Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академияэкономики и права»
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса икриминалистики
Курсовая работа
по прокурорскому надзору
на тему: «Возникновение иисторические этапы развития прокуратуры в России».
Выполнил:
студент группы № Ю-32
4 курса Лузин Алексей Александрович
Проверил: к.ю.н., доцент
Рябов Владимир Николаевич
Хабаровск 2007
Содержание
Введение
1. Предпосылки появления прокуратурыв России
2. Возникновение и развитиепрокуратуры в Российской Империи
3. Прокуратура страны Советов
4. Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Введение
Исследуя всякое правовоеявление, истории его уделяют большое внимание. Эта закономерность вполнеприменима к прокуратуре, которая только в нашей стране насчитывает почти тристолетия. Изучение истории, наглядно показывает причины и предпосылки, развитиеи тенденции и, в конечном итоге, перспективы того или иного институтагосударства.
Само слово«прокуратура» появилось во Франции, во время правления короля ФилиппаКрасивого. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции XI-XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотнодопускал поверенных. Для короля же было сделано исключение, и он могдействовать через своих поверенных — прокуроров. Такие поверенные выбирались изсреды адвокатов и не отличались по своим правам и обязанностям от поверенныхдругих лиц, которые имели на это право. В уголовном судопроизводстве действовалзапрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны былизаменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля моглиучаствовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроровучреждается при Филиппе Красивом. С этого момента прокуроры стали королевскимичиновниками. Основная их деятельность сводилась к охране фискальных игражданско-правовых интересов короля, в частности, путем выступления в суде вкачестве одной из сторон. В России прокуратуру основал Петр I. В данном курсовом проекте ярассмотрю предпосылки возникновения прокуратуры в России, и три основных этапа,которые она прошла со времен Петра и до сегодняшнего дня. Это прокуратураРоссийской Империи, прокуратура Советского периода и прокуратура РоссийскойФедерации. Также будут затронуты перспективы дальнейшего развития данногоинститута государственной власти.
1. Предпосылкипоявления прокуратуры в России
В данной главе я, наосновании нормативно-правового материала времен становления династии Романовыхрассмотрю общественно-политический строй и экономические отношения ГосударстваРоссийского (до 1721 г.) как условия и предпосылки возникновения прокурорскогонадзора.
Возможность реализациисвоих идей по коренному преобразованию Государства Российского Петр I получил после окончания «периодатроецарствия», когда был впервые создан единственный прецедент: одновременноеюридическое правление родных братьев Иоанна Алексеевича и Петра АлексеевичаРомановых и их опекунши Софии Алексеевны Романовой.
А необходимость коренногопреобразования Государства Российского с целью превращения его изслаборазвитого государства с архаичным укладом жизни в высокоразвитое,самодостаточное и процветающее уже существовала.
Наиболее серьезнымпрепятствием для такого преобразования представляла так называемая система«кормления», при которой чиновники осуществляли «государеву службу» набезвозмездной основе и могли себя обеспечить лишь путем «мздоимства» снаселения вверенной территории. Это приводило к многочисленным фактамзлоупотреблений. В качестве широкого распространения данного социального порокаможно привести Именной указ «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи наоткуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении темнародной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов».
Разумеется,предусматривалась ответственность за различного рода злоупотребления. Так, вапреле 1654 г. был принят Именной указ «О наказании за взятки»[1].Аналогичен ему по содержанию Именной указ «О воспрещении взяток и посулов и онаказании за них» от 24 декабря 1714 г. Преступность как социальное явление нетолько констатировалась, но и принимались соответствующие нормативные правовыеакты по борьбе с ней, вплоть до искоренения. В Именном указе «О искоренении воровскихлюдей, беглых солдат и рекрут» от 19 марта 1719 г. речь идет не о пресечении воровства, но об «искоренении» лиц, их совершивших, что может лишьсвидетельствовать о широком распространении этого социального явления в Российскомгосударстве. Ответственность за взятки была предусмотрена в Сенатском указе «Онаказании за взятки и лихоимство» от 21 мая 1720 г., а также в аналогичных по форме нормативных правовых актах: «О разных Государственных сборах,о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» от 22 июня 1720 г. и «О рачительном сборе податей и наказании за взятки» от 3 октября 1720 г[2].
