Оглавление
Введение
1. Правовые и организационные основыдеятельности вневедомственной охраны при ОВД
2. Порядок приёма объектов и имуществасобственников и организация их охраны
3. Взаимодействие вневедомственной охраны сдругими службами ОВД, хозяйственными органами и общественностью
4. Правовое положение и основныенаправления деятельности ОМОН
Заключение
Литература
/>/>Введение
Обеспечениесохранности собственности является одной из важнейших задач государства. Напротяжении многих периодов истории России ее государственные органы, в томчисле и Министерство внутренних дел, выполняли задачи, которые были неизменнымив течение длительного времени. Однако охрана материальных и других ценностейвозлагалась, в основном, на ведомственную охрану при органах внутренних дел,финансируемую государством (ведомственная охрана фактический прообразсовременной вневедомственной охраны МВД Российской Федерации). Сложность ввыделении достаточных средств на содержание такой системы охраны в послевоенныйпериод объективно вынудило правительство СССР искать новые формы обеспеченияохранной функции государства.
Вэтой связи 29 октября 1952 года Совет Министров СССР принимает постановление №4633-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отрасляхнародного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшениюдела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств».Данное постановление, разрешив создание при органах милиции республиканских,краевых и областных центров подразделений вневедомственной наружной сторожевойохраны, положило начало становлению вневедомственной охраны.
Дальнейшимшагом по пути повышения надежности охраны товарно-материальных ценностей,сокращения численности ведомственной охраны и удешевления ее содержания явилосьпринятие Советом Министров СССР постановления от 24 января 1959 г. № 93-42«Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений»,которым предусматривалось установление двух видов вневедомственной охраны:военизированной и сторожевой.
ПостановлениемСовета Министров РСФСР от 18 мая 1962 г. № 670 перед вневедомственной иведомственной охраной были поставлены задачи по внедрению технических средствохраны. В 1964-1966 годах в порядке эксперимента с разрешения советов министровсоюзных республик в некоторых городах страны взамен сторожевой охраны былавведена милицейская охрана объектов. Преимущество такой охраны по сравнению состорожевой было бесспорно, т.к. вооруженный работник милиции, находясь на посту(в дальнейшем маршруте), осуществляет охрану не только объектов, но и общественногопорядка и обеспечивает борьбу с преступностью. Охрана объектов подразделениямимилиции себя оправдала.
Всвязи с этим Совет Министров СССР распоряжением от 10 мая 1967 г. № 1025рпредложил данную форму охраны объектов распространить на другие города страны сзаменой занятых на обходных постах сторожей лицами рядового и младшего начальствующегосостава милиции с содержанием их за счет средств вневедомственной охраны.
ПостановлениеСовета Министров СССР от 31 декабря 1970 г. № 1049 «О совершенствованииохраны объектов народного хозяйства» положило начало развитию специфическоговида охраны — милицейской охраны с помощью пультов центрального наблюдения (ПЦН).В этом же году в составе вневедомственной охраны созданы подразделения ночноймилиции. В 1976 году внедряются первые автоматизированные системы централизованнойохраны и создаются группы задержания ПЦО. С 1979 года под вневедомственнуюохрану начали передаваться учреждения банков.
В1985 году часть объектов, охраняемых так называемой ведомственной милицией,перешла также под вневедомственную охрану.
Спринятием Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РоссийскойФедерации» вневедомственная охрана стала функционировать в условиях всевозрастающей конкуренции с другими охранными предприятиями. В этих условиях длявневедомственной охраны появилась необходимость не только пересмотретьнормативно-правовую базу своей деятельности, но и полностью перестроить своиотношения с собственниками, существенно увеличить перечень оказываемых услуг накомплексной основе, подготовить кадры руководителей всех звеньев, способных иумеющих работать в условиях рыночных отношений.
Актуальностьтемы курсовой работы состоит в том,что среди государственных охранных структур особое место занимаетвневедомственная охрана при органах внутренних дел. Ее значимость обусловленаследующими факторами:
1.Вневедомственная охрана, представляя органы исполнительной власти, осуществляетсвою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержитсяза счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам отсобственников.
2.Подразделения вневедомственной охраны вносят существенный вклад в охрануобщественного порядка и борьбу с преступностью, не получая никаких бюджетных ассигнований.
3.Вневедомственной охраной накоплен весомый опыт в сфере обеспечения имущественнойбезопасности. В настоящее время вневедомственной охраной обеспечиваетсябезопасность более 1,5 млн. квартир граждан, 430 тысяч объектов различных формсобственности, четвертую часть из которых, составляют объекты особой важностии жизнеобеспечения, в том числе 57 тыс., подлежащих государственной охране.
Основнаяцель исследования состоит в изученииосновных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность службывневедомственной охраны при ОВД и ОМОН.
Всоответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть порядок приёма объектови имущества собственников и организация их охраны.
2. Отразить правовые иорганизационные основы деятельности вневедомственной охраны при ОВД.
