Реферат на тему:
ВлияниеПослания президента к Федеральному Собранию Российской Федерации на финансовыйконтроль. Перспективы развития.
Влияние Посланияпрезидента к Федеральному Собранию Российской Федерации на финансовый контроль.Перспективы развития.
Традиционно финансы и финансовые отношения играливажнейшую роль в деятельности любого государства. Государство, какполитико-правовая организация, несет в себе определенные функции, направленныена реализацию всех необходимых потребностей общества. Финансы – те, средства,которыми достигаются поставленные государством цели. Финансовые отношенияопосредуют деятельность субъектов, одним из которых обязательно являетсягосударство, в перераспределении произведенных продуктов и контроле надпотребностями общества. Значение финансового контроля в России существенновозросло в период перехода к рыночной экономике. В демократических странах, втом числе в России, велика значимость общественного контроля над расходованиемгосударственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, котораятакже требует создания новых механизмов контроля за распределением ииспользованием бюджетных ресурсов. Основное назначение финансового контролясостоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования ирасходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контрольявляется неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Онспособствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системойстраны.
Целью работы является определение влияния Посланияпрезидента на процедуру финансового контроля.
Задачи работы – анализ значения, принципов,сущности, субъектов финансового контроля.
Для более подробного рассмотрения и уяснения ролифинансового контроля в процессе управления государством, следует уделить особоевнимание теоретическим вопросам о принципах финансового контроля, о полномочияхи взаимодействии органов, осуществляющих контроль. Для начала дадим определениепонятию финансового контроля. Одно из наиболее полных определенийдано в учебном пособии Н. И. Химичева и Е. В. Покачалова, где финансовыйконтроль определяется как контроль за законностью ицелесообразностью действий при образовании, распределении, перераспределении ииспользовании денежных государственных фондов в целях эффективногосоциально-экономического развития страны.
Значение финансового контроля выражаетсяв том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение,установленного в области финансовой деятельности, правопорядка
всеми органами государственной власти,предприятиями, учреждениями, и, во-вторых,
экономическая обоснованность иэффективностьосуществляемыхдействий, соответствие
их задачам государства. Таким образом, он служитважным способом обеспечения
законности и целесообразностипроводимойфинансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовойдеятельности имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Содержание и основные направления финансовогоконтроля заключаются в отношениях, регулируемых финансовым правом. К основнымотносится такая форма отношений как проверка. Виды проверок:
а)выполнения органами государственной власти функций по аккумуляции,распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б)выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств передгосударством;
в)использования по целевому назначению государственными и муниципальнымипредприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственномведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственныхсредств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г)соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежныхсредств предприятиями, организациями, учреждениями.
Ещёодним немаловажным аспектом в раскрытии сущности государственного контроляявляются его принципы. 1. Контроль осуществляется в соответствии с законом и неможет противоречить или не соответствовать его нормам. Данный принцип определяетв законности каждого принятого (компетентным органом) решения.
2.Немаловажным принципом является гласность финансового контроля, т.е. каждоепринятое решение, результаты выполненной проверки и т.д., является достояниемнарода. 3. Третьим принципом государственного контроля является его плановость.Для урегулирования процесса и контроля над ним используется метод соответствияс планом на определённое время. Финансовый контроль по сути своей являетсявесьма важной процедурой, потому недопустима неорганизованность даннойпроцедуры, в этом находит своё отражение принцип плановости.
4.Выделяют так же принцип объективности финансового контроля, подтверждающийнезависимость и объективность вышеуказанных проверок.
Государственныйконтроль производят органы представительной (законодательной) и исполнительной власти РФ. К таким органомотносятся:
Законодательнаявласть:
•Счетная палата РФ;
Исполнительнаявласть:
•Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Департамент страховогонадзора, Контрольно-ревизионное управление);
•Министерство по налогам и сборам РФ;
Федеральнаяслужба налоговой полиции;
•Государственный таможенный комитет РФ;
Федеральнаяслужба по валютному и экспортному контролю;
•Центральный банк РФ;
•контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
•иные органы.
Все органы руководствуются в своей деятельностиКонституцией РФ.
Рассмотрим каждый орган в отдельности:
1) Для усиления контроля со стороны Федерального СобранияРФ за своевременным исполнением доходных и расходныхстатей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению быласоздана Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государственногофинансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. В рамках задач, определенныхдействующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата, осуществляя контрольнуюдеятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, невмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатахревизии и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявлениянарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящейгосударству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организациипредписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократногонеисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе посогласованию с Государственной Думой принять решения о приостановлении всехвидов финансовых, платежных и расчетныхопераций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должнарегулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовойинформации.
