Реферат по предмету "Государство и право"


Горбачев и его перестройка

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1. Государственно-политический кризис в СССР. 5
1.1. Предпосылки нового курса. 5
1.2. Политика перестройки. 7
1.3. КПСС в условиях перестройки. 13
1.4. Неформальные общественные организации. Зарождениемногопартийности  16
2. Социально-экономический кризис в СССР. 20
2.1. Нарастание кризисных явлений к середине 89-х гг. 20
2.2. Курс на ускорение социально-экономического развития. 21
2.3. Экономические реформы 1987—1990 гг. 24
3. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризисасоюзного государства  28
Заключение. 32
Список используемой литературы… 34
Введение В курсовой работе будет рассматриватьсятема «Горбачев и его перестройка».
Вмарте 1985 года, после смерти К.У. Черненко, генеральным секретарем ЦК КПСС былизбран М.С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков.Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название«перестройка».
Новоеруководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы«государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Дляэтого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в томчисле и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основныезвенья системы.
Ксередине 1980-х годов ВВП в расчете на душу населения составлял около 37% отуровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейсястраны. Прирост производительности труда вплотную приблизился к нулевойотметке. На единицу национального дохода в советской экономике расходовалось в1,5— 2 раза больше электроэнергии, топлива, металла и других ресурсов, чем в промышленноразвитых странах. В сущности, только в военно-стратегической области огромнымиусилиями поддерживался паритет с США.
Актуальностьперестройки была очевидна, но она была произведена с большими потерями.
В качестве одного из первых шагов по выходу страны изкризисного состояния был провозглашен курс на ускорениесоциально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижениеежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайнесложно в условиях снижения мировых цен на нефть и продолжающейся гонкивооружений.
В этоже время зазвучал призыв активизировать «человеческий фактор», как важнейшееусловие ускорения. Снова вспомнились ударники и стахановцы, снова сталираздаваться голоса не сводить все к рублю, не дожидаться новой техники, амобилизовывать «скрытые резервы» и энергию молодежи, добиваться максимальнойзагрузки имеющегося оборудования в три-четыре смены. Таким образом, Горбачев иего сподвижники опять обращались к субъективным факторам, стараясь не затрагиватьфундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическомувыбору».
Ноочередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой исоответствующей квалификацией рабочих, привела не к «ускорению», а к ростуколичества аварий на производстве, в том числе на Чернобыльской АЭС в апреле1986 года, которая стала крупнейшей аварией в использовании «мирного атома».
Антиалкогольнаяпрограмма привела к тому, что в стране увеличилось подпольное самогоноварение,что, в свою очередь, сократило доходы государственного бюджета. И уже черезнесколько лет стало ясно, что эта кампания была нелепой и ошибочной.
Другимпримером нелепостей может служить попытка, с одной стороны, активизациипредпринимательства через кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность,а с другой, усиления борьбы с нетрудовыми доходами.
Вэкономике не предусматривалось появления реального собственника на микроуровне,а также формирования механизма установления равновесия между спросом ипредложением.
Целькурсовой работы рассмотреть процесс перестройки, возглавляемой МихаиломСергеевичем Горбачевым и определить все ее достоинства и недостатки.
В работе будут использованы современные монографическиеиздания по истории России и отечества, которые помогут наиболее полно иадекватно отразить тему курсовой работы.
1 Государственно-политическийкризис в СССР 1.1Предпосылки нового курса
1985г. стал поистине переломным этапом в истории Советского Союза. Негативныефакторы плановой экономики государства, кризисные явления в жизни советскогообщества отчетливо выявились и стали стремительно нарастать.
Какмеждународное, так и внутриполитическое положениеСССР к середине 80-хгг. было двойственным: с одной стороны, Советский Союз по-прежнему сохранялстатус великой державы, а с другой — стремительно терял этот статус. Согласнопереписи 1989 г., население СССР составило 286,7 млн. человек, в городахстраны проживало примерно 67% населения, в сельской местности — 33%. Напротяжении всех 80-х гг., как и 60— 70-х гг., происходил процесс опережающегороста неславянского населения, прежде всего в республиках Средней Азии иАзербайджане. Если количество русских, украинцев и белорусов увеличилось с 1979г. в среднем на 6%, то узбеков, таджиков и туркменов от 34 до 45%[1].
Ксередине 80-х гг.СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности исельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике,прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленныйкомплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально допустимом уровнепродуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальныепротиворечия в стране открыто не проявлялись.СССР обладал огромнымиприродными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира.
Несмотряна определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности,к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровнювооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось вглубоком кризисном состоянии. Главной причиной его являлось падение темповроста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развитияпередовых держав мира: США, Японии, Канады, стран Западной Европы. Проводимаясоветским руководством со времен Ленина политика, направленная на конфронтациюс капиталистическими странами и имевшая конечной целью установление советскоговарианта социализма во всем мире, зашла в тупик, так как уже в ближайшембудущем СССР должен был потерять статус великой державы.
