Реферат по предмету "Государство и право"


Возникновение государства у восточных славян

Оглавление:
Введение 
Основная часть:
1. Предпосылки возникновениягосударства у восточных славян 
2. Основные этапыскладывания древнерусского государства  
3. Особенностиобразования государства восточных славян  
Заключение 
Список использованной литературы 

Введение
Актуальность темы исследования.
Славяне – крупнейшая вЕвропе группа народов, связанных родственным происхождением, общностьютерритории проживания, близостью языка, культуры, традиций.
Восточные славяне –русские, украинцы и белорусы – преемники политического и культурного наследияДревнерусского государства – Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесновзаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства иВеликого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государстваи огромной Российской империи.
Глобальные перемены,затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины иБеларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания кпроблемам восточного славянства. В их изучении на смену традиционным взглядамвсе активнее пробиваются новые точки зрения, вводятся свежие комплексыисточников, меняются тематические приоритеты.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении возникновения государства у восточных славян.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. предпосылки возникновениягосударства у восточных славян;
2. основные этапыскладывания древнерусского государства;
3. особенностиобразования государства восточных славян.
Объектисследования – возникновениегосударства у восточных славян.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства увосточных славян.
Основная часть
 
1.   Предпосылки возникновения государствау восточных славян
Древнерусское государствосложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних,так и внешних факторов.
Выделяют следующиепредпосылки возникновения государства у восточных славян.
Духовные предпосылки.
Как и некоторые другиефакторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлениювласти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычуплемени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблемуурегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходилоотчуждение от свободных общинников.
Таким образом, врезультате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастуювыливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя идружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложныхуправленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами испособностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а еголичность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило ксакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавалодуховные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным[1].
Внешнеполитическиепредпосылки.
К внешним предпосылкамследует отнести «давление», которое оказывали на славянский мир егососеди, а именно норманны и хазары.
С одной стороны, их стремлениевзять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком,ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались вовнешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства ипромыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижногопотребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плениноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры,обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она,объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль заторговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранееразрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействиес более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторыхобщественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое времясчиталась подлинным эталоном государственно-политического устройства.
Не случайно, что долгоевремя великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственногообразования Хазарского каганата — хаканами (каганами). Следует отметить и то,что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточныхславян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв.,авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов,появлению «зародыша» государственности[2].
Социально-экономическиепредпосылки.
Развитие земледелия. Впервую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточныхславян в 7 — 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного встепном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлениюизбыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общиныкняжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческоготруда от производительного).
На Севере ВосточнойЕвропы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получитьширокого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, авозникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешнейторговли.
В районе распространенияпашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому,что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, сталатрансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как ираньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие отродовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продуктытруда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владелиорудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации.Социального же расслоения в самой общине не происходило, посколькупроизводительность земледельческого труда оставалась слишком низкой.Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружилипочти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же наборомпредметов и орудий труда.
Помимо этого, на обширнойлесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своейтрудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметиласьнеравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
Социально-политическиепредпосылки.
Межплеменные столкновения,а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжескойвласти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешнихврагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, борьба междуплеменами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболеесильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. Вконце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всёменее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё болееотчуждались от интересов соплеменников.
В советской историческойнауке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутреннимсоциально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, чторешающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что тольковзаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточнойсоциально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести ктому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

