Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский государственныйуниверситет
Юридический факультет Заочное отделение
Кафедра уголовного права икриминологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Уголовное право»
на тему: «Воспрепятствование законнойпредпринимательской деятельности»
Выполнила студентка 2 курса
заочной формы обучения
Чернова Светлана Александровна
Научный руководитель к.ю.н., доцент
Абдрахманова Е.Р.
Ульяновск
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Толкование статьи УК 169 «Воспрепятствованиезаконной предпринимательской или иной деятельности»
1.1 Объект и субъектпреступления
1.2 Объективная исубъективная сторона преступления
1.3 Виды преступленияи ответственность за их совершения
Глава 2. Проблемы нормативно-правового обеспечения свободыпредпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Уголовная ответственностьза преступление в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы22 УК. В ранее действовавшем уголовном законодательстве эти преступленияименовались хозяйственными.
С принятием нового УК РФизменилось как само название данной разновидности посягательств на нормальнуюэкономическую деятельность по производству, распределению, обмену и потреблениюматериальных благ и услуг, так и их система. Это связано с переосмыслением ролиуголовного права а охране экономических отношений переходного к рынку периода.В связи реформированием экономической системы, изменением принциповгосударственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессеосуществления хозяйственной деятельности, уголовное право призвано осуществлятьборьбу преимущественно с новыми, неизвестными ранее общественно опаснымиформами экономического поведения, как то: незаконное предпринимательство,недобросовестная конкуренция и монополистическая деятельность, обманныедействия в отношении кредиторов и т.п.
Содержащиеся в новом УКнормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности иразнообразия ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства отнедобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров иуслуг, защиту финансовых интересов государства. Результатом конструированияновой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, чтоее образуют преимущественно неизвестные ранее отечественному уголовномузаконодательству составы преступлений.[1] Уголовный кодекс РФустанавливает ответственность за 32 вида преступлений в сфере экономическойдеятельности, из которых лишь 11 содержалось в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года.
Преступлениями в сфереэкономической деятельности являются предусмотренные уголовным закономобщественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения,складывающиеся по поводу производства, распределений, обмена и потребления,материальных благ и услуг.
Объединяя всамостоятельную главу преступления, совершаемые в сфере экономическойдеятельности, закон исходит из общности видового объекта посягательства.Таковым являются общественные отношения, возникающие по поводу осуществлениянормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену ипотреблению материальных благ и услуг. Непосредственными объектами вступаютконкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе функционированияопределенной сферы экономической деятельности. При совершении некоторыхпреступлений в сфере экономической деятельности причиняется вред материальныминтересам граждан (например, при обмане потребителей).
С объективной стороныбольшинство преступлений в сфере экономической деятельности совершаются путемактивных действий (например, незаконное предпринимательство, принуждение ксовершению сделки или к отказу от ее совершения, законное использованиетоварного знака, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг идр.). Некоторые преступления могут быть выполнены путем бездействия (например,злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, не возвращение натерриторию РФ предметов художественного, исторического и археологическогодостояния народов РФ и зарубежных стран, воспрепятствование законнойпредпринимательской деятельности и др.). Обязательный признак ряда преступленийв сфере экономической деятельности – наступление предусмотренных закономобщественно опасных последствий. Эти преступления имеют материальные составы.Такие преступления признаются оконченными с момента наступления указанных взаконе последствий, как правило, крупного ущерба. В преступлениях в сфереэкономической деятельности, составы которых сконструированы по типуматериальных, надо установить наличие причинной связи между деянием ипреступным результатом.[2]
Одной из статейУголовного кодекса в разделе экономических преступлений является статья 169«Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»,которая регламентирует отношения между объектом предпринимательскойдеятельности и субъектом, регистрирующим действия и правовые документыпредпринимателя.[3]
Глава 1. Толкование статьи УК 169«Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»
1.1 Объект и субъект преступления
Предпринимательство, какметод ведения экономической деятельности предполагает самостоятельность инезависимость хозяйствующих субъектов, наличие у них совокупности прав и свободпо выбору вида предпринимательской деятельности, формирований производственнойпрограммы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбытупродукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.п.Самостоятельность предпринимателя означает, что над ним нет руководящегооргана, определяющего направления, формы и методы деятельности производстватоваров, оказанию услуг и т.п.[4]
Воспрепятствованиезаконной предпринимательской деятельности посягает на важную сферу общественныхотношений, связанных со свободным осуществлением этой деятельности, право накоторое предоставлено гражданам Конституцией РФ: «Каждый имеет право насвободное использование своих способностей и имущества для предпринимательскойи иной не запрещенный законом экономической деятельности» (ст. 34).[5]
Общественная опасностьрассматриваемого преступления заключается в том, что в результате незаконноговмешательства государственных должностных лиц в деятельность индивидуальногопредпринимателя или коммерческой организации нарушаются их права приосуществлении законной экономической деятельности.
