Курсоваяработа
На тему:Виды толкования норм права
Введение
Право – этосистема общеобязательных, формально определенных правил поведения общественногохарактера (норм права), которые в установленном порядке санкционируются илиформулируются государством и обеспечиваются возможностью применения государственногопринуждения.
Нормаправа – это общеобязательное, установленное или санкционированное иохраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленнуюматериальными условиями жизни общества волю и интересы народа,активно влияет на общественные отношения в целях их упорядочения.
Любаядеятельность, плодотворная и эффективная, когда осуществляется с полнымпониманием дела. Правоприменения также не бывает без выяснения содержанияправовых требований.
Реализацияправа, то есть превращение правовых норм в жизнь, достигаются сознательнойдеятельностью людей. Люди должны осознавать содержание норм, раскрывать длясебя их содержание. Толкование – составная часть процесса примененияправовых норм, без него невозможна их правильная реализация.
Сущностьтолкования норм права заключается в переводе их абстрактных предписаний наболее понятный и доступный язык конкретных понятий и выводов.
Безвсестороннего и глубокого понимания смысла правовых норм невозможноправовое регулирование общественной жизни, укрепление законности.Толкование норм права является необходимой предпосылкой для правосудия. Поэтомуюристы большое внимание уделяют полному и все стороннему анализу современногосостояния норм права в государствах с различными общественно-политическимстроем, стремятся предусмотреть пути дальнейшего совершенствования развитиягосударственно-правовых явлений.
Проблематолкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Онаимеет самостоятельное значение в процессе научного или повседневного познаниягосударственно-правовой жизни. Необходимость четкого понимания о содержаниидействующих норм возникает в ходе правотворческой работы. Процесс толкованиянеизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража,других государственных органов, при заключении сделок и договоровхозяйственными структурами, в деятельности партий, общественныхобъединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д.Проблема толкования правовых норм остро стоит перед законодателями иправоприменителями. Нужно учитывать важность и специфику законодательной иправоприменительной работы, построения нормально работающей правовой системы,соответствующей принципам законности, равенства всех перед законом и судом,надо весьма осторожно подходить к решению проблемы толкования нормативныхправовых актов.
Цель даннойработы проанализировать и систематизировать существующие мнения и ответить навопрос о том, какая актуальность толкования, кто является субъектом толкования,сущность и значение толкования норм права, задачи толкования норм права,виды толкования норм права.
1. Общаяхарактеристика толкования норм права
1.1 Понятиетолкования правовых норм и его необходимость как процесса
Термин«толкование» (interpretatio) многозначен. Под толкованием зачастую понимаетсялюбой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы илиобщественных явлений. В более узком смысле слова под толкованием понимаютсяобъяснения выражений, формул, символов, т.е. знаков естественного илиискусственного языка.
Термином«толкование» обозначается также совокупность значений (смыслов), которыепридаются знакам естественного или искусственного языка. Таким образом, подтолкованием понимается с одной стороны, определенный мыслительный(познавательный) процесс, направленный на объяснение знаковой системы, а сдругой результат этого процесса, выраженный в совокупности высказыванийестественного языка, придающий указанной системе определенное значение (смысл).
Некоторыеученые (например, А.С. Пиголкин, А.С. Шабуров) считают, чтотолкование права включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение иразъяснение. Они считают, что «разграничение уяснения содержания правовых норми его разъяснения оправдано лишь в методических целях».
Уяснение-этомыслительная деятельность лица, направленная на объяснения заложенной всловесной формулировке воли законодателя. Смысл нормативного предписанияуясняется «для себя». Используются при этом соответствующие приемы и способы –грамматическое (текстовое) толкование, системное толкование,историко-политическое толкование и др.
Разъяснение– это деятельность управомоченных органов и лиц, а также других субъектов,связанная с доведением до заинтересованных профессиональных групп и субъектовправореализации действительного смысла и единообразной реализации впрактической работе, преодоления коллизий, нестыковок, неясностей вправоприменительной практике. Разъяснение нормативного предписания может бытьофициальным, зафиксированным в акте толкования управомоченного субъекта,соответственно, формально обязательным для правоприменяющих субъектов.Разъяснение нормативного предписания может быть предложено в форме рекомендацийи советов, не имеющих формального обязательного значения. Официальноеразъяснение нормативного предписания обладает всеми признаками правовой формыгосударственной деятельности и может квалифицироваться как интерпретационныйпроцесс.
Толкованиеправовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевогохарактера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях ихнаиболее правильной реализации.
Толкованиеявляется необходимым и очень важным элементом юридической деятельности, хотя вомногих случаях этот процесс внешне незаметен, поскольку происходит зачастуюавтоматически, как само собой разумеющийся, без ясно выраженной цели толковатьсловесное выражение правовой нормы. Это объясняется тем, что толкованиенормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь средством для того,чтобы правильно со знанием дела осуществлять правовые нормы в реальной жизни, атакже издавать подзаконные нормативные акты.[1]
Необходимостьтолкования норм права обусловлено их признаками, особенностями форм выражениявнешне и функционирование. Неясность правовой нормы может внешне проявиться втаких формах: недостаточная определенность; недостаточная точность тех илидругих слов и выражений в нормативном акте; неполнота нормы, когда законодательне принял во внимание некоторые стороны общественных отношений, что он хотелурегулировать; внутреннее противоречие самой правовой нормы.[2]
«Толкованиенорм права – это деятельностьсубъектов по осознанию и разъяснению действительного содержания правовых норм сцелью обеспечения обоснованной и полной реализации их предписаний.»[3]
Предметисследования при толковании – правовая норма, за пределы которой при строгомсоблюдении режима законности интерпретатор ни в коем случае не в праве выйти.Норма права в силу своей абстрактности может учитывать не только факты,возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут подпастьи непредвиденные законодателем вновь появляющиеся факты и ситуации.
Правильноетолкование норм права необходимое для всех форм реализации правовых норм – присоблюдении, использовании, выполнении, и особенно при применении норм права.
Толкование– активная, творческая и кропотливая деятельность, своего рода искусство, гденеобходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Но этадеятельность не должна быть направлена не на то, чтобы обойти веление закона,расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобыправовую норму правильно и всесторонне исследовать, выяснить тот смысл, которыйзаконодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормыправа, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубокоразбираться в специфике каждого рода общественных отношений. Кроме тогоинтерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики,психологии, истории и т.д.
Цельютолкования нормативных актов, как правило, является не просто абстрактноепонимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а познание еедля того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи.Толкование законов и других нормативные актов является одним из средствукрепления законности, ее обеспечения. Как бы хорош закон ни был безправильного и глубокого его толкования невозможно укрепление законности.Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права, и, следовательно,неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам припроведении закона в жизнь.
«Необходимость толкованияобусловлена такими причинами:
1. Неполныйохват юридическими нормами фактических условий жизни (например, отсутствиестатьи по такой разновидности хулиганства, как радиохулиганство, даетвозможность- в результате толкования – распространить на радиохулигановдействие статьи 206 Уголовного кодекса Украины);
2. Неопределённыйхарактер нормы права, наличие специальных, прежде всего оценочных, понятий иопределений, в которых нелегко разобраться юридически неподготовленномучеловеку без специального толкования (например, следует разъяснить, чтоозначают такие понятия, как «тяжкие последствия», «малозначимые деяния» и др.);
3. Нечеткость,схематизм, ошибочность нормативных положений как результат недосмотра,халатности правотворческих органов (например, в связи с недостаточнымперечислением всех признаков вины их можно установить только толкованием);
4. Необходимостьтолкования норм права иногда вытекает из содержания самого нормативного акта,когда в нем встречаются выражения «и т.д.», «и т.п.», «другие» и т.п.Установить их истинное значение возможно только с помощью толкования.»[4]
1.2Суть и значение толкования норм права
Сутьтолкования как специфической деятельности заключается в особенностях самогоправа как общественного явления. Данные свойства такие, что вызываютнеобходимость толкования. Это нормативность, общеобязательность, системность,формальная определенность, государственное принуждение.