Передпартийно-бюрократической элитой страны реально встала задача сохранения своейвласти. Попытки «закручивания гаек», осуществляемые во время короткогоруководства страной Ю. В. Андроповым, показали свою малую эффективность. Идеиболее глубокой реформации общественной жизни в СССР стали проявляться всеотчетливее. Начало политики перестройки связано с именем блестящегопартаппаратчика М.С. Горбачева. В марте 1985 г. после кончины74-летнего К. У. Черненко он был избран при поддержке А. А. Громыко Генеральнымсекретарем ЦК КПСС. В сентябре 1985г. Председателем Совета Министров былназначен Н.И. Рыжков, на этом посту заменивший Н. А. Тихонова. Цели и задачируководителей «перестройки», способы их достижения постоянно менялись икорректировались. На знаменитом апрельском (1985) Пленуме ЦК КПССМ. С. Горбачевпровозгласил новый политический курс партии — ускорениесоциально-экономического развитая страны на основе эффективного использованиядостижений научно-технического прогресса[2].

1.2 Политика перестройки
 
Вперестройке можно выделить три крупных этапа:
1)  1985—1986 гг.
2)   1987—1988 гг.
3)   1989-1991 гг.
В структуре и механизме функционирования высших и местныхорганов государственной власти — Советов — в 1985-1988 гг. измененийпрактически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти былдвухпалатный Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, накоторых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. ПредседателемПрезидиума Верховного Совета был А. А. Громыко. В октябре 1988 г. председателембыл избран М. С. Горбачев, а его первым заместителем — А. И. Лукьянов.
Наместах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней,выбранных на основе «нерушимого блока коммунистов и беспартийных».Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик —Советам Министров), которые были чисто бюрократическими органами. Формально онибыли подотчетны Советам, реально же подчинялись лишь вышестоящим инстанциям.Деятельность их также контролировалась комитетами партии различного уровня.Изменилась в этой системе лишь терминология: модно стало говорить о борьбе сбюрократизмом, о демократизации и гласности.
Поистине революционные преобразования в организациигосударственной власти в стране начались лишь после 1988 г. В декабре 1988 г.12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон «Об изменениях идополнениях Конституции (Основному Закону) СССР», содержанием которого было изменениеизбирательной системы в СССР, принципов выборности народных депутатов СССР ипринципов функционирования государственных органов. На основе этих измененийвесной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 г.народных депутатов союзных, автономных республик и местных Советов. Депутатыизбирались сроком на 5 лет[3].
С1989 г. изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего былотменен «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» при одном кандидате на однодепутатское место. Теперь выборы стали альтернативными и состязательными. Этоозначало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов.
Однакокроме выборов по территориальным округам в 1989 г. были проведены выборы от такназываемых общественных организаций — от КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов.Академии наук и целого ряда других. Это привело к тому, что большая частьруководящей партийно-бюрократической номенклатуры без труда вновь попала всостав депутатского корпуса страны, в некоторых территориальных округах было поодному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнему секретари райкомов,горкомов и обкомов, в других местах на одно место было три, четыре и болеекандидатов. Позиции кандидатов во многом совпадали. Как консерваторы, так идемократы, обещали скорейшее повышение жизненного уровня и решение местных иобщегосударственных проблем — одни на основе сохранения принципов социализма,другие на основе перехода к рыночным отношениям.
Всегонародными депутатами СССР были избраны 2250 человек: из них рабочих иколхозников менее 24%, интеллигенции более 27%. Представительствопрофессиональных партийных работников и военнослужащих осталось практически безизменений[4].
На 1 Съезде народных депутатов (май — июнь 1989 г.) М. С.Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем — А.И. Лукьянов. На нем же были выбраны депутаты Верховного Совета (всего 542человека), постоянно действующего законодательного и контролирующего органагосударственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная идр. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н. И. Рыжков),Председателя Комитета народного контроля (В. Г. Колбин), ПредседателяВерховного Суда СССР (Е. А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А. Я.Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю. Г. Матвеев).
Съездрассмотрел вопросы об основных направлениях внешней и внутренней политики СССР,о программе предстоящей деятельности правительства и принял соответствующиепостановления. 2 Съезд народных депутатов СССР состоялся 12—24 декабря 1989 г.На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, был сформированСовет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий икомитетов. На II съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических исоциальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год.Были внесены поправки в КонституциюСССР по вопросам деятельностисъезда, изменения избирательной системы и Конституционном надзоре. Впоследующем съезды народных депутатов собирались не реже чем 2 раза в год (в1990 г. съездов было три). В марте 1990 г. на внеочередном Съезде народныхдепутатовСССР Председателем Президиума Верховного Совета СССР былизбран А. И. Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Основныезаконодательные акты принимались Верховным Советом СССР.