3. Изложить правовое положение и основные направления деятельностиОМОН. />/>1. Правовые и организационные основыдеятельности вневедомственной охраны при ОВД
Вневедомственнаяохрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорнойоснове для защиты имущества собственников и организуется в городах, районныхцентрах и поселках городского типа.
Основополагающими (статусными) нормативными правовыми актами,регламентирующими деятельность службы по охране имущества юридических ифизических лиц, а также наиболее полно определяющими ее задачи, функции,организационные основы и источники финансирования за счет средств, поступающихна основе договоров, являются Закон Российской Федерации «О милиции»,постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589«Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних делРоссийской Федерации», приказ МВД от 20 октября 1992 года № 372. «Оборганизации исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 14августа 1992 года № 589 “Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации”, Наставление по организациислужбы военизированных и сторожевых подразделений ВОХР, введённое приказом МВДРоссии от 22.03.93 № 121. В соответствии с разделом 2 Положения о милицииобщественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденногоУказом Президента РФ N 209 от 12.02.93, подразделения вневедомственной охраныпри органах внутренних дел, относятся к подразделениям милиции общественнойбезопасности (местной милиции) и как составляющая часть милиции входят всистему органов исполнительной власти. То, что милиция в Российской Федерации — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать,в частности, собственность от преступных и иных противоправных посягательств инаделенных правом применения мер принуждения, установлено статьей 1 Закона РФ«О милиции».
Врамках выполнения этих функций Положением о вневедомственной охране наподразделения вневедомственной охраны возложены следующие основные задачи: [2]
- охрана имущества собственников наоснове договоров;
- участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению охраныматериальных ценностей;
- проведение на территории Российской Федерации единой технической политики вобласти создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроляза качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Вневедомственнаяохрана в соответствии с возложенными на нее задачами:
— обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренныедоговорами с собственниками;
— в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросамзащиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
— участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иныхпрограмм и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
— осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений иорганизаций;
— организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иныеработы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняетфункции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
— осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектныхи монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованиемприборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их вэксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основена неохраняемых объектах;
организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе изарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов наее использование на территории Российской Федерации;
участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной сигнализации.
Донынешнего года организационная структура управления службой вневедомственнойохраны осуществлялась в соответствии с рис. 1.
Министерствовнутренних дел России во исполнение решения Комиссии Правительства РоссийскойФедерации по оптимизации бюджетных расходов проводит внутреннее реформированиесвоих структурных подразделений. В 2004 году вневедомственная охранапереведена на сметно-бюджетное финансирование. В текущем году была продолженаработа по реорганизации вневедомственной охраны при органах внутренних делРоссийской Федерации.
Всистеме МВД РФ создано два самостоятельных структурных подразделения, призванныхот лица государства обеспечивать безопасность и охрану имущества на охраняемых объектах.[3]
Перваяструктура МВД РФ включает в себя строевые подразделения милиции вневедомственнойохраны, основной задачей которых является обеспечение безопасности и охранаматериальных ценностей на объектах государственной формы собственности и накритически опасных объектах (критерии и перечень критически опасных объектовустанавливаются постановлением Правительства РФ), а также обеспечение охраныобъектов различных форм собственности и квартир граждан, подключенных на пультыцентрализованной охраны подразделений вневедомственной охраны при ОВД. Охранакоммерческих объектов, осуществляемых в настоящее время стационарнымимилицейскими постами вневедомственной охраны передается военизированным подразделениям.
/>
Рис. 1. Организационная схема управления службой вневедомственной охраны
Этимрешением достигается выведение милицейской службы из-под непосредственнойфинансовой зависимости от собственников охраняемого имущества, сведение к минимумуфактов втягивания охраны (непосредственно сотрудников милиции вневедомственнойохраны) в имущественные споры коммерческих структур.
Такимобразом, теперь в состав вневедомственной охраны при ОВД входят толькомилицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал.
Высвобождаемаячисленность перераспределена под новые объемы работы, в том числе по охране иантитеррористической защищенности объектов особой важности, повышеннойопасности и жизнеобеспечения, жилых помещений граждан, на создание для этихцелей дополнительных мобильных групп задержания милиции, задействованных всистеме единой дислокации органов внутренних дел.
Вэтой связи переработаны типовые структуры и штаты подразделений вневедомственнойохраны всех уровней, предусматривающих объединение обеспечивающих служб(материально-технического обеспечения, бухгалтерий, кадровых аппаратов и др.) ссокращением административно-управленческого персонала.
Втораяструктура МВД РФ создана для выполнения государством функций безопасностиобъектов и охраны имущества службами ВОХР и сторожевой охраны на объектахразличных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране.
Всоответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля2005 года № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органахвнутренних дел Российской Федерации» на базе военизированных и сторожевых подразделенийвневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации иподразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации,осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонтутехнических средств охраны, создано федеральное государственное унитарное предприятие«Охрана» (далее – ФГУП) Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Данноепредприятие имеет статус юридического лица, с организацией филиальной сети навсей территории Российской Федерации и жестким подчинением органам управленияМВД.