1708 территория Россиибыла упорядочена и поделена на восемь губерний[3]. В 1711 г. был учрежден Сенат. Так же система «кормления» подданных, состоящих на государственнойслужбе, была заменена новой для России системой жалования. Эти изменениятрадиционного отечественного уклада послужили условиями возникновенияпрокурорского надзора и прокуратуры.
Но наряду с условиямивозникновения прокуратуры в Государстве Российском имеются и его предпосылки.Анализ законодательства за период времени с 1649 г. по 1721 г. позволил установить достаточно обширный перечень предпосылок возникновенияпрокурорского надзора в Государстве Российском. Вот некоторые из них: надзор задолжностными лицами; надзор старост; отдача под суд воевод; наблюдение заторговыми людьми; наблюдение земскими бургомистрами за исправностью таможенныхи питейных сборов; установление запретов; надзор за государственными расходами;взыскание с губернаторов за учинение медлительности; предписаниевице-губернатору иметь надзор; строжайшее взыскание за неточное исполнениепредписаний; взыскание с губернаторов за неисполнение по указам Сената;наказание вредителей государственного интереса; рассмотрение дел по Уложению;предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притесненийпри сборе налогов; надзирание высшими должностными лицами (президентами ивице-президентами) коллегий.
Теперь рассмотрим каждуюиз указанных предпосылок возникновения прокурорского надзора.
В подтверждение надзораза должностными лицами приведу следующие два именных указа: «О надзоре заКасимовским Царевичем и его людьми, и о воспрещении им иметь какие либосношения с Магометанами других государств» от 11 июля 1651 г. и «О надзоре за высолкою из Тюмени в Касимовскую деревню, на житье, вдовою Рафа Всеволоцкого,с сыном ее и дочерью, бывшею невестою Государя» от 17 июля 1653 г.
Надзор старост какпредпосылка возникновения прокурорского надзора предусмотрен в Именном указе«Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей проб клейм, о перепискезолотых и серебряных рядов и лавок, о выборе старост для надзора за торговыми имастеровыми людьми для клеймения золотых и серебряных вещей, со взятиемпошлины» от 13 февраля 1700 г.
В Именном указе «Оботдаче под суд Воевод за противозаконные поступки и самовольство» от 16 февраля 1700 г. речь идет об ответственности подданного, осуществлявшегогосударственную службу не в соответствии с законодательством.
Именной указ «Онаблюдении за торговыми людьми города Самары, чтобы они вина, пороху и другихзаповедных товаров и беглых людей на Яик не привозили» от 28 февраля 1700 г. фактически направлен против контрабанды и незаконной миграции подданных Российскогогосударства.
В наказе «БрянскимБурмистрам из Московской Бурмистерской палаты» «О выборе земских Бурмистров и онаблюдении за исправностью таможенных и питейных сборов» от 30 сентября 1700 г. фактически закреплена еще одна предпосылка — «наблюдение земскими бурмистрами за исправностьютаможенных и питейных сборов».
Установление запретов какпредпосылка возникновения прокурорского надзора предусмотрена в несколькихнормативных правовых актах. Так, о ней идет речь в Манифесте «О запрещениивсякого чина людям оказывать Малороссийскому народу обиды, оскорбления,укоризны, порицание изменниками и причинять всякие притеснения» от 1 марта 1710 г. Этот же вид предпосылки предусмотрен в Именном указе «О взыскании с губернаторов штрафа, еслиони, по тем Сенатским указам, данных им предписаний не исполнят» от 15 февраля 1712 г. а также в Сенатском указе «О непритеснении Сибирских мастеровых людей при взятии с нихподушного» от 26 октября 1713 г. Фактически о запрете речь идет в Именном указе«О непродаже крепостных людей по одиночке и неразлучении семейств»,«объявленном Сенату Кабинет-Секретарем Макаровым» 15 апреля 1721 г. с целью пресечения продажи «как скотов, чего во всем свете не видится» крестьян помещика, аесли сделать было невозможно, то допускалась продажа «целыми фамилиями илисемьями, а не порознь». В Сенатском указе «Подробные распоряжения во исполнениеВысочайших пунктов состоявших 2 марта 1711 г.: 1) о свободной торговле, 2) о надзоре за Государственными расходами, 3) о сборе денег, 4) о казенных товарах иоткупах, 5) об отдаче соли на откуп, 6) о Китайском торге и 7) о Персидскомторге» от 13 апреля 1711 г. представляет интерес п. 2, в котором речь идет ещеоб одной предпосылке возникновения прокурорского надзора — надзоре загосударственными расходами.