Существеннымопределением норм права является их общий характер (нормативность), расширениеих действия на широко кий круг субъектов и ситуаций. В то же время нормы правареализуются в конкретных действиях субъектов, применяются для конкретныхситуаций. В ходе толкования общие и абстрактные нормы переводятся на язык конкретныхвыражений, которые не вызывают сомнения про отношения толкованного нормативногоакта к ситуации, которая подлежит юридическому разрешению. Индивидуальностьотношений, случав, субъектов порождает в процессе применения к ним вопросы, накоторые можно получить ответы только путем толкования.
Необходимостьтолкования, обусловлена также особенностями внешнего оформления норм права.Правовой акт представляет собой мысль законодателя, а любая мысль не можетсуществовать без материи. С помощью речи она находит материальную, чувственновосприимчивую форму, становится непосредственной действительностью.
Необходимостьтолкования нормативных актов вызывается также применением специальныхюридических терминов или терминов других отраслей знания, которое не имеютаналогов в повседневной речи. Особенности формулирования предложений, которыесодержат норму права, также обуславливают необходимость толкования.
Необходимостьтолкования права может быть вызвана и возможными противоречиями между егоформой и содержанием. В таких случаях толкование является условием познанияискреннего содержания распоряжений. Необходимость толкования норм прававытекает из такой из такого их свойства, как системность. Правовые актырегулируют общественные отношения не изолировано друг от друга, а совместно,между ними существуют определенные связи. Действительное содержание норм правав значительной мере зависит от других, логично связанных норм. Они могут сужатьили расширять содержание толкуемой нормы.
Толкованиеправа необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовыхнорм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовыераспоряжения остаются неизменными, в то время как общественная жизнь изменяетсяпостоянно. Поэтому достаточно часто закон применяется существенно переделаннымс момента его издания.
По вопросупро необходимость толкования в литературе существует несколько разных точекзрения. Высказывалась мысль, что построенные на рациональных началах законыдоступные пониманию любого. Для их применения достаточно лишь одного здравогосмысла. Эта точка зрения особенно была распространена в эпоху господстваприродного права и «просвещенного абсолютизма». Относительно другого взгляда,толкованию должны поддаваться только неясные нормы, понятные же, толкования нетребуют. Эта мысль представляется спорной, потому что, для определения,является ли этот нормативный акт понятным, нужно его осознать, понять,растолковать. Наиболее распространенной является мысль, что должны толковатьсявсе нормы права, потому что слишком велико разнообразие жизненных явлений,чтобы закон мог быть применен на практике без его толкования.
1.3Основные задачи толкования норм права
Толкованиедолжно отобразить те представления и понятия, которые связывал с данной нормойее творец. Эти представления и понятия составляют содержание нормы и в тожевремя передают мысль автора. Поэтому задачу толкования можно ещесформулировать, как «раскрытие содержания нормы», или «развитие ее содержания»,или «выяснение мысли и воли законодателя».
Задачатолкования:
1) Раскрытьсодержание правового акта, то, что выразил в ней законодатель.
2) Толкованиедолжно обеспечить правильное и одинаковое исполнение толкованной нормы во всехслучаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможности ошибки,которые могут возникнуть при применении этой нормы.
3) Онодолжно охватить юридическими нормами фактические условия жизни.
4) Устанавливатьдействие правового акта.
2.Виды толкования норм права
2.1Видытолкования норм права по субъектам
Разъяснениенорм права, которое выражается как в форме официального акта, так и в форме неимеют формально обязательного характера рекомендаций и советов, составляетдругую сторону толкования. Толкование – составная часть применения нормы.Поскольку в качестве право приминителей выступают и граждане, и юридическиелица, и государственные органы, все они являются толкователями норм. Однакоюридическое значение результатов толкования разное. Если цивильное илиюридическое лицо в меру своего понимания с расчетом собственных интересовдолжным образом толкует норму, такое толкование не выходит за рамки конкретногоправоотношения. Если же толкование нормы дается специально уполномоченным на тогосударственным органом, то подобное толкование находит особенный авторитет,становиться эталоном право применения.