Объектом преступленияявляется гарантированное Конституцией РФ право каждого гражданина илиюридического лица на занятие законной предпринимательской деятельностью. Собъективной стороны это преступление выражается в воспрепятствовании законнойпредпринимательской деятельности. Диспозиция ст. 169 УК бланкетная, поэтому дляее уяснения необходимо обращение к различным нормативным актам. Содержаниетерминов «индивидуальный предприниматель», «коммерческая организация»раскрывается в Гражданском кодексе РФ. Так, в ст. 23 ГК говорится, чтогражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица с момента государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя, а ст. 50 ГК, в частности, устанавливает, что юридическимлицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основнойцели своей деятельности (коммерческие организации).[6]Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться вформе хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов,государственных и муниципальных унитарных предприятий.[7]
Под предпринимательскойдеятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке (п. 1 ст.2 ГК).
Субъектом преступленияявляется должностное лицо органа исполнительной власти или регистрационнойпалаты, осуществляющее регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.
Субъектом преступлениявыступает только должностное лицо, использующее вое служебное положение длявоспрепятствования законной предпринимательской деятельности индивидуальногопредпринимателя или коммерческой организации.
Содержание понятиядолжностного лица раскрывается в п.1 признаются примечания к ст. 285 УК:должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальномуполномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющиеорганизационно-распорядительные, местного самоуправления, государственных имуниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Субъектами воспрепятствованиязаконной предпринимательской деятельности в указанных в диспозиции ч.1 ст. 169УК формах вступают разны должностные лица. Так, субъектом воспрепятствованиязаконной предпринимательской деятельности путём неправомерного отказа врегистрации или уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя ликоммерческой организации, отказа выдаче или уклонения от выдачи специальногоразрешения (лицензии) на право осуществления определённой деятельности могутбыть лишь те должностные лица, чьи особые полномочия связаны с принятиемрешения о регистрации или выдачи лицензии. Что же касается иных,предусмотренных диспозиции ч. 1 ст. 169 УК, форм воспрепятствования законнойпредпринимательской деятельности, то здесь круг субъектов несравненно шире: вих число входят практически все должностные лица, что их служебное положениепозволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельностьграждан и организаций. Если же должностное лицо такими полномочиями необладает, то его действия данного состава преступления не образуют.[8]
1.2 Объективная и субъективнаясторона преступления
Преступление,выражающееся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности,посягательства на основополагающие начала предпринимательства самостоятельностьи независимость хозяйствующих субъектов состоит в совершении следующихдействий:
1) неправомерныйотказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческойдеятельности;
2) уклонение отрегистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
3) неправомерныйотказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определеннойдеятельности;
4) уклонение отвыдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определеннойдеятельности;
5) ограничение прави законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческойорганизации в зависимости от организационно-правовой формы или формысобственности;
6) ограничениесамостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельностьиндивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
Неправомерный отказ врегистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организациивыражается в открытом нежелании осуществить регистрацию, несмотря на то, чтопредставленные заявителем документы отмечают предусмотренным законамтребованиям. Для осуществления государственной регистрации коммерческойорганизации, ее учредительные документы (заявление о регистрации; утвержденныйучредителями (учредителем) устав; решение о создании организации или договоручредителей; документы, подтверждающие оплату процентов уставного капитала(фонда) организации; свидетельство об уплате государственной пошлиныпредставляются либо направляются по почте в регистрирующий орган (органыисполнительной власти или регистрационная палата).