В Сенатском указе «Оподтверждении Губернаторам, что если в сборе, достальных рекрутов, лошадей итретных доточных из подьячих и монастырских служек учинится медленность, тоналожено будет на них Губернаторов взыскание» от 11 июля 1711 г. обнаруживается такая предпосылка, как «взыскание с губернаторов за учинение медленности».
О предпосылкевозникновения прокурорского надзора — «предписание вице-губернатору иметьнадзор» — речь идет в Сенатском указе «О предписании АрхангельскомуВице-Губернатору иметь надзор за привозимою иностранцами на кораблях мелкоюмонетою под Московским гербом» от 16 июля 1711 г[4].
В Именном указе «Ожалованье разным лицам; об учреждении при Губернаторах и Вице-ГубернаторахЛандратского Совета и о наказании вредителей государственного интереса» от 24апреля 1713 г. речь идет о следующей предпосылке — «наказание вредителейгосударственного интереса». В этом нормативном правовом акте, а также в Именномуказе «О доношении всяким людям о Государственных интересах Царскому ВеличествуСамому» от 23 октября 1713 г. важное значение имеет использование термина«государственный интерес».
Еще одна предпосылкавозникновения прокурорского надзора — предостережение губернаторов,вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов —предусмотрена в Сенатском указе «О предостережении Губернаторов,Вице-Губернаторов и Воевод, чтоб посланные от них чиновники для поверкиревизских сказок вотчинах Архиерейских и монастырских, крестьянам и другимобывателям никаких обид и налогов не чинили» от 19 июня 1721 г[5].
Вышеуказанныепредпосылки, являясь ни чем иным, как первоочередными интересами государства вобеспечении законности и исправном функционировании государственного аппарата,повлекли за собой…
2. Возникновениеи развитие прокуратуры в Российской Империи
Первым нормативнымправовым актом о прокурорском надзоре принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной иберг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам,рекетмейстеру, экзекутору и геральд-мейстеру, а в каждой коллегии попрокурору...». Шесть дней спустя указом от 18 января 1722 г. были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Этот указ положил начало ликвидациифискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 г.) с последующей передачей их функций прокуратуре.
После смерти Петра I прокуратура фактическибездействовала, в особенности в период царствования Анны Ивановны, т.е. посуществу была ликвидирована. Она была восстановлена Указом императрицыЕлизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которыеимела в период царствования Петра I.
Полностью же прокуратурасформировалась, как орган надзорного типа при Екатерине П. С разделением Сенатана департаменты Генерал-прокурор охватывает своим контролем всю ихдеятельность, а к концу XVIIIв., продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органомуправления общей компетенции. В значительной мере был усилен прокурорскийнадзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. Вэтом большую роль сыграл правовой акт – «Учреждения для управления губерний» от7 ноября 1775 г. В соответствии с ним прокуратура стала представлять системутаких органов: генерал-прокурор, губернский прокурор и губернский стряпчий,прокурор и стряпчий при верхнем земском суде, прокурор и стряпчий пригубернском магистрате, прокурор и стряпчий при верхней расправе, уездныйстряпчий в уезде. В главе XXVIII«О прокурорской и стряпчей деятельности» (ст. 404—410) указанного нормативногоправового акта был регламентирован порядок «определения на должность»перечисленных должностных лиц, а также установлены их права и обязанности пообщему и судебному надзору. Причем было проведено разграничение междукомпетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокуроросуществлял общий надзор, то стряпчий — судебный надзор. Выполнение возложеннойна губернского прокурора функции надзора имело определенную специфику. В егокомпетенцию не входило непосредственное устранение нарушений закона. Овыявленных злоупотреблениях губернский прокурор должен был сообщать томуоргану, который был правомочен устранить правонарушение — «наместническомуправлению», и Генерал-прокурору. В последнем случае преследовалась цельуведомить руководителя прокурорской системы о результатах действий губернскогопрокурора. Выполнение данной обязанности позволяло также использоватьполномочия Генерал-прокурора для устранения правонарушений в ситуациях,выходивших за пределы возможностей губернского прокурора.
Устав благочиния от 8апреля 1782 г. специально указывал на надзор прокурорских чиновников занормативно-правовыми актами.
В период царствованияПавла I прокурорский надзор был существенноослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах.Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующимгосударственным надзорным органом.
