Оглавление
Введение
Глава 1. Государственная Дума Российской федерации: положение всистеме органов государственной власти и правовое регулирование
1.1 Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации
1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в ГосударственнуюДуму
Глава 2. Основные особенности и процедуры выборов вГосударственную Думу
2.1 Порядок подготовки и проведения выборов в Государственную ДумуРоссийской Федерации
2.2 Порядок финансирования выборов и защиты нарушенных правизбирателей
Заключение
Введение
Конституция1993г провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовымгосударством с республиканской формой правления. Для реализации этих положенийбыла коренным образом изменена система государственных органов и принципов ихвзаимодействия. Согласно Положению о выборах депутатов Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденному УказомПрезидента России о 11 октября 1993 г. N1626, депутаты Совета Федерации первогосозыва были избраны гражданами России н основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы подвухмандатным избирательным округам. Таким образом, стал функционировать первыйв новой России институт осуществления власти народа через представителей.
Актуальностьрассмотрения данной темой обусловлена положением занимаемым ГосударственнойДумой в системе органов власти Российской Федерации, а так же ролью выполняемойв этой системе. Государственная Дума, являясь нижней палатой парламента,выполняет функции народного представительства, являясь институтомпредставительной демократии. Осуществляя законотворческую деятельность,депутаты реализуют в законах тенденции общественного развития, условияосуществления и защиты прав граждан, условия для полноценного развития обществаи личности, стабильного существования системы власти. Соответственно не можетне представлять интерес то, каким образом происходит отбор представителей вГосударственную Думу Российской Федерации, какими нормативно-правовыми актамион регулируется.
Предметисследования – порядок осуществления выборов депутатов в Государственную ДумуРоссийской Федерации, основные процедуры и особенности, возникающие припроведении выборов.
Объект — общественные отношения, возникающие при проведении выборов депутатовГосударственной Думы Российской Федерации, их закрепление и нормативно-правовоерегулирование.
Цель работы- рассмотреть основные особенности и процедуры осуществления выборов депутатовГосударственной Думы Российской Федерации. Достижению цели работы способствуютследующие задачи:
1. Рассмотреть правовой статус Государственной Думы как законодательногооргана.
2. Выделить нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выборовдепутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
3. Показать основные особенности и процедуры выборов депутатовГосударственной Думы Российской Федерации.
4. Порядок финансирования выборов и защиты нарушенных правизбирателей.
Структура курсовой работы: Данная работа структурно состоит извведения, двух глав (в каждой по два параграфа), заключения. Также приведенсписок используемой литературы и имеются приложения.
Глава 1. Государственная Дума Российской федерации: положение всистеме органов государственной власти и правовое регулирование
1.1 Правовой статус Государственной ДумыРоссийской Федерации
Теориягосударства и права определяет статус субъекта права как совокупности прав,обязанностей, гарантий и ответственности. Однако, говоря о статусе того илииного органа в первую очередь необходимо сказать о его месте в системе органовгосударственной власти, его компетенции, составе и взаимоотношении с другимиорганами государственной власти.
Место всистеме. Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательныморганом Российской Федерации и состоит из двух палат: Совета Федерации иГосударственной Думы. Таким образом, Государственная Дума является нижнейпалатой парламента, являясь представительным и законодательным органом, нарядус Советом Федерации[1].
Принципыорганизации. Важнейшим элементом организации любого органа как системы,является принцип. Принцип — основополагающая идея, фундаментальное начало,определяющее направление деятельности и состояние любой системы. Деятельность ГосударственнойДумы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном,свободном обсуждении и решении вопросов[2].Решения вопросов принимаются простым числом голосов. В Государственной Думе черездепутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их местапроживания на территории России.
Состав.Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 КонституцииРоссийской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует изчисла депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Думаобразует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформеи правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогами финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности;Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии иприродопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет повопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет поделам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовойинформации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты. Но общее количествокомитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовыватьсяи другие комитеты.
В настоящеевремя в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике,Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям ссоотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерациии региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет поорганизации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике исвязи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности,строительству, транспорту и энергетике.