Для государственнойрегистрации индивидуального предпринимателя им должны быть представлены илинаправлены по почте в регистрирующий орган: заявление, составленное поустановленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора.
Согласно п. 35 ЗаконаРСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и ст. 10 Положения кпорядку государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельностиотказ в регистрации предприятия (предпринимателя) допускается только в случаяхнесоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в нихсведений установленным требованиям.[9] Неправомерным отказом ирегистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организацииявляются, например, случаи открытого нежелания осуществить такую регистрациюпод предлогом необходимости представления коммерческой организацией гарантийныхписем и иных документов, подтверждающих ее местонахождение; необходимостиобязательного личного присутствия индивидуального предпринимателя в моментрегистрации в регистрирующем органе и т.п.
Уклонение от регистрациииндивидуального предпринимателя или коммерческой организации – относительноболее скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательскойдеятельности, свидетельствующая о стремлении избежать регистрациииндивидуального предпринимателя или коммерческой организации в установленныйзаконом срок.
Согласно ст. 5 положенияо государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельностирегистрация коммерческой организации осуществляется регистрирующим органом непозднее трех дней с даты представления необходимых документов, либо в течениитридцати календарных дней с даты почтового в отправления, указанной в квитанцииоб отсылке учредительных документов. В соответствии со ст. 7 данного Положениягосударственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляетсярегистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок смомента получения документов по почте.
Уклонение от регистрациив указанные сроки может сопровождаться ссылками на отсутствие достаточногоколичества сотрудников регистрирующего органа или на их чрезвычайнуюзагруженность и т.п.
Неправомерный отказ ввыдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельностивыражается в открытом нежелании выдать такое разрешение при отсутствии к томуоснований. Согласно порядку ведения лицензионной деятельности, утвержденномпостановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. №1418, основаниями для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленнымзаявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертноезаключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществлениясоответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. При отсутствииперечисленных оснований отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) наосуществление определенной деятельности является неправомерным.
Уклонение от выдачиспециального разрешения (лицензии) означает невыполнение в установленныйзаконом срок обязанности по выдаче специального разрешения (лицензии) на правоосуществления определенной деятельности. Согласно Порядку ведения лицензионнойдеятельности, решение о выдаче лицензии принимается в течении 30 дней со дняполучения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимостипроведения документальной, в том числе независимой экспертизы решениепринимается в 15-дневный; срок после получения экспертного заключения, но непозднее 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами.[10]
Ограничение прав и законныхинтересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации взависимости от организационно-правовой формы или формы собственности можетвыражаться в принятии нормативных актов или совершении действий, которыесоздают дискриминирующие условия деятельности отдельного индивидуальногопредпринимателя или коммерческой организации необоснованном предоставленииотдельному индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации льгот,ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим индивидуальнымпредпринимателям или коммерческим организациям работающим на рынке того жетовара и т.п.
Ограничениисамостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельностьиндивидуального предпринимателя или коммерческой организации может бытьсовершенно путем установления необоснованных запретов на осуществлениеопределенных видов деятельности или на производство определенных видов товаров;необоснованного препятствия осуществлению предпринимательской деятельности вкакой либо сфере установлении запретов на продажу, покупку, обмен, приобретениетовара из одного региона РФ в другой; дачи индивидуальным предпринимателям иликоммерческим организациям указаний о первоочередной поставке товаров,выполнении работ, оказании услуг определенному кругу покупателей (заказчиков)или о приоритетном заключении договоров без учета установленныхзаконодательством приоритетов и интересов предпринимателя.[11]Рассматриваемо преступление имеет формальный состав и признается оконченным смомента совершения одного из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК деяний(действия и бездействия).[12]
Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает общественно опасный ипротивоправный характер деяний, образующих воспрепятствование законнойпредпринимательской деятельности, и желает их совершить.