С созданием в 1802 г. Министерства юстиции, министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора,а губернские прокуратуры стали входить в состав органов юстиции на местах.Манифестом об «Общем учреждении министерств» от 25 июля 1811 г. на Министерство юстиции Российской империи была возложена задача управления всей системойсудов и прокуратуры: назначение, перемещение, увольнение всех лиц судебноговедомства, учреждение и упразднение судов, надзор за их деятельностью. «Чиныпрокурорского надзора» должны были назначаться из лиц «православногоисповедывания».
Первым министром юстицииРоссии и одновременно генерал-прокурором стал знаменитый русский поэт Г. Р.Державин. На этом посту он пробыл немногим более года, однако именно им былоположено начало разработке и правовому закреплению принципов прокурорскогонадзора и организации собственной деятельности прокуратуры[6].
22 сентября 1802 г. Державиным был издан Высочайше одобренный циркулярный ордер. В нем генерал-прокурорпредписывал прокурорам, чтобы о каждом определении присутственного места,«несогласном с законами» или относящимся «ко вреду службы, апаче к ущербу интереса императорского величества или к отягощениюнародному», они, не останавливая исполнение, с «прилежностью» сообщалигубернскому правлению и одновременно доносили своему начальнику. В случаях,если какое-либо решение присутственного места, не основанное на законе, былопринято на основании предложения вышестоящего министерства, губернский прокуроробязан был немедленно сообщить об этом генерал-прокурору. Обо всех выявленныхнарушениях законов, по которым состоялось исполнение и «невозможноотвратить беспорядок, вред или убыток», прокурор обязывался сообщатьгенерал-прокурору систематически, по «третьим года». Прирасследовании дел прокурору вменялось в обязанность наблюдать, с одной стороны,«не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязанийи притеснений всякого рода», а с другой — следить, нет ли «упущения ипослабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний», атакже за тем, чтобы следствие «приведено было в надлежащую ясность» иокончено с «совершенным беспристрастием»[7].
По прошествии времени,уже в 1845 году, Уложением о наказаниях уголовных и исправительных былаустановлена ответственность прокуроров и стряпчих.
А после была судебнаяреформа 1864 г., которая закрепив основополагающие принципы деятельностипрокуратуры, вместе с тем ограничила ее только вопросами судебного ведомства, аименно: уголовными, гражданскими делами и судебным управлением. В последующемна прокуратуру были возложены и различные административные функции, что всебольше превращало ее из органа надзора в орган государственного управления.Прокуроры приобретают права надзора за судебными следователями, широкиеполномочия по участию в предварительном следствии, суде, где выступают вкачестве государственных обвинителей. Целый ряд полномочий приобретает прокурори в гражданском судопроизводстве. Однако его общенадзорная деятельность в этовремя отступает на второй план.
Проанализируя подробнейУстав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г., можно сказать, что он являлся кодифицированным актом, в котором был урегулирован порядокуголовного судопроизводства. В указанном нормативном правовом актеиспользовался термин «прокурорская власть»(например, ст. 511).Прокуроры и товарищи прокуроров осуществляли функции надзора и уголовногопреследования. Они возбуждали уголовные дела (ст. 297), однако самипредварительного следствия не осуществляли (ст. 278). При рассмотренииуголовных дел в судах прокуроры и товарищи прокуроров в качестве одной изсторон пользовались равными правами с подсудимыми и их защитниками как другойстороной, т.е. обеспечивалась состязательность уголовного процесса.
Порядок гражданскогосудопроизводства регулировался «Основными положениями гражданскогосудопроизводства» 1862 г. и Уставом гражданского судопроизводства. Участвующийв этом виде судопроизводства прокурор осуществлял функцию надзора зарассмотрением гражданских дел в присутственных местах губерний и в Сенате. Этотнадзор по сравнению с надзором за рассмотрением уголовных дел имел ограниченныйхарактер и «состоял в основном из просмотра журналов поднадзорныхгосударственных органов. Обо всех замеченных в журналах нарушениях законапрокурор должен был уведомлять губернское начальство и Министерство юстиции.Протест прокурора не мог приостановить исполнение принятого соответствующимиорганами решения по делу»[8].
Последующие изменения всистему прокуратуры, как и в жизнь всей страны, привнесло постановлениеВременного правительства «О провозглашении России республикой», где былообъявлено, что «государственный порядок, которым управляется Российскоегосударство, есть порядок республиканский и провозглашает Российскуюреспублику». В состав Временного правительства как правопреемника СоветаМинистров и как органа исполнительной власти входил обер-прокурор СвятогоСинода, что было закреплено в постановлении Временного комитета ГосударственнойДумы от 2 марта 1917 г. и подтверждено в Декларации Временного правительства от3 марта 1917 г.