Взависимости от субъектов, которые дают толкование, и обязательности толкованияразличают официальное и неофициальное толкование.
«Официальное– разъяснение содержания и цели правовых норм, сформулированное в специальномакте уполномоченным органом в рамках его компетенции, и имеющее юридическиобязательную силу для всех, кто применяет разъяснимте нормы. Например, правомофициального толкования Конституции Украины наделен только Конституционный суд.Его толкование общеобязательно, легально (узаконено).
Официальнымтолкованием занимается узкий специфический круг участников»[5].
Кромеуказанных признаков официальное толкование характеризуется также формой иособым порядком осуществления. С точки зрения формы подавляющее большинствоактов официального толкования выражаются в виде письменных документов со всемиих реквизитами. Юридической практике известно весьма ограниченное число случаевустного официального толкования. Такой характер имеет, например, разъяснениеправ и обязанностей участникам процесса со стороны суда во время рассмотрениягражданских и уголовных дел. Вместе с тем подобные процессуальные действиятакже фиксируются в определенных документах (подписка свидетелей, экспертов ит.д.). Аналогичное значение имеет устное официальное толкование, осуществляемоедолжностными лицами во время приема посетителей по юридическим вопросам (приемграждан работниками суда, прокуратуры).
Особыйпорядок осуществления официального толкования выражается в понятии праворазъяснительного процесса, в рамках которого формируется акт толкования. Праворазъяснительный процесс как совокупность определенных стадий формированияофициального разъяснения раскрывает вопрос о причинах и порядке издания актатолкования, особенностях его регулирующего воздействия на общественныеотношения. Все это позволяет более четко видеть особенности официальноготолкования по сравнению с неофициальным.
«Официальноетолкование в свою очередь делится на нормативное и казуальное.
Нормативноетолкование норм права – это разъяснение действительного содержания нормы права,имеющей общеобязательное значение при решении всех дел, регулируемыхинтерпретированной нормой. Это толкование называется нормативным не потому, чтооно разъясняет нормы права, а потому, что оно имеет нормативный (обязательный)характер. Как указывается в научной литературе, результаты нормативноготолкования являются своеобразными «нормами о нормах», в которыхустанавливается, как следует понимать и применять определенные нормы права».[6]
Официальноенормативное толкование можно разделить на два вида: аутентичное толкование, т.е.официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовуюнорму, и легальное толкование, осуществляемое не самими нормотворческимиорганами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальноетолкование должно проводиться в рамках компетенции органа производящегоразъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которыепопали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное)толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Длясудебной деятельности особо важны разъяснения Верховного Суда по деламприменения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящиеразъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросамсудебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатомих обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясностиу судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки инеправильные решения. Право на такое толкование имеют Конституционный Суд,Верховный Суд, Высший арбитражный суд Украины (например, разъяснение Высшегоарбитражного суда Украины от 6 августа 1997 г. №02–5/276 «Про некоторыевопросы практики применения Закона Украины «О предпринимательстве»).
Вто же время аутентическое толкование – это раскрытие воли законодателя,сформулированной в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативныеакты, которые на практике вызвали неясности или противоречиво применялись,официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшимэтот акт. Например, законы, как правило, разъясняются праламентом. ОднакоВерховная Рада Украины не имеет права на официальное толкование ею же принятыхзаконов. Согласно статье 147 Конституции Украины, официальное толкование КонституцииУкраины и законов Украины дает Конституционный Суд Украины. Верховная РадаАвтономной Республики Крым разъясняет порядок применения нормативно-правовыхактов, ею выданных.
Казуальноетолкование – это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается всвязи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкованиеназывается казуальным потому, что оно имеет силу только дня данного конкретногослучая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когдарешения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим деламявляются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъясненияобязательны только при рассмотрении конкретного деда. Кроме того, они служатобразцом для других органов, которые применяют данные нормы права.
Казуальноетолкование бывает судебное и административное.
Судебноетолкование – это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Онообеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права вдеятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальныеразъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшимв ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовногозаконодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной властиобязательны, для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющихразъясняемые нормы права.