Согласнорегламенту, утвержденному на I Съезде народных депутатов. Верховный Советежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередные сессиипродолжительностью 3-4 месяца. Также собирались внеочередные сессии. Перваясессия Верховного Совета состоялась 7 июня — 4 августа 1989 г. В последующиегоды Верховный Совет работал практически непрерывно, за исключением короткихканикул. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС Совета и постоянныекомиссии палат и комитетов[5].
Несколькоиная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, вместных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические.Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили остремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивноэтот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья(Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя изначительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР.
Послевыборов марта — мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии,Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. Всреднеазиатских республиках и Азербайджане — силы, поддерживающие КПСС. НаУкраине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли близкие по численностиблоки коммунистов и «демократов».
ВРСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР (май—июнь1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первымзаместителем — Р. И. Хасбулатов, Председателем Совета Министров назначен И. С.Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многом аналогичные союзным,утверждены министры и председатели комитетов. На съезде12 июня былапринята Декларация о государственном суверенитете, принято решение о выработкепрограммы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСРсозывался на две очередные сессии два раза в год, которые также продолжались3—4 месяца. В марте—апреле 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия ВерховногоСовета РСФСР, на которой было принято решение о введении поста президента РСФСРи проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н. Ельцинполучил дополнительные права и полномочия[6].
Одновременнос выборами в союзных республиках в марте — мае 1990 г. были проведены выборы вавтономных республиках и в местные Советы всех уровней. Во многих районахвласть перешла к оппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозициибыли бывшими партократами. В результате победы националистических сил вавтономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращенииих в союзные республики. Летом — осенью 1990 г. статус союзных республик обрелиТатарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.
Внекоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС.Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришлоширокое, но достаточно аморфное движение «Демократическая Россия». В Москвепредседателем городского Совета стал Г. Попов, а в Ленинграде — А. А. Собчак.Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на широкиеобещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем.
Отличительнойчертой функционирования новой власти стала так называемая «война суверенитетов»как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился статьвысшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих рукахмаксимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность.Функционирование государственных выборных органов в 1990—1991 гг. со всейочевидностью показало, что советская система в том виде, в каком онасуществовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной изаконодательной власти.
Исполнительная власть в СССР не претерпела такихсерьезных изменений, как законодательная. Наиболее существенным изменением быловведение в СССР института президентства. 14 марта 1990 г. первым президентомСССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специально собранном для этой целичрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. При президенте СССР были созданысовещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получилправо издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. Вфеврале 1991 г. был введен пост вице-президента СССР. Вице-президентом былвыбран Г. И. Янаев[7].
Другоесерьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г.он был переименован в Кабинет министров, и за этим изменением названия стояласерьезная новация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному СоветуСССР, то теперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственнопрезиденту. Хотя премьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться вВерховном Совете, но практически он находился в подчинении исключительнопрезидента. Первым премьер-министром Кабинета министров стал министр финансовВ. С. Павлов.
Кабинетминистров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров. Разницазаключалась в том, что было сокращено количество министерств и центральныхведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125 приопределенном сокращении всего бюрократического персонала. Начинался, правда,весьма медленно и нерешительно, отказ от всеобъемлющего регулирования работыпромышленных и сельскохозяйственных предприятий. На местах реальная властьпо-прежнему принадлежала исполкомам Советов, которые не только изменилиосновные принципы работы, но и практически не изменились в личном составе[8].

1.3 КПСС в условиях перестройки
Отличительнойчертой было падение политического влияния КПСС и связанных с ней политическихорганизаций, таких как ВЛКСМ и профсоюзы. Этот процесс происходил постепенно.Суть состояла в усилении противоречий между М. С. Горбачевым и его ближайшейкоманды и всего партийно-государственного аппарата. Как и Хрущев, Горбачев нерешался разрушить аппарат, он использовал активность масс под лозунгамиполитики гласности и демократизации для того, чтобы заставить аппаратподчиниться ему и исполнять его волю. В решении этой задачи Горбачев пошелЗначительно дальше, чем Хрущев.
В начале перестройки новая политика была ограничена«генеральной линией на совершенствование общества развитого социализма»(апрельский, 1985 г. пленум ЦК КПСС, XXVII съезд КПСС в 1986 г.) и стратегией«ускорения социально-экономического развития». Вместе с тем постепенносмещаются акценты в оперировании старыми идеологическими категориями. Так, наXXVII съезде КПСС в принятой им новой редакции Программы КПСС повторяется тезисо социально-экономических, политических, идейных и моральных преимуществах социалистическогообщества перед капиталистическим, хотя на самом съезде раздавалась серьезнаякритика отдельных сторон «реального социализма».