Мотивы преступления могутбыть различными (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют.Нередко отказ или уклонение от регистрации или от выдачи лицензии, иныедействия по ограничению прав и законных интересов предпринимателей являютсяспособом вымогательства у них взяток. В этом случае должностное лицо виновно нетолько в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, но и вполучении (покушении) взятки, сопряженном с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст.290 УК).[13]
1.3 Виды преступленияи ответственность за их совершение
Статья 169 УКпредусматривает два вида данного преступления: основной (ч.1), характеризуемыйрассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч.2). Квалифицированнымвидом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательскойдеятельности, совершенное нарушение вступившего в законную силу судебного актаили причинившее крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актомявляется решение народного или арбитражного суда, которым признаются действия(бездействие) должностного лица органов государственной власти или органовместного самоуправления, выразившиеся в отказе от регистрации индивидуальногопредпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний изперечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК. При воспрепятствовании законнойпредпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силусудебного акта имеет место повторное совершение этого преступления, субъектомкоторого может быть и другое должностное лицо. Однако необходимо, чтобыдолжностное лицо, повторно воспрепятствовавшее индивидуальному предпринимателюили коммерческой организации занятию законной предпринимательскойдеятельностью, знало о наличии соответствующего судебного акта, вступившего взаконную силу.
Понятие «крупный ущерб»применительно к ч. 2 ст. 169 УК в законе не раскрыто. Поэтому при решениивопроса о том, является ли причиненный ущерб крупным при совершении данногопреступления, необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела, размера какреального (прямого) материального ущерба, так и упущенной выгоды. Реальный(прямой) ущерб включает в себя, например, затраты на приобретение оборудования,покупку или аренду производственного помещения, порчу или утратупанировавшегося к отправке товара. Упущенная выгода подсчитывается в суммедохода, исчисленного с учетом реальной конъюнктуры, но не полученного в результатевоспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, срывапланировавшейся сделки. При определении размера ущерба могут учитываться такжепотери, понесенные потребителями товаров или услуг, контрагентамипредпринимателя (юридическими или физическими лицами), удовлетворениепотребностей которых стало невозможны. Предпринимательская деятельностьрегламентируется Гражданским кодекс РФ и иными нормативными актами. О еепонятии, порядке регистрации и лицензировании (комментарий к ст. 169 УК).
Деяний совершенныедолжностным лицом с использованием своего служебного положения по ч. 1 ст. 169УК РФ называются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцатимесяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере довосьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного осужденногоза период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцатидо ста восьмидесяти часов.[14]
Те же деяния, совершенныев нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившиекрупный ущерб, наказываются лишением права заниматься, совершенные в нарушениевступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб,наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере довосьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок отста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех дошести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.[15]
Глава2. Проблемы нормативно правовогообеспечения свободы предпринимательской деятельности
Среди неотъемлемых прав исвобод человека и гражданина, закреплённых в Конституции РФ, не последнее местозанимает право на свободное осуществления своих экономических прав. Так, ст. 34провозглашает право любого индивида >. Приведённое положение конкретизируется вст.37 Конституции РФ, в соответствие с которой >. Граждане не могут быть ограничены в выборе сферыприложения своих трудовых устремлений, за исключением случаев, специальноустановленных федеральным законами, по основаниям, указанным в ст. 17,55,56Конституции РФ. На защиту предпринимательской и иной деятельности направленаст.169УК РФ, которая охраняет достаточно широкую сферу, включающую не толькопредпринимательскую и иную экономическую деятельность, но и другие видыдеятельности, непосредственно не связанные с извлечением прибыли. Первоначальнов Уголовном кодексе РФ(1996 г.) круг субъектов гражданско-правовых отношений,воспрепятствование законной деятельности которых влекло применение меруголовно-правового воздействия, был уже и включал лишь индивидуальныхпредпринимателей и коммерческих организаций. Однако позднее в соответствие сФедеральным законом от 25июня 2002г. Редакция ст. 169 УК РФ была изменена, и всферу уголовно-правовой охраны включались в том числе интересы иныхнекоммерческих организаций, что, на наш взгляд, вполне оправданно. Интересыпоследних также могут быть ущемлены в результате неправомерных действийдолжностных лиц, ответственных за принятие решений, имеющих важное значение дляправового оформления таких организаций и