2)Министерство финансов России являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,страховой, валютной, банковской деятельности, государственногодолга, аудиторской деятельности, финансовогообеспечения государственной службы, противодействия легализации
доходов,полученных преступным путем, и финансированиютерроризма. Министерство финансов РФосуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его
ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службыстрахового надзора, Федеральной службыфинансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по
финансовомумониторингу, а также контроль заисполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов повопросам исчисления и взиманиятаможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Всвоем первом Послании к Федеральному Собранию президент Российской Федерацииобратил особое внимание на укрепление демократических институтов и модернизациюроссийской экономики. Наиболее действенным и практически единственным методомдостижения намеченных целей может выступить только нормативное регулирование.Как говорилось ранее, процедура финансового контроля является непосредственнымрегулятором финансовой деятельности и финансовых отношений. По мнению главыгосударства, финансовый контроль на сегодняшнем этапе недостаточно универсален,потому возникает потребность в правовом урегулировании полномочий субъектовданного механизма. Президент внес соответствующие предложения по расширениюконституционных прав Федерального Собрания – наделить указанный органконтрольными функциями в отношении исполнительной власти. Инструментомреализации предложенного решения будет служить установление конституционнойнормы, обязывающей Правительство Российской Федерации ежегодно отчитываться вГосударственной Думе по итогам его деятельности и по вопросам, поставленнымнепосредственно Парламентом. Эта новация затрагивает абсолютно все сферыдеятельности данных органов государственной власти, в том числе и сферуфинансового контроля. В этой сфере пересекаются полномочия ФедеральногоСобрания и Правительства Российской Федерации в лице органов, непосредственноосуществляющих процедуру финансового контроля. К их числу относятся: Счетная палата,Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, и другие.Проблематичность разграничения полномочий заключается в том, что большинствоорганов, осуществляющих контроль подотчетны Правительству РФ, и лишь один органнаходится в подведомственности Федерального Собрания. Кардинальных изменений повведению новых органов законодательной ветви или ликвидации некоторых органовисполнительной не предусматривается, в связи с направленностью на сохранениестабильности
существующегогосударственного устройства и неизменности конституционных норм.
Следствиемиз данной установки является подобное разграничение полномочий главногозаконодательного и исполнительного органов. Указанная конституционная нормабудет непременно реализована. Правительство в лице всех своих органов,осуществляющих финансовый контроль, будет в скором времени отчитываться передорганами, осуществляющими финансовый контроль в рамках компетенции ФедеральногоСобрания. Сущность прямых полномочий перечисленных органов останется неизменной,но изменится система взаимоотношений между ними.
Необходимоотметить, что указанные изменения, вызванные Посланием главы государства,затронут только сферу государственного финансового контроля и сферу исполненияфедерального бюджета. Это связано в первую очередь со спецификой субъектоврассматриваемой процедуры и также с законодательным закреплением полномочий иструктуры органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Несовершенстводействующего разграничения полномочий до недавнего времени заключалось в том,что Правительство Российской Федерации самостоятельно определялоорганизационно-правовую форму государственных органов исполнительной власти,осуществляющих финансовый контроль, наделяло их функциями. К примеру, функциямиМинистерства финансов является выработка государственной политики инормативно-правового регулирования финансовых отношений. Однако не стоитзабывать, что формирование и реализация государственной политики и уж тем болееправовое регулирование скорее относится к сфере веденья законодательногооргана. А в сфере исполнения федерального бюджета происходит прямое инепосредственное пересечение полномочий двух рассматриваемых государственныхорганов. Исполнение бюджета заключается в распределении денежных средствглавными распорядителями по определенным получателям, которыми являютсябюджетные учреждения. Ранее в данной стадии бюджетного процесса, требующейособого внимания за распределением и поступлением денежных средств, функциифинансового контроля в какой-то степени исполняли органы Правительства РФ. Этонедопустимо. Полномочия Правительства РФ слишком широки в вопросе финансовогоконтроля. А полномочия Федерального Собрания в лице Государственной Думы носятмаксимально обобщенный характер, что существенным образом снижает эффективностьконтролирования.
Вперспективе отношения между законодательным и исполнительным органом носятстрого установленный характер властных предписаний. Введение такой системыоткрывает возможность для представителей общественности в Государственной Думеи в Совете Федерации непосредственного регулирования финансовой деятельностигосударства. Это выразится в прямом контроле народа в лице его представителейнад механизмом распределения денежных средств по главным направлениямжизнедеятельности общества и государства через федеральные министерства. Такжеэто выразится в усовершенствовании финансовой системы государства,ориентированной на современные рыночные отношения. И наконец, это выразится внормативном перераспределении прав и обязанностей государственных органов всфере финансового контроля и финансовых отношений в целом.