Курсовая работа
Виды монархий в современном мире
Выполнил студент
Захаров Т.В.
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность монархии
1.1 Признаки монархии как формы правления
1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления
2. Виды монархий как формы правления
2.1 Абсолютная монархия
2.2 Ограниченная монархия
2.2.1 Дуалистическая монархия
2.2.2 Парламентарная монархия
2.3 Исторические виды монархий
3. Современные монархические государства
3.1 Монархия в Великобритании
3.2 Монархия в Японии
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Приложение
монархия правление государство
Введение
В настоящее время вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности, во все исторические эпохи многие мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Некоторые из них (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.
Мона́рхия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος — «одиночный, единый» и греч. ἀρχων — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.
Монархия с точки зрения монархистов — это система власти, непроизводная от каких бы то ни было земных институций и данная свыше. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога по праву рождения. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.
Целью данной работы является исследование понятия и видов монархии в современном мире.
Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:
— монархия — одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (III—II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.
— на сегодняшний день число монархий в мире довольно велико, среди монархий есть крупные страны — Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч человек (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).
— российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.
1. Понятие и сущность монархии
Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия
Престолонаследие — переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства.
В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае временного отсутствия монарха, его продолжительной болезни, малолетства.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, так было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
1.1 Признаки монархии как формы правления
Основными признакамиклассической монархической формы правления являются:
ü наличие единоличного пожизненногоглавы государства (царь, король, император, шах);
ü наследственный порядокпреемственности верховной власти;
ü юридическая безответственностьмонарха.
Возникнув в условияхрабовладельческого общества, монархия становится основной формойгосударственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, восновном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.
1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:
ü Монархия считается иногда«богоугодной» формой государственного устройства, в то время как республика — «выдумкой дьявола»;
ü Монархия обеспечивает единство и, какследствие, прочность системы власти;
ü Монарх в силу своего положения вышелюбой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
ü При монархии больше возможностиосуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
ü При монархии больше возможностиосуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочнойперспективе, но непопулярные в ближнесрочной;
ü Монарх гораздо больше, чем избранныйруководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое имгосударство;
ü Монарх, как правило, с детствавоспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителемгосударства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такойдолжности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций неполучит человек некомпетентный или злонамеренный;
ü Замещение власти проходит не поспособностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможностьпроникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
Недостатками монархии называют:
ü Замещение власти проходит не поспособностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховнуюгосударственную власть может получить человек, совершенно не готовый кисполнению подобных обязанностей;
ü Монарх не несет юридическойответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятиюрешений, объективно не отвечающих интересам государства;
ü При монархии больше теоретическойвозможности для возникновения диктатуры;
ü При монархии плюрализм мненийобеспечивается хуже, чем при других формах правления;
ü Прав у родственников монарха намногобольше с рождения, что противоречит принципу «все люди рождаются свободными иравными» (впрочем, сами монархисты никогда и не признавали этого принципа).Часто также существует сословное неравенство, т.е. разные люди с рожденияобладают разными правами.
2. Виды монархий как формы правления
Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.
2.1 Абсолютная монархия
Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления – отсутствие, каких–либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного экономически господствующего класса. Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления. Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
2.2 Ограниченная монархия
Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).
Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно – представительная монархия – форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).
Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правлении, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.
2.2.1 Дуалистическая монархия
Дуалистическая монархи является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения.Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.
В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.
2.2.2 Парламентарная монархия
Парламентарная монархия более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.
В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую теократическую монархию.
2.3 Исторические разновидности монархий
В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные. Патриархальная монархия (традиционная). Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.
Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай — принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом — так она и воспринимается в христианском богословии. Сакральная монархия — это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.
Древневосточная монархия
Организациягосударственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия,Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.
Деспотия — (греч.despot(ia — неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти,реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.
Следует отметить, чтодеспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странахДревнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителейдревневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканскогоправления:
ü в древнем Шумере — избрание правителясоветом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и советазнати;
ü в древней Индии — наличие Советацарских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканскойформе правления.
ü Сделав, таким образом, оговорку,можно дать следующее определение: Восточная деспотия — такая форма правления,при которой подданные полностью зависят от произвола властей.
Древнеримская монархия(30г. до н.э. — 476г. н.э.)
Выступавшая в формеимперии, имеет в своем развитии два периода:
ü принципат;
ü доминат.
1) Принципат — (лат.principatus, от princeps — первый, глава) форма рабовладельческой монархии, прикоторой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактическипринадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).