последующих их деятельности. Воспрепятствованиедолжностных лиц занятию предпринимательской или иной деятельностью можетвыражаться в неправомерном отказе в регистрации или в выдаче лицензий,уклонение от их выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуальныхпредпринимателей или юридических лиц в зависимости от ихорганизационно-правовой формы, в совершении иных действий, направленных наограничение законных прав, интересов, самостоятельности хозяйствующихсубъектов, или осуществляться в форме иного незаконного вмешательства в ихдеятельность. Если в результате неправомерных должностных лиц наступили вредныепоследствия, которые можно оценить в материальном выражении и определить вкачестве крупного ущерба, то все содеянное образует квалифицированный составпреступления, предусмотренный ч. 2 ст. 169 УК РФ[16].Должностным лицам предоставлены широкие полномочия в сфере регистрационной,лицензионной и иной деятельности, что нередко приводит к злоупотреблению этимиполномочиями, существенному ограничению прав и свобод участников экономическихи других отношений. Вместе с тем следует отметить, что причиной неправильногоприменения отраслевого законодательства, которое в конечном итоге можетпривести к воспрепятствованию предпринимательской деятельности, зачастуюявляется неправильное толкование его положений, которое дается в нормативныхправовых актах, издаваемых органами исполнительной власти.[17]Например, в правоприменительной практике нередки случаи, когда лицензионныеорганы требуют от предприятий, производящих и реализующих алкогольнуюпродукцию, получения дополнительных лицензий, поскольку они не соблюдаюттребований, содержащихся в письме Министерства РФ по налогам и сборам «Охранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемойдеятельности» от 17 мая 2000г. № ВБ 6-32/379. в соответствии с этим письмомналичие у организации лицензии на производство, хранение, поставку,произведенного вина «не дает право этим организациям осуществлять по указаннымлицензиям хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихсясобственностью данной организации». Иными словами, в тех случаях, когдаспиртосодержащая продукция не принадлежит на правах собственности юридическомулицу, которое осуществляет ее хранение, необходимо получить специальнуюлицензию именно на хранение такой алкогольной продукции. При этом лицензионныеорганы, как правило, ссылаются также на ст. 18 Федерального закона «Огосударственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. (в ред. От 25 июля 2002 г.). однако в подобных случаях, по нашему мнению, допускаетсянеправильное применение положений указанного Федерального закона, ст. 18которого не содержит таких установлений. В ней лишь перечисляются видыдеятельности, на ведение которых необходимо получить лицензию. Поэтому в техслучаях, когда предприятие получило лицензию на хранение, производство ипоставку своей алкогольной продукции, оно в то же время может хранить не толькосвою, но и любую другую продукцию. Аналогичным образом трактуются положениярассматриваемого Федерального закона и в постановлении федеральногоарбитражного суда Центрального округа по кассационной жалобе ЗАО ТД «Брянскаяводка» от 28 апреля 2001 г. (дело № А09-6597/2000-22). В нем, в частности,отмечается, что п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. «не ставит в зависимости получение лицензии на определенный вид деятельности от наличия правасобственности на аналогичную продукцию». Как представляется, Министерство РФ поналогам и сборам, не имея на это достаточных правомочий, фактически изменилонорму Федерального закона, придав ей иное содержание. Положения письма МНСРоссии от 17 июня 2000 г. противоречат и требованиям, которые предъявляются кподготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительнойвласти. Так, в Разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовыхактов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999г.№17 (рег. №1835 от 16 июля 1999 г.) и основанных на постановлении ПравительстваРФ «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г., указывается, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти должныиздаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил,инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем ителеграмм не допускается. Таким образом, указанное письмо МНС России,устанавливающее иной, отличный порядок получения лицензий на деятельность,связанную с производством, хранением алкогольной продукции, является незаконными не может использоваться при обосновании привлечения лица к уголовнойответственности за предпринимательскую деятельность, осуществляемую безлицензии. Наличие у организации, занимающейся изготовлением алкогольнойпродукции, лицензии на ее производство, хранение и поставку, разрешает ейосуществлять хранение не только собственной продукции, но и продукции,принадлежащей на праве собственности иным организациям. Поэтому требованиеполучить лицензию и на хранение чужой продукции незаконно, а предъявляемые всвязи с этим претензии налоговых органов необоснованны. Таким образом, защитаэкономической деятельности во всех ее проявлениях должна начинаться преждевсего с издания нормативных актов, исключающих противоречащие друг другуположения.[18] Но последняя роль всоблюдении данного требования должна отводиться и органам прокуратуры,осуществляющим надзор за соответствием издаваемых нормативных правовых актовфедеральным законом.