Административноетолкование – это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительнымиорганами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда,социального обеспечения и подобных.
Неофициальноетолкование – это разъяснение смысла правовых норм, которое не носитобязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить отобщественной организации. Такое толкование необязательно для тех органов илидолжностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкованиеоказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особоезначение для точной и правильной реализации норм права имеют высказываниякрупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенногозакона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснениясодействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровеньправосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона. Неофициальноетолкование разделяется на доктринальное, компетентное и повседневное.
Доктринальное(научное) толкование дается специальными научно-исследовательскимиучреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практикамив комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях,выступлениях и т.д.
Доктринальноеразъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется назнании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли правав организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов.Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствоватьправотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствиес объективными закономерностями общественного развития.
Компетентное(профессиональное) толкование дается юристами-специалистами. Критериемвыделения этого вида толкования служит не степень знания права, апрофессиональная деятельность. Например, толкование, осуществленное прокуроромили адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда,однако необходимость деятельности этих участников процесса закрепленанормативно.
Повседневное(бытовое) толкование дается гражданами. Его точность зависит от уровняправосознания субъекта. Знание его для право приминителя деятельностискладывается в проявлении правового сознания широкого круга субъектов права.Причем от характера такого «жизненного» толкования много в чем зависитсостояние, потому что оно является причиной деятельности граждан, ихправомерного поведения.
2.2 Видытолкования норм права по объему их содержания
Использованиеразных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полноопределить волю законодателя, вложенную в текст нормативного акта. Но дляюридической практики важное значение имеет выяснение соотношения смысла темы сее текстуальным выражением, то есть толкование по объему. Оно являетсялогическим продолжением и завершением выяснения содержания правовых норм.Основание для постановки вопроса про объем толкования закона является то, что вряде случаев в результате выяснения данной нормы оказывается, что содержание ееуже или шире ее текстуального выражения. Единство речи и мышления, слова ипонятия не означает их тождественности. Это порождает неминуемость не толькобуквального, но и в отдельных случаях расширенного и ограниченного толкования.Толкование правовых норм по объему не носит самостоятельного характера иявляется последствием других приемов толкования норм права.
Различаюттри вида толкования по объему:
Буквальное(адекватное) толкование-разъяснение, при котором содержание (смысл) нормы праваполностью соответствует буквальному тексту. При идеальной системезаконодательства как источника права, который точно выражает намерение и мыслизаконодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию.
Прираспространительном толковании содержание толкуемой нормы является шире еетекстуального выражения. Например, действительный смысл понятия «утрата»,содержащегося в Законе Украины «О залоге», надо понимать более широко, чембуквальное значение этого слова: это гибель саморазрушение, и все иные случаиприостановки существования данного предмета. Или другой пример: «Судьинезависимы и подчиняются только закону» – это нормативное предписание неуказывает на народных заседателей, однако на них, как и на судей,распространяется принцип независимости.
Ограничительноетолкование – это толкование, при котором действительное содержание правовойнормы устанавливается уже ее текстуального выражения. Например, согласно ЗаконуУкраины о браке и семье «совершеннолетние дети обязаны содержатьнетрудоспособных родителей, которые нуждаются в помощи, и заботиться о них»,однако эта обязанность не может распространяться на детей, хотя исовершеннолетних, но не работоспособных.
Ограничительныеи распространительные виды толкования применяются как исключения, когда мысльзаконодателя не получила в тексте нормативного акта адекватное воплощение (илитекст устаревает в связи с развитием общественных отношений). Эти виды могутвозникать, когда законодатель употребляет термин или выражение более широкогоили узкого объема по сравнению с объемом понятия, которое брал во внимание.
Распространительноеили ограничительное толкование может вытекать из системности норм права. Этивиды толкования не могут употребляться, если это приведет к ухудшению правовогоположения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы.Не допускается также:
1) Распространительноетолкование исчерпывающих перечней;
2) Ограничительноетолкование незаконченных перечней;
3) Распространительноетолкование санкций;
4) Распространительноетолкование положений, которые составляют исключения из общего правила и др.