Функцииучредителя ФГУП осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральныйорган по управлению государственным имуществом и МВД России в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ №66 от11.02.2005 г. предопределено, что ФГУП является правопреемником обязательств подоговорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах внутреннихдел Российской Федерации на военизированную, сторожевую охрану и на проектирование,монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны в соответствии спередаточным балансом, в том числе и действующим тарифам.
Услугиоказываемые Предприятием физическим и юридическим лицам осуществляются натарифах разработанных на основании законодательства РФ, что является стабилизирующимфактором на стоимость всех видов охранных услуг на территории России.
Всоответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации№ 66 приказом МВД Российской Федерации от 21.05.2005 года № 401 утвержденУстав федерального государственного унитарного предприятия «Охрана»Министерства внутренних дел Российской Федерации.[7]
Всоответствии с утвержденным уставом создаются филиалы ФГУП «Охрана» Министерствавнутренних дел Российской Федерации во всех регионах страны, которые будутиметь свои структурные подразделения во всех районах, где базируются подразделениявневедомственной охраны.
Предприятиебудет осуществлять в установленном законодательством Российской Федерациипорядке следующие виды деятельности:
1.Охрану имущества физических и юридических лиц в соответствии с заключеннымидоговорами.
2. Охрану на договорной основе объектов, подлежащих государственной охране вустановленном порядке.
3.Защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств. Принятие мер кпресечению (профилактике) на охраняемых объектах преступлений иадминистративных правонарушений.
4.Обеспечение в соответствии с заключенными договорами на охраняемых объектахпропускного и внутриобъектового режимов.
5.Оказание услуг юридическим и физическим лицам по разработке проектно-сметнойдокументации, изготовлению, поставке, монтажу, пуско-наладке, гарантийному иэксплуатационному обслуживанию, капитальному ремонту инженерно-техническихсредств охраны и систем безопасности, в том числе систем видеонаблюдения,контроля доступа, связи и техническому укреплению объектов (помещений)посредством монтажа (установки), эксплуатационного обслуживания и ремонта:
противоугонныхавтомобильных систем;
домофоновв жилых домах;
металлическихусиленных дверей с замками повышенной прочности и секретности, декоративныхрешеток, жалюзи на оконные проемы и иных элементов технической укрепленностиобъектов;
досмотровогооборудования и обеспечение безопасности (рентгеновских просмотровых комплексов,эндоскопов для осмотра труднодоступных зон, комплектов досмотровых зеркал,носимых и стационарных металлоискателей, дозиметров, обнаружителей взрывчатыхвеществ и блокираторов дистанционно-управляемых взрывных устройств);
системи оборудования пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре, другихчрезвычайных ситуациях и управления эвакуацией;
изготовленияи установки решеток, дверей, упрочнения стекла специальными, защитными пленкамии осуществления других видов механической защиты строительных конструкций.
Проводитна основании договоров мониторинг состояния технических средств охраны, монтажсистем и комплексов централизованного наблюдения, в том числе в подразделенияхвневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
Участвуетв разработке и реализации государственных, региональных и иных программ имероприятий по вопросам обеспечения сохранности имущества.
Подразделениявневедомственной охраны при ОВД (милицейские подразделения вневедомственнойохраны) обязаны организовывать свою работу в полном взаимодействии спредприятием ФГУП «Охрана» МВД Российской Федерации и его структурнымиподразделениями в вопросах участия милицейских подразделений в обеспечении охранныхфункций, контроля несения службы работниками ВОХР и сторожевой службы ФГУП,реагирования на сигналы «тревога», в том числе поступающие с устройств тревожнойсигнализации (кнопки), установленные на объектах охраняемых ВОХР и сторожамиФГУП.
Обеспечениеработников ВОХР и сторожей ФГУП единой формой одежды, средствами вооружения(гладкоствольное и газовое оружие, средства связи, специальные средства защиты)будет осуществляться в прежнем порядке. Все вооружение и снаряжение даннойслужбы передается из подразделений вневедомственной охраны в ФГУП в полном объеме.
Внастоящее время в рамках создания филиалов ФГУП «Охрана» проводится работа поперезаключению соответствующих договоров, заключенных подразделениями вневедомственнойохраны при органах внутренних дел Российской Федерации и исполняемыхвоенизированными и сторожевыми подразделениями вневедомственной охраны приорганах внутренних дел Российской Федерации, а также подразделениями, осуществляющимифункции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средствохраны непосредственно с создаваемыми филиалами ФГУП.
В связи с реформированием службы вневедомственной охраны переименованы:
а)Главное управление вневедомственной охраны Министерства внутренних делРоссийской Федерации в Центр оперативного руководства деятельностьювневедомственной охраны;
б)государственное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана» Главногоуправления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации в федеральное государственное учреждение «Научно-исследовательскийцентр «Охрана";
в)государственное учреждение «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарнойсигнализации» Главного управления вневедомственной охраны Министерствавнутренних дел Российской Федерации в федеральное государственное учреждение«Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации».