Перемещениецентра политической жизни от партийных структур к общественному мнению,средствам массовой информации, нарождающимся «неформалам» стало важным факторомсмены идеологических позиций и в самойКПСС. Произошло своеобразноевозвращение к «идеалам Октября». Предпринимались попытки объяснить глобальныйкризис системы совокупностью кризисов в конкретных сферах общественной жизни,показать народу, что причины сползания страны в пропасть заключаются не вдоктрине, а как раз в отходе конкретных руководителей партииотистинного учения, в «деформациях» социализма.
Бывшееруководство КПСС стали обвинять в субъективизме, волюнтаризме, установлениикульта личности, отходе «от генеральной линии партии» и прочих грехах. Но каквскоре показала реальность, данный подход был недостаточным, чтобы заставитьгосударственный механизм эффективно заработать. Поэтому решено было сделатьследующий шаг в сторону демократии[9].
Этимшагом стал январский (1987) пленум ЦК КПСС, после которого расширилась сферадеятельности средств массовой информации, перешедших от отдельных прорывов взапретные зоны к широкой критике, к бичеванию не отдельных недостатков, апороков системы.
В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало «Комиссию подополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место впериод 30—40-х годов и начала 50-х годов». В октябре 1988 г. ее председателемстал А. Н. Яковлев. В дальнейшем деятельность этой комиссии была подкрепленапостановлением ЦК КПСС «О дополнительных мерах по восстановлению справедливостив отношении жертв репрессий, имевших место в период 30— 40-х и начала 50-хгодов», соответствующим указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января1989 г. и указом президента СССР от 13 августа 1990 г. «О восстановлении праввсех жертв политических репрессий 20—50-х годов».
Однако,«выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимымис нормами цивилизации», сдвинув хронологию начала этих репрессий к середине20-х гг., президентский указ не коснулся массовых репрессий, организованныхбольшевистской партией ранее, а возложил всю вину за произвол и беззаконие насталинское руководство. В 1990 и 1991 гг. на имени Ленина и его соратниковлежало идеологическое табу, не позволяющее беспристрастно оценить их деятельность[10].
Примечательнасама постановка вопроса на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС, сформулированнаяв речи М. С. Горбачева «Революционной перестройке — идеологию обновления».Впервые было заявлено с партийной трибуны о необходимости «свободногосоревнования умов», «социалистического плюрализма мнений» который «впервые замногие десятилетия мы реально ощущаем». Генеральный секретарь ЦК КПСС заявил онамерении партии «возродить ленинский облик нового строя», признав тем самым,что этот облик утрачен. На пленуме была сделана попытка объяснить причины тогочто партия и народ на протяжении всех 70 лет не смогли «достаточно полнореализовать ленинские принципы нового общественного строя». Среди названныхпричин было и возвращение к тезису XX съезда о «культе личности», и новый тезисо сложившейся в 30-е гг. командно-административной системе управления.
В аналогичном духе проходила и XIX партийная конференция,которая состоялась 28 июня — 1 июля 1988 г. В резолюции «О ходе реализациирешений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», принятой наконференции, присутствует программный тезис времен застоя, но в новом,перестроечном оформлении: «Решение судьбоносных для страны и социализма задачперестройки требует повышения руководящей роли партии и новых критериев оценкивыполнения ею этой своей роли». Однако цель, которая стояла перед XIXпартконференцией — сплотить партию и партийный аппарат под полным руководствомМ. С. Горбачева, — не была достигнута.
1989-1990гг. были периодом, когда реальная власть стала постепенно уходить из рукпартаппарата. Это проявилось в усилении влияния неформальных движений, вформировании оппозиционных партий и начале широкой критики самих основмарксизма, социализма и деятельности В. И. Ленина. Когда-то единая КПСС сталараскалываться на различные фракции и группировки. Еще большим падением влиянияпартии в обществе характеризуется середина S990 г., когда состоялся XXVIII съезд КПСС. На съезде шлаожесточенная борьба между различными фракциями по поводу выхода партии изглубокого кризиса. Были представлены три основные фракции: центристская(платформа КПСС), демократическая и марксистская. Съезд выявил существенноерасхождение их позиций при общем осознании неизбежности изменений в стране инеобходимости активно включиться в перестроечные процессы, чтобы сохранить засобой реальную политическую и экономическую власть[11].В конечном счете Горбачеву удалось доказать, что он является единственнойполитической фигурой, способной объединить все группировки. Последовавший сразуже за XXVIII съездом 1 съезд Коммунистической партииРоссии сталсоставной частью структурных изменений в партии. Первым секретарем КП РСФСР былвыбран И. К. Полозков. Оба партийных съезда не ответили на насущные проблемыстраны, не смогли выработать стратегию выхода из кризиса. Все это привело кдальнейшему падению престижа КПСС в обществе, о чем свидетельствовали начавшийсямассовый выход из партии и результаты социологических опросов[12]. 1.4Неформальные общественные организации. Зарождение многопартийности
Вседругие общественно-политические организации, входившие в структуру советскойгосударственной системы, в конце 80-х гг. попали в глубокий кризис. Этоотносится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Если до 1988 г. они существовалипрактически без изменений, то затем темпы их трансформации стали резкоувеличиваться. Комсомол перестал быть собственно политической организацией ипостепенно превращался в объединение коммерческих предприятий, которые с самогоначала перестройки захватили серьезные позиции на зарождающемся рынке СССР.Этому способствовало активное использование капиталов, накопленных впредыдущие, застойные времена, а также неразборчивость в выборе средствполучения прибыли. Эволюция многих комсомольских вожаков, сколотивших вкороткие периоды крупные капиталы, отчетливо продемонстрировала двойную моралькак бывших политических лидеров, так и бизнесменов от номенклатуры. С 1991 г.ВЛКСМ практически исчез с политической арены страны.