Рассмотрим пример,который говорит нам о противоречиях закона № 169 УК и действий, происходящих вреальной жизни.
Проблемы, о которыхпройдет речь ниже, известны автору из собственного практического опыта. Ониактуальны для Москвы, возможно, их нет в регионах РФ.
Юридическое лицорегистрируется в Московской Регистрационной палате. В течении 10 днейпредприятие должно встать на учет в ИМНС. За эти 10 дней необходимо изготовитьпечать фирмы (около 5 дней), получить коды статистики в Госкомстате РФ (2 дня).Затем нужно встать в очередь, записавшись в определенный день, на прием кинспектору. В Москве есть налоговые инспекции, в которых на прием документовдля регистрации записывают на месяц вперед. Чтобы не нарушать требования ст.116 НК в этом случае нужно не заявлении о постановке на учет поставить отметкув секретариате с указанием даты обращения. Иногда это сделать довольно сложно.
Однажды при постановке научет Общества с ограниченной ответственностью в ИМНС 37 инспектор отказалсяпринять документы и не поставил отметку на заявлении на том основании, что впакете документов фирмы не хватало какой-то бумаги. Это был последний, десятыйдень с момента регистрации. Дело закончилось штрафом в 5000 рублей. Конечно,инспектор был не прав, но доказать это было бы достаточно сложно, потому чтоследов посещения ИМНС работником фирмы не осталось. В таких ситуациях надоиспользовать право налогоплательщика отправлять любые документы по почтезаказным письмом с уведомлением. Если отправить по почте даже неполный пакетдокументов, необходимых для постановки на учет, и сделать это в течении 10 днейс момента регистрации фирмы, налогового правонарушения не будет. Даже если ИМНСполучит эти документы через две или три недели. Но для получения свидетельствао постановки на учет, без которого нельзя открыть счет в банке, придетсяявиться в ИМНС лично директору или главному бухгалтеру фирмы. Вас заставятвыполнить все бюрократические требования и недели через три выдадутсвидетельство, но самое главное – с первых шагов ваша фирма не станет налоговымправонарушителем.
Однако, даже если вырешили предусмотрительно отправить документы в налоговый орган по почте,проблема своевременного уведомления может быть не решена. Из опыта практическойдеятельности по регистрации предприятий мне известны случаи, когда секретарьтерриториальный налоговой инспекции отказывался получать на почте конверт,адресованный в юридический отдел ИМНС. Он требовал, чтобы на конверте былауказанная фамилия получателя. В законе таких требований нет, а такие действиясотрудников инспекции являются уловкой для того, чтобы заставить руководителяорганизации лично явиться с документами в ИМНС.
Другая проблемазаключается в том, что почта, в последнее время, отказывается приниматьпочтовые отправления в адрес ИМНС с описью вложений. В результате квитанция,выданная на почте, фактически означает, что в налоговую инспекцию отправленнекий конверт с неопределенным содержимым. Вряд ли затем отправителю доказать,что он отправлял необходимый комплект документов, а не пустой лист бумаги. Есливы выполнили все требования налоговых органов и предоставили все документы дляпостановки на учет, процедура учета вашего предприятия должна занять не более 5дней. Но для налоговых органов постановка на учет может означать запись данныхо предприятии в журнал или компьютерный файл. Для директора фирмы моментом«прохождения» налоговой инспекции означает получение налогового свидетельства,без которого нельзя работать с банком. Сроком получения свидетельства закон неоговаривает. Это означает, что вы не можете получить свидетельство и черезмесяц после обращения в ИМНС.
Один из моментов,осложняющих быстрое получение свидетельства – желание налогового инспекторавручить его лично директору предприятия. Директор может быть болен, вкомандировке, просто очень занят, но ИМНС не выдает свидетельство даже егозаместителю по доверенности. Сотрудники налоговой инспекции ссылаются при этомна распоряжения и указы своего ведомства – ГНС. Это абсолютно не законно,потому что эти указы не зарегистрированы в министерстве юстиции, но ведь никомуи в голову не придет подать по этому поводу в суд на ИМНС.