Структураи штаты подразделений вневедомственной охраны утверждаются в следующем порядке:
— Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны — Министромвнутренних дел Российской Федерации;
— управлений (отделов) вневедомственной охраны при министерствах внутренних делреспублик в составе РФ, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев,областей, городов Москвы, Санкт — Петербурга и Ленинградской области,автономных образований — руководителями соответствующих министерств, управлений(главных управлений) внутренних дел;
— отделов (отделений) вневедомственной охраны городского, районного и поселковогоуровня — руководителями вышестоящих органов вневедомственной охраны, в прямомподчинении которых они находятся. Численность этих подразделений устанавливаетсяисходя из средств, поступающих в качестве платы за услуги охраны.[3] />/>2. Порядок приёма объектови имущества собственников и организация их охраны
Многообразиевидов договоров заключаемых отделами вневедомственной охраны с различнымисобственниками проиллюстрирует рис. 2.
/>
Рис.2. Договорная основа защиты имущества собственников
Основнымвидом договоров заключаемых отделом вневедомственной охраны с собственникамиразличной формы собственности, являются договора с полной материальнойответственностью. Данный договор предусматривает полное возмещение убытковпричиненных собственнику вследствие кражи с охраняемого объекта в моментвремени, когда объект находился на охране, при выполнении собственником всехусловий, которые отдел вневедомственной охраны предписал собственнику дляобеспечения выполнения условий договора со стороны охраны. Например: отделохраны предписывает собственнику установить металлические решетки с внутреннейстороны оконных проемов с диаметром прутка 16 миллиметров, при этом сделанные иустановленные определенным образом. Если собственник по каким-либо причинамданное требование не выполнил, то за кражу совершенную с объекта в течение 5минут до прибытия группы задержания, отдел охраны имущественную ответственностьнести не будет.
Длясобственников, которым по каким – либо причинам требования отдела вневедомственнойохраны выполнить затруднительно или невозможно, предусмотрена вторая группадоговоров (с частичной материальной ответственностью), которая предусматриваетвнесение в договор при его заключении определенных условий, при которых договаривающиесястороны берут на себя обязательства не предъявлять друг к друг имущественных ииных претензий.
Такимже образом действует договор, не предусматривающий материальную ответственность,так называемый договор на выезд группы задержания. Отдел охраны обязуетсявысылать наряд при поступлении тревожного сигнала с объекта, при этом наряд обязанприбыть в определенное время, но при этом материальную ответственность заимущество находящееся на объекте охрана не несет. Данный договор можетзаключаться в двух видах: в первом случае на объекте устанавливаетсяохранно-пожарная сигнализация, во втором случае на объекте устанавливаетсятолько кнопка тревожной сигнализации.
Существуетещё такой вид договора, как охрана общественного порядка. В этом случаеотдел охраны выставляет на объекте пост милицейской или военизированной охраны,которая обязана пресекать преступления или административные правонарушения взоне действия поста, при этом кнопка тревожной сигнализации на объект устанавливаетсяв обязательном порядке в не зависимости от желания клиента. При этом отделохраны материальную ответственность за имущество клиента не несет.
Аналогичнаяситуация возникает и при выставлении стационарных постов на объекты, где требуетсяосуществлять пропускной режим. Разница с охраной общественного порядказаключается в том, что вневедомственная охрана несет уже полную материальнуюответственность за имущество собственника находящееся в зоне действия поста, заисключение тех случаев, когда в зоне действия поста имеется имуществоарендованное собственником у третьего лица.
Сопровождениегрузов, материальных и денежных ценностей заключается в назначениисопровождающего, как правило, вооруженного лица из числа подразделений охраны,для охраны груза в момент его следования по определенному маршруту от посягательствна него третьих лиц с целью его хищения или порчи. При заключении договораобговариваются обязанности сторон, так охрана, например, обязуется предоставитьавтомобиль и сопровождение в определенное время, собственник со своей стороныобязуется соблюдать условия выдвинутые охраной. Как правило, отдел охраны потаким договорам несет полную материальную ответственность.
Договора,заключаемые между отделом вневедомственной охраны и гражданами (физическимилицами), относятся к разряду публичного договора.
Основныеположения договора между физическим лицом и отделом вневедомственной охраны:
1.Клиент поручает, а Охрана осуществляет охрану имущества путем централизованногонаблюдения в течение времени охраны за состоянием средств сигнализации,установленных в отдельной квартире или ином помещении с личным имуществом Клиентаи членов его семьи по такому-то адресу.
2.При поступлении на пульт централизованной охраны информации о срабатывании наОбъекте средств сигнализации Охрана обеспечивает на Объект прибытие нарядамилиции для выяснения причин их срабатывания, а при необходимости – принятиямер к задержанию проникших на Объект посторонних лиц.
Клиенти Охрана имеют друг перед другом соответствующие права и обязанности.
ОбязанностиОхраны:
1.Осуществлять в установленном порядке прием под централизованное наблюдениесредств сигнализации, установленных на Объекте.
2.При поступлении информации о срабатывании сигнализации на Объекте незамедлительнонаправить на Объект наряд милиции для выяснения причин срабатываниясигнализации, а при необходимости – принятия мер к задержанию проникших наОбъект посторонних лиц.