ГосударственнаяДума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определеннымсроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнениипорученного палатой задания комиссия прекращает свою работу. ГосударственнаяДума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракцийи групп депутатов. Численный состав каждого комитета определяетсяГосударственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты. Комитетможет для более детального рассмотрения вопросов, а также по основнымнаправлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.
Всоответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают ипредварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентскиеслушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции РоссийскойФедерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности;рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
Порядокдеятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентоми Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.
Всоответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в ГосударственнойДуме, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в ГосударственнуюДуму по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательнымокругам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образоватьдепутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы,не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, вдальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.
ДепутатГосударственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Внастоящее время в Государственной Думе существуют следующие фракции и депутатскиегруппы: Фракция аграрной партии России, Фракция «Выбор России», Фракциядемократической партии России, Фракция политического движения «Женщины России»,Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократическойпартии России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция«ЯБЛоко», Депутатская группа «Новая региональная политика»,Депутатская группа либерально-демократический союз «12 декабря» (данноеперечисление по понятным причинам является достаточно условным)[3].
Компетенция.Конституция подробно определяет компетенцию Государственной Думы РоссийскойФедерации. К ее ведению относятся[4]:
а) дачасогласия Президенту Российской Федерации на назначение ПредседателяПравительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должностиПредседателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности ПредседателяСчетной палаты и половины состава ее аудиторов ;
д) назначение на должность и освобождение от должностиУполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральнымконституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации дляотрешения его от должности.
Таким образом, Государственная Дума Российской Федерации являетсянижней палатой парламента Российской Федерации — Федерального собрания,выполняет законодательные и представительные функции. Дума состоит из 450депутатов, которые вправе объединяться во фракции, а также входят в комитеты икомиссии.
1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в ГосударственнуюДуму
Как и любыеправовые отношения, отношения по выбору представителей в Государственную ДумуРоссийской Федерации закрепляются в соответствующих источниках права — нормативно-правовых актах. Для достижения цели работы необходимо выделить кругтаких нормативно-правовых актов.
Фундаментальные основы и принципы выборов в Государственную Думузаложены прежде всего в Конституции Российской Федерации, как исходном пунктезаконодательства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеетвысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РоссийскойФедерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, недолжны противоречить Конституции Российской Федерации.
Именно вцелях достижения предписаний и принципов Конституции строится остальноезаконодательство. Статья 3 говорит о том, что высшим выражением воли народаявляются референдум и свободные выборы. Таким образом, Конституция закрепляетодин из важнейших постулатов демократического государства — свободные выборы.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении деламигосударства как непосредственно, так и через своих представителей. ГражданеРоссийской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать вреферендуме.
Глава 5 Конституции «Федеральное Собрание»не определяет порядоквыборов народных представителей, говоря о том, что порядок формирования СоветаФедерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаютсяфедеральными законами.
Прежде всего, необходимо назвать Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ ВРЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»[5],которым определяются основные гарантии реализации гражданами РоссийскойФедерации конституционного права на участие в выборах и референдумах,проводимых на территории Российской Федерации. Этот закон имеет прямое действиеи применяется на всей территории Российской Федерации. Однако подробнопроцедуру выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерацииопределяет другой закон.
Подобным законом является Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ «ОВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ[6]»Общие положения гласят: «Законодательство о выборах депутатов ГосударственнойДумы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федеральногозакона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации»), настоящегоФедерального закона, других федеральных законов.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации (далее — депутаты Государственной Думы) избираются гражданамиРоссийской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборахявляется свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданинаРоссийской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствоватьего свободному волеизъявлению.
Кроме принципов данным нормативно-правовым актом подробнорегламентируется и весь процесс выборов, начиная от назначения выборов изаканчивая подведением их итогов.
Также можно выделить и указы Президента Российской Федерации,которые являются юридическими фактами избирательного процесса в ГосударственнуюДуму, соответствующим пусковым механизмом в системе выборов. Назначая выборы,Президент своим указом создает правовые последствия для действий других органови должностных лиц системы выборов. В качестве примера можно привести УКАЗПрезидента РФ от 02.09.2007 N 1144 «О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГОСОЗЫВА»[7]
После подписания Президентом Указа о назначении выборов,соответствующие нормативно-правовые акты принимает и правительство РоссийскойФедерации. К примеру, ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.2007 N 589«О МЕРАХ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ В РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПОЛНОМОЧИЙПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГОСОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»[8].Данным постановлением создается юридическая основа для финансированияпроведения выборов, а Министерство Финансов Российской Федерации уженепосредственно производит отчисления из федерального бюджета.