Ну что ж, как говаривалодин любитель театральных постановок, в другое время и в другой стране: «корольумер – да здравствует король». На этой ноте Российская Империя отправилась вЛету, а вслед за ней и имперская прокуратура, которой вскоре было сужденовозродиться, хоть и в несколько измененном виде, под красным флагом тогда ещене победившего социализма. Об этом, пусть и коротком, в сравнении с предыдущим,но не менее важным этапом существования прокуратуры, речь пойдет в следующейглаве.
3. Прокуратурастраны Советов
26 октября 1917 г. принятосчитать началом смены эпох. Именно в этот день II Всероссийский съезд Советов принял постановление «Обобразовании Рабочего и Крестьянского Правительства», которым предусматривалосьобразовать для управления страной «впредь до созыва Учредительного собраниявременное и крестьянское правительство, которое будет именоваться СоветомНародных Комиссаров». Контроль за деятельностью этого правительства былвозложен на Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатскихдепутатов и на его постоянно действующий орган — Центральный ИсполнительныйКомитет. Декретом СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. были упразднены существовавшие «общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебныепалаты и правительствующий сенат». Для осуществления правосудия были образованыреволюционные трибуналы. Были упразднены и «институты судебных следователей,прокурорского надзора». При этом дела, производства, архивы и имущество «чинамипрокурорского надзора» должны были передаваться «особым комиссарам». Функциюуголовного преследования могли осуществлять «все неопороченные граждане обоего пола,пользующиеся гражданскими правами».
Постановлением Народногокомиссариата юстиции «Об избрании Советами рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов комиссаров юстиции впредь до создания постоянных судебныхустановлений и об обязанностях избранных комиссаров» от 19 декабря 1917 г. в связи с упразднением различных институтов, в том числе и прокурорского надзора, былопредписано «немедленно избрать комиссаров юстиции». Инструкцией НКЮ «Ореволюционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемыхим наказаниях и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г. при производстве судебного следствия предусматривалось участие обвинения и защиты. В качествеобвинителей и защитников допускались «все пользующиеся политическими правамиграждане обоего пола».
Но датой воссозданияроссийской прокуратуры, большинство авторов считают 28 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского ЦентральногоИсполнительного Комитета утвердила Положение о прокурорском надзоре. ЭтимПоложением на прокуратуру были возложены: надзор от имени государства зазаконностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественныхи частных организаций и граждан; опротестование противоречащих законупостановлений и распоряжений; возбуждение уголовного преследования против лиц,нарушающих уголовные законы; наблюдение за деятельностью органов, производящихрасследование; поддержание государственного обвинения в суде, а такженаблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В соответствии сПоложением во главе прокуратуры стоял Прокурор Республики, который одновременноявлялся Народным Комиссаром юстиции. Организационно прокуратура входила всостав Народного Комиссариата юстиции. Назначение, перемещение и отстранение отдолжности прокуроров в соответствии с Положением производилось ПрокуроромРеспублики.
Особенность развитиязаконодательства о прокурорском надзоре состояла в том, что длительное времяструктура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров в основномрегулировались законодательством о судоустройстве[9].
Важное значение дляразвития прокурорского надзора имело Положение о Верховном Суде Союза ССР иПрокуратуре Верховного Суда Союза ССР, утвержденное Постановлением ЦИК и СНКСССР от 24 июля 1929 г.1 В соответствии с этим Положением ПрокурорВерховного Суда Союза ССР руководил деятельностью прокуроров и возглавлял всоюзном масштабе надзор за законностью деятельности ОГПУ. Хотя отдельныеполномочия Прокурора Верховного Суда Союза ССР распространялись на прокуроровсоюзных республик, последние в его подчинении не находились. В союзныхреспубликах прокуратура строилась на началах централизации с подчинениемПрокурору Республики всех нижестоящих прокуроров.
Дальнейшим шагом вразвитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение ПостановлениемЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре Союза ССР. Всоответствии с Положением в составе центрального аппарата Прокуратуры Союза ССРдля непосредственного руководства органами военной прокуратуры была образованаГлавная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором — старшимпомощником Прокурора Союза ССР. Прокуратура была выведена из состава ВерховногоСуда Союза ССР и учреждалась как самостоятельный орган. Однако прокурорысоюзных республик оставались в системе республиканских народных комиссариатовюстиции.