3.При наличии признаков проникновения на Объект посторонних лиц, принять меры квызову Клиента, членов его семьи или доверенного лица.
4.Осуществлять за свой счет эксплуатационно-техническое обслуживание и текущийремонт средств сигнализации, установленных на Объекте за исключением неисправностейвозникших по вине Клиента, членов его семьи, доверенного лица.
ОбязанностиКлиента:
1.Соблюдать правила пользования средствами охранной сигнализации, не вноситьизменений в схему блокировки Объекта, своевременно сообщать Охране о возникшихнеисправностях, обеспечить возможность доступа на Объект работников Охраны дляпроведения работ по технической эксплуатации средств сигнализации. Выполнятьтребования Охраны по технической укрепленности помещений с личным имуществом.
2. Не разглашать посторонним лицамправила пользования средствами сигнализации и присвоенный условный номерОбъекта.
3. Сообщить Охране свой служебныйтелефон, служебные телефоны членов семьи
4. Обеспечить Охране возможностьдоступа во все помещения охраняемого Объекта для выяснения и устранения причинсрабатывания сигнализации, для чего сдать Охране комплект ключей от Объекта.При смене замков или кодов, а также утере ключей, немедленно информировать обэтом Охрану и немедленно производить замену комплекта ключей.
5.При обнаружении нарушения целостности охраняемого Объекта немедленно информироватьоб этом Охрану.
Работникамвневедомственной охраны для выполнения возложенных на них обязанностейпредоставляется право:
— требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюденияустановленного пропускного режима;
— задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности сохраняемого объекта;
— доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых всовершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество;
— производить в установленном законодательством порядке на основании условийдоговоров досмотр вещей, а в исключительных случаях — личный досмотр на контрольно-пропускныхпунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствияпровозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) с территорииохраняемого объекта;
— использовать для обнаружения и изъятия незаконно выносимого (вывозимого)имущества, а также для фиксирования противоправных действий технические средства,не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде;
— применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельноеоружие;
— требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленныхна обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условийтруда для работников охраны.
Сотрудникимилиции подразделений вневедомственной охраны для выполнения возложенных на нихобязанностей, кроме того, пользуются правами, предоставленными милиции ЗакономРФ «О милиции». />/> 3.Взаимодействие вневедомственной охраны с другими службами ОВД, хозяйственнымиорганами и общественностью
Какмилицейская структура вневедомственная охрана стоит на защите общественногопорядка, занимается выявлением, предупреждением и пресечением преступлений иадминистративных правонарушений, раскрытием преступлений по делам, для которыхпроизводство предварительного следствия не обязательно, ведет розыск граждан.Вневедомственная охрана оказывает содействие криминальной милиции в исполнениивозложенных на нее обязанностей.
Работникиотделов охраны являются сотрудниками милиции, действующими в единой дислокацииОВД. Группы задержания ОВО, патрулируя по улицам города, оказывают содействиесотрудникам служб ОВД в предотвращении преступлений и административных правонарушений.
Нарядус охраной имущества силами милицейских нарядов службы ежегодно пресекаетсясвыше 160 тыс. преступлений, выявляется около 6 млн. административных правонарушителей.
При выполнении возложенных задач и своих функций подразделение вневедомственнойохраны при охране перевозимого имущества собственников в соответствии сприказом МВД России №851-97 г. № 851 от 29 декабря 1997 г. обязаноосуществлять взаимодействие с:
-другими подразделениями вневедомственной охраны;
-подразделениями государственной автомобильной инспекции;
- линейными подразделениями органов внутренних дел на транспорте;
- иными подразделениями органов внутренних дел, расположенными в местахдислокации подразделения и по маршруту перевозки охраняемого имущества;
— другими подразделениями и предприятиями, осуществляющими охрану объектов иимущества собственников;
- органами управления железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
Крометого, для выполнения возложенной задачи и своих функций по охране перевозимыхгрузов это подразделение поддерживает связи:
- со средствами массовой информации;
- с представителями Страховой компании правоохранительных органов при осуществлении страхования охраняемого перевозимого имущества заказчиков от рисков, пожаров или взрывов, аварий транспортного средства, поврежденийимущества в ходе погрузочно - разгрузочных работ, стихийных бедствий идругих опасностей.
Эффективностьобеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи милиции струдовыми коллективами, населением и средствами массовой информации.Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку трудовыхколлективов, населения и средства массовой информации, милиция более успешнорешает задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Сотрудникиподразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел милициипроводят в трудовых коллективах объектов, которые они охраняют и срединаселения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и иныеправовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественнойбезопасности, охраны собственности от противоправных посягательств.
Необходимымусловием выполнения задач и функций, возложенных на органы вневедомственнойохраны, является поддержание ими связи со средствами массовой информации.
Контактыс журналистами и другими представителями средств массовой информации могутвключать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации(проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителейпрессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях).