Налоговый Кодекс вообщене предусматривает ответственности конкретных чиновников за налоговоенарушение, результатом которого может быть убыток, понесенный налогоплательщиком.В этом смысле нормы НК вообще не соответствуют Конституции РФ, потому чтонарушает принцип равенства всех граждан перед законом.
Уголовный Кодекс такуюответственность предусматривает (ст. 169 «Воспрепятствование законнойпредпринимательской деятельности»). Объективная сторона воспрепятствованиязаконной предпринимательской деятельности в упрощенном виде заключается вследующих действиях должностных лиц: неправомерный отказ в регистрациииндивидуального предпринимателя или коммерческой организации уклонение отрегистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, поднадуманным предлогом или вообще без предлога не делает этого неправомерныйотказ или уклонение от выдачи лицензии на осуществление определенных видовдеятельности ограничение прав и законных интересов предпринимателей взависимости от организационно-правовой формы или формы собственности.[19]
Тем не менее это недействующий, «мертвый» закон, и вот почему. Во-первых, диспозиция статьи носитотсылочный характер к различным нормам гражданского права, которые постоянновидоизменяются. Во-вторых, объективная сторона рассматриваемого преступленияможет состоять как в действии (необоснованный отказ в регистрации), так и вбездействии (уклонение от выдачи регистрационных документов пол надуманнымпредлогом). В-третьих, преступление по ст. 169 УК должно быть совершенно вумышленной форме должностным лицом с использованием своего служебногоположения. Вот как раз умысел практически невозможно доказать. Чиновник всегда можетсослаться на «забывчивость», «занятость», неумышленную ошибку. Именно поэтомувина должностного лица в ряде случаев должна доказываться особо в гражданскомили арбитражном процессе. Только после этого следователь может приступить куголовному расследованию и предъявить обвинение.
Получается так, что вродебы права предпринимателя защищены Уголовным Кодексом, а на деле полная фикция.Умысел и бездействие чиновника почти не возможно доказать, да еще доказыватьсвою правоту нужно пройти два суда: арбитражный и уголовный. Другими словами,самые «защищенные» законом наши сограждане – это чиновники. С точки зренияздравого смысла не понятно, почему подобные деяния рассматриваются в рамкахУголовного Кодекса. Когда бизнесмен не вовремя подает какие-то сведения илидокументы в ИМНС, его действия рассматриваются в диспозиции Налогового кодексаи наказанием ему является штраф. Если чиновник не своевременно или неправильновыдает разрешение и этим ущемляет права предпринимателя его также разумнонаказывать штрафом. Засеем для этого привлекать уголовный суд?
Заключение
Исходя из вышесказанного,можно сделать следующие выводы:
Воспрепятствованиезаконной предпринимательской деятельности признается оконченным преступлением смомента совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 169 УК действий(бездействия), независимо от того, повлекли ли они последствия, на достижениекоторых были направлены.
С объективной стороныпреступление состоит в совершении следующих действий:
1) неправомерный отказ врегистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
2) уклонение отрегистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
3) неправомерный отказ ввыдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определеннойдеятельности;
4) уклонение от выдачиспециального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
5) ограничение прав изаконных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организациив зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;
6) ограничениесамостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельностьиндивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
С субъективной стороныпреступление может быть совершенно с прямым умыслом. Виновный сознает, чтопрепятствует законной предпринимательской деятельности индивидуальногопредпринимателя или коммерческой организации, и желает этого.
Мотивы преступления могутбыть различными (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют.
Субъектом преступлениявыступает только должностное лицо, использующее свое служебное положение длявоспрепятствования законной предпринимательской деятельности индивидуальногопредпринимателя или коммерческой организации. Должностными лицами признаютсялица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функциипредставителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные,административно-хозяйственные функции в государственных органах, органахместного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также вВооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формирований РФ.
Субъектамивоспрепятствования законной предпринимательской деятельности в указанных вдиспозиции ч. 1 ст. 169 УК формах выступают разные должностные лица.
Объектом преступленияявляется установленный законом порядок, обеспечивающий нормальное осуществлениепредпринимательской деятельности.