Положение в официальных профсоюзах также было оченьсложное. Профсоюзный аппарат, как и весь управленческий, в 1985—1987 гг.настороженно встретил перестройку. Эта позиция отразила факт отрыва ВЦСПС отрабочих. В 1988—1990 гг. впервые за многие десятилетия советской властинаметился отток рабочих и служащих из официальных профсоюзов и созданияальтернативных профессиональных организаций.
В 1989 г., по существу, впервые в СССР вновь появилосьнезависимое рабочее движение. Это выразилось, в частности, в развертываниизабастовок в различных отраслях промышленности, прежде всего в угледобывающей.Стремясь предотвратить падение своей популярности, ряд профсоюзов поддержалтребования бастующих и стал оказывать им разностороннюю помощь. В 1989 г. вомногих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, что привело ксерьезному обновлению руководства низовых организаций и их демократизации.Центральные же органы ВЦСПС по-прежнему были далеки от требований низов. Крометого, многие лидеры ВЦСПС использовали свое положение для приобретения капиталаи начала коммерческой деятельности.
Встране появились политические силы, а затем и партии, оппозиционные КПСС.Вплоть до конца 1987 г. существовало лишь разрозненное, малочисленноедиссидентское движение.Но с 1987 г. в стране стало растидемократическое движение. Уже в 1987 г. появилось несколько десятковнеформальных, постепенно политизировавшихся организаций, но они были крайнемалочисленны и слабо организованны.
В 1988 г. неформальное политическое движение уженасчитывало сотни тысяч участников, а с 1989 г. началось образованиеоппозиционных партий. Этот процесс усилился в 1990 г., когда была отменена 6-ястатья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советскомобществе. Деятельность оппозиционных сил проявлялась в издании газет ижурналов, проведении митингов, а с 1989 г. и в участии в парламентской борьбе.В 1987 г. митинги оппозиционных движений собирали в лучшем случае несколькодесятков человек, в 1988 г. они стали более многочисленные, а в 1990 г. вМоскве прошли грандиозные манифестации, в которых принимали участие сотни тысяччеловек. Первые независимые газеты и журналы полулегально стали появляться ещев 1987 г., в 1988—1989 гг. их стало больше и они стали, агрессивнее. В 1990 г.после принятия закона о печати количество независимых газет и журналов резковозросло. Они выражали интересы, как правило, той или иной оппозиционной партииили группировки.
В 1990 г. в СССР впервые с 20-х гг. появилисьполитические партии помимо КПСС. Первыми стали Демократическая партия.Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая,Российский народный фронт, народные фронты в различных регионах, многие изкоторых были официально зарегистрированы как общественные организации нареспубликанском уровне. В 1991 г. были зарегистрированы общесоюзные партии, первойиз которых стала КПСС, второй — ЛДП. Кроме этого, возникли различного родаэкономические и культурные организации. Все они в 1991 г. были, как правило,немногочисленные (в лучшем случае несколько тысяч человек), организационноаморфные и не имеющие четкой программы.
Вцелом в 1990—1991 гг. в оппозиционном движении можно выделить ряд основныхнаправлений: прежде всего демократическое, патриотическое иэкологически-культурное. На выборах 1990 г. в Верховный и местные Советы РСФСРсторонники демократического движения под лозунгами «Демократической России»,быстрого введения рыночных отношений добились серьезного успеха[13].
2 Социально-экономический кризисв СССР 2.1Нарастание кризисных явлений к середине 89-х гг
Проблемысовершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР впредкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлисьключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг.нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.