2.3Основные функции толкования норм права
Толкованиекак специфическая юридическая деятельность имеет важное значение для правовогорегулирования, является необходимым условием существования и развития права.
Оновыполняет следующие функции:
1)Познавательная функция. Она из самого содержания, сути толкования, в ходекоторого субъекты познают право, содержание правовых распоряжений.
2)Конкретизационная функция. При толковании правовые распоряжения чаше всегоконкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (особенно яркоэта функция проявляется в процессе функционального толкования).
3)Регламентирующая функция. Толкование в форме официального разъяснения как бызавершаются процесс нормативной регламентации общественных отношений. Этоозначает, что граждане и организации, а также органы государства и должностныхлиц, которые применяют право, должны
4)Правообеспечивающая функция. Некоторые акты толкования выдаются для обеспеченияединства и эффективности практики.
5)Сигнальная функция. Толкование нормативных актов позволяет найти их недостаткитехнического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателяпро необходимость усовершенствования соответствующих норм.
В конечномсчете толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечениязаконности и повышения эффективности правового регулирования. В современныхусловиях его актуальность значительно возросла. Это объясняется тем, что впоследнее время законодательство обновилось, в нем появились новые нормы ицелые отрясли, разделы права. Правотворчество теперь осуществляется по другимпринципам, применяются новые юридические термины и конструкции, сов сем другойтип регулирования. В законодательной практике все шире используется иностранныйопыт. В этих условиях толкование и должно сыграть свою роль как самый важныйинструмент познания, реализации и усовершенствования права.
Интерпретационныеакты. Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкованиядолжны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты(акты толкования), которые можно обозначить как правовые акты компетентныхгосударственных органов, которые содержат результат официального толкования.
В первуюочередь, нужно обозначить, что данные акты являются правовыми. Они выдаютсякомпетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формальнозакреплены, их реализация обеспечивается.
По другимже признакам интерпретационные акты довольно сильно отличаются от нормативных иправоприменительных.
Нормативныйакт содержит нормы права, а интерпретационный только толкует, поясняет этинормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может«действовать» на нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Не имеянорм права, интерпретационный акт не отделен от толкованного нормативного акта.Они разделяют общую участь: при потере нормативным актом юридической силытеряет значение и интерпретационный акт. От правоприменительного актаинтерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретногодела, а последний имеет общий характер.
Заключение
Толкованиеправа составляет значительный объем деятельности большинства юристов, оно имеетогромное значение в юридической науке и практике.
Безглубокого понимания содержания норм права невозможна их эффективная реализация,систематизация, формирования правовой культуры и правосознания, разработки ипринятия новых норм.
Разработкановых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитойсистеме законодательства большинство издаваемых норм, так или иначе, связано суже существующими законодательными положениями. Немаловажное значение имееттолкование и для создания сводов законов, собраний и справочников позаконодательству, для учета нормативных актов.
Проблема толкованиязаконов свойственна большинству правовых систем и известна давно. Необходимостьего связана с наличием неоднозначных формулировок в законодательных актах, чтоприводит к различной, а порой и полярно противоположной их интерпретацииисполнительными органами власти и судами, по-разному применяющими в схожихситуациях одни и те же правовые нормы. Законыизменяются и приспосабливаются к новым условиям не в процессе их толкования иприменения, а в установленном порядке самим законодателем. В результатетолкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливаетсявыраженная в законе государственная воля. Оно не должно подменятьправотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и гденеобходимо издание новых нормативных актов.Деятельность правоприменителя невозможна без знания основных видов толкованиянорм права. Умение отличать, систематизировать и использовать различныеинтерпретационные акты является одним из условий успешной деятельности приквалификации поведения субъектов права, правильной юридической оценке поступковчеловека, составлении юридически аргументированных процессуальных актов иобобщений правоохранительной практики. Этому должна предшествовать повседневнаяработа по выявлению, анализу и систематизации различного рода разъяснений.