Немаловажное значение в механизме выборов депутатов являются иразнообразные постановления Центрального избирательного комитета, который даетразличные разъяснения и указания направленные на совершенствование процессавыборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. В качестве примераможно привести ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 04.06.2007 N 14/117-5 «ОПЕРЕЧНЕ И ФОРМАХ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ ВЦЕНТРАЛЬНУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПЯТОГО СОЗЫВА[9]».
Поводя итог вышесказанному, хочется отметить, что законодательуделяет процессу выборов достаточно серьезное внимание, подробным образомрегламентируя его, устанавливая различные гарантии граждан, для участия в этомпроцессе.
Глава 2. Основные особенности и процедуры выборов вГосударственную Думу
2.1 Порядок подготовки и проведения выборов в Государственную ДумуРоссийской Федерации
Рассматриваяпроцесс выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерациицелесообразно разбить его на стадии, отмечая особенности и процедуры каждой изних. В правовой литературе существуют различные точки зрения на численность изначимость каждой из этих стадий, однако общие тенденции сохраняютсяпрактически у всех авторов. Основываясь на теории конституционного права можнопредложить следующую градацию[10]:
1. Назначение выборов
2. Списки избирателей.
3. Избирательные округа
4. Избирательные участки
5. Избирательные комиссии
6. Выдвижение кандидатов и их регистрация[11].
7. Предвыборная агитация.
8. Порядок голосования, подсчета голосов, установление результатоввыборов и их опубликование.
9. Повторное голосование, повторные идополнительные выборы.
Назначение
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаютсяПрезидентом Российской Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресеньемесяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избранаГосударственная Дума предыдущего созыва, который исчисляется со дня ееизбрания. Днем же избрания Государственной Думы является день голосования, врезультате которого она была избрана в правомочном составе. Решение оназначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовойинформации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Однако у общегоправила существуют и особенности, которые законодатель так же учел.
Особенность первая: Если Президент Российской Федерации неназначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборыназначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации ипроводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционныйсрок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Особенность вторая. При роспуске Государственной Думы, ПрезидентРоссийской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатовГосударственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае являетсяпоследнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспускаГосударственной Думы
Особенность третья. Если Президент Российской Федерации, распустивГосударственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов ГосударственнойДумы нового созыва, выборы назначаются Центральной избирательной комиссиейРоссийской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когдаистекают три месяца со дня роспуска Государственной.
Особенность четвертая: в случаях предусмотренных законом, срокимогут либо сокращаться, либо увеличиваться.
Особенность пятая. Если воскресенье, на которое должны бытьназначены выборы депутатов Государственной Думы, совпадает с днем,предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем,или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявлено вустановленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующеевоскресенье.
Списки избирателей. Списки избирателей составляютсясоответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательномуучастку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РоссийскойФедерации. Списки избирателей составляются территориальной избирательнойкомиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений обизбирателях, представляемых главой исполнительного органа муниципальногообразования, командиром воинской части, руководителем организации, в которойизбиратели временно пребывают. Список избирателей составляется в двухэкземплярах. Первый экземпляр списка изготавливается на бумажном носителе вмашинописном виде, второй экземпляр — в машиночитаемом виде. В исключительныхслучаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде. Этообщее правило.
Особенность первая: Список избирателей по избирательному участку,образованному в труднодоступной или отдаленной местности, а также по избирательномуучастку, образованному на территории воинской части составляется избирательнойкомиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительныхслучаях — не позднее чем в день сформирования избирательной комиссии наосновании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрациипоселения (командиром воинской части).
Особенность вторая: Списки избирателей по избирательным участкам,образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях,домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых всовершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах,которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях,составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднеедня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях,представляемых руководителем организации, в которой избиратель временнопребывает, капитаном судна, начальником полярной станции.