Понаиболее актуальным и важным вопросам деятельности органов внутренних делпроводятся пресс-конференции, брифинги, приёмы, встречи представителей прессы руководителями служб и подразделений органов; для более эффективногоинформирования представителей средств массовой информации готовятсяпресс-релизы.
Каксообщила пресс-служба ГУВО МВД, в связи с захватом заложников в средней школег. Беслана 1 сентября 20004 г. Главное управление вневедомственной охраны МВДРФ (ГУВО МВД) готово взять под техническую охрану все школьные и дошкольныеучреждения страны и рассмотреть возможность применения для данной категорииобъектов специального тарифа,
Поданным пресс-службы, в России на сегодня под вневедомственной охраной лишь 9168школ (10%), в том числе 682 школы — в Москве. И только 7221 (9%) учебное заведениеимеют такой простой способ защиты, как «тревожная кнопка», выведеннаяна пульт централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны.ГУВО заверяет, что техническая возможность для оснащения всех школ данным видомтехнического средства имеется.
Пресс-службасообщает, что во все подразделения ведомства направлены указания о проведениивстреч с соответствующими должностными лицами с предложением об организацииохраны учебных заведений силами вневедомственной охраны.
Правда,пока не известно, на какие средства будет осуществляться охрана детскихучреждений. Напомним, что 5 сентября с.г. председатель Совета Федерации СергейМиронов предложил направить часть Стабилизационного фонда на обустройство школи детских учреждений современными средствами безопасности и обеспечение ихохраны.
Стоимостьже оборудования только всех московских школ одной лишь «тревожнойкнопкой» (канал прямой связи с милицией) составляет 300 млн. руб.
Органывневедомственной охраны готовы охранять другие объекты социальной сферы (школы,больницы и т.д.) на уровне себестоимости содержания сотрудников и работниковохраны (без прибыли). />/>4. Правовое положение и основные направления деятельностиОМОН
Отряд милиции особого назначения органов внутренних дел РоссийскойФедерации является специальным самостоятельным подразделением милицииобщественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации и создаетсяв республиканских, краевых, областных и автономных центрах, крупных городах снаселением свыше 200 тысяч человек, на транспортных узлах с наиболеенеблагоприятной оперативной обстановкой.[9]
В своей деятельности ОМОН руководствуется Конституцией Российской Федерации,федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами ииными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, непротиворечащими федеральным законам, нормативными актами МВД России, типовымположением об отряде милиции особого назначения органов внутренних дел РоссийскойФедерации (Приложение 1к приказу МВД РФ от 19 марта 1997 г. N 162).
Деятельность ОМОН осуществляется в соответствии с принципами законности,гуманизма, уважения прав человека, гласности, невмешательства в политическуюдеятельность.
Общее руководство отрядами милиции особого назначенияосуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации с возложением соответствующихполномочий на заместителя Министра внутренних дел, курирующего милициюобщественной безопасности, ГУООП, ГУВДТ МВД России.
Непосредственноеруководство деятельностью ОМОН в местах их постоянной дислокации осуществляетсяминистрами внутренних дел республик, начальниками ГУВД, УВД краев, областей,городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области,автономных округов, управлений внутренних дел на транспорте
В случае осложнения оперативной обстановки, возникновения групповых нарушенийобщественного порядка, массовых беспорядков, иных чрезвычайных событий руководителиМВД, УВД имеют право своим приказом использовать силы и средства ОМОН запределами районов их дислокации, в границах соответствующей республики, края, области,автономных образований, транспортного узла.
Сотрудники отрядов милиции особого назначения в целях выполнения возложенныхна них обязанностей имеют право применять физическую силу, специальные средстваи огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12 — 16Закона РСФСР «О милиции».
Социальную и правовую защиту сотрудников отрядов милиции особого назначенияопределяют соответствующие нормы Закона РСФСР «О милиции», Положенияо службе в органах внутренних дел Российской Федерации и иных нормативныхправовых актов.
Отрядымилиции особого назначения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ формируются на контрактнойоснове за счет лиц, отбираемых на конкурсной основе и из числа сотрудников,способных по своим физическим, профессиональным и морально-психологическимкачествам выполнять возложенные на подразделения специального назначенияорганов внутренних дел задачи.
Прохождениеслужбы в ОМОН осуществляется на контрактной основе.
Основныезадачи отряда милиции особого назначения:
1.Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан на улицах и в другихобщественных местах.
2.Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на улицах и в другихобщественных местах, объектах транспорта, предупреждение и пресечение правонарушений.
3.Участие в раскрытии преступлений.
4.Оказание помощи в пределах своих полномочий гражданам, должностным лицам,предприятиям, организациям и учреждениям, общественным объединениям в осуществленииих прав и законных интересов.
5. Участие совместно с другими службами и подразделениями органоввнутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органовфедеральной службы безопасности, Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими,диверсионными, разведывательно-десантными группами.
Функцииотряда милиции особого назначения
1.При выполнении задач в обычных условиях на отряд милиции особого назначениявозлагается выполнение следующих функций:
— Участие в охране общественного порядка и общественной безопасности на улицах идругих общественных местах, объектах транспорта, в том числе при проведении различныхмассовых мероприятий.