Статья 169 УКпредусматривает два вида данного преступления: основной (ч.1), характеризуемыйрассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч.2). Квалифицированнымвидом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательскойдеятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебногоакта или причинившее крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актомявляется решение народного или арбитражного суда, которым признаютсянеправомерными действия (бездействие) должностного лица органов государственнойвласти или органов местного самоуправления, выразившиеся в отказе отрегистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либосовершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК.
Одной из наиболее сложныхпроблем практики применения уголовно-правовых норм об ответственности зафинансовые преступления, является определение минимального размера ущерба,наносимого деянием, достаточного для возбуждения уголовного дела (например,минимального размера незаконной валютной сделки). К сожалению, данная проблемасегодня в основе не решена полностью. Соответствующий размер определяетсяправоприменителем, чаще всего произвольно, в соответствии с традициямисудебно-следственной практики региона, а иногда просто на основе здравогосмысла. Размер ущерба, причиняемый тем или иным финансовым преступлением (вслучае, если он имеет квалифицирующее значение), определяется на моментсовершения преступления на основе официально установленного на тот же моментминимального размера оплаты труда или курса валют.
Несмотря не трудности ипроблемы с доказательствами, по данным статистики в одном из субъектов РФ в2005 году в органы прокуратуры поступило 5 сообщений от предпринимателей онезаконном вмешательстве должностных лиц в осуществление ими даннойдеятельности.
По всем сообщениямпроведены проверки, по результатам которых по одному факту возбуждено уголовноедело. Прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам преступления,предусмотренного ч. 2 ст. 169 УК РФ по факту необоснованного направлениязапроса сотрудниками УБОБ директору муниципального предприятия «Деловой городскойцентр» о предоставлении информации, представляющей коммерческую тайну.Уголовное дело расследуется.
В 2005 году прокуратуройвыявлено 479 нарушений законодательства прав предпринимателей и юридическихлиц. Внесено 61 представление, опротестовано 12 правовых актов, в суднаправлено 342 заявления, дважды выносилось предостережение должностным лицам онедопустимости нарушения федерального законодательства. К административнойответственности привлечен 1 человек.
Прокуратурой областипостоянно контролируется исполнение приказа Генерального прокурора «Оборганизации прокурорского надзора за исполнением законов о защите правсубъектов предпринимательской деятельности». Закон в действии.
Список используемой литературы
Нормативные источники
1. Конституция РФ. –М., 2001
2. Уголовный КодексРФ. — М.: Эксмо, 2010
3. Уголовный КодексРФ (от 15.08.1992г.)
4. Комментарии кУголовному Кодексу РФ постатейный, под ред. В.М.Лебедева, «Юрайт», 2004
5. ГражданскийКодекс РФ в 2ч., — М., Юрист, 2000
6. Комментарии кГражданскому Кодексу РФ с постатейными аннотациями. – М., 2001
7. Собраниезаконодательства РФ, 1999 г. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательскойдеятельности»
8. Собраниезаконодательства РФ, 1998 г. Положение о порядке государственной регистрациисубъектов предпринимательской деятельности. Указ Президента РФ
Книги
1. «Уголовное право»под ред. Проф. А.И. Рарога, — 356с
2. «Уголовное право(особенная часть)» под ред. Б.В. Здравомыслова -246с
3. Жалинский А.Э.Комментарий к главе 22 УК РФ в Комментарий УК РФ. М., «Юрайт», изд., 2002 –145с
4. Волженкин Б.В.сПреступления в сфере экономической деятельности. СПб., Юридический Пресс Центр,2002 – 548с
5. Преступления всфере экономики. Постатейные материалы к новому Уголовному Кодексу РФ/сост.П.С. Яни. М., 2002 – 206с
6. Гаухман Л.Д.,Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.,2002 – 325с
7. Горелик А.С.,Шишко И.В., Хлупина Г.И. Преступления в сфере экономической деятельности.Красноярск, 2002 – 435с
8. Лопашенко Н.А.Вопросы квалификации преступления в сфере экономической деятельности. Саратов,2003 – 137с
9. Яни П.С.Экономические и служебные преступления. М., 2002 – 256с