Особенность 3.Внедрение информационных технологий. При составлениисписков избирателей может использоваться ГАС «Выборы».
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации,обладающие активным избирательным правом, за исключением случая,предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Гражданин Российской Федерацииможет быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.Основанием включения является письменное заявление гражданина. Гражданин долженбыть ознакомлен со списками избирателей.
Избирательные округа
Числоизбирательных округов по выборам в Государственную Думу, приходящихся на каждыйсубъект Российской Федерации, устанавливается Центральной избирательной комиссиейпропорционально численности избирателей в нем в соответствии с данными учета избирателейк референдуму 25 апреля 1993 года. В соответствии с ч.1 ст. 9 общефедеральныйизбирательный округ по выборам в Государственную Думу включает в себя всютерриторию Российской Федерации.
Избирательныеучастки. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до днявыборов решениями глав администраций районов, городов, районов в городах израсчета от 10 до 3000 избирателей на один участок. Избирательные участки образуютсяс учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью созданиямаксимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должныпересекать границ избирательных округов.
Избирательныекомиссии
Организациявыборов в Государственную Думу возлагается на избирательные комиссии: Центральнуюизбирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы, окружные избирательныекомиссии по выборам в Государственную Думу, участковые избирательны комиссии.
Подготовкаи проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно.Одномандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всютерриторию Российской Федерации.
Выдвижениеи регистрация кандидатов
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимаетсятайным голосованием на съезде политической партии. Сам порядок включениякандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайногоголосования определяются уставом политической партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политическойпартии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чемчерез 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборовдепутатов Государственной Думы.
Особенность 1: В случае роспуска Государственной Думы выдвижениефедерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется неранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дняофициального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначениидосрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикациирешения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Решение съезда политической партии о выдвижении федерального спискакандидатов должно быть оформлено протоколом.
Особенность вторая. Политическая партия вправе включать вфедеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий.Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов,включенных в федеральный список кандидатов. Политическая партия не вправевключать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иныхполитических партий.
Число избирателей, зарегистрированных на территории группысубъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группакандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей,зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которойсоответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.
Предвыборная агитация
Предвыборныевстречи, митинги, агитации проводятся в порядке, установленном действующимзаконодательством. Средства массовой информации, одним из учредителей которыхвыступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления,а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счетгосударственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаныобеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов вдепутаты Государственной Думы.
Кандидат вдепутаты имеет право на одно выступление по государственному телевидению и однопо государственному радио. Политические партии, участвующие в выборах,кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иныеагитационные материалы. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатаили общефедерального списка кандидатов и прекращается в день выборов.
Порядокголосования, подсчета голосов, установление результатов выборов и ихопубликование
Для выборовв Государственную Думу каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различнойформы, установленной Центральной избирательной комиссией.
Голосованиепроводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. По истечениивремени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосованиеоконченным.
По каждомуизбирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковымисчитаются бюллетени, не снабженные печатью окружной или участковойизбирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательнойкомиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявлениеизбирателя.
Избиратель,ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, датурождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
Подписнойлист удостоверяется лицом, собиравшим подписи с указанием фамилии, имени иотчества этого лица, адреса, серии и номера его удостоверения личности илипаспорта и уполномоченным представителем избирательного объединения.
Центральнаяизбирательная комиссия немедленно по получении протоколов участковых избирательныхкомиссий производит подсчет голосов, поданных по общефедеральномуизбирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных,содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.
Если 5процентов действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списковкандидатов, выборы по общефедеральному округу считаются несостоявшимися.
Окружнаяизбирательная комиссия по выборам в Государственную Думу по получении протоколовучастковых избирательных комиссий избирательного округа производит не позднее трехдней после выборов подсчет голосов, поданных по одномандатному избирательномуокругу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихсяв этих протоколах, и выносит решение: признать избранным кандидата, признать выборынедействительными или несостоявшимися.
Послеполучения информации из окружной избирательной комиссии о том, признаны ли выборыпо общефедеральному избирательному округу состоявшимися и действительными, экземплярпротокола направляется в Центральную избирательную комиссию. На основании протоколаЦентральной избирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательномуокругу, протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в ГосударственнуюДуму Центральная избирательная комиссия в течении 10 дней по их получении, ноне позднее чем через месяц после проведения выборов определяет и публикуетобщие итоги выборов.