— Осуществление мероприятий по предупреждению, пресечению и локализации групповыхнарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иныхпротивоправных деяний, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных, в городах,других населенных пунктах и отдельных местностях, на объектах транспорта.
— Проведение самостоятельно и совместно с другими подразделениями органоввнутренних дел и воинскими частями и подразделениями внутренних войск МВДРоссии целевых рейдов и специальных операцийпо поддержанию правопорядкана улицах и в других общественных местах, отработке наиболее криминогенных местс целью выявления и пресечения преступлений, иных видов правонарушений, в томчисле в сфере потребительского рынка.
— Осуществление совместных с другими службами и подразделениями органоввнутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по обнаружению,блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и другихвооруженных преступников.
— Участие в специальных мероприятиях по обнаружению, изъятию, обезвреживаниювзрывоопасных предметов и обеспечению при этом личной безопасности граждан.
— Взаимодействие со строевыми подразделениями патрульно-постовой службы милиции,другими подразделениями органов внутренних дел, специальными моторизованнымивоинскими частями и воинскими частями оперативного назначения внутренних войскМВД России, а при необходимости с соответствующими подразделениями ВооруженныхСил Российской Федерации по вопросам обеспечения общественного порядка иобщественной безопасности в обычных условиях, при возникновении чрезвычайных событий.
— По решению вышестоящего начальника участие в различных мероприятиях полиниям других служб органов внутренних дел, а также по линиям деятельноститаможенных органов, территориальных органов безопасности.
Приучастии в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствийи иных чрезвычайных ситуаций, а также чрезвычайных событий криминогенногохарактера на отряд милиции особого назначения дополнительно возлагается выполнениеследующих функций:
— Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в районевозникновения чрезвычайного события и на прилегающей к нему территории.
— Участие в неотложных мерах по спасению, эвакуации людей и оказанию им первоймедицинской помощи.
— Участие в охране особо важных объектов, а также объектов транспорта и жизнеобеспечениянаселения, сохранности имущества, оставшегося без присмотра, предупреждении ипресечении фактов хищения собственности, ее умышленного уничтожения.
— Участие в выполнении мероприятий по временному ограничению или запрещениюдвижения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах как в районе возникновениячрезвычайного события, так и на прилегающей к нему территории, досмотре вустановленном порядке транспортных средств и пассажиров, их багажа.
— Участие в проведении мероприятий, связанных с разблокированием транспортныхмагистралей, объектов жизнеобеспечения, разграждением различных препятствий припресечении и локализации массовых беспорядков, а также при возникновении чрезвычайныхсобытий, вызванных иными причинами, в том числе техногенного и природногохарактера.
-Участиев выполнении иных мероприятий, осуществляемых по решению руководителя органаоперативного управления в районе возникновения чрезвычайного события.
Привыполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликтена отряд милиции особого назначения дополнительно возлагается выполнениеследующих функций:
— Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны общественного порядка,особо важных объектов и объектов обеспечения жизнедеятельности населения.
— Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны объектов органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации в районе действия режимаправового положения и в зоне вооруженного конфликта.
— Участие в разъединении противоборствующих сторон.
— Участие в обеспечении режима комендантского часа.
— Участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел,воинскими частями внутренних войск МВД России, территориальными органамибезопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскимиформированиями и органами в обеспечении правового режима чрезвычайного положения,в том числе в специальных операциях по изъятию незаконно хранящегося оружия,боеприпасов, взрывчатых веществ, освобождению заложников.
— Участие в обеспечении охраны изъятого оружия.
— Участие в обнаружении, блокировании и задержании вооруженных преступников,разоружении незаконных вооруженных формирований, в том числе путем нанесения огневогопоражения при их вооруженном сопротивлении.
— Участие в разблокировании дорог, стратегически важных участков местности, административныхзданий и иных особо важных объектов.
— Участие в сопровождении колонн и грузов, пассажирских и грузовых поездов, досмотреавтотранспорта, поездов, пассажиров и багажа на объектах транспорта.
— Участие в обеспечении безопасности деятельности оперативно-следственных группорганов внутренних дел и прокуратуры при проведении следственных действий врайоне, где введено чрезвычайное положение, оказании содействия им в задержаниилиц, причастных к совершению преступлений.
— Участие в мероприятиях, связанных с эвакуацией граждан из зон, опасных для ихпребывания.
— Участие в выполнении иных задач по обеспечению общественного порядка и общественнойбезопасности в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Боевая деятельность в ОМОН сложнаи многообразна. Сюда входят различные виды военно-профессиональной испециальной деятельности. Одни из них определяются видами оружия и боевойтехники, другие выделяются на основе разделения функций по подготовке и ведениюбоя. Кроме того, выделяются виды воинской деятельности и по вертикали:командная, штабная, инженерно-техническая, военно-педагогическая и др.
Всебойцы ОМОН МВД России включены в следующие виды воинской деятельности: боевую(ведение боя), военно-учебную, военно-служебную, общественную, хозяйственно-бытовую.Все они имеют свою специфику.