Постановлением ЦИК и СНКСССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции СоюзаССР» все органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатовюстиции, и тем самым завершилась ее централизация.
Важной вехой в дальнейшемразвитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждениеПрезидиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. Изданное на основе Конституции СССР 1936 г. Положение конкретизировало функцию высшего надзора применительно к основным его отраслям,определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора.
В этом важнейшем правовомакте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностейпрокурора — опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всехпрокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовыеакты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебныхорганов (ст. 13, 23, 25). Положение обязывало также прокуроров (ст. 16) вноситьв государственные и общественные организации представления об устранениинарушения закона и причин, способствующих этим нарушениям. Специальная главаПоложения закрепляла структуру органов прокуратуры, регулировала порядокназначения и прохождения службы работниками прокуратуры.
24 февраля 1964 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о поощрениях и дисциплинарнойответственности прокуроров и следователей органов Прокуратуры СССР, в котором,в систематизированном виде, изложены порядок, и основания применения мерпоощрения и наложения взысканий на указанных лиц.
Основополагающиеположения о прокурорском надзоре были закреплены в Конституции СССР, принятойВерховным Советом СССР в 1977 г. В ней в отличие от ранее действовавшейКонституции дается подробный перечень органов, за точным и единообразнымисполнением законов которыми осуществляют надзор прокуроры (ст. 164). В ст. 168основного закона было закреплено, что прокуратура осуществляет свои полномочиянезависимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральномупрокурору СССР. Конституция СССР определяла порядок назначения, подотчетностьГенерального прокурора СССР и срок его полномочий, а также порядок назначениянижестоящих прокуроров.
Общесоюзнымзаконодательным актом, регулирующим прокурорский надзор, стал Закон опрокуратуре СССР, принятый Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. Он является по своей юридической природе актом комплексного регулирования, содержащим нормы,определяющие как организацию, так и деятельность прокуратуры, в том числе ивоенной прокуратуры. В нем были конкретизированы задачи и основные направлениядеятельности органов прокуратуры. Закон возлагал на органы прокуратурыкоординацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениямии другими правонарушениями (ст. 3); определял, что прокуроры, решая задачиукрепления законности, взаимодействуют с Советами народных депутатов, другимигосударственными органами, общественными органами и трудовыми коллективами,опираются на активную помощь граждан (ст. 4).
В отличие от ранеедействовавшего Положения о прокурорском надзоре в СССР Закон четко определялполномочия прокуроров применительно ко всем отраслям прокурорского надзора,уточнял сроки рассмотрения актов прокурорского надзора и, что особенно важно,предусматривал обязательность исполнения органами и должностными лицамитребований прокуроров об устранении выявленных ими нарушений закона, причиннарушений и способствующих им условий, о предоставлении актов и другихнеобходимых документов, материалов и сведений, о проведении проверок, ревизий,выделение специалистов, о явке в прокуратуру и даче объяснений по поводунарушений закона и другое.
И последним важным, намой взгляд, законодательным актом стало постановление Президиума Верховного СоветаСССР 29 мая 1980 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР». 28 октября 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о классных чинахработников органов прокуратуры СССР.
Подводя итог, могусказать, что, несмотря на кратковременность существования советской прокуратурыпо сравнению со своей имперской предшественницей, массив законодательства вотношении ее был неизмеримо больше, вследствие этого и ограниченного в объемекурсового проекта я смог лишь осветить основные правовые акты, регулирующиедеятельность прокуратуры, в ущерб остальной ее истории. Далее речь пойдет опоследнем изменении общественно-политического строя в нашей стране, а точнее,что эти изменения внесли в прокуратуру, ее законодательство и систему.
4. Прокуратурав Российской Федерации
Итак, первым нормативнымправовым актом российского этапа развития прокурорского надзора, специальнопредназначенным для регулирования организации и деятельности прокуратуры, сталЗакон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Данный Закон вводился в действие с момента его опубликования, т.е. с 18 февраля 1992 г. (первая публикация в «Российской газете»). В ст. 1 Закона указывалось, что прокуратура России«осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РоссийскойФедерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений ипривлечение виновных к ответственности». К числу «направлений прокурорскойдеятельности» относились: надзор, участие прокуроров в расследовании уголовныхдел судами, а также осуществление предварительного расследования (ст. 2).Статьями 7, 8, 9 этого же Закона предусматривались иные направлениядеятельности прокуратуры: участие прокурора в заседаниях органовгосударственной власти и управления, участие в правотворческой деятельности,рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. Статьей 10 данногоЗакона определялась система органов прокуратуры.