Значениепроблемы толкования норм права в современных условиях повышается дополнительнымиобстоятельствами внешнего и внутреннего характера. Кажется, что количествосистематизированных нормативно-правовых актов в системе современногозаконодательства невероятно мало. Это свидетельствует, про существеннуюнесогласованность законодательства Украины. Структурное несовершенство законодательстваусиливается качественными недостатками украинской правовой системы. Выяснение иреализация норм права еще больше усложняется низким уровнем правовой культуры иправовым нигилизмом украинского общества.
Какопределенный вид юридической деятельности толкование предполагает наличиесубъекта (деятеля), результат деятельности и совокупность рациональных приемовдеятельности, призванных обеспечить должный результат. В зависимости отсубъектов, толкование бывает:
v Официальное – сформулированное в специальном акте уполномоченныморганом, имеющее юридически обязательную силу для всех, кто применяетразъясняемые нормы.
Ø Нормативное, которое неотделимо от правовой нормы,распространяется на широкий круг общественных отношений.
§ Аутентичное – содержание нормы толкуется тем органом, который ееустановил, т.е. автором нормы.
§ Легальное – общеобязательное толкование нормы осуществляетсяорганом, который данную норму не устанавливал, но уполномочен законом еетолковать.
Ø Казуальное (индивидуальное), обязательное только для конкретногослучая и для лиц, в отношении которых оно проводится.
§ Судебное – осуществляется судебными органами при рассмотренииконкретных дел.
§ Административное – осуществляется министерствами, ведомствами,местной государственной администрации.
v Неофициальное толкование исходит от лиц, не имеющих на тоофициальных полномочий, и не обладающее юридически обязательной силой.
Ø Доктринальное, базируется на знании и глубоком понимании закономерностейправового регулирования, роли права в организации общественной жизни и т.д.
Ø Компетентное (профессиональное) – дается юристами-специалистами.
Ø Повседневное (бытовое) толкование дается гражданами. Его точностьзависит от уровня правосознания субъекта.
Результатомтолкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права.Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатомуяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практическийэффект толкования. В связи с результатом толкования различают:
v Распространительное толкование–действительное содержание шире еебуквального текста.
v Ограничительное толкование – действительное содержание нормы ужеее текстуального выражения.
v Буквальное толкование – действительное содержание нормысоответствует буквальному тексту.
Естественно,нормы права толкуются адекватно (буквально). Ограничительное ираспространительное толкование применяется при расхождении содержания толкуемойнормы и ее текстуального выражения, что является исключением из общего правила
Толкование являетсяэффективным способом решения проблем юридических разногласий, что даетвозможность выявить спорные и коллизийные нормы в законодательстве, установитьсвязь общих и специальных норм, помогает правильно понять сферу их действия,круг личностей, на которых распространяется их действие, содержание того илииного законодательного термина. Кроме того, толкование норм права позволитвыявить и преодолеть провалы и коллизии в праве, принять правовую норму,которая будет полнее и эффективнее регулировать соответствующие общественныеотношения.
Списокиспользованной литературы
норма правосубъект толкование
1. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник, Харьков2000. -480 с.
2. Пастернак Е.Н. Теория права, Севастополь, 2009 – 311 с.
3. Спасов Б.П. Закон и еготолкование, М., 1986.
4. Пиголкин А.С. Толкованиенормативных актов в СССР., М., 1962
5. Вопленко Н.Н. Официальноетолкование норм права. М. 1976. 8. Теоріядержави і права. М.: Видавництво «Зерцало», 1998
6. Васьковский Е.В. «Керівництво до тлумачення і застосуваннязаконів.» М: Юридичне бюро.
7. Теория государств и права: курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова,А, В. Малько. – М.: 1997.
8. Алексеев С.С. «Теория права. – 2-е изд., переработка идороботка.» – М.: БЕК.
9. rudiplom.ru/lekcii/pravo/teoriapig/37.html (2010. 15 апр.)
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права., М.: 1993.
11. Заєць А.Г. Тлумачення норм права – спеціальний вид юридичноїдіяльності // Збірник наукових праць «Держава і право» №28 Київ. – 2005.
12. Онищук М.В. Колізії у законодавстві України: причини та шляхиподолання. – Правова держава. – Вип. 7. – К., 1996.