Основным,ведущим видом воинской деятельности является боевая. Ей подчинены все остальныевиды. Она имеет место только в условиях войны или при проведении специальныхопераций, в бою. В данном исследовании боевая деятельность принимается каккомплексная функция, состоящая из множества других функций, входящих в еесостав. Существенным признаком комплексной боевой функции выступаетинформационная направленность на реального противника, и осуществляется она вформе противоборства с ним с применением оружия и боевой и специальной техники.
/>/>Заключение
Врезультате проведённого исследования по теме: «Служба вневедомственнойохраны при органах внутренних дел. Отряд милиции особого назначения» можно сделатьряд выводов:
1. Исторические предпосылки возникновения охраны как специфического видачеловеческого труда появляются еще в первобытно-общинном строю. На протяженииистории развития человечества менялся только способ охраной деятельности.Главная суть данного труда оставалась и будет оставаться одной и той же — защитить имущество (а подчас и жизнь) собственника от преступных посягательств.
Ина сегодняшний день Служба вневедомственной охраны остается лидирующейструктурой на рынке обеспечения имущественной и личной безопасности.
2.В структуре МВД России подразделения вневедомственной охраны насчитывают 144тыс. сотрудников милиции и 224 тыс. работников, на которые возложены функцииобеспечения охраны и безопасности всех форм собственности за счет внебюджетныхсредств. Фактически это четвертая часть сил МВД России, задействованных вобеспечении охраны общественного порядка.
3.Действующая система организации и финансирования службы вневедомственной охраныза счет средств, поступающих от собственников по договорам, позволяет:
а)Выполнять социально-значимую функцию по охране личного имущества граждан,оставляя ее общедоступной для всех социальных слоев населения;
б)Охранять другие объекты социальной сферы (школы, больницы и т.д.) на уровнесебестоимости содержания сотрудников и работников охраны (без прибыли);
в)Активно участвовать в мероприятиях антитеррористической направленности, борьбес преступностью и обеспечении общественного порядка, в том числе при проведениимассовых общественно-политических и культурных мероприятий — без привлечениябюджетных средств;
г)Совершенствовать и внедрять в практику новые охранные технологии, проводитькомплексные мероприятия по материально-техническому и организационному развитиюслужбы, расширению ее возможностей в охране различных категорий объектов такжебез привлечения бюджетных средств;
д)Создавать необходимые условия для эффективного труда сотрудников и работниковподразделений службы, осуществлять своевременную выплату им денежного довольствияи заработной платы, решать их социально-бытовые вопросы.
4.Необходимость в 1988 году создания отрядов милиции особого назначения былапродиктована временем: распад СССР сопровождался выбросом революционной энергиинародных масс. По всей стране шли митинги и демонстрации, политические партиизвали людей на баррикады. Усмирять разбушевавшуюся толпу голыми руками былоневозможно.
Ноза прошедшие 17 лет страна изменилась. Политические процессы приняли цивилизованныеформы, зато укоренились гораздо более опасные явления — организованнаяпреступность, международный терроризм, работорговля, захват заложников.
Сейчасв стране действует 98 отрядов милиции особого назначения. Почти 8 тысячомоновцев награждены правительственными наградами, 21 присвоено звание Герой России,17 из них — посмертно.
5. Основой деятельности ОМОН является:
· постоянная оперативная, боевая ифизическая готовность;
· комплексное использование сил исредств, конспиративность, внезапность, быстрый маневр силами и средствами;
· обеспечения безопасностисотрудников и граждан во время проведения специальных мероприятий.
/>/>Литература
1. Закон РСФСР «О милиции»от 18 апреля 1991г. №1026-I (в ред. от 09.05.2005 N 45-ФЗ).
2. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 14.08.92 № 589 “Об утверждении Положения овневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации” (вред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N66, от 04.08.2005 N 489).
3. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 11 февраля 2005 года № 66 «Вопросы реформированиявневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ МВД РФ от 20 октября 1992года № 372. «Об организации исполнения постановления Правительства РоссийскойФедерации от 14 августа 1992 года № 589 “Об утверждении Положения о вневедомственнойохране при органах внутренних дел Российской Федерации”.
5. Приказ МВД РФ от 22.03.93 № 121“Об утверждении Наставления по организации службы военизированных и сторожевыхподразделений вневедомственной охраны”.
6. Приказ МВД РФ №851-97 г. № 851 от29 декабря 1997 г. «О милицейских подразделениях вневедомственной охраны приорганах внутренних дел РФ по охране перевозимого имущества собственников».
7. Приказ МВД РФ от 21.05.2005 года № 401 «Об утверждении Устава федерального государственного унитарногопредприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.»
8. Приказ МВД РФ от 19 марта 1997 г.N 162 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядовмилиции особого назначения органов внутренних дел РФ» (с изменениями от 22декабря 2000 г.)
9. Приложение 1 к приказу МВД РФ от19 марта 1997 г. N 162 «Типовое положение об отряде милиции особого назначенияорганов внутренних дел Российской Федерации».