Кэтому времени мощный научно-технологический потенциал страны, созданный запослевоенный период, в значительной степени был исчерпан. Уже с начала 80-х гг.в экономику Советского Союза прекратился обильный приток «нефтедолларов» (всвязи с падением цен на энергоносители на мировом рынке), а афганская«авантюра» и традиционный затратный механизм ведения хозяйства в сочетании сваловым принципом промышленной политики стремительно увеличивали бюджетныйдефицит, отмечалось неуклонное падение промышленного производства. Широкоразрекламированная «Продовольственная программа» (1982) к 1985 г. такжеоказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978—1984гг. упал с 237 до 173 млн. т). Низкая эффективность производства, отсутствиематериальной заинтересованности в производительном труде, господствующаяуравниловка, а также растущий голод на основные потребительские товары — вплотьдо введения талонной системы распределения, способствовали созданию вСССРтех явлений, которые впоследствии будут названы застоем и механизмамиторможения. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет (с середины 70-х гг.)в 4 раза — с 12 до 4 млн. человек сократилась доля молодежи в общественномпроизводстве, а женщины среди рабочих и служащих составляли более половины отвсех занятых (тогда как даже в первые послевоенные годы этот показатель непревышал 47%). Острейшей социальной проблемой в «обществе реального социализма»являлось пьянство: в СССР только официально зарегистрированных алкоголиковнасчитывалось более 21 млн. человек[14].
Помере вступления советской экономики в полосу стагнации все заметнее сталаразвиваться так называемая теневая экономика. Это явление, возникшее в условияхтотального огосударствления и плановой централизации хозяйства, давалонекоторую возможность перераспределять продукцию и доходы населения всоответствии с нуждами потребления. Теневая экономика в СССР включала какразличные виды индивидуальной трудовой деятельности и подпольные цеха попроизводству дефицита, так и изготовление неучтенных товаров на госпредприятияхи махинации в сфере финансовой отчетности. По приблизительным подсчетам, вСоветском Союзе к середине 80-х гг. в теневом бизнесе было занято до 15 млн.человек, а объем выпускаемой неофициальной продукции народного потребленияповышенного спроса уже составлял до 25 % от всего товарооборота. Происходило формированиеновой социальной группы подпольных предпринимателей — «цеховиков», которые, какправило, были тесно связаны с наиболее прагматичной частью правящей в странепартийно-государственной номенклатуры. Фактически начался процесс ихсращивания, что впоследствии создало особую прослойку класса «советскихпредпринимателей», получивших позднее на Западе название «новых русских».
 2.2 Курс на ускорениесоциально-экономического развития
ВыдвинутаяМ. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС программа обновленияобветшавшей командно-административной распределительной системы «развитогосоциализма» на первых порах отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформпровозглашался курс на всемерное ускорение социально-экономического развитиястраны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использованияновейших достижений научно-технического прогресса. По замыслу партийныхреформаторов, предполагалось включить «дополнительные резервы и преимущества»социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый«человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрирования,эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новыйпартийный лидер призвал шире реализовывать накопленные материальные ифинансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственныхмощностей, в том числе за счет введения многосменного режима работы, особенно вмашиностроении, повысить качество производимой продукции, развиватьрационализаторство, передовые формы и методы соцсоревнования и т. д. Встратегии «ускорения» социально-экономического развития была сделана ставка натрадиционные для СССР способы подстегивания «социалистического энтузиазма» всочетании с усилением командно-административного контроля и массированнойфинансовой накачки приоритетных отраслей народного хозяйства.
1985—1986 гг. стали периодом осуществлениякрупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структуруправления народным хозяйством. Так, уже в мае 1985 г. вышло постановлениеСовета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печальнознаменитая антиалкогольная кампания), в рамках которой предусматривалосьповышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производстваликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпамипривело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, чторезко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальноенапряжение, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, чтоотрицательно сказывалось на здоровье населения. К числу других социальны]«кампаний» этого периода относились: широко разрекламированная программа«Жилье-2000» (апрель 1986 г.)[15]предусматривавшая полное решение в стране пресловутой «квартирного вопроса» и«школьная реформа», в рамках которой должна была осуществиться полнаякомпьютеризация средней школы. К числу административных реорганизаций вуправлении экономикой относились: создание в ноябре 1985 г. министерского«монстра» — Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств,ведающих управлением сельского хозяйства; формирование исполнительной«вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае1986 г. новой контролирующей инстанции за качеством производимой продукции —госприемки, обусловившей значительный рост бюрократического аппарата на всехуровнях.