В разделе III(главы 1—3) Закона определялисьпредмет надзора, полномочия прокурора по следующим трем видам прокурорскогонадзора: надзор за исполнением законов местными представительными органами,органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами,общественными объединениями, должностными лицами, а также за тем, чтобыиздаваемые ими правовые акты соответствовали законам; надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержаниязадержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мерпринудительного характера, назначаемых судом.
В связи с обострением«политической конфронтации в обществе, усилением сепаратизма, национализма,преступности» Указом Президента РФ от 20 марта 1993 г. была подчеркнута обязанность высшего должностного лица государства создавать необходимыеусловия «для нормальной работы судов и прокуратуры». В соответствии с ЗакономРФ от 28 апреля 1993 г. на федеральные органы государственной охраны былавозложена обязанность обеспечения безопасности Генерального прокурора РФ.Постановлением Президиума ВС РФ от 28 июня 1993 г. было утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры РоссийскойФедерации. Законом РФ от 21 июля 1993 г. был определен перечень Учреждений иорганов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, составляющихединую уголовно-исполнительную систему[10].
На этом можно завершитьобзор периода существования прокуратуры, условно именуемый некоторыми авторами«предконституционным»[11]. Он начался 2 января 1991 г. и завершился 21 сентября 1993 г., когда был принят Указ Президента РФ «О поэтапнойконституционной реформе в Российской Федерации». В этот период продолжаладействовать Конституция РСФСР 1978 г., в которую вносились изменения и дополнения.Прокуратура, являясь самостоятельным государственным органом, осуществляланаправления деятельности. Важнейшее место среди них отводилось надзору.
С момента принятия указаот 21 сентября 1993 г. начался второй период российского этапа развитияпрокурорского надзора (продолжающийся до ныне), условно назовем его«конституционным». В соответствии с выше упомянутым Указом Генеральныйпрокурор РФ назначался Президентом РФ и был ему подотчетен.
12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, в связи с чем была изменена редакция Закона РФ «О прокуратуреРоссийской Федерации». В соответствии со ст. 1, Прокуратура РоссийскойФедерации представляла «единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющихот имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на еетерритории законов». Было отмечено, что (помимо надзора) прокуратура Россиивыполняет и иные функции. Законом впервые устанавливался «надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, органами военногоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органамиуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций». Послевступления России в Совет Европы Генеральному прокурору рекомендовалось«усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осужденных ксмертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишениемсвободы». 24 мая 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации.Частью 2 ст. 294 УК РФ устанавливалась уголовная ответственность за вмешательство«в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица,производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному иобъективному расследованию дела». Также в уголовном порядке преследовалосьпосягательство на жизнь прокурора, следователя, «совершенное в целяхвоспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такуюдеятельность» (ст. 295 УК РФ). Предусматривалась уголовная ответственность и заклевету в отношении прокурора, следователя (ч. 2—3 ст. 298 УК РФ).
Указом Президента РФ от30 июня 1997 г. № 659 было утверждено Положение о классных чинах прокурорскихработников Российской Федерации. Существенные изменения были внесеныФедеральным законом РФ от 23 декабря 1998 г. в Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, был дополнен перечень видовпрокурорского надзора — «надзор за исполнением законов судебными приставами».
Дальнейшее реформированиезаконодательства о прокуратуре увязывается с Указом Президента РФ «Ополномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральномокруге». Этим Указом, территория России была подразделена на семь федеральныхокругов: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ,Северо-Кавказский федеральный округ[12], Приволжский федеральныйокруг, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ,Дальневосточный федеральный округ. Соответственно приказом Генеральногопрокурора РФ «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РоссийскойФедерации в федеральных округах» от 5 июня 2001 г. № 98, подобные управления были созданы во всех округах, кроме Северо-Кавказского. Впоследнем, функции управления Генеральной прокуратуры возлагались «на Главноеуправление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности имежнациональных отношениях на Северном Кавказе».