Повторное голосование, повторные и дополнительные выборы
Если выборы депутатов Государственной Думы признаны несостоявшимися или недействительными по основаниям предусмотренным закономЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторныевыборы в вышерассмотренном порядке Повторные выборы проводятся не позднее чемчерез четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися илинедействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательныхдействий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерациимогут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведенииповторных выборов депутатов Государственной Думы публикуется в средствахмассовой информации не позднее чем через три дня после принятиясоответствующего решения. Центральная избирательная комиссия РоссийскойФедерации может распорядиться о продлении полномочий участковых избирательныхкомиссий либо о формировании в этих случаях участковых избирательных комиссий вновом составе.
Таким образом, порядок выбора депутатов можно разбить наопределенные стадии, в которых имеются особенности и процедуры связанные с различнымиобстоятельствами: желанием законодателя исключить непредвиденные обстоятельстваи гарантировать выборы, различным положением субъектов права, территориальнымиособенностями Российской Федерации и иными обстоятельствами. Следует отметить,что названный порядок не является эталонным, и постоянно корректируется сучетом новых реалий и требований нашего общества.
2.2 Порядок финансирования выборов и защиты нарушенных правизбирателей
Рассмотрениепредложенной темы было бы не полным без освещения вопросов финансированиявыборов, а также вопросов защиты нарушенных избирательных прав граждан.
Анализируязаконодательство Российской Федерации можно выделить ряд источниковфинансирования:
1. Средства федерального бюджета
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатовГосударственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий втечение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средствавтоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучениеморганизаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти целииз федерального бюджета[12].Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете всоответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляютсяизбирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведениикоторых находятся дипломатические представительства и консульские учрежденияРоссийской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованныхна территории воинских частей), на счета, открываемые ими в учреждениях Центральногобанка Российской Федерации, либо в филиалах Сберегательного банка РоссийскойФедерации. Главным распорядителем указанных средств является Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации.
Эти средства поступают в распоряжение Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации, которая распределяет поступившие в еераспоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку ипроведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательнымикомиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученныесредства между территориальными избирательными комиссиями.
Председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами,выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение выборовдепутатов Государственной Думы, и несут ответственность за соответствиефинансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам иза представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки,которые установлены настоящим Федеральным законом. Не израсходованныеизбирательными комиссиями средства возвращаются в доход федерального бюджета
2.Собственные средства политических партий
В соответствии с ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации», политическая партия, выдвинувшая федеральный списоккандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансированиясвоей избирательной кампании, и обязана открыть специальный избирательный счетдля формирования этого фонда. Избирательный счет открывается в филиалеСберегательного банка Российской Федерации, указанном для политической партииЦентральной избирательной комиссией Российской Федерации, для региональногоотделения политической партии избирательной комиссией субъекта РоссийскойФедерации. Политическая партия, ее региональное отделение вправе открыть толькопо одному специальному избирательному счету.
Избирательные фонды политических партий могут создаваться толькоза счет:
1) собственных средств политической партии, которые в совокупностине могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с закономпредельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политическойпартии;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере,не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лицасоответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с закономпредельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политическойпартии.
Предельная сумма же всех расходов из средств избирательного фондаполитической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную суммуне включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделенийполитической партии.
Теория права выделяет различные виды защиты нарушенных прав,анализируя которые можно выделить наиболее обобщенные разновидности, которыеименуются формами защиты прав. Их выделяют три: общественная, судебная иадминистративная[13].Законодатель предоставляет различные гарантии гражданам для обеспечения участияв выборах. В частности одной из таких гарантий является предоставление праваобжалования нарушенных прав. Обжалование решений и действий (бездействия),нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки,которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации[14]».
Пункт 1 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» гласит:
«Решения и действия (бездействие) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностныхлиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц,нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие вреферендуме, могут быть обжалованы в суд». Предварительное обращение ввышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации,Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не являетсяобязательным условием для обращения в суд. Таким образом, предоставляетсясудебная форма защиты нарушенных прав.