Некоторыеподвижки, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегииускорения» (прирост производительности труда за 1985 г. составил 1,3%),породили в новом руководстве страны иллюзию движения, надежду на всесилиекомандных рычагов в увеличении темпов промышленного развития. Эти настроенияярко отразились в утопизме принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) плановэкономического и социального развития страны до 2000 г., в соответствии скоторыми промышленный потенциал СССР за 15 лет должен был увеличиться вдвое.Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена. Внеэкономическиеметоды интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, неизменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные наинерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уженаходившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям вэкономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, неподкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавалапредпосылки для техногенных аварий. В конце апреля 1986 г. произошла авария начетвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, о которой, в силу традиционной«сверхсекретности объекта», советское руководство официально сообщило лишьчерез две недели[16]. 2.3Экономические реформы 1987—1990 гг
Постепеннов советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований вхозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политическойсистемы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабныхэкономических реформах невозможно. Однако невозможно было также оценить размерыохватившего страну структурного социально-экономического и политическогокризиса без глубокого научного анализа сложившейся ситуации. С 1987 г. поинициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономическойреформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л.И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская идр. Разработанный ими проект программы преобразований предусматривал следующиеизменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета исамофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально— путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определениесоциализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешнейторговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числаотраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе. В1987—1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройкеуправления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон «Огосударственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦККПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выбореруководителей и наконец, закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако присохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования иконтроля по отношению к хозяйствующим субъектам, и прежде всего кооперативам иарендным предприятиям, принятые законодательные акты практически оказалисьбездейственными, а реформы в экономике — блокированными. Более того, с 1988 г.начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и впромышленности. В связи с продолжавшим расти огромным бюджетным дефицитом резкоусилились инфляционные процессы. В руководстве партии и государства нарасталконфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программамиосуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике какслева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С однойстороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой —провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально былонесовместимо. Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные свозникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий,акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор.Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастуюконтроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства. В 1990 г. былопринято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемойрыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотряна сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создалиусловия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранениегосударственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., припоявлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами,объективно вело к усилению товарного голода — дефицита промышленных ипродовольственных товаров. Карточная система, давно, хотя и неофициальносуществовавшая в различных регионахСССР, была введена даже в Москве,где были установлены нормы отпуска товаров и резко ограничен их ассортимент.Резко возросла денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989 г., увеличилась в 4раза, и в 1990 г. составляла уже около 20%. За счет иностранных займов внешнийдолгСССР вырос с 10 млрд. в 1985 г. до 52 млрд. долларов к 1991 г. Заэтот же период золотой запас СССР уменьшился в 10 раз и составил 240 т[17].
Вэтих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые вовсех экономических проблемах обвиняли руководствоКПСС. В промышленныхрегионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочноедвижение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах.
На фоне провалов в реформировании экономики союзнымцентром политические элиты обретавших самостоятельность союзных республикпредприняли попытки выйти из кризиса, опираясь на собственные программы. Летом1990г. академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и их соратники предложилироссийскому руководству так называемую программу «500 дней». Онапредусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизациюгосударственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования спараллельной индексацией заработных плат и социальных пособий. Одновременно оназначительно ограничивала возможности союзного центра управлять экономикойреспублики. Таким образом, создавались условия для образования экономическогосоюза республик, который мог бы стать основой для установления новых,конфедеративных связей между ними. Но эта программа так и не была реализована.Горбачев же предпочел программу экономических реформ, разработанную министромфинансов СССР В. С. Павловым, ставшим премьер-министром Кабинета министров СССРв декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткогогосударственного контроля при переходе к рынку[18].
Такимобразом, вокруг планов экономических преобразований возникла остраяполитическая борьба, которая усиливала противостояние между центром иреспубликами. Непоследовательность в проведении преобразований в периодперестройки не только не позволила преодолеть кризис советскойсоциально-экономической системы, но еще больше его углубила.
3 Проблемы межнациональныхотношений в условияхкризиса союзного государства
Политика перестройки и гласности, объявленнаяруководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. крезкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма вСССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями вдалекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисныеявления в сфере межнациональных отношений в 60—70-е гг. постепенно набиралисилу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем встране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о«сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой историческойобщности — «советском народе» — очередными мифами «развитого социализма».
Ссередины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы вСССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаковдезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения вСредней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва,обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан вкачестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию поукреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма вреспублике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили поднационал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представителимолодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупныеволнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск.Впоследствии (1987—1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве,сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (противтурок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев сКавказа)[19].
Поначалунациональные движения в советских республиках действовали в рамках возникших вэтот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью иорганизованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа—Молотова»состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когдаблагодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативныевыборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронтыЛитвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что ихкандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью средиизбирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Такимобразом, альтернативные выборы в высшие органы властиСССР (март 1989г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции противвсесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство,проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальнымиполитическими требованиями.
Ужена следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местныеорганы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии,Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы,оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперьоткрыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своихпрограммных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономическогокризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полногогосударственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике ужевне рамок общесоюзного государства.
Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набиралосилу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. Всвязи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, илиэтнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условияхпринятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскимититульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», ихнациональное движение носило как бы оборонительный характер. Союзноеруководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансиинационализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов,резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни.Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г.стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководстваавтономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана ипереходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтническийконфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Армениейи Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другиерегионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошелочередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавыесобытия в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба завозвращение на исторические земли репрессированных в сталинские временакрымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи сприданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому)языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Егосвоеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступилонаселение Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев[20].
Нарубеже 80—90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратилифункционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не толькопо экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки,транспортное сообщение и т. п.
Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г.подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзномруководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР(референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). На основанииположительных результатов всенародного голосования состоялась встреча сруководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана,Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершиласьподписанием «Заявления 9 + I», в котором декларировались принципы новогоСоюзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенныхгосударств был прерван августовским путчем.
Распад СССР вступил в решающую стадию в августе 1991года. О выходе из него заявили республики Балтии. Первого декабря на Украинепрошел референдум, на котором население республики высказалось за своюнезависимость. 8 декабря руководители России, Украины, Белоруссии Б.Ельцин,Л.Кравчук, С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации Союзногодоговора 1922 года и объявили о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате ск СНГприсоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия,Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Тем самым был подтвержден факт распадаСоветского Союза как единого государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачевподал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данногогосударства[21].
Заключение
Наоснове изложенного в работе материала можно сделать следующие выводы.
Несмотряна определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности,к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровнювооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось вглубоком кризисном состоянии. Главной причиной его являлось падение темповроста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развитияпередовых держав мира.
Началополитики перестройки связано с именем блестящего партаппаратчика М.С.Горбачева. В марте 1985 г. после кончины 74-летнего К. У. Черненко он был избранпри поддержке А. А. Громыко Генеральным секретарем ЦК КПСС. Цели и задачируководителей «перестройки», способы их достижения постоянно менялись икорректировались. На знаменитом апрельском (1985) Пленуме ЦК КПССМ. С. Горбачевпровозгласил новый политический курс партии — ускорениесоциально-экономического развитая страны на основе эффективного использованиядостижений научно-технического прогресса.
Проблемысовершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР впредкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлисьключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг.нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.
1985—1986 гг. стали периодом осуществлениякрупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структуруправления народным хозяйством.
В1987—1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройкеуправления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон «Огосударственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦККПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выбореруководителей и наконец, закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.).
1989-1990 гг. были периодом, когда реальная власть сталапостепенно уходить из рук партаппарата. Это проявилось в усилении влияниянеформальных движений, в формировании оппозиционных партий и начале широкойкритики самих основ марксизма, социализма и деятельности В. И. Ленина. Когда-тоединая КПСС стала раскалываться на различные фракции и группировки. В конечномсчете Горбачеву удалось доказать, что он является единственной политическойфигурой, способной объединить все группировки.
Политика перестройки и гласности, объявленнаяруководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. крезкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма вСССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями вдалекое прошлое. Власти не занимались изучением межэтнических и национальныхпроблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическимиустановками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новойисторической общности — «советском народе» — очередными мифами «развитогосоциализма».
25 декабря 1991 года М.С.Горбачев подал в отставку споста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.
После выборов в России в июне 1991 г., когда Б. Н. Ельцинбыл избран Президентом РСФСР, а два других известных лидера «ДемократическойРоссии» — Г. X. Попов и А. А. Собчак — мэрами Москвы и Санкт-Петербурга,радикальные подходы в решении проблем политического развития достигли своегоапогея. Стало очевидно, что эпоха перестройки, неразрывно связанная с именем М.С. Горбачева, безвозвратно уходит в прошлое.
Список используемой литературы
1.     Абалкин Л.И. Наперепутье (Размышления о судьбах России). – М.: Институт экономики РАН, 1993.–247 с.
2.     Александров Ю.Когда экономика денежная, но не рыночная: Об эволюции советской моделиэкономики 60-нач. 90-хх годов // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — №11. — С. 79-91.
3.     Денежные реформыРоссии: Учебн. пособие / В.Д. Белоусов. – Самара: Самарский гос. тех. ун-т,1995. – 75 с.
4.     Зуев М.Н. ИсторияРоссии с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2003. – 896с.
5.     История мировойэкономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Поляка, А.Н. Марковой. – М.:ЮНИТИ, 1999. – 727 с.
6.     КорелинА. П. Краткое пособие по истории России. – М.: «Высшая школа», 1992.– 374 с.
7.     Крамник В.В.Имидж реформ: психология и культура перемен в России. –СПб: СПбУЭФ, 1995. – 118с.
8.     Лившиц А.Я.Экономические реформы России. — М.: Дрофа, 2002. — 564 с.
9.     Политическаяреформа: цели, противоречия, этапы./ Под ред. Гулиев В.Е. — М.: Институтгосударства и права АН СССР, 1990. –156 с.
10.    Рязанов В.Т. Экономическое развитиеРоссии. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв.- СПб.: Наука, 1998. –796 с.
11.    Столыпин П. A. Нам нужнавеликая Россия. Сборник речей. — М.: «Молодая Гвардия», 1991. — 456с.
12.    Тимошина Т.М. Экономическая историяРоссии: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. — М.: Юстицинформ,2002. — 416 с.
13.    Яковлев Л.Б. История отечества. — М.:Логос, 1997.- 427с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.