При выполнениивозложенных функций управления Генеральной прокуратуры не подменяют прокуратурысубъектов Российской Федерации, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться вих деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности,полномочий прокурора субъекта Федерации недостаточно, либо имеются иные причиныи обстоятельства. Таким образом, управление Генеральной прокуратуры РФ вфедеральном округе является новым звеном прокуратуры.
Конец 2001 г. и весь 2002 г. ознаменовались обновлением кодифицированного законодательства. Так,Государственной Думой ФС РФ 22 ноября 2001 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс российской Федерации, 20 декабря 2001 г. — Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях, 14 июня 2002 г. — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 23 октября 2002 г. — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В трех из четырехперечисленных кодексов законодатель отказался от такого акта прокурорскогонадзора, как протест. Теперь прокурор, принимая участие в уголовном,арбитражном и гражданском судопроизводстве, вправе принести представление. Лишьв административном судопроизводстве законодатель сохранил прежнюю формупрокурорского реагирования — протест.
Наконец, последниеперемены в прокуратуре принесли летние изменения 2007 г. в закон «О прокуратуре РФ» и Уголовно Процессуальный Кодекс. Вследствие образованияследственных комитетов, в том числе и при прокуратуре, прокуроры лишилисьвозможности возбуждать уголовные дела, теперь они лишь дают на это согласиеследователям.
Но на этом процесссовершенствования законодательства о прокуратуре не заканчивается, и пока нетоснования для ограничения второго периода российского этапа развитияпрокурорского надзора какой-либо датой.
Вот, собственно и все,что можно сказать об истории развития прокуратуры на сегодняшний день, учитываяограниченный учебными стандартами объем курсового проекта. ПрокуратураРоссийской Федерации еще слишком молода и продолжает развиваться, а потомуточку в этом повествовании предстоит поставить кому-то другому, если конечно еене отменят еще разок на моем веку, ввиду того, что на земле русской наступятмир, благоденствие и всеобщий коммунизм.
Заключение
Представляется, чторазвитие законодательства о прокурорском надзоре на протяжении всех трех этаповпреследовало две цели:
· определить местопрокуратуры в системе органов государства;
· установить объемполномочий прокуратуры, сводимых в итоге к направлениям ее деятельности.
Место прокуратуры в системеорганов государства в значительной мере обусловливалось состоянием самойгосударственности. В так называемые «переходные периоды», когдагосударственность ослаблялась, роль прокуратуры как органа уголовногопреследования с использованием ее в политических целях усиливалась.
Достаточно длительныйпериод совершенствования законодательства о прокурорском надзоре, к сожалению,не определил ни место прокуратуры в системе органов государства, ни объемспециальных (только ей присущих) полномочий. Это связано в первую очередь сотсутствием определения цели реформирования законодательства о прокурорскомнадзоре.
Но независимо отвозобладания тех или иных тенденций в развитии законодательства о прокурорскомнадзоре представляется важнейшим сохранение прокуратуры в системе российскойгосударственности в качестве самостоятельного органа, предназначенного дляосуществления точно обозначенных законом функций. Тем самым необходимо признатьи «вечный» характер прокуратуры как правового института и как правового явленияв российской государственности, на что обратил внимание еще в 1863 г. В. Лакиер[13].
Библиографическийсписок
Конституция Российской Федерации
Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от22.11.2001
ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992
Ковязина Ю.А. Основы возникновения исуществования надзорной власти в России. Законность. 2002. № 1, с. 2 – 8
Орлов Ю.Г. По стезе правды и законов(генерал-прокурор Державин). Законность. 1993. № 9 с.43
Кузнецов Д.В. Российская прокуратура:история и перспективы. Российский следователь. 2005. № 6, с. 17 – 29
Прокурорский надзор. Учебник. Сост.Бессарабов А.Н. М: 2006
Прокурорский надзор. Учебник. Сост.Винокуров Ю.Е. М: 2005
Прокурорский надзор. Учебник под ред.Галустян О.А. М: 2004
Прокурорский надзор. Учебник. Сост.Сухарев К.Р. СПб:2003
Прокурорский надзор в РФ. Учебник.Сост. Савенков С.В. М: 2001
Казанцев С.М. Дореволюционные юристыо прокуратуре (сборник статей) Воронеж: 1983
Казанцев С.М. Роль прокуратуры вгражданском процессе дореволюционной России. Воронеж: 1988
Сборник законодательства РоссийскойИмперии. Т 3. Сост. Боликов Р.А. Новосибирск: 1995