Согласно ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательныекомиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним входе избирательной кампании обращения о нарушениях данного закона, иныхфедеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов,осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения,письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего днюголосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день,следующий за днем голосования, — немедленно. Таким образом, осуществляетсяадминистративная форма защиты нарушенных прав.
Подводя итог вышесказанному можно отметить несколько важныхположений. Во-первых, основными источниками финансирования проведения выборовявляется федеральный бюджет и собственные избирательные фонды политическихпартий. Причем законодатель, весьма четко регулирует финансовые операции, как впервом, так и во втором случае, вводя различные ограничения, устанавливаяотчетность. Во- вторых, законодательство предоставляет субъектам избирательногоправа широкие возможности защита нарушенных прав, которые могут осуществлятьсякак в судебной форме, путем обращения в суд, так и в административной, путемобращения в вышестоящую избирательную комиссию.
Заключение
Такимобразом, рассмотрев поставленные для написания курсовой работы задачи, можноуверенно сказать, что цель работы достигнута. Выполнив работу, я рассмотрелпорядок и особенности выборов депутатов Государственной Думы Федеральногособрания Российской Федерации, изучил нормативно-правовую базу,регламентирующую данный порядок и особенности; рассмотрел порядок финансированиявыборов и защиты нарушенных избирательных прав, систематизировал знания, ужеимеющиеся у меня по данному вопросу.
Завершивработу, я сделал предложенные ниже выводы:
· Государственная Дума Российской Федерации является нижней палатойпарламента Российской Федерации — Федерального собрания, выполняетзаконодательные и представительные функции. Дума состоит из 450 депутатов,которые вправе объединяться во фракции, а также входят в комитеты и комиссии.
· Законодательством подробно регламентируется весь избирательныйпроцесс в данной сфере, устанавливаются различные гарантии граждан, для участияв этом процессе. Основными нормативно правовыми актами являются КонституцияРоссийской Федерации, ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» иФедеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации».
· Порядок выбора депутатов можно разбить на определенные стадии, вкоторых имеются особенности и процедуры связанные с различнымиобстоятельствами: желанием законодателя исключить непредвиденные обстоятельстваи гарантировать выборы, различным положением субъектов права, территориальнымиособенностями Российской Федерации и иными обстоятельствами. Следует отметить,что названный порядок не является эталонным, и постоянно корректируется сучетом новых реалий и требований нашего общества.
· Основными источниками финансирования проведения выборов являетсяфедеральный бюджет и собственные избирательные фонды политических партий.Причем законодатель, весьма четко регулирует финансовые операции, как в первом,так и во втором случае, вводя различные ограничения, устанавливая отчетность.Законодательство предоставляет субъектам избирательного права широкиевозможности защита нарушенных прав, которые могут осуществляться как в судебнойформе, путем обращения в суд, так и в административной, путем обращения ввышестоящую избирательную комиссию.
Список используемой литературы
I. Нормативно — правовые акты.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации»3. Федеральный закон «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24июня 1999 г. N 121-ФЗ
4. Указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. N 535 «Об обеспеченииизбирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних делРоссийской Федерации, Государственной противопожарной службы МинистерстваРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратурыРоссийской Федерации»
II.Научная и учебная литература
1. Баглай М.В «Конституционное право Российской Федерации», М: Норма,2001г, ст. 344.
2. Веденеев Ю.А., Богодарова Н.А. (ред.). Очерки по истории выборов иизбирательного права. Калуга-Москва: Фонд „Символ“, 1997., ст. 56
3. Дмитриев Ю.А, Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс вРоссийской Федерации. Иркутск, 2004, ст.138
4. Пылин В.В. «Избирательное и референдумное право РоссийскойФедерации»: Учебник. СПб., 2001, ст 58
5. Козлова Е.И. «Конституционное право России» / Е.И. Козлова, О.Е.Кутафин. — М., 2006. — С. 255
6. Е.А. Лукашева «Права человека»: учебник /. — М., 2001. — С. 139
7. Енгибарян Р.В., «Конституционное право» учебник / Р.В. Енгибарян,Э.В Тадевосян. — М., 2002. — С. 171
III. Иные источники:
8. http:// www.vesti.ru/doc.html?id=244268&cid=5