требований и распоряженийсудей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата суда (судебныхисполнителей), проявление неуважения к суду или судьям влекут установленнуюзаконом ответственность.
Заключение
В даннойкурсовой работе феномен государственной власти рассматривался с разной высотытеоретического изучения, а именно:
— как особыйполитический институт, организация, осуществляющая публичную политическуювласть, или аппарат этой власти;
— как аппаратгосударственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и ихотношения, связи между ними;
— как системугосударственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебнойвласти.
Исследованиеприроды государственной власти показало, что государственность должнаоставаться основной ценностью гражданина России. С твердой государственнойвластью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства,конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфереимущественных отношений.
Успешноестроительство экономически развитого федеративного государства, достижениеполитической и общественной стабильности невозможны без согласованнойдеятельности всех уровней власти.
Смыслдемократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, чтоорганы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народосуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения,организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированиювысших органов государственной власти и тем самым — к формированиюгосударственной воли.
Среди важныхпредпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти иповышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделитьследующие:
— повышениеэффективности законодательного процесса;
— усилениерезультативности в реализации принятых законов;
— повышениевзаимодействия между различными ветвями власти;
— совершенствование законодательной техники и планирования;
— всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями;
-дальнейшееразвитие и обновление всей законодательной базы Российского государства иобщества.
В заключениехотелось бы выразить надежду о том, что законодательные и представительныеорганы в нашей стране будут вносить весомый вклад в развитие нашей страны,обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашего Отечества.
Списокиспользуемой литературы:
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальноеиздание Администрации Президента РФ. М.,2007.
2. Федеральный конституционный закон от 17декабря 1997 г. «О правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.№51.Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.
3. Федеральный закон от 28 августа 1995г. «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 1995.№35. Ст.3506
4. Федеральный закон от 6 октября 1999г. «Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999.№42. Ст.5005; 2000. №31. Ст.3205; 2001. №7. Ст. 608.
Учебная и научная литература:
6. Баглай М.В. Конституционное право РоссийскойФедерации: Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2006.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционноеправо России: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.
8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства:Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002.
9. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение:Учебник. – М.: Проспект, 2006.
10. Гомеров И. Н. Государство и государственнаявласть;
11. Малый А.Ф. «Государственная власть какправовая категория».//Государство и право. 2001. №3;
12. Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956;
13. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегови Н. Ю. Шведов;
14. Халипов В. Ф. Власть. Политика.Государственная служба;
15. Хрестоматия по теории государства и права. Т.Н. Рядько. 2005.
16. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ееобоснование.//Правоведение. 1992. №2;
17. Чечулина А.А. Сущность государственнойвласти: основные подходы.//Право и политика. 2001. №10;
18. Юридическая энциклопедия. Изд. «Норма». 2001
19. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1.М., 1981;