2) Доминат — (от лат.dominatus — господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Римесо времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).
Феодальная(средневековая) монархия
Феодальная монархияпоследовательно проходит три периода своего развития:
ü раннефеодальная монархия;
ü сословно-представительная монархия;
ü абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия- как форма государственного правления вырастает непосредственно изродообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское,Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).
Раннефеодальное государствохарактеризуется следующими признаками:
ü раздробленность территории;
ü слабость центральной власти;
ü непрочность государственногоустройства;
ü наличие остатков родовогосамоуправления.
По мере развитияфеодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободныекрестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступалиуже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд,полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личноевластвование на своей территории и защищались от нападения извне.
Одновременно формировалсяаппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частнойвласти крупных феодалов.
Вследствие завоеванийслабо организованных народов возникли разновидности раннефеодальногогосударства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого иЧингисхана).
Создававшаяся в центресильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружинойи народным ополчением. Непрочность таких государственных образованийобуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованыиспользовать государственную власть в собственных экономических интересах, а нена благо государства в целом.
Поэтому и создавалиськрупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральнойвласти.
Таким образом, сразвитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальнойимперии и она распадается на отдельные изолированные государства.
Сословно-представительная монархия– это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы — сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.
Сословно-представительныесобрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьегосословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой,как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью,контролем за финансами.
В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.
Абсолютная монархия –рассмотрена в пункте 2.1
Тирания
По Аристотелю: искажение монархии есть «тирания».
Тирания — власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: «Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники».
Тирании — часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый — период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй — эпоха итальянского Возрождения.
3. Современныемонархические государства
Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.
В современном мире имеется ряд государств, которые относятся к разряду «конституционных» монархий. Современные европейские монархии считаются цивилизованными, в отличие от прежних, нецивилизованных», абсолютистских. Основным недостатком последних называют их неограниченность, возможность управлять без согласований с кем бы то ни было. Отсюда как следствие «фаворитизм» — выдвижение случайных, порой невежественных людей к рычагам общегосударственного управления.
Европейская мысль нашла выход: власть монарха должна быть ограничена. Закон должен быть для всех, который даже монарх нарушить не может — конституция. Установление монархом ограничивающей его Верховную власть конституции считается переходом к конституционной монархии.
Но, так как условия жизни постоянно меняются, буква закона не совершенна, необходимо её корректировать. Так вот, корректирует уже не монарх, а некий демократический орган, чаще всего парламент.
Реальной Верховной властью обладает не тот, кто устанавливал основной закон государства (конституцию), а тот, кто его может изменить или отменить. При этом монарха могут наделить весьма обширными полномочиями, что чаще всего и вводит в заблуждение – у монарха действительно очень много власти. Вся проблема в том, что этой власти недостаточно, чтобы провести коренные преобразования без согласования с демократическими органами, а фактически – с теми силами, которые их контролируют.
Рассмотрим более подробно несколько европейских конституционных монархий.
3.1 Монархия вВеликобритании
Британская конституция — конституция не писанная, акт который был официально провозглашен основным законом, в Великобритании не существует. Не писанная же конституция Великобритании состоит из трех категорий:
1. норм статутного права;
2. норм case Law ( прецедентного права );
3. норм, представляющих собой не что иное, как конституционные обычаи.
Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,- государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко — географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления,- Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.
Великобритания — конституционная монархия, главой государства является король (королева ). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля — он носит титул принца — консорта. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II, коронованная в 1952г.
Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.
Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой английской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.). Король также является главой государства бывших британских доминионов — Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, — ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.
Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.
Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров, — правительством Ее Величества во главе с премьер — министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр .
Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937, 1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972.
Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер — министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер — министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.
Если премьер — министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его приемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер — министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.
Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются не писанным правом, а также зависят от политических обстоятельств.
Согласно обычаю, премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.
Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер- министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно признается, что вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер -министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.
Премьер-министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер — министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.
Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер-министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер-министра включает лиц, являющихся гражданами служащими — чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов. В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом.
Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет — это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.
Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер-министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер-министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств. Работа кабинета организуется аппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер-министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.
В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских островных советов. В течении 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения, некоторые советы были упразднены, появились новые.
По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по разному. Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа. Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года.
Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета. К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения и.т.д.
3.2 Монархия в Японии
После капитуляции Японии второй мировой войне верховную власть в стране, по соглашению с союзниками, осуществляла американская военная администрация, одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны. В рамках этого процесса в Японии была разработана новая конституция, принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 года.
Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы, ввела всеобщее избирательное право. В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провозглашен один из фундаментальных принципов классической демократии — принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха. Из персоны «священной и неприкосновенной» он превратился в «символ государства и единства народа». Однако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение. Не содержит конституция положений и главе государства. В следствии этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том, является главой государства император. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер — министр. Широко распространены также теории, в которых утверждается, что Япония существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности. Согласно конституции, император «от имени народа» созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты; промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер-министра по рекомендации парламента; награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других полномочий, главным образом, имеющих лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена. Таким образом, император не обладает полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, и может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и одобрению кабинета министров, который несет за них ответственность.
Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г).
В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро. Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра. Согласно конституции, кабинет министров, наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров; организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах. Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы — именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.
Премьер-министру предоставлены широкие права, что делает его самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров. Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице-министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства. При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат. Совещательным органом при премьер министре является совет национальной обороны. Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер-министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого — либо министерства. Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств. Все министерства Японии построены в общем по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние — на отделы и секции. Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому — либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.
Местное самоуправление в Японии
В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально — административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее — муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200.
Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания. Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Собрания возглавляются председателями.
Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах — губернаторы, в городах — мэры, в поселках и деревнях — старосты.
Заключение
В последние годы процесс «республиканизации» в мире заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами.
Современные европейскиемонархии считаются цивилизованными, в отличие от прежних, «нецивилизованных»,абсолютистских. Во всех монархических государствах современности, независимо отих форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя вподавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.
Кроме того, в современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.
Что касается Российской Федерации, то некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона – Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.
Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь авторитет монарха полностью зависит от его государства.
Однако, следует иметь в виду, что современные представители государственного права считают «конституционной» монархией, сочетающей будто бы различные элементы в одной Верховной власти, есть, таким образом, в действительности не что иное, как еще не вполне организованная демократия. Она уже победила в сознании народов, она уже стала фактически верховной властью, но еще пока не выбросила из числа своих делегированных властей остатков монархии и аристократии, еще не заменила этих обломков прежнего устройства одной палатой народных представителей.
Глоссарий
Абсолютная монархия
Разновидность монархической формы правления, предполагающая неограниченную власть монарха, т.е. юридическое и фактическое сосредоточение государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха
Деспотия
Форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата
Доминат
Неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.)
Древневосточная монархия
Первая в истории человечества форма государственного правления, (характерна для Древнего Египта, Вавилона, Ассирия, Древнего Китая, Древней Индии и др.) основная характерная черта – деспотия
Дуалистическая монархия
Форма конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией, но в заданных ею рамках монарх обладает полной свободой принятия решений
Конституционная (ограниченная) монархия
Монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями
Монархия
Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти
Парламентарная монархия
Форма конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию
Престолонаследие
Переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке
Принципат
Форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов)
Сословно-представительная монархия
Это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий
Теократическая монархия
Монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру, в таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом
Тирания
Власть эгоистического правителя, тирану свойственны жестокие методы правления
Список литературы
1. Аристотель Политика. — СПб.: Азбука, 2000.
2. Бержель. Ж.-Л. Общая теория права. М., 2003.
3. Богусловский В.В. Правители России. – М.: ОЛМА – Пресс Гранд, 2006.
4. Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2004.
5. Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2001.
6. Дементьев В.В. Государственно правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика – Ярославль, 2004.
7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Методическое пособие. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2001.
8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2001. — С. 194
9. Макарова Е.А. Монархическая система Великобритании. – Таганрог, 2004.
10. Макаренко М.Н. Теория государства и права. М.: Издательство «Зерцало», 2005.
11. Попова Т.Ф. Российская монархия: эпохи, события, судьбы. – М. Астрель: АСТ, 2006.
12. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 2002.
13. Проценко Ю.П. Образование и развитие абсолютной монархии в России. – Волгоград 2004.
14. Пчёлов Е.В. Монарх России: Монография. – М.: ОЛМА – пресс, 2003.
15. Рассел Бертран История западной философии — Т.1 Древняя философия. Католическая философия. В 2-х т.Науч.ред. В.В. Целищев — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.
16. Солоневич И. Народная монархия. М., 2003.
17. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 2001.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений, 2002.
19. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии. Титулы. Под ред. В. Бутромеева — М.: Деконт+Подкова, 2000.