2.   Основные этапы складываниядревнерусского государства
На первомэтапе образованиядревнерусского государства (8 – середина 9 вв.) происходило вызреваниепредпосылок, а также складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихсяу восточных авторов. К 9 в. восходило появление системы полюдья, то есть сборас общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась каквозмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.
На второмэтапе (2-аяполовина 9 – середина 10 в.) процесс складывания государства ускорился, во многомблагодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов)[3].
Летописец отмечает (862год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнулараспря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скореевсего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и ихзнати между которой шла «борьба престижей»). В этих условиях, не желаяотдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами:«Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидетекняжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам,называвшимися русью, и их князю — Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором.Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям — вСтарой Ладоге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Через два года послесмерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князьОлег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира — норманнов,ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена отхазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде,произошло образование русского государства.
Норманнская теорияпроисхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. «норманнскойтеории», разработанной в 17 в. немецкими учеными на русской службе.
Летопись дает понять, что в 9 в. наши предки жили вусловиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речьидёт лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные- варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали ипризвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славянепередрались между собой и решили для установления порядка обратиться киноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: «Земля нашавелика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами».Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус — в Белоозере.
Этособытие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Такаятрактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактическийматериал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований длявывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как идругие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность увосточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука неможет согласиться со столь примитивным объяснением сложного процессаобразования любого государства. Государство не может организовать один человекили несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного идолгого развития социальной структуры общества. Тем не менее летописноеупоминание в определенном смысле было взято на вооружение еще в 17 в. Такродилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусскогогосударства.
Уже вто время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых,среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиесяДревней Русью, разделились на два лагеря — норманистов и антинорманистов.
Современныеотечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К нимприсоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран[4].Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует даннуютеорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.
Главнымопровержением норманнской теории является достаточно высокий уровеньсоциального и политического развития восточного славянства в 9 в. Древнерусскоегосударство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. Посвоему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов,поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.
В летописномрассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласилинескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как этоделалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверноизвестно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но исвоих степных соседей — печенегов, каракалпаков, торков[5].Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а ужесуществовавшее государство дало им соответствующие государственные посты.Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжскомпроисхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителямикаких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры вистории нашей Родины практически нет. Ученые, например, подсчитали, что на 10тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь пять скандинавскихгеографических наименований, в то время как в Англии, которую норманнызавоевали, это число доходит до 150.
Мы незнаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян,предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае онисуществовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». Вгерманской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами — царями.
Зато моментобъединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группырусских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли,создав громадное по тем временам государство.
Русскаяправославная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси свведением христианства[6].
Конечно, крещение Русиимело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковьосвящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещениепроизошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства,не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.
В Древнерусскоегосударство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийскиеплемена. Это государство, таким образом, с самого начала было этническинеоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаясяколыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев ибелорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов вотдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразитьДревнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время внационалистических кругах, старающихся поссорить три братских славянскихнарода. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населениюне совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица — городКиев. В 9 и даже в 12 в. еще нельзя говорить о специфически украинскихкультуре, языке и пр. Всё это появится позже, когда в силу объективныхисторических процессов древнерусская народность распадется на трисамостоятельные ветви.
Завершающий этапскладывания государства начинается с реформ княгини Ольги.
Полнаяликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого(980-1015).
Следующим решительнымшагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенныхкнязей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить властькиевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владениерода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать населениевсей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах ипереселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, каксвидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин- защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей[7].

3.   Особенности образования государствавосточных славян
Среди основных признаковдревнерусского государства к концу 10 века выделяют такие как:
1. системаданничества;
2. территориальныйпринцип расселения, вытесняющий племенной;
3. простейшийгосударственный аппарат в лице дружины и наместников князя;
4. династическая(родовая) княжеская власть;
5. монотеистическаярелигия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
Суровостьклиматических условий Восточной Европы, а также оторванность от центровантичной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства увосточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействиявнутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишьна одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римскойцивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организацииобщественной жизни.
Одной изособенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала онобыло многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому,что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство иправославная религия.

Заключение
 
Итак, мы рассмотрелипредпосылки возникновения государства у восточных славян, основные этапыскладывания древнерусского государства, теорию происхождения древнерусскогогосударства, а также особенности образования государства восточных славян.
Из всеговышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Образованиегосударства создавало благоприятные условия для развития ремесел, земледелия, атакже внешней торговли.
Влиялогосударство и на формирование социальной структуры. Так, выполнение властныхфункций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр вземлевладельцев.
Мощныйимпульс получила и древнерусская культура.
Врамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусскойнародности – основы трёх восточнославянских народов: великорусского, белорусскогои украинского.
Древнерусскоегосударство в течение веков после своего возникновения отбивало«волны» кочевников, а также принимало удар на себя, тем самым обеспечиваяблагоприятные условия для развития европейской цивилизации.
Русьстала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обменмежду Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многомвлияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия,углубляя

Список использованнойлитературы:
 
1.    Данилевский И.Н. Древняя Русь глазамисовременников и потомков (9-12 вв.). М., 2001. С. 340.
2.    Гордиенко Н.С. «КрещениеРуси»: факты против легенд и мифов. Л., 1986. С. 27.
3.    Кацва Л.А., Юрганов А.Л. ИсторияРоссии 7-15 вв. — М., 2001. С. 240.
4.    Ключевский В.О. Избранные лекции«Курса русской истории». – М., 2002. – С. 672.
5.    Ключевский В.О. Русская история.Полный курс лекций. В трех книгах. – М., 1997. – С. 1792.
6.    Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т.История отечественного государства и права. Часть 2. – М., 2003. – С. 544.
7.   Ловмянский Х.Русь и норманны. М., 1985.
8.   Мавродина Р.М.Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.
9.    Тихонов А.И. История отечественногогосударства и права. – М., 2003. – С. 120.
10.  Фортунатов В.В. Историяотечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебноепособие. – М., 2000. – С. 144.
11.  Цечоев В.К., Власов В.И., СтепановО.В. История отечественного государства и права. – М., 2003. – С. 480.
12.  Чистяков О.И. История отечественногогосударства и права. Часть 1: Учебник. – М., 2001. – С. 430.
13.  Чистяков О.И. Хрестоматия по историиотечественного государства и права. 1917-1991. – М., 2005. – С. 592.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.